Органы государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов федерации Органа государственной власти субъекта российской

Органы государственной власти субъектов РФ.

Законодательными (представительными) органами власти респуб­лик в составе Российской Федерации являются их парламенты, при­шедшие на смену Верховным Советам этих республик.

Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собра­ние, Государственный Совет, Парламент и т.д.), всœе они являются представительными органами соответствующих республик, олицетворяю­щими парламентскую демократию в этих республиках, в условиях ко­торой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.

Все парламенты являются также законодательными органами соот­ветствующих республик, обладающими полной и ничем не ограничен­ной в рамках Конституции Российской Федерации, конституций соот­ветствующих республик компетенцией в сфере законодательства, кото­рая означает, что ни один закон республики в составе Российской Фе­дерации не должна быть издан, в случае если он не рассмотрен и не одобрен парламентом этой республики.

Парламент республики - единственный представительный орган всœего народа соответствующей республики. Исключение в данном смысле составляет лишь Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избира­ются на базе всœеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Их числен­ный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан) .

В области конституционного строительства парламенты респуб­лик в составе Российской Федерации:

ü принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения;

ü принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;

ü осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик, единообраз­ным применением законодательства;

ü принимают решения по вопросам государственного устройства;

ü решают вопросы об изменении границ республик;

ü принимают решения о проведении республиканских рефе­рендумов;

ü назначают выборы депутатов и глав республик;

ü утверждают составы центральных избирательных комиссий республик;

ü дают согла­сие на персональные назначения Президентами председателœей прави­тельств и их членов;

Особое место занимает Законодательное Собрание Карелии включает Палату Республики и Палату Представителœей. В Палате Республики - депутаты, избран­ные по одномандатным избирательным округам. В Палате Представи­телœей - депутаты, избираемые по многомандатным избирательным ок­ругам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Рес­публики работает на постоянной основе, а Палата Представителœей - на непостоянной.

Аналогична характеристика парламента Кабардино-Балкарии, со­стоящего из Совета Республики и Совета Представителœей.

Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законо­дательную деятельность парламентов.

Законодательные (представительные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Законодательные (представительные) органы власти краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными полномочиями.

Законодательные (представительные) органы власти краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются постоянно действующими органами и работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере крайне важно сти, но не реже двух раз в год.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отно­сящихся к ведению законодательных (представительных) органов власти, из числа их депутатов создаются постоянные и временные ко­миссии (комитеты). Структура, полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий (комитетов) определяются законодательными (представительными) органами самостоятельно в принимаемых ими регламентах.

Законами субъектов Федерации осуществляется первичное норма­тивное регулирование, крайне важно е для реализации соответствующим субъектом его полномочий, которые отнесены, согласно Конституции Российской Федерации, к совместному ведению с федеральными орга­нами государственной власти.

Законодательство субъекта Федерации, принятое в пределах компе­тенции этого субъекта͵ обязательно для исполнения всœеми организа­циями, предприятиями, учреждениями и гражданами, находящимися на его территории.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации

В систему органов исполнительной власти республик в составе Рос­сийской Федерации входят их правительства, министерства, государст­венные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (к примеру, в Республике Ингушетия), в других - Правительство или его глава (к примеру, в Республике Карелия).

Президент не должна быть депутатом законодательного (представи­тельного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединœениях, коммерчес­ких организациях, не может заниматься предпринимательской деятель­ностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в полити­ческих партиях и иных общественно-политических организациях,

В ряде республик Президент наделœен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являю­щиеся исполнительными и распорядительными органами государст­венной власти.

Законодательство, прежде всœего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок форми­рования правительств этих республик.

Правительство республики в составе Российской Федерации реша­ет вопросы государственного управления отнесенные к ведению рес­публики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.

В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает усло­вия для свободного предпринимательства на базе рационального со­четания всœех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой поли­тики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного мини­мального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, преду­смотренные конституцией и другими законами республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Прави­тельство ответственно перед Президентом и парламентом.

Министерства, государственные комитеты и другие органы испол­нительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Органы исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Наименования органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ад­министрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций со­ответствующим законодательным (представительным) органом субъ­екта Российской Федерации.

Глава администрации в целях социального и экономического раз­вития соответствующей территории, в интересах ее населœения взаи­модействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделœения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей ком­петенции.

Глава администрации действует самостоятельно в пределах своей компетенции, в случае если это не противоречит Конституции Российской Фе­дерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, по во­просам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делœегированными органам исполнительной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Феде­рации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава адми­нистрации самостоятельно руководит органами исполнительной влас­ти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и определяет основные направления деятельности.

Глава администрации обладает следующими основными полномо­чиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также, согласно федеральному законодательству, может вступать в от­ношения с соответствующими органами и должностными лицами зару­бежных государств и подписывать необходимые документы.

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоряди­тельные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Феде­рации и правовыми (законодательными) актами законодательных, (представительных) органов края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа.

Органы государственной власти субъектов РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Органы государственной власти субъектов РФ." 2017, 2018.

Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) государственная и территориальная целостность РФ;

2) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

3) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

4) единство системы государственной власти;

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

8) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Органы государственной власти субъекта РФ содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта.

Полномочия органов государственной власти субъекта устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) принятие

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

автора Автор неизвестен

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:1) подготовка

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2005 года) автора Брызгалин Аркадий Викторович

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов 1. В Российской

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:правовое регулирование

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Глава 19.1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (введена Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ)Статья 168.1. Понятие временной

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред.

Из книги автора

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

Из книги автора

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:1) разработка и реализация региональных программ

Из книги автора

21. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов Принципы разграничения предметов ведения и полномочий государственной власти РФ и ее субъектов устанавливаются в Конституции РФ, в которой

Из книги автора

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная

Из книги автора

Глава 19.1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 168.1. Понятие временной финансовой администрации Временная

Особенности федеративного устройства Российской Федерации: асимметрия, различие политико-правовых стату-

386 сов субъектов федерации, сложный, многоуровневый характер федерации - оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов федерации.

В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно.

Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.

Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строится их деятельность:

Самостоятельности и независимости органов власти субъектов Российской Федерации, которые вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения обладают всей полнотой государственной власти;

Государственной целостности и единства органов государственной власти;

Защиты прав граждан на всей территории Российской Федерации;

Разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов федерации.

Государственную власть в субъекте Российской Федерации осуществляют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти и суды, образованные и действующие на территории субъекта Российской Федерации. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" более детально определяет полномочия и основы деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов федерации. Согласно закону систему органов государственной власти в субъекте Рос

сийской Федерации составляют законодательный (представительный) орган власти, высший орган исполнительной власти, а также иные органы государственной власти, образованные и действующие на территории субъекта федерации в соответствии с российским законодательством.

Существенно отличаются системы органов государственной власти в президентских и парламентских республиках, в других субъектах Российской Федерации.

Закон предусматривает две схемы, организации власти в субъектах Российской Федерации. Согласно первой - субъект федерации может иметь институт "высшего должностного лица" (президента или главы администрации), согласно второй - такого института может не быть. В результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов федерации.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

Федеральный закон определяет полномочия регионального законодательного (представительного) органа власти по 29 основным позициям. Наиболее важные их них - принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации, соответствующих законов и иных правовых актов, утверждение бюджета, схемы управления и в соответствии с ней структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, программ и планов социально-экономического развития, установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления, налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей и порядка их взимания, общего порядка управления и распоряжения собственностью, договоров, толкование конституции (устава) и законов, осуществление контроля за их соблюдением, за исполнением бюджета и программ социально-экономического развития.

Виды региональных, законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:

Республиканские парламенты;

Краевые законодательные собрания;

Областные думы;

Городские думы (Москва, Санкт-Петербург);

Представительные органы власти автономных округов и области.

Только республиканские парламенты имеют права принимать конституции соответствующих республик и носят название "парламент"; другие региональные представительные органы власти имеют право принимать устав области, края или города.

В президентских республиках, которых большинство, полномочия представительных законодательных органов власти весьма ограничены, они практически лишены контрольных функций над правительством, за исключением принятия бюджета; высшее должностное лицо подписывает законы, принятые представительным законодательным органом, самостоятельно формирует исполнительные органы власти. Примерами такой формы республиканского правления могут служить Татарстан, Башкортостан.

В полупрезидентских республиках законодательный представительный орган участвует в формировании правительства и обладает частично контрольными полномочиями по отношению к нему; имеется должность главы правительства, председателя, т. е. повторяется общефедеральная схема, однако высшее должностное лицо не имеет права роспуска своих парламентов.

В парламентских республиках полномочия парламентов весьма широки. Так, Государственное Собрание Эл Курултай является высшим представительным, законодательным, контрольным и распорядительным органом власти на территории Республики Алтай. По Конституции республики Марий Эл Государственное Собрание - не только высший пред

ставительный, но и постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти.

Различия проявляются и в названиях республиканских парламентов. Свыше 20 различных названий используется для их обозначения: Народные, Государственные, Законодательные собрания, Государственные Советы, Народный или Великий Хуралы, Верховные Советы, Думы и т. д.

Отличаются они по численности и структуре. Наиболее крупным парламентом является Государственное Собрание Республики Башкортостан (188 депутатов), самым малочисленным - Государственное Собрание Алтайской республики (27 депутатов). Абсолютное большинство региональных депутатов работает на непостоянной основе. Так, из 188 депутатов Государственного Собрания Башкортостан только 42 работают на постоянной основе. В Народном Хурале Бурятии из 65 депутатов только 15 работают на постоянной основе. Подобная ситуация наблюдается и в законодательных органах власти краев и областей. В Московской Городской Думе и Санкт-Петербургском Законодательном собрании депутаты работают на постоянной основе.

По структуре большинство региональных парламентов - однопалатные и только четыре имеют двухпалатную структуру: Республики Саха (Якутия), Карельская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Башкортостан.

Парламенты в большинстве своем состоят из комитетов и комиссий. Так, Государственное собрание Алтайского края состоит из 7 комиссий: комиссия по законодательству, по местному самоуправлению, по экономической политике, по социальной защите, по экологии, по аграрным вопросам, по культуре и образованию. Верховный Совет Хакасии состоит из 8 комиссий, парламент Чувашской Республики - из 7 комитетов. Сложную структуру имеет парламент Башкортостана. Он состоит из двух палат: палаты представителей и законодательной палаты, с равным количеством комитетов (по 7).

На уровне краев, областей и городов федерального значения наблюдается большее единообразие, здесь в основном

повторяется общефедеральная схема функционирования органов государственной власти.

Следует отметить факт становления областных законодательных собраний, так как области никогда не имели в полной мере самостоятельных законодательных представительных органов власти. Теперь, по Конституции РФ, они имеют право иметь такой орган власти. Перед областными и краевыми представительными органами власти стоит новая задача - формирование собственного областного законодательства.

Законодательным представительным органом власти области являются областные и краевые думы. Их деятельность строится в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами, положением о думе и регламентом ее работы. Спецификой областных представительных органов власти является их небольшой состав, основной организационной формой их деятельности являются заседания. Несмотря на небольшой количественный состав в областных думах образуются комитеты и комиссии. Для обеспечения деятельности областных дум создаются аппараты, состоящие из отделов. Руководство ими осуществляет руководитель аппарата думы. В некоторых областных думах предусмотрено существование фракций, но здесь они формируются индифферентно и спорадически. Большинство областных и краевых региональных парламентов можно считать беспартийными, так как ни избиратели, ни сами депутаты чаще всего не отождествляют себя с какими-либо партиями.

Таким образом, характерным отличием региональных представительных органов власти является их огромное разнообразие, они отличаются по структуре, размерам, по выполняемым ими функциям. В целом можно отметить, что региональные законодательные представительные органы власти прошли стадию своего организационного и правового становления и оформились как полноценные органы государственной власти.

На основе сложившихся конституционных схем можно выделить несколько видов правовых статусов высшего должностного лица в субъектах Российской Федерации.

В республиках высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является:

1) главой республики, избирается всенародно и одновременно главой исполнительной власти, возглавляет правительство и всю систему исполнительных органов власти (подобная модель характеризует систему органов власти президентских республик: Коми, Бурятия, Чувашская Республика и др.);

2) главой субъекта федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правительства, которого высшее должностное лицо назначает с предварительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов (такая модель характерна для Республики Саха (Якутия));

3) главой субъекта федерации (республики), гарантом конституции, но не является главой исполнительной власти непосредственно; имеется должность председателя правительства, который назначается с согласия парламента, правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом (такая схема характерна для Республик Башкортостан, Татарстан и др.).

Правовое положение высшего должностного лица в краях, областях и городах федерального значения также различается. В одном случае глава администрации ("губернатор") избирается всенародно и одновременно является главой правительства (администрации). Это характерно для большинства областей и краев. В другом, - глава администрации (губернатор) не является одновременно главой правительства (администрации), т. е. не возглавляет непосредственно исполнительную власть (например, в Свердловской области).

В целом высшее должностное лицо субъекта федерации имеет следующие полномочия: представляет субъект федерации в отношениях с иными субъектами Российской Федерации, органами государственной власти; подписывает законы, принятые законодательным органом власти; формирует в установленном конституцией (уставом) субъекта Российс

кой Федерации порядке и в соответствии со структурой органов исполнительной власти высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; вправе требовать внеочередного заседания парламента субъекта Российской Федерации, участвовать в работе законодательного представительного органа власти субъекта Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Главы администраций субъектов Российской Федерации занимают пост в результате выборов. Глава является должностным лицом самостоятельного органа государственной власти и не является должностным лицом вышестоящего органа власти. Глава администрации отвечает перед населением за социально-экономическую и политическую ситуацию на территории, выполнение предвыборных обещаний.

Система органов исполнительной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя, федеральными законами и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти.

С одной стороны, субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой - федеральные органы исполнительной власти и органы власти ее субъектов образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта федера

ции, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из вариантов:

1) высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик;

2) высший орган исполнительной власти имеет "двойную ответственность": перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта федерации. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей;

3) коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках. В этом случае исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

Структура республиканских органов исполнительной власти характеризуется большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов исполнительной власти в республиках.

Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основными полномочиям относятся: осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка; разработка бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечение его исполнения; разработка и представление на утверждение законодательного представительного

органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отчетов об их исполнении; формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации. Органами отраслевого управления в системе органов власти республик являются министерства.

В составе субъекта Российской Федерации обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. Конституционный Суд РФ подтвердил (в связи с рассмотрением дела из Удмуртии) право республик создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. На одном уровне, т. е. параллельно, могут существовать органы государственной власти и местного самоуправления. Территориальные единицы иного уровня не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может произвольно по каким-либо мотивам (превышение полномочий, нарушение прав граждан, отсутствие материально-технического обеспечения и т. д.) ликвидировать орган государственной власти административно-территориальной единицы, входящей в состав субъекта Российской Федерации, так как это противоречило бы принципам разделения властей и разграничения полномочий.

Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнитель

ной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.

Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименование органа исполнительной власти (администрация, правительство и т. п.) и его главы устанавливается с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующим органом субъекта Российской Федерации. Состав администрации формируется главой администрации. Администрация выполняет следующие основные функции:

Разрабатывает и представляет на утверждение представительному органу бюджет и обеспечивает его исполнение:

Распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности субъекта Российской Федерации;

Разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, социальной сферой;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения).

Администрация состоит из главы администрации, его заместителей, других подчиненных управленческих структур.

Губернатор либо сам возглавляет непосредственно исполнительную власть, но может и не являться непосредственно главой областного или краевого правительства (администрации).

Наиболее типичное для большинства краев и областей построение системы органов исполнительной власти, когда глава администрации руководит ее деятельностью на основе

принципа единоначалия. Глава администрации своими постановлениями назначает и освобождает от должностей своих заместителей, руководителей управлений, комитетов, отделов администрации, а другие работники назначаются и освобождаются от должностей приказами управляющего делами. Для осуществления своих функций глава администрации формирует аппарат главы администрации. Основные его функции: организационно-методическое руководство и анализ деятельности управлений, комитетов, отделов краевой, областной администрации, отраслевых объединений, действующих на территории области. Аппарат включает в себя заместителей главы администрации, управление делами, возглавляемое управляющим делами аппарата главы администрации и состоящее из отделов, секретариатов, секторов. В структуру аппарата входит ряд отраслевых отделов, которые работают под руководством соответствующих заместителей главы администрации.

Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и т. п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации, 2) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но они имеют ярко выраженное вертикальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует министерствам.

Проблемой является отсутствие единого подхода к определению видов органов власти на этом уровне. В регионах име

ются разные по наименованию органы. Так, в сфере образования: в республиках - это министерства, в областях и краях - департаменты, комитеты, главные управления или "просто" управления и т. д. Эти органы находятся в двойном подчинении: по вертикали они подчиняются соответствующему федеральному органу власти, а по горизонтали - главе краевой, областной администрации и входят в структуру администрации. Управления, комитеты и отделы краевой (областной) администрации имеют, как правило, в районах и городах края (области) подчиненные органы, образуя соответствующие системы управления отраслевого и межотраслевого характера в границах края (области).

Следует отметить существующую неравнозначность вертикального и горизонтального подчинения для различных органов власти. Такие специфические управления, как Управление внутренних дел, Управление Федеральной службы безопасности и некоторые другие, имеют федеральное подчинение. Это относится и к некоторым комитетам. Частично вопрос двойного подчинения находит свое разрешение в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, которые по Конституции РФ могут заключать между собой федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов федерации. Однако в целом вопрос двойного подчинения не нашел пока адекватного разрешения ни в законодательстве, ни в науке.

В настоящее время на основе расширения полномочий региональных органов власти и реорганизации отраслевых министерств прошел этап децентрализации управления государством, практически упразднив жестко соподчиненную пирамиду органов исполнительной власти. Чтобы в результате такого реформирования не было подорвано централизованное начало, используются новые организационные формы управления.

Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. создал семь федеральных округов, каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации: Дальнево

сточный (с центром в Хабаровске), Приволжский (Нижний Новгород), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), Сибирский (Новосибирск), Уральский (Екатеринбург), Центральный (Москва). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представителей, которые до этого были во всех 89 субъектах федерации. Теперь полномочные представители Президента РФ назначаются в федеральные округа и наделяются значительно более весомыми полномочиями. Они должны информировать Президента РФ о состоянии дел в регионах, входящих в соответствующий федеральный округ, вносить предложения о кадровых назначениях, координировать согласованное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти на территории федерального округа, осуществлять контрольные функции.

Наряду с этим в целях совершенствования федерализма и укрепления вертикали власти в стране осуществляется реформирование механизма обеспечения единства и законности деятельности органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления. Становление современной российской государственности базируется на принципах федерализма, а сложившаяся система управления тесно связано с особенностями государственного устройства, тенденциями развития федеративных отношений в России. Особенности российского федерализма вносят новый аспект в государственно-управленческие процессы, что требует выработки особого направления региональной политики, специфической региональной стратегии государственного управления.

Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Виды органов государственной власти

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему , олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства 1 . В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой , объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ (ст. 126) и Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров (определение от 12 марта 1998 г. № 32-0). В системах этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Федеративный характер Российской Федерации предполагает наличие в каждом субъекте собственных органов, призванных осуществлять государственную власть с учетом региональных особенностей и принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Законом № 184-ФЗ.

Система органов государственной власти субъекта РФ, в основе которой лежит конституционный принцип разделения властей, представлена законодательными (представительными), исполнительными и иными органами.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти в субъекте РФ. Орган законодательной (представительной) власти разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, осуществляет контроль за их реализацией.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти в разных субъектах РФ различается: это может быть Дума (Сахалинская область), Парламент (Чеченская Республика), Собрание депутатов (Архангельская область), Законодательное Собрание (г. Санкт-Петербург), Государственный Совет (Республика Крым), Государственное Собрание (Республика Башкортостан).

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ состоит из депутатов, число которых определяется исходя из численности избирателей, зарегистрированных в соответствующем субъекте:

  • ? не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тыс. человек;
  • ? не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;
  • ? не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 млн до 2 млн человек;
  • ? не менее 45 и не более 100 депутатов - при численности избирателей свыше 2 млн человек.

Состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считается правомочным, если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. При этом заседание органа считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов.

Депутаты избираются на срок, установленный в конституции (уставе) субъекта РФ, однако такой срок не может превышать пяти лет.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. В одних субъектах РФ таким органом является Правительство (г. Севастополь), в других - Администрация (Волгоградская область), в третьих - Совет министров или Кабинет министров (Республика Крым, Республика Татарстан).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативных правовых актов на территории субъекта РФ, а также разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Состав, структура исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также порядок его формирования и деятельности определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъектов РФ и схожа со структурой Правительства РФ.

Высший исполнительный орган власти субъекта РФ, как правило, формируется главой субъекта с согласия законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ. В отдельных регионах может быть предусмотрен иной порядок. Например, Правительство Республики Дагестан формируется законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Высший исполнительный орган власти субъекта РФ действует в пределах срока полномочий главы субъекта РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным главой субъекта РФ, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования нового высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Наличие законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов в субъектах РФ является обязательным. Указанные органы взаимодействуют между собой в целях обеспечения эффективности реализации возложенных на них полномочий и удовлетворения интересов населения, проживающего на территории субъекта РФ.

Иные органы государственной власти образуются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

На территории субъекта РФ действуют отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъекта РФ, к которым относятся департаменты, комитеты, комиссии, главные управления, управления, инспекции, отделы и др.

На территории субъекта РФ действуют также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, образованные ими для осуществления своих полномочий. Органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К иным органам государственной власти субъектов РФ можно отнести также судебные органы - конституционные (уставные) суды и мировых судей, которые в конституциях (уставах) большинства субъектов РФ (г. Санкт-Петербург, Свердловская область) указываются в качестве составной части государственной власти на их территории.

В конституции (уставе) субъекта РФ может быть предусмотрена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Его правовое положение определяется субъектом РФ самостоятельно: высшее должностное лицо либо является обособленным органом государственной власти (Саратовская область, Республика Татарстан), либо одновременно замещает должность руководителя высшего исполнительного органа (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ставропольский край).

Наименование должности высшего должностного лица - Мэр, Губернатор, Президент - устанавливается исходя из исторических, национальных и иных региональных традиций конституцией (уставом) данного субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается либо населением субъекта РФ, либо депутатами представительного органа государственной власти субъекта РФ, если это предусмотрено конституцией (уставом) данного субъекта РФ. В случае избрания депутатами кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица представляются Президентом РФ по предложениям политических партий.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и исчисляется со дня его вступления в должность. Срок полномочий не может быть более пяти лет; высшее должностное лицо субъекта РФ не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные к исполнению на территории соответствующего субъекта РФ.

Система органов государственной власти субъекта РФ является элементом системы органов государственной власти РФ, при этом каждый уровень государственной власти обладает самостоятельностью в пределах ведения и полномочий.