Департамент государственного жилищного и строительного надзора свердловской области. Департамент государственного жилищного и строительного надзора свердловской области Проведение итоговой проверки объекта капитального строительства

Застройщики зачастую сталкиваются с бездействием органов строительного надзора в приёмке законченного строительством объекта. Это выражается в затягивании сроков проведения итоговой проверки, не выдаче заключения о соответствии построенного объекта техническим регламентам и т.п. Соблюдение сроков в строительстве является одной из самых насущных проблем для застройщиков. Незначительный пропуск такого срока влечёт массу негативных последствий: от вала претензий и исков дольщиков до отказа во воде объекта в эксплуатацию. Помочь в борьбе девелопмента с нерадивыми чиновниками поможет судебная практика.

1. Госстройнадзор необоснованно затягивает сроки проведения итоговой проверки

В одном деле застройщик направил в адрес инспекции строительного надзора извещение об окончании строительства объекта - многоквартирного жилого дома. Инспекция издала приказ о проведении итоговой проверки и установила срок её проведения. В последующем Инспекция перенесла срок проведения проверки на три месяца, мотивируя это занятостью инспектора, проводящего проверку.

Посчитав причины переноса сроков проведения проверки неуважительными, застройщик обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в не проведении итоговой проверки в установленный срок.

При рассмотрении указанного спора возник вопрос, в какой срок должна быть проведена итоговая проверка. Данный вопрос регламентируется нормативными правовыми актами различных уровней. Общей нормой, регулирующей государственный строительный надзор в Российской Федерации, является ст. 54 ГрК РФ. В развитие положений ст. 54 ГрК РФ Правительством РФ принято Постановление от 01.02.2006 № 54, которым установлены общие правила порядка осуществления государственного строительного надзора.

В другом деле застройщик также обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в не выдаче ЗОС.

После завершения строительства, общество обратилось в Инспекцию с извещением об окончании строительства. Инспекция уведомила общество о проведении итоговой проверки. После проверки был составлен акт, из которого следует, что Инспекцией проведена именно итоговая проверка.

После этого общество обратилось в Инспекцию с заявлением о выдаче ЗОС. Инспекция в ответ на заявление общества указала, что итоговая проверка не проводилась и поэтому ЗОС не может быть выдано.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что во время проведения итоговой проверки Инспекцией были установлены нарушения технических регламентов, строительных норм и правил. Данный факт сам по себе должен влечь отказ в выдаче ЗОС. Отказ в выдаче ЗОС должен быть оформлен в соответствии с Порядком (п. 29).

Поскольку Инспекция не оформляла свой отказ по утвержденной форме, суд пришел к выводу о незаконности её действий и обязал административный орган рассмотреть заявление общества по выдаче ЗОС и по итогам рассмотрения принять соответствующее решение (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А65-12652/2011). Похожие дела, но с отрицательным для застройщика результатом (Определение Верховного суда Российской Федерации по делу N А23-5630/2015 , Определение Верховного суда Российской Федерации по делу N А23-5631/2015 ; Постановление ФАС Дальневосточного округа по делу А59-958/2012).

3. Госстройнадзор при проведении итоговой проверки выходит за рамки своих полномочий

Ещё одно интересное дело связано с пределом полномочий органа строительного надзора при проведении итоговой проверки.

Общество обратилось в Инспекцию с извещением об окончании строительства. Инспекция уведомила общество о проведении итоговой проверки. Проверка была проведена по всем правилам.

Пунктом 26 Порядка установлено, что при проведении итоговый проверки должен соблюдаться порядок проведения проверки:

а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия));

б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

По результатам итоговой проверки Инспекцией составлен акт без каких-либо замечаний. В дальнейшем общество обратилось в Инспекцию с заявлением о выдаче ЗОС. В письменном виде Инспекция уведомила общество об отмене акта итоговой проверки и отказала в выдаче ЗОС.

Общество, не согласившись с произвольной отменой акта проверки, обратилось в суд.

Суд пришел к выводу об отсутствии нарушений требований технических регламентов и проектной документации, допущенных при строительстве объекта. К такому выводу суд пришел на основании акта итоговой проверки. В противном случае в акте должны были быть отражены конкретные замечания и предписания административного органа.

Суд удовлетворил требования застройщика, поскольку акт итоговой проверки составлен в соответствии с утвержденной формой, при проведении итоговой проверки не было выявлено никаких нарушений, (

Я согласен с

Пожалуйста, прежде чем отправить обращение в форме электронного документа, внимательно ознакомьтесь с (далее - Департамент), а также со следующей информацией.


1. Обращения, направленные в форме электронного документа через официальный сайт, поступают на рассмотрение в Департамент и рассматриваются сотрудниками Департамента - уполномоченными на то лицами.


2. Перед отправкой обращения в форме электронного документа необходимо его написать.


2.1 в обязательном порядке указав в электронной анкете:

2.1.1. либо наименование государственного органа, в который Вы направляете обращение в форме электронного документа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего лица, либо должность соответствующего лица, кому Вы направляете обращение в форме электронного документа;

2.1.2. свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);

2.1.3. адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

2.2.изложив в поле ввода текста обращения в форме электронного документа суть предложения, заявления, жалобы.


3. Ответ на Ваше обращение в форме электронного документа либо уведомление о его переадресации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты (e-mail), указанному Вами в обращении в форме электронного документа.


4. В предназначенном для обязательного заполнения поле ввода текста обращения в форме электронного документа Вы излагаете суть предложения, заявления или жалобы в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В случае, если текст Вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем Вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения. Обращаем внимание, что в целях обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в Вашем обращении, а также сведений, касающихся Вашей частной жизни, при заполнении поля ввода текста обращения в форме электронного документа действует защита от возможного внедрения вредоносного кода.


5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. Приложить необходимые документы и материалы в электронной форме в форматах: .txt, .doc, .pdf, .jpg. Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Департамента. Информируем Вас, что передача файла(ов) вложения на почтовый сервер зависит от пропускной способности сети "Интернет", а получение - от объёма обрабатываемых почтовым сервером переданных файлов. При подключении Вашего оборудования к сети "Интернет" по выделенным каналам связи с использованием технологий ADSL, 3G, 4G, WiFi и иных технологий, обеспечивающих аналогичные скорости передачи данных в сети "Интернет", передача и обработка файла(ов) с суммарным размером:
- до 5 Мб осуществляется, как правило, без задержки во времени;
- от 5 Мб до 10 Мб может осуществляться с задержкой во времени;
- свыше 10 Мб может быть не осуществлена.


6. Если в направленном Вами тексте в форме электронного документа, содержащемся в поле ввода текста обращения в форме электронного документа, не изложено предложение, заявление или жалоба, а только ссылка на приложение (файл вложение) либо на контент интернет-сайта, то в ответе разъясняется порядок его рассмотрения, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


7. Обращаем Ваше внимание на порядок рассмотрения отдельных обращений, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


8. При направлении Вами обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее. Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.


9. В случае направления Вами обращения, содержащего вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, ответ на который был размещен на данном сайте, то Вам в течение семи дней со дня регистрации обращения будет сообщен электронный адрес страницы данного сайта на которой размещен ответ на вопрос, поставленный в Вашем обращении.


10. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдением требований российского законодательства.


Как известно, государственный строительный надзор в Российской Федерации осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

При этом федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Предмет проверки государственного строительного надзора также определен указанным Положением:

  • проверяется соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации;
  • устанавливается наличие разрешения на строительство;
  • проверяется наличие у лиц, выполняющих работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к таким видам работ.

В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - нормы и правила).

Проверки в рамках государственного строительного надзора могут проводиться как в плановом режиме (в соответствии с утвержденной программой проверок), так и внепланово (по обращениям физических или юридических лиц, органов государственной власти или органов местного самоуправления). В соответствии со п. 3 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006 (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации»), проверки проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в следующих случаях:

  • наступления сроков завершения работ, которые подлежат проверке в соответствии с программой проведения проверок;
  • получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о завершении работ, которые подлежат проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;
  • получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
  • получения обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора;
  • получения сведений о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, подлежащих проверке, из иных источников.

Итоговая проверка соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - итоговая проверка) проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Проверка органами государственного строительного надзора производится на основании приказа (распоряжения) о проведении такой проверки. Более того, о предмете и сроках проведения плановых проверок заказчик или застройщик уведомляется заблаговременно путем направления в его адрес программы проведения проверок (в ней содержатся предмет каждой проверки, ориентировочные сроки проведения, и иные сведения о проверке). Кроме того, перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения, должностное лицо органа государственного строительного надзора уведомляет застройщика или заказчика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи. Предварительное уведомление заказчика или застройщика признается необязательным в случаях проведения проверок, вызванных аварийными ситуациями на объекте капитального строительства, причинением вреда физическим и юридическим лицам при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства и иными обстоятельствами чрезвычайного характера.

В рамках проведения проверки должностным лицом органа государственного строительного надзора устанавливается:

  • соблюдение требований:
  • oпри строительстве – требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
  • oпри реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
  • соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
  • устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
  • соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

При этом органу государственного строительного контроля законом предоставлено право проведения (назначения) экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

Следует также отдельное внимание уделить полномочиям должностных лиц органов государственного строительного надзора. Так, указанные лица уполномочены:

  • беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
  • требовать от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
  • требовать от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
  • составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
  • вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Полномочия должностных лиц государственного строительного надзора не подлежат расширительному толкованию в целях защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота. Потому в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации реализовано необходимое ограничение полномочий указанных лиц в целях обеспечения баланса в данной категории властеотношений пределами прямо предписанных законодательством правомочий представителей органов государственной власти.

  • 1.Итоговая проверка при осуществлении государственного строительного надзора.

Итоговая проверка проводится в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании работ. О проведении итоговой проверки застройщик или заказчик уведомляется должностным лицом органа государственного строительного надзора в общем порядке (не позднее, чем за 3 дня до проведения проверки).

При проведении итоговый проверки особое внимание уделяется следующему:

Объект капитального строительства подлежит визуальному осмотру в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия));

Проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

Результат проведенной итоговой проверки оформляется, который является основанием для обращения за выдачей заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

  • 2.Проверка, по результатам которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, надзор за соблюдением которых не входит в полномочия органа государственного строительного надзора.

В таком случае, в соответствии с п. 18 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, материалы, свидетельствующие об указанных нарушениях, направляются в соответствующий надзорный орган или прокуратуру.

Таким образом, фактически проверка, начатая органом государственного строительного надзора, будет продолжена надлежаще уполномоченными органами по вопросам, лежащим в пределах их компетенции.

  • 3.Установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, повлекших причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц

Такого рода проверка осуществляется органом государственного строительного надзора в особом порядке, предусмотренном ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 г. № 702).

Главной отличительной особенностью такого рода проверок выступает образование для целей ее проведения специальной технической комиссией, образуемой следующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации - в отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.

Техническая комиссия по решению органа государственного строительного надзора. Результатом деятельности такой комиссии является заключение. Такое заключение подлежит утверждению органом государственного строительного надзора, который может принять решение о возвращении представленных материалов для проведения дополнительной проверки.

Результатом проведенной органом государственного надзора проверки могут являться:

  • Акт, составляемый при выявлении в результате проведенной проверки нарушений, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений, ИЛИ
  • Соответствующая запись должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Акт, оформляемый по результатам проверки, и выданное на его основании предписание составляются в двух экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов направляются (вручаются) заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

Важно отметить, что после устранения выявленных государственным строительным надзором нарушений лицо, осуществляющее строительство, обязано направить в орган государственного строительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений.

Помимо предписаний об устранении выявленных нарушений, в соответствии со ст. 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы государственного строительного надзора уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 9.4, 9.5, 9.5.1, 9.16, 14.44 Кодекса. Составы указанных правонарушений предполагают:

Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)

Часть 1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Санкция:

Предупреждение или

Штраф (1 000 – 2 000 рублей для граждан; 20 000 – 30 000 рублей для должностных лиц; 100 000 – 300 000 рублей для юридических лиц).

Часть 2. Те же действия, если они повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Санкция:

Штраф (2 000 – 4 000 рублей для граждан; 30 000 – 35 000 рублей для должностных лиц; 35 000 – 40 000 рублей ЛИБО административное приостановление деятельности на срок до 60 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 300 000 – 600 000 рублей ЛИБО административное приостановление деятельности на срок до 60 суток для юридических лиц).

Часть 3. Повторное совершение нарушений, предусмотренных частью 2.

Санкция:

Штраф (4 000 – 5 000 рублей для граждан; 35 000 – 45 000 рублей для должностных лиц; 40 000 – 50 000 рублей ЛИБО административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 700 000 – 1 000 000 рублей ЛИБО административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц).

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Часть 1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Санкция:

Штраф (2 000 – 5 000 рублей для граждан; 20 000 – 50 000 рублей для должностных лиц; 20 000 – 50 000 рублей ИЛИ административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток для лиц; 500 000 – 1 000 000 рублей ИЛИ административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц).

Часть 2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

Санкция:

Штраф (500 – 1 000 рублей для граждан; 10 000 – 30 000 рублей для должностных лиц; 10 000 – 40 000 рублей для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 100 000 – 300 000 рублей для юридических лиц).

Часть 3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Санкция:

Штраф (2 000 – 5 000 рублей для граждан; 10 000 – 30 000 рублей для должностных лиц; 10 000 – 40 000 рублей ИЛИ административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 50 00 – 100 000 рублей ИЛИ административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим работам.

Часть 1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным.

Санкция:

Штраф 40 000 – 50 000 рублей.

Часть 2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Санкция:

Штраф 30 000 – 40 000 рублей.

Часть 3. Повторное совершение правонарушения, указанного в части 2.

Санкция:

Штраф 40 000 – 50 000 рублей ИЛИ административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Часть 3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Санкция:

Штраф (20 000 – 30 000 рублей для должностных лиц; 40 000 – 50 000 рублей для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 500 000 – 600 000 рублей для юридических лиц).

Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции

Часть 1. Недостоверное декларирование соответствия продукции.

Санкция:

Штраф (15 000 – 25 000 рублей для должностных лиц; 100 000 – 300 000 рублей для юридических лиц).

Часть 2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

Санкция:

Штраф (25 000 – 35 000 рублей для должностных лиц; 300 000 – 500 000 рублей для юридических лиц).

Часть 3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Санкция:

Штраф 35 000 – 50 000 рублей для должностных лиц; 700 000 – 1 000 000 рублей для юридических лиц).

В случае выявления признаков состава одного из перечисленных выше правонарушений, орган государственного строительного надзора самостоятельно фиксирует правонарушение и рассматривает дело об административном правонарушении в соответствии со ст. 23.56. Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Таким образом, по результатам проведенной проверки органы государственного строительного надзора могут одновременно вручить (направить) заказчику или застройщику предписание об устранении выявленных нарушений, тем самым обязав их устранить, и, параллельно рассмотрев по существу дело об административном правонарушении, привлечь заказчика или застройщика к административной ответственности.

Статья 16. Порядок оформления результатов проверки

1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме , установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

(см. текст в предыдущей редакции)