Государственное регулирование международной миграции. Государственное регулирование миграции рабочей силы

Регулирование миграции

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически всœе они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции

Большинство принимающих стран используют селœективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл состоит по сути в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всœем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, – строительные, подсобные, сезонные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателœем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными рабочими, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

1. Профессиональная квалификация. Законодательства всœех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом крайне важно подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы.

2. Ограничения личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством исходя из отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всœего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

3. Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всœей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всœех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всœех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

4. Экономическое регулирование. Оно вводит определœенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определœенного объёма оборота и продаж или после внесения определœенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определœенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определœенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить.

5. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

6. Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определœенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинœений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.

7. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о специальностях, на которые иностранцев нанимать запрещено.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Οʜᴎ могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

В США в соответствии с законом проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в лице своего подразделœения – Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь всœе положения иммиграционного законодательства; министерство труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет, не идет ли трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения). Состояние здоровья должно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. При этом это само по себе не гарантирует получение вида на жительство: к примеру, в 1993 ᴦ. из 225 подобных заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено. Географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на недискриминационной базе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Далее на базе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х гᴦ. XX в. стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. К ним относятся:

1. Разработка программ стимулирования реэмиграции.

2. Формирование программ профессиональной подготовки иммигрантов, которая позволит им вернуться на родину и получить высокооплачиваемую работу.

3. Реализация программ экономической помощи странам массовой эмиграции.

Регулирование миграции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Регулирование миграции" 2017, 2018.

Как уже отмечалось, международная миграция рабочей силы вызывает не только положительные, но и негативные социально-экономические последствия. Поэтому в большинстве под давлением общественного мнения и профсоюзов страны вынуждены осуществлять регулирование миграционных процессов. Несистематические попытки отдельных стран ограничить въезд нежелательных лиц или помешать выезду отдельных категорий работников, а также подписание двусторонних соглашений по регулированию миграции наблюдались в Европе еще в XVIII веке. Например, в Англии в конце XVIII века были приняты законы, которые ограничивали въезд нежелательных лиц. Тогда же страны начали заключать двусторонние соглашения по регулированию миграции, некоторые из которых действуют и в наше время.

Конец широкомасштабной свободной миграции населения было положено в 20-х годах XX века, когда в большинстве стран утвердилось иммиграционное законодательство и появились международные соглашения, регулирующие передвижения населения. С тех пор правовые акты, регулирующие миграцию населения, развивались в направлении внедрения более жестких ограничений для международного передвижения рабочей силы.

Уровни регулирования международной миграции рабочей силы

Различают несколько уровней регулирования международной миграции рабочей силы, в частности: национальный, международный, интеграционный.

Национальный уровень регулирования международной миграции рабочей силы представляет собой совокупность мероприятий отдельного государства по регулированию миграции в своей стране.

Прежде всего иммиграционное законодательство большинства стран четко разграничивает въезжающих в страну иммигрантов - людей, въезжающих в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантов - которые приезжают в страну временно и не претендуют на постоянное место жительства. К неиммигрантов относятся те лица, которые прибыли в страну на более или менее длительный срок, но не претендуют на постоянное место жительства.

Скажем, законодательством США въезд неиммигрантов регулируется с помощью виз, классы которых четко определяют перечень лиц, являющихся неиммигранта. К неиммигрантов с соответствующим классом виз относятся: послы и консулы и члены их семей: другие иностранные государственные служащие и члены их семей: временные посетители с целью бизнеса или отдыха; иностранцы, проезжающие транзитом; члены экипажей морских и воздушных судов и члены их семей; студенты, сотрудники международных организаций и члены их семей; иностранный специалист, временный работник, выполняющий работы, которые отсутствуют в США; представитель зарубежных средств массовой информации и члены их семей; невеста или жених гражданина США; посетители по обмену и т. д.

Как правило, государственное регулирование миграционных процессов осуществляется путем принятия соответствующих программ, направленных на ограничение иммиграции рабочей силы либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Проблемами трудовой миграции на национальном уровне занимаются министерства труда, юстиции, внутренних дел, иностранных дел через свои структуры. Все они реализуют национальное законодательство как в области эмиграции, так и в области иммиграции. Национальное иммиграционное законодательство каждой страны имеет свои особенности. Однако в большинстве стран иммиграционное законодательство и подзаконные акты имеют следующие основные черты.

Во-первых, устанавливает жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образовательному уровню является общее среднее образование или профессионально-техническое образование, подтвержденное соответствующими документами. В большинстве случаев диплом необходимо перезахищаты (переоценивать) на предмет соответствия требований к специалисту в данной стране и в стране-экспортере рабочей силы. Во многих странах, кроме диплома, при найме на работу необходимо иметь соответствующий стаж работы, а на отдельные виды работ - еще и рекомендательное письмо.

Во-вторых, законодательства стран-импортеров выдвигают жесткие требования относительно здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии здоровья, заверенную консульским учреждением страны, в которую они въезжают, или пройти специальное медицинское обследование. Кроме того, устанавливают определенные требования относительно возраста иммигрантов, их политического и социального положения (как правило, запрещается въезд членам террористических и профашистских организаций, лицам, которые привлекались к уголовной ответственности).

В-третьих, страны импортеры, как правило, устанавливают количественные квоты на иммигрантов. Квотирование может касаться всей экономики, отдельных отраслей, отдельных предприятий.

В-четвертых, законодательство многих стран предусматривает меры по экономическому регулированию иммиграции. К таким мерам относятся: установление минимального объема товарооборота фирмы, по достижении которого он имеет право нанимать иностранных работников; разрешение на иммиграцию только тем физическим лицам, которые способны инвестировать в экономику страны определенную законом сумму, предварительно доведя ее легальное происхождение и создать определенное количество рабочих мест. Кроме того, в отдельных странах за оформление иммиграции и трудоустройства на местные предприятия иммигранты обязаны внести плату.

В-пятых, законодательство большинства стран устанавливает максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территории, по истечении которых необходимо покинуть страну, либо получить разрешение на продление пребывания в ней.

В-шестых, в законодательстве каждой страны имеет место явная и скрытая запрет нанимать иностранную рабочую силу, оформленная в виде запрета иностранцам заниматься определенным видом деятельности.

Страны-импортеры рабочей силы под давлением профсоюзов осуществляют меры по стимулированию реэмиграции, есть возвращение иммигрантов на родину. К таким мероприятиям относятся; оказание экономической помощи странам массовой эмиграции, профессиональная подготовка иммигрантов, выплата иммигрантам специальной помощи. Экономическая помощь сводится к предоставлению инвестиций странам-экспортерам рабочей силы с целью создания новых предприятий, на которых могли бы работать реэмигранты. Наибольшее развитие такая помощь приобрела в отношениях Германии с Турцией.

Профессиональная подготовка иммигрантов сводится к предоставлению иностранным рабочим возможности получить профессиональное образование, которая позволяла бы им получать высокооплачиваемую работу на родине. В этом плане многие делают Германия, Франция, Швеция и некоторые другие страны. Предоставление специальной помощи иммигрантам вводится в тех случаях, когда иностранные работники соглашаются добровольно уволиться и уехать на родину. Такая форма стимулирования реэмиграции применяется в Нидерландах, Германии, Франции.

Следует иметь в виду, гцо все эти меры не смогли полностью решить проблемы реэмиграции. Поэтому многие государства принимает комплекс административных ограничений с целью уменьшения притока иностранных рабочих.

Международный уровень представляет собой совокупность мероприятий стран мирового содружества по регулированию миграции рабочей силы в рамках мирового сообщества.

В современных масштабов миграции рабочей силы двусторонние соглашения стали малоэффективными, и поэтому основную роль стали играть многосторонние соглашения и нормативные акты на международном уровне. Сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны обязуются соблюдать нормы международного права.

Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ).

Подробнее о международных организациях по регулированию международной миграции рабочей силы пойдет речь в теме 13.

Несмотря на значительные усилия международных организаций, современную миграционную ситуацию в мире определяют прежде всего основные импортеры рабочей силы. Это США и Канада, страны-члены ЕС, Австралия, некоторые страны Ближнего Востока, Израиль и Южная Африка. В этих странах непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации - национальные службы иммиграции при Министерстве труда или Министерстве внутренних дел.

Интеграционный уровень представляет собой совокупность мероприятий группы стран по регулированию миграции рабочей силы между странами-участниками интеграционного объединения.

Регулирования международной миграции рабочей силы на интеграционном уровне осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил и контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения. Оно сводится главным образом к обеспечению безвизового передвижения населения в пределах интеграционного объединения, создания совместных информационных систем по миграции рабочей силы, принятия совместных мер по недопущению нелегальной иммиграции из третьих стран. Иначе говоря, регулирование миграции рабочей силы на интеграционном уровне призвано защитить общий рынок рабочей силы от нежелательных иммигрантов.

Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.

Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

Работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

Рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);

Специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

Крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики.

Основными инструментами миграционной политики являются.

Качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;

Возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;

Ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;

Временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;

Количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;

Финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;

Национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;

Система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);

Программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.

Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

Реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;

Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:

Министерством труда (следит за использованием иностранной раб. силы);

Министерством юстиции (служба по иммиграции, и др. службы пограничного контроля);

Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы);

национальными миграционными службами;

посредническими миграционными фирмами.

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы :

Административно-правовые:

Меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;

Действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране)

- меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.

Экономические:

· осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;

· привлечение к вербовке иммигрантов частный посредников;

· выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

Работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;

Специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

Представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

Специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

Крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.


Основные черты иммиграционного законодательства:

Профессиональная квалификация . Устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.

Ограничения личного характера . Предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта, политическому и социальному облику, устанавливается возрастной ценз (обычно 20-40 лет).

Количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов). Количественные квоты могут вводится в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов, в рамках отдельных отраслей, отдельных предприятий, либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

Экономическое регулирование вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в госбюджет, либо иммигранты должны инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность этих денег и создать определенное количество рабочих мест, либо иммигрант должен заплатить за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие…

Временные ограничения . Устанавливаются максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны, по истечении которых они должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.

Географические приоритеты . Законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

Запреты . Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции, которые могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает на работу.

Традиционные государственные меры по реэмиграции заключаются в следующем:

Программы стимулирования реэмиграции . Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Однако эффективность этих программ достаточно низкая.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов . Предполагается, что получив образование в развитой стране, иммигранты могут рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу у себя на родине. Однако интерес иммигрантов к этим программам оказался довольно низким, т.к. они не давали гарантий трудоустройства после возвращения на родину.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции . Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местом работы для реэмигрантов (например, Германия и Турция).

Миграционная политика – совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию на законодательной основе иммиграционных и эмиграционных потоков населения.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторон-них межгосударственных соглашений.

Государственное регулирование иммиграции рабочей силы преследует две основные цели:

1) достижение ее желательного масштаба для страны;

2) отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

При фильтрации иммигрантов разработана сложная система ограничений, которая схожа во многих странах. Прежде всего высокие требования предъявляются к квалификации рабочей силы (наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании, документов, подтверждающих определенный стаж работы по специальности и др.). Например, в Австралии признаются законными следующие российские дипломы: инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтаж-ников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. Причем профессиональный стаж работы должен быть не менее трех лет. В США во многих компаниях и исследовательских институтах, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть взяты лишь опытные исследователи, имеющие как минимум 5-летний стаж. А в Омане, ОАЭ и Катаре для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Возрастной ценз является следующим приоритетным требованием. К примеру, Швеция и Норвегия принимают буровиков-нефтяников лишь в возрасте от 20 до 40 лет, в ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 30–45 лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние их здоровья . В частности, запрещен въезд наркоманам, лицам, больным СПИДом и различными психическими заболеваниями. Шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на работу.

Еще одним требованием к иностранной рабочей силе является ее социальная и политическая безупречность . Так, в США ограничивается въезд в страну членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа, не допускаются также лица, осужденные за уголовные преступления, или присутствие которых в стране может нанести ущерб ее международным интересам.

Для регулирования численности въезжающих используется показатель иммиграционной квоты в масштабе экономики, отраслей и даже предприятий, которая каждый год пересматривается. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по отдельным категориям, а также состояние национального рынка труда и жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Помимо квоты принимающая страна может установить для иммигрантов ограничительный срок пребывания и работы, запретить работать по какой-то специальности, в каких-то отраслях или на предприятиях, определить профессии , для которых установлен предпочтительный режим въезда в страну. Так, например, в Норвегии разрешение на работу иностранцам выдается только на один год, в Турции существует перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя (врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы).

Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция (возвращение иммигрантов на родину). В настоящее время в развитых странах разработаны программы, призванные стимулировать отток рабочих-иммигрантов из страны:

1. Программы материальной компенсации, которые предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности, оплату расходов, связанных с их отъездом на родину, включая стоимость билетов.

2. Программы профессиональной подготовки – предусматривают организацию специальной профессиональной подготовки неквалифицированных рабочих с целью их быстрого вживания в экономику родной страны.

3. Программы экономической помощи странам и регионам массовой эмиграции – с целью стимулирования их внутреннего экономического развития, увеличения рабочих мест и занятости, предоставления кредитов рабочим – потенциальным эмигрантам, желающим открыть свой бизнес на родине и не покидать ее.

Государственное регулирование эмиграции рабочей силы или эмиграционная политика стран-экспортеров должна способствовать:

– сокращению безработицы в стране за счет оттока излишней рабочей силы;

– поступлению в страну валютных средств от эмигрантов;

– обеспечению эмигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня;

– возвращению эмигрантов на родину с приобретением ими за границей профессий и образования.

Для поступления от граждан-эмигрантов валютных средств государство предоставляет им право открывать счета в национальных банках и их заграничных филиалах как в местной, так и в иностранной валюте, выплачивая при этом более высокий процент по вкладам.

Для вовлечения сбережений мигрантов в развитие национальной экономики государство стимулирует их вложение в ценные бумаги, предоставляя вкладчикам финансовые льготы. Например, в Индии приобретенные государственные ценные бумаги не облагаются налогами. Кроме этого, государство предоставляет льготы и оказывает содействие своим гражданам-эмигрантам, желающим инвестировать заработанные средства в национальную экономику. В Турции, например, лица, имеющие валютные счета в банках, имеют право на первоочередное получение кредитов. В Па-кистане законом разрешено всем пакистанцам, работающим за рубежом, осуществлять инвестиции во все сферы национальной экономики без специальной правительственной лицензии, в Индии в каждом штате созданы государственные корпорации, которые оказывают консультационные услуги индусам, возвратившимся на родину и желающим организовать и самостоятельно вести собственный бизнес.

Государства, экспортирующие рабочую силу, увязывают этот процесс с завоеванием зарубежных рынков. Например, Филиппины поощряют выезд таких специалистов, как монтажники тяжелого оборудования, сварщики, строители, ибо это, как правило, связано с ростом экспорта отечественных строительных материалов и оборудования.

Страны–экспортеры рабочей силы активно воздействуют на объем и структуру эмиграционных потоков. При этом в целях предотвращения выезда за рубеж работников дефицитных специальностей и кадрового опустошения отдельных районов страны государство устанавливает ограничения:

    лимитирование (ограничение) выдачи заграничных паспортов (Китай, Южная Корея, Вьетнам);

    введение эмиграционных квот (доля) или запрет на выезд отдельных категорий работников;

    выделение приоритетных регионов страны по критерию занятости. Например, в Турции преимущественное право на трудовую эмиграцию предоставляется жителям экономически развитых районов, зон стихийных бедствий, членам сельскохозяйственных кооперативов.

Чтобы ускорить и облегчить процесс адаптации вернувшихся мигрантов, государствами разработаны специальные меры для облегчения их устройства в общественном или частном секторе экономики.

Таким образом, миграционная политика должна быть продуманной и сбалансированной, чтобы упорядочить межстрановые переливы рабочей силы.

Выводы:

    Международная миграция рабочей силы – перемещение трудоспособного населения между странами, вызванное причинами экономического порядка. Складывается из эмиграции – выезда из страны и из иммиграции – въезда в страну. Эмиграция и иммиграция имеют как плюсы, так и минусы для стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы.

    Основными международными рынками рабочей силы являются США, Канада и Австралия, страны Западной Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки (ЮАР). Массовость миграционных потоков превратила рабочую силу в важный фактор социально-экономического развития мирового хозяйства.

    Регулирование трудовой миграции предполагает проведение государствами продуманной и сбалансированной миграционной политики с целью минимизировать потери и повысить экономический эффект для страны от иммиграции и эмиграции рабочей силы.