Неправомерное отклонение заявки на электронный аукцион. Вопрос: Последствия необоснованного отклонения заявки участника закупки заказчиком, а также судебная практика по данному вопросу Необоснованное отклонение заявок на участие в аукционе

За нарушение порядка по госзакупкам виновник может быть подвергнут административному наказанию. К ответственности привлекается должностное или юридическое лицо, оператор электронной площадки, член комиссии по закупкам, специализированная организация, индивидуальный предприниматель. Санкцией выступает штраф от 3 000 до 1 млн рублей, по ч. 7 статьи 7.32 КоАП также предусмотрена дисквалификация до двух лет.

В сфере государственных закупок действуют свои принципы, правила и ограничения, установленные законодательно. В случае их нарушения на недобросовестную сторону, организацию или ответственного служащего могут быть наложены штрафы по 44-ФЗ.

Таблица 1. Санкции за административные нарушения в сфере госзакупок: статья 7.29 КоАП

Часть ст. Кратко
1 Поставщик (подрядчик или исполнитель) по контракту определен способом, не регламентированным законом Должностное лицо, 30 000
2 Поставщик назначен решением, минуя обязательный аукцион или конкурс Оно же, 50 000
2.1 Проводится закрытый конкурс, с ограниченным числом участников, в два этапа либо нарушается порядок и сроки уведомления контролирующего органа о возможности проведения закрытого отбора и заключения контракта с единственным поставщиком
3 Закрытые торги на оборонный заказ решено провести без надлежащего согласования с контролирующим органом, или они проводятся не по оговоренным правилам Тот же, от 30 000 до 50 000

Таблица 2. Статьи 7.29.1, 7.29.2

Правовая норма Кратко
Ч. 1 ст. 7.29.1 Госзаказчик нарушил порядок установления начальной (максимальной) цены контракта по оборонному заказу в случае проведения торгов Должностное лицо, от 30 000 до 50 000
Ч. 2 То же нарушение при заказе у единственного поставщика
Ч. 1 ст. 7.29.2 Уклонение или отказ поставщика военной техники и вооружения от заключения контракта, если таковое является обязательным Должностное лицо: от 30 000 до 50 000;

юридическое лицо: от 300 000 до 1 млн

Ч. 2 То же нарушение, совершенное поставщиком, занимающим доминирующее положение

Таблица 3. Статья 7.29.3

Часть ст. Суть Субъект правонарушения и сумма штрафа, руб.
1 Внесение в план закупок объектов, не соответствующих целям закупок, либо внесение начальной (максимальной) цены без надлежащего обоснования Должностное лицо, от 20 000 до 50 000
2 Нарушена форма или порядок обоснования цены либо объекта закупки Тот же, 10 000
3 Не проведение или нарушение порядка либо сроков общественного обсуждения закупок Тот же, 30 000
4 Нарушены сроки утверждения плана закупок и размещения в информационной системе Тот же, от 5 000 до 30 000

Таблица 4. Статья 7.30 КоАП

Часть статьи Кратко
1 Когда нарушен срок размещения сведений в единой системе в области закупок при проведении аукциона или конкурса до двух рабочих дней Должностное лицо: 5 000; юридическое лицо: 15 000
1.1 То же нарушение, но более чем на два рабочих дня Чиновник: 30 000, юридическое лицо: 100 000
1.2 Подобное нарушение при проведении запроса котировок, предложений, закупки у единственного поставщика, если просрочка составила один рабочий день Чиновник: 3 000, юридическое лицо: 10 000
1.3 Такое же нарушение при просрочке более одного рабочего дня
1.4 Если при размещении в информационной системе информации или направлении оператору электронной площадки сведений по закупкам нарушены требования, порядок предоставления, приема заявок на участие, разъяснения положений, окончательных предложений Чиновник: 15 000, юридическое лицо: 50 000
1.5 Когда извещение о закупке или приглашение на участие размещены в системе ранее десяти календарных суток после внесения изменений в план-график Должностное лицо, 30 000
1.6 Подобное нарушение, если сведения о такой закупке не внесены в план-график
1.7 То же нарушение, когда закупка на основании предписания признана необоснованной
2 Неправомерное отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ допустить к аукциону или необоснованное принятие заявки и допуск к конкурсу, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок
2.1 Протокол по определению поставщика составлен с нарушением требований к содержанию Чиновник, 10 000
3 Если в единой информационной системе не размещены сведения и документы, обязательные к размещению
4 Установлены требования к участию в конкурсе, к подаче заявок, дополнительных материалов, размеру и способам обеспечения заявок, не предусмотренные законами РФ Чиновник: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000
4.1 В описание объекта закупки внесены требования, ограничивающие число участников либо в один лот включены не связанные между собой объекты Тот же: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000
4.2 Нарушены требования по утверждению материалов по конкурсу, аукциону, запросу предложений, котировок Чиновник: 3 000 руб.
6 Когда неправомерно отклонена заявка на участие в запросе котировок, отстранен участник в запросе предложений либо незаконное допущение к участию Тот же: 5% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000
7 Если поставщик определен с нарушением требований Чиновник, 50 000
8 Сокращены сроки подачи заявок на участие либо нарушен порядок и сроки отмены определения поставщика Он же, 30 000
10 Если нарушен порядок проведения аукциона или аккредитации участника Оператор электронной площадки, 300 000
11 Когда закупка у субъектов малого предпринимательства (СМП) проводится в меньшем объеме, чем установлено законом; при этом время совершения нарушения – окончание календарного года Должностное лицо, 50 000
13 Если нарушены сроки подписания протоколов, но не более чем на два рабочих дня Оно же, 3 000
14 То же нарушение, но при пропуске срока более чем на два рабочих дня Оно же, 30 000
15 Если нарушен срок по размещению государственного оборонного заказа Оно же, от 30 000 до 50 000

Таблица 5. Статья 7.31

Таблица 6. Статья 7.31.1

Часть ст. Основание Субъект нарушения и сумма штрафа, руб.
1 Просрочен возврат денежных средств участнику конкурса Должностное лицо: 5 000, юридическое: 30 000
2 Подобное нарушение, но свыше трех рабочих дней Должностное лицо: 15 000, юридическое: 90 000
3 Нарушение порядка или сроков блокирования операций по счету участника аукциона Оператор электронной площадки, 15 000
4 Нарушение порядка ведения реестра аккредитованных участников электронного аукциона
Несоблюдение правил документооборота, сроков и порядка размещения, направления сведений и уведомлений, проектов контрактов
5 Когда оператор электронной площадки или его должностное лицо разглашают сведения об участнике аукциона до подведения итогов Должностное лицо: 50 000, юридическое: 250 000

Таблица 7. Статья 7.32 КоАП

Часть ст. Кратко Субъект правонарушения и сумма штрафа, руб.
1 При заключении контракта нарушаются условия определения поставщика либо условия его исполнения Чиновник: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах от 5 000 до 30 000, юридическое лицо: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах от 50 000 до 300 000
2 То же нарушение, если оно привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг
3 Уклонение от заключения контракта либо нарушение сроков его заключения Должностное лицо, 50 000
4 Условия контракта изменяются, в том числе цена, если такое изменение не предусмотрено законодательно Должностное лицо: 20 000, юридическое: 200 000
5 То же нарушение, если оно привело к расходованию дополнительных бюджетных средств либо уменьшению поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг Должностные и юридические лица: двукратный размер израсходованных дополнительно бюджетных средств либо цен товаров, работ или услуг
6 Нарушен порядок расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения Должностное лицо: 50 000, юридическое: 200 000
7 Действия или бездействие, повлекшие неисполнение обязательств по контракту, с причинением существенного вреда обществу, государству, но подпадающие под уголовную ответственность Должностные лица и индивидуальные предприниматели: штраф от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификация до двух лет; юридическое лицо: от однократного до трехкратного размера стоимости невыполненных обязательств, но не менее 300 000
8 Не проведена экспертиза по товарам, работам или услугам Чиновник, 20 000
9 Не составлен документ о приемке товара, работы или услуги или отсутствует мотивированный отказ в данном действии
10 Приемка товаров, работ или услуг, не соответствующих условиям контракта, и нарушение не устранено и привело к расходованию дополнительных бюджетных средств Он же, от 20 000 до 50 000

Таблица 8. Статьи 9.16, 19.5, 19.7.2 КоАП

Норма права Содержание Субъект нарушения и сумма штрафа в руб.
Ч. 11 ст. 9.16 Закупленный товар, работа или услуга не отвечают требованиям энергоэффективности Должностное лицо: 30 000, юридическое: 100 000
Ч. 7 ст. 19.5 Невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа должностным лицом заказчика, уполномоченной организации, оператором электронной площадки, специализированной организацией или членом комиссии по закупкам Должностное лицо: 50 000, юридическое: 500 000
Ст. 19.7.2 Непредставление сведений и материалов в контролирующий орган либо предоставление недостоверной информации Должностное лицо: 15 000, юридическое: 100 000, а по оборонному заказу – от 100 000 до 500 000
  • On 13.10.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, СМП, Статьи

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП . Так, если он ошибется при составлении или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей .

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей .

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки - 30 000 рублей ;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС - 5 000-30 000 рублей .

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП . Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП ):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • 5 000 рублей ;
      • для самого заказчика - 15 000 рублей .
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей ;
      • юридического - 100 000 рублей .
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • 3 000 рублей ;
      • для самого заказчика - 10 000 рублей .
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей ;
      • для заказчика - 50 000 рублей .

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей , а для заказчика - 50 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей . Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная сумма - 5 000 рублей , а максимальная - 30 000 рублей . Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей .

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика - 50 000 рублей ;
  • для него самого - 500 000 рублей .

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений . Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК , но не менее 30 000 рублей . Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации , которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК . При этом минимальная его сумма - 10 000 рублей , а максимальная - 50 000 рублей .

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей .

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней - 3 000 рублей ;
  • при боле длительной задержке - 30 000 рублей .

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК , а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей ;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей .

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов .

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта - 50 000 рублей .

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей , от юридического - 200 000 рублей .

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица - 5-15% от суммы неисполненных обязательств , но не менее 30 000 рублей . В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика - штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств . Минимальный штраф - 300 000 рублей .

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей . А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей . Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика - 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика - 90 000 рублей .


Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления .

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку .
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» . Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф - 30-кратный размер взятки .
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП - дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей .

Самый важный шаг на этапе участия в электронном аукционе - подготовка заявки. Чтобы ее не отклонили, нужно верно отразить всю необходимую информацию. Но если это все же произошло - проверьте, нет ли нарушений в действиях самого заказчика.

Что должно быть в заявке

В заявке должны быть указаны реквизиты организации - наименование, ИНН, фактический и почтовый адреса, телефон, данные об учредителях. Кроме того, в ней должна содержаться следующая информация:

  • наименование предлагаемого товара, работы или услуги, товарный знак (если есть) и количество;
  • точные параметры продукции в соответствии с требованиями заказчика;
  • согласие поставить продукцию на условиях, которые отражены в документации электронного аукциона;
  • если заказчик выдвигает дополнительные требования - документальное подтверждение соответствия этим требованиям.

Отклонение заявки

Заказчик может отклонить заявку на том основании, что в ней содержатся недостоверные данные либо она не соответствует требованиям законодательства. Порой возникают споры из-за того, какая информация считается недостоверной.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Иногда по указанным выше основаниям отвергается несколько заявок, и это приводит к срыву аукциона. Причиной тому являются и невнимательность самих участников, и излишняя запутанность документации, причем иногда умышленно задуманная заказчиками.

Если к аукциону допущена лишь одна заявка, закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика. Об этом оповещаются контролирующие органы, которые однако могут усомниться в правомерности оценки заявок участников. И если ФАС посчитает, что заявки были отклонены неправомерно, заказчик будет оштрафован.

Заявка содержит противоречивые сведения

В уставе участника фигурируют одни учредители, а в выписке из реестр юридических лиц - полностью или частично иные. Всегда ли это свидетельствует о недостоверности сведений? Нет, поскольку это бывает вызвано вполне объективными причинами. Состав учредителей (акционеров) компании мог измениться со времени ее основания, что и было отражено в ЕГРЮЛ. Кроме того, иногда при внесении данных в реестр случаются ошибки, в результате чего в нем отражается неверная информация. Отметим, что при разборе подобных споров в судах арбитры зачастую поддерживают поставщиков.

Безусловно, заказчик обязан отклонить заявку, которая содержит недостоверные сведения. Но перед этим ему следует убедиться, что они действительно являются таковыми. В указанном случае следует удостовериться, что разная информация в уставе и реестре отражена не по объективным причинам. Иначе отклонять заявку только лишь на основании недостоверности данных достаточно рискованно.

Технические ошибки

Заявка участника содержит техническую ошибку. По такому довольно формальному поводу заказчики зачастую отклоняют заявки. Однако правомерно ли это?

При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать, где именно содержалась техническая ошибка и могла ли она помешать идентифицировать участника. Например, ошибка в ИНН вряд ли станет подробной помехой, а значит, и отклонять заявку на ее основании неправомерно. Это подтверждается практикой ФАС и арбитражных судов - в подобных случаях они поддерживают участников.

В выписке из реестра содержатся неполные сведения

У участника есть лицензия, которую он приложил к заявке. Однако в выписке из ЕГРЮЛ данных об этой лицензии нет. Заказчик видит, что информация в двух документах не совпадает, и отклоняет заявку. Правомерны ли его действия?

Если объектом закупки является товар, работа или услуга, которые требуют от участника наличия лицензии, то в соответствии с законом о контрактной системе он должен в состав заявки включить ее копию. Именно этот документ, а не выписка из ЕГРЮЛ, подтверждает, что компания имеет право поставлять объект закупки. Что касается выписки, то она лишь подтверждает факт государственной регистрации участника в качестве юридического лица.

Таким образом, если в выписке из реестра отсутствуют сведения о лицензии участника, то это не говорит о недостоверности представленных данных и не является поводом отклонять заявку на электронный аукцион. Практика показывает, что у участника, чью заявку отклонили в подобной ситуации, есть высокий шанс (примерно 85%) признать действия заказчика неправомерными. Для этого нужно обратиться с жалобой в ФАС или суд.

Выводы

Избежать рассмотренных в статье ситуаций поможет внимательная работа с аукционной документацией со стороны поставщика, а со стороны заказчика - более тщательная работа с поступившими заявками. Стоит помнить о том, что конфронтация невыгодна никому. И для поставщика, и для заказчика жалобы и судебные споры являются дополнительным расходом времени и финансов. Конструктивный диалог между заказчиком и поставщиком по всем возникающим вопросам поможет сделать закупки более эффективными для обеих сторон.

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.