Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы

Аверина Екатерина Александровна 2011

2011 Философия. Социология. Политология №1(13)

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Е.А. Аверина

ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Рассматриваются различные подходы к пониманию феномена интеграции в сообщество, а также основные факторы и агенты, влияющие на данный процесс.

Ключевые слова: интеграция, люди с ограниченными возможностями.

Однако подготовка условий жизни для людей с ограниченными возможностями в нормальном обществе требует определенных действий. Речь идет о том, чтобы дать инвалидам те же условия, что и здоровые люди. Эта проблема может быть решена на уровне интеграции с использованием соответствующего оборудования, которое предполагает внедрение технических и организационных возможностей, чтобы помочь людям с инвалидностью функционировать как можно лучше. Интеграция в процессе образования происходит в семье, школе и в более широком окружении среди сверстников и взрослых.

Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, прежде всего, это означает гуманизацию социальных отношений, рост приоритетности в обществе проблем человека или группы в сравнении с проблемами трансформаций социально-экономического пространства. И действительно, еще в 90-е годы были приняты нормативно-правовые акты, создающие предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинств каждого человека независимо от его способностей или убеждений. В частности, основной закон в сфере защиты инвалидов Закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ и Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ.

Семейная интеграция варьируется от равнодушного обращения, терпимости и естественного приема в семью до осознанного принятия. Школьная интеграция является более сложной проблемой, особенно когда люди подвергаются серьезным отклонениям. В этом случае необходимо выяснить, могут ли они предоставить им дополнительные необходимые условия дома и в школе. Интеграция в более широкие среды, окружающая среда среди сверстников и взрослых может осуществляться организованным или неорганизованным образом. Организованные виды спорта будут организованы, такие как спортивные клубы, поездки, школьная забава.

Однако в действительности, в условиях социально-экономических преобразований усиливается социальное расслоение общества, воспроизводятся различные формы социального неравенства, наблюдается интенсификация процессов маргинализации целых социальных групп . Прежде всего, это относится к людям с ограниченными возможностями. Как показывает официальная статистика, их количество неуклонно растет. По данным директора департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России Г.Г. Лекарева, по состоянию на 1 октября 2010 года в Российской Федерации насчитывается 13,15 млн инвалидов .

Неорганизованные формы будут возникать во время любой встречи и играть с соседями, школой, улицей и контактами со взрослыми соседями и случайными посетителями. Обе формы важны, и нужно стремиться к тому, чтобы они происходили в жизни детей. Халк предложил идею социальной интеграции в специальном образовании, обращая особое внимание на необходимость тщательной подготовки условий для системы интеграции. Успех и результаты интеграции являются решающими. - подготовка инвалидов - подготовка персонала для его реализации - подготовка социальной среды - подготовка физической среды Что касается инвалидов, их физические, умственные и социальные улучшения имеют первостепенное значение.

Уровень развития любого общества определяется не только экономическими характеристиками, но и его отношением к обездоленным и инвалидам. Известно, что на разных этапах развития цивилизации у людей существовали неоднозначные критерии оценки человеческой неполноценности, что являлось характеристикой производственных сил, культуры общественного сознания по отношению к физическим и психическим качествам личности. В настоящее время российское общество находится в типичной для трансформационных периодов ситуации, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права «особого» человека на развитие, образование, социальную интеграцию и фактическим отсутствием механизмов его реализации.

Речь идет об изучении позитивного отношения к другим и изучении навыков социального поведения в разных ситуациях. Также важно подготовить людей с ограниченными возможностями к выполнению определенных социальных и профессиональных функций. Что касается социальной среды, важно следующее: - правильное социальное отношение к людям с ограниченными возможностями, - участие семьи как жизненно важная связь в интеграции. - отмена правовых норм, ограничивающих социальное функционирование инвалидов, - воспитание детей и молодежи в понимании и терпимости.

Рассмотрим подходы к пониманию интеграции и факторы, влияющие на данный процесс.

Процесс интеграции (от лат. т1е§га1:ю - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости .

Э. Гидденс трактует интеграцию как упорядоченное взаимодействие между индивидами, коллективными образованиями, основанное на отношениях относительной автономии и зависимости между участниками интеракции . Упорядоченность в качестве основы интеграции рассматривает Ч. Миллс, указывая на важность административного ресурса, социального контроля в достижении целостности общества . В качестве собирательной категории рассматривает интеграцию Дж. Тернер . По его мнению, интеграция как понятие включает три измерения: степень координации социальных единиц; степень их символической унификации и степень противостояния, конфликта между ними.

Важно устранить архитектурные и городские барьеры для инфраструктуры по отношению к физической среде. Интеграция является законной и законной тенденцией, и ее организационные формы, несомненно, будут продолжать расти и углубляться. Тем не менее, для достижения интеграции необходимо учитывать ряд критериев, с тем чтобы была возможна подлинная интеграция. Международный год инвалидов принес дополнительные импульсы для распространения в школах, интеграции сверстников в качестве альтернативных форм ухода, образования и образования детей с отклонениями от нормы и разработки правовых основ функционирования определенных специальных образовательных концепций.

Т. Парсонс, описывая процессы интеграции индивида в социальную систему, за основу данного процесса принимает интернализацию общепринятых социальных норм. Он доказывает, что функция социальной интеграции обеспечивается деятельностью социальных подсистем. Причем центральный фокус процесса социальной интеграции состоит в интернализации культуры того общества, где родился индивид . Таким образом, следование общезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры индивида, его потребностью. А значит, развитие и жизнедеятельность личности прежде всего совершаются в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности, в процессе межличностного взаимодействия.

В Европе следующие основные понятия дистанционного обучения между специальными школами и общеобразовательными школами. Это: школы интеграции - дети с различными отклонениями от стандарта посещают обычные школьные классы; классы интеграции - полное или частичное включение детей-инвалидов в обычные классы; совместные занятия - посещение только для некоторых общих видов деятельности; вспомогательные классы - организация специальных групп в обычных школах; Поддержка преподавателей. Включите специалистов в определенную область в качестве дополнительных в классе.

Такое взаимодействие позволяет человеку конструировать представление о самом себе, осознавать свои собственные физические, интеллектуальные и другие качества, формировать самооценку. Следовательно, социальная среда, группа, общество в целом являются определяющими факторами специфики процесса социализации индивида.

Пространство социальной интеграции способствует развитию коммуникативной культуры человека, предоставляет возможности для сознательного и бессознательного обучения необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального действия с помощью социальных ролей и формирует у индивида такое социальное поведение, которое ожидаемо обществом и обусловлено социальным статусом.

Индивидуальное обучение - работа по индивидуальной программе в постоянном контакте со сверстниками дома и в школе под руководством учителей специальных и массовых школ. Интегрированная система образования и обучения состоит из максимального включения детей и подростков с нормальными отклонениями в обычные школы и другие образовательные учреждения, что позволяет им расти в здоровых сверстниках, насколько это возможно. В случае лиц, находящихся в лечебных учреждениях, - для обеспечения наиболее общего контакта с внешней социальной средой.

Д.В. Зайцев дает следующее определение: «Социальная интеграция личности - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности» .

Таким образом, в целом, интеграция это процесс, в ходе которого не только индивид стремится максимально адаптироваться к жизни в обществе, «встроиться» в его структуру, но и оно, в свою очередь, предпринимает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к особенностями конкрет-

Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями сталкивается с различными барьерами, присущими цивилизации, социальной среде, культурным ценностям и способам поведения людей и в процессе обучения детей и молодежи. Из-за характера этих барьеров их можно разделить на: - физические, социальные, культурные, образовательные. Физические барьеры являются главным образом архитектурными барьерами, которые препятствуют свободному функционированию людей с ограниченными возможностями. Эти барьеры заключаются в разработке маршрутов связи, архитектурных объектов, коммуникационных сред.

ного индивида на основе принципов толерантности, объективности, социальной справедливости.

Реализация данных принципов в отношении лиц с ограниченными возможностями в определенной степени предопределяет успех интеграционных механизмов, эффективность процесса включения в общество таких лиц.

Какие же факторы влияют на процесс включения в общество?

По этой причине дети и подростки с высоким уровнем двигательной дисфункции обречены на индивидуальное домашнее образование, а дети с более глубоким визуальным и слуховым повреждением помещаются в специальные центры вдали от дома. Еще один вид отказа от интеграции приносит с собой социальные барьеры. Это все виды взглядов и предрассудков в отношении людей с ограниченными возможностями. Они вызывают ограничения в общественной жизни, деятельности и ролевой игре. Они устанавливают узкий круг рабочих мест и рабочих мест.

Хотя в последние годы этот барьер был ослаблен, есть случаи нежелания некоторых сотрудников предоставлять инвалидам рабочие места, определенные роли и должности. Иногда эти предубеждения являются эмоциональными, что включает в себя предотвращение социальных и профессиональных контактов с инвалидами и даже нежелание учителей работать в интегративных формах образования. Культурные барьеры присущи культурным влияниям, которые с ранних лет жизни подчиняются детям в их среде. С раннего детства ментальная структура когнитивной структуры человеческого тела, физический облик.

С позиции человека с ограниченными возможностями, прежде всего, на процесс интеграции влияют его личностные особенности, проявляющиеся на разных уровнях социальной коммуникации.

Личностные проблемы

Один из основных факторов успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество - это их отношение к себе, своим действиям, ближайшему окружению и наличие желания быть интегрированным. Как показывают исследования М.Ю. Сусловой, анализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения последствий собственной деятельности склонны 45 % респондентов, как отмечает автор, преимущественно молодёжь, тогда как люди старшего возраста склонны обвинять окружающих, если в их жизни происходят неудачи .

Ребенок постоянно чувствует ценность здоровья и фитнеса. Они убеждены, что красота обеспечивает привлекательность и социальный успех. Поэтому дети часто испытывают отрицательные эмоции и поведение во время первого контакта с людьми, страдающими от видимой инвалидности. Иногда дети и молодые люди с ограниченными возможностями склонны к так называемому. Камуфлируйте свои негативные эмоции против людей с ограниченными возможностями. Они используют сложные способы избежать этих контактов со своими сверстниками, маскируя их нежелание.

Исследователи отмечают, что студенты-инвалиды обычно не любят других студентов в классе и не чувствуют себя хорошо. Чаще всего интеграция начинается и заканчивается в классе или школе. Ток находится под контролем учителя. Учащиеся с ограниченными возможностями, зная ожидания учителей в плане интеграции, приспосабливаются к ним. В контрольных ситуациях есть определенное позитивное поведение по отношению к своим коллегам с ограниченными возможностями. Это часто приводит к тому, что учитель не понимает, что человек, который не работает, изолирован в группе.

У некоторых индивидов с ограниченными возможностями активизируется стремление жить среди здоровых людей, что формирует активность и стремление к профессиональной ориентации. Однако нередко включение в среду может приносить разочарование. Это связано с тем, что вхождение в жизнь наравне с «нормальными» людьми вызывает стресс, который связан с действием механизмов, описанных Ч. Кули в теории «зеркального Я». Иными словами, разочарование и нежелание участвовать в жизни общества после первого опыта связаны не только с реальными дискриминаторными практиками, но и самовосприятием человека, которое он переносит на контакты с окружающими. Сами инвалиды говорят об этом: «Моя заветная детская мечта - быть, как все. Но меня постоянно рассматривали, будто я какое-то чудо-юдо, я всегда была (ощущала себя) “не такой”» .

Точно так же взрослые реагируют. Во время контакта с человеком с ограниченными возможностями они чувствуют себя дезориентированными, испытывают недостаток компетентности в желательном поведении и часто уходят от контакта. Иногда у них есть негативный образ инвалидности - человек с инвалидностью является человеком с ограниченными возможностями. Суть образовательного барьера заключается в дидактическом процессе традиционной школы и прикладных организационных и образовательных процедурах. Мотивация учеников к достижению их результатов не способствует развитию позитивных отношений между инвалидами и инвалидами.

Люди с ограниченными возможностями очень часто стремятся интегрироваться в общество. Если человек всеми силами стремится интегрироваться в повседневную жизнь, а общество не предоставляет со своей стороны условий для реализации его потребностей, то он, не встретив должной поддержки, постепенно утрачивает интерес к обыденной, повседневной жизни общества. Причем многим требуются лишь одобрение и поддержка, они, как правило, стоят на позиции: «Не мешайте, а всё остальное я сделаю сам», «... хотя некоторые сразу же начинают разговор с обсуждения моей «дефективности» и искренне недоумевают, услышав в ответ: “сам дефективный”» , «Мы, инвалиды, нуждаемся в том, чтобы нас воспринимали как равных полноценных людей, как бы странно это ни звучало» .

Достижения в области образования оцениваются. стандартные требования. Они не учитывают индивидуальные различия. Инвалиды подвергаются стрессу конкуренции в неравных условиях. Проигравшие - не привлекательные участники. С другой стороны, люди, которые чувствуют себя комфортно, находятся в неблагоприятном положении, когда их коллеги-инвалиды получают более высокие оценки за выполнение, например, пластической работы на гораздо более низком уровне производительности. Точно так же стратегия оценки поведения детей не способствует развитию отношений между ними.

Семейная поддержка

Каждая семья по-разному реагирует на появление в своем составе человека с ограниченными возможностями: ребенка или взрослого - неважно. Каждая семья имеет свои ресурсы и свои особенности. Изменения, произошедшие в семейной социальной политике российского государства за по-

следние десятилетия, способствовали тому, что в настоящее время происходит возвращение семье ответственности за решение важных для нее вопросов, которой она была лишена на протяжении длительного времени. Часть полномочий государство передает семье, оставляя за ней право, решать проблемы (материальные, педагогические, психологические и т.д.), удовлетворять потребности инвалида в самореализации, самоутверждении как полноценного человека, исходя из собственных ресурсов. И на самом деле семья является одним из мощнейших ресурсов для интеграции инвалида в обществе. Особую роль играют родители ребенка с ограниченными возможностями, ведь именно от них зависит, в какой детский сад или школу будет ходить ребенок, каков будет круг его общения и социальных связей. Позиция семьи в отношении инвалида влияет на его дальнейшую жизнь, выбор работы, активность в обществе, отношение к себе и другим.

Учителя склонны изолировать «лучших» и «худших» студентов от класса. Здоровье, личность и социальные детерминанты не принимаются во внимание. Этот метод оценки не учит детей понимать их поведение, особенно поведение слабых, подавленных, больных. Неудача часто является фактором, который делит группу. Иногда учителя рекомендуют инвалидам, сидящим на отдельных скамьях. Это способствует стигматизации этих людей и увеличению психических расстояний детей-инвалидов. Отсутствие методологической компетентности учителей, необходимых для оказания специальной помощи в обучении студентов с умственными, зрительными и слуховыми нарушениями, снижает их дидактические и оценочные критерии.

«Основное требование моих родителей - ты должна уметь делать все, что делают другие дети... в школу меня взяли только благодаря настойчивости мамы» . «Родители обходились со мной как с полноценным ребенком, и теперь я понимаю, что это был единственно правильный подход, -подобное отношение придавало мне уверенности» .

Нормативно-правовой аспект

Чрезмерная снисходительность вызывает регресс их достижений в науке. Допинг людей с инвалидностью и толерантность к людям с инвалидностью отличает эти группы и неблагоприятно влияет на их взаимное признание и сотрудничество. Проблема также связана с организационной сферой во время обучения обеих групп. Студенты с ограниченными возможностями с ограниченными возможностями не только учиться, но и общаться, требуют дополнительного времени со стороны учителя. В группе также есть люди, чьи способности и способности обгоняют период развития сверстников. способных детей.

Современная законодательная база определяет особые права инвалидов, к числу которых относятся:

1. Особые условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.

Учитель не может правильно обучать всех учеников. Другая проблема заключается в том, что учащиеся с ограниченными возможностями обучения учатся находиться в атмосфере душевного дискомфорта. В то же время занятия с участием учащихся с ограниченными возможностями фокусируют свое внимание, замедляют темпы обучения, часто снижая их ожидания. Исследования по интеграции людей с инвалидностью с инвалидами показывают, что мы часто сталкиваемся с так называемым. «Интеграционная игра». Лица с ограниченными возможностями играют роль инвалида только в формальных структурах.

2. Право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

3. Создание специализированных государственных служб: медико-

социальной экспертизы и реабилитации, которые призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.

Законы обращают внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в них говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности, статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности.

Однако в реальности реализация большинства законов проходит формально, практически все льготы заменены компенсационными выплатами, базбарьерная среда существует только в многочисленных проектах, программах и отчетах.

Отношение общества

Для продуктивного взаимодействия человека с ограниченными возможностями и общества необходимо преодолевать стереотипы, формировать новые модели отношения между ними. Исследования показали, что наиболее доброжелательное отношение к человеку с ограниченными возможностями проявляется в ситуации, не требующей близкого контакта, либо предполагающей общение на равных: «. мы обучением инвалидов не занимаемся, но если появится такой слушатель и будет нужно, можем и мышь специальную для ПК купить или джойстик» .

Отношение к инвалидам здоровых - один из важнейших социальнопсихологических факторов интеграции. Даже имея возможности участвовать в жизни общества, инвалид не всегда может реализовать их просто потому, что здоровые не хотят вступать с ними в контакт, «. хотя, конечно, помогают, но все равно как-то не искренне, как будто - вот нужно помочь, они и помогают» .

Как отмечает Е.Р. Ярская-Смирнова , характер отношений инвалидов и не инвалидов целесообразно рассматривать с точки зрения воспроизводства как символического, так и реального социального неравенства, применив стратификационный анализ к явлению инвалидности. Социокультурная перспектива стратификационного анализа устанавливает, что инвалидность в большинстве случаев производится обществом: бедностью, наносящими вред здоровью или опасными для жизни условиями труда, качеством продуктов потребления, профессиональными стереотипами, неудачной социализацией, противоречивыми нормами и ценностями. Специфика селективного обучения, принятого сегодня в российской школе, существенным образом способствует усилению социальной дифференциации и неравенства.

Таким образом, общественное мнение является одним из основополагающих для формирования системы образования и реабилитации, а значит, и интеграции.

Проблема получения образования

Основная проблематика системы образования связана с типом учреждений, в которые направляется человек с ограниченными возможностями. Чаще всего ребёнок направляется в закрытые учебные заведения, главная цель которых подготовить детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни, труду и интеграции в общество. Но на практике сначала детей изолируют от общества, а затем готовят, чтобы они в него вернулись. Дети замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка, на его готовности к самостоятельной жизни и дальнейшему получению образования. «Если мы внимательно посмотрим на то образование, которое получают люди с нарушением слуха, мы обнаружим, что они обучаются 12 лет в школе-интернате. Получают образовательный документ об окончании 9-го класса!!!» . «В принципе, у ребят интерес, мотивация есть, но те знания, которые они получили в спецшколах, обучались на дому они не гарантированы.. Потому что вся проблема. что базовый уровень низок, он не соответствует тем требованиям, которые предлагают вузы.» .

В последнее время часто идут дискуссии о необходимости развития инклюзивного образования в России, которое позволило бы смягчить или вовсе снять интеграционные проблемы. Однако в данный момент система образования и общество в целом не готовы в масштабной реализации данной программы, и инклюзивное образование остается делом частных инициатив родителей. Одним из направлений в данной области можно считать тенденцию перехода к формированию классов для нетипичных детей в рамках общеобразовательной школы. Однако эти дети не выделяются из общей массы, иными словами, не имеют явных признаков ограничения возможностей. А значит, и проблемы интеграции возникают у них реже.

Высшее образование также для большинства инвалидов недоступно. В первую очередь это связанно с отсутствием доступной среды для человека с ограниченными возможностями. «Все сводится к тому, что если Вы чувствуете себя способным преодолевать все трудности и барьеры, которые существуют. мы Вас примем и учитесь. Если вы не сможете преодолеть, то никакого сопровождения, никакой помощи, никакого понимания со стороны университета, со стороны администрации, со стороны преподавателей, к сожалению, ожидать не приходится» . Такая ситуация характерна для большинства учреждений высшего и среднего образования. Хотя отдельные вузы реализуют программы сопровождения инвалидов. Например, Томский политехнический университет и Томский университет систем управления и радиоэлектроники.

Возможности среды

К средовым факторам, влияющим на процесс интеграции инвалидов в общество, прежде всего, относятся: приспособленность инфраструктуры и наличие рабочих мест для обозначенной категории граждан.

«Трудности у нас следующие: если ты кончаешь школу на дому, то имеешь недостаток знаний. Вторая трудность в передвижении. Мало что доступно для нас. Третья трудность - это психологические барьеры» .

Социальное обеспечение предполагает осуществление мероприятий по обеспечению людей с ограниченными возможностями соответствующей работой, в том числе создание для них специализированных условий труда и организации контроля за применением их труда. Использование труда инвалидов может быть выгодно обществу и в ряде случаев представляет собой супероптимальное решение. Поскольку инвалиды получают доход, а общество дополнительные трудовые и социальные ресурсы. Трудоустройство является видом социального обслуживания, способствующего, в частности, восстановлению утраченной трудоспособности, приспособление к новым условиям труда. Для осуществления мероприятий по трудоустройству граждан, частично утративших трудоспособность, право предусматривает целый ряд специализированных услуг, связанных с подготовкой и вовлечением в трудовую деятельность.

Процесс интеграции сложен. На него влияет ряд факторов, среди которых наиболее важными являются:

1. Несовершенство законодательной базы;

2. Нежелание индивида позитивно относиться к сложившейся ситуации, искать внутренние и внешние ресурсы, а зачастую и использовать предложенные;

3. Зависимость процесса интеграции от личностных особенностей и индивида и опыта семейных взаимоотношений.

Для преодоления этих трудностей необходимо:

1. Развивать и совершенствовать систему реабилитации, расширять возможности среды по средствам усовершенствования инфраструктуры.

2. Использовать возможности СМИ, особенно электронных, для информирования людей с ограниченными возможностями об имеющихся у них и для них возможностей, а также «сообщения» окружающим о «достижениях» «инвалидов».

Но, прежде всего, в процессе интеграции необходимо ориентироваться на внутренние возможности и ресурсы человека, на основании которых он определяет себя, свое будущее место в обществе.

Литература

1. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М.: Институт социологии РАН, 2007. 320 с.

2. Жить в дружелюбной среде [Электронный ресурс]: Особое мнение Григория Лекарева. иЯЬ: ЬЦр://шшжга^ошз.шЛззие.Ь1т1?М=296801 (дата обращения: 21.01.2011)

3. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003. 255 с.

4. Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Доб-ренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 145.

5. Тернер Д. Аналитическое теоретизирование. Процессы интеграции // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 2. С. 237.

6. Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 474-476

7. Суслова М.Ю. О социализации молодого инвалида // Социологические исследования. 2000. №6. С. 137-139.

8. Данилова Е. Доступность образования для инвалидов: личный опыт // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов / Под ред. д.с.н., проф. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2007. С. 13-18

9. Отношение провайдеров и потребителей к дополнительному образованияю инвалидов // Дополнительное образование инвалидов в контексте приоритетов социально-экономического развития / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», М.: МОНФ. № 196. 2007. 256 с.

10. Ярская-СмирноваЕ.Р. Социокультурный анализ нетипичности / sstu-socwork.da.ru

11. Дополнительное образование как фактор социально-экономической интеграции инвалидов: Томск // Дополнительное образование инвалидов в контексте приоритетов социальноэкономического развития / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: МОНФ. № 196. 2007. 256 с.

12. Рыкун А. Дополнительное образование для инвалидов в Томске и области: попытка обобщенно-отстраненной оценки // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга. С. 153-162

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Петросян, Владимир Аршакович. Интеграция инвалидов в российское общество: диссертация... доктора социологических наук: 22.00.04 / Петросян Владимир Аршакович; [Место защиты: Рос. гос. соц. ун-т].- Москва, 2011.- 345 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-22/12

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования процесса интеграции инвалидов в общество

1.1. Теоретические основы сущности и содержания понятия «интеграция инвалидов в общество» 21

1.2. Методология социологического анализа интеграции инвалидов 56

1.3. Объективные и субъективные условия эффективности интеграции инвалидов в общество 76

Глава II. Институциональные основания интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья

2.1. Социально-правовые нормы международного, российского и регионального законодательства, регламентирующие интеграцию инвалидов 111

2.2. Конкретно-историческая обусловленность восприятия интеграции инвалидов 137

2.3. Деструктивные элементы социальной среды интеграции инвалидов 156

Глава III. Интеграция инвалидов в социум московского мегаполиса: социологическая оценка

3.1. Повседневная жизнедеятельность города Москвы как условие процесса интеграции инвалидов 177

3.2. Оценка инвалидами качества социальных услуг как фактора их интеграции 216

3.3.Отражение практики интеграции инвалидов в материалах средств массовой информации 237

Глава IV. Основные направления социальной защиты инвалидов в москве как фактор их социальной интеграции

4.1. Особенности социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве 261

4.2. Организационные формы и технологии интеграции инвалидов в общество 284

Заключение 306

Библиография 319

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование процесса интеграции, разработка его принципов, механизмов, ключевых направлений, практическое решение задач интегрирования в общество лиц с ограничениями жизнедеятельности можно отнести к числу наиболее важных проблем социологии.

В процесс интеграции включены все члены общества, все социальные общности, независимо от возраста, образования, состояния здоровья, этнической и социальной самоидентификации, социального статуса. Вместе с тем реальная практика демонстрирует постоянную или спорадическую изоляцию некоторых социальных групп, их маргинализацию и даже эксклюзию. В первую очередь эти явления затрагивают индивидов, которые ввиду ограниченных возможностей здоровья не могут выполнять типичные для общества виды деятельности.

Несмотря на предпринимаемые усилия, уровень их интеграции остается по-прежнему низким, социальная активность и профессиональная самореализация, социальные и семейные сценарии деформируются ограничениями, налагаемыми дефектами здоровья.

Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья, – социальная общность, члены которой, ввиду ограниченности своих физических, сенсорных, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования.

Инвалиды, номинально обладающие всей полнотой прав человека, признаваемых современным общественным сознанием, наделены «достоинством, присущим всем членам человеческой семьи», что является основополагающим принципом эгалитаризма Всеобщей Декларации прав человека. Инвалиды должны быть интегрированы в социальную действительность, однако они в той или иной степени подвергаются социальной эксклюзии.

Количество инвалидов в Москве приближается к 1 млн 200 тыс. человек, из которых около 180 тыс. человек – лица трудоспособного возраста. В общую совокупность входят лица, имеющие выраженные особенности интеграционных процессов: свыше 15 тыс. из них инвалиды по зрению; 6,5 тыс. глухие и слабослышащие; 7,5 тыс. человек используют для передвижения кресло-коляску. Около 28 тыс. человек это дети-инвалиды.

Таким образом, примерно каждый десятый житель города Москвы относится к категории «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Этот факт социальной реальности определен как устойчивая медико-демографическая тенденция, характеризуемая ростом средней ожидаемой продолжительности жизни индивидов, последствиями различных, в том числе антропогенных, аварий и катастроф. Такая доля инвалидов в структуре населения характерна для Российской Федерации в целом и для многих зарубежных стран.

В условиях города Москвы инвалидность имеет свои особенности. Более 80% лиц с ограниченными возможностями здоровья составляют пожилые люди. Кроме того, в столице инвалидизации подвергаются, как правило, лица с высоким образовательным уровнем и профессиональной квалификацией, в силу чего их эксклюзия оборачивается значительными потерями для общества.

Ситуацию усугубляет наличие субъективных оснований дезинтеграции и маргинализации инвалидов: неразвитость общественного сознания, самостигматизация инвалидов, их слабые мотивационные механизмы и неустойчивость побуждений к независимой жизни и социальной субъектности.

Деятельность государства и общества, направленная на содействие интеграции инвалидов, по-прежнему отстает от европейских стран и недостаточно реагирует на острые нужды инвалидов, предотвращающих обострение их социальных проблем.

Значимость разработки теоретико-методологических основ и механизмов интеграции инвалидов в общество обусловлена не только ростом их численности, расширением потребностей общества в трудовых и личностных ресурсах лиц с ограниченными возможностями, но и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов, независимо от их физической или интеллектуальной состоятельности, об обязанности общества приспособить условия своей жизнедеятельности к нуждам и потребностям инвалидов.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования «Интеграция инвалидов в общество» обусловлена существованием следующих объективных противоречий:

- между недостаточной степенью научной разработанности концептуальных основ интеграции инвалидов в общество, вопросов государственного регулирования в этой сфере и насущной необходимостью реализации и общей социальной потребностью в единстве российского общества;

- между реализацией потребностей инвалидов как одной из социальных групп в условиях московского мегаполиса и разработкой целостного концептуального социологического подхода к интеграции инвалидов.

Степень научной разработанности проблемы. В разработке теоретико-методологических основ исследования проблем интеграции инвалидов в общество большое значение имели работы представителей структурно-функциональной социологии, рассматривающих концепции социальной роли больного, предписанного статуса «приобретенной беспомощности» (Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Т.Парсонса, Р.Мертона и К.Дэвиса, Н.Смелсера), представителей социальной феноменологии, рассматривающих категории социальных индивидов исходя из внутренней нестабильности человеческого организма и создания самим человеком устойчивой жизненной среды (М.Вебера, П.Блау, С.Нэйджи), символического интеракционизма (А.Шюца, П.Бергера, Т.Лукмана, К.Вольфа), основоположников теории стигматизации (Э.Гоффмана), концепции коммуникативной рациональности (Ю.Хабермаса) и экологической социологии (Р.Парка).

Большое внимание уделялось данной теме в трудах ведущих ученых российской социологии (П.Л.Лаврова, Е.Я.Данилевского, П.А.Сорокина), в трудах, которых предмет социологии выступал как исследование интегрирующих оснований деятельности сознательных субъектов, а интеграция рассматривалась как результат общественной эволюции, как итог развития общественного организма.

Значимыми для исследования стали положения, изложенные в работах зарубежных ученых, посвященные теории социального конструкционизма (П.Бергера, Т.Лукмана, Дж. Сёрля), дискриминируемого меньшинства (М.Оливера, С. Бернса, Г. Мерсера, Т. Шекспира), теории девальвации и валоризации (В. Вольфенсбергера, С. Томаса), теории стигматизации Е.Гофмана, М. Файна, А. Эш) и др.

В разработке концептуальных основ решения проблем интеграции инвалидов в общество на современном этапе существенное значение имели исследования, посвященные защите прав инвалидов и их самозащите при включенности в общественную жизнь (Г. Эннс, Ю. Фрик, Г.Л. Олбрехт, Д.Е. Бикенбах, Р. Имри), процессам восстановления трудоспособности и профессионального статуса инвалидов (М. Балера, Р. Грубера, М. Мейри, С. Румей, Ф. Мерхофа, В. Циммермана), реализации идеологии независимого образа жизни (Г.Дейонг, Ф. Пелка).

Развернутый анализ проблем социальной интеграции представлен в аспекте макроинтеграционного процесса в работах таких авторов, как И.Валлерстайн, Н.Луман, Г.Терборн, М.Уотерс. Вопросы интеграции и социализации личности успешно разрабатываются также отечественными социологами С.Н. Кавокиным, А.И. Ковалевой, Ж.Т.Тощенко и В.А.Ядовым.

Социологические подходы к разработке научных основ социальной политики, социальной поддержки инвалидов исследовались М.П.Безруковым, В.И.Жуковым, Г.И.Осадчей, И.В.Мкртумовой, Е.Р.Смирновой-Ярской.

Исследованию эффективности реабилитационного процесса как способа интеграции, основанного на принципах своевременности, непрерывности и систематичности, положил начало российский ученый М.М. Кабанов. Его идеи получили дальнейшее развитие в научных работах М.П.Безрукова, А.А.Дыскина, С.Н.Кавокина, Д.И.Лавровой, А.Е.Лысенко, А.И.Осадчих, О.Н.Писарева, Л.Н.Смирнова, В.Б.Смычек, Л.М.Шипициной.

Новыми для России следует считать разработки по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, как важного направления процесса интеграции, М.М.Айшервуда, Н.Ю.Гаубрих, Н.Ф.Дементьевой, Л.Н.Индолева, X.Ю.Кальмета, Ю.В.Колосова, Е.Г.Леонтьевой, С.Н.Пузина, И.И.Рыбаковой, А.А.Скобянина, В.К.Степанова, Н.Д.Талалаевой, С.Ф.Траутвейн, Л.П.Храпылиной, В.А.Цветкова, Л.Н.Чикиновой, Н.Н.Якимовой.

Большой вклад в выделение спектра социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной работы, в частности, Ю.С.Моздокова, А.К.Наберушина, П.Д.Павленок, A.M.Панов, П.В.Романов, Е.А.Сигида, Е.Р. Смирнова-Ярская; С.А.Фирсов, Е.И.Холостова. Названные авторы рассматривают интеграцию инвалидов преимущественно как составляющую социальной работы и социальной политики.

Как видим научных исследований, раскрывающих различные стороны социальной интеграции инвалидов, достаточно много.

В тоже время несмотря на определенные достижения в области изучения проблем интеграции инвалидов, приходится констатировать, что они носят разрозненный, несистемный характер. По-прежнему отсутствует концептуальное осмысление общетеоретических и методологических подходов к пониманию, исследованию и оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество; не выделены противоречия, типы, критерии и показатели интеграции инвалидов; слабо выявлены механизмы, условия и технологии оптимизации этого процесса.

С учетом актуальности обозначенных проблем, высокой практической значимости и недостаточной их научной проработки, а также перспективных тенденций развития теории социологии социальной работы, сформулирована тема, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ интеграции инвалидов в московский социум.

Для реализации названной цели вычленены следующие исследовательские задачи :

разработать теоретические основы и методологический аппарат социологического анализа интеграции инвалидов в современное общество;

обосновать социальные факторы, предопределяющие восприятие инвалидности и эффективность интеграции инвалидов в современных условиях;

разработать предложения по совершенствованию институциональных основ, условий и механизмов интеграции инвалидов в общество;

дать оценку изменению норм, образцов отношения общества к инвалидности и инвалидам в социально-историческом контексте;

определить деструктивные элементы социальной среды, препятствующие интеграции инвалидов в московский социум;

провести социологический опрос инвалидов, касающийся их отношения к проблемам повседневной жизнедеятельности, влияющих на эффективность интеграции в общество;

выявить ключевые проблемы интеграции инвалидов в московский социум и определить степень их удовлетворенности социальными услугами;

дать оценку характеру материалов, публикуемых в СМИ, по практике интеграции инвалидов в социум;

обосновать направления и систему гарантий социальной поддержки инвалидов в городе Москве как условия их эффективной интеграции в общество;

разработать организационные формы и инновационные технологии социальной интеграции инвалидов в работе учреждений системы социального обслуживания населения города Москвы.

Объект исследования – интеграция инвалидов в общество как социальный процесс.

Предмет исследования – интеграция инвалидов в российское общество на примере московского мегаполиса.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили принципы социологического и сравнительно-исторического исследования, системный подход и сравнительный анализ, теория социального конструкционизма, нормативные методы оценки социальных процессов, деятельности по организации интеграции инвалидов в общество. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях современной российской и зарубежной социологии.

Информационной базой исследования послужили международные правовые документы, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и города Москвы, статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, департаментов и комитетов Правительства Москвы, материалы международных организаций, аналитические доклады Всемирного банка развития, Центра проблемного анализа.

Эмпирической базой исследования послужили проведенные автором исследования:

1. «Качество жизни инвалидов Москвы» (июнь июль 2008 года). Опрошено 3 000 инвалидов, отобранных на основе многоступенчатой модели выборки (Генеральная совокупность: 140 тыс. взрослых инвалидов, пользующихся мерами социальной поддержки в городе Москве). Признаки репрезентативности: пол, возраст, отношение к трудовой занятости.

2. «Оценка инвалидами качества социального обслуживания и социальной работы в Москве» (июнь сентябрь 2009 года). Опрошено 1 800 инвалидов. Генеральная совокупность - 90 тыс. инвалидов получателей социальных услуг. Признаки репрезентативности: территориальная локализация, пол.

3. «Отражение практики интеграции инвалидов в материалах средств массовой информации и в Интернете» (август 2010 года). Проведен анализ передач трех федеральных и одного московского канала, кабельного канала «Доверие», центральных и московских газет, а также газет и журналов, интернет-сайтов и форумов общественных организаций инвалидов.

4. «Оценка безбарьерной среды в городе Москве в рамках программы «Москва город для всех» (октябрь декабрь 2010 года). Анкетный опрос 2 000 инвалидов. Признаки репрезентативности: пол, возраст, пространственная локализация. Экспертный опрос 150 специалистов органов местного самоуправления, органов архитектурно-строительного надзора.

В диссертации также использованы результаты социологических исследований, проведенных в 20082010 гг. по изучаемой проблеме в городе Москве таких, как:

- «Проблемы инвалидов города Москвы» (2007 г.).

- «Отношение населения к собственному здоровью и качеству жизни» (2007).

- «Система реабилитации услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации» (апрель июнь 2008 г.).

- «Социально-экономическое положение инвалидов по слуху, зрению, инвалидов трудоспособного возраста, использующих при передвижении кресла-коляски» (20072009 г.).

- «Мониторинг качества жизни инвалидов» (сентябрь 2010 г.).

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных основ, включающих теоретико-методологические основания, модели, технологии и условия оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество.

К числу наиболее существенных результатов, представляющих научный интерес, автор относит следующее:

Разработан методологический аппарат социологического анализа процесса интеграции инвалидов в общество, определяющий как возможности социологических исследований социального статуса и уровня интеграции инвалидов, так и формирование научных основ государственной политики, нацеленной на интеграционные процессы инвалидов.

Обоснована совокупность социальных факторов, воздействующих на восприятие инвалидности и эффективность интеграции инвалидов в современных условиях.

Разработаны предложения по совершенствованию условий и механизмов институциональных оснований интеграции инвалидов в общество, в качестве которых выступают социально-правовые нормы международного, российского законодательства, нормативно-правовые акты г. Москвы, регламентирующих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в московский социум с учетом научно-методических рекомендаций автора.

Дана оценка конкретно-исторической изменчивости общественных взглядов, представлений и установок, детерминирующих процессы интеграции инвалидов в общество на протяжении развития человеческого общества.

Вычленены деструктивные элементы, характеризуемые как барьеры, препятствующие интеграции инвалидов в общество, которые существуют, возникают или устойчиво воспроизводятся в обществе. Выделены как объективно существующие барьеры, так и внутренние установки, и поведенческие стереотипы самих инвалидов, склонных к самоизоляции, иждивенчеству, принятию роли зависимых лиц, ищущих сочувствия, но нуждающихся в посторонней опеке.

Выявлено отношение инвалидов к факторам повседневной жизнедеятельности, влияющим на эффективность их интеграции в общество, и разработана авторская методика, позволяющая определить воздействие этих факторов на процессы интеграции инвалидов в общество.

Обощены проблемы социальной защищенности инвалидов в городе Москве и дана оценка степени их удовлетворенности.

Определено влияние СМИ на процесс интеграции инвалидов в общество и даны рекомендации по расширению информированности населения по проблемам инвалидности.

Обоснованы направления, формы и методы повышения эффективности интеграции инвалидов в общество, важнейшими из которых являются их комплексная социальная защита, осуществляемая на основе федеральных гарантий и правовых норм города Москвы.

Разработаны инновационные организационные формы и технологии интеграции инвалидов в московский социум, доказавшие свою эффективность в практике деятельности социальных служб.

В соответствии с целями и задачами диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения :

1. Интеграция – это процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека, и интеграция инвалидов в общество – это процесс, включающий четыре компонента:

- социально-аксиологический, в обществе признаются единые ценности, определяющие представления и установки индивидов как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых;

- организационно-правовой, процесс интеграции строится на основе законодательства, утверждающего равные права граждан;

- пространственная организация жизнедеятельности для интеграции инвалидов в общество конструируется универсальный дизайн, объекты которого могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости их специальной адаптации для нужд отдельных категорий потребителей;

- межличностные отношения происходит интериоризация признания достоинства личности и ее равных прав, независимо от факторов физического или психического здоровья.

Процесс интеграции считается завершенным, если произошла интернализация его участниками нового комплекса ценностей, норм и правил.

Социум может быть полноценным, системным и завершенным только с активным включением в него людей с ограниченными возможностями здоровья, периодически отделяемых от этого социального единства деструктивными элементами объективной и субъективной природы.

Цель социальной интеграции состоит в создании «общества для всех», в котором все лица обладают социальной субъектностью, правами и обязанностями, независимо от состояния их здоровья, призваны играть активную действенную роль.

2. В качестве методологического аппарата социологического анализа интеграции инвалидов в общество выступают:

- эвристический потенциал теории социального конструкционизма, определяющий инвалидность как социальный феномен, формирующийся на стыке дефекта здоровья индивида и препятствующих его нормальному функционированию условий окружающей среды;

- социально-конструкционистский подход, который предусматривает создание доступной среды, реализацию мер, способствующих трудоустройству инвалидов, их обучению, воспитанию у членов общества толерантного отношения к ним;

- рассмотрение интеграции инвалидов в общество в двух аспектах – как результат социального конструирования инвалидности и как социальную реакцию окружающих на контакт с лицами, имеющими ограниченные возможности. Для преодоления существующих барьеров интеграции требуется изменение социального окружения, гармонизация взаимоотношений между людьми, конструирование в массовом сознании позитивного образа инвалида.

3. В качестве социальных факторов, предопределяющих восприятие инвалидности и инвалидов, эффективность интеграции инвалидов в общество на современном этапе выступают:

- объективные условия – социальная и этническая принадлежность, степень инкультурации, пол (гендер), образование, семейный статус, наличие трудовой занятости;

- субъективные условия – установки и поведенческие стандарты индивидов, стигматизация и самостигматизация инвалидов.

Действие данных условий не является неизменным, оно зависит от социально-культурного контекста, уровня социально-экономического развития общества, характеристики социальной конструкции инвалидности, принятой в обществе.

4. Существующие институциональные основы интеграции инвалидов в общество, включающие в себя социально-правовые нормы (международные стандарты, национальные и региональные правовые акты), направленные на их интеграцию в общество, не учитывают всего спектра современных социальных процессов и требуют корректировки.

5. Исследование проблемы инвалидности и инвалидов в исторической ретроспективе позволило выделить общественные взгляды и представления на отношение к инвалидам и их интеграции в социум, определяемые уровнем развития общества.

На этапе раннего традиционного общества выявлено неприятие, отторжение и даже уничтожение непохожих, отличающихся от количественной нормы индивидов.

В эпоху Средневековья зарождаются представления о всеобщем равенстве людей перед лицом высших сил, формируются механизмы конфессионального, частного и государственного призрения и предоставления ухода инвалидам.

В современную эпоху сформировались правовые и этические нормы равенства, представления о независимой жизни инвалидов. Инвалидность становится проблемой не только одного человека, групп людей, но и всего общества в целом.

Современная трактовка инвалидности рассматривает лиц с ограниченными возможностями здоровья не как клиентов, нуждающихся в уходе и не вносящих свой вклад в общественное развитие, а как людей, которые нуждаются в том, чтобы были устранены барьеры, препятствующие обеспечению их равных прав и созданию достойного образа жизни.

6. На реализацию процесса интеграции инвалидов в общество деструктивно влияют различные элементы социальной среды. К числу деструктивных элементов социальной среды, ограничивающих интеграционный потенциал или блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих социально типичному, нормативному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности»:

- физическое ограничение или изоляция инвалида , обусловленные либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими расстройствами, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве;

- трудовая сегрегация, или изоляция : из-за своего дефекта инвалид имеет крайне ограниченный доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Барьер между инвалидом и продуктивным трудом может обусловливаться и субъективной причиной отсутствием трудовой мотивации со стороны инвалидов.

В качестве барьеров могут выступать также внутренние установки и поведенческие стереотипы самих инвалидов, склонных к самоизоляции, иждивенчеству и т.д. Устранять указанные барьеры возможно с помощью разработки комплексных программ по интеграции инвалидов в общество.

7. К проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие: трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования; негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам; затруднения в культурной жизни и занятиям спортом, а также проблемы их самоидентификации.

Разработанные автором комплексные модели интеграции инвалидов, включающие систему приспособления к доступности жилой среды, транспортных средств; создание коллективных центров занятости инвалидов и вовлечение их в общественно-политическую жизнь и др. способствуют оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество.

8. Ключевыми проблемами интеграции инвалидов в общество респонденты назвали:

- информированность (треть опрошенных, не пользуются в полном объеме реабилитационными услугами, имеют слабую информированность о видах социальных услуг, неудовлетворительно оценивают их качество);

- системность (почти половина инвалидов считает, что сложившаяся система социальной помощи инвалидам в Москве не носит комплексного, системного характера; сохраняется межведомственная разобщенность, отсутствует эффективное взаимодействие заинтересованных ведомств, общественных организаций в работе с инвалидами);

- согласованность (каждый четвертый отмечает, что формирование и реализация социальной помощи осуществляется без учета мнений общественных организаций инвалидов и специалистов, работающих с ними).

9. На формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидности особое влияние оказывает разработка комплексной программы освещения в СМИ проблем интеграции инвалидов в общество с учетом их мнения и сложившейся практики работа специализированных каналов для лиц с ограничениями возможностей, открытие тематических программ на ведущих каналах телевидения, расширение рубрик в журналах и газетах. В указанной комплексной программе инвалиды должны стать непосредственными участниками обсуждения существующих проблем и поиска их решения.

10. Разработка системы гарантий и мер социальной поддержки позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства инвалидов, расширить возможности их социального функционирования в городе.

Основными направлениями оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество являются:

- разработка долгосрочной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на основе программно-целевого подхода;

- формирование адаптированного для инвалидов городского пространства в форме универсального дизайна, позволяющего создать безбарьерную среду во всех сферах жизнедеятельности человека;

- расширение сети специализированных предприятий для инвалидов (по типу «Col-центра»);

- увеличение занятости инвалидов за счет принятия мер стимулирующего характера для работодателей, а также расширения занятости инвалидов в надомных условиях;

- развитие инклюзивного образования инвалидов в различных видах учебных заведений, в том числе дистанционного образования.

- создание единой информационной базы, позволяющей отслеживать процесс интеграции инвалидов в общество.

11. Необходимым условием внедрения инновационных технологий интеграции инвалидов в общество являются:

Использование достижений современной техники и технологий для создания и применения устройств, обеспечивающих безбарьерную среду для инвалидов;

Внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания технологий, направленных на укрепление психосоматического здоровья (социальный патронаж, санаторий на дому, реабилитация с использованием методов адаптивной физкультуры, хоспис на дому);

Реализация трудового потенциала (государственно-частное партнерство в создании рабочих мест); поддержание их социальных контактов (социальное такси, мобильные социальные службы, социальный туризм и др.).

Развитие социального партнерства в процессе интеграции инвалидов в московский социум: расширение участия государственных, общественных, частных организаций, развитие волонтерского движения (проведение совместных акций, фестивалей, форумов);

Более активное вовлечение семьи в решение проблем интеграции инвалидов (уход на дому, социальное сопровождение, психологическая поддержка);

Создание общественного института контроля формирования безбарьерной среды жизнедеятельности и реализации индивидуальных программ реабилитации как основных направлений интеграции инвалидов в общество;

Совершенствование системы непрерывного образования для всех категорий специалистов системы социальной защиты населения, разрабатывающих и реализующих интеграционные технологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ интеграции инвалидов в общество. Положения и выводы диссертационного исследования способствуют развитию прикладной социологии, социологии социальной сферы и социологии социальной работы – наук, которые целенаправленно решают практические задачи незащищенных слоев населения, в том числе людей с инвалидностью.

Результаты научной работы могут быть использованы при исследовании социальных аспектов проблем адаптации инвалидов в общество, разработке социальной политики как в целом, так и той ее части, которая ориентирована на реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые положения могут рассматриваться в качестве основы для совершенствования законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих меры социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья как в Москве, так и других регионах. Отдельные аспекты диссертации могут быть использованы для прогнозирования процессов интеграции в обществе; формирования и совершенствования механизмов социальной поддержки инвалидов, практических способов и методов снижения социальной напряженности в обществе, в учебном процессе для подготовки и переподготовки специалистов по специальностям «Социология» и «Социальная работа», применяться при разработке учебников, учебных и методических пособий.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования сообщались на пяти международных научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 2008; Дюссельдорф (ФРГ), 2009; Москва, 2009, 2010; Страсбург (Франция), 2010), на заседаниях Координационного совета по делам инвалидов при Правительстве Российской Федерации, на съездах социальных работников России (2006, 2010), на заседаниях Правительства города Москвы (20102011).

Результаты исследования использовались при разработке уже реализованной программы города Москвы «Интеграция в общество инвалидов и других маломобильных граждан» на 2008 2011 гг.», а также проекта Комплексной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 20122016 гг.», в которую включается целевая подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов города Москвы».

Теоретико-методические разработки автора были использованы при создании Государственного бюджетного учреждения «Ресурсный центр для инвалидов» – первого в России реабилитационного специализированного государственного учреждения, занимающегося практическим решением широкого круга вопросов интеграции инвалидов в общество. Кроме того, внедрен разработанный автором комплекс научно-методических материалов, обеспечивающих реализацию современной модели процесса интеграции инвалидов в общество.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения, библиографии, содержащей 302 наименования. Общий объем работы изложен на 345 страницах.

Методология социологического анализа интеграции инвалидов

Инвалидность в настоящее время превратилась в массовое явление социальной антропологии, в жизненный фактор, обусловливающий необходимость формирования и реализации специальной социальной политики, ориентированной на интересы данной категории населения. Поэтому данный социальный феномен воспринимается и исследуется в рамках разнообразных научных подходов, в том числе социологической науки. Различные социологические направления и школы сформулировали теории, трактующие взаимодействие инвалида с обществом, группой, другой личностью. Подходы к пониманию инвалидности многообразны, причем в значительной мере от модели инвалидности, лежащей в основе каждой концепции, зависит последующая законодательная и организационная деятельность, направленная на формирование практики социализации и интеграции реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Первоначально анализ проблем инвалидности осуществлялся экспертами с медицинским образованием и врачебным социальным опытом. Соответственно была сформулирована так называемая медицинская модель инвалидности. Центральным элементом системы реабилитации названная модель считает долечивание и медицинскую реабилитацию инвалида. Положения данной модели в течение длительного времени лежали в основе всех действий, предпринимаемых в интересах инвалидов. Причины затруднений инвалидов усматривались в их физических и психических дефектах, нарушениях здоровья.

В1 нашей стране преобладание медицинской модели было достаточно длительным, и до настоящего времени значительная часть законодательных, организационных мер и идеологических конструктов связана с доминированием медицинского подхода. Понятие «инвалид» сводилось к понятию «неизлечимо больной», причем на основе преимущественно биологических критериев. Основной формой воздействия на инвалидность считались различные виды лечения, основной формой жизнеустройства -изоляция инвалидов, основной формой их социальной поддержки - денежная компенсация (пенсия по инвалидности)54.

В рамках данной модели инвалиду приписывался синдром «приобретенной беспомощности», зависящий не только от реального состояния здоровья, но и от его места в обществе. Со стороны общественного мнения господствующим конструктом было видение человека с нарушениями здоровья как инвалида, формирующее соответствующие предрассудки относительно его статуса, социальных ролей и пр.

Медицинской моделью инвалидности человеку приписывается статус больного, вследствие этого из-за его патологии или дисфункции считается необходимым его исправление (излечение) или изоляция. Сама инвалидность рассматривается как утрата трудоспособности, т.е. негативная характеристика, снижающая или устраняющая общественную полезность индивида.

В соответствии с положениями данной модели, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для «нормального», обычного, здорового человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Формой помощи инвалидам должна стать организация деятельности особых учреждений, где они могли бы проживать, на доступном им уровне работать, и получать разнообразные, в первую очередь, медицинские, услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от общества.

Медицинская модель детерминировала во многих обществах создание инфраструктуры государственной помощи инвалидам; она долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах. Поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными, проживая в закрытой системе стационарных учреждений. Несмотря на значительные изменения, которые произошли в системе организации стационарного обслуживания инвалидов, медицинская модель продолжает в известной мере определять менталитет населения, лиц на уровне принятия решений и, соответственно, воздействовать на меры, предпринимаемые для оказания помощи инвалидам. Учитывая присущий ей сепарационный, изоляционистский подход к инвалидам, медицинская модель имеет выраженный дезинтеграционный характер.

Следует подчеркнуть в то же время, что значимость социальных аспектов интеграции инвалидов все более воздействует сегодня на ученых, рассматривающих данные вопросы в рамках медицинской модели. В последние десятилетия XX века в ее рамках формируется значимый массив исследований, связанных с таким направлением деятельности в интересах инвалидов, как реабилитация. Само появление такой социальной практики свидетельствует о понимании необходимости восстановления биологического и социального функционирования индивида, а не только необходимости его призрения55. К.Ренкер5 , не только разрабатывавший концептуальные основы медицинской реабилитации, но и обобщивший ее основные принципы, сформулировал их таким образом: 1. Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность). 2. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность). 3. Реабилитация должна быть доступной для всех кто- в ней нуждается (доступность).

Конкретно-историческая обусловленность восприятия интеграции инвалидов

Для того, чтобы определить институциональные основания интеграции в общество людей с инвалидностью, целесообразно выявить, как образцы отношения к отклонениям здоровья и их носителям формировались в социально-историческом контексте и как они конституциировались в социальные нормы.

Анализ научных публикаций по проблеме инвалидности в исторической ретроспективе дает основания выявить ряд противоречивых этапов в отношении к проблеме инвалидности - начиная от физического уничтожения, отторжения и изоляции «неполноценных членов» до признания необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами и психосоциальными нарушениями в общество, создания для них безбарьерной среды115.

Первоначально в традиционном обществе инвалидность не могла считаться социальной проблемой, так как высокий уровень смертности, особенно от болезней, травм и ранений, делал маловероятным выживание детей, родившихся с отклонениями или заболевших, выздоровление индивидов, получивших увечья на войне или на охоте, в повседневной деятельности. И, хотя определенная клановая поддержка таких людей существовала (палеоантропологии и археологи находят свидетельства длительной жизни после ранения людей с ампутацией конечностей, черепными травмами и т.п.), однако это было скорее исключением, чем правилом.

В обществе Древней Греции и Древнего Рима, а также стран, вовлеченных в круг мощного воздействия античной культуры, формируется культ нормативно здорового и прекрасного тела, причем отклонения от этой нормы отвергались общественным сознанием. Всякого рода дефекты, уродства рассматривались как проявление внутренней ущербности, предпосылка злых мыслей и дурного нрава. Уродливыми, по представлениям древних авторов, были плохие люди, которые строили козни героям и иногда приводили их к гибели. Безумие рассматривалось как наказание богов; оно насылалось на человека за его высокомерие и непочтительность по отношению к небожителям.

Крайним воплощением такого отношения был процесс «стартовой оценки» в городе-государстве Спарта, когда новорожденных младенцев приносили для осмотра старейшинам, и те выбраковывали тех, кто, по их мнению, родился с отклонениями или слишком слабым. Приговоренных младенцев сбрасывали в пропасть, как это делали с государственными преступниками. Характерно, что такую процедуру считали нормальной, правильной все жители города, включая и матерей указанных младенцев.

Вероятно, в таком обычае был воплощен не только предельный практицизм воинственного государства, который рассматривал каждого мальчика только как потенциального воина, а каждую девочку - как будущую мать воина. Уничтожение «неправильных» младенцев было, возможно, также формой устранения той опасности, которую представляли для общества эти, как считалось, носители злых сил.

Следует при этом заметить, что, в отличие от большинства других греческих полисов, Спарта не прославилась успехами в сфере философии, наук, художественного творчества, а военные победы государства были весьма кратковременными. Данный исторический «эксперимент» - первое доказательство того, что люди с ограничениями здоровья несут в себе разнообразные способности и таланты, и общество, которое пренебрегает ими, неизменно проигрывает.

Весьма специфическим было отношение к инвалидности в христианской средневековой традиции. Формируясь в оппозиции к «грубым, телесным» языческим верованиям, христианство пренебрегает телом как непрочным, уязвимым сосудом, по сравнению с истинной и вечной красотой души. Телесная красота и физическое совершенство превращается в объект презрения. Увечность становится не просто приемлемой, но и предпочтительной, так как умерщвление тела приближает час истинного рождения - то есть освобождения от оков плоти и перехода к существованию в царстве духа. Люди с тяжелыми физическими дефектами рассматриваются как особенно эффективные молитвенники, и дома правителей, знати, богатых людей окружаются «придворными» калеками, которые своими молитвами должны были обеспечить своим.хозяевам искупление грехов.

Двойственное отношение вызывают люди с умственными отклонениями. С одной стороны, «блаженны нищие духом, ибо- их есть царствие небесное», сказано в Евангелии. Это простецы, наивные, неискушенные люди, которые чужды хитросплетениям сего века и поэтому они воспринимают веру непосредственно, без рассуждений и критицизма. В ряде национальных христианских церквей были канонизированы юродивые -то есть,люди с умственными отклонениями, которые,.как гласят летописи, не боясь говорили правителям нелицеприятную правду (например, историческая личность Василий Блаженный в русской истории XVII века, образ юродивого в драме А.С.Пушкина «Борис Годунов»).

Однако острые формы психических заболеваний воспринимались как беснование, одержимость злыми духами, что приводило или к процедуре экзорцизма (изгнания бесов), или к содержанию такого больного на цепи, чтобы он не мог принести вреда окружающим и самому себе.

Помимо проживания при дворах богатых людей, в своих семьях или общинах, инвалиды (с различными нарушениями) содержались также,при монастырях. При этом такие общины могли выполнять свои обязанности столетиями, и многие наблюдения в сфере медицины были первоначально сделаны именно в таких обителях. Первые в Европе медицинские школы и первые трактаты о лечении болезней создавалась на основе многолетнего наблюдения за деятельностью таких лечебниц.

Каковы бы ни были представления людей Средневековья или реальные судьбы индивидов с теми или иными отклонениями, христианство впервые формулирует представление о равных правах всех людей как «братьев во Христе». Впоследствии борьба против привилегий, за всеобщее равенство прав будет вестись с отчетливым упором на раннехристианские принципы вселенского братства.

Накануне Нового времени (для разных стран: это- XVI-XVIIB века) складывается достаточно цельная система поддержки- инвалидов,. включающая в себя некоторые формы социальных выдач; а; также, закрытое призрение - содержание в. лечебницах; монастырях и пр. По-прежнему высокий уровень смертности делает категорию инвалидов многочисленной, но не массовой.

Оценка инвалидами качества социальных услуг как фактора их интеграции

Отдельным направлением исследования было изучение тендерной составляющей оценки потребителями из числа инвалидов качества работы социальных служб города. Было изучено наличие отличий оценок клиентов социальных служб из числа женщин с инвалидностью и потребителей социальных услуг из числа мужчин-инвалидов. Из данных таблицы № 8 видно, что оценки потребителей были следующими:

И женщины, и мужчины из числа инвалидов в целом позитивно оценивают уровень собственной удовлетворенности работой служб социальной помощи. Позитивные оценки качеству социальных услуг дали 87,8% из числа инвалидов-мужчин старшей возрастной группы, 85,1 % из числа мужчин средней возрастной группы и 77,3 % из числа мужчин младшей возрастной группы. Среди женщин клиентов социальных услуг в целом позитивно оценили уровень работы 78,7% из числа опрошенных. Очевидно, что мужчины склонны к более резким оценкам как в позитивном, так и в негативном плане. Тем не менее, женщины в целом более взыскательны и менее удовлетворены в целом работой социальных служб города. Таким образом, представители такой социально уязвимой категории населения Москвы, как инвалиды, в целом позитивно оценивают уровень собственной удовлетворенности работой служб социальной помощи. Мужчины-потребители социальных услуг дают более категоричные оценки и позитивные, и негативные. Тем не менее, женщины как клиенты социальной защиты населения в целом более требовательны и относительно менее удовлетворены работой социальных служб города. Исследовалась оценка полноты1 и своевременности реальной социальной помощи» конкретным семьям инвалидов как представителей социально незащищенных категорий населения города Москвы Хотя, представители Социально незащищенных категорий населения Москвы в целом высоко оценивают уровень работы. служб социальной помощи, тем не менее, в отношении полноты и своевременности оказания социальных услуг оценки были менее позитивны. Так, социальную помощь как постоянную и относительно достаточную оценили в целом только;Около 66% и мужчин-и.женщин в-целом по:массиву. По группам; оценки также были; схожи: 62,5% из числа женщин и 77,5% из числа; мужчин разных возрастных групп оценили помощь как постоянную. Уровень достаточности помощи более высоко был оценен мужчинами. К сожалению, присутствовали и в целом, и по группам не очень высокие оценки достаточности и постоянства социальной помощи. Так, в целом около 18% мужчин и от 14% до 23,5% по группам, и около 20% женщин в целом и от 14,5% до 24,4% по группам не очень высоко оценили качество помощи по критериям полноты и своевременности. Совсем оставленными, вниманием;, социальных служб, почувствовали себя:около 5% женщин (от 4-3% до 5,8% по группам) и 4% мужчин (от 3,3%) до 4,7% по группам). Это коррелирует с данными о том, что 4 % респондентов из числа опрошенных инвалидов ни с кем не общаются.

Фактор пола и в данном случае был значимым. Мужчины-инвалиды по описываемым параметрам показали себя: более критичными. В их ответах выявлена некоторая неудовлетворенность полнотой и своевременностью оказания социальной помощи.

Исследование выявило более «европейскую» модель восприятия различных видов социальной помощи среди мужчин из числа опрошенных средней и младшей возрастных групп. Они понимают сущность деятельности социальной защиты и более склонны обращаться системно, за постоянной социальной помощью. Для женщин из числа опрошенных средней и младшей возрастных групп характерна более традиционная модель - они стараются не показывать своих проблем в сфере социальной интеграции и решать их по возможности самостоятельно или в кругу семейного или близкородственного общения. Женщины, по их собственной оценке, часто «терпят до-последнего», и обращаются за помощью в основном тогда, когда проблема очень серьезна.

По интенсивности обращений за. социальной помощью в сфере социальной интеграции из числа опрошенных средней и младшей возрастных групп лидируют мужчины: от 42,4% до 94% респондентов из числа опрошенных мужчин в разных возрастных группах заявили, что постоянно обращаются в учреждения, социальной защиты. Среди женщин постоянных клиентов немного меньше, их количество составляет от 38,5% до 89% по возрастным группам из числа опрошенных.

Наибольшее количество респондентов из числа опрошенных средней и младшей возрастных групп являются скорее периодическими; чем постоянными потребителями социальных услуг по интеграции. Они указали, что обращались за помощью несколько раз. Если сравнивать по возрастным группам исследования, то время от времени нуждаются в социальных услугах 38,6% мужчин и 27,3% женщин старшей возрастной группы.

Организационные формы и технологии интеграции инвалидов в общество

К 2016 г. их сеть составит 270 дошкольных учреждений компенсирующего типа и 66 школ коррекционного типа. Будет организовано дистанционное обучение 3 500 детей-инвалидов. По программам инклюзивного образования будут действовать 410 детских садов, 1100 школ и 60 колледжей.

Более 100 московских учреждений физкультуры и спорта приспособлены для- нужд людей с ограниченными; возможностями: физкультурно-оздоровительные; комплексы,с бассейнами, с искусственным: льдом; с; залами1 при спортивных детско-юношеских, школах, стадионы. («Зенит»;. «Динамо»), катки; городошная? площадка, Центр физкультурно-оздоровительной- работы с: инвалидами, спортивные залы. Особое внимание уделяется обеспечению доступности спортивных учреждений? для; всех категорий инвалидов.: Городскими властями разработан план мероприятий по реабилитацииинвалидовпосредством спорта итуризма: ;

В 2009 г. в городе:проведен первышоткрытый;фестиваль,достижений в-области-, образования, спорта;, культуры трудовой и общественной деятельности-лиц.с ограничениями жизнедеятельности: в возрасте от 18 до 35 лет. под названием «Победа.жизни». В? целях внедрения самых, передовых и эффективных методов профилактики; ранней диагностики, реабилитации и интеграции инвалидов в общество- в?1 системе социальной защиты населения: города работают 19 реабилитационных центров и.- 69 отделений социальной: реабилитации в структуре комплексных центров социального обслуживания К: концу 2016, года: будет открыто? 13 новых реабилитационных центрові Ш 13 отделений социальной реабилитации/ Адресное предоставление инвалидам мер социальной поддержки и оказание реабилитационных услуг предполагает внедрение автоматизированной, системы персонифицированного учета численности инвалидов-москвичей, в разрезе возрастных групп, административных округов, видов ограничений жизнедеятельности, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации. Для решения этой задачи при научной поддержке автора создан общегородской Регистр лиц с ограничениял -гл / жизнедеятельности. Структура Регистра позволяет не только отслеживать и при необходимости оптимизировать индивидуальный реабилитационный «маршрут» инвалида, но и дает возможность формирования оперативной статистической и аналитической информации по проблемам инвалидов в городе.

Создана и действует информационная система учета и контроля реабилитационных мероприятий для людей с ограничениям:! жизнедеятельности в центрах социального обслуживания населения (ИС «ЦСО-реабилитация).

В целях повышения качества и уровня обеспечения инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации, информирования населения о новых реабилитационных технологиях, а также совершенствования системы подготовки кадров JXJISI работы в этой сфере на базе Московского центра технических средств реабилитации создан Ресурсный центр для инвалидов.

На основе проведенного анализа современных практик социальной работы с инвалидами в учреждениях социального обслуживания Москвы, других субъектах Российской Федерации, за рубежом, при участии автора инициирована разработка, апробация и внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания населения города nporpaivnvt, проектов и технологий, способствующих оптимизации процесса интеграции инвалидов в общество.

Заслуживает внимания программа домашнего сопровождения и социального патронажа семей с детьми-инвалидами «Надежда», которая к реализуется в Центре социальной реабилитации детей-инвалидов «Южное Бутово».

В указанном районе около пятидесяти семей, дети в которых страдают серьезными заболеваниями и не выходят из дома. С согласия родителей разрабатывается индивидуальная программа занятий с каждым ребенком на дому. Комплекс занятий включает физическое развитие ребенка, формирование навыков самообслуживания, речевое и социальное развитие, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. С родителями проводится психологическое и юридическое консультирование.

В центре реализуется программа социально-культурной реабилитации детей-инвалидов «Зеркало души». В рамках программы при помощи различных социокультурных технологий, т.е. через художественно-творческую деятельность, арт-терапию (посещение музеев, выставок, паломнические поездки) и общественное служение (организация благотворительных концертов, участие в выставках и фестивалях), дети-инвалиды получают новые знания и умения, обретают друзей, повышают самооценку. В результате самочувствие детей улучшается, создаются условия их интеграции в общество.

На базе детского дома-интерната № 15, детского дома-интерната «Южное Бутово» и Центра социальной реабилитации для детей-инвалидов открыты реабилитационные отделения дневного пребывания на 20 мест, позволяющие высвободить родителей в дневное время, в т.ч. для осуществления трудовой деятельности. Аналогичное отделение открыто и в Центре социальной реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности «Нагатино-Садовники».

Разрабатываются также эффективные технологии реабилитации и интеграции инвалидов взрослого возраста. В центре социального обслуживания «Фили-Давыдково» работает клуб «Активное долголетие». Инвалиды по общему заболеванию, инвалиды-колясочники, инвалиды по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата участвуют в спартакиадах и соревнованиях по бильярду, настольному теннису, городкам и другим видам спорта. В клубе учреждены награды и премии победителям соревнований по летней и зимней рыбной ловле «Лучший рыбак года».