Применение гражданского законодательства по аналогии. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Толкование и применение норм гражданского права Два правовых пространства в гражданском праве

Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - важный вопрос. Несмотря на кажущуюся легкость его разрешения, не все так просто, о чем свидетельствует судебная практика.

Понятие гражданского законодательства

Гражданское законодательство - совокупность актов разной иерархии, обеспечивающих регулирование общественных отношений, построенных на равенстве сторон, свободе договора и других принципах, которыми характеризуется гражданское право.

В понятие законодательства включается широкий перечень документов:

Конституция.

Гражданский кодекс.

Законы, частично или полностью относящиеся к гражданскому праву.

Указы президента.

Акты правительства (постановления, распоряжения и т. д.).

Акты региональных властей (законы и постановления законодательных собраний, акты исполнительной власти).

Акты муниципальных органов власти.

Как видно, действие гражданского законодательства во времени - значимый вопрос, т. к. оно представляет собой обилие документов, затрагивающих права множества людей.

Частью законодательства являются и акты, отменяющие или изменяющие ранее принятые законы и подзаконные акты. На них распространяются те же правила действия.

Из-за чего возникают проблемы

Нормативные акты принимаются в разное время, вначале законы, затем подзаконные акты. Периодически приходится менять что-то в уже имеющихся актах. Порой документ еще не вступил в силу, и выявляются его недостатки. Поэтому от того, как решается вопрос действия гражданского законодательства во времени, зависит, какой нормативный акт применять. Чаще всего сложности возникают из-за невозможности в полной мере отслеживать изменения в текущих актах и правила вступления их в силу.

Приобретение законом силы

Если говорить кратко, под во времени имеются в виду временные сроки его применения.

Проект становится законом через 10 дней после его публикации в одном из нескольких печатных органов, отдельный порядок публикации предусмотрен и в интернете на «Портале правой информации», принадлежащем государству.

Аналогичный порядок предусматривается для регионов. Закон подписывается главой субъекта и отправляется для опубликования в местное учреждение печати, ответственное за выпуск официальной информации.

На территории страны применяются лишь законы, которые были официально обнародованы.

Отсрочка действия

Действие гражданского законодательства во времени может переноситься. Законы приобретают силу с момента, оговоренного в законе, например, через 6 месяцев после публикации. Подобное часто происходит с Кодексами и другими значимыми законами. Их вступление в силу нередко связано с необходимостью перестроить работу государственного аппарата.

Акты налогового законодательства, например, начинают действовать не ранее чем через полгода после принятия.

Благодаря этому, участники налогового процесса избавлены от резких изменений и риска допустить нарушения, влекущие штрафы и иные санкции.

Отсрочка свойственна и подзаконным нормативным актам. Например, с целью исполнения закона издается акт, утверждающий форму нового документа или описывающий порядок действий обязанных лиц после изменений, которые вступят в силу.

«Переживание» норм закона

Порядок действия гражданского законодательства во времени имеет еще одну особенность.

Закон могут отменить, но продлить действие его норм на некоторые случаи. Например, сохранился порядок установления отцовства согласно КОБС, отмененному в 1996 году, на детей, которые родились с 01.10.1968 до 01.03.1996 г. Это несмотря на то, что сейчас действуют нормы нового СК. И таких примеров немало.

Законодательные акты продолжают регулировать отношения, возникшие до их отмены. Например, заключение брака произошло до того, как был отменен в 1996 году КоБС и получил силу новый СК. Это значит, что законность заключения брака будет оцениваться при подаче иска с точки зрения ранее действующего закона.

Обратное действие

Действие норм гражданского законодательства во времени направлено исключительно на будущее. Так, например, основная масса норм ГК отсчитывает свое действие с 01.01.1995 года. Могут предусматриваться исключения, однако они возникают редко. Выстроенная таким образом система регулирования позволяет непрерывно существовать правовому полю и избегать путаницы.

Подзаконные акты

Президентские акты получают силу немедленно или с иной даты, которая там указана.

С документами Правительства и ведомств такая же ситуация. Кроме того, если нормативный акт затрагивает права и интересы граждан или издается совместно несколькими ведомствами, он должен пройти регистрацию в Министерстве юстиции. Она включает в себя проверку на соответствие Конституции и законам.

Проверка обязательна для всех актов, кроме его распоряжений, постановлений и распоряжений Правительства.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц, если говорить о подзаконных актах, подчиняется тем же правилам, что и законы.

Нормативный акт, прошедший регистрацию, но не опубликованный, также не имеет законной силы.

Действие в пространстве

Воля законодателя ограничена границами государства. Кроме того, к территории страны относят морские, речные и воздушные суда. На них продолжает действовать законодательство страны, к порту которой они приписаны. Это одна из причин, по которой капитан судна имеет широкие полномочия в разных сферах.

Частью территории государства считаются шельф и особая морская экономическая зона, когда рассматриваются морские границы. Особый статус имеют здания, используемые в качестве представительств в иностранных государствах.

В их пределах продолжают действовать законы представляемой страны. Граждане, выехав за пределы своей родины, продолжают нести перед государством ряд обязанностей, и оно взамен предоставляет некоторые услуги, касающиеся вопросов брака, оформления наследства и др.

Таким образом, действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц имеет некоторые нюансы.

Дифференциация законодательства по лицам

Одни нормативные акты затрагивают всех без исключения, другие распространяются лишь на указанную в документе группу.

Например, одни нормы предусмотрены для граждан, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью, другие - для тех, кто занимается ею в составе юридических лиц.

Имеет место разделение граждан по возрастному признаку (малолетние и несовершеннолетние). Отличаются ограничения их дееспособности. Некоторые нормы затрагивают лишь тех, кто оказался в чрезвычайной ситуации (например, упрощенный порядок составления завещания).

Рассмотренные выше примеры показывают, что действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц - единая категория. Её понимание помогает правильно решать вопрос, в отношении кого какой нормативный акт применять.

Прекращение действия законодательства

Нормативный акт перестает действовать в нескольких случаях:

Принят новый акт по тому же вопросу;

Производится отмена акта без принятия нового документа;

Ранее принятый акт отменяется частично;

Ранее принятый акт частично заменяется новым актом.

В заключительных положениях вновь принимаемых актов даются перечни нормативных документов, которые отменяются.

Реже издается акт с перечислением документов, по которым принято решение об их отмене. Замена при этом не производится с целью устранить избыточное регулирование. К сожалению, подобные изменения приносят пользу.

Частичная отмена акта означает, что он перестает действовать частично без внесения изменений. Пример такого действия гражданского законодательства во времени и по кругу лиц - отмена закона о регистрации прав на недвижимость. Некоторые его положения все еще работают.

Взамен части отмененных положений может быть принят новый, отдельный нормативный акт.

В практической деятельности органов власти встречаются случаи, когда принимается новый документ, но старый формально не отменяется. С точки зрения закона данное событие означает автоматическую отмену ранее действовавшего документа, но не всем это известно. Поэтому возникают вопросы их соотношения на практике.

Отмена акта судом

Нормативный документ может быть отменен и судом из-за несоответствия Конституции и другим законам. Решение по актам, принятым Госдумой, принимает Конституционный суд. Он может оценивать и конституционность региональных законов, если иное не указывается уставами или конституциями субъектов. В этом случае жалобы подаются в суды уровня субъектов (областные, республиканские, краевые и т.д.).

ВС РФ рассматривает в 3 инстанциях заявления на законность актов органов федеральной власти. Надо сказать, что имеются случаи согласия суда с жалобами граждан. Система формирования законодательства далека от совершенства.

Таким образом может прекращаться действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по лицам решением судьи.

Действие норм о договорах во времени

ГК 22 и ГК 64 не содержали специальных правил о действии во времени гражданских норм, включая те из норм, которые непосредственно рассчитаны на договоры. Указанный пробел в определенной мере был восполнен актами, посвященными вступлению в силу соответствующего Кодекса. Имеются в виду постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР, принятого на 4-й сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г.» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1964 г. «О порядке введения в действие Гражданского и Гражданского процессуального кодексов РСФСР».

Уже первый из этих актов предусмотрел, что нормы соответствующего Кодекса не обладают обратной силой, а потому на правоотношения, сложившиеся ко времени вступления его в действие, они не распространяются. Остальные правила, которые установили порядок вступления в действие Кодекса, составляли определенное исключение из указанного принципа

ГК включил нормы, посвященные действию гражданско-правового акта во времени, притом как общие, так и специальные. Правила, о которых идет речь, составляют содержание двух статей Кодекса. Из них первая - ст. 4 («Действие гражданского законодательства во времени») распространяется на все гражданские отношения, а вторая -- ст. 422 («Договор и закон») регулирует только вопрос о последствиях принятия новых гражданских актов для договоров .

Обе статьи устанавливают соответствующие правила лишь применительно к одному из возможных правовых источников - закону. И хотя ст. 4 ГК говорит вначале об «актах гражданского законодательства», в силу п. 2 ст. 3 ГК указанный термин равнозначен другому: «федеральный закон». Это подтверждается и второй нормой, включенной в ст. 4. Она прямо указывает на то, что имеется в виду именно «закон».

Статья 4 ГК помимо запрещения обратной силы закона содержит еще три положения.

Одно из них устанавливает, что закон все же может распространяться на отношения, которые возникли до его введения в действие, в случае, если на этот счет есть прямое указание в законе (п. 1 ст. 4 ГК).

Другое исключение (оно включено в п. 2 ст. 4 ГК) воспроизводит норму, содержавшуюся во всех ранее принятых Вводных законах к Гражданскому кодексу: к отношениям, существовавшим до вступления в силу нового гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Третье исключение носит характер отсылочной нормы (оно содержится также в п. 2 указанной статьи): к отношениям сторон по договорам, заключенным до введения в действие акта гражданского законодательства, следует руководствоваться ст. 422 ГК .

Действие норм о договорах в пространстве

Законодательство о договорах как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии с Конституцией гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В связи с приведенными основополагающими для всего гражданского права положениями возникают два вопроса: является ли исчерпывающим в ст. 3 перечень составляющих гражданское законодательство нормативных актов и могут ли принимать гражданско-правовые нормы субъекты Федерации и муниципальные образования? Обычно на первый следует положительный, а на второй отрицательный ответ.

Так, в частности, отмечается: «Статья 71 Конституции РФ установила, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, В соответствии с этим органы власти и управления субъектов Российской Федерации не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права» .

Особое значение имеет вопрос о компетенции субъектов Федерации применительно к отношениям, охваченным ст. 72 Конституции РФ.

Статья 72 Конституции РФ отнесла к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, среди прочего, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ст. 72), а также жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах (п. «к» ст. 72). А это означает, как следует из п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что субъектам Федерации предоставлено право по всем перечисленным вопросам принимать в соответствии с федеральными законами собственные законы и иные нормативные акты.

Следует отметить, что применение соответствующих статей Конституции РФ (71 и 72) связано с определенными трудностями, в частности по той причине, что содержащийся в них перечень вопросов, составляющих соответственно исключительную и совместную компетенцию, не совпадает с делением права на отрасли. Это было очень четко проиллюстрировано Конституционным Судом РФ в деле о проверке конституционности одной из статей Закона «О рекламе». В этой связи была подчеркнута необходимость учета комплексного характера нормативного регулирования отдельных отношений, перечисленных в указанных статьях Конституции РФ .

Действие норм о договорах по лицам

Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание, какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в принципе адресованы любому участнику гражданского оборота. Однако приведенное правило знает и исключения. В конечном счете смысл таких исключений сводится к тому, что некоторые договорные модели рассчитаны лишь на строго определенный круг участников. Кроме того, совокупность норм, регулирующих определенный тип (вид) договоров, может устанавливать неодинаковый правовой режим в зависимости от того, кто выступает в роли стороны (сторон) .

В течение длительного времени дифференциация правового регулирования договоров по признаку субъектного состава выражалась в разграничении отношений с участием и без участия граждан, а поскольку выступать в обороте наряду с гражданами могли практически лишь «социалистические организации», практически речь шла о разграничении договоров, рассчитанных на участие в них только таких организаций, и договоров с участием граждан.

Более широкую дифференциацию правового регулирования договоров «по лицам» содержит действующий ГК. Указанная дифференциация проведена прежде всего в общей части обязательственного права. Имеются в виду, в частности, статьи первой части ГК, посвященные одностороннему отказу от исполнения договора и его изменению (ст. 310), возможности досрочного исполнения обязательств (ст. 315), основаниям возникновения солидарных обязательств (п. 2 ст. 322), залогу вещей в ломбарде (п. 1 ст, 358), удержанию (п. 1 ст. 359), основаниям ответственности (п. 3 ст. 401), публичному договору (ст. 426), договору присоединения (п. 3 ст. 428) .

Весьма широко выделены отношения с участием предпринимателей в главах, посвященных отдельным видам договоров. Так, в частности, это относится к определенным вопросам, которые возникают при заключении договоров купли-продажи (качество товаров - п. 4 ст. 469, тара и упаковка -п. 3 ст. 481), дарения (отмена дарения - п. 3 ст. 578), подряда (качество работ - п. 2 ст. 721), займа (получение процентов - п. 3 ст. 809), при расчетах (об осуществлении безналичных расчетов - п. 1 ст. 861), при заключении договоров страхования (досрочное прекращение договора - п. 1 ст. 958), поручения (вознаграждение поверенного - п. 1 ст. 972), комиссии (отступление от указаний комитента - п. 1 ст. 995), простого товарищества (ответственность товарищей по общим обязательствам - ст. 1047) .

Участие предпринимателей для ряда договоров является конституирующим признаком. Для некоторых типов (видов) договоров обязательным условием служит выступление предпринимателей с обеих сторон: поставка (ст. 506), финансовая аренда (ст. 665), складское хранение (ст. 907), коммерческая концессия (п. 1 ст. 1027), простое товарищество, созданное для извлечения прибыли (п. 2 ст. 1041). Параллельно с этим в ГК выделены также договоры, для которых обязательно участие предпринимателей и непременно в качестве только одной из сторон. К указанным относятся договоры розничной купли-продажи (п. 1 ст. 492), проката (п. 1 ст. 626), бытового подряда (п. 1 ст. 730). Сюда можно отнести из первой части ГК договор залога вещей в ломбарде (п. 1 ст. 358) .

1) конституция рФ 1993 г. Она закрепляет основные положения, в том числе и по гражданскому праву (ст. 8, 35,36 закрепляют гражданско-правовое регулирование собственности, ст. 20-25 посвящены личным неимущественным отношениям);

2) федеральные конституционные законы;

3) гражданский кодекс рФ. Он регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и является основой для будущего законотворчества в этой области;

4) федеральные законы (ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");

5) указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить ГК и законам;

6) постановления и распоряжения Правительства РФ. Не должны противоречить ГК, законам и указам Президента. Противоречащие акты не применяются (п. 5 ст. 3 ГК РФ);

7) акты министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти органы могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, сфера их нормотворческой деятельности ограничена; 8) акты бывшего СССР (если они не отменены и не противоречат законодательству РФ).

Вспомогательными источниками гражданского права являются обычаи делового оборота и постановления пленума Верховного Суда РФ по различным делам, хотя в отношении последних в науке идут споры. Обычаи делового оборота - правила поведения, которые сложились и широко применяются в определенной области предпринимательской деятельности, а также не противоречат общим принципам гражданского законодательства. Они могут быть не закреплены в законе. Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который является целесообразным, но общим правилам обычая не отвечает.

Не применяются такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

Придание закону обратной силы может быть только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

По общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источниках («Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации») в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня первого официального опубликования либо со дня подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что, по общему правилу, гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию его действия. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Ограничение территории действия допускается только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которые не распространяется данный правовой акт (ст. 1 ГК РФ).

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения. По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источника (Российская газета или Собрание законодательства Российской Федерации) в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ также подлежат официальному опубликованию (в тех же печатных изданиях) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что по общему правилу гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Однако орган, издавший такой акт, может ограничить территорию действия данного акта. Кроме того, законодательство одной страны может применяться на территории другой (при наличии соответствующего положения в договоре).

Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц заключается в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Однако в самом правовом акте может быть прямо или косвенно установлен круг лиц, на которых распространяется данный правовой акт. Широта и сложность регулируемых ГП отношений могут вызывать ситуации, прямо не урегулированные ГПН. Такой пробел, если он не восполняем ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п.1 ст.6 ГК). АЗ выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы ГЗ, регулирующего иные сходные отношения и допустима при следующих условиях: а) наличие в ГЗ пробела, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота; б) наличие законодательного регулирования сходных отношений (трастовые операции банков, до принятия специальных правил, регулировались нормами о договорах поручения и комиссии, если в трастовых договорах отсутствовали необходимые условия); в) применение аналогичного закона к регулируемым отношениям не должно противоречить их существу (нельзя применить общие положения о сделках к большинству неимущественных отношений).

Не является АЗ отсылка к регламентации сходных отношений, установленная в законодательном порядке, например распространение правил статуса ООО на О с дополнительной ответственностью (п.3 ст.95 ГК).

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п.2 ст.6 ГК). Смысл АП состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. Под общими началами ГЗ следует понимать основные принципы ГП регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода ГП. Под критерием «Д,Р и С» подразумевается, что решение соответствующее началам и смыслу ГЗ, не должно быть «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым». Таким образом, АП допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью АЗ (отсутствие нормы, регулирующей сходные отношения). В практике реальное применение АП встречается редко, являясь исключительным случаем. Правила АЗ и АП используются при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. ФЗ, и не распространяются на действие подзаконных НПА, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

Отправившись в тернистый путь по изучению источников гражданского права , кто Вы ни были, студент, абитуриент, поставьте, перед собой вопрос: «Что есть - , его значение?».

Длительное время в советской и российской юридической литературе идут дискуссии по вопросу возможности признания источником права прецедента, судебной практики.

В понятие судебной практики входят постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (судебные прецеденты), а также постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Су-дебные решения по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, участвующих в данном деле, для учреждений и организаций, должностных лиц и граждан , подлежат обязательному исполнению на всей территории России. Постановления судебных пленумов обяза-тельны для соответствующих органов суда и арбитражного суда в смысле понимания и истолкования закона.

В литературе доминирует точка зрения, что судебные постановления не являются источниками права, т.к. в ст. 126, 127 Конституции РФ определены полномочия судов РФ, в том числе и высших, исходя из которых суды не обладают правом принимать нормы права, а лишь только их применяют при рассмотрении и решении конкретного гражданского дела, Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ толкуют, разъясняют нормы гражданского права.

Сторонники иного подхода исходят из того, что в современных условиях суды вынуждены «творить право».

Состав гражданского законодательства

Акты первой группы, как отмечалось, охватываются понятием гражданского законодательства. Акты второй группы охватываются понятием «иные правовые акты». Акты третьей группы составляют понятие «нормативные правовые акты федеральный органов исполнительной власти ».

Данное деление подчеркивает различие в юридической силе гражданско-правовых актов и устанавливает ограничения по подзаконному нормотворчеству в сфере гражданского права . Так, если ГК предусматривает возможность решения вопроса «законом» или «законодательством», то это означает возможность конкретизации, установления особенностей, изъятий только посредством норм федеральных законов.

Основным законом РФ является Конституция РФ , которая закрепила основы различных отраслей права , в том числе и гражданского права .

Например, ст. 8 Конституции РФ закрепляет основные формы собственности , ст. 35 - право частной собственности , право наследования, ст. 34 - право на свободное использование своих способностей, в том числе, на осуществление предпринимательской деятельности , а также определяет вопросы ведения Российского государства и субъектов РФ в области гражданского законодательства, что является вопросом исключительного права только федерального государства. Также важно отметить, что значимость Конституции РФ как России состоит в том, что с 1993 г. она является законом прямого действия.

Таким образом, основополагающее значе-ние для гражданско-правового регулирования имеют конституцион-ные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34 — 36 и др. Конституции РФ), параметры правоспособности граждан (ст. 17—25, 35, 44 и др. Конституции РФ).

Гражданские законы как основная группа источников отечест-венного гражданского права представляют собой систему норматив-ных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федера-ции и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Следует заметить, что в последние годы ставится вопрос о признании в качестве источников гражданского права также и законов субъектов Российской Федерации, так как многие правовые институты являются комплексными, по целому ряду вопросов, затрагивающих «традиционные» гражданско-правовые отношения, уже сегодня приняты законы субъектов РФ. Однако признание их в качестве таковых требует изменений в законодательстве РФ, включая Конституцию РФ.

Центральное место в системе гражданского законодательства зани-мает отраслевой кодифицированный нормативный акт — Гражданский кодекс. Он имеет высшую юридическую силу среди гражданских зако-нов (важно отметить, что данное правило действует только в отношении федеральных законов и подзаконных актов, принятых на основании и во исполнении ГК РФ). Нормы гражданского права , содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других фе-деральных законах и тем более других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное (см., например, п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 и др. ГК). Нередко ГК именуют также «равным среди равных», подчеркивая его роль и авторитет как кодифицированного акта.

Исторически доказано, что наиболее совершенной формой правового регулирования однородных общественных отношений, в том числе и гражданско-правовых, является кодификация. Она позволяет строить все законодательство на однородных началах, с учетом внутреннего единства его составных частей, правовых институтов и отдельных правовых норм. При этом учитывается юридическая значимость правовых идей свободы, равенства, недопустимости вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности. Основные начала гражданского законодательства (равенство участников регулируемых гражданским правом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора , недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав , обеспечение восстановления нарушенных прав, судебная защита) реализуются в конкретных правовых нормах и институтах с учетом баланса частных и публичных интересов, определяемого законодателем.

В настоящее время действуют части первая (общая часть), вторая (особенная часть) и третья Гражданского кодекса РФ. Это три кита, фундамент гражданского права, без которых невозможно в настоящее время регулирование отношений, складывающихся в современной России.

Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неиму-щественные отношения, входящие в предмет гражданского права, уста-навливает принципы их правового регулирования, оставляет возмож-ность в ряде конкретных случаев для дополнительного их урегулиро-вания иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.

Таким образом, нормы ГК РФ призваны решить следующие взаимосвязанные задачи : исключить регулирование соответствующих общественных отношений «по усмотрению»; оптимизировать сферу прямой законодательной регламентации важнейших имущественных и неимущественных отношений (относящихся к предмету правового регулирования); создать четкую и согласованную систему, опирающуюся на единую законодательную базу.

Гражданское право регулирует широкий спектр общественных отношений, поэтому при разработке Гражданского Кодекса РФ невозможно было предусмотреть весь объем жизненных ситуаций для их правового регулирования. Нормы Гражданского Кодекса РФ содержат положение, что часть вопросов регулируется дополнительно принятыми на основе кодекса федеральными законами. Например, в соответствии с п. 6 ст. 116 ГК правовое положение потребительских кооперативов , а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом и законами о потребительских кооперативах.

Круг отношений, регламентация ко-торых осуществляется федеральными законами, определил ГК РФ (п. 3 ст. 1, п. 1,2 ст. 2 ГК). По общему правилу, это специальные законода-тельные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с предусмотренными в Гражданском кодексе положениями (ст. 96, 107, 117, 291 и др. ГК) приняты федеральные законы: «Об общественных объединениях », «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об акционерных обществах », «О некоммерческих организациях », «О потребительской кооперации», «О государственной регистрации юридических лиц », «О лицензировании », «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.

Как уже отмечалось, главное требование, предъявляемое к данным федеральным законам, их соответствие Гражданскому Кодексу РФ. Но на практике дело обстоит не так просто. Нередко имеются пробелы, дублирование норм, коллизии, противоречия. Недостатком складываю-щейся системы гражданского за-конодательства являются все более частые случаи отступлений в при-нимаемых новых законах от норм ГК. Например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах " (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) имущество кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных его уставом, прибыли от собственной деятельности, кредитов , имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законодательством источников. В соответствии со ст. 107 ГК РФ производственный кооператив является коммерческой организацией . Следовательно, основываясь на ст. 575 ГК РФ невозможно формирование имущества кооператива за счетов подарков со стороны коммерческих организаций, т.к. не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), в отношениях между коммерческими организациями.

Усложняют в известной мере систему источников гражданского права нормативные акты Союза ССР и РСФСР , принятые до введения в действие ГК РФ и действующие полностью или в части по настоящее время. Федеральные законы о введе-нии в действие части первой и части второй Гражданского кодекса РФ сохранили юридическую силу за нормативными актами Союза ССР и РСФСР применяются впредь до их приведения в соответствие с ГК постольку, поскольку они не противоречат ГК. С учетом применявшегося ранее понятия гражданского законода-тельства установлено, что впредь до приведения в соответствие с ГК и постольку, поскольку они не противоречат ГК, применяются все зако-ны и иные правовые акты Российской Федерации независимо от их видов, принятые до 1 января 1995 г. Например, до сих пор действует Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (в редакции от 28 марта 1998 г.с изм. и доп. от 17 апреля 2001 г., 25 июля, 24, 31 декабря 2002 г.).

Нормы гражданского права содержатся не только в Гражданском кодексе и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах — указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной влас-ти (п. 7 ст. 3 ГК).

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 ГК РФ Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам, Постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам и указам Президента РФ, наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ), иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановле-ниям Правительства РФ. Нормативные акты федеральных органов ис-полнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации и Правительства Российской Феде-рации в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному феде-ральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80—90 Конституции РФ), за исключени-ем случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или иному федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов ис-полнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, други-ми законами и иными правовыми актами.

Особым источником гражданского права являются нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Впервые действующая Конституция 1993 г. утвердила в качестве основы российской правовой системы ратифицированные международные акты.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права, и между-народные договоры Российской Федерации являются составной час-тью правовой системы Российской Федерации. В нормах ГК и ряда других источников гражданского права РФ восприняты многие положения международного права и междуна-родных договоров. Нормы международных документов обычно приме-няются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок , порядок при-менения гражданско-правовых последствий причинения вреда ино-странцам и иностранцами на территории РФ и т.п. Иногда они подлежат применению и к отношениям между российскими физичес-кими и юридическими лицами, например, при международных пере-возках грузов, пассажиров и багажа.

Международные договоры имеют приоритет перед националь-ным законодательством в случае коллизии между ними. Следует особо отметить, что международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

В ряде норм ГК и в некоторых других гражданско-правовых актах отражены положения, содержащиеся в международных договорах, по-лучивших широкое признание в современном мире (Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г., Оттавская конвенция 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и другие).

Многообразие нормативно-правового материала в ряде жизненных ситуаций ставит вопрос об иерархии соответствующих источников и отдельных правовых норм. Наибольшие сложности на практике вызывает решение вопроса горизонтальной иерархии гражданско-правовых норм. Здесь на помощь приходят такие правила как: «приоритет новой нормы»; «приоритет специальной нормы по отношению к общей» и другие. Многие из возникающих вопросов несмотря на наличие существующих правил остаются не до конца разрешенными, что влечет за собой споры. Окончательную точку в этих спорах ставят суды высших инстанций или законодатель.

Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Можно сделать вывод, что потребность в глубоких знаниях в какой-либо отрасли права существовала издревле и была удовлетворена . Способы, подходы к решению данного вопроса, как мы видим, различны: это и непосредственное использование правовых знаний в процессе установления обстоятельств конкретного дела через институт экспертизы, и дуализм представительства, позволяющий вести одно дело двум юристам с учетом категории суда, рассматривающего дело, уровня подготовки и специализации.

В английском процессе установление содержания обычая входит в предмет доказывания , следовательно, могут применяться общепринятые средства доказывания, в том числе и заключение эксперта (лица, обладающего знаниями в определенной отрасли права). В России продолжает доминировать принцип «судьи знают право». Поэтому суд вынужден выяснять содержание обычной нормы самостоятельно. Практика же свидетельствует о том, что суды склонны относиться ко всякому обычному правилу поведения как к сложившейся практике сторон и не ставят этот вопрос на обсуждение. В отдельных случаях ограничиваются кодификациями, опубликованными влиятельными организациями (МТП, УНИДРУА).

Действующее законодательство в настоящее время содержит отдельные нормы, касающиеся данной проблемы. Согласно п. 2 ст. 1191 ГК РФ, с целью установления содержания норм иностранного права, лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. Законодатель закрепляет соответствующее право за сторонами с учетом расширения сферы действия принципов диспозитивности и состязательности. Однако обязанность уяснения существа содержания нормы (в том числе и обычного права) возложена законодателем на суд. В то же время применительно к уяснению содержания норм иностранного права по спорам, возникшим между субъектами (сторонами) - профессиональными участниками гражданского оборота (предпринимателями) - законодатель предоставляет суду возможность «переложить» бремя установления содержания такого рода норм на заинтересованные в разрешении спора стороны.

Данное положение свидетельствует о сближении правовых систем и выработанных ими правил применительно к исследуемым вопросам.

На наш взгляд, несмотря на различные подходы к имеющейся проблеме, нет непреодолимых препятствий для использования правовых знаний (в качестве специальных), как сторонами (что нередко и делается официальными или неофициальными способами), так и непосредственно судом. Тенденции развития отраслей права и законодательства, практика свидетельствуют, на наш взгляд, о наличии необходимости в использовании знаний правового характера, находящихся за пределами профессиональной подготовки судьи, для целей правосудия.

Может возникнуть закономерный вопрос о том, какова же роль судьи (суда) в ситуации, когда у него «на руках» не заключение или мнение специалиста в области права, а экспертное заключение по вопросам права? Здесь следует отметить следующее. Во-первых , данное заключение - только одно из доказательств по делу и оценивается по существующим правилам. Во-вторых , правовая экспертиза - это исследование, т.е. установление искомого факта по заданию судьи в определенных пределах, поэтому она не может предвосхитить окончательную оценку и выводы суда (судьи).

Необходимо также четко различать результат исследований и их интерпретацию. Так, Е. Карлсон проводит различие между сведущими лицами по фактам и сведущими лицами по оценкам. По его мнению, когда тема касается «реальности» (например, выше ли заболеваемость людей, живущих возле завода по производству химического оружия , чем остальных?), то сведущее лицо может предоставить доказательства, подтверждающие его выводы, например, результаты исследований, методики и проч. Когда тема касается оценок, идентификация и роль сведущего лица (эксперта) гораздо сложнее.