Нормативно-правовые акты рф. Законодательный акт: определение, особенности и виды По закону российской федерации

Закон — нормативно-правовой акт, в котором перечислены установленные государством общеобязательные правила. Законодательство — совокупность законодательных актов, их взаимодействие между собой или деятельность высших органов государственной власти по изданию законов. Любое законодательство совершенствуется и изменяется в результате принятия поправок и новых актов. Из-за этого в законах возникают противоречия, которые можно трактовать (толковать) по-разному. Эти противоречия разрешают суды.
Законодательная власть в России представлена Федеральным собранием – парламентом, состоящим из двух палат. Нижней палатой парламента является Государственная Дума из 450 депутатов, а верхней — Совет Федерации, который включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого). Без утверждения Федеральным Собранием (или его молчаливого одобрения) ни один основной закон в государстве не может быть принят. Законы также могут приниматься органами местного самоуправления, но они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Законодательства РФ состоит из следующих актов:

  • Кодексы — законодательные акты, содержащие нормы какой-либо отрасли права. Так, трудовой кодекс определяет отношения работников и работодателей в сфере труда, заключение трудов договоров и охрану труда. Налоговый кодекс регулирует отношения между налогоплательщиками, органами налогообложения и государством. Уголовный кодекс включает перечень уголовно-наказуемых преступлений, а также наказаний за их совершение.
  • Федеральные законы нормативно-правовые акты, принятые Государственной Думой и Советом Федерации, подписанные Президентом и обнародованные в установленном порядке (например, закон о воинской обязанности и военной службе, о ветеранах, о гражданстве РФ). Федеральный закон, внесённый для обсуждения, считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство депутатов (кроме случаев, оговоренных в Конституции). Затем закон должен быть одобрен в Совете Федерации или не рассматриваться там вовсе (кроме некоторых законов, подлежащих обязательному рассмотрению).
  • Законы — комплексы нормативно-правовых актов, общеобязательные правила, установленные государством (например, закон о защите прав потребителей, закон об образовании, закон о милиции)
  • Классификаторы и номенклатуры — систематизированный перечень каких-либо объектов, каждому из которых присвоен определенный код (например, общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ)
  • Договоры – письменное соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (например, договор дарения, договор аренды, договор купли-продажи). Договор обычно заверяется третьей стороной – нотариусом.
  • Уставы -свод положений и правил, определяющих устройство, деятельность, права и обязанности юридического лица, утвержденный и зарегистрированный в установленном законом порядке (например, устав акционерного общества, устав товарищества, устав некоммерческой организации).

Инструкция

Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, то есть правила, регламентирующие те или иные стороны . Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это акт высшей юридической силы, содержащий нормы, регулирующие наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, и рассчитанный на неоднократное . Закон принимается исключительно законодательными органами власти Российской Федерации. Закон принятый Федеральным Собранием является федеральным и действует на всей территории государства; принятый региональным парламентом – является законом субъекта РФ и имеет силу только в границах соответствующего региона.

Подзаконный же акт – это акт, основанный на нормах закона, издаваемый и применяемый органами исполнительной власти на основании и во исполнение положений закона. По юридической силе подзаконный акт стоит ниже закона и должен противоречить его нормам.

К законам в РФ относятся Конституция, федеральные конституционные законы, законы субъектов РФ. Подзаконными актам являются указы Президента, постановления Правительства, приказы, положения федеральных , ведомств, служб, постановления органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон – это нормативно правовой акт, посвящённый наиболее важным сторонам экономической, общественной, политической жизни общества и государства. Перечень важнейших общественных отношений, по которым принимаются федеральные законы, обозначен в Конституции Российской Федерации - это установление системы федеральных органов государственной власти, защита прав и свобод человека и гражданина, основы экономической, социальной, культурной, налоговой, бюджетной, финансовой политики России, обороны, безопасности, государственной службы, внешней политики, охраны государственной границы, уголовного, гражданского законодательства и т. д. К федеральным законам относится, например, закон «О полиции» - регламентирующий деятельность этого правоохранительного органа, или закон «Об образовании» - устанавливающий правовые основы образования в РФ. Кодексы Российской Федерации, например, Уголовный, Гражданский или Трудовой - также являются федеральными законами.

Федеральный закон по юридической силе стоят выше всех иных нормативных актов Российской Федерации, за исключением Конституции, федеральных конституционных законов, а также норм международного права. Приставка «федеральный» означает то, что нормы федерального закона обязательны к исполнению на всей территории РФ, во всех её субъектах. Когда закон субъекта РФ противоречит федеральному закону - по юридической силе выше нормы федерального закона, за исключением случаев указанных в части 6 статьи 76 Конституции РФ.

Порядок принятия федерального закона называется законодательным процессом и регламентируется Конституцией Российской Федерации. Закон является принятым и вступившим в силу на территории РФ, когда он внесён на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания (Государственная Дума и Совет Федерации), рассмотрен палатами, принят ими, и далее подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.

Источники:

  • Конституция Российской Федерации

Это документ, принятый в установленном порядке специально уполномоченным органом государственной власти, который содержит в себе нормы и правила поведения, регулирующие взаимоотношения между субъектами в процессе их деятельности.

Закон - это нормативно-правовой акт, призванный регулировать наиболее важные отношения, возникающие при взаимодействии членов общества между собой и государством.

В Российской Федерации основным источником права является именно нормативно-правовой акт. Вся совокупность нормативно-правовых актов, действующих в стране, образуют единую взаимосвязанную систему, именуемую законодательством.

По юридической силе выделяют следующие виды законов:
- (в них закреплены основы государственного и общественного строя, они представляют собой основу всего действующего законодательства в стране);
- (принимаемые на основе нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты жизни общества);
- законы субъектов (регулируют правоотношения между субъектами права в сферах, не урегулированных конституционными и федеральными законами, конкретизируют их применительно к особенностям региона).

По территории действия выделяют:
- законы (они действуют на всей территории страны);
- законы субъектов (они имеют свое действие в пределах одного субъекта федерации, в котором они были приняты).

В Российской Федерации одновременно действуют федеральные законы и законы субъектов федерации. Вместе они образуют систему нашего законодательства. Все законы выстроены в строго иерархическом порядке по юридической силе. Она подразумевает под собой то, что законы с меньшей юридической силой не могут противоречить законам с большей юридической силой, и при возникновении противоречий между ними будет действовать последний.

По времени действия законы разделяют на:
- постоянно действующие (имеют свое действие с момента вступления в силу и до момента официальной отмены);
- временные (действие закона ограничено определенной датой или наступление какого-либо события);
- чрезвычайные (вступают в действие при наступлении определенных событий и прекращаются одновременно с ними).

Видео по теме

Термин "" в отечественном правотворчестве раскрывается недостаточно полно. Между тем, правильное его понимание имеет большое практическое значение.

Общие сведения

Как известно, понятие законодательства рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В первом случае речь о собрании правовых документов, утвержденных уполномоченным органом. В широком смысле под этим термином следует понимать совокупность разнообразных подзаконных и законодательных актов. Наиболее распространена первая трактовка.

Основные признаки

Законодательные акты Российской Федерации создаются уполномоченными органами, обладающими правотворческой инициативой. Решения, которые они принимают по тем или иным вопросам, выражают государственную волю. Это обуславливает обязательность, авторитарность, официальность документов. Из признаков, которыми они обладают, в первую очередь необходимо отметить правотворческий характер. Отдельные законодательные акты устанавливают, отменяют, корректируют те или иные нормы. Эти документы являются хранителями установленных моделей поведения в государстве и обществе. Стоит сказать, что внесение изменений в законодательные акты , равно как и их отмена или принятие, осуществляются по определенным правилам. Издание тех или иных документов должно производиться исключительно уполномоченными на это органами. В противном случае по одному вопросу в государстве может существовать несколько решений, в том числе и противоречащих друг другу.

Особенности оформления

Законодательный акт - это документ. В нем должны присутствовать обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Наименование. Как правило, в названии дается краткая характеристика документа. К примеру "О внесении изменений в отдельные законодательные акты ".
  2. Дата.
  3. Место утверждения.
  4. Структура, принявшая .
  5. Номер.

Письменная форма обеспечивает единообразное понимание предписаний. Это очень важно, поскольку несоблюдение требований норм влечет ответственность.

Дополнительно

Каждый должен согласовываться с положениями Конституции. Кроме этого, его нормы не должны противоречить документам, имеющим в сравнении с ним большую силу. Любой законодательный акт должен быть обнародован. Нормативные положения публикуются в официальных изданиях, доступных для организаций и граждан. Только после обнародования государство вправе требовать исполнения предписаний, которые содержит .

Качество изложения

Для того чтобы акты обладали надлежащей регулирующей силой, они должны отражать объективную действительность. Это требование, по большому счету, обладает общим характером. Стоит отметить, что хоть и уполномоченные органы обладают определенной свободой в принятии тех или иных документов, она далеко не безгранична. Если утвержденные акты не будут соответствовать объективной реальности, присутствующие в них положения нельзя будет эффективно применить на практике. При наличии острого противоречия принятие таких документов может спровоцировать внутригосударственные конфликты. Любые, в том числе и очень перспективные мысли, не могут быть реализованы, если общество к ним не готово. Примером можно считать включение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , регламентирующие выборы в Госдуму. В 2005 г. была введена пропорциональная система голосования. Предполагалось представительство в парламенте в отсутствии сбалансированной и развитой партийной системы.

Структурность

Законодательные акты не должны представлять собой беспорядочный набор положений. Обычно, в документе присутствует вводная часть. Она именуется преамбулой. В ряде случаев в ней дается описание общественно-политической обстановки, сложившейся на момент утверждения акта. В обязательном порядке излагается (кратко) цель и задача документа. К примеру, он может быть принят, чтобы откорректировать некоторые международные соглашения Федерации и отдельные законодательные акты , утвержденные для их исполнения.

Схема построения

Первые статьи документа могут раскрывать терминологию, которая используется в нем. После этого формирование акта может осуществляться так:

Нюансы

Указанный выше порядок компоновки применяется обычно в некодифицированных актах. Они принимаются в сравнительно "молодых" юридических отраслях. Что касается давно существующих правовых сфер, то в них ключевыми документами выступают кодексы. Например, гражданские правоотношения регламентирует ГК, уголовное судопроизводство - УПК. Стоит сказать, что уполномоченные органы не только принимают правовые документы, но и следят за их соответствием современным реалиям. Чтобы нормативные положения сохраняли свою актуальность, при необходимости включаются изменения в отдельные законодательные акты. Так, например, относительно недавно корректировке подвергся УК. Некоторые деяния были декриминализированы, отдельные пункты ряда статей утратили силу.

Доступность для понимания

Законодательные акты утверждаются для неограниченного круга субъектов. Они направлены на установление правил, моделей поведения тех или иных лиц. В этой связи акты должны быть доступны для понимания рядовыми гражданами. Органы, принимающие документы, должны ориентироваться не на высокоинтеллектуальную часть населения, а на простых граждан. Содержание актов необходимо излагать ясным языком. Вместе с тем не допускаются просторечия. Документ должен отличаться строгостью изложения, официальностью, соответствовать законам логики, не быть излишне абстрактным, но и не детализировать мелочи.

Классификация

Федеральные законы разделяются по уровню своей значимости на:


Кодексы

Они считаются разновидностью текущих законодательных актов. Кодекс - сложный по составу, систематизированный документ. Обычно в нем в определенном порядке размещаются все либо основные нормы конкретной правовой отрасли. Например, УК содержит все положения, касающиеся преступлений и наказаний за них, ГК регулирует все аспекты гражданских (имущественных) отношений. Каждый кодекс представляет собой своего рода "юридическое хозяйство". В нем присутствует все, что нужно для регулирования определенной группы отношений. При этом весь материал систематизирован, распределен по соответствующим разделам, главам. Как правило, в кодексе присутствует 2 части: Общая и Особенная. В первой содержатся обобщающие положения. Эти нормы имеют значение для реализации любой статьи Особенной части. Проще говоря, они применяются при регулировании любых отношений, на которые распространяется кодекс. В УК, например, в этой части присутствуют положения о возрасте, по достижении которого гражданин может привлекаться к ответственности. Здесь же раскрывается, собственно, понятие преступления, присутствует перечень и порядок применения санкций. Особенная часть устанавливает конкретные наказания за определенные деяния.

Выводы

Законы считаются самыми значимыми видами правовых актов. Они могут утверждаться исключительно уполномоченными на это органами. Принятие законодательных актов осуществляется в рамках особой процедуры. Эти документы призваны регламентировать самые важные общественные отношения. В некоторых странах предусматривается закрытый перечень проблем, решение которых осуществляется путем принятия законов. В России такой список отсутствует. В этой связи уполномоченные органы, в частности ФС, формально вправе принять правовой акт по совершенно любому вопросу. Однако вряд ли законотворцы будут решать проблемы, не имеющие первостепенного значения. Стоит также сказать, что рассматриваемые правовые документы обладают высшей юридической силой. Они имеют преимущество при применении в сравнении с иными типами нормативных актов. Исключение составляют международные соглашения РФ. В установленных законодательством случаях договора, подписанные Россией с другими государствами, имеют преимущественную силу.

Законодательство в широком понимании - система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты - указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1) закон – это нормативно-правовой акт;

2) обладает высшей юридической силой.

3) особый порядок принятия – парламентским путем или путем референдума

4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя.

Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

Текущее законодательство.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на

постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на

Федеральные

Субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на

Общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

Специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

31. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ .

Подзаконные правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. 3.Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции, указания) принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Роспотребнадзором и т.д. В настоящее время акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, до вступления в силу должны обязательно пройти процедуру регистрации в Минюсте РФ (если не пройдут, то не вступят в силу и не могут применяться к регулируемым ими отношениям).

4.локальные (внутриорганизационные) подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями в пределах своей компетенции для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Проблемы.

Подзаконные правовые акты не должны противоречить закону. Раз уж они издаются в его (закона) развитие, то их положения должны соответствовать нормам закона и не вступать в противоречие с ними.

Проблема субъекта издания подзаконного правового акта заключается в том, что в случае, если акт будет признан не соответствующим закону, то неизбежны неблагоприятные последствия его применения: отмена решений субъекта, состоявшихся на основании такого акта, возмещение вреда и т.п. (вопрос соответствия входит в компетенцию, в частности, прокуратуры, суда. Если обнаружено несоответствие, то запускается механизм оспаривания нормативных правовых актов).

Также, можно говорить о проблеме толкования законов. К сожалению, некоторые нормы законов толкуются двояко и соблюдение одного из толкований исключает соблюдение другого.