Закон о миграции населения рк. В миграционной полиции​ разъяснили порядок регистрации казахстанцев. Особенности миграционной ситуации в КР

Вступил в силу 17 декабря 1997 года

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

беженцы - лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан, вынужденно покинувшие место своего постоянного жительства, находящееся на территории другого (иностранного) государства, по причине совершенного над ними насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию не только в отношении самого себя, но и против членов своей семьи по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе, а также реальной опасности подвергнуться преследованию в вооруженных и межнациональных конфликтах;

беженцы-репатрианты - лица (их потомки), насильственно или противоправно изгнанные в свое время из Казахстана в результате преследования по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам, в настоящее время вынужденно переселяющиеся в Республику Казахстан;

внутренняя миграция - безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц внутри Республики Казахстан;

временное местожительство переселенцев - населенный пункт на территории Республики Казахстан, определенный центральным исполнительным органом, по согласованию с местными исполнительными и другими компетентными органами, на которой находятся жилые помещения, пригодные для размещения и временного проживания репатриантов, реэмигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев;

вынужденные переселенцы - лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан, вынужденно покинувшие место своего постоянного жительства, находящееся на территории другого (иностранного) государства, в силу совершенного над ними насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию не только в отношении самого себя, но и против членов своей семьи по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе, а также если существует связь между совершением насилия или преследования, либо реальной опасностью подвергнуться преследованию в вооруженных и межнациональных конфликтах;

иммигрант - физическое лицо, являющееся иностранцем или лицом без гражданства, прибывшее в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания;

иммиграция - въезд иностранцев или лиц без гражданства в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания;

коллективная иммиграция - организованное переселение в Республику Казахстан;

мигранты - лица, осуществляющие пространственное перемещение вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ;

миграция - безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц из Республики Казахстан и в Республику Казахстан, а также переселение физических лиц внутри Республики Казахстан, связанное со сменой места жительства, работы;

нелегальные иммигранты - иностранцы и лица без гражданства, прибывшие на территорию Республики Казахстан самостоятельно, без соответствующего разрешения уполномоченного органа или получившие его обманным путем;

переселенцы - лица, добровольно покинувшие место своего временного или постоянного жительства на территории другого государства и прибывшие в Республику Казахстан:

1) с целью воссоединения с семьей, проживающей на территории Республики Казахстан;

2) с целью возвращения на прежнее место жительства, в том числе возвращение лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые до совершения преступления постоянно проживали на территории Республики Казахстан;

3) с целью возвращения на свою историческую родину (репатрианты);

4) в связи с вступлением в брак с лицом, являющимся гражданином Республики Казахстан;

репатриант (оралман) - лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины и лишенное гражданства в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки;

репатрианты - физические лица, возвращающиеся по репатриации;

репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов;

реэмигрант - лицо, находившееся в эмиграции и возвращающееся на родину;

реэмиграция лиц коренной национальности - возвращение (переселение) казахов на историческую родину - в Республику Казахстан;

семейная иммиграция - въезд в Республику Казахстан группы родственников для временного или постоянного проживания;

трудовая миграция - миграция с целью найма на работу физических лиц из одной страны в другую. Она применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве мигранта;

центральный исполнительный орган по вопросам миграции населения - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области миграции населения и координирующий всю работу, касающуюся миграции (в дальнейшем - уполномоченный орган);

эмиграция - безвозвратный или временный выезд физических лиц из Республики Казахстан в другую страну;

эмигранты - физические лица, совершающие эмиграцию.

Статья 2
Законодательство, регулирующее миграцию населения

Законодательство в области миграции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов.

Статья 3
Основные принципы регулирования миграции населения

Регулирование миграции населения основывается на следующих принципах:

Обеспечении закрепленных в Конституции Республики Казахстан прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;

Недопустимости какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам;

Обеспечении соответствия миграционного законодательства Республики Казахстан международным нормам и рекомендациям Международной организации по миграции с учетом современного социально-экономического положения республики, ее исторического прошлого и традиций, перспектив развития;

Всестороннем содействии репатриации казахов на свою историческую родину, организации их расселения, создании рабочих мест и осуществлении комплекса других мер обеспечения адресной помощи и социальной защиты переселенцев коренной национальности;

Упреждении стихийных и неупорядоченных процессов как внутри страны, так и за ее пределами на основе выработки социально-экономических стимулов в среднесрочных и долгосрочных программах действий, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально-экономической и общественно-политической ситуации;

Участии соответствующих государственных органов в организации упорядочения процессов миграции;

Личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологического и стихийного бедствий;

Запрещении высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных международными договорами;

Сотрудничестве с другими странами, особенно принимающими иммигрантов, в области снижения нелегальной миграции, в виде учебного образования, профессиональной подготовки, трудовой миграции.

Статья 4
Субъекты миграции

Лица, переселяющиеся на законных основаниях на постоянное жительство сроком свыше шести месяцев в Республику Казахстан из других государств, приобретают статус иммигрантов, кроме случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона. Иммигрантам придается статус репатриантов (оралманов), реэмигрантов, переселенцев, вынужденных переселенцев, беженцев и может быть предоставлено политическое убежище.

Лица, переселяющиеся на законных основаниях на постоянное жительство сроком свыше шести месяцев из Республики Казахстан в другие государства, приобретают статус эмигрантов. К эмигрантам не относятся сотрудники посольств и представительств Республики Казахстан в зарубежных странах, граждане Республики Казахстан, осуществляющие в зарубежных странах временную трудовую деятельность, военнослужащие, выполняющие миротворческий долг, а также лица, находящиеся на учебе, лечении, в туристической поездке, по приглашению организации и частных лиц и в служебной командировке в зарубежных странах.

Лица, вынужденно переселившиеся внутри Республики Казахстан сроком свыше шести месяцев, приобретают статус внутренних мигрантов.

ГЛАВА 2
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Статья 5
Порядок осуществления трудовой миграции

Порядок осуществления трудовой и профессиональной деятельности иностранцев и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан за границей определяется Правительством Республики Казахстан и осуществляется по разрешению и под контролем уполномоченного органа и его служб на местах, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.

При регулировании трудовой миграции приоритетное значение имеет защита внутреннего рынка труда. При этом не допускается выселение трудящихся-мигрантов, законно допущенных на территорию Республики Казахстан в связи с положением на рынке труда.

Не рассматривается в качестве трудовой миграции трудовая деятельность иностранцев и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.

Статья 6
Осуществление трудовой деятельности гражданами Республики Казахстан за границей

Граждане Республики Казахстан, кроме лиц, находящихся на воинской службе, имеют право на трудовую деятельность за границей.

Ограничение выезда граждан Республики Казахстан за границу с целью осуществления трудовой деятельности допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 7
Условия пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан по трудовой миграции

Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан в порядке трудовой миграции, не связанной с переменой гражданства, должны иметь постоянное место жительства за пределами Республики Казахстан, если межгосударственными соглашениями не установлен иной порядок.

Иностранцы и лица без гражданства, въехавшие в Республику Казахстан и осуществляющие трудовую деятельность без соответствующего разрешения уполномоченного органа, если межгосударственными соглашениями не установлен иной порядок, подлежат выдворению из Республики Казахстан органами внутренних дел в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 8
Осуществление трудовой деятельности гражданами государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Республики Казахстан

Трудовая деятельность граждан государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с настоящим Законом и договорами, заключенными между этими государствами как на двусторонней, так и многосторонней основе.

ГЛАВА 3
ИММИГРАЦИЯ, РЕЭМИГРАЦИЯ

Статья 9
Установление квоты иммиграции

Президент Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан устанавливает квоту иммиграции на каждый календарный год.

В нормативном правовом акте, устанавливающем квоту иммиграции, который обязателен для исполнения всеми организациями, независимо от форм собственности, и органами государственного управления, определяются предельное число и виды иммигрантов с указанием стран, из которых они переселяются, мероприятия, необходимые для их приема, обустройства и адаптации, регионы, куда они должны переселиться, дифференцированные пособия и система льгот для репатриантов (оралманов) и реэмигрантов.

Внесение изменений и дополнений в квоту иммиграции является прерогативой Президента Республики Казахстан.

Статья 10
Права и обязанности иммигрантов

Лицо, признанное иммигрантом и получившее вид на жительство, пользуется в Республике Казахстан всеми правами и свободами, а также несет наравне с гражданами Республики Казахстан обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.

Статья 11
Лица, не являющиеся иммигрантами

Статус иммигрантов не предоставляется иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Казахстан, если они:

1) состоят на воинской службе в частях, расположенных на территории Республики Казахстан;

2) входят в состав дипломатических миссий и международных организаций;

3) находятся на учебе или на производственной практике в Республике Казахстан;

4) осуществляют трудовую деятельность в соответствии с межгосударственными договорами, а также по контрактам (договорам), заключенным между казахстанскими и иностранными организациями;

5) осуществляют профессиональную деятельность в религиозных объединениях, официально зарегистрированных в Республике Казахстан;

6) являются представителями иностранных средств массовой информации, радио и телевидения, аккредитованных в Республике Казахстан;

7) прибыли в Республику Казахстан с целью оказания благотворительной и гуманитарной помощи;

8) являются членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Правительством Республики Казахстан могут устанавливаться и другие случаи, когда иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, не признаются иммигрантами.

Правовой статус лиц, указанных в части первой настоящей статьи, определяется законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.

Статья 12
Лица, не являющиеся беженцами

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое умышленное уголовное преступление. Решение о признании лица беженцем или об отказе принимается уполномоченным органом или его службами на местах.

Лицо, признанное беженцем, обязано соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан.

Статья 13
Финансовое обеспечение миграционных мероприятий

Оказание адресной помощи и поддержки мигрантам осуществляется из республиканского земельного и государственного жилищного фондов, за счет Государственного миграционного фонда, образуемого из средств республиканского и местного бюджетов, добровольных отчислений организаций, в том числе иностранных, и пожертвований частных лиц.

Положение о Государственном миграционном фонде, порядок формирования и целевого использования его средств утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Статья 14
Порядок обращения и рассмотрения ходатайств лиц о признании их иммигрантами

Ходатайство о признании лица иммигрантом подается им лично или через уполномоченного на то представителя в дипломатическое представительство Республики Казахстан за рубежом или в уполномоченный орган по управлению миграционными процессами.

Уполномоченный орган рассматривает ходатайство о признании лица иммигрантом и принимает по нему решение в соответствии с установленной квотой иммиграции в двухмесячный срок со дня регистрации ходатайства.

Органы внутренних дел в случае признания лица иммигрантом выдают ему документ установленного образца - вид на жительство в Республике Казахстан.

Документ, удостоверяющий вид на жительство иммигранта, является основанием для трудоустройства и оформления на учет в органах внутренних дел, а в случаях, предусмотренных законодательством и другими нормативными правовыми актами, дает основание для получения пособий и других средств поддержки.

Уполномоченный орган по управлению миграционными процессами, его соответствующие региональные структуры обязаны ознакомить лицо, получившее статус иммигранта, с его правами и обязанностями, вытекающими из настоящего Закона, создавать условия для их реализации и контролировать их выполнение.

Статья 15
Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством о признании их иммигрантами

До решения вопроса о признании иммигрантом лицо, обратившееся с ходатайством и находящееся в период рассмотрения ходатайства на территории Республики Казахстан, пользуется правами, предусмотренными действующим законодательством Республики Казахстан для иностранцев и лиц без гражданства.

Условия проживания в Республике Казахстан лиц, обратившихся с ходатайством о признании их репатриантами (оралманами), реэмигрантами, вынужденными переселенцами или беженцами в местах временного жительства переселенцев, порядок оплаты расходов за коммунальные услуги, оказываемую медицинскую помощь, предоставления других льгот и компенсаций определяются Правительством Республики Казахстан.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его репатриантом (оралманом), реэмигрантом, вынужденным переселенцем или беженцем, находящееся на территории Республики Казахстан, обязано:

1) по получении направления на временное место жительства переселенцев отбыть туда в течение месяца, а если место жительства выбрано самостоятельно, то в обязательном порядке необходимо согласование с соответствующей службой уполномоченного органа по управлению миграционными процессами;

2) соблюдать установленный порядок проживания в месте временного жительства переселенцев;

3) проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, получать прививки, лечение, а также выполнять предписания органов здравоохранения;

4) сообщать соответствующим службам уполномоченного органа по управлению миграционными процессами сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Статья 16
Порядок признания лиц репатриантами (оралманами), вынужденными переселенцами, реэмигрантами или беженцами

Решение о признании лица беженцем, репатриантом (оралманом), вынужденным переселенцем, реэмигрантом или беженцем принимается соответствующими территориальными службами уполномоченного органа в течение тридцати дней со дня регистрации ходатайства о признании лица репатриантом (оралманом), вынужденным переселенцем, реэмигрантом или беженцем.

Лицу, признанному репатриантом (оралманом), вынужденным переселенцем, реэмигрантом или беженцем, выдается соответствующее удостоверение.

При отказе в признании лица репатриантом (оралманом), вынужденным переселенцем, реэмигрантом или беженцем ему в тридцатидневный срок со дня принятия решения вручается письменное уведомление. Если указанное лицо находится за пределами Республики Казахстан, то ему направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Решение об отказе в признании лица репатриантом (оралманом), вынужденным переселенцем, реэмигрантом или беженцем может быть обжаловано в вышестоящем уполномоченном органе или в судебном порядке в течение месяца со дня получения письменного уведомления.

Решение об отказе в признании лица репатриантом (оралманом), вынужденным переселенцем, реэмигрантом или беженцем направляется также в соответствующий орган внутренних дел для организации выезда лица, получившего отказ, с территории Республики Казахстан.

При обжаловании решения уполномоченного органа лицом, ходатайствующим о признании его репатриантом (оралманом), вынужденным переселенцем, реэмигрантом или беженцем, приостанавливаются действия органов внутренних дел по организации выезда с территории Республики Казахстан.

Статья 17
Права и обязанности лиц, обратившихся с ходатайством о признании их переселенцами

При регистрации ходатайства о признании переселенцем лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории Республики Казахстан, получает направление на временное место жительства переселенцев, в том числе и выбранное им самостоятельно, в обязательном порядке согласованное с соответствующей службой уполномоченного органа.

До решения вопроса о признании переселенцами лица пользуются всеми правами и несут обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан для иностранцев и лиц без гражданства.

Статья 18
Ответственность должностных лиц за незаконный приемна работу нелегальных иммигрантов

Умышленные действия руководителей организаций, независимо от форм собственности, по приему иммигрантов, прибывших на территорию Республики Казахстан нелегально, на работу, а также совершение должностными лицами с их участием нотариальных или каких-либо юридических действий влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

ГЛАВА 4
ВИДЫ ИММИГРАЦИИ. ПОРЯДОК ВЪЕЗДА ИММИГРАНТОВ. ВИДЫ НА ЖИТЕЛЬСТВО

Статья 19
Семейная иммиграция

Лицами, составляющими семью иммигранта, являются супруг (супруга), их родители и находящиеся на его (ее) иждивении дети, в том числе по усыновлению (удочерению), а также несовершеннолетние братья, сестры, не имеющие родителей или опекунов, обязанных содержать их по месту прежнего проживания.

Переселение в Республику Казахстан детей до восемнадцатилетнего возраста решается по согласию их родителей и усыновителей (опекунов или попечителей). При этом на детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предъявляется нотариально заверенное их согласие. В отношении подростков в возрасте до восемнадцати лет, которые не образуют самостоятельной семьи, но переселяются в Республику Казахстан отдельно от родителей (опекунов или попечителей), требуется письменное официально заверенное согласие их родителей (опекунов или попечителей).

Статья 20
Коллективная иммиграция

Коллективная иммиграция осуществляется в соответствии с решением Правительства Республики Казахстан об организованном переселении лиц, изъявивших желание в коллективном порядке вернуться на историческую родину.

Статья 21
Порядок въезда иммигрантов в Республику Казахстан

Порядок оформления въезда иммигрантов на территорию Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 22
Основания для отказа иностранцу и лицу без гражданстваво въезде в Республику Казахстан

Иностранцу и лицу без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Казахстан в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения Республики Казахстан.

Въезд в Республику Казахстан иностранцу и лицу без гражданства может быть не разрешен в случаях:

1) если он совершил преступление против мира и безопасности человечества;

2) если он разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;

3) если он сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан, призывает к нарушению единства и целостности ее территории;

4) если он осужден за террористическую деятельность либо имеет судимость за ранее совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление;

5) если он при возбуждении ходатайства о въезде сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы;

6) если он ранее выдворялся из Республики Казахстан;

7) если во время предыдущего пребывания в Республике Казахстан были установлены факты нарушения им законодательства о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан, таможенного, валютного или иного законодательства Республики Казахстан;

8) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц.

Статья 23
Документы на право постоянного проживания иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан

Иностранцам и лицам без гражданства, получившим разрешение уполномоченного органа на постоянное проживание в Республике Казахстан, органами внутренних дел выдается вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, а лицам без гражданства - удостоверение лица без гражданства.

Порядок выдачи иностранцу вида на жительство в Республике Казахстан и удостоверения лица без гражданства определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 24
Основание для отказа в выдаче вида на жительство в Республике Казахстан иностранцу и удостоверения лица без гражданства

В выдаче вида на жительство в Республике Казахстан иностранцу и удостоверения лица без гражданства может быть отказано:

1) заведомо нелегальным иммигрантам, а также иммигрантам, преследуемым за совершение преступлений по законодательствам стран, выходцами из которых они являются;

2) лицам, освободившимся из мест лишения свободы, постоянное место жительства которых до совершения преступления было за пределами Республики Казахстан;

3) лицам, совершившим преступления против человечества или запятнавшим себя прямым или косвенным соучастием в них;

4) лицам, имеющим заболевание, которое может стать причиной эпидемии на территории Республики Казахстан в соответствии с заключением органов здравоохранения и других уполномоченных органов Республики Казахстан;

5) лицам, нарушившим законодательство о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан на основании мотивированного решения уполномоченного органа, органов внутренних дел и Комитета национальной безопасности в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Отказ в выдаче вида на жительство может быть обжалован в вышестоящем уполномоченном органе или в судебном порядке.

Статья 25
Предоставление политического убежища

Удовлетворение или отклонение ходатайства о предоставлении Республикой Казахстан политического убежища иностранцам и лицам без гражданства в каждом конкретном случае производится Президентом Республики Казахстан.

Статья 26
Восстановление в гражданстве, права и обязанности репатриантов (оралманов)

1. Решение по ходатайству о восстановлении в гражданстве Республики Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан.

2. Репатрианты (оралманы), восстановленные в гражданстве, приобретают все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Статья 27
Лица, являющиеся репатриантами (оралманами)

1. Статус репатрианта (оралмана) предоставляется категориям лиц коренной национальности, являющихся жертвами массовых политических репрессий, а также их потомкам.

Родственниками и потомками репатрианта (оралмана) на равных основаниях признаются:

Дети (в том числе усыновленные), супруг (супруга) репатрианта (оралмана);

Братья и сестры репатрианта (оралмана), а также их кровные родственники по восходящей линии;

Внуки и правнуки репатрианта (оралмана) (если в момент ходатайства их о восстановлении гражданства нет в живых того из родителей, который был бы признан репатриантом (оралманом) по праву представления) и их семьи;

Семьи, образованные достигшими совершеннолетия детьми, внуками и правнуками репатрианта (оралмана);

Другие его кровные родственники по восходящей линии и их семьи.

2. Решение о признании лица репатриантом (оралманом) принимается уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня регистрации ходатайства о признании лица репатриантом (оралманом).

Статья 28
Лица, не являющиеся реэмигрантами

Реэмигрантом не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое умышленное преступление.

Статья 29
Льготы, компенсации и другие виды адресной помощи, предоставляемые репатриантам (оралманам)

1. Государство создает льготные условия для репатриации казахов на историческую родину, их расселения и адаптации и обеспечивает:

1) перемещение репатриантов (оралманов) через границу без взимания таможенных платежей и налогов;

2) бесплатный проезд и бесплатный провоз имущества к временному месту жительства переселенцев или постоянному месту жительства;

3) юридическую защиту имущества, оставляемого ими в местах проживания, а также государственную охрану перевода денежных средств в Республику Казахстан и право их наследования;

4) оказание помощи в трудоустройстве, повышении квалификации, освоении новой профессии, регистрации репатриантов (оралманов) в качестве безработного, получении пособия по безработице в случае невозможности трудоустройства, независимо от срока проживания;

5) создание условий для изучения государственного языка;

6) предоставление нуждающимся мест в школах, дошкольных учреждениях и в других государственных организациях социальной защиты;

7) выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан или в соответствии с международными договорами;

8) реализацию прав репатриантов (оралманов), восстановленных в гражданстве, на льготы, установленные в Законе Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий";

9) выделение средств для приобретения жилья, единовременных пособий, земельных участков, в том числе для компактного проживания репатриантов (оралманов), льготных долгосрочных ссуд для строительства индивидуального жилья и организации хозяйств;

10) освобождение от консульских сборов за выдачу виз на въезд в Республику Казахстан;

11) получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом;

12) предоставление в полном объеме других льгот, установленных для граждан Республики Казахстан.

2. Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать дополнительные, кроме перечисленных в настоящей статье, льготы, компенсации, усиливающие адресную помощь репатриантам (оралманам).

3. Порядок выделения земельных участков, субсидий и натурных грантов на индивидуальное строительство жилья, единовременной финансовой помощи, преференций репатриантам (оралманам) при инвестировании и создании ими производств в различных отраслях экономики определяется Правительством Республики Казахстан.

ГЛАВА 5
ЭМИГРАЦИЯ

Статья 30
Порядок оформления выезда эмигрантов

Порядок оформления выезда эмигрантов определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 31
Финансирование выезда из Республики Казахстан граждан Республики Казахстан

Финансирование расходов, связанных с выездом из Республики Казахстан граждан Республики Казахстан на постоянное место жительства в другие государства, осуществляется за счет собственных средств эмигрантов, а также может осуществляться из других источников, если это не противоречит законодательству Республики Казахстан.

Граждане Республики Казахстан, выезжающие из Республики Казахстан на постоянное место жительство в другие государства, вправе вывозить за свой счет принадлежащие им и членам их семей на праве собственности имущество и приравненные к ним имущественные блага в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Вывоз гражданами предметов, представляющих культурную, историческую или иную ценность для государства, за пределы Республики Казахстан регулируется соответствующим законодательством Республики Казахстан и межгосударственными договорами.

Права лиц, выехавших из Республики Казахстан на постоянное жительство в другие государства, на имущество, находящееся на территории Республики Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.

Статья 32
Основания для отказа в выезде из Республики Казахстан

Гражданину Республики Казахстан в соответствии с законодательством может быть отказано в выезде из Республики Казахстан в случаях, если он:

1) обладает сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, до прекращения действия данных обстоятельств;

2) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

3) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

4) уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

5) проходит действительную срочную воинскую службу - до завершения прохождения этой службы или до освобождения от нее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Республики Казахстан - до решения вопроса, но не более одного месяца, органом, оформляющим такие документы;

7) является ответчиком в гражданском судопроизводстве - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу решения суда.

Правительство Республики Казахстан по представлению Министерства иностранных дел вправе вводить временно ограничение выезда граждан Республики Казахстан в другую страну в случаях, когда там сложилась чрезвычайная ситуация, в результате которой может возникнуть угроза безопасности граждан Республики Казахстан при условии их выезда в данную страну.

ГЛАВА 6
УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Статья 33
Уполномоченный орган по управлению миграционными процессами

Управление миграционными процессами в Республике Казахстан осуществляется центральным исполнительным органом, полномочия которого устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Центральным исполнительным органом, осуществляющим управление миграционными процессами, является Агентство по миграции и демографии.

Статья 34
Права и обязанности уполномоченного органа

1. Уполномоченный орган имеет право:

1.1) заключать по поручению Правительства Республики Казахстан соглашения с правительственными органами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями других государств по вопросам добровольного переселения в Республику Казахстан соотечественников, вынужденно или добровольно покинувших в свое время территорию Республики Казахстан, а также по трудовой миграции;

1.2) координировать в Республике Казахстан работу по вопросам миграции;

1.3) принимать решения по ходатайствам иммигрантов о признании их репатриантами (оралманами), реэмигрантами, вынужденными переселенцами либо беженцами или об отказе им в этом;

1.4) выдавать свидетельства о предоставлении политического убежища на основании Указа Президента Республики Казахстан;

1.5) давать соответствующее разрешение иностранцам и лицам без гражданства на осуществление трудовой деятельности.

2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции обязан:

2.1) анализировать и прогнозировать миграционные процессы в стране и информировать об этом Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы;

2.2) вырабатывать предложения о мерах по регулированию миграции населения;

2.3) вносить на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения по формированию квоты иммиграции;

2.4) организовывать в пределах утвержденной квоты переселение, прием и обустройство беженцев, репатриантов (оралманов), реэмигрантов и вынужденных переселенцев;

2.5) разрабатывать и осуществлять реализацию программных мероприятий и нормативных актов по проблемам миграции;

2.6) осуществлять регистрацию, учет прибывших беженцев, репатриантов (оралманов), реэмигрантов и вынужденных переселенцев, а также выплату им в устанавливаемом Правительством Республики Казахстан порядке дифференцированных пособий и льгот;

2.7) принимать письменные ходатайства лиц, желающих получить политическое убежище в Республике Казахстан, и оформлять необходимые документы;

2.8) рассматривать обращения организаций и выдавать лицензии на привлечение (прием на работу) в Республику Казахстан иностранной рабочей силы;

2.9) анализировать эффективность использования привлекаемой рабочей силы в течение срока действия лицензии.

Статья 35
Обязательность решений уполномоченного органа по вопросам размещения, обустройства репатриантов (оралманов), вынужденных переселенцев, реэмигрантов и беженцев

Решения уполномоченного органа по вопросам репатриантов (оралманов), вынужденных переселенцев, реэмигрантов и беженцев, принятые в пределах квоты, о их размещении и обустройстве имеют обязательную силу и подлежат исполнению всеми исполнительными органами, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36
Порядок оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства

Лица, указанные в статьях 16-17 настоящего Закона, освобождаются от оплаты расходов, которые несут государственные органы при рассмотрении ходатайства на всех его стадиях.

Статья 37
Основания ответственности за правонарушения

Иммигранты, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Республики Казахстан, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан, за исключением случаев, установленных международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 38
Международные договоры о миграции населения

Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила миграции, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 39
Разрешение споров

Споры по вопросам миграции разрешаются в порядке, установленном настоящим Законом, и в судебном порядке.

Статья 40
Ответственность за незаконный въезд на территорию Республики Казахстан и за незаконный выезд из Республики Казахстан

Ответственность за незаконный въезд иностранцев и лиц без гражданства на территорию Республики Казахстан или за незаконный выезд граждан Республики Казахстан из Республики Казахстан определяется законодательством Республики Казахстан.

Статья 41
Внутренняя миграция

Порядок и условия регулирования отношений в области внутренней миграции населения осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Главой государства подписан Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции и занятости населения".

Документ направлен на реализацию Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в части создания благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, а также дальнейшее совершенствование политики в сфере миграции и занятости населения, сообщает пресс-служба Акорды.

Целью закона является совершенствование правовых и организационных основ в области миграционной политики и политики в сфере занятости, сообщает ИА Новости-Казахстан.

Так, законом для устранения правового пробела в Закон "О гражданстве Республики Казахстан" внесена поправка, устанавливающая, что в случае, если родители не смогли прийти к соглашению о гражданстве ребенка, гражданство его определяется в судебном порядке.

Кроме того, для стимулирования въезда и получения гражданства Казахстана молодежи из числа этнических казахов, предусматривается предоставление этническим казахам, обучающимся в высших учебных заведениях Республики Казахстан, права на получение гражданства РК в упрощенном порядке.

При этом в законе о миграции населения предусматривается положение по предоставлению права этническим казахам на временную регистрацию в общежитиях учреждений технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования.

В целях детализации условий выплаты пособий оралманам в указанный закон внесены дополнения в части установления акиматами областей, городов республиканского значения и столицы порядка и условий оплаты пособий оралманам, членам их семей, переселившимся в Казахстан, вне региональной квоты на основании типовых правил.

Вместе с тем, к компетенции местного исполнительного органа областей, городов республиканского значения и столицы дополнительно отнесены функции по рассмотрению и заверению приглашений граждан Казахстана для переселения в Республику Казахстан родственников из числа этнических казахов, проживающих за рубежом, в целях воссоединения семьи в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам миграции населения.

В целях реализации статьи 27 "Конвенции о правах инвалидов" в закон "О занятости населения" введена дополнительная компетенция центрального исполнительного органа, реализующего государственную политику в сфере занятости населения, по разработке и утверждению стандартов рабочего места инвалида.

При этом статьей 31 закона о социальной защите инвалидов предусматривается порядок исчисления размера квоты рабочих мест для инвалида без учета рабочих мест на тяжелых работах, а также с вредными, опасными условиями труда.

Кроме того для поддержки малого и среднего бизнеса законом предлагается отменить уплату сбора за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего уплату в бюджет суммы такого сбора.

Вместе с тем, законом закрепляется обязательность применения электронных счетов фактур (с 2016 года - отдельными участниками ВЭД (уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и другие), с 2017 года - для всех плательщиков НДС). Вводится также применение электронных сопроводительных накладных на товары (с 2016 года дополнительно вводятся при импорте алкоголя и ГСМ, а также при обороте табака, с 2017 года - на все товары). При этом законодательно исключается требование предоставления документов для таможенной очистки на бумажном носителе.

В выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан отказывается иммигрантам либо выданное ранее разрешение аннулируется:

1) незаконно прибывшим, а также преследуемым за совершение преступлений по законодательству стран, выходцами из которых они являются;

2) освободившимся из мест лишения свободы, постоянное место жительства которых до осуждения было за пределами Республики Казахстан;

3) совершившим преступления против человечества;

4) не предоставившим подтверждения своей платежеспособности в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан, за исключением этнических казахов, бывших соотечественников, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Казахской Советской Социалистической Республики или Республики Казахстан, а также лиц, имеющих право на приобретение гражданства Республики Казахстан в упрощенном порядке на основании международных договоров Республики Казахстан, и членов их семей;

5) неоднократно нарушавшим законодательство о правовом положении иностранцев в Республике Казахстан;

6) разжигающим межнациональную, межконфессиональную и религиозную вражду;

7) действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя;

8) выступающим против суверенитета и независимости Республики Казахстан, призывающим к нарушению единства и целостности ее территории;

9) имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление;

9-1) при наличии сведений у органов национальной безопасности об их причастности к экстремизму или террористической деятельности;

10) представившим подложные документы либо сообщившим о себе заведомо ложные сведения при обращении с ходатайством о разрешении на постоянное проживание в Республике Казахстан или без уважительной причины не представившим необходимые документы в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;

Примечание РЦПИ!

Статью 49 предусмотрено дополнить подпунктом 10-1) в соответствии с Законом РК от 30.12.2016 № 41-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

11) выдворенным в течение пяти лет из Республики Казахстан к моменту выдачи разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан;

12) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

13) получившим разрешение на постоянное проживание и проживающим на территории Республики Казахстан менее ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты выдачи разрешения на постоянное проживание;

13-1) исключен Законом РК от 24.11.2015 № 421-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

14) заключившим брак с гражданами Республики Казахстан, послуживший основанием для получения вида на жительство, в том случае, если этот брак признан недействительным вступившим в законную силу решением суда;

14-1) привлеченным к административной ответственности за правонарушение в области миграции населения, налогообложения и трудового законодательства Республики Казахстан;

14-2) создающим угрозу интересам национальной безопасности;

15) имеющим заболевания, являющиеся противопоказанием для въезда в Республику Казахстан;

16) если они ранее утратили гражданство Республики Казахстан по основаниям, предусмотренным подпунктом 8) части первой статьи 21 Закона Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года "О гражданстве Республики Казахстан";

17) если они ранее лишены гражданства Республики Казахстан по основаниям, предусмотренным статьей 20-1 Закона Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года "О гражданстве Республики Казахстан".

Отказ в выдаче вида на жительство или удостоверения лица без гражданства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Выдача разрешения иммигрантам на постоянное проживание в Республике Казахстан без положительного согласования органов национальной безопасности запрещается.

Сноска. Статья 49 с изменениями, внесенными законами РК от 10.12.2013 № 153-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.11.2014 № 244-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.11.2015 № 421-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 22.12.2016 № 28-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 11.07.2017 № 91-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

При временном проживании в другом городе каждый казахстанец обязан пройти регистрацию по временному месту проживания. Штраф за невыполнение нормы нового закона достигает 10 МРП (почти 23 тысячи тенге). Представители Миграционной полиции разъяснили основные положения нового закона, сообщает Zakon.kz .

Заместитель начальника Департамента миграционной полиции МВД РК Галина Сарсенова напомнила, что 22 декабря 2016 года глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия экстремизму и терроризму», где предусматривается обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства.

При этом она сообщила, когда в МВД начнут штрафовать за отсутствие регистрации.

«Дело в том, что после основного принятия закона в течение месяца мы обязаны внести изменения в подзаконные акты, то есть это в постановление Правительства, в приказы, где будет определен порядок и механизм, кто, когда, в какие сроки несет ответственность, кто привлекает к адмответственности, то есть через месяц мы начнем работать. В месячный срок уже вступят наши изменения, которые будут вноситься в постановление правительства», - сказала представитель миграционной полиции МВД РК.

Правда, по ее словам, сначала будет выноситься предупреждение, а потом в случае неисполнения закона уже будут штрафовать.

«До месяца у нас предупреждение, эта норма была введена в 2015 году, раньше у нас такой санкции предупреждение не было. Учитывая, что гражданину нужно время для переезда, собрать вещи перевезти, обустроиться. После месячного срока он уже повлечет санкцию в виде штрафа. На сегодняшний день это будет 10 МРП (для арендодателей - прим.) - сумма составляет 22690 тенге», - добавила Сарсенова.

Для тех, кто снимает квартиру и не зарегистрировался вовремя, размер штрафа составит 7 МРП (15 883 тенге), также размеры еще зависят от того, кто собственник жилья - физическое или юридическое лицо.

Как подчеркнула спикер, требования регистрации по месту жительства являются общемировой практикой.

«В Казахстане учет населения по месту жительства и временного проживания также всегда был предусмотрен в законодательством. Такая обязанность установлена законом «О миграции населения». Вместе с тем, отсутствовала обязанность владельцев жилья обеспечить регистрацию проживающих у них лиц. Указанный закон устраняет данный пробел в законодательстве, при этом вводится, конечно, адмответственность за проживание граждан в принадлежащем жилье без регистрации», - пояснила замначальника департамента миграционной полиции МВД РК.

Как она отметила, такой подход «позволит не только решить проблемы «резиновых» квартир, но и снимет проблему проживания граждан без регистрации».

«Одновременно, с 3 до 1 месяца сокращается срок проживания без регистрации, за которое предусмотрено предупреждение. Учет по месту временного гражданина велся и ранее, был закреплен на уровне постановления правительства. Если раньше, прибыв по месту постоянного проживания на срок более трех месяцев, гражданин должен был зарегистрировать по месту временного проживания, но на законодательном уровне этот порядок не был закреплен. Сейчас законом в целях устранения данного правового пробела в законе «О миграции» ст. 1 дается определение понятию «место временного пребывания и проживания» и вводится обязанность регистрироваться и по месту временного пребывания - ст. 51 закона «О миграции», - пояснила Сарсенова.

По ее словам, зарегистрироваться можно в ЦОНе.

«Если раньше перечень состоял из порядка восьми документов, время для осуществления регистрации занимало до двух суток, то в настоящее время осуществляется в течение 10-20 минут в ЦОНах.

Сведения вносятся в информационную систему, сведения вносятся и в чип удостоверения личности при перемене адреса. Эти сведения поступают в систему МВД, в государственную базу данных физлиц МЮ РК. Необходимо присутствие самого гражданина, потому что запись производится в чипе документа, и присутствие собственника жилья, либо при наличии доверенности», - заключила представитель миграционной полиции МВД РК.

Внутренняя миграция в Казахстане существенно не отличается от подобных процессов в других развивающихся странах. Но все же ей присущи некоторые особенности, с которыми далее в статье и ознакомимся.

Особенности миграционной ситуации в КР

Внутренняя миграция в фиксируемых в Казахстане масштабах представляет собой массовое явление, существенным образом влияющее на развитие крупных городов и регионов страны.

Миграционные процессы в постсоветском пространстве, особенно если идет речь о странах Центральной Азии, характеризуются множеством сходств, в частности тенденцией к урбанизации: созданием центров притяжения в городах с постепенной деградацией сел как социально-экономического звена. При этом городами самостоятельно создаются некие вакуумы занятости, привлекающие стихийное количество мигрантов из сельских населенных пунктов.

Анализируя опыт многих других стран, можно с уверенностью сказать: внутренняя миграция может и должна быть регулируемой, и те государства, которыми были созданы в городах эффективные механизмы по социализации мигрирующего внутри страны населения, обзавелись дополнительным фактором развития.

Страны, которыми решение проблем, касающихся внутренних миграционных процессов, было упущено, получили дестабилизирующую развитие и противоречивую маргинальную среду в округах региональных точек роста.

Цифры и тенденции

Законодательная база государства, в частности «Закон о миграции РК»,основное внимание уделяет внешним миграциям, тогда как внутренние процессы пущены на самотек.

Согласно официальной статистике, доля населения городов РК равняется 57%, сел – 43%.

Основные причины внутреннего перемещения населения КР – неблагополучная социально-экономическая ситуация в прежних местах проживания, отдаленность от городов, отсутствие работы и соответствующей инфраструктуры.

В ближайшее десятилетие число городского населения Казахстана будет непрерывно возрастать за счет миграции населения из сельской местности в города. Подобная внутренняя миграция станет главным фактором в развитии столицы Республики города Астаны и мегаполиса Алматы, что в то же время негативно скажется на развитии страны в целом: прогнозируется снижение рождаемости в селах и, как следствие, ухудшение демографической ситуации.

Как можно улучшить миграционную ситуацию в стране?

По мнению специалистов, наиболее важным индикатором процесса социализации мигрантов в казахских городах является успешность последних в профессиональной сфере. Другими словами, в адаптации мигрантов из сел в городах определяющее значение имеет «нахождение» ими себя на рынке занятости, то есть смогли ли они занять соответствующие их возможностям и способностям трудовые ниши.

Казахскому правительству в данном контексте нужно держать ориентир на поощрение развития системы подготовки специалистов по необходимым для городов специализациям, оказывая тем самим влияние на структуру трудового сектора и направляя его функционирование в интересах населения.

Относительно проблем психологической и социокультурной адаптации внутренних мигрантов крупных городов Казахстана можно сказать, что эти процессы являются двусторонними, причем важную роль здесь играет восприятие мигрантов местным населением. Социологические исследования указывают, что бóльшей частью городских жителей страны нерегулируемая внутренняя миграция и криминал связываются воедино.

Внутренняя миграция населения Казахстана могла бы быть упорядочена и облегчена в вопросах адаптации при реализации таких мер:

  • упрощение порядка регистрации по месту пребывания;
  • создание программ повышения качества среднего специального и среднего образования в сельских населенных пунктах страны;
  • внесение изменений в законодательную базу процедуры трудоустройства при изменении места жительства для исключения любых форм дискриминации работодателем;
  • предоставление каждому гражданину республики в безвозмездное пользование земли под жилищное строительство;
  • развитие пригородных территорий больших мегаполисов.

Кроме того, решать проблему эффективной социокультурной адаптации мигрантов в больших городах можно посредством культурных и образовательных ресурсов, основы которых должны быть сформированы специалистами педагогической и психологической сфер.

Тенденция и особенности эмиграции в Казахстан: Видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф