Организации осуществляющие регистрацию граждан по месту пребывания. Постоянная регистрация граждан россии по месту жительства

Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.

Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.

Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:

  • предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
  • регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
  • от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
  • от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .

Органы регистрационного учета

Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.

Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.

Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:

  • ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
  • собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.

Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.

Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.

Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:

  1. Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
  2. Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
  3. Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
  4. Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
  5. При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .

В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.

Список документов

Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:

  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
  • Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
  • Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
  • Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
  • Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.

Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства

Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .

Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.

Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.

  • за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
  • за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
  • за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .

Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.

Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства

Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.

Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.

Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.

В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
  2. Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
  3. Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
  4. В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
  5. Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
  6. Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
  7. Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
  8. Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
  9. Срок для получения постоянной регистрации – 7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
  10. При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
  11. Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
  12. Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
  13. Срок давности правонарушения составляет два месяца.

Меняя место жительства, гражданин обязан произвести снятие с регистрационного учета и аннулировать прописку. В представленной статье мы подробно расскажем, как производится данная процедура, в какие органы обращаться, и документы для этого нужны.

○ Что означает снятие с регистрационного учета по месту жительства.

Осуществление данной процедуры регулируется «Правилам регистрации…» от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила).

В соответствии со ст.13 Правил, гражданин снимается с регистрационного учета, если:

  1. Меняется его место жительства.
  2. Уходит в армию.
  3. Лишается свободы вследствие осуждения судом.
  4. Отсутствует без вести более полугода.
  5. Умирает либо признается умершим судом (в случае отсутствия без вести).
  6. Выселяется из жилплощади по основанию признания незаконным его использование.
  7. В случае несоответствия представленных в регистрационный учет сведений действительности.

В последних 4 случаях снятие с регистрационного учета возможно только на основании соответствующего решения суда.

Данная процедура необходима для контроля регистрирующими органами процесса перемещения граждан. Последствиями снятия с регистрационного учета является аннулирование прописки по данному адресу.

○ Способы снятия с учета:

Гражданин может произвести снятие с регистрационного учета двумя способами, каждый из которых будет подробно рассмотрен.

✔ До убытия на новое место регистрации.

В данном случае гражданин перед переездом обращается в территориальное отделение ФМС, где заполняется заявление на аннулирование прописки. Документ заполняется в свободной форме, обязательным является указание действующего места проживания и будущего. Таким образом, снятие с регистрационного учета производится до момента фактического выбывания гражданина из жилплощади. Подтверждением успешного аннулирования прописки выступает адресный листок, который выдается на руки заявителю. Его нужно представить по новому месту прописки.

У данного способа есть недостатки:

  1. Необходимость дважды обращаться в регистрирующие органы: при снятии и постановке на учет.
  2. Период пребывания без регистрации. Гражданин выписываясь из жилплощади не получает автоматическую регистрацию по новому месту пребывания. Данную процедуру нужно проводить отдельно. Поэтому образуется промежуток времени, когда у него нет постоянной прописки.

✔ После прибытия на новое место регистрации.

Гражданин может переехать на новое место жительства, не снимаясь с учета. При регистрации по новому адресу его старая прописка будет аннулирована автоматически.

В данном случае нужно заполнить заявление о регистрации, включая отрывной талон. Последний будет направлен по старому адресу места жительства и будет являться основанием для снятия с учета.

Преимуществом данного способа является:

  1. Экономия времени. Посещать регистрирующий орган нужно только один раз на новом месте.
  2. Надежность. Получая прописку на новом месте, и автоматически аннулирую старую, гражданин страхует себя от таких рисков, как потеря ходатайства о снятии и наступление периода без наличия постоянного места регистрации. Выбирая этот способ можно надеяться, что процедура смены адреса прописки пройдет быстрее и легче.

○ Кто снимает с учета и порядок снятия.

На современном этапе процедура смены адреса прописки существенно упрощена. Теперь для снятия с регистрационного учета можно обратиться в такие органы, как:

  • Управляющая компания, обслуживающая дом.

В каждом из этих случаев алгоритм действий одинаковый:

  1. Собрание нужного пакета документов.
  2. Заполнение ходатайства о снятии с учета с приложением необходимых бумаг.
  3. Получение результата обращения в установленный срок.

Выбирая орган для проведения процедуры, следует учитывать, что процедура снятия с регистрационного учета, а также принятие окончательного решения по представленному заявлению находится в юрисдикции ФМС. Другие органы выступают посредниками, они только собирают пакет документов и предоставляют их в миграционную службу, получая затем ответ. Поэтому для экономии времени разумнее обращаться непосредственно в ФМС.

○ Документы для снятия с учета.

Пакет документов для аннулирования прописки минимален. Требуется представить:

  • Заполненное заявление (бланк предоставляется регистрирующим органом).
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (ксерокопия).
  • Выписку из домовой (поквартирной) книги (взять в ЖЭК, УК или МФЦ).

Также в определенных случаях может потребоваться:

  • Адресный листок убытия (при снятии с учета перед переездом, выдается регистрирующим органом).
  • Листок статистического учета выбытия (выдается регистрирующим органом).
  • Согласие органов опеки и попечительства (выдается соответствующим органом).

✔ Документ удостоверяющий личность.

По действующему законодательству заявитель может представить:

  • Внутренний паспорт гражданина РФ.
  • Заграничный паспорт гражданина РФ.
  • Паспорт гражданина СССР.
  • Свидетельство о рождении (для заявителей младше14 лет).

Любой из этих документов может использоваться для идентификации личности исключительно при условии его действительности. Если он подлежит замене, заявление о снятии с учета не будет принято до получения нового документа.

✔ Заявление о снятии с учета.

Установленного образца данного документа нет, в разных регистрирующих органах может предоставляться собственный бланк. При этом есть общие требования к составлению ходатайства:

  • В правом верхнем углу пишется полное наименование органа обращения с указанием руководителя, в адрес которого направляется заявление.
  • Ниже указываются данные заявителя и его контакты.
  • Посередине пишется наименование документа.
  • Заполняется текст ходатайства о снятии с регистрационного учета в деловом стиле.
  • Указывается основания для аннулирования прописки.
  • Указывается новое место проживания.
  • Ставится подпись и дата.

Следует учитывать, что в тексте ходатайства не должно быть аббревиатур и сокращений.

✔ Адресный листок убытия.

Этот документ выдается регистрирующим органом.

  • «При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту), производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. При этом в журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив записи о регистрации производится запись "Аннулировано "__" ___________ 20__ г.". Максимальное время выполнения действия - 10 минут. (ст. 125 Правил)»

Данный документ служит подтверждением снятия с регистрационного учета и основанием для прописки по новому месту жительства.✔ Листок статистического учета выбытия.

Данный документ требуется, если новое место регистрации находится за пределами страны.

  • «При снятии в установленном Регламентом порядке с регистрационного учета по месту жительства граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на них заполняются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту)(ст.131 Правил)».

✔ Письменное согласие органа опеки и попечительства на изменение места жительства ребёнка.

Данный документ необходимо получить в соответствующем органе при переезде ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Граждане, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Это требует законодательство.

В России существует два типа регистрации: по месту жительства — постоянная и по месту пребывания — временная, оформляется на определенный срок.

При переезде на новое постоянное место жительства граждане должны сняться с регистрационного учета по старому адресу — говоря по-простому выписаться и прописаться на новом месте. Процедура выписки-прописки несложная, осуществляется бесплатно. Предусмотрено два варианта снятия с регистрационного учета, нюансы которых рассмотрим далее в этой статье.

По собственной воле гражданин РФ может сняться с регистрационного учета 2 способами:

Оба способа прописаны в административном регламенте проведения учетный действий согласно приказу ФМС РФ от 11 сентября 2012 года номер 288.

Снятие по личному обращению гражданина

Данный вариант подразумевает, что гражданин должен прийти в паспортный стол или МФЦ по прежнему месту жительства и написать заявление о снятии его с регистрационного учета. Это делается до переезда по новому адресу. По окончанию процедуры гражданин получает штамп в паспорте о снятии его с регистрационного учета и листок убытия. После этого выписка состоялась.

Снятие автоматически

Используя этот вариант, гражданин сразу отправляется в паспортный стол или МФЦ по новому месту жительства и оформляет там постоянную регистрацию. Снятие его с регистрационного учета по старому адресу происходит автоматически — путем отправления отрывного талона из старого паспортного стола.

Второй способ удобнее, так как обратиться в уполномоченный орган придётся только один раз — по новому месту жительства. Однако снятие с учета по старому адресу задержится — в среднем на несколько недель, т.к. запрос туда будет отправлен почтой России. Поэтому если требуется быстрое снятие с регистрационного учета, нужно выбирать первый способ. Обычно это может понадобиться в случае сделки купли-продажи квартиры, когда новый собственник просит выписаться из жилого помещения перед сделкой. Но если сделка происходит между родственниками, обычно выбирают второй способ, так как он проще и торопиться некуда.

Где осуществляется

Подать документы на снятие или регистрацию по месту жительства можно:

Обычно жители выбирают для подачи единый информационно-расчетный центр ЕИРЦ по месту жительства или МФЦ из-за удобства их работы. Далее уже эти документы передаются в главное управление по вопросам миграции ГУВМ МВД РФ — орган, ведущий регистрационный учет граждан.

Необходимые документы

Для снятия гражданина с учета по месту жительства необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • документ удостоверяющий личность — паспорт РФ оригинал;
  • адресный листок убытия.

Что касается заявления, оно может быть двух видов, в зависимости от того, человек снимается с регистрационного учета до регистрации по новому месту жительства или после. В первом случае заявление подается в произвольной форме, во втором — заполненная форма №6, которая одновременно прописывает гражданина по новому месту жительства и выписывает со старого. Нижняя часть формы — так называемый отрывной талон отправляется почтой в паспортный стол по прежнему месту жительства.
Бланк данной формы вы можете получить в паспортном столе, МФЦ или отделении ГУВМ. Адресный листок убытия потребуется только в первом случае, а при сдаче формы №6 он уже не нужен.

Через портал Госуслуги

Несколько лет назад у россиян появилась возможность регистрироваться или сниматься с регистрационного учета дистанционно — через портал Госуслуги. Чтобы воспользоваться данным способом, необходимо наличие на портале подтвержденного аккаунта. Если на Госуслугах еще не имеете аккаунта, придется сначала пройти процедуру регистрации или воспользоваться иным способом. Верификация аккаунта не моментальная — проводится при личном посещении верификационного центра с паспортом РФ или через получение кода через почту РФ. Более подробно с процедурой активации аккаунта можете ознакомиться здесь.

Пошаговый план

  • Авторизуйтесь на портале с помощью логина и пароля, а также кода из SMS в случае включенной двойной авторизации,
  • Перейдите в каталог услуг, выбрать регистрацию граждан, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства,
  • Выберите тип получения услуги — электронным способом или при личном посещении ведомства.
  • При выборе электронного способа, необходимо заполнить онлайн заявление и отправить его на проверку в подразделение ГУВМ.
  • После успешной проверки вы получите оповещение через e-mail или SMS. Также вам назначат время, когда будет необходимо принести оригиналы документов в подразделение ГУВМ.
  • После посещения отделения произойдёт снятие с учета.

Срок предоставления данной услуги через портал Госуслуги составляет в среднем около 3 дней.

Сколько времени занимает снятие гражданина с учета

Срок снятия гражданина с регистрационного учета зависит от того, каким способом происходит процедура. В случае если гражданин не снимается сам, а просто регистрируется по новому адресу, снятие обычно затягивается на несколько недель. Это происходит потому что первый паспортный стол отправляет во второй отрывной талон почтой РФ. Даже если паспортные столы находятся в пределах одного города, сроки доставки писем могут составить две-три недели.

В случае если гражданин снимается сам, процедура завершается быстро — обычно за два-три дня.

Сколько стоит

Снятие с регистрационного учета осуществляется бесплатно — госпошлина не взимается.

Без личного присутствия самого гражданина

Возможны два варианта:

  • Первый — когда гражданин сам согласен выписаться, но не имеет возможности обратиться в паспортный стол или МФЦ (например, при проживании за границей).
  • Второй — когда он теряет право пользования жилым помещением, но при этом не желает выписываться.

Снятие с учета «удаленно»

Заявление на регистрацию/снятие с регистрационного учета личного характера и по доверенности не подается. Человек должен лично прийти в отделение ГУВМ или МФЦ по месту прописки. Однако в законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. Например, если человек постоянно проживает за границей, но остался прописанным в РФ, он может заверить заявление на снятие с учета в своем консульстве и отправить в орган по месту прописки в России. Такой документ примут и снимут с учета.

Снятие с учета в судебном порядке

В случае, если человек не желает сам выписываться из квартиры, придётся обращаться в суд.

Выписка в этом случае возможна только в судебном порядке. Если гражданин действительно незаконно занимает жилое помещение и истец это докажет, суд вынесет решение в его пользу и человека выпишут принудительно.

Для суда понадобятся следующие документы:

  • Исковое заявление
  • Паспорт истца
  • Документы на квартиру
  • Квитанция на оплату госпошлины

Зачастую принудительная выписка осуществляется:

  • после развода, если бывшие члены семьи не хотят уезжать с квартиры добровольно;
  • после купли-продажи квартиры, если в жилом помещении не выписались люди жильцы после сделки;
  • если происходит длительная задержка с оплатой коммунальных услуг в муниципальной квартире;
  • длительное отсутствие жильца (в этом случае для выписки отсутствующего необходимо признать умершим в судебном порядке).

Каждый случай имеет множество нюансов. Если вам нужна юридическая помощь, советуем обращаться к профессионалам. На нашем сайте можете получить консультацию по интересующим вас вопросам.

Название документа:
Номер документа: 241-28
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Недействующий
Опубликован: Вестник мэрии Москвы

N 12, 1999 год

Дата принятия: 30 марта 1999
Дата редакции: 06 апреля 2004

Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области

(с изменениями на 6 апреля 2004 года)

Утратило силу в части его применения на территории города Москвы
на основании постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 51, 20-26.12.2000);
(Вестник мэрии Москвы, Приложение, февраль, 2002 год).
постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, 19.04.2004).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В документе учтено:

Решение Московского городского суда от 19 декабря 2000 года (оставлено без изменения - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.04.2001 N 5-г01-37).

____________________________________________________________________


В целях приведения в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.98 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области , утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26.12.95 N 1030-43 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Москвы и Правительства Московской области от 17.12.96 N 979-42 и от 06.05.97 N 323-28), а также защиты прав и законных интересов граждан, проживающих в Москве и Московской области, в том числе прав собственности на жилые помещения, в соответствии с действующими нормами Гражданского , Жилищного и , регламентирующими права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, Правительство Москвы и Правительство Московской области

постановляют:

1. Утвердить:

1.1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области в новой редакции (приложение 1).

1.2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в Москве и Московской области, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета (приложение 2).

2. Префектам административных округов Москвы и главам муниципальных образований Московской области принять меры по усилению ответственности должностных и физических лиц (домовладельцев), ответственных за регистрацию. Осуществлять постоянный контроль за их работой по подготовке документов на вселение и регистрацию граждан в жилые помещения всех видов собственности и своевременным представлением их в органы регистрационного учета.

3. Органам внутренних дел Москвы регистрировать опекунов и попечителей в соответствии с поданными заявлениями от граждан Российской Федерации, в том числе проживающих за пределами Москвы и Московской области, на основании решений органов опеки и попечительства административных округов Москвы.

4. Органам здравоохранения административных округов Москвы, администрации муниципальных образований Московской области осуществлять медицинское обслуживание граждан Российской Федерации, проживающих в Москве или Московской области и зарегистрированных как по месту жительства, так и по месту пребывания.

5. Пункт исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

6. Признать утратившими силу пункты 1 , , , 4 постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26.12.95 N 1030-43 .

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. и заместителя главы Администрации Московской области Савенкова Н.А.

Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

Губернатор
Московской области
А.С.Тяжлов

Приложение 1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области

Приложение 1

и Правительства Московской области

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" , в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" , жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации, а также с учетом уставов, законов и других нормативных правовых актов Москвы и Московской области и определяют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее - граждан) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории Москвы и Московской области.

Правила регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства распространяются также на граждан бывшего СССР, не имеющих иного гражданства, в пределах, устанавливаемых разделами 2 и 3 настоящих Правил.

1.2. Регистрационный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также обеспечения в Москве и Московской области общественного порядка и безопасности.

1.3. Органами регистрационного учета в Москве и Московской области являются органы внутренних дел.

1.4. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

1.5. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" :

Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно;

Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.6. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением установленных Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

Государственных и муниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления;

Жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;

Жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

Гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

Организаций иных организационно-правовых форм.

1.7. Документами, удостоверяющими личность гражданина (далее - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

Паспорт;

Свидетельство о рождении - для граждан, не достигших 14-летнего возраста;

Заграничный паспорт - для граждан, постоянно проживающих за границей и временно находящихся на территории Российской Федерации;

Удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

Военный билет - для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих службу по призыву или по контракту;

Справка об освобождении из мест лишения свободы - для граждан, освободившихся из мест лишения свободы;

Иной документ, удостоверяющий личность, выдаваемый гражданам органами внутренних дел.

1.8. Должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства передают необходимые для регистрации документы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделами 2 и 3 настоящих Правил, в орган регистрационного учета.

Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при вселении (заселении) в жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются органам регистрационного учета этими гражданами или представителями таких юридических лиц, на которых возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

1.9. Регистрация по месту жительства и месту пребывания граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета после их постановки на воинский учет.

1.10. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" .

1.11. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.

2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания

2.1. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

2.2. Оформление регистрации граждан по месту пребывания осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту пребывания, надлежаще оформленного должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан, а также гражданами и юридическими лицами, указанными в пункте 1.8 настоящих Правил;

Документов, представленных жилищными органами и являющихся основанием для временного вселения граждан в жилые помещения.

2.3. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на период их временного проживания (абзац в редакции .

При иных обстоятельствах регистрация по месту пребывания производится на период: учебы, трудовой деятельности, регламентируемой Правительством Москвы или Правительством Московской области, командировки, лечения, военной службы по контракту, творческой и научной деятельности по контракту.

Вынужденные переселенцы регистрируются по месту пребывания в жилые помещения, предназначенные для их временного проживания, в соответствии с решениями Правительства Москвы и Правительства Московской области на срок действия удостоверения вынужденного переселенца, в жилые помещения граждан в порядке, установленном настоящими Правилами (абзац в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

Регистрация по месту пребывания военнослужащих, назначенных в установленном порядке для прохождения службы в Москву или Московскую область, оформляется по адресу воинской части Министерства обороны Российской Федерации с членами семей до получения жилой площади в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947).

2.4. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.

3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

3.1. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в жилые помещения любых форм собственности.

3.2. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту жительства, надлежаще оформленного должностными лицами, ответственными за регистрацию;

Документа, удостоверяющего личность;

Военного билета (временного удостоверения взамен военного билета) или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, для лиц, обязанных состоять на воинском учете;

Документов, представленных жилищными органами, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения (абзац в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

3.3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 ..

3.4. Регистрация по месту жительства военнослужащих, уволенных с действительной срочной службы, призывавшихся на 2-3 года, а также лиц офицерского состава запаса (с членами семьи) производится на жилую площадь, где они проживали до призыва, независимо от размера жилой площади, либо на предоставленную им в установленном порядке жилую площадь.

3.5. Регистрация по месту жительства бывших жителей Москвы или Московской области, освободившихся из мест лишения свободы по отбытии наказания, производится на жилую площадь лиц, с которыми они проживали до осуждения, а также к родственникам или на предоставленную в установленном порядке жилую площадь, независимо от размера жилой площади.

3.6. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, осуществляется на жилую площадь их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов, независимо от размера жилой площади.

3.7. Регистрация по месту жительства граждан (с членами семей), сохраняющих право на жилую площадь, осуществляется независимо от размера жилой площади.

3.8. Граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности по разным адресам, регистрируются по месту жительства только по одному адресу.

3.9. Отказ органов регистрационного учета в принятии документов на регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

4.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях - по их выбытии.

4.2. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

Изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

Призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

Осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

Признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Смерти или объявления умершим вступившим в законную силу решением суда - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

Выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц органов внутренних дел и жилищных организаций, ответственных за регистрацию, при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

4.3. Снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется в соответствии с установленным порядком, после их снятия с воинского учета.

4.4. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.

5. Заключительные положения

5.1. Паспортное управление ГУВД г.Москвы (в городе Москве), Паспортно-визовое управление ГУВД Московской области и Восьмое Главное управление МВД России (в Московской области) рассматривают и принимают решения по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета:

Граждан, указанных в разделах 2, 3 и 4 настоящих Правил, - в случаях обжалования ими решений территориальных органов внутренних дел либо отнесения конкретных вопросов регистрации к их компетенции;

Подготавливают и направляют материалы для рассмотрения их на комиссиях при Правительстве Москвы и Правительстве Московской области.

5.2. ГУВД г.Москвы и ГУВД Московской области, Восьмое Главное управление МВД России (в Московской области):

Рассматривают и принимают решения по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, указанных в разделах 2, 3 и 4 настоящих Правил, - в случаях обжалования ими принятых решений;

Передают, при необходимости, рассмотрение вопросов регистрации граждан, указанных в разделах 2 и 3 и 4 настоящих Правил, Паспортному управлению ГУВД г.Москвы и Паспортно-визовому управлению ГУВД Московской области.

5.3. Комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы и Правительстве Московской области вправе рассматривать обращения граждан, организаций, учреждений по вопросам вселения граждан в жилые помещения и принимать решения в соответствии со своими полномочиями (пункт в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

Приложение 2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в Москве и Московской области, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
и Правительства Московской области
от 30 марта 1999 года N 241-28

В соответствии с нормами и положениями Гражданского , Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации :

1. Для временного вселения граждан в жилые помещения представляются:

Договор найма (поднайма), коммерческого найма, краткосрочного найма, договор аренды (субаренды), договор передачи во временное пользование жилой площади;

Заявление лица, предоставившего жилую площадь с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ними проживающих, о регистрации родственников;

Письменное согласие:

собственника (собственников) жилого помещения - при вселении в жилое помещение, находящееся в частной собственности;

собственника (собственников) жилого помещения и арендатора при вселении в жилое помещение арендатора;

правления ЖСК, ЖК на сдачу в наем жилой площади - при вселении в жилое помещение, занимаемое членом ЖСК, ЖК (если он не является собственником данного жилого помещения);

органа опеки либо опекуна или попечителя - при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством;

организации - при вселении в жилое помещение жилищного фонда, в отдельные помещения в общежитиях, находящихся в их оперативном управлении.

Временное вселение граждан в жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется с предварительным уведомлением наймодателя с соблюдением условий и сроков в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции .

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947 , исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

2. При вселении по месту жительства граждан на государственную, муниципальную жилую площадь представляются:

Ордер на вселение в жилое помещение, выданный жилищными органами Москвы или администрациями муниципальных образований, КЭЧ (КЭУ) Московской области, Управлением делами Президента Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

Договор найма, социального найма, коммерческого найма;

Решение органа исполнительной власти Москвы или Московской области об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства;

Письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении родственников.

Вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с согласия наймодателя в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека, кроме супруга и нетрудоспособных родителей (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947 .

Абзац дополнительно включенный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947 , исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

3. При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляются:

Договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство, договор ренты, договор пожизненного содержания с иждивением. (При условии, если собственник занимает изолированное жилое помещение в данной квартире);

Договор аренды (субаренды) при условии, что арендатор занимает изолированное жилое помещение и зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области;

Письменное согласие:

собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников;

собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на данной жилой площади, о вселении близких родственников, зарегистрированных по месту жительства в Москве или Московской области;

Абзац исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

4. При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь, выделенную под служебные цели, представляются:

Договор аренды (субаренды), выписка из решения органа исполнительной власти Москвы или Московской области о вселении в жилое помещение, выделенное под служебные цели;

Письменное согласие нанимателя, а также всех проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении в жилое помещение;

Письменное согласие организации, в собственности или оперативном управлении которой находится жилая площадь.

При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь, выделенную под служебные цели, ее размер должен соответствовать требованиям законодательства о норме жилой площади на одного человека, за исключением вселения несовершеннолетних детей и супруга.

5. При вселении по месту жительства граждан в общежития представляются:

Внутриведомственный ордер, выданный организацией, КЭЧ (КЭУ), с согласия местного органа исполнительной власти, на вселение в отдельное жилое помещение семейного общежития граждан, зарегистрированных в Москве или Московской области;

Письменное согласие:

нанимателя, а также всех проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении в жилое помещение близких родственников;

организации, в собственности которой находится жилищный фонд (при вселении граждан в общежитие);

Выписка из постановления Правительства Москвы или Московской области, решения комиссии при Правительстве Москвы или Московской области о привлечении граждан для работы в организациях Москвы или Московской области и поселении их в общежитие.

При вселении граждан по месту жительства в общежитие размер жилой площади должен соответствовать требованиям законодательства о норме жилой площади на одного человека, за исключением несовершеннолетних детей и супруга.

6. Не рассматриваются документы на вселение граждан в жилые помещения, если:

Гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения;

На жилое помещение, сдаваемое на условиях найма (поднайма), аренды (субаренды), принадлежащее гражданину или юридическому лицу на праве собственности, наложен арест в связи с расследованием уголовного дела или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Дом (жилое помещение) грозит обвалом, подлежит выселению в связи со сносом, реконструкцией или капитальным ремонтом (с момента принятия Правительством Москвы или Московской области, префектами административных округов г.Москвы или главами муниципальных образований Московской области решения о выселении);

В судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста;

Ордер на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с установлением или изменением права владения, пользования и (или) распоряжения жилым помещением (договора найма (поднайма), аренды (субаренды), купли-продажи, дарения, мены и т.п.), либо иной документ, удостоверяющий право собственника на жилое помещение, в установленном порядке признаны недействительными.

Нормы Гражданского, Жилищного, Семейного кодексов Российской Федерации, регламентирующие права и обязанности участников правоотношений по предоставлению жилого помещения и проживанию в нем:

Норма жилой площади устанавливается в размере 12 кв.м на одного человека.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст.38 ЖК РФ).

Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.

К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.

Наниматель жилого помещения вправе с согласия проживающих совместно с ним членов семьи и с согласия наймодателя сдавать в поднаем жилое помещение.

Сдача жилого помещения в поднаем не допускается:

Если в результате вселения поднанимателя размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, окажется менее установленной нормы,

Если в нем проживают лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний,

Без согласия других нанимателей и совершеннолетних членов их семей, проживающих в одной квартире.

Наниматель жилого помещения и проживающие с ним совершеннолетние члены его семьи могут по взаимному согласию разрешить временное проживание в находящемся в их пользовании жилом помещении другим гражданам (временным жильцам) без взимания платы за пользование помещением. Вселение временных жильцов на срок свыше полутора месяцев допускается при условии соблюдения установленной нормы жилой площади.

Член жилищно-строительного кооператива может сдать внаем с согласия правления кооператива часть занимаемого им жилого помещения, а при временном выезде всей семьи - все жилое помещение.

Наниматель, арендатор жилого помещения в доме, квартире, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, имеет право вселить в нанятое им помещение независимо от согласия собственника дома своих несовершеннолетних детей, а если он занимает изолированное жилое помещение, - также супруга и нетрудоспособных родителей. Вселение других лиц допускается только с согласия собственника дома, квартиры.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов.

Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

С согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей.

Наниматель и граждане, постоянно с ним проживающие, по общему согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в жилом помещении временным жильцам (пользователям). Наймодатель может запретить проживание временным жильцам при условии несоблюдения требований законодательства о минимальной норме площади на одного человека. Срок проживания временных жильцов не может превышать шести месяцев.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные, иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Статья 34 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (подпункт 9). "Близкие родственники" - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "Кодекс"

Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и... (с изменениями на 06.04.2004) (утратило силу в части его применения на территории города Москвы)

Название документа: Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и... (с изменениями на 06.04.2004) (утратило силу в части его применения на территории города Москвы)
Номер документа: 241-28
Вид документа: Постановление Правительства Москвы

Постановление Правительства Московской области

Принявший орган: Правительство Москвы

Правительство Московской области

Статус: Недействующий
Опубликован: Вестник мэрии Москвы

N 12, 1999 год

Домашний адвокат, N 13, 1999 год

Тверская, 13, N 25, 17-23.06.99

Дата принятия: 30 марта 1999
Дата редакции: 06 апреля 2004

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"