Становление права в россии. Историческое развитие правовой системы России настоящее время

По мере становления и развития - от древнего права к средневековому и далее к советскому праву - оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы - социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Можно указать на три характерные черты русского права .

Первая черта - это неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм , в отрицание самой необходимости и ценности права.

Государственная власть поддерживала и насаждала с помощью юридических средств господствующую идеологию, а та в свою очередь активно влияла на содержание правовых норм. Девять веков преобладания христианства и семьдесят лет «марксистско-ленинской идеологии» характеризуют вторую черту русского права, суть которой - идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии.

Географическое положение русского государства и сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию третьей характерной черты русского права - слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.

Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией , ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI-XII вв.

Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. Наиболее важный свод устных норм обычного права назывался «Закон Русский ». Ссылки на него имеются в самых ранних из письменных памятников русского права - в договорах Руси с Византией (X в.).

Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда » - фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.

«Русская Правда» - важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права. «Русская Правда» - светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, например в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.


В период средневековой раздробленности XIII-XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.

Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана - так называемой Кормчей книги.

Русская церковь с момента введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов от чьих бы то ни было посягательств. С этой целью она добилась издания специальных актов княжеской власти, получивших название церковных уставов. Данными документами определялось правовое положение православной церкви и духовенства, устанавливались круг дел, подсудных церковным инстанциям, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.

По мере объединения русских земель возникла потребность в кодификации существовавшего законодательного массива. Первые общегосударственные сборники законов, появившиеся после «Русской Правды», представляют собой процессуальные кодексы и называются судебниками. Первый судебный устав - Судебник 1497 г . - был издан князем Иваном III , второй, сменивший его судебник - Царский - появился в самом начале правления Ивана IV-в 1550 г.

Наряду с Царским судебником в 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства, который ввиду разделения его на сто глав получил позднее наименование Стоглав. Этот памятник русского права принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.
Последовавшие за принятием Судебника 1550 г. дополнительные указы и постановления (1550-1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления - в приказах - в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя те статьи или указы, которые относились к его ведению.

Развитие русского права в XV-XVII вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., - Соборного уложения царя Алексея Михайловича . Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.). Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в царствование Николая I Свода законов Российской империи. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране. Этот свод русского законодательства середины XVII в. охватывал преимущественно нормы административного, финансового, уголовного и процессуального права.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей. Но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве. В 60-е годы XIX в. появляются благоприятные условия для развития правовых начал и в деле осуществления крупнейшей в истории страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России.

Единственным источником русского права в императорскую эпоху признавали закон. Обычай, игравший прежде определяющую роль в правотворчестве, отступил на задний план, утратил значение правообразующего фактора. Со времени царствования Петра I в качестве главного источника законодательства стали выступать соображения целесообразности и заимствования из иностранного права. Этим определялся реформаторский характер имперского законодательства.

Важное место в истории развития русского права занимает кодификация, осуществленная комиссией во главе с М.М. Сперанским . Был повторен подвиг византийского императора Юстиниана, проведшего кодификацию римского права, и в семилетний срок была осуществлена грандиозная систематизация российского законодательства. Сначала проводилась работа по сбору и размещению в хронологической последовательности указов, международных договоров и важнейших судебных решений за 1649-1825 гг. В 1830 г. было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), включавшее все нормативные акты - от Соборного уложения до последних указов Александра I . Правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не были включены в Собрание законов.

В последующие годы это издание продолжалось: второе ПСЗ содержало около 62 тыс. актов правления Николая I и Александра II; третье ПСЗ включило нормативные правовые акты двух последних императоров и было доведено до 1913 г. Всего до 1917 г. было выпущено в свет 45 фолиантов, являвшихся средоточием большей части правовых актов Российской империи. Из Полного собрания были составлены специальные исторические своды (законодательства) по отдельным вопросам. Затем из сводов устранялось все недействующее, а законоположения, сохранившие силу, были сведены в определенную систему. М.М. Сперанский принял при этом за образец Свод законов Юстиниана, руководствовался же он правилами, преподанными Ф. Бэконом : исключение всех повторений; сокращение слишком многословных законов; из двух противоречащих друг другу законов предпочтение оказывать позднейшему. Чтобы логично соединить нормы русского права Сперанский иногда создавал новые юридические правила. Ярким примером подобного правотворчества, родившегося в результате учета передовых достижений западной юриспруденции, стало определение права собственности - первое в истории русского законодательства.

В соответствии с эволюцией законодательства развивалась и юридическая наука. Что касается русской либеральной правовой мысли - работ Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., - то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий. После революции 1905-1917 гг. Россия готовилась воеспринять новые кодексы, которые отвечали бы передовым достижениям западноевропейского права.

История имперской юстиции четко разделяется на два этапа. Первый охватывал промежуток времени от реформ Петра Великого до утверждения Судебных уставов 1864 г.

Реформы, проведенные на первом этапе, смягчили средневековые черты российского правосудия.

Во-первых, судебные учреждения получили коллегиальное устройство.

Во-вторых , судебная функция стала автономной частью административно-управленческой деятельности.

В-третьих, был установлен контроль за юстицией со стороны специальных органов во главе с прокуратурой.

Однако суд оставался сословным: дворяне, граждане (мещане) и крестьяне судились - в различных учреждениях юстиции. Правосудие вершили не только специализированные органы, но и учреждения управленческие: губернские правления, полиции и др.

Второй этап правовой реформы длился полвека и был основан на четырех Судебных уставах 1864 г.: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Таким образом, была создана весьма оригинальная система правосудия.

Во-первых, суд отделился от административной власти.

Во-вторых , был введен гласный состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура.

В-третьих , законодательство о суде установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменило свободной оценкой их судом.

В-четвертых , сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемыми по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений.

В-пятых, был учрежден суд присяжных, обеспечивавший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия.

Таким образом, развитие российской правовой системы в X- XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем. При этом можно отметить следующие особенности особой - евразийской - разновидности.

Во-первых, высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам.

Во-вторых, слабость личностного правового начала в культуре вообще.

В-третьих , широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

В-четвертых, отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.

В-пятых, высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.

Практика законодательного регулирования отечественной общественной жизни берет начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения различных элементов, порой несовместимых), на основе сочетания языческих и христианских воззрений.

Первые памятники отечественной философско-правовой мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XII-XIII вв.). В этих произведениях обсуждались (или осмысливались) вопросы о происхождении Русского государства, о законности существующей власти, о формах государственного правления, о взаимоотношениях правителей и подвластных.

Главный древнерусский источник светского права – Русская правда (XI-XIII вв.).

История становления права в России, как и всюду, зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов.

На Востоке, например, принято в очень большой степени соизмерять правовые представления с древними обычаями, традициями. Возможности самопроявления человека зависели (и во многом зависят до сих пор) от пола, возраста, родовых связей. У народов, оказавшихся под сильным влиянием западной культуры, основанной на постулатах католической и протестантской религий, отношение к праву в значительной мере определялось содержанием писаных законов, постепенно все больше освобождавших человека в его экономической и политической деятельности. Для славянских народов, в частности русского, в какой-то степени была характерна промежуточная позиция в реализации правовых норм и принципов.

Лучшие российские правители старались следовать, прежде всего, нравственным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие широких слоев народа к юридическому «крючкотворству».

Правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и др.).

После ордынского завоевания одной из главных тем размышлений русских писателей стала судьба отечественной государственности («Слово о погибели Русской земли» (XIII в.), «Задонщина» (XIV-XV вв.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.)).

В период московской централизации актуальной становится теория преемственности великодержавия Москвы от Византии (представления о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С.Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).

В 1497 году, в правление Ивана III, был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник. Он был создан на основе переосмысления норм Русской правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран.

Судебник ознаменовал появление единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы были направлены на защиту государственного порядка, прав собственности на всей территории государства.

К началу XVII в., ко времени Смуты, большое значение приобретает проблема выбора между сословно-представительной и неограниченной монархией. К середине XVII в. идея сословно-предствительной монархии уже пережила кульминацию, и на первый план выступают приверженцы просвещенного абсолютного монархического правления (Симеон Полоцкий, Крижанич и др.).

В 1649 году при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти – вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности – Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных, поданных выборными земскими людьми, т.е. мнение довольно широких социальных кругов.

Соборное Уложение 1649 года состояло из 25 глав и 967 статей. В них содержатся нормы государственного права, устав судоустройства и судопроизводства, нормы вещного и уголовного права, а также описание статуса различных сословий: крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков.

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками. Соборное уложение регулировало все стороны общественной, экономической, политической жизни того времени.

Идеология просвещенного абсолютизма (Феофан Прокопович, Татищев) крепнет в период правления Петра I. В основу этой идеологии была положена мысль об «общем благе»; средством его достижения объявлялась государственная власть.

Значительные изменения в начале XVIII в. были внесены в систему государственного управления (возникли Сенат, коллегии, канцелярии, губернское управление, городское управление, новые суды и др.).

Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре основных сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Был принят Табель о рангах (1722г.). Этот правовой акт позволял представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получить за хорошую службу сначала личное, а потом и потомственное дворянство.

В первые десятилетия XVIII в. зависимые крестьяне и холопы окончательно слились в одно крестьянское сословие, обложенное податью. Налог с каждого двора был заменен налогом с каждого лица мужского пола. Десятки тысяч крестьян и мастеровых были насильно согнаны на строительство северной столицы, флота, на уральские рудники и заводы. К середине XVIII в. окончательно оформилось крепостное право. В царствование Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около 1 миллиона государственных (черносошных) крестьян. Положение помещичьих крестьян мало чем отличалось от положения рабов. Многое, впрочем, зависело от нравственных качеств владельцев крепостных крестьян: у одних мужики жили достаточно сносно, другие бесчеловечно издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми.

Размеры барщины и оброка до царствования Павла I не были определены законом. Помещики могли наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. стали следствием произвола и насилия власть имущих.

Со второй половины XVIII в. развитие российской общественно-политической и правовой мысли во многом определялось полемикой приверженцев идей Просвещения и сторонников охранительных концепций. Интересно, что сама Екатерина II пыталась использовать просветительские идеи естественного права и общественного договора для решения охранительных задач, которые в политике просвещенного абсолютизма причудливо сочетались с задачами реформаторскими.

Многие мыслители (прежде всего юристы конца XVIII – начала XIX в.: Десницкий, Золотницкий, Куницын, Щад, Солнцев, Лодий, Филимонов и другие) пытались приспособить просветительские идеи к реалиям самодержавного правления.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достигает своего апогея. Монарх, особенно в правление Николая I, концентрирует всю государственную власть в своих руках. Его личная канцелярия становится одним из важнейших органов управления.

Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки служит систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер. Свод законов Российской империи – большое достижение юридической мысли.

Вторая половина XIX в. знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе. Реформа 1861 г., освободив и ограбив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Крестьянин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его к деревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую кабалу к прежнему барину.

Развитие базиса не могло не оказать влияния на надстройку. Россия делает решительный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Судебная реформа проводит довольно последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса.

В развитии права заметны также определенные сдвиги, хотя и менее крупные. Земская и городская, а также судебная реформы привели к существенному развитию такой подотрасли права, как избирательное право. Крестьянская реформа резко расширила круг гражданских прав крестьянина, его гражданскую правоспособность. Судебная реформа принципиально изменила процессуальное право России.

Государство и право России в начале XX в. развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. В России издается некое подобие конституции.

Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний, политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.

Первая мировая война внесла определенные изменения в государственный механизм и право Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными.

Советское государство и право возникло как результат Великого Октября. Возникновение нового государства предопределяло и зарождение соответствующего права. Начали складываться его отрасли, создающие вместе новую систему права. Определенным рубежом в процессе правового строительства явилось принятие Конституции РСФСР 1918 г., которая стала не только первой советской, но и первой в истории России Конституцией.

В годы гражданской войны происходит укрепление правовой системы. Собственно говоря, складывается даже три типа правовых систем – социалистическая, народная и специфическая система ДВР. При всем их несовершенстве они обеспечили как победу над врагом, так и условия для развития советского права.

Советский Союз, организованный четырьмя республиками, не остановился в своем развитии. Уже в 20-е гг. число его членов достигло семи. Важными событиями ознаменовано и развитие советского права. Проведена кодификация законодательства, оно оформляется в четкую систему кодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепенно расширяется общесоюзное законодательство. Совершенствование законодательства способствует укреплению законности.

В 30-е годы противоречиво развивается государственный механизм. Конституция СССР 1936 г. провозгласила более демократичный, чем раньше, порядок формирования и деятельности государственных органов. Однако эти декларированные демократические принципы часто игнорировались, их смысл искажался. В данный период противоречиво развивается и советское право. Принимаются меры к укреплению законности и одновременно в уголовном и уголовно-процессуальном праве закладываются благоприятные условия для возможных массовых беззаконий. Отрасли права, связанные с экономикой, приводятся в соответствие с принципами планового, безрыночного хозяйства. Усиливается роль принудительных мер в трудовом, колхозном, даже семейном праве.

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Однако советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и они отмерли после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового.

В середине 50-х – середине 60-х гг. развитие права характеризуется новой широкой кодификацией законодательства. Издаются общесоюзные Основы различных отраслей права, а также соответствующие им кодексы в союзных республиках.

Важнейшим событием является восстановление законности в деятельности органов государственной безопасности. Началась массовая реабилитация людей, необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия, гарантирующие невозможность повторения беззаконий.

В 70-е гг., особых преобразований в государстве не происходит, если не считать тех, которые вытекали из принятия новой Конституции.

Что касается права, то по содержанию оно также мало изменилось, однако в форме права происходят заметные преобразования, они характеризуются апогеем кодификации, создаются в массовом порядке Основы конкретных отраслей права, кодексы в республиках и Союзе.

В середине 80-х гг. под влиянием определенных объективных и, главным образом, субъективных факторов развитие социализма в нашей стране прекращается. Развитие капитализма приводит к естественному изменению типа государства. Упраздняется система Советов. Реализуется идея разделения властей. В России устанавливается форма президентской республики с громадными правами главы государства, делающими его подобным абсолютному монарху.

Трансформируется и право. В конституционном законодательстве проводятся некоторые плодотворные реформы. Воссоздается многопартийная система, становятся более или менее реальными провозглашавшиеся и ранее демократические свободы.

В гражданском праве закрепляются отношения частной собственности на средства производства. В семейном праве появляется институт брачного контракта. Трудовое право вынуждено реагировать на новые условия, складывающиеся в промышленности, – безработицу и пр. Трудные задачи приходится решать уголовному, а также уголовно-процессуальному праву. В стране стремительно растет преступность. Следственные изоляторы и тюрьмы переполнены таким числом заключенных, какого не было с 1937 г.

Развитие права до XIX в. Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Пер вый этап развития юриспруденции на Руси определялся ре лигиозно символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порою несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники философско правовой мысли - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.), «Повесть временных лет» , «Поучения» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.). В них затрагивались вопросы происхождения Русского государства, законности существующей власти, форм государственного правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права - Русская Правда (XI-XIII вв.).

Право – отражение особенностей национальной культуры Как и в любой другой стране, история становления права в России зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Например, со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона для православных было характерно предпочтение религии благодати перед религией закона, т. е. религиозно нравственных устоев перед писаными законами. Но недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к законотворческому «крючкотворству» .

От «варварских правд» - к идее «Москва. Третий Рим» Что касается правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо татарского нашествия они в принципе соответствовали тем нормам, которые были зафиксированы в различных европейских средневековых «правдах» (Алеманнской, Салической и т. д.). В XVI в. в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти в работах целого ряда мыслителей, писателей, государственных деятелей. Актуальными становятся теория преемственности великодержавия Москвы от Византии («Москва - третий Рим» , автор Филофей), теория законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов), идея сословно представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), идеи соотношения государственной и церковной власти (иосифляне, нестяжатели).

Судебник Ивана III В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства - Судебник. Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Его содержание составляли главным образом нормы уголовного и уголовно процессуального права.

Соборное Уложение Алексея Михайловича В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности - Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных выборных земских людей (провинциального дворянства и верхушки горожан), т. е. мнение достаточно широких кругов тогдашних избирателей. Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав, которые содержали нормы государственного права, судоустройства и судопроизводства, вещного права, уголовного уложения и др. Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками.

Российское право в XVIII веке Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре сословия: дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Была принята Табель о рангах (1722). Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его увеличенной податью. Петр III и Екатерина II окончательно оформили крепостное право. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. - несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и царской администрации.

Российское право в XIX - начале XX в. В первой четверти XIX в. декабристы защищали и пропагандировали такие западноевропейские этико правовые ценности, как суверенность народа, верховенство права, разделение властей, права и свободы граждан. Это - основы концепции республиканизма, которые впоследствии были подхвачены А. И. Герценом и революционными демократами. Попытка реформирования государственного управления и системы законодательства была предпринята советником Александра I М. М. Сперанским. Он подготовил проект «Плана государственного преобразования» , или «Введения к уложению государственных законов» . Проект подразумевал образование выборной Государственной думы (органа народного представительства), а также Государственного совета при главе государства - монархе.

Полное собрание законов Российской империи В эпоху царствования Николая I совершенствовалась система управления. В 1830- 1832 гг. было издано Полное собрание законов Российской империи, состоявшее из 45 томов. Собрание начиналось с Соборного уложения 1649 г. В 1833 г. был опубликован Свод законов (15 томов). Законы в нем располагались по тематическому и хронологическому принципам. В 1845 г. было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных - основной источник уголовного права.

Отмена крепостного права в России и другие реформы Александра II Самое значительное событие XIX в. с точки зрения демократизации социальной жизни - отмена крепостного права 1861 г. Это событие обусловило необходимость других реформ: местного самоуправления, военной, финансовой, судебной. Одна из важнейших - реформа местного самоуправления, или земская. Законом 1864 г. была определена структура земских учреждений, которые состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ). Члены местного самоуправления занимались вопросами местной социально экономической и культурной жизни: взаимное страхование, ветеринарная служба, строительство и содержание школ, больниц, богаделен, приютов, развитие местной торговли и промышленности, земская почта, местные тюрьмы и пр. Эта деятельность была крайне полезна для представителей всех сословий. С тех пор понятие «земство» , символизировавшее всю совокупность земских учреждений, приобрело в России большой авторитет.

судебная реформа 60 -х гг Поистине демократическим прорывом в области российской юриспруденции была эта реформа. В ее рамках в 1864 г. были утверждены судебные уставы. Ими вводились бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, с адвокатурой и состязательностью сторон, институт судебных следователей. Предусматривались также две судебные инстанции - окружной суд (обычно в пределах губернии, составлявшей судебный округ) и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов.

Судебная реформа 60 -х годов Принимавшие участие в судебном процессе выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли коронный (постоянный) судья и два члена суда. Решение, принятое окружным судом с участием присяжных заседателей, считалось принятым окончательно, без их участия - могло быть обжаловано в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат. Он являлся высшей кассационной инстанцией, т. е. имел право пересмотра или отмены судебных решений.

Институт мировых судей Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях. Следует заметить, что согласно судебным уставам председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные (адвокаты), их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности выносил только суд. Так был введен важный принцип несменяемости судей.

Манифест 17 октября 1905 года В начале XX в. наряду с другими сферами общественной жизни довольно активно развивалось право. В годы первой русской революции Николай II счел необходимым предоставить в Манифесте 17 октября народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых - право участвовать в управлении государством через представительную власть - Государственную думу. Вскоре были разработаны Основные государственные законы Российской империи, составившие своеобразную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании (заметим, что конституции как единого официального документа Великобритания не имеет, об этом мы еще будем говорить в дальнейшем). В результате в России управление, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. С тех пор в делах государственного правления все более четко ощущалось присутствие независимой силы народного представительства. В стране сложилась политико правовая обстановка, мало чем отличавшаяся от ситуации в странах с давними демократическими традициями (если не считать разгула терроризма на тот период). Образовывались, легализовались и успешно действовали политические партии, издавались разнонаправленные газеты и журналы, не было проблем с выездом из страны и въездом в нее и т. д.

Советское право Придя к власти в октябре 1917 г. , большевики сразу же в области государственного управления сделали ставку на диктатуру (диктатуру пролетариата). В. И. Ленин говорил: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, не посредственно на насилие опирающуюся власть» . Право было заменено «революционным правосознанием» . Не следует забывать, что в самом начале своей властной деятельности большевики действительно собирались «разрушить до основания» все в жизни России, что было до них, включая государство, церковь, традиционную культуру, семью, собственность, денежную систему и т. д. Это потом, под влиянием реальной действительности, внесшей коррективы в революционные теоретические построения, пришлось постепенно отказываться от самых надуманных догм и поневоле использовать то, что было наработано веками. Так, например, произошло и в Советской армии, начиная от создания ее на регулярной основе, восстановления под названиями суворовских и нахимовских училищ кадетских корпусов вплоть до чисто внешних атрибутов - золотых погон, генеральских лампасов и т. д.

Советское право Однако не правы как те, кто представляет режим большевиков только в черном цвете, так и те, кто доказывает его исключительное преимущество перед всеми остальными. Любой, даже самый экстремистский режим, терпимый народом в течение многих лет, обречен на приспособление к основам народной жизни. Поэтому его последствия могут (одержать и ряд положительных результатов. Следовательно, оценивать любой государственный строй, метод правления необходимо по его основным, решающим, фатальным, долговременным (в данном случае правовым) последствиям. К концу 1918 г. была ликвидирована многопартийная система. Исчезли оппозиционные газеты. И с тех пор политическая жизнь в ее общепринятом виде и политические права граждан перестали существовать. Власть оказалась в руках одной партии, а точнее - ее аппарата. Коммунистическая партия стала государственным образованием, «орденом меченосцев» (по словам И. В. Сталина), подавляющим иные формы и направления участия в политической жизни.

ГЛАВАI. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА. ИСТОЧНИКИПРАВА

§ 1. Источники права IX-XV вв.

Существует много теорий, где право определяется в соответствии с их собственными посылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право есть совокупность норм, направленных на регулирование общественнойииндивидуальнойдеятельностилюдей.

Роль права в период "призвания" варягов

Восточные славяне, как и большинство народов, считали право происходящим от Бога. У христианских народов Европы (Франция, Англия, Германия и т.д.) полностью совпадает словесное обозначение правой стороны тела и права как совокупности юридических норм или имеет однокоренное значение. Согласно традиционным воззрениям, за правым плечом человека пребывает светлый ангел, за левым – демон. Поэтому в древности праву придавали огромное значение как юридическому и морально-нравственному явлению. Призывая варяжских князей, славяне искали "себе князя, чтобы владел намиисудил по праву". Право здесь понимается двояко. Во-первых, как юридическое основание законного суда, во-вторых, как законное положение самого князя, верховной власти. Такая взаимосвязь права и власти возможна приразложениидогосударственных обычаев итрадиций.

Роль обычаев и обычного права

В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян формировались обычаи, то есть устойчивые правила поведения. Постепенно часть обычаев стала обеспечиваться обязательным принуждением к исполнению родоплеменными органами и общинами и приобрела качества обычного права. В период военной демократии – это кровная месть за убийство родственников, способы заключения брака и порядок наследования, изгнание из общины за нарушение мира. Часть норм обычного права закреплялась в государственном письменном законодательстве, обнаруживая большую живучесть, часть видоизме-

нялась или законодательно запрещалась. Кровная месть, например, была запрещена в XI в.

Чем слабее было государственное влияние, тем активнее действовало обычное право. Некоторые элементы обычного права сохранились в крестьянскойсреде до XIX в.

Договоры Руси с Византией. "Закон русский" и языческое законодательство

Утверждение династии Рюриковичей в 862 г. положило начало системной законодательной деятельности князей, особенно в уголовной и административно-финансовой сферах. В летописях имеются сведения о правотворчестве Олега после 882 г., "уставы и уроки" издавала Ольга во время реформ середины Хв. В конце Хв. Владимир I обсуждал с приближенными устав о землепользовании. Однако подобные уставы, представлявшие собой, видимо, сборники из нескольких статей, до нас не дошли. Но имеются прямые указания на существование в Х в. "закона русского" в договорах Руси с Византией. Эти договоры заключались в IX-X вв., когда Русь имела с ВосточнойРимской империей широкие торговые и дипломатические контакты, для разрешения вопросов, связанных с определением прав и подсудности русских подданных на территорииимперии.

В составе различных летописей имеется четыре таких договора. Договор 907 г. большинство ученых считают ложной компиляцией договора 911 г. Договор Святослава 971 г. заключен князем в тяжелых условиях военной осады в городе Доростоле, целиком посвящен вопросам дипломатии и мира и краток по содержанию. Зато договоры 911 и 944 гг. представляют памятники высокоразвитого права. Они регулируют отношения между сторонами в случаях убийств, краж, иных преступлений, устанавливают процедуру возмещения убытков, правила торговли, наследования, выкупа пленных. В текстах указано (ст. 5 договора 911 г., ст. 6 договора 944 г.) на существование "закона русского" и "устава и закона" русского, на основе которых законодатель разрешает спорные ситуации. Эти нормы использовались в последующем для разработки Русской Правды. Исследователь М.Б. Свердлов нашел в ее составе более десятка статей, восходящих к древнему "русскому закону".

Законодательство языческого периода с принятием христианства оказалось во многом не пригодным. Христианское законодательство иначе оценивало убийство, посягательства на личность, семейные правонарушения и т.д. Однако языческое право не могло отмереть быстро, и государственная власть долго лавировала в правопримени-

тельной деятельности, избегая поводов к социальным конфликтам. Уходили постепенно в прошлое языческие жертвоприношения (есть основания считать - илюдские), дикость языческих нравов.

На развитие русского законодательства борьба язычества и христианства повлияла таким образом, что право обходило вопросы религии, было абсолютно светским. Русская Правда по отношению к религии– нейтральна.

Древнерусские церковные уставы

Первые законодательные акты о Церкви – уставы князей Владимира I и Ярослава Мудрого – известны в десятках списков позднейших веков. Они составили основу дальнейшего церковного законодательства.

Устав Владимира I состоит всего из нескольких статейикасается трех вопросов. Церкви отводится десятая часть (десятина) от судебных, торговых и иных доходов (летопись относит возникновение десятины к 996 г.). Создается независимый от государства церковный суд, рассматривавший преступления, совершенные служителями церкви, зависимыми от Церкви людми (инвалидами, вдовами и т.д.). Оговариваются категории дел, по которым Церковь судила христиан всех сословий (разводы, семейные драки, колдовство, еретичество, дела о наследстве и т.д.). Однако наказания по ним Устав не определял. По общему правилу Церковь судила, когда одна из сторон была под ее юрисдикцией.

Устав Ярослава, состоящий из 35 статей (одна из редакций), ввел конкретные санкции и дефиниции решений. Наказаниями были денежные штрафы, церковное "проклятие", епитимья. К церковной юрисдикции переходили все дела о нравственности (блуд, двоеженство, нецензурные оскорбления, изнасилования и т.д.), посягательства на собственность (кражи, поджоги), побои, драки, споры о наследстве. В дальнейшем церковное право оказало огромное влияние на становление русского национального характера.

Русская Правда. Происхождение и состав

Русская Правда – древнейший русский сборник законов – сформировалась на протяжении XI-XII вв., но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В. Н. Татищевым в 1738 г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник.

На Руси в это время были известны понятия "устав", "закон", "обычай", но кодекс обозначен легально-нравственным термином "Правда".

Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев, "дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите". За этими словами в НовгородскойI летописипомещентекст ДревнейшейПравды.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19–43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины XI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню развития правовых институтов, соци- ально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитыйпамятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав ит.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В XIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.

Европейское право на территории Руси

На Руси были известны и применялись на практике статьи некоторых славянских законодательств. Использовался, например, "Закон Судный людем" из Болгарии. Большое значение имели Кормчие Книги (Номоканоны) - византийские сборники церковно-гражданских постановлений, особенно важные для областисемейного права.

Источники права периода раздробленности

В XIII-XV вв. правовое развитие христианской Руси переживало кризис. Ордынский смерч разрушил экономику и города, произошла архаизация права, замедлилось его совершенствование из-за падения роли городов и насильственной консервации феодализма со стороны Орды, законодательная деятельность сосредоточилась в руках князей.

Расширилась сфера не правовой, а властно-административной княжеской деятельности. Но законодательство все-таки развивалось. В это время заключались междукняжеские договоры и соглашения с иностранными государствами, где регламентировались права и обязанности сторон в дипломатических сношениях. Князья издавали многочисленные акты и грамоты, названия которых достаточно четко раскрывают их содержание: жалованные, духовные, проезжие ит.д.

К XV в. на Руси сложились две достаточно обособленные системы права. В монархических княжествах система строилась на централизованном управлении и феодальной подчиненности, в ней слабее выражены товарообменные факторы. В республиканских районах Новгорода и Пскова право строилось на более демократических началах, на основе развитых товарообменных отношений. Эта правовая система имела больше шансов эволюционировать в сторону буржуазности, но падение роли республик в опричных погромах Ивана IV привело к разрушению этойправовойсистемы.

Новгородская и Псковская судные грамоты

Республиканское законодательство в XV в. завершилось изданием кодексов. Новгородская судная грамота сохранилась лишь в отрывке из 42 статей, и судить о ее полном составе и содержании довольно трудно.

Более ясное представление об уровне развития законодательства дает Псковская судная грамота, единственный экземпляр которой обнаружил в 1843 г. в Одессе профессор Н. Мурзакевич. В 1848 г. грамота была опубликована. Дефекты заголовка не позволяют точно ее датировать: 1397 г. или 1467 г. Сборник, составленный на высоком

В России достаточно поздно появились письменные памятники права - государственность на Руси возникли в 9 веке. Первая запись - 11 век - Русская Правда. Право долгое время носило казуальный характер - фактически, видим не только запись обычаев, но и прецедентов, примерных случаев. До 19 века не встречается ни одно правовое определение. То есть памятники права без общей части. Первые определения, которые зафиксированы были в источниках права, относятся к своду законов Российской империи, принятого в 1835 году. Впервые дано понятие "преступление", "право собственности". Отношения по поводу собственности существовали со времен Русской правды. Но теоретическая запись отсутствовала.

До 1835 года отсутствовало деление на отрасли права. Всё право было межотраслевым - не было четкого деления на отрасли права, не было различия между процессуальным правом и материальным правом.

Прикладной, практический характер права. Законодатель хотел узаконить все отношения, чтобы судья мог разрешить ту или иную ситуацию. Традиционно в эпоху абсолютизма законом считалась воля царя.

Право и не могло быть иным - в России правотворчеством занимались исключительно служилые люди, которые, создавая норму, исходили из прикладных целей - как можно практически использовать. Отсутствовали кадры юристов.

Теоретическая юриспруденция начинает развиваться с 18-19 веков. Семён Ефимович Десницкий, Третьяков, Золотницкий, Горецкий, Гессен, Соловьёв, Тоганцев, Трубецкой, Новгородцев, Ильин, Петрожицкий, Коркунов, Шершеневич.

Советский период - прежде всего, с возникновением советского государства, все первые нормативно-правовые акты носили чрезвычайно-указной характер. В первые дни советской власти выходят нормы, относящиеся к госправу. Многие нормы содержались в декретах советской власти. Правотворчеством занимался долгое время Совет Народных Комиссаров. Конституция 1918 года четко разграничивает осуществление законодательной функции - Съезду рабочих, крестьянских, солдатский комиссаров и его ЦИК. В 1922-23 гг. в СССР проходит кодификация права - отраслевая дифференциация - созданы кодексы. Появляется даже земельный кодекс. До революции все отношения по поводу земли относились к сфере гражданского права.

История государства и права изучает весь процесс возникновения и развития государства и права в исторической реальности, хронологической последовательности.

Исторический подход ко всем явлениям: все явления изучаются с момента возникновения. Метод историзма отличается очень существенно от логического метода исследования, применяемого в теории государства и права. Логический метод изучает общие закономерности развития. Наряду с методом историзма используется хронологический метод - т.е. движение явлений во времени. Сравнительно-исторический метод , предполагающий сравнение однопорядковых показателей (феодализм в России и феодализм в Европе); цель метода - установить общие и особенные черты. Статистический метод - имеет очень важное значение - выявляет закономерности определенных процессов, связанных с наличием массовых показателей (участие в выборах, потери в войне и пр.); показывает динамику развития, метод должен быть лишен тенденциозности, политической заданности. Ретроспективный метод - основан на сопоставлении современных явлений с явлениями прошлого (правовое положение советских крестьян и правовое положение по Соборному Уложению 1649 года). Синхронный метод - одновременное рассмотрение событий (1649 год - переход в России к абсолютизму, в Англии - революция).

Принципы, на которых должно строиться изучение ИГПРФ:

    Объективность

    Конкретизация каждого факта

    Всестороннее изучение явления

Подходы :

Идеалистический подход - на развитие общества влияет развитие идеи. Идея справедливости Гегеля достигает апогея в романо-германской цивилизации, Гегель рассуждает в духе арийского народа. Всё общественное течение России в 18 веке поделилось на 2 ветви: западники и славянофилы.

Марксистский подход . Суть - учение об историческом типе государства. Идея марксизма заключается в том, что все исторические изменения в обществе осуществляются в результате классовой борьбы. Зарождается частная собственность, происходит разрушение родовых общин, появляются соседские территориальные общины, выделяются семьи, появляются излишки, которые нужно защитить ->> государство.

Цивилизационный подход . Тойнби, Данилевский. Славянская цивилизация. Привлекает идея того, что человек - субъект всех преобразований, человек - цель общества. Цивилизация - объект познания. Сторонники подхода констатировали факт многообразия исторического процесса.

Евразийство . Шахматов, Ильин, Вернадский. Зиновьев написал: "Россия никогда не станет частью Запада; какая судьба ожидает её в сфере западнизации - об этом в свое время сказал и показал Гитлер". Фактически, Зиновьев выражает точку зрения современного человека, с которой не были знакомы первые евразийцы. Таким образом, у них существует 2 объяснения: либо россия является частью единого пути развития человечества (космополитическое направление); либо человечество не едино, у народов разные судьбы, асинхронный характер развития, цивилизации развиваются, гибнут, приходят другие цивилизации, что приводит к тому, что рано или поздно произойдет уничтожение цивилизаций, если каждый народ будет считать главенствующими национальные интересы. То есть глобализация неизбежна.

История нашего государства всегда развивалась в контексте западного и восточного начал.