Территориальное деление субъектов рф. Территориальное деление россии. Политические аспекты федеративного устройства

Административно-политическое устройство России представляет собой довольно сложный механизм управления. Он формируется на основе равноправия всех субъектов федерации и одновременно на предоставлении больших возможностей для самоуправления тем субъектам, которые имеют государственность (республикам). Политическое устройство России также весьма неоднозначно. Давайте попробуем все-таки разобраться, что собой представляет административный и государственный строй в РФ.

Форма правления

Прежде всего узнаем, каково устройство политической системы России. Согласно Конституции, РФ имеет форму республиканского правления. Но это довольно расплывчатое понятие, так как у республиканской модели - множество различных подвидов.

Если быть точнее, то форма политического устройства России смешанная. Но это также ещё не полная характеристика. Учитывая, что на политику страны оказывает значительное влияние как президент, так и Государственная дума (с превалированием первого), можно охарактеризовать государственно-политическое устройство России как смешанную президентско-парламентскую республику. Это довольно сложная по структуре, но тем не менее популярная в мире форма правления. Естественно, в российской парламентско-президентской республике имеются свои нюансы.

Конституционный строй

Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.

Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ - социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.

В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.

Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.

Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.

Органы власти

Политическое устройство России и конституционный строй играют определяющую роль в формировании органов власти. Конституция предполагает разделение власти на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. У каждой из них имеются свои функции и полномочия. Считается, что эффективное взаимодействие между ветвями власти способно обеспечить процветание государства. Кроме того, аналогичное подразделение ветвей власти имеется у государственных образований внутри России. Это субъекты Федерации, которые имеют статус республик.

Законодательная власть

Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название "Федеральное собрание". Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них - утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.

Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного - от законодательного органа, а другого - от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.

Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).

Исполнительная власть

Высшим институтом исполнительной власти РФ является правительство. Возглавляет его председатель правительства. Данная должность идентична посту премьер-министра в других странах.

Председатель правительства предлагается и назначается на свою должность президентом, но после утверждения данной кандидатуры Государственной думой. До утверждения претендент имеет статус исполняющего обязанности председателя правительства. Остальные члены правительства назначаются президентом по ходатайству председателя. Само правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Государственной думе.

В полномочия правительства входит осуществление распорядительной и исполнительной власти в стране, разработка проекта бюджета и других законов и нормативов.

Судебная власть

Следующей ветвью, которая составляет политическое устройство России, является судебная власть. Её структура состоит из судов различных инстанций, которые подразделяются на Конституционный суд, суды общей юрисдикции (уголовный, административный, гражданский, военный), арбитражный суд, а также специальный дисциплинарный орган для судей. Кроме того, особняком стоит Верховный суд РФ.

Судьи назначаются на свои должности различными органами власти, в зависимости от того, какого типа суд они представляют. Но в то же время судебная власть считается независимой от других ветвей.

Президент

В отличие от вышеописанных структур должность президента РФ формально не считается ветвью власти. Президент - гарант Конституции. Этот аспект обозначает устройство политической системы России. Кроме того, президент является главой государства. Срок действия полномочий президента составляет 5 лет. Данная должность не может заниматься одним и тем же лицом более двух раз подряд.

Территориальное устройство

Выше мы говорили о том, какое имеет современная Россия политическое устройство. Теперь настало время изучить её территориальное деление.

В настоящий момент существует сразу несколько типов территориального деления РФ. Из них наиболее важные следующие:

  • административное деление;
  • муниципальное деление;
  • экономическое районирование;
  • деление на федеральные округа;
  • деление на военные округа.

О каждом из этих типов внутригосударственных образований мы подробнее поговорим ниже.

Административное деление

Административно-политическое устройство России имеет несколько уровней. Высшим из них является уровень субъектов Федерации. Данные образования принято ещё называть регионами. Согласно Конституции, Россия имеет федеративное устройство, а её субъекты являются составными частями государства, имеющими равные права.

Вместе с тем регионы России неоднородны по своей сущности. Из 85 субъектов Федерации 22 региона имеют республиканский статус, 9 – краевой, 46 – областной. Кроме того, в число субъектов входит 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Из всех вышеперечисленных регионов наибольшие возможности в самоуправлении имеют республики, которые по сути являются государствами внутри государства. У них имеется собственная Конституция, государственные языки, правительство и т. д. Но влияние республик на общую политику России не больше, чем у других регионов страны.

Три из четырёх автономных округов являются одновременно составными частями других субъектов РФ. Исключение составляет Чукотский АО, который не входит в состав других регионов страны.

Муниципальное деление

Кроме того, в Российской Федерации существует деление по муниципальному признаку. Муниципальное образование – это единица территориального самоуправления. Как правило, они являются составной частью регионов.

Согласно российскому законодательству, в настоящее время существует семь видов муниципальных образований: сельское и городское поселение, городской округ, муниципальный район, внутригородской район, внутригородская территория, городской округ с внутригородским делением.

Экономическое районирование

Социальное, политическое, экономическое устройство России было бы неполным без описания экономического районирования. Экономические районы – это группа регионов, связанных общими хозяйственными связями. Данный вид группирования регионов страны существовал еще в Советском Союзе и берет начало со времен Российской империи.

В настоящее время существует 12 экономических районов России. Но данный метод территориального деления уже фактически отжил своё. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Крым после присоединения не включили в экономическое районирование.

Федеральные округа

Деление России на федеральные округа было введено в 2000 году. Именно данный вид структуризации по большому счету сейчас замещает экономическое районирование, хотя и последнее официально не упразднено.

В России насчитывается девять федеральных округов. Самый крупный из них по территории - Дальневосточный, а по численности населения – Центральный, главным городом которого является Москва. Центральными городами других округов тоже, как правило, являются самые большие населенные пункты данных региональных объединений.

Военные округа

Точно так же, как и федеральные округа с экономическими районами, военные округа считаются частью территориального деления России. Они являются фактическим объединением конкретных военных соединений, расположенных на определенной территории. Деление на округа было принято для более удобного взаимодействия между ними по разным вопросам, включая снабжение и призыв населения в ряды армии. Также данная структуризация должна обеспечить более надежную оборону регионов России в случае вторжения вражеских войск на территорию страны.

В настоящее время (с 2010 года) насчитывается четыре военных округа: Южный, Восточный, Западный и Центральный. Но так было не всегда. В 1991 году их насчитывалось девять, но постепенно численность уменьшалась путем укрупнения округов. Это способствует оптимизации распределения военных ресурсов, а также сокращению расходов на административный аппарат воинских сил страны.

Общие выводы

Как видим, общественно-политическое устройство России довольно сложно и имеет многоуровневый характер. Но это и неудивительно, ведь устройство самого большого государства мира с учетом интересов всех национальностей, общественных образований и религиозных общин, проживающих в нем, по определению не может быть простым.

Тем не менее остается довольно обширный простор для совершенствования. Уже можно сказать, что нынешняя структуризация более эффективна, чем политическое устройство России в 20 веке, когда только распался СССР. Но ещё предстоит много сделать для того, чтобы хотя бы приблизить уровень государственного управления к оптимальным показателям. Данная задача по силам только в случае совместных действий органов власти и граждан страны, которые их избирают. Только это может гарантировать позитивные изменения в указанном направлении.

Под административно-территориальным устройством субъектов Российской Федерации следует понимать научно обоснованное разделение территории субъекта Российской Федерации на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится (организуется) местное самоуправление.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года изменился субъектный состав Российской Федерации, что привело, в свою очередь, к видоизменению субъектного состава административно-территориальных образований. Административно-территориальными образованиями (единицами) больше не являются края и области, которые, как и республики в составе Российской Федерации, города федерального значения, автономная область, автономные округа провозглашены субъектами Российской Федерации, что привело к видоизменению самого субъектного состава внутри, их видов, порядка образования и правового регулирования.
В настоящее время правовое регулирование порядка образования, их упразднения, реорганизации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Собственно нормативными актами субъектов Российской Федерации, регулирующими административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, являются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации. На территории отдельных субъектов Российской Федерации действуют принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации законы об административно-территориальном устройстве соответствующего субъекта Российской Федерации.
В конституциях республик, в уставах других субъектов Российской Федерации закрепляются, прежде всего принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. В наиболее общем виде такими принципами являются:
1) самостоятельность, в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройства и порядка его изменения;
2) обеспечение целостности территории субъекта Российской Федерации;
3) обеспечение исторически сложившейся системы расселения населения, тенденция ее развития;
4) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
5) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах других субъектов Российской Федерации устанавливается, что в состав субъекта Российской Федерации непосредственно входят - города, соответственно, республиканского, краевого, областного, автономной области, автономных округов значения, а также районы. Такие города и районы принято называть базовыми административно-территориальными образованиями (единицами) субъекта Российской Федерации.
Так, в статье 52 Устава Самарской области установлено, что в состав Самарской области непосредственно входят следующие административнотерриториальные единицы Самарской области:
города областного значения: Самара, Жигулевск, Кинель, Новокуй- бышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Тольятти, Чапаевск;
районы Самарской области: Алексеевский, Безенчукский, Бога- товский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинельский, Ки- нель-Черкасский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Челно-Вер- шинский, Шенталинский, Шигонский.
В отличие от административно-территориального устройства Самарской области, в статье 92 Конституции Республики Коми установлено, что административно-территориальными единицами Республики являются города с подчиненными им территориями; к числу административно-территориальных единиц отнесены также и районы в городе.
Что характеризует город и район как административно-территориальные единицы?
Города играют исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны. Они являются местом сосредоточения больших промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных, научных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деление их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. В городе Самаре такими внутригородскими районами являются: Куйбышевский, Самарский, Ленинский, Октябрьский, Железнодорожный, Советский, Промышленный, Красноглинский. Территория города Тольятти включает в себя три внутригородские района.
Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономных округов. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, небольшие промышленные предприятия главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции, культурно-бытовые предприятия и др. В свою очередь, территория районов подразделяется на более мелкие административно-территориальные единицы, которые образуют первичное звено административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Такими административно-территориальными единицами (образованиями) являются сельские населенные пункты: поселки, села, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты.
Промежуточным звеном административно-территориальное устройство района, между районом и сельскими населенными пунктами, является сельское поселение, которое представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, административный центр которого определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в которого в соответствии законами субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. «Сельское поселение» как промежуточное звено административно-территориального устройства сельского района в каждом субъекте Российской Федерации получает свое наименование.
Решения по вопросам образования, объединения, упразднения районов на территории субъекта Российской Федерации принимают органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Образование упразднение, установление границ первичных административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления базовых административно-территориальных единиц, в состав которых соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

Контрольные вопросы и задания

1. В каких условиях и на каких правовых основах создавалась РСФСР до образования Союза ССР, и каковы особенности ее государственно-правового статуса?
2. Каков государственно-правовой статус РСФСР, как союзной республики, в составе Союза ССР?
3. Почему автономию определяют как государственно-правовую форму политического устройства наций в России? Каковы ее принципы и формы?
4. Определите виды автономных образований и особенности их правового статуса по Конституции РСФСР 1978 г.
5. Каковы государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года? Каково значение государственных символов Российской Федерации?
6. Сформулируйте понятие компетенции Российской Федерации и определите предметы исключительного ведения Российской Федерации, особенности предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
7. На каких принципах строятся отношения Российской Федерации и СНГ?
8. Чем характеризуется государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации и каково отличие от государственно-правового статуса края, области в составе Российской Федерации?
9. Покажите особенности государственно-правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации.
10. Каково содержание компетенции субъектов Российской Федерации, и какие совместные полномочия субъектов Российской Федерации с Российской Федерацией?
11. Систематизируйте исключительные полномочия субъектов Российской Федерации, и покажите особенности их закрепления (на примере содержания главы IV Устава (основного закона) Самарской области).
12. Для каких целей проводится административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации, каковы принципы административно-территориального деления виды административно-территориальных единиц?
13. Постройте систему административно-территориального деления Самарской области.
14. Что такое национально-культурная автономия в Российской Федерации, каковы ее принципы и организационные формы реализации?

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В РФ административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов:

Экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения.

Национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.

Максимальное приближение государственного аппарата и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом. Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь.

Действующая в настоящее время в субъектах РФ система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в РФ область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе РФ, а также в уставах других субъектов РФ. Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым - относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.


Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям , являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Имеются также закрытые административно-территориальные образования - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ.

Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)


Мое мнение, в случае, если народ РФ, руководствуясь действующим законодательством, решит изменить Конституцию РФ, то в рамках возможной будущей конституционной реформы стоило бы изменить административно-территориальное деление РФ. А именно, предлагается ввести высший уровень субъектов РФ - губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого (верхнего) уровня. Кроме того, субъектами федерации первого (верхнего) уровня будут также и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.

Основной смысл этого один - убрать (или снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.

Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.

Таким образом, области, края и республики будут "упакованы" в субъекты РФ более высокого - первого - уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий.

Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма.

Пирамида субъектов РФ, таким образом, будет выглядеть следующим образом:

1. Субъекты федерации первого уровня:

Губернии,
- города федерального значения,
- особые федеральные территории*.

2. Субъекты федерации второго уровня:

Республики,
- края,
- области,
- агломерационные области**.

* Особая федеральная территория – новый вид субъекта РФ верхнего уровня, с широкими возможностями его органов власти в плане модификации финансово-экономических, фискальных и иных условий, действующих на ее территории. Необходимы для формирования .

** Агломерационная область – новый вид субъекта РФ второго уровня. Необходим для формирования и развития городских агломераций. Территории под такие области будут выделяться из территорий республик, краев и областей. Агломерационные области будут выводиться из подчиненности субъектов РФ второго уровня, переходя, в административном плане, на губернский уровень подчинения.

Ну а поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей как по директивному, волевому изменению границ субъектов РФ, так и по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать более унитарной страной, но с сохранением определенного уровня федерализма, с сохранением определенной самостоятельности ее субъектов.

Однако

Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу - снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов - мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии. И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.

Его нивелирование - тема отдельного большого разговора. Основной залог единства - экономические интересы, новые федеральные социально-экономические институты:

1. Северная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)
Вологодская область
Республика Коми
Мурманская область
Республика Карелия

2. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население - 6,2 млн. чел. - агломерация, включая часть Ленинградской области)

3. Северо-Западная губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Ленинградская область (часть)
Псковская область
Новгородская область

4. Балтийская губерния (население - 1 млн. чел.)

Калининградская область

5. Город федерального значения Москва* (население - 19,8 млн. чел.)

Москва
Московская область

6. Западная губерния (население - 3,2 млн. чел.)

Калужская область
Смоленская область
Брянская область

7. Рязанско-Тульская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Рязанская область
Тульская область

8. Юго-западная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

Воронежская область
Тамбовская область
Липецкая область

9. Центральная губерния (население - 5,6 млн. чел.)

Тверская область
Владимирская область
Ивановская область
Ярославская область
Костромская область

10. Лесо-степная губерния (население - 4,7 млн. чел.)

Республика Мордовия
Пензенская область
Саратовская область

11. Центрально-черноземная губерния (население - 3,4 млн. чел.)

Орловская область
Курская область
Белгородская область

12. Средневолжская губерния (население - 5,2 млн. чел.)

Нижегородская область
Чувашская республика
Республика Марий-Эл

13. Поволжская губерния (население - 8,4 млн. чел.)

Республика Татарстан
Самарская область
Ульяновская область

14. Нижневолжская губерния (население - 3,5 млн. чел.)

Волгоградская область
Астраханская область

15. 16. Республика Крым + город федерального значения Севастополь* (население - 2,3 млн. чел.)

Севастополь
Республика Крым

17. Южная губерния (население - 15,4 млн. чел.)

Ростовская область
Краснодарский край
Ставропольский край
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская республика
Кабардино-Балкарская республика
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Калмыкия

18. Кавказская губерния (население - 5 млн. чел.)

Республика Ингушетия
Чеченская Республика
Республика Дагестан

19. Южно-Уральская губерния (население - 10,4 млн. чел.)

Республика Башкортостан
Оренбургская область
Челябинская область
Курганская область

20. Приуральская губерния (население - 5,5 млн. чел.)

Пермский край
Удмуртская республика
Кировская область

21. Уральская губерния (население - 4,3 млн. чел.)

Свердловская область

22. Западно-Сибирская губерния (население - 5,8 млн. чел.)

Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)

23. Сибирская губерния (население - 2 млн. чел.)

Омская область

24. Южно-Сибирская губерния (население - 6,6 млн. чел.)

Новосибирская область
Кемеровская область
Томская область

25. Алтайская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)

26. Красноярская губерния (население - 3,7 млн. чел.)

Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)
Республика Тыва

27. Восточно-Сибирская губерния (население - 2,4 млн. чел.)

Иркутская область

28. Забайкальская губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Республика Бурятия
Забайкальский край

29. Дальневосточная губерния (население - 4,2 млн. чел.)

Хабаровский край
Биробиджанская область***
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Камчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)
Сахалинская область

30. Приморская губерния (население - 1,9 млн. чел.)

Приморский край

В рамках возможной будущей конституционной реформы

* Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области - к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым - к городу федерального значения Севастополь.

** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:

- Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
- Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
- Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
- Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
- Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края).

*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году