Понятия «конституционное право» и «государственное право. Конституционное право

Понятие и обоснование ведущей роли КПЗС

КПЗС как отрасль права – система взаимосвязанных юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и реализации основ конституционного строя, основ положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, политической системы (общественного строя), основ территориальной организации государств, основ организации и осуществления государственной власти в том или ином государстве.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран . Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии 1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».


При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...».

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.

Конституционное право совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и форм осуществления.

Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридичеких норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Назначение конституционного права Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей административного, финансового, уголовного, гражданского и т. д.

Конституционно- (государственно-) правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права. Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные.

2. Источники конст. права зар. стран. § Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. § Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников государственного права зарубежных стран относятся: конституционные законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения.

§ Не менее важное значение в качестве источников государственного права имеют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содежащихся в конституциях.

§ Источниками конституционного государственного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.

Значительное место в государственном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т. е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод.

В числе источников государственного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов.

§ Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

4. Основные виды партийных систем. Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институциализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства. Типичным примером в этом отношении является партийная система Италии.

В настоящее время партийная система Италии дезорганизована и переживает смутные времена. Утрата доверия к политическим партиям ярко отразилась в законодательной сфере. 18 апреля 1993 г. на общенациональном референдуме были отменены две статьи закона № 195 от 2 мая 1974 г. «Об участии государства в финансировании политических партий» , связанные с предоставлением ежегодных государственных дотаций парламентским группам. 10 декабря 1993 г. был принят закон № 515, который внес изменения в порядок негосудвенного финансирования политических партий и установил новые критерии для перераспределения средств на проведение избирательной кампании.

§ Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, при которых создаются обычно коалиционные правительства, существуют и в таких странах, как Бельгия, Дания, Нидерланды и некоторых других.

§ 2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. § При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства. § Многопартийная система такого типа существует, например, в Мексике, где господствующее положение в парламенте занимает Институционально революционная партия.

Двухпартийные системы. Они представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Классическим образцом в этом отношении является двухпартийная система США.

Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др.).

Функции политических партий. § Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами. Это соперничество выливается в форму избирательной борьбы, где силы противников оцениваются по количеству полученных голосов.

§ Вторая функция состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

Организационная стр-ра пол. партий. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. § Партии, которые представляют собой, относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Они строятся на принципах бюрократического централизма.

§ Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Основная задача данных партий добиться победы на выборах.

6. Институализация политических партий. § В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий: внешний внутренний.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство.

Понятие конституции Конституция это основной закон государства, закрепляющий общественно экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности.

Основные черты зарубежных конституций. В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. :

1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции.

§ 4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона.

§ 5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы § предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее § распространенного способа национальнополитической организации территории страны.

§ 6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных. § Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и § свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года, некоторых франкоязычных стран Тропической Африки.

§ 7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституционного надзора. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство. § Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен.

Классификация конституций и их внутренняя структура. В науке конституционного государствен ного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции зарубежных стран по различным основа ниям: 1) в завис ти от формы гос. устройства: унитарные; федеративные. 2) в завис ти от хар ра пол. режима: демокр кие; реакционные. 3) в завис ти от продолжит. применения: постоянные; временные. 4) в завис ти от структ ного изложения: не/кодефицированные. 5) по способу объективирования осн. закона: не/писанные. 6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Однако проверка временем показала, что наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор.

По способу объективирования основного закона, т. е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя, консти туции подразделяются на две группы

Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по опре деленной системе. Обычно писаная консти туция состоит из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений. . В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т. д. , но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права.

Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера Общее право (судебное право, прецедентное право) сложившееся после норманского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент.

§ Конституционные соглашения правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран также подразделяются на две группы. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Порядок принятия конституций. § Право на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко: представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной властью.

1. Первые писаные конституции американская 1787 года и французская 1791 года были приняты представительными учреждениями, соответственно конвентом (учредительным собранием) и Генеральными штатами (парламентом). И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная учредительная власть.

2. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов - разработка проекта конституции и окончательное его одобрение, после чего она вступает в силу. 3. Принятие конституции односторонним актом исполнительной власти октроирование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается и промульгируется главой государства.

В зарубежных странах конституционный надзор может применяться в двух основных видах. § 1. Осуществление конституционного контроля всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония). Эту систему называют также децентрализованной, или американской.

§ Второй вид конституционного надзора централизованный (либо европейский) применяется в тех странах, где для этой цели создаются специальные квази судеб ные органы, которые не входят в систему судов общей юрисдикции. Для этих органов § надзорная деятельность является единственной или главной функцией (ФРГ, Авст рия, Италия, Франция).

15. Соотношение личности и гражданина. Субъектом как политической правоспособности, так и политической дееспособности может быть только гражданин данного государства. Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина.

Основные социальноэкономические права и свободы. § Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. § И, наконец, в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим социально экономические права и свободы. . Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью.

18. Основные политические права и свободы. Основные права и свободы можно подразделить на три группы Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами.

19. Личные права и свободы. § Во первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально экономическими правами и свободами; § во вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. § в третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Мы рассмотрим личные права и свободы. Личные права и свободы

§ 1. Территория федеративного государства в политико административном отношении не представляет собой единого целого: состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. § 2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это фиксируется в Конституци Федерации), но его К. не должна протифоречить федеративной (ст. 6 конституции Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны испрашивать у Союза гарантию для своих конституций [. . . ]") § 3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. которые действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций (ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»).

§ 4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему (пример США). § 5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.

§ 6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). . Нижняя палата орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. § По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.

§ Для стран с унитарной формой государственного устройства § (простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков: § 1 Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких либо изъятии или ограничений. § 2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция ко § торых распространяется на территорию всей страны. § 3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность.

§ 4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер. § 5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы местного значения § представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

§ 6. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы, которые не могут обладать какой либо политической самостоятельностью. Местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно территориальных единицах. Подавляющее большинство современных унитарных государства мононациональные (исключения Испания). Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако § это деление формально.

сисетма избрания президента. § В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.

§ 1. Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей § участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста Рика, Ю. Корея). Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажоритарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают § участие все избиратели, внесенные в списки для голосования

§ 2. Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США). При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так каккак они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

§ 3. В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

§ 1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. § 2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших административно терригориальных единиц.

§ 3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в § государственной жизни страны.

виды права вето § Отказ дать санкцию вето влечет за собой ряд серьезных правовых последствий.

три вида вето. 1. Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Абсолютное вето институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента. Юридически оно существует, фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.

Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер. Принятый парламентом законопроект направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок не определен) может либо подписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т. е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его возражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

а) принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция); б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательное вето в руках президента президентской рес публики является мощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, что президент имеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредством одной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарной республике также наделен правом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие, применяемое крайне редко, да и то лишь по указанию правительства

3. Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из за неугодных ему статей. Короче говоря, вето оружие негибкое, так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая в крайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом. Выборочное вето явление довольно редкое. В США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности.

Государственное (конституционное) право - это отрасль пра­ва, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государ­ственной власти, правовое положение граждан.Основным источ­ником Государственного права служит конституция. Ныне дей­ствующая Конституция РФ была принята референдумом (всена­родным голосованием) 12 декабря 1993 г.

Предмет Конституционного права составляют:

1) основы конституционного строя;

2) права, свободы и обязанности личности;

3) вопросы федеративного устройства России;

4) порядок формирования и полномочия органов государствен­ной власти РФ и органов местного самоуправления.

Конституционное право выступает основным среди всех от­раслей системы права. На основе Конституции принимаются все остальные законы. Нормы Конституции отличаются от норм дру­гих отраслей права направленностью на регулирование обществен­ных отношений различного вида, наличием множества норм-прин­ципов и норм-деклараций, особым субъектным составом (субъекты Конституционного права: народ, государство, государственные органы и др.), особой структурой (имеется гипотеза и диспози­ция, но часто отсутствует санкция).

Глава I Конституции РФ посвящена основам конституционно­го строя.

Конституционный строи - это такая организация государствен­ной и общественной жизни, при которой государство выступает политической организацией гражданского общества, имеет де­мократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы представляют высшую ценность, а их соблюдение и за­шита - обязанностью государства.

Принципы основ конституционного строя можно классифици­ровать следующим образом.

1. Принципы организации государственной власти. В соответствии со статьей 1 Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Таким обра­зом, четко определена форма государства. Российская Федерация обладает суверенитетом, означающим ее независимость на меж­дународной арене и целостность и неприкосновенность ее терри­тории (ст. 4). Провозглашаются принцип федерализма, выражаю­щийся в равноправии субъектов Российской Федерации, равно­правии и самоопределении народов России (ст. 5); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную (ст. 10, 11); принцип верховенства Конституции РФ и фе­деральных законов (ст. 15).

2. Принципы взаимоотношений государства и гражданина. К ним
относится принцип народовластия, выражающийся в непосред­ственных формах (выборы, референдум) и в осуществлении вла­сти народом через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 3). Человек, его права и свободы про­возглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и зашита - обязанностью государства (ст. 2). Статья 6 провозглашает
принцип единого и равного гражданства независимо от его приоб­ретения. В России гарантируется местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти (ст. 12).



3. Принципы организации жизни гражданского общества. Консти­туция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются различные формы собственности, провозглашается право иметь в частной собственности землю (ст. 8, 9). В России признается политический и идеологический плюрализм (многообра­зие) и многопартийность (ст. 13). Это означает не только право со­стоять в той или иной партии, но и право быть беспартийным. Ста­тья 14 признает Россию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

Глава 2 Конституции РФ устанавливает содержание прав и сво­бод человека и гражданина, их гарантий и принципов, а также обязанностей граждан.

Глава 3 посвящена рассмотрению вопросов федеративного устройства России. Принципы российского федерализма следующие.

1. Государственная целостность России.

2. Единство системы государственной власти.

3. Равноправие субъектов РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и ее субъектов.

Признаки российского федерализма следующие.

1. Верховенство на всей территории страны Конституции РФ и
федеральных законов.

2. Верховенство федеральных органов государственной власти.

3. Единая государственная территория.

4. Единое гражданство РФ.

5. Единый государственный язык.

6. Единые вооруженные силы.

7. Государственные символы и столица РФ.

8. Единое экономическое пространство.

9. Единая денежная единица. Денежная эмиссия осуществляет­ся исключительно Центральным банком РФ.

10. Единые принципы налогообложения.

В состав Российской Федерации входят 89 субъектов: 21 рес­публика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значе­ния, одна автономная область, 10 автономных округов. Республи­ки и автономии сформированы по национальному принципу, а остальные субъекты федерации - по территориальному.

Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ содержат перечень сфер ведения и полномочий федерации и се субъектов. В ведение Рос­сийской Федерации входят принятие и изменение Конституции и федеральных законов, установление системы федеральных орга­нов государственной власти, управление федеральной собствен­ностью, финансовая политика, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, энергетика, судоустройство, прокурату­ра и др.

В совместном ведении находятся защита прав и свобод граж­дан, вопросы владения, пользования и распоряжения природны­ми ресурсами, вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, спорта, отраслевого законодательства и др.

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного веления Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти. Например, они могут формировать свои органы госу­дарственной власти, утверждать свой бюджет и т.д.

Государственную власть в Российской Федерации осуществля­ют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды. Рассмотрению вопросов их формирования и деятельности посвящены главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации выступает главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов го­сударственной власти. Он определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямою избирательного права при тайном голосова­нии. Выборы Президента назначаются Советом Федерации. Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федера­ции не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не ме­нее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Выборы Президента Рос­сийской Федерации 14"марта 2004 г. проходили на основе избира­тельного закона, принятого в декабре 2002 г.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и складывает их с себя с момента прине­сения присяги вновь избранным Президентом. Предусматривают­ся варианты досрочного прекращения полномочий Президента

1) отставка - добровольный уход от должности. Примером мо­жет служить отставка Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия. Механизм такого способа
досрочного прекращения полномочий пока еще остается неясным;

3) отрешение от должности (импичмент).

Во всех этих случаях выборы нового Президента должны со­стояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекра­щения исполнения полномочий. В течение этих трех месяцев и в иных случаях, когда Президент не может исполнять свои полно­мочия (например, при проведении хирургической операции), обязанности Президента исполняет Председатель Правительства РФ, однако не все: он не может распустить Государственную Думу, назначить референдум, внести предложение о пересмотре Кон­ституции РФ.

Порядок отрешения Президента РФ от должности предусмот­рен статьей 93 Конституции РФ. С инициативой отрешения Пре­зидента выступает Государственная Дума, которая на основании заключения специальной комиссии выдвигает против Президен­та обвинение в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. За выдвижение обвинения должно прого­лосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Обвинение подтверждается заключением Верхов­ного Суда РФ о наличии состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности при­нимает Совет Федерации числом не менее двух третей голосов от общего числа его членов и не позднее чем в трехмесячный срок, иначе обвинение будет считаться отклоненным.

Президент РФ имеет широкие полномочия по управлению раз­личными сферами государственной и общественной жизни. В от­ношении органов исполнительной власти Президент с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства, при­нимает решение об отставке правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей высших судов и т.д.

В области законодательной власти Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, в некоторых случаях может ее распустить, назначает референдум, вносит законопроекты в Го­сударственную Думу, подписывает и обнародует федеральные за­коны, обращается к Федеральному Собранию с ежегодным по­сланием о положении в стране и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики.

В области обороны и безопасности Президент РФ выступает Вер­ховным главнокомандующим Вооруженными силами России, может ввести военное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе

В области внешней политики Президент РФ ведет переговоры, подписывает международные соглашения, ратификационные гра­моты.

В сфере прав конкретной личности Президент РФ решает во­просы гражданства и предоставления политического убежища, на­граждает государственными наградами и почетными званиями, осуществляет помилование.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществля­ет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого Субъекта РФ: один от исполни­тельного, один от законодательного органа. В большинстве случа­ев представителем исполнительной власти субъекта РФ выступает его глава (президент республики, губернатор), а представителем законодательной власти - председатель законодательного собра­ния субъекта РФ (парламента, областной думы).

Государственная Дума избирается сроком на четыре года и со­стоит из 450 депутатов. 225 из них избираются на основе мажори­тарной системы, а другие 225 - на основе пропорциональной (по спискам избирательных объединений). Чтобы пройти в состав Го­сударственной Думы, избирательному объединению надо набрать более 5 % голосов избирателей.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражда­нин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в вы­борах. Депутаты не могут заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Де­путаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью.

Государственная Дума может быть досрочно распущена Прези­дентом в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председа­теля Правительства и в случае, если Государственная Дума по­вторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству. Но в последнем случае Президент может не распускать Государ­ственную Думу, а отправить в отставку Правительство.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ дол­жен назначить выборы с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, во время процесса отрешения Президента 01 должности, в период действия на всей территории России воен­ного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Основная функция Федерального Собрания - принятие зако­нов по предметам ведения Российской Федерации и по предме­там совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание не может пересматривать I, 2 и 9 главы Конституции РФ. К остальным главам могут приниматься поправки с одобрения двух третей субъектов Российской Федерации. Зако­нопроекты, внесенные в Государственную Думу высшими орга­нами власти, рассматриваются и принимаются ею, одобряются Советом Федерации и затем подписываются и обнародуются Пре­зидентом. Президент может отклонить принятый закон и отпра­вить его на повторное рассмотрение.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществля­ет Правительство РФ. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители Председателя и федеральные министры назначаются Президен­том по представлению Председателя Правительства.Правитель­ство слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом. Возможно и досрочное прекращение полномочий Пра­вительства. Оно может само подать в отставку. Решение об отставке Правительства может принять сам Президент. Отставка может быть вызвана выраженным Государственной Думой недоверием Пра­вительству. Возможна и персональная отставка членов Прави­тельства.

Правительство имеет широкие полномочия по управлению все­ми сферами жизни страны. В своей деятельности Правительство несет ответственность перед Президентом и Государственной Думой.

Принципы организации судебной власти содержатся в главе 7 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществ­ляется только судом и на основе закона. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьями могут быть граждане России, до­стигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи не­зависимы, несменяемы, неприкосновенны. Судебное разбиратель­ство во всех судах открытое, проходит на основе состязательности и равноправия сторон. Финансирование судов производится толь­ко из федерального бюджета, что обеспечивает независимость правосудия.

Высшую судебную власть в России осуществляют Конституци­онный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Судьи этих су­дов должны быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юри­дической профессии не менее 10 лет. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов, решает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, применен­ного в конкретном деле, дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре­ступления, по запросам высших органов государственной власти дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судеб­ным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществля­ет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор­мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - это выс­ший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в пре­дусмотренных федеральным законом процессуальных формах су­дебный надзор за их деятельностью и даст разъяснения по вопро­сам судебной практики.

В главу о судебной власти включена статья о Прокуратуре РФ (ст. 129). Органы прокуратуры представляют собой единую центра­лизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры осуществляют над­зор за исполнением законов органами власти и должностными липами, выступают в суде в качестве государственного обвините­ля, осуществляют расследование преступлений, опротестовыва­ют противоречащие закону юридические акты, выносят представ­ления об устранении нарушений закона.

В состав Конституции входят и положения о местном самоуп­равлении (ст. 12, глава 8). Местное самоуправление - это самосто­ятельная и под свою ответственность деятельность населения оп­ределенной территории по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется с учетом местных тра­диций. Органы самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти. Структура органов самоуправления опреде­ляется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют свой бюджет, осу­ществляют охрану общественного порядка и др. Им могут быть переданы отдельные государственные полномочия с передачей для их осуществления необходимых средств. Конституция запрещаем ограничение прав самоуправления. Права самоуправления защи­щаются в судебном порядке.

Формами народовластия в местном самоуправлении выступают местный референдум, муниципальные выборы, собрания и схо­ды граждан. Последние могут существовать как наряду с органами местного самоуправления, так и на уровне более мелких террито­риальных единиц (квартала, дома, подъезда).

Последняя 9 глава Конституции РФ включает вопросы ее пе­ресмотра и изменения. Предложения о пересмотре Конституции могут вносить представители высших органов государственной власти Российской Федерации. Если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание (федерального конституционного закона о нем еще нет). Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой, который принимается Конституционным Собранием двумя тре­тями голосов от общего числа его членов или выносится на всена­родное голосование.

Вопросы и задания

1. Какие отношения регулирует отрасль Конституционного права? В чем ее отличие от других отраслей права?

2. Раскройте содержание главы I Конституции РФ. Какие принципы конституционного строя существуют?

3. Вспомните содержание прав и свобод человека и гражданина. Озна­комьтесь с содержанием главы 2 Конституции РФ. Выделите принципы и гарантии прав и свобод, обязанности граждан.

4. В чем состоят принципы и признаки российского федерализма?

5. Охарактеризуйте состав субъектов Российской Федерации. Как рас­пределяются полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами?

6. Какое место в системе государственной власти занимает Президент РФ? Как заметается эта должность?

7. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Прези­дента РФ?

8. Каковы полномочия Президента РФ?

9. Охарактеризуйте состав Федеральною Собрания и порядок форми­рования его палат.

10. В каких случаях Государственная Дума может быть распущена до­срочно?

11. Ознакомьтесь со статьями 104-108 Конституции РФ. Выделите этапы законодательного процесса.

12. Каков порядок формирования Правительства РФ? Каковы его пол­номочия?

13. Каков состав органов судебной власти РФ, и каковы принципы их деятельности?

14. Какую роль в системе государственной власти РФ играет прокуратура?

15. В чем состоят особенности местного самоуправления?

16. Ознакомьтесь с содержанием главы 9 Конституции РФ. Выделите этапы процесса пересмотра Конституции.

17. Прочитайте главы 4, 5, 6, 7 Конституции РФ. Определите место каждого органа власти в системе государственной власти Российской Федерации. Определите степень влияния каждого из органов власти на другие органы государственной власти.

Понятия «конституционное право» и «государственное право»

Конституционное право обычно рассматривается юридической наукой в трех аспектах: как отрасль права, существующая в любом государстве и являющаяся ведущей отраслью его правовой системы; как юридическая наука, изучающая одноименную отрасль права, составляющие ее нормы, формирующиеся на их основе конституционноправовые отношения и тенденции их развития; как учебная дисциплина, система знаний, основанная на достижениях науки и отрасли используемых для подготовки специалистов высшей квалификации в области юриспруденции.

Поскольку конституционное право является ведущей отраслью российского права, его нормы являются базовыми как для публичного, так и для частного права, и в этом смысле конституционное право является публичночастным(1).

В Российской Федерации, как и в некоторых зарубежных государствах, наряду с термином «конституционное право» используется другой -- «государственное право». В основном их содержание совпадает(2), хотя имеются различия, в основном по предмету и объему регулируемых отношений.

Так, например, исследователи, изучающие государственное право, акцентируют внимание в первую очередь на том, что государственноправовые нормы закрепляют основные принципы, которые определяют устройство государства и гражданского общества. В них выражаются прежде всего качественная характеристика государственной организации общества, такие ее начала, как форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества1

Ученые, которые используют понятие «конституционное право», в первую очередь ориентируют предмет исследования на систему норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права. Таким образом, конституционное право в их представлении является системой правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих реализацию и защиту основных прав и свобод человека, развитие демократических общественных институтов, построение и функционирование государства и его институтов2.

Другие авторы, наоборот, не склонны идеализировать доминирование прав и свобод человека в конституционном праве и считают, что положения ст. 2 Конституции Российской Федерации могут оставаться либо лозунгом3, либо попыткой узаконить двойной стандарт. В.И. Якунин считает, что «система двойных стандартов, во всяком случае, на уровне Конституции РФ, должна быть переосмыслена. Речь, естественно, не идет об отрицании принципа прав человека в качестве высшей ценности. Но данная идеологема, являющаяся универсальной для большинства стран мирового сообщества, должна быть дополнена и другими, связанными с национальной, исторически сформировавшейся, спецификой России.

Статья 2 Конституции предлагает неолиберальную трактовку высших государственных ценностей. В предлагаемом ценностном ряду «человек, его права и свободы», как отмечено выше, не нашлось места для самой России. Безусловным является то, что ее независимость должна быть также отнесена к базовым конституционным ценностям, причем приоритетным по отношению к прочим»1. Более того, в ст. 2 Конституции государство рассматривается как техническое или служебное средство для удобства граждан. В действительности же оно выступает как высшая неподконтрольная инстанция, а граждане -- как взаимозаменяемые винтики. Более того, бесконтрольные чиновники, заняв надправовую позицию, чувствуют себя не служащими, а командующими.

Применительно к России до революции 1917 г. ученые использовали понятие государственное право2, применяя термин конституционное право для иностранных государств, где благодаря ученым англосаксонской правовой семьи эта терминология получила широкое распространение, а государственный строй отличался разделением властей, прямым «народоправством» и народным представительством.

Большинство отечественных дореволюционных государствоведов считали, что предмет государственного права является однородным. Например, Н.М. Коркунов, И. Андреевский, А.Д. Градовский содержание предмета государственного права сводили к отношениям государственного властвования. Хотя А.С. Алексеев, например, считал, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан3.

Термин государственное право использовался и советской школой, хотя мотивы были другие. Приоритет отдавался «всеохватывающему» государству, коллективу, классу, партии. Человек в этой системе рассматривался как «винтик», «зубчатое колесико», «приводной ремень» (по терминологии тех лет) в системе «всеохватывающего» общества, основанного на классовых ценностях. Кроме того, государственное право было значительно политизировано, советские конституции в большей мере имели ценность идеологического и политического документа, нежели юридического.

Возвращение к понятию конституционного права в России произошло в годы так называемой «перестройки» во второй половине 1980х и в начале 1990х гг., когда во главу угла были поставлены вопросы о правах человека и их защите, о демократизации общества, разделении властей, верховенстве закона, подчинении государства праву, о формах непосредственного волеизъявления народа.

Конечно, нельзя как отождествлять, так и разрывать проблемы конституционные и государственные, тем более их противопоставлять. Разрешить их возможно только в тесном взаимодействии и в органической взаимосвязи. В их сочетании в какойто степени реализуется конституционная идея, закрепленная в норме действующей Конституции России1: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Тем не менее, спор отечественных ученых о содержании названных терминов длится несколько десятилетий (с 70х гг. прошлого века), но до сих пор по данному вопросу нет единого мнения. Сторонники понятия «конституционное право» приводили аргументы в его защиту. Смысл их состоит в том, что еще в советское время учебники по государственному праву соответствовали Конституции СССР, что термин «государственное право» не отражает специфики отрасли, потому что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственного органа может быть отнесено к государственному праву.

Сторонники сохранения наименования отрасли и науки «государственное право» настаивали на том, что дискуссия носит концептуальный характер, определяет содержание и объем предмета правового регулирования отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе. В то же время Н.А. Богданова полагает, что современная тенденция расширения предмета государственноправового регулирования за счет включения в него понятий, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на его ограждение от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли конституционным правом. При этом расширяются границы его регулирования и изучения. Они выходят за рамки традиционного предмета государственного права, смещая акценты в понимании роли государства в цепочке «государство -- общество -- человек». Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное звено между человеком и государством.

Своеобразный компромиссный подход предлагает Е.И. Колюшин, считающий, что по своему содержанию понятия «конституционное право» и «государственное право» идентичны, поэтому наиболее удачным применительно к России представляется термин «конституционное (государственное) право». Тем самым подчеркивается преемственность развития и снимается напряжение, вызванное политическим противопоставлением этих понятий1.

В процессе дискуссии ни одной из сторон не удалось доказать свою правоту, поскольку речь фактически шла скорее о споре терминов, а не о содержании отрасли. К тому же аргументы в пользу того, что в России еще не сложился конституционный строй и нет реального приоритета прав и свобод человека, постепенно теряют свое значение в связи с очевидностью современной тенденции к соблюдению прав человека, к экономическим и социальнокультурным переменам в российском обществе, к компромиссу и сотрудничеству государственных органов различных уровней между собой и с системой местного самоуправления. Видимо, поэтому сегодня подавляющее большинство учебников носит название «Конституционное право России», что, по мнению И.А. Конюховой, свидетельствует о трансформации взглядов российской школы государствоведения и более прочном утверждении доктрины конституционализма2. Так же назвал учебник и С.А. Авакьян, подчеркнув при этом, что конституционное и государственное право исходит от государства, и предмет отрасли здесь тождественен. Пределы регулирования отраслью права общественных отношений зависят не от ее названия, а от характера этих отношений и объективной потребности только в установлении их правовых основ либо также и в детальном правовом оформлении3.

В правовой системе РФ важная роль принадлежит конституционному праву. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регули­рующих ключевые для любого государства отношения, связанные с уста­новлением политических и социально-экономических основ общественно­го строя, определением места и роли личности в государстве, закреплени­
ем формы государственного устройства, механизма осуществления власти и системой местного самоуправления.

Сам термин "конституция" латинского происхождения и означает ус­тановление, учреждение, построение и первоначально использовался для обозначения правовых актов римских императоров.

Под конституцией в любой стране сегодня понимается Основной За­кон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод челове­ка и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуще­ствления государственной власти и местного самоуправления.

Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные.

Известными шагами на пути учреждения конституционной монархии в России стали царские манифесты от 6 августа, 17 сентября и 19 октяб­ря 1905 года, которыми был создан законодательный орган - Государст­венная Дума, введены избирательные и иные права подданных Россий­ской империи (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, собраний), учрежден орган государственной власти - Совет ми­нистров.

Конституции России советского периода (1918, 1925, 1937, 1978 го­дов), несмотря на ряд отличительных моментов, имели много общего. Все они исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, господствующее положение КПСС как единственной политической партии, ограничивали пределы осуществления основных прав граждан "классовыми интересами трудящихся". Они отри­цали разделение властей, приоритет прав человека над интересами госу­дарства, политический плюрализм и многопартийность, частную собст­венность и свободу предпринимательства.

Политические, экономически и социальные преобразования россий­ского общества, начавшиеся с 1989 года, потребовали соответствующих конституционных реформ. 12 декабря 1993 года проект новой Конститу­ции был вынесен на всенародное голосование (референдум) и получил одобрение народа.

Действующая Конституция РФ как по своему содержанию, так и по своей юридической форме вполне соответствует демократическим стан­дартам конституционализма.

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхожде­ния их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы, которые можно подразделить на несколько групп:

Нормы, составляющие основы конституционного строя;

Нормы о правах и свободах человека;

Нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах, наиболее тесно связанных с Конституцией и для их принятия необходимо повышенное число голосов в Г.Д. И С.Ф;.

Остальные нормы, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами.

Таким образом, конституционное право - это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляю­щих и регулирующих общественные отношения, которые определяют ор­ганизационное и функциональное единство общества.

Особое место в данной группе источников конституционного права за­нимают Декларации (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.).

Специфическим видом источников конституционного права являются договоры: Федеральный договор, охватывающий три договора между фе­
деральными органами государственной власти и органами государствен­ной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также договора между конкретными субъектами.

Источниками конституционного права являются конституции респуб­лик и уставы других субъектов Федерации, правовые акты представитель­ных органов местного самоуправления, содержащие конституционно­правовые нормы.

Юридическим свойством Конституции РФ является особый порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на под­держание стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуман­ных поправок. В качестве юридического свойства Конституции РФ можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая в России. Ее главное звено - Конституционный суд. Помимо него ряд функ­ций выполняют Президент РФ, суды общей компетенции и арбитражные суды, а также прокуратура и иные правоохранительные органы.

Центральным объектом конституционного регулирования в РФ, предме­том охраны и защиты иных законов - источников конституционного права является положение человека, его права и свободы. Совокупность консти­туционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в рос­сийском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязан­ностей, образует конституционный статус личности в РФ (ст. 64). Консти­туция содержит обширный, полностью отвечающий международным стандартам перечень прав человека, которые в зависимости от масштаба участия государства в их осуществлении можно выделить в две категории.

Первая характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства.

Вторая характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответ­ствующих прав и свобод.

В Конституции РФ закреплены не только права человека, которые принадлежат всем лицам, находящимся на территории Росси, но и основ­ные права гражданина России. В науке и законодательной практике под гражданским понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с госу­дарством, в силу которой на него в полном объеме распространяются кон­ституционные права, свободы и обязанности.

Гражданство в конституционном праве - это не только правовая связь человека и государства, но и правовой институт - совокупность взаимосвя­занных юридических норм, регулирующих приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.

Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содер­жатся в их конституциях, а также в принятых некоторыми из них респуб­ликанских законах о гражданстве.

В РФ установлено единое гражданство. Утрата федерального граждан­ства одновременно влечет за собой утрату гражданства любой республики. Лица, обладающие российским гражданством, пользуются равными пра­вами на всей территории России.

Впервые в отечественной конституционной практике закреплена нор­ма, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или вы­дан другому государству (ст. 16).

Основными способами приобретения гражданства РФ являются: при­обретение гражданства по рождению; в порядке регистрации; в результате приема; в результате восстановления.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайство­вать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, обра­зования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ (для иностранцев и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайст­вом; для беженцев сроки сокращаются вдвое).

Согласно закону, дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству роди­телей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при нали­чии их согласия.

Гражданин РФ является субъектом не только дополнительных консти­туционных прав, но и обязанностей. Только гражданин России имеет обя­занность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу. В то время как обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окру­жающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Вся совокупность прав человека и гражданина России может быть подразделена на три большие группы:

Гражданские конституционные права и свободы;

Политические права и свободы;

Социально-экономические и культурные права.

Согласно Конституции, каждый вправе защищать свои права и свобо­ды всеми способами, не запрещенными законом. Один из них - судебная защита прав человека и гражданина. Решение, действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты, то индивид может обратиться в межгосударственные органы.

Становление России как федеративного государства связано, прежде всего, с признанием в качестве субъектов федерации как национальных (республика, автономная область, автономный округ), так и территориаль­ных образований (край, область, города федерального значения). Все они между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органа­ми государственной власти.

Важнейшей чертой Российского государства является суверенитет. Он означает верховенство и самостоятельность Российского государства во внутренних делах и его независимость в международных отношениях. Важным элементом конституционного статуса РФ является право иметь свои Вооруженные Силы, которые выступают как средств защиты нацио­нальных интересов России, ее суверенитета и территориальной целостно­сти. Россия вправе вступать в оборонительные союзы с другими государ­ствами, создавать с ними объединенные вооруженные силы.

Конституционным правом России как суверенного государства являет­ся возможность устанавливать единый государственный язык. Элементом конституционного статуса РФ являются символы ее государственного су­веренитета: государственный флаг, герб, гимн и столица. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (кроме статуса столицы, который определяется фе­деральным законом).

Основным фактором системы государственных органов РФ является принцип разделения властей. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти образуют основу конституционной системы органов Россий­ского государства. Координацию этих ветвей выполняет Президент, яв­ляющийся главой государства.

Термин "президент" имеет латинское происхождение и буквально обо­значает "сидящий впереди". В современном значении президентом назы­вают единоличную главу государства, получающего свои полномочия пу­
тем выборов. В РФ институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г.

Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. Основное назначение верхней палаты - представительство интересов субъектов федерации. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Назначение Государственной Думы - быть органом выражения интересов всего российского народа. Числен­ность - 450 депутатов, избираемых по партийным списками и по мажори­тарной системе на основе прямого, всеобщего и равного избирательного права сроком на пять лет.

Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое действует как коллегиальный орган и состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Самостоятельную подсистему государственного механизма России об­разуют органы судебной власти.

Помимо деления по предметному признаку конституционная система государственных органов может рассматриваться как двухуровневая, включающая федеральные государственные органы и органы субъектов федерации. Система органов местного самоуправления образует самостоя­тельную совокупность органов, которые не относятся к числу органов го­сударственной власти. При определении своей системы государственных органов субъекты федерации не могут нарушать основ конституционного строя РФ.

Местное самоуправление - одна из форм самоуправления социального явления. Оно представляет собой систему организации деятельности граж­дан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, на­
ционально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и за­конов РФ, законодательных актов ее субъектов.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит предмет конституционного права?

2. Каковы источники конституционного права?

3. На каких принципах строится гражданство в РФ?

4. Охарактризуйте основы конституционного строя РФ.

Еще по теме КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО:

  1. § 3. Конституционное право на информацию как субъективное право человека и гражданина
  2. Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВО ВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ
  3. Право на судебную защиту - конституционное право каждого гражданина РФ.
  4. Судебная защита прав и свобод, гарантированная ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, включает в себя право каждого защищать принадлежащие ему права и свободы, в том числе посредством обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.
  5. Конституционное право земель в государственном строе федерации
  6. Субъективное избирательное право и его конституционные ограничения
  7. §1.1. Конституционное право на социальное обеспечение: понятие и содержание
  8. § 1. Конституционное (государственное) право России
  9. Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ.
  10. ГЛАВА 1. ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОКТРИНЕ
  11. Право ребенка на личную безопасность как основа конституционно-правового статуса несовершеннолетних
  12. В 1993 г. право граждан на квалифицированную юридическую помощь приобрело значение конституционного принципа
  13. ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОМОЧИЯ, ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ
  14. ГЛАВА 1. ПРОВЕРКА КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН ОРГАНАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ И ФРАНЦИИ КАК ВИД КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -