Повинности и обязанности крепостных крестьян. Социально-экономическое и правовое положение российского крестьянства в первой половине XIX века как главный фактор отмены крепостного права Государственные крестьяне права и обязанности

13. Права и обязанности крестьян после реформы 1861 г. (КРАТКО)

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу».

Крестьяне получили право:

Вступать в брак без разрешения помещика,

Заключать сделки, принимать обязательства,

Обращаться в суд,

Быть свидетелями и поручителями.

В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право:

Открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия,

Свободно заниматься ремеслом, торговлей.

Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства – кулачеству принимать участи в развитии капиталистических отношений в России.

Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право:

Приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т.д.

Следует подчеркнуть, что права «свободных сельских обывателей» крестьяне получили не сразу и не в полной мере.

В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли права продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения.

Временно обязанные крестьяне

После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещики сохраняли право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в использование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временно обязанными и, по сути, оставались зависимы от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян собственников и переставали отбывать феодальную повинность.

По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. 6 Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора «за охранением общественного порядка и общественной безопасности».

Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т.д.

Крестьяне-собственники

После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перехода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависимы от воли крестьян перевод из состояния временно обязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 году количество временно обязанных крестьян составляло 32,54 %.

В 1881 году царское правительство задало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временно обязанного состояния с 1 января 1883 года.

В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы, уставные грамоты заключались не с отдельными, а с сельским обществом – миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемых крестьянами.

Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава 5 Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.

Реформа 1861 года затронула всех крестьян. В отношении дворовых крестьян было издано специальное положение, по которому они освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостной зависимости был сохранен.

Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названные крестьяне должны были в течении двух лет работать на помещика и только после этого они могли получить освобождение без земли и без выкупа.

Были приняты специальные дополнительные правила об устройстве крестьян без земли в случае, если этой земли у них мало. Они также имели право крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись некоторые особенности.

Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялись землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же права были и у мастеровых и посессионных рабочих. Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году с наделом несколько большим, чем надел помещичьих крестьян, однако у них отрезали часть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельными наделом, причем государственным крестьянам, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

По специальному указу 1863 года для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временно обязанных. Они были переведены в разряд крестьян-собственников, земельные нормы для них были увеличены.

В 1863 году в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести в Польше аграрную реформу на лучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.

В 1864 году царское правительство издало именной указ об устройстве крестьян Царства Польского. Согласно Указу крестьяне получили в собственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельные наделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались от повинностей, которые они несли в пользу помещика. Однако вместо выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень тяжелый для польского крестьянства.

ИЛИ (что больно):

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. бьш принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях".

Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., полностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее документах.

Правовое положение крестьян . Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу" (ст. 2). Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями (ст. 21-24). В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России.

Общее положение наделяло крестьян довольно полной право способностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д.

Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право " Общее положение (ст. 7) устанавливало двухлетний срок для составления так называемых уставных грамот-документов, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами, переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения (с этого же документа).

Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными (ст. 15 Общего положения) и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности.

По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел идругие права. Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещикамиправа вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественногопорядка и общественной безопасности".

Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органамикрестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскимистаростами и волостными старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и другихлиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созывасельского схода и т. д.Крестьяне-собственники. После выкупа земельных наделов (либопосле заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разрядкрестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не былиопределены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому длямногих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанныхзатянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. количество временнообязанных крестьян составляло 32,54%.

В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883 г.В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьянесобственники не имели права продавать свои земельные наделы.

Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а ссельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за всеплатежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами.Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества.

Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленныхусловий выхода из мира.Органы крестьянского управления. Согласно Положениям, в селахдля бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянскогосамоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянскогоуправления.

Сельский сход избирал сельского старосту и других должностныхлиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др.

Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации.

Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостнойсход во главе с волостным старшиной, волостиое управление и сословный крестьянский волостной суд.

Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведалраскладкой сборов и повинностей.

Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной судимел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100руб.) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отношении крестьян же.

В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3руб. и телесным наказаниям до 20 ударов розгами.

Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и дляконтроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернскиеприсутствия по крестьянским делам.

Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатыхпомещиков данной местности. Они намечались уездным дворянскимсобранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом.

Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировыхпосредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещикисохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаныпредоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.е.землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имелиправо выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика.

Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам.Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели правоот него отказаться.

Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях.Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низший) размеры душевого надела.

Установленные положениями нормы душевых наделов были, какправило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли открестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы.

Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела,если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый"дарственный" надел). Этот надел получил у крестьян название"кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы.

На 1 января 1881 г. число крестьян, получивших "дарственный" надел, достигло 461 тыс.В результате помещики "отрезали" у крестьян 20% прежних крестьянских наделов.Далее, помещики имели право переносить крестьянские наделы надругие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, малопригодные для обработки земли.

Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяйственных целей (гл. 2 Местного положения для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний). Лес, как правило, крестьяне пореформе не получали.

формы крестьянского землевладения.

Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование.

Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала дореформы. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почтиневозможен. Таким образом, пребывание в общине носило фактическипринудительный характер. Земля находилась в пользовании, а затем всобственности всего крестьянского общества и периодически делиласьмежду крестьянскими дворами.

Сохранение общины давало возможность царскому правительству ипомещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечиватьотбывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Следует подчеркнуть, что крестьяне получили, по сути, нищенские земельные наделы, владея которыми нельзя было прокормиться. К тому жекрестьянин фактически не мог распоряжаться своим наделом. В результате помещики сохранили в своих деревнях дешевую рабочую силу.

Крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях.Сохранение общины явилось, безусловно, феодально-крепостническим пережитком, тормозившим развитие капиталистических отношений в России.

Кроме общинного землевладения, реформа установила (для тех губерний, где и до реформы не было общины) подворно-участковый наследственный принцип владения землей. Этот принцип больше отвечалинтересам капиталистического развития, так как давал крестьянинубольшую возможность распоряжаться земельными наделами.Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянамза выкуп. Крестьянин имел право выкупить свою усадьбу. Выкупить жеполевой надел он мог только с согласия помещика или даже по одностороннему его требованию. Вопрос о размере выкупа, об организациивыкупной операции решался в специальном положении о выкупе. Сумма выкупа определялась путем капитализации годового оброка. Оброк,который помещик получал от своего крестьянина, принимался за постоянный доход, составлявший 6% капитала.

Крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить выкуп. Поэтомуцарское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму. С этой цельюбыла организована так называемая выкупная операция, направленная,как это утверждало царское правительство, "на содействие крестьянам вприобретении земли в собственность".

В чем заключалась эта выкупная операция?

Помещику причиталось 75% (если крестьяне получали неполный надел) или 80% (если надел был полный) выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20-25% крестьянин должен был внести помещику сам. Сумму, полученную помещиком из царской казны, крестьянин должен был погашать в течение49 лет по 6% ежегодно.

Таким образом, выкупная операция, с одной стороны, удовлетворялаинтересы помещиков, ибо помещики сразу получали все причитавшиесяим деньги и могли эти деньги пустить в оборот. С другой стороны, государственная казна также имела выгоду, ибо получала большие проценты.

С помощью выкупной операции крестьяне заплатили за землю в несколько раз больше, чем она стоила на рынке в это время. Рыночнаястоимость всей выкупленной крестьянами земли составила 543 млн.руб., а крестьяне заплатили за наделы свыше 2 млрд. золотом.Выкупные платежи тяжким бременем лежали на плечах крестьянства в течение почти полувека. Крестьяне в ряде случаев не могливовремя выплатить государству причитающиеся проценты за ссуду.

Вместе с долгом росла и зависимость крестьян от помещика.Таким образом, в результате реформы помещики не только сохранили за собой огромные поместья и дешевую рабочую силу, но и обеспечили на долгое время доход, который они получали от крепостных крестьян до реформы.

Условия освобождения других категорий крестьян от крепостнойзависимости. Реформа 1861 г. затронула всех крестьян. В отношениидворовых, крестьян было издано специальное положение, по которомуони освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостнойзависимости был сохранен.Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названныекрестьяне должны были в течение двух лет работать на помещика итолько после этого они могли получить освобождение без земли и безвыкупа.

Были приняты специальные дополнительные правила об устройствекрестьян мелкопоместных помещиков, по которым последние имелиправо освобождать крестьян без земли в случае, если этой земли у нихбыло мало. Они также имели право наделять крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись и некоторые особенности.Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялисьземлей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел тольков том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же правабыли и у мастеровых и посессионных рабочих.

Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне.Удельные крестьяне были освобождены в 1863 г. с наделом несколькобольшим, чем надел помещичьих крестьян, однако и у них отрезаличасть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом, причем государственным крестьянам,как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

По специальному Указу 1863 г. для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временнообязанных. Онибыли переведены в разряд крестьян-собственников, земельные наделыдля них были увеличены.

В 1863 г. в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести и в Польше аграрную реформу налучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.В 1864 г. царское правительство издало именной Указ об устройствекрестьян Царства Польского. Согласно Указу, крестьяне получили всобственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельныенаделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались отповинностей, которые, они несли в пользу помещика. Однако вместовыкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременемлег так называемый поземельный налог, большой по размеру и оченьтяжелый для польского крестьянина.

Реформа, проведенная царизмом, не могла полностью ликвидироватьпрежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне.

Крестьяне в период реформы испытывали на себе давление как

помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гнета растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в после реформенной России получили так называемые "отработки" и издольщина.

Однако, несмотря на все издержки, крестьянская реформа имелаогромное значение для развития капитализма в России: промышленность получила свободные наемные руки; в сельском хозяйстве устанавливались капиталистические отношения (в результате ликвидациисословного права дворян на землю последняя стала продаваться); быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются рыночные отношения, увеличивается числопредпринимателей и рабочих, формируются новые классы.

О социально-экономическом устройстве Российской империи написано немало ученых работ. Благодаря дотошности исследователей наука обогатилась полезными знаниями о хозяйственной жизни того времени, такими, например, как размеры средней крестьянской запашки и особенности севооборота в разных губерниях. Но множество этих и других хозяйственных подробностей не в состоянии передать духа эпохи, без чего все отдельные и даже самые важные данные делаются бессмысленным набором цифр.

О том, что же представляла собой Россия XVIII - середины XIX века, что было целью тяжелых жертв, принесенных народом «на алтарь отечества», - без устали спорят профессионалы и дилетанты, почвенники и западники. Тем примечательнее объективное свидетельство современника. В своей книге, посвященной истории рязанского дворянства, председатель губернской археографической комиссии А.Д. Повалишин замечательно точно характеризует период господства крепостного права: «Все в сущности клонилось к тому, чтобы дать помещику средства для жизни, приличной благородному дворянину».

Несколько сотен тысяч «благородных» российских помещиков по воле правительства стали олицетворять собой и государство, и нацию. В то же время миллионы ревизских душ в России именовались не иначе как «хамами» и «хамками», «подлыми людьми». А понятие «народ» в его действительном возвышенном смысле встречалось только в поэтических сочинениях, обращенных к далекому прошлому.

Исключительное положение господ окончательно было закреплено в «Жалованной грамоте дворянству», данной Екатериной II в 1785 году. Текст «грамоты» полон перечислением дворянских привилегий и прав. Но более всего этот документ примечателен своими умолчаниями. И главное из них - совершенное неупоминание в тексте о крепостных людях. Это умолчание несло в себе страшное значение - оно окончательно превращало живых русских крестьян в простую материальную часть помещичьей собственности. Как и следует в рабовладельческом обществе, весь смысл жизни крепостного человека, его предназначение состояли теперь исключительно в обеспечении своего господина и удовлетворении любых его потребностей.

Подневольное население обычной помещичьей усадьбы оказывалось довольно пестрым, и каждый имел в ней свои обязанности. Но наиболее многочисленными обитателями любого поместья были, конечно, крестьяне. Круг крестьянских повинностей был чрезвычайно широк и никогда не ограничивался работой на пашне. По приказу из господской конторы крепостные должны были выполнять любые строительные работы, вносить подати натуральными продуктами, трудиться на заводах и фабриках, устроенных их помещиком, или вовсе навсегда покидать родные края и отправляться в дальний путь, если господин решил заселить благоприобретенные им земли в других губерниях.

По словам Ивана Посошкова, автора одного из первых русских экономических трактатов «Книги о скудости и богатстве», помещики в своей хозяйственной деятельности руководствовались простым правилом: «Крестьянину-де не давай обрасти, но стриги его яко овцу догола».

Одним из основных способов извлечения прибыли из крестьянского труда было обложение оброком. На первый взгляд эта повинность может показаться не слишком обременительной. Оброчный крестьянин ежегодно выплачивал господину определенную денежную сумму и во всем остальном имел возможность трудиться и жить относительно самостоятельно. Помещикам оброчная система была также удобна. Она обеспечивала регулярный доход с имения и одновременно избавляла от необходимости вникать в хозяйственные дела. И все же, как правило, на оброк переводили поместья, расположенные в нечерноземных губерниях и там, где земледелие не приносило необходимого дохода. В условиях натурального хозяйства «живые» деньги были редкостью. Чтобы расплатиться с помещиком, крестьяне отправлялись на заработки в города. Там они нанимались на фабрики, зарабатывали каким-нибудь ремеслом или становились извозчиками. Часто целые деревни и села специализировались на том или ином промысле. Так, село Павлово на Оке, вотчина графов Шереметевых, славилось мастерами-замочниками и кузнецами, среди которых было немало зажиточных.

Но в большинстве случаев оброчные крестьяне оказывались в крайне тяжелом положении. Господа кроме денег требовали доставки натуральных припасов - продовольствия, дров, сена, холста, пеньки и льна. Примером натуральных господских поборов может служить перечень из поместья полковника Аврама Лопухина в селе Гуслицах: деньгами 3270 руб., сена 11000 пудов, овса, дров трехаршинных, 100 баранов, 40000 огурцов, рубленной капусты 250 ведер, 200 куриц, 5000 яиц, также ягод, грибов, овощей и прочего - «сколько потребуется для домашнего обиходу».

Иностранный путешественник был потрясен, став однажды свидетелем выполнения натуральной повинности в дворянском поместье: «Подобно пчелам, крестьяне сносят на двор господский муки, крупы, овса и прочих жит мешки великие, стяги говяжьи, туши свиные, бараны жирные, дворовых и диких птиц множество, коровья масла, яиц лукошки, сотов или медов чистых кадки, концы холстов, свертки сукон домашних».

Кроме этого крестьяне были обязаны каждый год на мирской счет выставлять плотников для строительства жилых и хозяйственных зданий в разных вотчинах, рыть пруды и проч. Они содержали на свой счет управителя и его семью. По требованию помещика крестьяне на собственных подводах и лошадях отправлялись в дорогу по разным господским надобностям.

С.Т. Аксаков так начинает свою «Семейную хронику»: «Тесно стало моему дедушке жить в Симбирской губернии, в родовой отчине своей, жалованной предкам его от царей московских…» Следствием этой «тесноты» стало переселение дедушки в соседнюю губернию вместе с пожитками, слугами, чадами и домочадцами. Конечно, переселяемых крестьян никто не спрашивал о том, тесно ли было им и хотят ли они расставаться с родными местами. Но более значимым было то, что все расходы по переселению ложились на самих крестьян. С.Т. Аксаков не углубляется в хозяйственные подробности, поэтому придется обратиться к данным по имению упоминавшегося А. Лопухина. Когда он задумал перевести несколько крестьянских семей из подмосковной в свою орловскую вотчину, для них были куплены шубы, сани и множество других вещей, необходимых для обзаведения хозяйством на новом месте. Эта отеческая забота помещика легла дополнительным бременем на оставшихся на месте крестьян, поскольку все было куплено за их счет. Но, кроме того, остающиеся должны были платить за переселенных оброк и выполнять прочие повинности вплоть до новой ревизии. Расходов и обязанностей было слишком много, и число их постоянно увеличивалось, в результате чего лопухинские крестьяне, в челобитной на имя императрицы, жаловались, что под властью своего господина они «пришли в крайнее разорение и скудость».

Правда, встречались помещики, старавшиеся не слишком обременять своих крестьян. Они если и требовали наряду с оброчными деньгами некоторых натуральных повинностей, в том числе и доставки продуктов, то делали это не сверх установленных платежей, а включали их в сумму оброка. Но такие щепетильные господа были настоящей редкостью, исключением из общего правила.

Вообще все в поместье, в том числе и судьба крестьян, их благополучие или разорение, целиком зависели от воли владельца. Ни закон, ни обычай не определяли никакой другой меры во взаимоотношениях господ и крепостных людей. Добрый и состоятельный, или просто легкомысленный помещик мог назначить необременительный оброк и много лет вообще не показываться в имении. Но чаще всего бывало иначе, и крестьяне, кроме денег и натуральных повинностей, должны были еще и обрабатывать господскую землю. Так, например, крестьяне одного помещика московского уезда, кроме оброка в 4 тысячи рублей, пахали для господина по 40 десятинярового хлеба и по 30 десятин ржи. В течение года они возили в столичный дом помещика дрова, сено и столовые припасы, для чего потребовалось несколько сотен подвод; отстроили новый дом в одной из вотчин, на что, кроме своего труда и леса, израсходовали около одной тысячи рублей из личных средств. Крестьяне обер-провиантмейстера Алонкина в прошении на имя императора Павла жаловались, что господин наложил на них оброк по 6 рублей с души, а притом принуждает обрабатывать помещичью землю в размере 600 десятин. Кроме того, Алонкин «на работу посылает ежедневно как мужчин так и женщин для копания прудов, и на работе безщадно и безчеловечно мучил побоями. Некоторые от оных побоев померли, а другие женщины, беременные, от безщадного телесного наказания выкинули мертвых младенцев, и так чрез самое его безчеловечие пришли все в нищее братство»…

Не легче было крестьянам и в том случае, если господа не заставляли исполнять лишних работ, но предпочитали просто повышать сумму оброка. Нередко такие платежи были столь высоки, что вконец разоряли крестьянское хозяйство. Крестьяне генерал-аншефа Леонтьева оказались доведены поборами помещика до такой крайности, что были вынуждены в конце концов питаться подаянием. Тщетно умоляя своего господина уменьшить бремя выплат, они обратились с отчаянной челобитной к императрице, в которой признавались, что и продав «последние из домишков своих», не смогут выплатить и трети возложенного на них оброка. При этом управитель, по приказу Леонтьева, их «бьет и мучит нещадно» с женами и детьми.

Крестьянин Н. Шипов вспоминал: «Странные бывали у нашего помещика причины для того, чтобы увеличивать оброк. Однажды помещик с супругою приехал в нашу слободу. По обыкновению, богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня с любопытством всех рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: "У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть, они очень богаты и им ничего не стоит платить нам оброк". Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка».

Примеров подобного произвола множество, они были обыкновенны, и именно потому, что крестьяне рассматривались просто как одушевленное средство для обеспечения своему господину необходимых условий для жизни, «приличной благородному дворянину». Об одном из таких «благородных» помещиков рассказывает Повалишин. Некто Л., промотавшийся офицер, после долгого отсутствия вдруг нагрянул в свою деревню и сразу значительно увеличил и без того немалый оброк. «Что будешь делать, - жаловались крестьяне, - барину надо платить, а платить нечем. Недавно он был здесь сам и собирал оброк. Сек тех, которые не платят. Вы мои мужики, говорил он нам, должны выручать меня; у меня кроме этой шинели нет ничего… Один было сказал, что негде взять, он его сек, - сек как собаку; велел продавать скот, да никто не купил. Кто же купит голодную скотину - кости да кожа? Сорвал с тех, которые побогаче, 1000 рублей и уехал. Остальные велел прислать к нему».

Такое посещение дворянином своей вотчины больше похоже на разбойничий налет. Но еще тяжелее приходилось крестьянам, если руку на их пожитки накладывал барин дельный, да еще и ласковый, каким запомнился его господин бывшему крепостному Савве Пурлевскому.

Помещик приехал в село с супругой и сразу прошелся по улице, внимательно все оглядывая, заходя в дома, распрашивая мужиков о житье-бытье. Держал себя с крестьянами просто, умел расположить к себе. На приветствие мирского схода отвечал степенно, с видимым уважением к собравшимся старикам. Бурмистр от имени села кланялся барину, говорил, что всем миром Бога молят о здравии господина и чтят память недавно почившего папеньки его. Барин улыбнулся, отвечал: «И это, старики, не худо. Спасибо за память». Но потом как-то так вдруг перешел к делу, что никто и опомниться не успел: «Но не забывайте, что нам нужны теперь деньги. Мы не хотим увеличивать оброк, а вот что сделаем. Соберите нам единовременно двести тысяч рублей. Как вы люди все зажиточные, исполнить наше желание вам не трудно. А? Что скажете?»

Поскольку крестьяне молчали в растерянности от услышанного, господин воспринял их молчание за положительный ответ: «Смотрите же, мужички, чтобы внесено было исправно!» Но тут сходка взорвалась криками: «Нет, батюшка, не можем!» «Шутка ли собрать двести тысяч!» «Где мы их возьмем?»

А дома-то смотри какие настроили, - возразил, усмехнувшись, барин.

Но сход не унимался: «Питаемся промыслом, платим оброк бездоимочно. Чего еще?»

Пурлевский продолжает: «Услышав такой решительный отказ, барин посмотрел на нас, опять улыбнулся, повернулся, взял барыню под ручку, приказал бурмистру подавать лошадей и тотчас уехал… Через два месяца вновь собрали сходку, и тогда уж без околичности был прочитан господский указ, в котором начистоту сказано: "По случаю займа в Опекунском совете325 тысяч на двадцать пять лет, процентов и погашения долга требуется около 30 тысяч в год, которые поставляется в непременную обязанность вотчинного правления ежегодно собирать с крестьян, кроме прежнего оброка в 20 тысяч; и весь годичный сбор в 50 тысяч разложить по усмотрению нарочно выбранных людей, с тем, чтобы недоимок ни за кем не числилось, в противном случае под ответственностью бурмистра неплательщики будут, молодые - без очереди сданы в солдаты, а негодные на службу - отосланы на работу в сибирские железные заводы".

В безмолвной тишине, прерываемой вздохами, окончилось чтение грозного приказа. В этот момент в первый раз в жизни почувствовал я прискорбность своего крепостного состояния… Такой огромный налог всех устрашил до крайности. Казался он нам и незаконным. Но что же было делать? В то время подавать жалобы на господ крестьянам строго воспрещалось…»

Оброк часто бывал индивидуальной повинностью, когда им облагали не все население поместья, а отдельных людей, приносивших господину доход своим ремеслом или искусством. Хозяйственные помещики, как правило, тщательно отбирали среди крестьянских детей способных к той или иной деятельности и отдавали в обучение. Повзрослев, такие крепостные мастера и ремесленники исправно выплачивали барину большую часть заработанных денег.

Особенно ценились талантливые музыканты, художники, артисты. Они, кроме того, что приносили значительный доход, способствовали росту престижа своего господина. Но личная судьба таких людей была трагичной. Получив, по прихоти барина, блестящее образование, пожив нередко за границей и в Петербурге, где многие, не догадываясь об их происхождении, обращались с ними как с равными, достигнув мастерства в своем искусстве, крепостные артисты забывали, что они - всего лишь дорогая игрушка в руках хозяина. В любое мгновение их мнимое благополучие могло быть разбито по мимолетному капризу помещика.

Крепостной человек помещика Б., Поляков, окончил Академию живописи, получил множество наград и отличий. Ему заказывали портреты представители известнейших аристократических фамилий, и за каждую работу художник получал значительные гонорары. Но его господину захотелось, чтобы художник прислуживал ему в качестве форейтора. Напрасно учителя и покровители Полякова хлопотали о смягчении его участи. Помещик был неумолим, и закон целиком оказывался на его стороне. Судьба Полякова сложилась трагически. Современник передает в своих воспоминаниях, что он был выдан хозяину и «по настойчивому приказанию своего господина сопровождал его на запятках кареты по Петербургу, и ему случалось выкидывать подножки экипажа перед теми домами… где он сам прежде пользовался почетом, как даровитый художник. Поляков вскоре спился с кругу и пропал без вести». После этого на совете Академии постановили только, что отныне, во избежание подобных досадных случаев, не принимать в ученики крепостных людей без отпускной от помещика.

Свидетельства о таких судьбах встречаются у многих мемуаристов, русских и иностранцев. Француз де Пассенанс рассказывает историю о крепостном музыканте. После обучения своему искусству в Италии у лучших мастеров музыки молодой человек вернулся на родину по требованию помещика. Барин остался доволен его успехами и заставил играть перед многолюдным обществом, собравшимся в тот вечер в господском доме. Желая удивить им своих гостей как редкой диковиной, барин велел играть без перерыва много часов кряду. Когда скрипач попросил позволения отдохнуть, господин вспылил: «Играй! А если будешь капризничать, то вспомни, что ты мой раб; вспомни о палках!» Отвыкший от нравов, заведенных в родном отечестве, доведенный до отчаяния усталостью и безвыходностью своего положения, униженный человек выбежал из залы в людскую и топором отрубил себе палец на левой руке. Пассенанс приводит его слова: «Будь проклят талант, если он не смог избавить меня от рабства!»

Этот поступок, в духе древних римлян, не был оценен по достоинству в дворянском доме. Своим следствием он мог иметь только жестокое наказание на конюшне и вечную ссылку в глухую деревню, где бывший музыкант до конца дней должен был ухаживать за скотом или исполнять другую черную работу.

Осознание полного бесправия и беспомощности приводило к тому, что крепостные люди, по разным обстоятельствам приобщившиеся на короткое время к иной жизни и снова ввергнутые в рабство, кончали самоубийством или спивались. Эти происшествия, иногда упоминавшиеся в «благородном» обществе в качестве забавного анекдота, приводили в изумление и ужас иностранных гостей. Они никак не могли понять, каким непостижимым образом в русских аристократах сочетаются внешний лоск цивилизованности и варварский деспотизм.

Но большая часть крепостных крестьян была предусмотрительно избавлена своими господами и попечением правительства от искушения славой и душевных терзаний.

Абсолютное большинство из них не только не учились в Италии у лучших живописцев и музыкантов, но никогда не выезжали из родного села в ближайший уездный город. Они всю жизнь трудились на барщине.

Причиной чрезвычайно тяжелого положения барщинных крестьян, которое признавалось всеми, от частных лиц до самой императрицы, была неопределенность размеров их повинностей помещику. На протяжении всего XVIII и до середины XIX века просвещенные вельможи подавали «на высочайшее имя» записки и доклады, в которых предлагали те или иные меры по изменению этого положения. Сама Екатерина и ее преемники неоднократно заявляли о необходимости юридическими нормами ограничить произвол - но за все время существования крепостного права правительство так и не решилось предпринять никаких практических мер, которые действительно могли бы облегчить участь крестьян.

Соборное Уложение 1649 года глухо оговаривается только о запрете принуждать к работам по воскресным и праздничным дням. За сто лет, прошедших со времени издания Уложения, землевладельцами повсеместно игнорировались и эти робкие законодательные ограничения. А вынужденное обстоятельствами постановление Павла I «о трехдневной барщине» носило исключительно рекомендательный характер и почти нигде не исполнялось. От произвола помещика зависело не только число барщинных дней, но и продолжительность работы в течение дня. Эта продолжительность нередко была такой, что захватывала и часть ночи, не оставляя крестьянам даже темного времени суток для работы на своем поле. В такой ситуации едва ли не верхом гуманности выглядела инициатива части дворян ораниенбаумского и ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии, определивших своим крестьянам четкие рабочие нормы: не более 16 часов/сутки в летние месяцы.

При отсутствии правил в одном и том же уезде у соседей-помещиков практиковались разные сроки барщины. Некоторые господа вводили у себя в имении вовсе разорительный для крестьянского хозяйства обычай, когда крепостные безотлучно трудились на пашне помещика до тех пор, пока не заканчивался весь круг сельских работ, и только после этого их отпускали на свои участки.

В таких обстоятельствах неудивительно, что у многих помещиков возникла мысль о совершенной ликвидации отдельных крестьянских наделов и включении их в господскую запашку. Крестьяне, лишенные какого бы то ни было личного хозяйства, теперь полностью превращались в сельских рабов. Это уродливое явление российской действительности времен империи, развившееся из неограниченной законом барщины, получило название «месячины».

Радищев дает подробное описание такой рабовладельческой плантации: «Сей дворянин Некто всех крестьян, жен их и детей заставил во все дни года работать на себя. А дабы они не умирали с голоду, то выдавал он им определенное количество хлеба, под именем месячины известное. Те, которые не имели семейств, месячины не получали, а по обыкновению лакедемонян пировали вместе на господском дворе, употребляя, для соблюдения желудка, в мясоед пустые шти, а в посты и постные дни хлеб с квасом. Истинные розговины бывали разве на Святой неделе.

Таковым урядникампроизводилася также приличная и соразмерная их состоянию одежда. Обувь для зимы, то есть лапти, делали они сами; онучи получали от господина своего; а летом ходили босы. Следственно, у таковых узников не было ни коровы, ни лошади, ни овцы, ни барана. Дозволение держать их господин у них не отымал, но способы к тому. Кто был позажиточнее, кто был умереннее в пище, тот держал несколько птиц, которых господин иногда бирал себе…

При таковом заведении неудивительно, что земледелие в деревне г. Некто было в цветущем состоянии. Когда у всех худой был урожай, у него родился хлеб сам-четверт; когда у других хороший был урожай, то у него приходил хлеб сам-десят и более. В недолгом времени к двумстам душам он еще купил двести жертв своему корыстолюбию; и, поступая с ними равно, как и с первыми, год от году умножал свое имение, усугубляя число стенящих на его нивах. Теперь он считает их уже тысячами и славится как знаменитый земледелец».

Описанная картина не была редкой для сельскохозяйственного ландшафта России не только в XVIII веке, но вплоть до самой отмены крепостного права. Но очевидно и то, что для создания такого концлагеря помещик должен был обладать определенно низкими моральными качествами. Радищев в негодовании так и обращается к этому дворянину Некто: «Варвар! Не достоин ты носить имя гражданина!»

Любопытно, что некоторые наши современники, причем из научной среды, смотрят на дело гораздо спокойнее. Так, один историк, в подтверждение своего взгляда, будто бы крепостное право и ко времени своей отмены далеко не исчерпало своего полезного для страны потенциала, утверждает, что «помещичьи крестьяне работали не только больше, но и качественнее, чем казенные». Важно, на чем уважаемый ученый основывает свое мнение. Он отмечает, что основным источником роста урожайности в помещичьих хозяйствах было «улучшение обработки полей за счет роста интенсивности труда»!

Надо ли уточнять, что за этой деликатно сформулированной фразой о «росте интенсивности труда» на барщине в действительности скрывается ничем не ограниченное насилие над крестьянами?! Может ли это обстоятельство быть оправдано чем-нибудь, и увеличением урожайности в том числе? Еще Радищев справедливо задавался вопросом: «Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду?»

Как землевладельцы добивались роста интенсивности труда среди своих крепостных, можно себе представить хотя бы на основании воспоминаний А.И. Кошелева. Известный общественный деятель, Кошелев был, кроме всего прочего, крупным помещиком и одно время даже предводителем уездного дворянства. Поэтому описанные им случаи из помещичьей практики особенно ценны. Он пишет: «В соседстве моем жил помещик Ч., человек недурной, пользовавшийся общим уважением в дворянстве… При земляных работах, чтобы работники не могли ложиться для отдыха, Ч-ов надевал на них особого устройства рогатки, в которых они и работали. За неисправности сажал людей в башню и кормил их селедками, не давая им при этом пить… Брань, ругательства и сечение крестьян производились ежедневно».

Каждая жалоба из бессчетного числа крестьянских челобитных представляет крепостное право с новой стороны, удивляя примерами господского цинизма и часто бессмысленной жестокости. Так, например, крепостные генерала Гурко жаловались на притеснения со стороны управляющего и чрезвычайное обременение работами. Писали, что управляющий запрягает крестьян с женами и детьми «вместо лошадей в сохи и пашет ими, как скотиной…»

Не только дворяне, но и монахи синодской церкви, а монастыри до 1764 года имели право владеть населенными имениями, обходились с крепостными немилостиво. В Курской губернии исследователем Добротворским были собраны интересные свидетельства о том, как жилось крестьянам под властью монашеской обители: «Монастырская неволя была пуще панской… Рассказывают старики, что житье было тогда незавидное. Вместо лошадей у монахов служили они: на них и воду возили, и землю пахали».

Весьма примечательно, что образ крепостных крестьян, впряженных в соху или телегу вместо скота, - постоянно встречается в записках современников. Как тут не вспомнить горькое радищевское сравнение крестьян с волом, «определенным тяжкую вздирати борозду»?!

Нельзя не признать, вслед за историком XIX столетия, что все развитие помещичьего хозяйства «давало основание заключить о переходе крестьян в совершенное рабство». Среди прочего, наиболее ярко полное бесправие крепостных людей проявлялось в бесцеремонном вмешательстве господина в их личную жизнь, и в заключение браков в первую очередь.

Действительно, в эпоху крепостничества у крестьян было два основных способа устроить свою брачную жизнь - «по жребию» и «по страсти». О последнем способе дает представление следующая история: одна эмансипированная молодая барыня, вернувшись вскоре после реформы 1861 года из заграничного путешествия в свое имение, собрала крестьянских женщин и устроила чаепитие. За чаем она и поинтересовалась - все ли они вышли замуж «по любви»? Крестьянки явно не поняли вопроса госпожи и недоуменно смотрели на нее.

Ах, ну как же вы не понимаете! - воскликнула барыня. - Ну, значит, по страсти!

По страсти, по страсти, - вдруг оживившись, закивали женщины. - Известно - кого назначит барин, или бурмистр, с тем и под венец! А если заупрямишься, так выпорют кучера на конюшне, прямо страсть!

А. Пушкин, сам однажды пересказывая подобный же случай, отметил при этом: «Таковые «страсти» обыкновенны. Неволя браков давнее зло». Но необходимо помнить, что история, сегодня имеющая значение едва ли не анекдота, в крестьянском быту XVIII–XIX веков оказывалась человеческой трагедией.

Один «благородный» душевладелец оставил для потомства свои соображения о наилучшем развитии помещичьего хозяйства: «Добрые экономы от скотины и птиц племя стараются разводить, - писал он, - а потому о размножении крестьян тем более печность (т. е. заботу) следует иметь». И рекомендовал отдавать крепостных «девок» замуж не позднее 18 лет. Любопытно, что здесь с ним полностью соглашался А. С. Пушкин, который был не только великим русским поэтом, но и обыкновенным российским помещиком. В одной из своих публицистических статей он писал: «Осмелюсь заметить одно: возраст, назначенный законным сроком для вступления в брак, мог бы для женского пола быть уменьшен. Пятнадцатилетняя девка и в нашем климате уже на выдании, а крестьянские семейства нуждаются в работницах…»

Впрочем, в работницах нуждались не только крестьяне, но в первую очередь их владельцы. И решение этого «хозяйственного» вопроса было для них тем проще, чем глубже в среде поместного дворянства утверждался взгляд на крепостных людей, как на рабочую скотину. Новгородский губернатор Сивере, один из немногих вельмож за всю российскую историю, сохранивших объективность и здравый взгляд на действительность, отмечал утилитарное отношение помещиков к своим крестьянам: «Землевладельцы в России обыкновенно принуждают к браку молодых людей и делают это для того, чтобы иметь лишнюю пару, т. е. новое тягло, на которое можно еще наложить работу или оброк».

Понятно, что чем населеннее были дворянские вотчины, тем сильнее ограничивалась возможность индивидуального подхода к женитьбе крестьян. Князь А. Голицын, ознакомившись со списками, представленными ему старостами, убедился, что в его имениях слишком возросло число незамужних девиц и неженатых парней. Видя в сложившемся положении прямой убыток для себя, князь велел немедленно расписать потенциальных женихов и невест по возрасту и венчать «по жребию».

Справедливости ради надо сказать, что со стороны князя это была только мера устрашения. Как тогда говорили - «под рукой» велели бурмистрам не спешить с исполнением сурового приказа. И действительно, господский намек крестьянами был понят верно. За одну неделю сыграли 400 свадеб, не дожидаясь «жребия».

Но душевладельцы редко соединяли в себе способность беречь собственные хозяйственные интересы без лишнего насилия над плотью и чувствами своих рабов. Один крестьянин, родившийся крепостным, так вспоминал об обстоятельствах женитьбы своих родителей и многих односельчан: «Назначили для этого время в году и по особому списку вызывали в контору женихов и невест. Там по личному указанию немца-управляющего составлялись пары, и под надзором конторских служителей прямо отправлялись в церковь, где и венчались по нескольку вдруг. Склонности и желания не спрашивалось. По долгом времени такой горести возникли письменные жалобы крестьян к самому помещику, который на беду не обратил на них внимания, а вверился управляющему и, не разобрав, дозволил ему «проучить» всех просителей домашним образом. И пошла потеха: каждодневная жестокая порка…»

Важной особенностью развития крепостного права, как оно сложилось во второй половине XVIII века является, с одной стороны, появление все новых законов, официально расширяющих права дворян в распоряжении крепостными людьми, а с другой - повсеместное нарушение прежних законов, хотя бы в малом ограничивающих помещичий произвол.

Так, например, при Петре I, в 1724 году выпущен был указ, запрещавший венчать по одному только изволению господ или родителей, «но непременно, чтобы при том и брачующиеся оба лица свободно явно и добровольно объявили свое желание». Очевидно, что это петровское распоряжение, никогда формально не отмененное, было неудобно помещикам, стесняя их полномочия, и попросту игнорировалось, а вскоре совсем было забыто. Большинство же крестьян о нем, вероятно, и вовсе никогда не слышало.

Забвение постигло и другой наказ Петра, дававший право солдатам брать в жены крепостных крестьянок, не спрашивая на то разрешения помещика. К середине века не только согласие душевладельца на брак своей «рабы» стало обязательным, но нередко иному солдату приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы вырвать свою собственную жену из рук помещика, владеющего ею незаконно. В источниках сохранилось любопытное дело такого рода, от 1746 года. Оно имеет красноречивое название: «О присвоении профессором Тредьяковским жены гренадерской». В Военную коллегию была доставлена жалоба: «По донесению гренадера Невского гарнизонного полка Мадыма Беткова (из башкирцев) жена его Ентлавлета Однокулова, оставшись по сдаче его в рекруты на родине в Казанской губернии, попалась ему навстречу в Санкт-Петербурге и объявила, что она по взятии его, Беткова, в службу, чрез несколько времени не знает какими офицерами вывезена в Санкт-Петербург и, назад года три, отдана ими в подарок профессору Санкт-Петербургской Академии Наук Василию Кириллову сыну Тредьяковскому, где и живет в услужении. Поэтому гренадер Бетков и просит об отдаче ему означенной жены его».

Военная коллегия потребовала от канцелярии Академии наук сведений: действительно ли женка Ентлавлета находится у профессора Тредьяковского в услужении и по каким актам он ею владеет? На это Академия своей промеморией, подписанной президентом Кириллом Разумовским и членами Академии, препроводила в Коллегию собственноручный отзыв по этому делу Тредьяковского.

Поэт писал: «Башкирец Мадым Бетков доносит ложно… для того что я имею у себя с 1742 года жонку башкирскаго народа, которая мне дана в услуги жене моей тестем моим протоколистом Филипом Ивановым сыном Сибилевым… а ныне во Святом крещении с 1740 году именуется она Наталья Андреева дочь… Он же гранодер башкирец прелагаетслехка, говоря только просто, что она взята из Казанския губернии офицерами; но сие походит на то, что буттобы она была прямо украдена. Однако сие делалось не так… ибо помянутая жонка подлинно взята военными людьми, но в то время, когда в тех местах, и близ города Самары, бунтовали воры-башкирцы, и пойманная вместе с бунтовщиками, из которых многии там тогда и казнены, привезена потом, с оставшимися после вершенныхмужей бабами своего народа, в город Самару, где отдана помянутому мною тестю, так как и прочим многим бабы, девки и ребята бунтовщичьи розданы по указу, в наказание бунтовщикам…

А хотя бы помянутая жонка и подлинно была в Башкирии сего ныне гранадера жена, по магометанскому беззаконию; однако нет нигде у нас как правил, чтоб христианку признавать басурманскою женою, и отдавать за нечестивого безверника.

Но с другой стороны, хотяж бы ныне гранадер-башкирец и обешчался восприять святое крещение, чего я ему и желаю; однако, помянутая жонка также бы не могла быть его женою, для того что он бы сие учинил уже после, и может быть не больше для спасения души, сколько для получения себе жены, которую ему, как башкирцу, здесь сыскать трудно; а тесть мой, как законный ея по указу господин… не имеет ни малаго намерения отдать ея за помянутаго гранадера… ибо прежнее башкирское совокупление, хотя и действительно у них было, однако оно не законное… для того что у них можно иметь по три, по четыре, и по седми жен, или справедливее, незаконных наложниц. И потому, ежели бы он захотел… вклепаться здесь во всех седмь башкирок, то бы надлежало для него требовать от их господ всех седми. Подлинно, был бы он богат, не по солдатским животам, женами….

На подлинном написано: "Сие известие писал я Профессор Василей Тредиаковский своею рукою. Октября 13 дня, 1746 года"».

Военная коллегия требовала от Беткова доказательств, какие он имеет о том, что названная жена ему действительно принадлежит. На это требование от начальства Беткова были представлены показания свидетелей-сослуживцев «о принадлежности Беткову означенной жены его, названной по Святом крещении Натальей Андреевой».

В июне 1747 года обер-комендант Игнатьев докладывал в Военной коллегии, что «Тредьяковский при свидании ему лично объяснил, что когда гренадер примет веру греческого исповедания, то и жену ему отдаст; и что, по принятии гренадером этой веры, причем он назван Петром Петровым, об отдаче ему той жены его был послан от него, Игнатьева, к Тредьяковскому нарочный; но Тредьяковский посланному сказал: "Не отдам, ибо де она ему крепостная"».

Впрочем, эта история закончилась счастливо. Военная коллегия, несмотря на упорство Тредьяковского, определением от 29 июня 1747 года постановила: отобрать от него жену гренадера Петрова Наталью Андрееву «безо всяких отговорок» и возвратить ее мужу. О необходимости немедленного исполнения этого распоряжения уведомили Академию наук. Наконец 20 августа из Академии в Коллегию сообщили, что Андреева мужу отдана. Но пример того, как известный русский поэт В. Тредьяковский цепко держался за свою «крещенную собственность», не стесняясь разлучать мужа с женой, может дать представление, как могли себя вести в подобной ситуации другие, менее просвещенные помещики.


28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ

Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли, право распоряжения ею сильно ограничивалось властью сельской общины которые существовали в большинстве регионов страны. Кроме того, крестьянину запрещалось распоряжаться землей в течение 9 дней (это было сделано во избежание массового ухода освобожденных крестьян в города).

Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне получали статус «свободных сельских обывателей», приобретали гражданскую дееспособность. Им разрешалось заключать договоры, с тем ограничением, что переданные им земли они не могли использовать в качестве обеспечения взятых ими на себя обязательств. Крестьянам также предоставлялось право свободно заниматься торговлей, открывать заводы и фабрики, вступать в гильдии и иные профессиональные корпорации, по своей воле вступать в брак. Крестьяне получали равные с другими сословиями процессуальные права.

Однако крестьяне во многом еще оставались ущемленными в правах. В частности, им запрещалось обязываться векселями; при поступлении на государственную службу или в учебное заведение крестьянин был обязан представить «увольнительную» выданную сельским обществом (общиной). Эти ограничения были отменены лишь под воздействием Первой русской революции 1905–1907 гг., в соответствии с Указом от 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний»

Крестьяне за отводимые им земельные наделы должны были отбывать рабочую повинность или выплачивать деньги помещику, т. е. находились на положении так называемых временнообязанных. По заключении договоров («уставных грамот») зависимость крестьян от помещика окончательно ликвидировалась, а казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» «Выкупные платежи» и все подати крестьяне платили сообща, всем «миром». Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине, и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Под влиянием Первой русской революции 3 ноября 1905 г. (через 44 года после освобождения крестьян) был опубликован царский Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения». В соответствии с ним с 1 января 1906 г. невыплаченные выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 г. и вовсе отменялись.

Содержание крестьянской реформы излагалось в документе под названием: “Положение 19 февраля 1861г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Состовлял - московский митрополит Филарет Дроздов -“Филька”. – Помещичьи крестьяне (23,1 млн. чел.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользованние (9 лет). В течение 9 лет крестьяне должны отрабатывать за надел барщину и платить оброк. Размеры надела и объём повинностей крестьян – в уставных грамотах.(Составляли-помещики, а проверяли – мировые посредники (помещики)).Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, с “миром”. *Для установления надела должна была учитываться норма надельных участков – высшая и низшая. Помещичьи крестьяне получили 3,3 дес. на душу (крестьяне много потеряли из-за этого, т.к. если имели больше – отрезали, мньше – не прибавляли). Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки.

Пока сделка не осуществилась – крестьянин считался “временнообязанным”. 28 дек. 1881 г. – закон об обязательном выкупе; начал действовать с 1 янв. 1983 г. Юридическая ликвидация крепостного права длилась 22 г. (в отдаленных от центра на много дольше).

*За пользование землёй крестьяне выполняли – барщину и оброк. Размер оброка зависил от места региона от 8 – 12 руб.; что касается барщины (до реформы: муж.- с 18 до 55 лет, жен. С 17 до 50 лет) за каждый высший надел 40 муж. и 30 жен. дней, не больше.

*Повинности временно обязанных почти ни чем не отличались от крепостных крестьян, точнее, регулировались законом. (58% крестьян не подписали уставные грамоты, т.к. боялись закрепощения). Реформа дала крестьянам право выкупить усадьбу и полевой надел. 544 млн. руб. стоила земля, а крестьяне платили 867 млн. (323 млн. – разница как компенсация помещикам). *Государство выступало в роли посредника: 20% - крестьяне должны были заплатить помещику сразу, 80% – государство. (с 1907 г. размеры выкупных платежей отменили.) Дворовые слуги (1,5 млн.) выходили на волю без выкупа через 2 года и не получали ни усадьбы, ни надела. Удельные крестьяне (26 июня 1863 “положение”) выкупали землю на таких же условиях, что и помещичьи, только через 2 года. Государственные крестьяне (24 июня 1866 г.) считались лично свободными и не платили в казну феодальную ренту (оброчную подать). Реформа существенно изменила правовое положение крестьян: крестьяне имели право владеть собственностью, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, вступать в брак. Личное освобождение 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наёмной рабочей силы. Экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри – феодально-крепостнический строй. Пережитки крепостничества тормозили развитие страны. [Для управления крестьянами были созданы особые органы “самоуправления”, сельский староста следил за порядком; несколько сельских обществ образовывали волость, где волостной сход – высший орган.]