Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Чем отличается государственная собственность от муниципальной Чем отличается государственная собственность от федеральной

Придерживаясь субъектного критерия систематизации государственной собственности в России, необходимо выделить три её вида: федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную. В большинстве развитых стран мира наличествует также трехуровневая система отношений государственной собственности.

В теории муниципальную или местную собственность часто не считают государственным видом собственности. На наш взгляд, данная позиция является ошибочной. Что останется от любого государства, если все территории, находящиеся под контролем местных органов власти абсолютно отделить от него? Государство как система экономических и социальных отношений исчезает. Остается только бюрократическая верхушка, состоящая из партийно-государственной номенклатуры. Но это уже не государство. Государство состоит из территорий, муниципалитетов, общин, советов, коммун, провинций и т.п. При этом следует иметь в виду, что социально-экономические субъекты в провинциях живут и действуют по законам государства. Полномочия собственников разделяются между тремя системами субъектов. Некоторые объекты собственности, например, земля и некоторые другие природные ресурсы, находятся одновременно в экономическом кругообороте всех субъектов государственной собственности, а налоги расщепляются между тремя уровнями власти.

Относительное обособление местного самоуправления в части самостоятельного использования отдельных объектов собственности - это всего лишь эффективно сбалансированный механизм функционирования системы государственной собственности. Этот пример демонстрирует единство и противоречивость экономических и социальных интересов внутри самой государственной собственности. И не более того. Нельзя же, в самом деле, собственность какой-либо коммуны во Франции считать не принадлежащей французскому государству, если иметь в виду, что государство это не только Президент, двухпалатный Парламент и Совет министров, а органически цельная экономическая и социальная система.

В Российской Федерации радикальные демократы настолько вошли в раж, что требуют абсолютной независимости местного самоуправления и тем самым подготавливают почву для постоянных социально-экономических конфликтов, для ослабления и последующего развала государства. Одновременно поборникам ничем и никем не ограничиваемой свободы очень хотелось бы освободить высшие уровни власти от всякой заботы о народе, который на все 100% проживает на территориях местного самоуправления. В этих потугах просматривается желание воспроизвести так называемую демократию не для народа, а над народом с тем, чтобы повелевать, а не управлять.

В СССР была другая крайность. Государственную собственность отождествляли с общенародной. Такая позиция не отвечала реальности двояко. С одной стороны, не вся государственная собственность реально характеризовалась общенародным присвоением. В частности, хотя и в малых объемах, но в экономике присутствовал теневой сектор. Кроме того, если иметь в виду, что собственность - это не просто принадлежность благ кому-то, а система отношений, то с этих позиций методы хозяйствования в государственном секторе экономики были таковы, что они не обеспечивали общенародность присвоения. Проще говоря, с позиций интересов народа, присвоение не всегда отвечало этим интересам.

С другой стороны, имела место система индивидуального присвоения, основывающаяся на личностных методах присвоения и не вписывающаяся в общенародное присвоение. Слова из популярной песни «все кругом колхозное, все кругом моё», были пропагандистскими, но не имели под собой реального экономического содержания. О каком общенародном присвоении можно было вести речь в отношении работников сельского хозяйства, если они до середины 50-х гг. XX в. практически ничего не получали за свой труд в коллективных хозяйствах, и, кроме того, были вынуждены отдавать государству часть продукта из частных подсобных хозяйств. «Ножницы цен» между промышленной и сельскохозяйственной продукцией разрушают аграрную экономику России до сих пор.

Государственная собственность не в состоянии быть общенародной в виду функционирования системы социально-экономических субъектов в комплексе. Государство - это сложная система многочисленных социально-экономических субъектов. Каждый субъект имеет отличные от других субъектов интересы, в свою очередь, у государства возникают свои специфические интересы. Противоречия интересов исключают полное совпадение интересов одного, хотя бы самого значительного субъекта, с интересами очень большого количества других субъектов.

Виды государственной собственности нельзя олицетворять с принадлежностью объектов собственности номенклатуре государства, региона или муниципалитета. По экономическому содержанию три вида государственной собственности отражают межсубъектные отношения по поводу производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления материальных и духовных благ на трех уровнях государственной системы. Власть каждого уровня данной системы должна иметь под собой прочное экономическое основание. Без этого она не может исполнять свои социальные функции. Доля объектов государственной собственности, поступающая в распоряжение властных уровневых структур, делает власть социально легитимной. Власть, опирающаяся только на нормы права, моментально обнаружит свою несостоятельность. Если у какого-то субъекта не будет собственности, то не будет ни правовой, ни политической власти. Все это в полной мере относится, прежде всего, к государству. Государство без собственности - полководец без армии. Больше всего государство должно быть заинтересовано в собственности на природные ресурсы и решающие средства производства в промышленных отраслях народного хозяйства.

К государственной собственности относятся муниципальные и юридические образования, собственниками которых не являются граждане, природные ресурсы и земли. Каковы все ее функции? На какие возможные виды она подразделяется? На самом деле вопросов может быть куда больше. В этой статье мы постараемся разобрать и ответить на основные вопросы. Но прежде всего выясним, чем же отличается движимое государственное имущество от недвижимого.

Чем отличается движимое имущество от недвижимого?

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден и следует из самих названий: движимые объекты, в отличие от недвижимых, можно сдвинуть с места. Действительно, с точки зрения юридической терминологии, движимым имуществом можно назвать все то, что можно переместить с одного места на другое, не нарушив целостность и функциональность самого объекта. Сюда можно отнести различные виды автотранспорта, офисную и компьютерную технику, драгоценности, оборудование, бытовую технику, ценные бумаги и предметы обихода.

«Распределенное» и «нераспределенное» имущество государства

Имущество, находящееся в государственной собственности , подразделяется на две части. «Нераспределенное» имущество государства представляет собой казну, в которую входят средства государственного бюджета. Такая собственность не распределяется между государственными предприятиями и учреждениями. Она может использоваться как объект взыскания долга от государства-собственника.

В отличие от нее «распределенное» имущество не может использоваться в качестве покрытия государственных обязательств. Такое имущество, закрепленное за юридическими объектами, обладают ограниченными самостоятельными правами управления и ведения хозяйства.

Что относится к государственной собственности?

Недвижимое имущество связано с землей, его нельзя переместить, не нанеся объекту урон. К государственному недвижимому имуществу РФ относятся:

  • природные объекты, используемые особым образом либо охраняемые (национальные парки, заповедники, курорты, недра и т.п.);
  • ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической морской зоны РФ;
  • сооружения, здания и лесные участки, объекты незавершенного строительства;
  • морские и воздушные суда;
  • исторические и культурные объекты;
  • предприятия в качестве имущественного комплекса;
  • единый недвижимый комплекс.

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются: -

ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; -

культурные и исторические ценности общегосударственного значения; -

средства государственного бюджета; -

государственные банки; -

золотой запас; -

алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

Еще по теме Государственная собственность:

  1. 2. Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
  2. 10.1. Конституционные формы собственности на землю в Российской Федерации
  3. И.В. Бакаева кандидат юридических наук, доцент Ростовского государственного университета СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Правовой статус государственной собственности регламентируется статьёй 214 ГК РФ. Она указывает на то, что в государственная собственность подразделяется на федеральную и относящуюся к субъектам Российской Федерации. При этом закон указывает, что земля и другие природные ресурсы, которые не принадлежат частным лицам или муниципальным образованиям, автоматически попадают в разряд госсобственности. Бюджетные средства, которые не являются закреплёнными за предприятиями или учреждениями, относятся к государственной казне. Муниципальное имущество и нематериальные активы к государственной собственности не относятся и являются автономным видом собственности, что закреплено в статье 130 Конституции РФ.

Детализация государственной собственности

Всё то, что относится к государственной собственности можно разделить на несколько основных видов — это:

  • природные ресурсы и объекты исторического и культурного наследия;
  • объекты, необходимые для осуществления функционирования государственных органов власти. К ним относится казна, гражданские предприятия, научные учреждения, военная техника, предприятия оборонного производства;
  • отраслевые объекты, необходимые для поддержания хозяйственной деятельности;
  • транспортные артерии федерального значения.

Для того чтобы какие-то объекты перешли из государственной собственности в частную необходимо провести их приватизацию, а для обратного процесса, связанного с переходом частной собственности в государственную, необходимо провести национализацию. В России этот процесс регламентируется статьёй 235 Гражданского кодекса, которая указывает на федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ, детализирующий этот процесс. Однако государство имеет право расширить свою собственность посредством обычного выкупа, что не относится к национализации и проводится на базе договоров купли-продажи.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.

Государственная собственность состоит из всего имущества, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам.

Государственная собственность обладает рядом особенностей. такой собственности выступает само государство, а управление имуществом сосредоточено в ведении органов госуправления и специально уполномоченных юридических, а также физических лиц.

Государственное образование полномочия собственника может осуществлять посредством издания правовых актов. Так, РФ имеет право собственности на любое имущество, включая изъятое из оборота, а субъекты РФ - на любое имущество, кроме такого, которое относится к исключительной собственности Российской Федерации.

Государственная собственность может приобретаться только способами, характерными исключительно для государства (реквизиция, национализация, принудительное изъятие имущества на возмездной основе, конфискация, налоги и пр.). Госсобственности присуще такое основание прекращения существования этого права как приватизация (отчуждение имущества из муниципальной и государственной собственности в частную собственность юрлиц и граждан в соответствии с положениями законодательства).

Государственная собственность состоит из двух частей. Первой является распределенное государственное имущество, под которым нужно понимать собственность государства, закрепленную за унитарными госпредприятиями и учреждениями на правфх либо хозяйственного ведения. В этом случае имущества по распоряжению, пользованию и владению являются частично ограниченными. Ко второй относится нераспределенное государственное имущество, называемое казной.

Особое положение госсобственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Необходимые для государственных расходов средства приобретаются различными способами. Два основных сводятся к следующему: выделение госимущества из народного достояния, требование от граждан выделения части их имущества государству.

Имущество государства состоит из разных видов доходной собственности: поземельной, промышленной и т.д.

Законодательство называет объектами федеральной государственной собственности объекты, которые являются достоянием государства; объекты оборонной производственной сферы; объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности федеральных органов власти и решения общегосударственных задач; объекты, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности народного хозяйства; другие объекты стратегической важности (фармацевтические, медико-биологические, спиртопроизводящие предприятия).

По закону ряд объектов, относящиеся к федеральной собственности, может передаваться в собственность отдельных субъектов Российской Федерации. К ним относятся крупные хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетического и атомного машиностроения, научно-исследовательские организации, предприятия радиовещания и телевидения и др.

Защита государственной собственности в политике страны является одним из важнейших факторов обеспечения ее экономической самостоятельности и независимости. Система собственностью нацелена на создание мощных экономических стимулов для рациональной организации использования и дальнейшего воспроизводства госсобственности. На сегодняшний день в России имеется проблема отсутствия ответственности за эффективность организации и контроля за использованием, преобразованием и воспроизводством госсобственности.