Феномен милосердия. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы. Становление концепции милосердия в мировых религиях

Слот лотерея Победа – игровые автоматы играть бесплатно и без регистрации онлайн казино! Звучит как поисковый запрос на порно. Между прочим, разница небольшая, так как этот проект такой же убогий, как всякого рода порнохабы. В общем, это фейковое казино, где вы якобы можете выиграть кучу денег. Ну понятно что денег, а чем еще могут привлечь мошенники? И чем больше пообещать этих денег, тем выше шансы на то, что на развод клюнет как можно большее количество лопухов.

Это традиционная для онлайн-казино площадка. На первый взгляд кажется, что все в порядке, но на самом деле это не так. Опасность казино состоит в том, что очень сложно определить, лохотрон это или нет, до тех пор, пока участник не потеряет определенное количество денег. Да и то, после этого все можно списать на превратности судьбы. Вот только никаких превратностей здесь нет – идет целенаправленный и циничный развод доверчивых пользователей на деньги.

Сайт
http://pos.pobedaslots.com

Понятно, что сайт не провальный. Неплохое, спокойное оформление. Видно, что делали его не доморощенные кулибины, а вполне себе нормальные специалисты. Но все равно – это не казино с выгодными бонусами и дающими слотами, а крайне опасный проект, связываться с которым настоятельно не рекомендуется.

Связь

Есть специальная вкладка «Служба поддержки», где и указан этот адрес электронной почты. Так же здесь есть номер телефона. Есть обратная форма связи, можно заказать и обратный звонок. Работает и онлайн-чат. То есть, с контактными данными здесь нет вообще никаких проблем. Правда, это до поры до времени. Когда человек начнет жаловаться и требовать свои деньги обратно, он удивительным образом не сможет связаться ни по одному предоставленному способу. Вот так вот.

Обзор
В общем, это онлайн-казино, где мы можем поиграть в любимые игры и лотерею, с большими призами и некими «дающими слотами». Не надо регистрации, ничего не надо – заходи и играй. Правда, без регистрации можно поиграть только в демо-режиме. Понятно, что для того, чтобы получить возможность что-либо выиграть, придется зарегистрироваться и, что особенно важно, пополнить личный счет.

Мы ни в коем случае не рекомендуем вам пополнять здесь баланс. Это очень опасно! Дело в том, что в сети есть достаточное количество резко отрицательных отзывов о деятельности данной площадки. Нет, традиционного для лохотронов воровства денег здесь нет. По крайней мере, сейчас неизвестно, были ли случаи беспричинной блокировки аккаунта или обнуления счета. Да и зачем это онлайн-казино, ведь на таких площадках открываются совершенно иные возможности для развода людей.

Вы должны четко понимать, чем вы занимаетесь. Вы не крутите настоящие автоматы, это просто программа, игра, набор чисел и символов. Само собой, что в код можно вносить любые изменения, и слоты будут показывать именно то, что хочет разработчик. Разве не понятно, что кидалам ничего не стоит нарисовать вам проигрыш, и вы ничего не сможете доказать?

Данная площадка является очень опасной для азартных людей. Некоторые игроки умудрялись здесь проиграть десятки тысяч рублей. Зачем это нужно? Конечно же, мошенники на таких персонажей и делают основной упор. Однажды начав, азартный игрок вряд ли сможет остановиться. А все остальное – дело техники. Сначала покажут какой-то выигрыш, чтобы еще больше завлечь в свои мошеннические сети, а потом – высосут все до копейки.

Вердикт
Онлайн-казино Победа – это проект, с которым ни в коем случае нельзя связываться.

Сегодня феномен милосердия анализируется учеными - представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики, психиатрии. Рассмотрение милосердия с философской точки зрения предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Социально философский анализ базируется на принципе взаимодополнительности наследования и развития, позволяя более системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения деятельности человека. Социально-философский инструментарий позволяет раскрыть функции и сущность феномена милосердия. Особенность методологической функции милосердия определяется пониманием того, что сопереживание, сочувствие и понимание являются внутренними моментами любого просоциального поведения.

В социальной философии создан широкий спектр категорий для выражения милосердия, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в общественные отношения. Это, прежде всего, такие категории, как: "сострадание", "сочувствие", "альтруизм", "благотворительность", "помилование" и т.д. Все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы милосердия. Вместе с тем, возникает необходимость уточнить сущностные основания каждой из этих близкородственных категорий и определить отличия от категории "милосердие".

Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В.О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: "человеколюбие на деле значило нищелюбие".

Архиепископ Викентий так говорит: "Милосердие - это потребность человеческой души, созданной по образу Божьему.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 11)

В Ветхом Завете милосердие понимается как внутренняя предрасположенность к добру. (см. приложение 7)

Милосердие, по мнению Логуновой Е.Г. - это безусловная личная любовь, послушание, чувство единства с "миром", уникальности своего собственного существования.

Милосердие - одно из свойств божественной мудрости. (см. приложение 9)

Милосердие должно проявляться как в материальной помощи нуждающимся, так и в моральной поддержке, в молитве. (cм. приложение 8)

О необходимости воскрешения доброты и милосердия говорит и Б. Екимов, описывающий случаи безразличного отношения к людям, особенно старикам и старухам. (см. приложение 5)

В христианском служении милосердия не только нуждающийся получает вспомоществование, но и сам благотворитель, помогая ближнему своему, духовно обогащается (см. приложение 4).

К милосердию чаще всего нам приходится себя понуждать; а ведь это значит, что оно не является органической составляющей нашей жизни. (см. приложение 1)

Например, Шутова Г.А. считает, что люди двойственны по природе: и добра и зла в человеке поровну. Гусейнов А.А. утверждает, что людям свойственна врождённая доброта и отзывчивость, а Д. А.Ф. де Сад предполагает изначальную жестокость в человеке. Мы склоняемся к мнению Шутовой Г.А., так как на наш взгляд Гусейнов А.А. идеализирует человеческую натуру. Если бы в человеке заложено добро в большей степени, чем зло, то эгоистические наклонности, склонность к насилию отсутствовали бы в личности. Д.А.Ф. де Сад руководствуется мыслями о человеке как о животном, поэтому приписывает ему агрессивность.

Спорным вопросом является и объект проявления милосердия. Эрих Фромм выступает за то, что "нет достижения в том, чтобы любить человека одной с тобой крови. Любовь проявляется только тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях". Шутова Г.А. склоняется к тому, что сначала ребёнок должен полюбить своих родных, увидеть, что они о нём заботятся, а потом эта любовь перерастёт в любовь к людям и человечеству в целом. Фридрих Ницше призывает людей любить дальнего, а не ближнего, так как эта любовь (к дальнему) является источником духовного развития человека, а любовь к ближнему есть дурная любовь к самим себе".

Споры идут и по поводу того, какой категорией должна являться гуманность. Владимир Мономах считает её духовной категорией, Джон Локк - категорией права и государства (должна быть закреплена в законах), Иван Тимофеевич Фролов - категорией общественных отношений. Мы считаем, что, прежде всего милосердие является категорией духовной, но в то же время нельзя отрицать его общественную природу, так как человек воспитывается в обществе и усваивает его ценности. В правовом аспекте нормы гуманизма также нашли своё проявление: "право на честное имя", "право на свободу вероисповедания", поэтому ни одно из утверждений нами не отвергается.

Философы обсуждают мотивы совершения добрых поступков. Ницше одним из мотивов считает возвышение себя в собственных глазах. Смирнова Е.О. как мотив выделяет желание соответствовать моральной норме.Д. А.Ф. де Сад провозглашает реакцию общества на поступки мотивом проявления милосердия. Сухомлинский В.А. доказывает, что мотивом совершения добрых поступков являются чувства человека. В данном случае нельзя утверждать, что вышеприведённые высказывания неверно характеризуют мотивацию, они выделяют различные мотивы, которые, зависят от уровня развитости милосердия.

Опилаг Я.Г. рассматривает две точки зрения на воспитание милосердия, по одной из них воспитуемым можно передать те качества, которыми обладает воспитатель; по другой воспитать в человеке можно и те качества, которыми воспитатель не обладает. Мы придерживаемся второй точки зрения, так как воспитатели, как и все люди, несовершенны, но они пытаются развивать личность положительную во всех отношениях.

Подводя итоги вышеизложенного, мы подчеркиваем, что милосердие должно быть деятельным. В человеке изначально заложены добро и зло, поэтому задача педагога воспитывать, раскрывать добрые чувства в личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках. В воспитании добрых чувств большую роль играет семья, сначала у ребёнка проявляется любовь к родителям и близким потом в любовь к людям и человечеству в целом.

Одного ведущего мотива совершения добрых поступков выделить невозможно, их существует множество, среди которых можно выделить: возвышение себя в собственных глазах (данный мотив является отрицательным), желание соответствовать моральной норме (данный мотив способствует дальнейшему развитию мотивации в положительную сторону, является основой для этого), реакция общества на поступки (это мотив внешний) и самой высокой ступенью развития мотивации считается эмпатия (внутренний мотив).

Изучив различные источники, можно сделать вывод, что милосердие - это сострадательное и заботливое отношение к слабому или страдающему человеку, которое оказывают не безразличные люди к проблемам других, при условии того, что это принесёт кому-нибудь пользу, мотивировав своё действие желанием помочь ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Решение проблемы человека в русской религиозной философии носит двойственный характер: либо человек растворяется в Боге, либо, наоборот, весь мир проваливается в мистическую глубину личности и находит в своем основании Бога (первое наиболее характерно для философии В. Соловьева, второе – в философии Н. Бердяева).

В восточнославянской (русской) парадигме морального теоретизирования наиболее значимы этические открытия рубежа XIX –XX веков представленные в философии «всеединства» и экзистенциальной философии мистические, иррациональные, парадоксальные суждения B.C. Соловьева, Бердяева, Шестова и других мыслителей. Этика в понимании Соловьева является главной частью теософии – «цельного знания» об абсолютном начале. Основанная на православии и оформленная Русской идеей, теория морали начала XX века содержит смысложизненную проблематику, темы свободы и творчества личности, мессианские пророчества и апокалипсичность мировидения. Логика исторического развития основных этических идей показывает последовательные и обоснованные попытки исследования сущности морали как уникального духовно-практического феномена предельной степени сложности. Интегральные характеристики морали связаны с идеями абсолютной ценности жизни, самоценности индивидуальности, свободой выбора приоритетов в социодинамике культуры, долженствования, альтруизма, любви, самоидентификации, драматического поиска и обретения смысла жизни. В зависимости от понимания сущности морали, способов ее истолкования и описания различают автономную и гетерономную мораль и этику, альтруистическую и эгоистическую, аскетическую и гедонистическую, ригористическую и эвдемонистскую, религиозную и светскую. 13

2. Милосердие как этическая категория

2.1. Понятие милосердия в философии

Слово «милосердие» является самым близкими и понятными каждому человеку. История этики милосердия уходит в далекие века. С молоком матери передаются детям и внукам этические требования милосердия.

Милосердие – свойство характера, определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Содержание понятия менялось в зависимости от изменения критерия нравственно доброго на разных ступенях развития этического сознания человечества. Древние греки различали четыре основных понятия милосердия: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, пытались свести их к одному началу и, согласно Сократу, видели в мудрости высшую степень милосердия, заключающую в себе все другие, а в разуме – источник милосердия. 14

Аристотель первый различил добродетель воли от милосердия ума. Первые он назвал этическими и полагал, что они представляют середину между двумя крайностями; вторые – дианоэтические – обозначают правильное отношение разума к объектам и к низшим добродетелям. Стоики вернулись к интеллектуализму Сократа и в мудрости видели высшую степень милосердия, в мудреце - идеал человека. Христианство, отрицательно относясь к интеллектуализму греков, усматривало в воле сущность человеческого характера и противопоставило четырем основным греческим понятиям милосердия три богословских: веру, надежду и любовь. Учение Фомы Аквинского насчитывает десять добродетелей: три интеллектуальных – мудрость, наука и познание, четыре основных греческих и три вышеупомянутых богословских. В новой философии понятие свободы духа и высшего блага вытеснило понятие добродетели и милосердия, как этического принципа. 15

Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву. 16

Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости.

Милосердие это:

    доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;

    сочувствие, жалость, сострадание, любовь;

    благотворительность.

В христианской этикезаповедь милосердной любви является главным принципом, высшим законом жизни людей. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею... Возлюби ближнего твоего как самого себя». 17 Милосердие – одна из важнейших нравственных заповедей. Основой милосердия является любовь к человеку. Милосердие – это и есть любовь к ближнему как к самому себе.

Любовь, сердце, милосердие и сострадание, как говорил Достоевский, составляют основу нравственности.

Понятие милосердия отличается от понятия справедливости. Требование справедливости призвано снимать противоречия между конкурирующими устремлениями людей в соответствии с их правами и заслугами.

Требование милосердия – более высокий уровень нравственности, связанный с заповедью любви. Точка зрения любви предполагает различия между людьми как бы преодоленными. Этика милосердия призывает не сопоставлять сталкивающиеся интересы, жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего. «Смело давай другому, не считай, что ты получишь в замен». 18

Милосердие является нравственным долгом, но не юридической обязанностью. Нет оснований ожидать его от других людей. Этим оно отличается от справедливости как непреложной обязанности. Принцип справедливости утверждается обычным правопорядком. Заповедь милосердной любви утверждается добровольно и инициативно.

2.2. Практическая задача милосердия

Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие непросто, оно представляет трудную задачу. Милосердие отличается от мнимого благодеяния. Для начала разберемся, что такое мнимое благодеяние.

Во-первых, это милосердие в надежде на одобрение и благодарность других. Признание со стороны других людей, общества – единственный мотив такого благодеяния, которое делается «напоказ», демонстративно. Против такого благодеяния выступал И. Христос: «Не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне». 19

Особая форма себялюбивого благодеяния рассматривает его как средство для достижения собственного блага. Человек не желает сам страдать при виде чужих страданий, поэтому он помогает ближнему. Это благодеяние также мнимое. Возможно также «идеалистическое» благодеяние. Оно совершается с целью исполнить долг, когда мораль (идеал) становится выше того конкретного человека, к которому обращено благодеяние.

Наконец, патерналисткое благодеяние, совершаемое с целью завоевать сердце и волю другого человека. Такое благодеяние может выступать инструментом властвования. В мнимом благодеянии попирается добродетель, разрушается нравственность, поэтому часто показное благодеяние и показная добродетель вызывает у окружающих протест.

Понимание человеком блага другого (и милосердие как содействие этому благу) может отличаться от его собственного представления о благе и поэтому ущемлять человеческое достоинство того человека, которому хотят помочь. Навязывание благодеяния непозволительно. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность, и не просто доброжелательность, а понимание другого человека, сострадание ему, деятельное участие в его жизни. Милосердие опосредованно служением. И этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В искреннем пожелании добра, выражении сердечного попечения иной раз может быть больше благодеяния, чем в действии. Заповедь милосердной любви служит спасению души человека, единению людей. Она требует равного отношения ко всем людям, включая врагов. Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь милосердная, инициативная.

Милосердие – cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любовь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя на вcex людей, a в пpeдeлe – на вce живoe. В понятии милосердие соединяются два acпeктa – дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй боли как cвoeй) и кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи): без пepвoгo милосердие выpoждaeтcя в xoлoднyю филaнтpoпию, 20 без втopoгo – в пycтyю сентиментальность. 21

Истоки милосердия как нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любых жepтв вызволять из беды poдичa, но иcключaвшeй «чyжиx». Oднaкo о милосердии мoжнo гoвopить лишь тoгдa, кoгдa вce бapьepы мeждy «cвoими» и «чужими» ecли не в пoвceднeвнoй пpaктикe, то в идee и в отдeльныx гepoичecкиx мopaльныx актах пpeoдoлeны и чyжoe cтpaдaниe пepecтaeт быть лишь пpeдмeтoм xoлoднoвaтoгo cниcxoждeния. 22

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как буддизм и xpиcтиaнcтвo. В христианской этике заботливое отношение к ближнему определяется как милосердие, является одной из основных добродетелей. Существенное отличие милосердия от дружеской любви-привязанности состоит в том, что согласно заповеди любви, оно опосредовано абсолютным идеалом – любовью к Богу. Христианская любовь к ближнему не ограничивается близкими, она распространяется на всех людей, в том числе и врагов.

Зло многообразно и коварно, оно умеет рядиться под добродетель. Добро доверчиво и наивно – известно, чем оборачиваются многие благие намерения. Поэтому очень важно тысячу раз подумать, пока совершишь любое дело, помня, что до конца отделить одно от другого невозможно. Один и тот же плод эдемского древа познания дает представление одновременно и о добре, и о зле. Вкусившие этого знания обрекли себя и весь род человеческий на пожизненное испытание добром и злом. Грань, за которой одно переходит в другое, почти всегда скрыта от взора человека. Но с рождения ему даны ум и сердце, чтобы с их помощью и на основе религии он научился чувствовать и различать эту грань и жил не во зло, а во благо. И еще у него для этого есть бесценное наследие – многовековой нравственный опыт милосердия.

2012 Философия. Социология. Политология №1(17)

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

УДК 316.33:001

А.А. Быков

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ГЕНЕЗИС ИДЕЙ И ПРАКТИК*

Исследуется благотворительность как социокультурный феномен. Рассматриваются базовые основания благотворительности, сформулированные в трудах античных авторов Марка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки. Автор анализирует генезис идей в области благотворения в христианстве, в трудах философов эпохи Просвещения, мыслителей XIX в. Сравниваются общее и особенное в западной и восточной ветвях христианства в области благотворения. Параллельно рассматриваются изменения в практиках благотворительности.

Ключевые слова: благотворительность, античность, христианство, практики.

Благотворительность как духовная и практически ориентированная ценность изначально присуща христианской цивилизации. «Благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и беспризорных детей и призрении дряхлых, увечных и неспособных к труду. Различают благотворительность частную и благотворительность общественную» . Наиболее родственные понятия - милосердие, жалость, альтруизм. В английском языке родственное русской благотворительности слово charity от греческого «харита» - жалость, доброта.

Благотворительность всегда отражала как уровень социально-экономического развития общества, так и состояние его нравственности, его цивилизационную зрелость.

Благотворительность как социокультурный феномен прошла достаточно долгий путь институционального оформления и расширения семантического поля. В качестве предпосылок институционализации данного явления следует отметить формирование определенных общественных потребностей в ходе исторического развития в новых типах социальной действительности и соответствующих им политических и социально-экономических условий. Этот процесс сопровождался генезисом необходимых организационных структур, а также связанных с ними ценностных стандартов и социальных норм.

Уже в Греции и Риме возникновение и развитие различных видов благотворительности привело к рефлексии по поводу этого социального феномена. Платон подвел оригинальные философские обоснования для благотвори-

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Ребенок в изменяющейся России XX века: образы детства, повседневные практики, «детские тексты», проект № и-01-00-345а».

тельной деятельности. Он писал: «... вещам самым подобным между собой крайне необходимо исполняться ненавистью либо прением и враждою, а самым неподобным - дружбою; потому что бедному необходимо быть другом богатого, слабому - другом сильного, ради попечения, больному - другом врача, и вообще - таки - незнающему необходимо любить знающих и дружиться с ним» .

Римский политик и философ Марк Туллий Цицерон выделил два вида помощи - делами и деньгами и, предвосхищая исихастскую парадигму в православии, пишет, что «более легок второй способ, особенно состоятельного человека, но первый более прекрасен, более блистателен и более достоин храброго и прославленного мужа» [З. C. 255].

Однако, по мнению Цицерона, необходимо исходить из некоторых основ справедливости: «Подобает ссылаться на те основы справедливости, какие я установил в начале: во-первых, никому не причинять вреда; во-вторых, служить общей пользе» [З. C. 144].

Размышляя о благотворительности и щедрости, Цицерон считал, что они «наиболее свойственны натуре человека, но со многими оговорками. Прежде всего, надо остерегаться, чтобы эта доброта не вредила именно тем людям, которым, как нам кажется, мы делаем добро, а также и другим людям; затем - чтобы доброта не превышала наших возможностей; далее надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это основа справедливости, к ней и надо относить все эти рассуждения. Ибо тех, кто оказывает людям милость, которая может повредить тому, кому, по-видимому, хотят принести пользу, надо признать не благотворителями и не щедрыми людьми, а несущими погибель потворщиками» [З. C.152].

Творение блага с помощью добрых дел приводит к двум позитивным последствиям: вовлечение новых помощников, у которых аналогичный modus agendi, приобретение опыта в благодеяниях.

Тем не менее Цицерон неоднократно указывает и на негативные последствия, в частности денежной помощи. Царь Македонии Филипп относился к раздаче денег как к подкупу: «Ведь тот, кто получает, что бы то ни было, становится более дурным человеком и всегда готов рассчитывать на такие же подачки» [З. C. 256]. Очевидно, царь Филипп был не одинок в таком своем отношении к бедным. Для таких, как он, благотворительность всего лишь инструмент политики.

Римский автор выделяет еще два рода людей, склонных раздавать, т.е. помогать или развлекать: одни - расточительные, другие - щедрые. Каждый их них, исходя из своих ценностно-нормативных интенций, предпочитает вполне определенные виды «раздачи». «Расточительные - это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей - на все то, память о чем они оставят недолгую или вообще не оставят никакой; щедрые, напротив, - это те, кто на свои средства выкупает пленных у морских разбойников, берут на себя долги друзей, помогают им при выдаче дочерей замуж и поддерживают друзей при приобретении ими имущества или при преумножении его» [З. C. 257].

Выделяя виды благотворительности, Цицерон не мог обойти вопрос о мотивации благотворителей. Данная проблема является «сквозной» и дискутируется уже более двух тысяч лет: от Энния до современных российских историков. Помимо положительных мотивов - делать добро, помогать близким из альтруистических побуждений, - всегда существовали не очень этические мотивы. О них и пишет римский автор. Это жажда «блистательности и славы», «склонность к хвастовству» .

В отличие от ранних христианских авторов, Цицерон выступал против «слепой» недифференцированной помощи: «Доброта должна быть более склонной помогать людям, которых постигла беда, - если только они не заслужат этой беды». Необходимо выбирать подходящих людей, судить здраво и быть внимательным.

Более ранний римский ученый Энний дал очень четкую установку: «Дела благие, но направленные дурно, я сочту дурными. Благодетель должен быть разборчивым в своих благодеяниях, а, в свою очередь, получатель благ должен быть благодарным. Ведь человека, не помнящего оказанных ему благодеяний, все ненавидят...» .

Другой римский философ-стоик, Луций Анней Сенека, уже в имперскую эпоху уделяет внимание некоторым этическим ограничениям благотворительности: «Благодеяние принимается с таким же чувством, с каким оказывается, посему не следует оказывать его с пренебрежением. В особенности благодеяние не должно быть оскорбительным» . То есть Сенека считал, что взаимоотношения благотворителя и благополучателя должны быть равными и уважительными. Он, так же как и Цицерон, выступал против благодеяний «ради собственной пользы и выгоды, тщеславия: и требование не делать благодеяния ради пользы - простирается до такой степени, что часто, как я говорил, его должно бывает делать с убытком и опасностью» .

О глубинной зависимости между благодеяниями и личностью благотворителя, его духовным миром и ценностными ориентациями рассуждает Эпиктет: «Если бы Бог поручил тебе призреть сироту, ты ведь позаботился бы предохранить его от вреда? Так же точно Бог подарил тебе призреть самого себя и как бы сказал тебе: «Убереги ты этого человека в том чистом образе, в котором Я произвел его на свет. Он родился честным, верным, бесстрашным и с чистой душой. Сохрани же его в целости.» .

Однако греческие и римские философы, общественные деятели не только рассуждали о различных аспектах благодеяний, но, похоже, первыми придерживались известной духовно-практической установки - «вера без дела мертва», которая впоследствии вошла в «плоть и кровь» христианства.

В Риме и в других больших городах многочисленные толпы нищих сидели на уличных перекрестках, мостах, при дворах храмов и вообще везде, где только имело место оживленное движение народа. Выпрашивая мелкие монеты у проходящих, они сопровождали подаяния благожеланием нищелюбцу.

Отмечены крупные, но разовые благотворительные акции. Так, когда при Нероне подвергся разрушению огромный амфитеатр в Фиденах и похоронил под своими развалинами до 50 тыс. человек, то знатные римляне поспешили отправить на место несчастья докторов с медикаментами и многих раненых

приютили в своих домах. Милостыня, кормление бедных, организация зрелищ, строительство бань, театров, водопроводов, первые попечительства о нуждающихся - все эти формы появились в античную эпоху.

Таким образом, в древней Греции и Риме были заложены нравственные основы благотворительности, принципы и базовые формы, отрефлексирова-ны мотивы и некоторые ограничения в области благодеяний. Европейская цивилизация и многие другие христианские страны до сих пор используют это богатейшее наследие античного мира.

В рамках античной цивилизации в I в. н.э. зарождается христианство, которое было официально признано в Римской империи в IV в. В священных писаниях христиан, в Евангелиях есть много установок и обоснований благих дел. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящей тайное, воздаст тебе явно» . Иисус сказал ему /юноше/, если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за мною» . Благотворительность у христиан на ранних этапах эволюции религии превратилась в одну из главных форм деятельности. В церковном языке появилось слово сагйаЫ^ (благотворительность). В латыни классической не было такого понятия. Сенека использовал слово ЬепеГе^8е - благотворительность. В молитве «Отче наш» говорится о прощении долгов ^еЬйа).Тертуллиан заменил это слово на «прощение грехов», но затем правда была восстановлена. Благотворительность становится одной из базовых духовных и практических ценностей, а милостыня обретает сакральный характер. По мнению С.В. Сперанского, «подаяние милостыни есть, таким образом, прежде всего религиозный акт, сопровождаемый молитвой или во всяком случае крестным знамением. На религиозный характер этого акта указывает само время и место, где он совершается. Нищие собираются чаще всего у церквей, у часовен, на кладбищах, наиболее щедрая милостыня подается в большие праздники, во время говения или по случаю похорон, свадьбы, крестин и т.д. Раздача милостыни есть как бы дополнительный акт к богослужению церковному» .

Впрочем, ранние христиане, следуя установкам Евангелия, увлекались «слепой» раздачей милостыни, помощью всем просящим. Лукиан Самосат-ский по этому поводу не без иронии писал: «. Так вот когда к ним приходит обманщик, мастер своего дела, умеющий использовать обстоятельства, - он скоро делается весьма богатым, издеваясь над простецами» .

В более позднее время милостыня во многом утратила религиозный смысл и превратилась, скорее, в светскую форму поддержки нуждающихся (милостыня на улицах, вокзалах, в поездах и т.д.)

Помимо милостыни, христиане использовали и более масштабные формы поддержки бедных. Первый пример массовой христианской благотворительности - помощь голодающим в Палестине из Антиохии, Греции и Македонии в I в. н.э. В IV в. в Римской империи создаются богоугодные заведения. Однако милостыня остается главным видом благотворительности. Так,

Иоанн Златоуст писал: «Всякий раз, когда мы не будем совершать милостыню, мы будем наказаны как грабители» .

Однако меняются эпохи, социально-экономические основания цивилизации, возникают и новые ментальные установки во всех сферах. Все это приводит к соответствующим изменениям и в области благотворительности. Мир начиная с XVII в. постепенно втягивается в новую систему социальных отношений, которая приходит на место традиционных патриархальных структур.

Церковь утрачивает роль главного идеолога и субъекта благотворительной деятельности, но стремительно растет количество бродяг, нищих, просто бедных рабочих, крестьян, ремесленников, с которыми она раньше и работала.

Начинается и переосмысление феномена благотворительности как духовной и практической ценности. Суждения приобретают более резкий характер, чувствуется влияние атеизма и враждебность по отношению к церкви. Эти интенции содержатся в трудах Ж. Мелье, П. Гольбаха, Б. Мандевиля и других авторов. Б. Мандевиль писал: «Если благотворительность слишком велика, она обычно способствует развитию праздности и лени и приводит лишь к тому, что в государстве разводятся трутни и губится трудолюбие» .

Джон Стюарт Милль пытается рационализировать благотворительную деятельность и ставит вопрос: «Каким образом предоставить максимальный объем необходимой помощи, в минимальной степени поощряя людей к тому, чтобы они не слишком полагались на нее» . Он считал желательным, чтобы обеспечение средств к существованию для неимущих, но способных к труду людей скорее зависело от закона, чем от частной благотворительности.

Локк, другой английский общественный деятель, считал, что конечная цель филантропии - обеспечение полной независимости личности и ее семьи, их социальное здоровье. Таким образом, помогать необходимо, прежде всего, тем людям, которые отличаются хорошим поведением и способны «стать на ноги» .

В России благотворительность как ценность понималась иначе, чем в католических и протестантских странах (между ними также есть отличия). Определенный интерес представляют суждения известного русского историка В.О. Ключевского: «Благотворительность не столько средство общественного благоустройства, сколько необходимое условие личного нравственного здоровья. Она была больше нужна нищелюбцу. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель». «В рай входят святой милостыней», - говорили в старину, - «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Нищенство не являлось на Руси ни экономическим бременем для народа, ни язвой порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви институтом благонравия . Так считали многие. Подобное несколько идеализированное восприятие благотворительности помогает понять, почему все меры борьбы с нищенством в России оказались неэффективными вплоть до 1917 г.

Тем не менее не следует увлекаться противопоставлением западной и восточной ветвей христианства в области благотворения. Есть особенное, но всегда существовало и общее. Анализ исторических фактов позволяет делать выводы о некоторых темпоральных совпадениях в эволюции данного социокультурного феномена. Так, Лютер критиковал современную ему благотворительную деятельность в Германии, но и в России в том же XVI в. также появилась критика в адрес церковной благотворительности, и высказал ее вполне официально никто иной, как царь Иван IV Грозный на Стоглавом соборе (1551 г.)

В дальнейшем в России, как и на Западе, начинается рационализация благотворения, предпринимаются меры борьбы с нищенством, что отразилось в трудах известных русских деятелей С.К. Гогеля, В. Герье, А. Левен-стима, Е. Максимова, А. Раевского, К. Грота и др. Однако основные семантические константы благотворения фактически не изменились со времен Марка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Тем не менее благотворительность как духовная и практическая ценность нуждается в изучении после долгих лет «советского забвения». «Археологические раскопки» в этой области помогут лучше понять прошлое и настоящее, без которых нет будущего.

Литература

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М.: ЭКСМО, 2008, 960 с.

2. Платон. Сочинения. СПб.: Типография духовн. журн. «Странник», 1863, Ч. 3-4. 470 с.

3. Марк Туллий Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 528 с.

4. Римские стоики. М.: Республика, 1995, 464 с.

5. Евангелие от Матфея. Париж: ТАКЕ-сошшипаие, 1989. 350 с.

6. Сперанский С.В. К категории нищенства в России. СПб.: Типография Киршбаума, 1897.

7. Лукиан Самосатский. Сочинения: В 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 2. 536 с.

8. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1891. 947 с.

9. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. 376 с.

10. Милль Джон Стюарт. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1981. Т. 3, 448 с.

11. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб.: Типография т-ва «Общественная помощь», 1908. 92 с.

12. КлючевскийВ.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1891, 45 с.

Лекционный материал по каждой теме (тезисно).

Контрольные вопросы

  1. Чем отличаются макросы в Access от макросов в Word и Excel?
  2. Как организовать запуск макроса по некоторому событию?
  3. В чем сходство и различие между макросами и модулями в Access?
  4. Как получить справку о той или иной макрокоманде?
  5. Вывод каких сообщений в рассмотренном примере отключает макрокоманда ВыводНаЭкран?

Актуальность социальной благотворительности в современном российском обществе. Предмет, цели, задачи курса “Социальная благотворительность”. Понятийный аппарат.Функции благотворительности и меценатства.

Социально-экономические, социально-культурные, социально-религиозные, социально-политические предпосылки благотворительности как социального явления.Сущность, содержание.

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления - его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность «в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством».

Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития: социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв.

Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.


Благотворительность - «оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями».

Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.).

Благотворительность - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

Благотворительность - «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим ».

Благотворительность «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи».

Благотворительность - «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования».

При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.

Благотворительность - «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.». В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие».

Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук.

Актуальными в настоящее время являются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций при решении социальных проблем: распределение полномочий, корректировка и согласованность действий, степень ответственности данных социальных институтов перед обществом и др.

Вышеуказанное взаимодействие различных сил общества, на современном этапе развития общества именуется, как «социальное партнёрство». Оно подразумевает «конструктивное взаимодействие представителей всех трёх секторов любого общества. При решении социально-значимых проблем (бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.)».

С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне, времен Империи, называли гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью».

Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость».

В современном русском языке эти представления находят выражения в таких терминах, как «человеколюбие», «человечность», «дружба», «любовь», «милость», «милосердие». Это лишь некоторые из тех слов, которые используются в русском языке для характеристики гуманистических по своему содержанию межчеловеческих отношений. Наряду с ними существуют международные термины - «альтруизм», «филантропия» и «гуманность», вошедшие в русский язык из европейских языков.

Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия "благотворительность". Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы благотворительности. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо благотворительное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение.

Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через решение определенных конкретных задач, главные из которых следующие:

Социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

Содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

Содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

Деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

Охрана окружающей среды и защита животных;

Охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.