Какие органы избираются на выборах. Муниципальное избирательное право. равные – неравные

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание - соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного лица) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа.

Основанием назначения внеочередных (досрочных) выборов является досрочное прекращение полномочий выборного органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий, как правило, не имеют значения для избирательного права. В соответствии с п. 2 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области досрочные выборы депутатов областной Думы назначаются Губернатором Белгородской области.

Еще одним основанием назначения досрочных выборов является в соответствии с ч. 12 ст. 71 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» одновременное выбытие нескольких депутатов в период, когда проведение дополнительных выборов не предусмотрено, а законодательный (представительный) орган государственной власти или местного самоуправления, остались в неправомочном составе.

Основанием назначения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Так, согласно п. 4 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Дополнительные выборы, если это предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут не назначаться, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Такие нормы предусмотрены Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», рядом региональных законов.

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (все кандидаты по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

4) в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов - государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица).

Субъектами такого права в Российской Федерации являются:

1) Президент Российской Федерации - назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации - назначает выборы Президента Российской Федерации;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - назначают выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а в большинстве субъектов Российской Федерации также собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) - назначают выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) представительные органы местного самоуправления - назначают выборы главы местного самоуправления, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы местного самоуправления - назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии - в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий выборного органа (должностного лица), а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся на основании решения соответствующей уровню выборов избирательной комиссии.

В случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (ст. 9) закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

В случае, когда решение о проведении выборов принимает избирательная комиссия, это решение должно быть опубликовано не позднее, чем через 7 дней со дня истечения пятидневного срока опубликования решения о назначении выборов, которое не было принято уполномоченным на то органом (должностным лицом). Пятидневный срок в данном случае отсчитывается с последнего дня срока, в течение которого уполномоченный орган (должностное лицо) должен был издать акт о назначении выборов.

Досрочные выборы в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица. Сроки опубликования решения о назначении выборов аналогичны срокам опубликования решения о назначении очередных выборов.

Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве сложились различные варианты закрепления требований к определению даты голосования на очередных выборах:

1) ч. 5 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области устанавливает, что днем голосования на выборах депутатов Белгородской областной Думы нового созыва является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана областная Дума. При такой законодательной регламентации дата голосования всегда известна заранее, однако, акт о назначении выборов все равно издается, так как он, как было показано выше, имеет значение не только для установления даты голосования;

2) установление даты голосования относительно даты голосования на предыдущих выборах данного органа (должностного лица). Так, Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Что касается повторных выборов, то Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, которые предусмотрены законом. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее, чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Внеочередные выборы

Внеочередные выборы - проводятся после роспуска или самороспуска законодательного органа власти. Могут проводиться и после того, как на голосовании прошёл вотум о недоверии к правительству . После того как правительство подаёт в отставку, также в короткий срок назначают дату внеочередных выборов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Внеочередные Олимпийские игры
  • Внесение неисправностей

Смотреть что такое "Внеочередные выборы" в других словарях:

    Выборы в Мажилис Парламента Казахстана (2007) - Досрочные выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан в 2007 году прошли 18 августа (по партийным спискам) и 20 августа (выборы депутатов от Ассамблеи народа Казахстана). Проведение выборов было связано с принятием в мае 2007 года поправок в … Википедия

    Выборы в Эстонии - Политика Портал:Политика Эстония Эта статья часть серии: Полит … Википедия

    Внеочередные парламентские выборы в Израиле - Выборы восемнадцатого состава Кнессета выборы в парламент Израиля, которые должны были состояться в 2010 году. Однако, новый лидер партии «Кадима» Ципи Ливни не смогла сформировать коалиционное правительство и была вынуждена рекомендовать… … Википедия

    Внеочередные Олимпийские игры 1906 - года проводились в Афинах 22 апреля 2 мая 1906 года (с 9 по 19 апреля по юлианскому календарю) на «Мраморном стадионе», на котором проходили Олимпийские игры 1896 года. Участвовали 883 спортcмена и 20 спортсменок из 21 страны. Они не были… … Википедия

    ВЫБОРЫ - форма непосредственной (прямой) демократии, волеизъявление народа с целью формирования органов государственной власти или местного самоуправления путем голосования. По масштабам (территориальному признаку) проведения выделяют национальные… … Политологический словарь-справочник

    ВЫБОРЫ - (elections) избрание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов руководящих органов тех или иных партий, организаций. Существуют В. президента, парламента, местные, плановые, очередные, внеочередные, досрочные и т.п. Конституция… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ВЫБОРЫ - важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых… … Политология: словарь-справочник

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два и более кандидата или несколько партий.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, т.е. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны. Важным следствием является и отбор политических лидеров – граждане вольны заменить тех, кто не оправдал их доверия, на более достойных. Так что регулярно проводящиеся выборы держат политических руководителей в форме, в напряжении: через несколько лет им так или иначе придется отчитываться перед избирателями.

Виды выборов. Классификаций выборов довольно много.

1) Самая простейшая – в зависимости от территории их проведения. По этому критерию различают общенациональные выборы , которые проводятся в масштабах страны, региональные выборы , проводимые в рамках крупных территориальных единиц, и местные выборы , охватывающие административно-территориальную единицу или город (т.е. объединяют граждан, живущих на определенных небольших территориях, у которых есть свои местные органы).

2) В зависимости от того, кого выбирают , выборы делятся на парламентские, президентские, муниципальные, выборы судей, шерифов, коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

3) В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые . Прямые выборы – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных ступеней. Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы всегда имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, многоступенчатыми выборами (коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента) избирается президент Италии. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское собрание народных представителей – китайский парламент – избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. Люди, избранные в один орган, избирают затем своих представителей в другой орган.


4) Выборы также делятся по времени проведения на очередные и внеочередные . Очередные выборы проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи со смертью, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента.

5) Выборы бывают еще дополнительными , которые проводятся в зависимости от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. Необходимость их проведения возникает тогда, когда кто-то из членов парламента выбывает из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся в тех округах, где произошло выбытие депутата.

6) Частичные выборы в отличие от дополнительных – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа. Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенаторы США избираются на шесть лет, но не одновременно – каждые два года переизбирается треть Сената.

Помимо приведенной классификации выборов в некоторых странах встречается своя специфическая терминология. Например, в США применяется термин «промежуточные выборы » – выборы, которые проводятся в тот год, когда не избирается президент.

В американской терминологии есть и такое понятие, как «первичные выборы » (праймериз). Это выборы, в результате которых проводится отбор кандидатов от той или иной партии. Из нескольких кандидатов – республиканцев и демократов – избирается по одному. Это партийные выборы. Результатом этих выборов является отбор кандидата на должность президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партии.

Существует такое понятие, как «обязательные выборы»(обязательное голосование). Обязательность обеспечивается путем наложения санкции в том случае, если избиратель не принял участия в голосовании. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание: списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. Все эти более или менее строгие меры воздействия применяются для борьбы с таким распространенным явлением, как абсентеизм (от англ, absent – отсутствовать) – добровольное неучастие граждан в выборах.

Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица ().

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению числа прямых выборов: сокращена только что восстановленная выборность губернаторов, глав местного самоуправления нередко выбирают депутаты, а не граждане, и даже советы депутатов в некоторых муниципальных районах заменены конференциями поселенческих депутатов. В настоящей статье рассматриваются лишь прямые выборы должностных лиц и депутатов избирателями.

Уровень выборов [  ]

В зависимости от уровня выбираемого органа выделяют выборы:

  • федеральные - выборы президента Российской Федерации и депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • региональные - выборы губернаторов и депутатов законодательных собраний регионов (на более аккуратном юридическом языке это называется выборами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации);
  • муниципальные (местные) - выборы глав и депутатов представительных органов местного самоуправления; поскольку местное самоуправление в Российской Федерации является, как правило, двухуровневым , то и муниципальные выборы проводятся отдельно для каждого их этих уровней (выборы на уровне муниципального района и выборы на уровне городского или сельского поселения).

Таким образом, гражданин Российской Федерации стандартно участвует в выборах четырех единоличных и четырех представительных органов. Формально закон о местном самоуправлении позволяет муниципальным образованиям создавать дополнительные органы, также избираемые прямым волеизъявлением граждан, но практические прецеденты такого рода неизвестны.

Избирательные системы [  ]

При выборах представительных органов в Российской Федерации используются две избирательные системы (системы представительства): пропорциональная и мажоритарная . С 2013 года пропорциональная система выборов в чистом виде не применяется, вместо нее повсеместно введена смешанная система, когда часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть - по мажоритарной. При выборах единоличных органов применяется лишь мажоритарная система.

Пропорциональная избирательная система [  ]

При пропорциональной избирательной системе (ее также называют выборами по партийным спискам) избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвинутыми различными избирательными объединениями (партиями). Мандаты распределяются между списками пропорционально числу поданных за список голосов. Важнейшими характеристиками пропорциональной системы являются:

  • избирательный барьер (порог) - минимальная доля голосов, которую должен получить список, чтобы участвовать в распределении мандатов; этот барьер предназначен для снижения фрагментации избираемого органа;
  • метод распределения мандатов, приходящихся на дробные доли математической пропорции;
  • правила формирования территориальных групп и распределения мандатов между ними (при наличии таких норм полученные списком мандаты сначала заполняются кандидатами из общей части списка, а затем распределяются между кандидатами из территориальных групп на основании числа голосов, полученных списком на той или иной территории).

Мажоритарная избирательная система [  ]

Мажоритарные избирательные системы разделяются на мажоритарные системы абсолютного большинства , когда победителю необходимо набрать более 50% голосов избирателей, и мажоритарные системы относительного большинства , когда победителем признается кандидат, набравший большее число голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства всегда предполагает возможность повторного голосования (второго тура выборов), поскольку ни один кандидат может не собрать более половины голосов в первом туре. Второй тур, как правило, проводится с двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре; при этом во втором туре практически всегда применяется система относительного большинства (из-за недействительных бюллетеней оба кандидата все равно могут набрать менее 50%).

В России система абсолютного большинства используется на выборах президента и губернаторов; относительно редко, лишь в некоторых регионах, она применяется для выборов глав муниципальных образований и практически не применяется на выборах депутатов любого уровня. Низкая распространенность системы абсолютного большинства связана, с одной стороны, с более высокой стоимостью процедуры из-за возможного проведения второго тура и, с другой стороны, с более высокими рисками такой системы для административных кандидатов (размытые между несколькими кандидатами в первом туре голоса избирателей-противников действующей администрации объединяются вокруг одного кандидата во втором туре).

При мажоритарной системе относительного большинства возможна ситуация, когда несколько кандидатов получают равное число голосов избирателей. Региональные законы по-разному разрешают такую ситуацию. Чаще всего либо проводится жеребьевка, либо победителем признается кандидат, первым представивший документы для выдвижения/регистрации в качестве кандидата. Однако, например, в Калужской области в таких случаях предусмотрено проведение повторного голосования с участием кандидатов, получивших равное число голосов избирателей.

Избирательные округа [  ]

Важной характеристикой мажоритарной системы при выборах коллегиальных органов является нарезка избирательных округов - т. е. территорий, в пределах которых избиратели выбирают из одного и того же набора кандидатов. В зависимости от числа мандатов, которые распределяются в округе, округа разделяются на одномандатные и многомандатные . В рамках одних и тех же выборов в разных округах могут избирать разное число депутатов (для соблюдения принципов равного представительства число избирателей в округе должно быть пропорционально числу мандатов). запрещает создавать более чем 5-мандатные округа, допуская исключения лишь для сельских поселений (а также для других местных выборов, если весь округ полностью находится в пределах одного избирательного участка).

Следует отметить, что число голосов , которым располагает избиратель в многомандатном округе, не обязательно равно числу мандатов, разыгрываемых в этом многомандатном округе. Для обеспечения равенства избирательных прав граждан устанавливает, что число голосов у избирателя должно быть равно числу мандатов, разыгрываемых в самом малом из округов, либо равно единице.

При использовании пропорциональной избирательной системы законодатель использует термин «единый избирательный округ », который относится ко всей территории, на которой проводятся выборы. Отметим, что этот термин обычно не применяется при выборах единоличных органов (губернаторов и глав МСУ местное самоуправление ).

Голосование против всех кандидатов [  ]

Подробнее см. отдельную статью Против всех

Голосование против всех кандидатов (списков) может быть реализовано при любой избирательной системе. Однако в российском законодательстве эта возможность была упразднена в 2006 году и лишь в 2015 году восстановлена в крайне ограниченном формате (на муниципальных выборах и лишь в 8 субъектах Российской Федерации). Практические способы протестного голосования, в том числе и при отсутствии графы «Против всех кандидатов (списков кандидатов)» в бюллетене, рассмотрены в отдельной статье .

Виды выборов [  ]

«Обычные» выборы глав и представительных органов носят название основные выборы . Если выборы проводятся до истечения установленного законом (уставом муниципального образования) срока полномочий органа (при досрочном прекращении полномочий по любым причинам), то эти основные выборы будут являться досрочными . При проведении досрочных выборов сроки избирательных действий могут сокращаться . Следует отличать досрочные выборы от досрочного голосования - организуемого в некоторых случаях голосования избирателей до общего дня голосования.

При выбытии отдельных депутатов представительного органа для замещения вакансий проводятся дополнительные выборы .

И основные, и дополнительные выборы не могут проводиться, если число зарегистрированных кандидатов не превышает числа разыгрываемых мандатов . В этом случае не позднее чем через три месяца проводятся отложенные выборы - точнее, отложенный день голосования, так как избирательная кампания основных или дополнительных выборов просто продлевается для дополнительного выдвижения кандидатов ().

Если голосование было проведено, но не дало результата (выборы были признаны , либо избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимые с мандатом), то проводятся повторные выборы (при этом, подобно досрочным выборам, могут устанавливаться сокращенные сроки избирательных действий).

Сроки выборов [  ]

Очередные выборы [  ]

Все очередные выборы, кроме президентских, в настоящее время проводятся в единый день голосования (сейчас это второе воскресенье сентября, а в год выборов Государственной думы - третье воскресенье сентября). Исключением могут являться первые выборы представительного органа нового муниципального образования.

Общие правила проведения досрочных выборов [  ]

При досрочном прекращении полномочий сроки проведения выборов более сложные.

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4−6 настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Досрочные выборы губернаторов [  ]

Выборы губернатора проводятся исключительно в единый день голосования (в год выборов Государственной думы - в день выборов Государственной думы). Если вакансия открылась позднее, чем это допустимо для назначения выборов на ближайший день голосования, то выборы проводятся на следующий год (таким образом, при открытии вакансии в июне выборы губернатора состоятся лишь в сентябре следующего года). Отметим, что буквальное прочтение закона позволяет сокращать (не более чем на 1/3) сроки совершения всех избирательных действий независимо от продолжительности интервала между отставкой губернатора и датой выборов.

Досрочные выборы глав муниципальных образований [  ]

Выборы глав муниципальных образований проводятся в течение 6 месяцев со дня открытия вакансии. По решению назначающего выборы органа сроки действий при подготовке к выборам могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.

Нельзя обойти вопрос о понятии и видах выборов в Российской Федерации, так как именно регулирование отношений, связанных с их подготовкой и проведением, составляет главный смысл образующих данную подотрасль конституционного права норм. Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

  • во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);
  • во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);
  • в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);
  • в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Легальное определение выборов содержится в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ей выборы являются формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Для уяснения понятия выборов важна правовая позиция Конституционного Суда РФ. сформулированная в постановлении от 10 июня 1998 г. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащаяся в данном постановлении трактовка выборов характеризует их как способ выявления воли народа и формирования соответствующих легитимных органов государственной власти и местного самоуправления, от его имени осуществляющих публичную власть. Для достижения указанных целей выборы должны быть основаны на приоритете воли большинства избирателей, принявших участие в голосовании.

Виды выборов РФ

Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов, проводимых в Российской Федерации.

В зависимости от уровня выборов , определяемого территорией их проведения, следует выделять:

  • выборы в органы Союзного государства, проведение которых предусмотрено Договором Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. (согласно ст. 39 этого Договора на территории Российской Федерации избираются 75 депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства);
  • выборы в федеральные органы государственной власти (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
  • выборы законодательных органов субъектов Федерации;
  • выборы в органы местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов, выборы глав муниципальных образований).

В зависимости от избираемого органа (должностного лица) выделяются:

  • выборы представительных органов (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов Федерации, представительные органы муниципальных образований);
  • выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти (Президент РФ, главы муниципальных образований);
  • выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

В зависимости от оснований (причин) назначения выборов необходимо различать очередные, досрочные, дополнительные и повторные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.

Досрочные выборы связаны с досрочным прекращением полномочий выборных должностных лиц, а также с досрочным прекращением полномочий депутатов, влекущим за собой неправомочность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа муниципального образования. Досрочное прекращение полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, если оно не влечет за собой прекращение полномочий соответствующего органа, служит основанием для назначения дополнительных выборов.

Что же касается повторных выборов, то они проводятся тогда, когда очередные, досрочные или дополнительные выборы не привели к избранию органа, должностного лица или депутата по причине признания их несостоявшимися или недействительными. При этом законодательство специально оговаривает, что повторные и дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если по их результатам депутат не может быть избран на срок более одного года. Необходимо также выделять совмещенные выборы — назначенные на один и тот же день и одновременно проводимые выборы нескольких органов (должностных лиц) государственной власти или местного самоуправления. Совмещению выборов объективно способствует установление в законе двух возможных дат их проведения (второе воскресенье марта или второе воскресенье октября), благодаря которому достигается экономия бюджетных средств и материальных ресурсов, используемых на нужды избирательного процесса, повышается заинтересованность граждан в участии в выборах. Законодательство содержит определенные ограничения, касающиеся проведения совмещенных выборов. Во-первых, не допускается совмещение дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации, с днем голосования на референдуме Российской Федерации. Во-вторых, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специально оговаривает случаи, при которых не допускается совмещение дней голосования на нескольких выборах, в результате которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах (ст. 81").

В зависимости от юридического значения выборов как способа формирования органов государственной власти и местного самоуправления целесообразно различать императивные выборы, являющиеся единственным способом наделения публичными властными полномочиями, и выборы, используемые на альтернативной основе с другими способами замещения депутатских мандатов и выборных должностей.

К первой группе необходимо отнести выборы:

  • Президента РФ;
  • депутатов Государственной Думы;
  • депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации;
  • депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.

Вторую группу образуют выборы:

  • мировых судей;
  • глав муниципальных образований;
  • депутатов представительных органов муниципальных районов;
  • контрольных органов муниципальных образований.

Эти выборы являются не единственно возможными способами формирования указанных органов. При этом именно иные, не связанные с выборами, способы нередко получают предпочтительное закрепление в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований. Особенно наглядно это проявляется при выборах мировых судей. Хотя Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 8) предусматривает возможность замещения должности мирового судьи либо посредством назначения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, либо путем избрания населением соответствующего судебного участка, законодательство всех субъектов Федерации игнорирует выборы как способ замещения указанных должностей.