Правовые основы социальной защиты социального общества. Правовые основы социального обеспечения в российской федерации

В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993. - 25 декабря. На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения. -СПб.: Норма, 2011. -С. 351. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. Кондрашова О.Г. Социальные гарантии и льготы: Новое российское законодательство. М.: Эксмо, 2013. - С. 15.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством Российской Федерации нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие. - М.: МарТ, 2010. - С. 167. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

  • · оплаты труда;
  • · пенсионного обеспечения;
  • · образования;
  • · здравоохранения;
  • · культуры;
  • · социального обслуживания;
  • · жилищно-коммунального обслуживания.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе Гражданским кодексом РФ Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51 - ФЗ, Федеральный закон от 26.11.2001г. № 146- ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1994.- № 32.- Ст. 3301; 2001.- № 49.- Ст. 4552. и Трудовым кодексом РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001г. № 197 - ФЗ (в ред. от 28. 12.2013 г.) (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1- Ст. 3. Федеральными законами: «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 48. - Ст. 6724. «Об образовании в РФ» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) //Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1)- Ст. 7598., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 - ФЗ (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ.- 1995. -№ 32. - Ст. 3198 и другими.

Социальные гарантии гражданам обеспечивает государство, прежде всего с помощью соответствующих механизмов социальной политики.

Социальная политика осуществляется в таких основных сферах социальных отношений, как:

  • · оплата и охрана труда;
  • · рынок труда, занятость и безработица;
  • · регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
  • · пенсионное обеспечение;
  • · социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
  • · социальное страхование;
  • · социальное обслуживание - обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
  • · образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • · формирование и востребованность кадрового потенциала общества;
  • · наука;
  • · здравоохранение;
  • · культура;
  • · физическая культура, спорт и туризм;
  • · демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;
  • · экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
  • · защита социальных прав всех категорий граждан. Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. - С. 106.

Важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. Это защита от возможных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.

Виды социального обеспечения в России могут быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь).

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

  • · Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления:
    • 1. имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
    • 2. помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;
    • 3. помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.
  • · Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Отличие социально-обеспечительной помощи от содержания состоит в том, что помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию.

К социально-обеспечительной помощи относятся:

  • · пособия;
  • · компенсации;
  • · льготы;
  • · некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования;
  • · предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам: пенсии и часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения.

Основанием деления видов социального обеспечения является их форма:

  • · денежная - все виды и разновидности пенсий, пособия во всех их разновидностях;
  • · натуральная: - содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов, санаторно-курортное лечение и иные виды медицинских услуг, предметы первой необходимости, компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д., льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.

Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: пенсии, пособия, социально-обеспечительные компенсации, льготы, социальные и медицинские услуги, предметы первой необходимости. Шевнина Л.И. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении // Социальное и пенсионное право, 2013.-№1.-С.9.

Таким образом, социальное обеспечение -- форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Механизм работы социального обеспечения и социальной защиты строится на конституционном законодательстве и принятых во всем мире пактах касающихся свободы и прав человека.

Значение социальной защиты

Международные пакты о политических, гражданских, социальных, экономических и культурных правах граждан говорят о том, что абсолютно все люди имеют право на свободную жизнь, неприкосновенность, свободу религиозных и жизненных убеждений.

Правовые основы социальной защиты подразумевают то, что каждый человек, согласно этим документам, имеет право на собственное достоинство, право на трудовую деятельность, отдых, получение образования, на частичное или полное социальное обеспечение, а также, на защиту своих моральных и материальных интересов.

Правовые основы социальной защиты

Человеческое общество не может нормально существовать без установления определенных свобод, прав и обязанностей граждан, живущих в обществе. Права и обязанности граждан могут быть установлены только после достижения обществом определенного культурного, материального и духовного уровня, открывающего новые возможности.

Основные свободы, обязанности и права должны быть закреплены в юридическом документе, имеющем статус главного – «конституции». Только в таком случае дается гарантия соблюдения всех правил.

В конституции Российской Федерации говорится о том, что Российская Федерация является социальным государством, все политические силы которого направлены на обеспечение достойного уровня жизни и свободного, всестороннего развития граждан.

Конституция Российской Федерации подразумевает охрану труда, и охрану здоровья всех граждан, несмотря на социальный статус и возраст.

Правовые основы социального обеспечения устанавливают уровень минимальной заработной платы трудящихся, обеспечивает поддержку материнства, семьи, детства и отцовства, граждан достигших пенсионного возраста, инвалидов.

Активно развивается большое количество социальных служб, также устанавливается уровень пенсий, пособий по инвалидности и других гарантий защиты общества.

Статья номер 38 Конституции Российской Федерации утверждает: каждый гражданин Российской Федерации имеет гарантии социального обеспечения в случае проблем со здоровьем, по возрасту (в случае достижения пенсионного возраста), в случае инвалидности, потери семьей единственного кормильца .

Также предусмотрены гарантии по обеспечению, предназначенные для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных и описанных в законе Российской Федерации.

Установление уровня пособий и пенсий

Статья номер 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей, каждый человек имеет гарантии социального обеспечения при временной или пожизненной нетрудоспособности.

Также в соответствии с 39-й статьей конституции, государство выделяет средства на воспитание детей (обеспечение надлежащего образования и досуга с дальнейшим трудоустройством), а также в иных ситуациях, которые упоминаются в законодательстве Российской Федерации.

Абсолютно каждый человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право на ряд гарантий, обеспеченных законом о социальной защите граждан.

УДК 364 (075.8)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

З.П. Замараева

Доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье содержится анализ нормативно-правового обеспечения современной системы социальной защиты населения. Автор определяет не только преимущества развития данной отрасли с позиции ее правового обеспечения, но и противоречия нормативного характера, являющиеся сдерживающим фактором в преобразовании существующей системы.

Ключевые слова: нормативно-правовой анализ; система социальной защиты; противоречия нормативного характера; федеральный уровень; региональный уровень; законодательство РФ; организационно-функциональное обеспечение

Устойчивое развитие общества, его способность надежно гарантировать высокую социальную защищенность являются фундаментальным критерием оценки многих научных доктрин и общественной практики. Данные обстоятельства актуализируют необходимость изучения специфики существующих норм и основных правовых механизмов формирования современной системы социальной защиты населения.

Актуальность проблемы, вызванная противоречиями в нормативно-правовом обеспечении деятельности современной системы социальной защиты населения, обусловила выбор темы, определили цель оформления статьи.

Как известно, социальная защита затрагивает сферу жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового развития общества и государства. Право на социальную защиту – признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

В отечественной научной литературе термин «социальная защита» относительно новый. Его появление обусловлено изменениями, происшедшими в общественном устройстве страны в 90-х гг. В условиях трансформации системы общественных отношений происходило активное формирование разных направлений жизнедеятельности населения и в первую очередь социального законодательства по вопросам социальной защиты.

Совокупность норм, определяющая эту деятельность, впервые была обозначена постановлением Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991 г.).

В последующем стратегия реформирования системы социальной защиты, отразившая позиции целого ряда политических деятелей, общественных организаций и формирований, нашла свое выражение в Конституции и законодательстве Российской Федерации.

Данные документы продекларировали переход от принципов всеобщего социального обеспечения к европейской системе социальной защиты, определив ее как государственную сферу, включающую в себя органы власти различных уровней, обеспечивающих государственную поддержку различным категориям людей, а также предприятиям и учреждениям. Решение определяемых Конституцией и законами Российской Федерации задач осуществляется, с одной стороны, через реализацию конституционных прав и социальных гарантий в сфере жизнеобеспечения населения, с другой – через создание условий для развития собственных ресурсных возможностей человека, направленных на самообеспечение.

Уже к середине 90-х годов были заложены основы законодательного регулирования социально-экономического положения отдельных объектов социальной защиты (пенсионеры, беженцы, инвалиды, пожилые граждане, вынужденные переселенцы и др.). В первую очередь эти законодательные акты устанавливали основы нормативно-правового регулирования в области социального обслуживания населения, а также осуществления государственной системы социальных гарантий.

Значительным событием в развитии данного процесса стала разработка и реализация национальной программы социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 годы. Ее принятие кардинально изменило существующую систему социальной защиты. Она предусматривала совершенствование государственных социальных гарантий, поддержку благосостояния семей с детьми, развитие новых социальных технологий, формирование сети специальных учреждений социального обслуживания, увеличение объема и расширение перечня оказываемых социальных услуг. Одновременно с этим осуществлялось формирование новых элементов социальной инфраструктуры, учреждений социального обслуживания граждан. При этом реорганизация концептуальных основ социальной защиты проводилась с учетом приоритета предоставления каждому конкретному человеку установленных государством социальных благ и гарантий его жизнеобеспечения.

Для ее реализации была создана необходимая нормативная база. Приняты федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Эти законы заложили основу для правоприменения прожиточного минимума при осуществлении мер социальной защиты населения, что обусловило вступление в силу целого ряда норм, реализация которых непосредственно связана с осуществлением социальной защиты населения. Актуальными были данные законы и для субъектов РФ, поскольку почти каждый регион страны относительно обособленно разрабатывал социальные стандарты, систему важнейших социальных индикаторов жизнедеятельности населения, используя при этом разные методики определения качества жизни, минимального прожиточного бюджета и т. п.

Это обстоятельство обусловило разработку своей нормативной базы по вопросам социальной защиты населения на региональном уровне, способствующей упорядочению процесса в данной области.

К сожалению, в условиях социальной дезадаптации общества и сужения возможностей самообеспечения активных социальных субъектов в региональном законодательстве значительную долю составили нормы, направленные на социальную защиту малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми). Нормативные документы были построены по единому образцу, они фиксировали право жителей регионов на получение разовой или постоянной помощи в случае, если совокупный душевой доход семьи, ниже установленного на территории прожиточного минимума. Отмечалось, что получателями помощи являются лица, ставшие малообеспеченными по не зависящим от них обстоятельствам. В ряде законов ограничен круг получателей помощи.

Несмотря на очевидные достоинства нового социального законодательства, оно не отвечало современным требованиям развитого общества. Во многом только что принятые законы носили декларативный отсылочный характер к тем нормативным актам, которые еще не приняты и, как следствие, не имели прямого действия. В конечном итоге такая практика снижала уровень социальной защищенности граждан и эффективность процесса становления отрасли.

Появилась потребность в новом механизме государственного правового регулирования в социальной сфере, который позволил бы обеспечить баланс между федеральным и региональным законодательством. При этом предстояло активнее задействовать все уровни социальной защиты населения (федеральный, региональный, местный), определить по каждому из них задачи, полномочия, механизмы реализации, источники финансирования.

Упорядочению данного процесса способствовало внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В результате социальная защита населения выведена из сферы компетенции органов местного самоуправления, основная социальная нагрузка и ответственность возложена на властные региональные структуры.

Кроме того, принятые в 2005 году федеральные законы №122 и №141 внесли кардинальные изменения в социальное законодательство России. Были заменены такие, уже ставшие привычными для россиян, понятия «права», «льготы» новым определением – «монетизация льгот». В соответствии с документами льготные категории населения с января 2005 года вместо натуральных льгот стали получать по желанию денежную компенсацию, так называемый социальный пакет, включающий 450 руб. на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, стоимость проезда в пригородных электропоездах.

Развивая и конкретизируя положения Конституции в области социальной защиты, социальное законодательство пока не смогло в равной степени полноценно решить этот вопрос. Одним из существенных противоречий социального законодательства является и тот факт, что большинство федеральных законов не обеспечено реальным финансированием.

Наиболее острой проблемой, серьезно влияющей на процесс формирования и развития новой системы, стали противоречия нормативного характера.

Во-первых, проблема разграничения полномочий в области социальной защиты. В законах зачастую использовалось обобщенное понятие «органы государственной власти» без выделения федерального и субфедерального уровней. Отсутствовала регламентация оказания видов социальной защиты населению, не было указания на компетенцию каждого уровня управления в организации социальной защиты, равно как и в части объема социальных услуг и социальной помощи, качества социального обслуживания, что, безусловно, сказывалось на реализации социальных гарантий гражданам России.

Во-вторых, требовали отдельного согласования многие направления совместной деятельности в сфере социальной защиты, которые были отнесены к предметам совместного ведения между федеральным центром и регионами, до момента изменения законов.

Одним словом, предполагались серьезные преобразования на федеральном и региональном уровнях существующих законов и нормативных актов по социальной защите населения для приведения в соответствие социального законодательства. В сложившейся правовой ситуации не исключены были «конфликты», когда старые нормы вступят в противоречие с новым законодательством.

Возникала реальная необходимость уточнения правового поля и границ компетенции в условиях разграничения полномочий формирующейся системы социальной защиты.

Таким образом, в современном российском обществе сложилась тенденция, свидетельствующая о бессистемном и противоречивом нормативно-правовом обеспечении формирующейся системы социальной защиты населения, не соответствующая уровню развития российской и международной нормативной практики. Противоречия нормативно-правового характера обусловили необходимость периодического обновления и уточнения правового механизма по мере изменения социально-экономической ситуации в стране.

Библиографический список

    Григорьянц Г.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М.: МГСУ «Союз», 2004. 392 с.

    Замараева З.П. Социальная защита / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. С. 101.

    Калашников С.В. Становление социального государства. М.: Экономика, 2003. 159 с.

    Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2004. 456 с.

    Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М., 2006. 213 с.

По отношению к старикам и детям в стране судят о том, насколько нравственно государство в целом. Жизнь непредсказуема и иногда люди оказываются у той её грани, где начинается новый, порой непривычный жизненный период. Престарелому человеку требуется помощь и уход, а дети далеко. Молодая мама осталась вдруг без поддержки отца своего малыша и родственников. Многодетная семья не справляется с бесчисленными заботами. Судьбы у всех разные и кто-то остаётся один на один со своими проблемами и самим с собой. В таком случае на помощь приходят работники социальной службы. Социальные гарантии нашего государства обеспечивают соответствие уровня жизни необходимым стандартам.

Эта программа для вас, если вы...

  • Являетесь социальным работником и стремитесь узнать больше о потребностях своих подопечных;
  • Стремитесь повысить свой профессиональный уровень;
  • Работаете или планируете работать с различными группами населения: пожилыми людьми, инвалидами, ветеранами, семьями и людьми в трудной жизненной ситуации.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 4 недели (108 часов).

Цели и задачи:

Целью данного курса является повышения квалификации специалистов в области социальной защиты, развитие необходимых компетенций в области правовых основ социальной защиты и гарантий в сфере социального обеспечения.

В задачи курса входит: изучение правовых основ социальной защиты населения в Российской Федерации, организации и содержания социальной работы с различными категориями граждан, таких как инвалиды, люди пожилого возраста, ветераны, лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Также изучаются правовые основы работы с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Закладываются основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Что необходимо знать о правовых основах социальной защиты населения в России?
  • Какие социальные гарантии предоставляются законодательством в сфере трудовых отношений?
  • Какими основными законами и положениями регулируется социальная работа с различными категориями граждан?
  • Какие требования необходимо соблюдать при взаимодействии с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию?
  • Каковы правовые основы социальной профилактики предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Методы обучения

Дистанционный курс повышения квалификации позволяет обучаться, сохраняя привычный образ жизни. Программа непродолжительная, но максимально информативная. Благодаря грамотно продуманной структуре, информация усваивается легко и быстро. Теория изучается с использованием электронных учебников с иллюстрациями и средствами наглядности, а так же предоставляются аудио- и видеозаписи. Вы всегда получите ответ на заданный вами вопрос или исчерпывающую консультацию по необходимой ситуации в процессе обучения. Для проверки усвоенного материала проводится окончательное междисциплинарное онлайн-тестирование.

Результат обучения:

  • Вам понятны особенности работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства;
  • Вы обучены как теории, так и практике применения правовых основ различных жизненных ситуациях;
  • Вы способны компетентно информировать различные категории граждан по вопросам предоставления социальной поддержки.

Ваши перспективы

По факту успешного завершения программы повышения квалификации вы получите соответствующее удостоверение установленного образца. Ваша компетентность в правовых основах и гарантиях социальной защиты граждан заметно возрастёт, что обеспечит конкурентоспособность и карьерный рост. А тем, кто только освоил эти профессиональные навыки, поможет достаточно легко трудоустроиться и даст хороший старт.

Требования к слушателям

Так как курс имеет универсальную структуру, то он подойдет как специалистам без опыта, так и действующим специалистам с целью повышения квалификации.

Для зачисления вам следует заполнить заявление и предоставить в приёмную комиссию паспорт и диплом.


Посмотреть удостоверение

Ознакомиться с учебным планом

2014-2019, ООО «Бакалавр-Магистр»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Учебный план программы повышения квалификации

Срок обучения : 4 недели.

Практи-ческие занятия,ч

Правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальные гарантии в сфере трудовых правоотношений

Социальные гарантии в области социального обеспечения

Социальная защита инвалидов и пожилых граждан

Социальная защита ветеранов

Социальная защита лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф

Правовые основы социальной работы с семьей

Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также попавшими в трудную жизненную ситуацию

Правовые основы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Наименование модулей и тем

Общая трудо-емкость,ч

По учебному плану дистанционные занятия,ч

Самостоя-тельная работа слуша-телей,ч

Модуль I . Правовые основы и гарантии в сфере социального обеспечения

Модуль II. Правовые основы социальной работы с различными категориями граждан

Модуль III. Правовые основы социальной работы с детьми и семьей

Итоговое тестирование

ИТОГО

В результате обучения по программе вы получите удостоверение

Проверить лицензию можно на сайте Портала открытых данных Правительства Москвы. Для этого перейдите по ссылке: https://data.mos.ru/opendata/2024/row/273428468

Срок: бессрочный

ОГРН: 1096234001962

Серия, номер бланка: 77Л01 0008985

ИНН: 6234066752

Часто задаваемые вопросы

Что даёт профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования. Программы профпереподготовки учитывают требования к профессии, уже имеющиеся знания слушателя и направлены на формирование конкретных компетенций для практической работы. По окончании программ профессиональной переподготовки Вы получаете диплом установленного МЦДО образца.

Что даёт повышение квалификации?

Какие документы нужны для поступления?

Для поступления в МЦДО гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  3. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Иностранные граждане при подаче заявления (на русском языке) о приёме, для обучения по программам дополнительного профессионального образования, предоставляют следующие документы:

  1. Копию документа об образовании, либо копию документа иностранного государства об образовании, признанного эквивалентным в РФ документу государственного образца об образовании (при необходимости со свидетельством об установлении его эквивалентности), либо оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему. Получить консультацию о необходимости прохождения легализации диплома конкретной страны можно, обратившись в ГЛАВЭКСПЕРТЦЕНТР или у сотрудника приемной комиссии.
  1. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему.
  2. Копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
  3. Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность поступающего.
  4. При смене фамилии (имени, отчества) — подтверждающий документ с переводом на русский язык в установленном порядке.

Что нужно для обучения в дистанционном формате?

Компьютер с доступом в интернет и базовыми программами (Word, Excel, Skype), желательна веб-камера.

Есть ли у вас рассрочка платежа?

Да, беспроцентная рассрочка есть. Однако система разбивки платежей индивидуальна для каждой программы. Уточняйте подробности у специалиста приемной комиссии по телефону, или заполнив заявку.

Как скоро я могу начать обучение?

Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе вы можете уточнить у сотрудников приёмной комиссии.

Какой документ я получу по окончании обучения?

После окончания программы дополнительного профессионального образования до 250 часов Вы получите удостоверение о повышении квалификации. После окончания программы продолжительностью свыше 250 часов Вы получите диплом о профессиональной переподготовке.

Я получу государственный диплом?

Со вступлением в силу 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» на основании п.8 статьи 108, студентам, успешно окончившим программы дополнительного образования, выдаётся диплом или удостоверение установленного образовательной организацией образца, вне зависимости от типа и формы собственности образовательной организации.

Вы государственное учебное заведение?

Обязательно приезжать за дипломом и (или) на сдачу итоговой работы?

Нет, личное посещение образовательной организации не является обязательным, итоговая работа может быть выполнена при помощи системы дистанционного обучения и «Skype» (при необходимости).

Социальная защита населения и устройство ее реализации базируются на конституционно - правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно - правовых актов и правовых общепризнанных норм, которые регулируют вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления, их назначение.

Общество не имеет возможности обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Но данные права, свободы и обязанности не могут устанавливаться произвольно, ведь они обусловлены достигнутым уровнем культурных, духовных, а также материальных возможностей.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, социальных и культурных, экономических правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу убеждений, достоинство, право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, защиту материальных и моральных интересов.

К нормативным источникам социальной защиты относятся нормативные акты и договоры, которые содержат в себе нормы, определяющие порядок, условия и гарантии для осуществления социальной защиты населения. В данную систему включены международные договоры России, Конвенции и Рекомендации международных организаций, законы и подзаконные нормативные акты, трудовые договоры (контракты), коллективные договоры и соглашения. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в Конституции Российской Федерации, конституциях республик и уставах других субъектов.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, отцовства и детства, материнства, пожилых граждан и инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пособия, пенсии и другие гарантии социальной защиты населения.

В статье 38 Конституции Российской Федерации пишется:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом .

2. Устанавливаются пенсии и пособия .

В ст. 39 Конституции говорится, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом .

Любой гражданин имеет полное право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создание всех необходимых условий для осуществления данного права.

Конституция, также, точно определяет пути осуществления прав граждан на социальную защиту. Прежде всего, это:

· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав;

· обязательное пенсионное страхование работающих;

· создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения.

2 августа 1995года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения .

Он имеет черту актуального нормативного регулирования, особые емкие внутренние структуры (включает 7 глав и 40 статей), и это обеспечивает согласованное нормативное регулирование отношений в сфере социального обслуживания для указанной категории граждан.

Данный закон является основным для института социального обслуживания, он регулирует круг вопросов, которые касаются социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. закрепляет в себе основы правового регулирования в сфере социального обслуживания людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Кодификационным законом, регулирующим общественные отношения, выступают Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, военнослужащих, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста.

Также кодификационным стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот закон закрепил систему пособий, адресованных гражданам, которые имеют детей. К ним относят:

· пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

· пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности;

· ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет;

· пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года.

Позднее были изданы дополнения к данному закону, касающиеся изменения размера выплат.

Следующим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования», закрепивший базовые принципы осуществления обязательного социального страхования, страховые случаи, виды социальных рисков, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996г., Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле».

Ряд законов регулирует пенсионное обеспечение разных категорий граждан, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Большое практическое значение в реализации социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и целей программ.

Вывод: Социальная сфера, как совокупность социальных взаимоотношений, чувствует на себе регулирующее воздействие почти всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и иными видами социального обеспечения, вне зависимости от классовой принадлежности гражданина.