Экологические нормы в конституции рф. Конституционные положения в сфере экологии. В Конституции закреплены

Текст Ст. 42 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Комментарий к Ст. 42 Конституции Российской Федерации

Данная статья закрепляет экологические права на: благоприятную окружающую среду;

достоверную информацию о состоянии благоприятной окружающей среды;

возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека и гражданина экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду — это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов*(201).

Данное право занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Возникновение его связано с глобальным экологическим кризисом, охватившим мир в последней четверти XX в. В первые годы существования ООН право человека на благоприятную окружающую среду не было выделено в самостоятельную категорию и подразумевалось входящим в состав права на жизнь и права на «достаточный жизненный уровень»*(202).

В настоящее время право на благоприятную окружающую среду рассматривается исследователями в числе социальных прав. Однако на этот счет существует две точки зрения, по которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и к личным правам. Так, профессор Ф.М. Рудинский отмечает, что право на здоровую окружающую среду находится в группе социальных прав человека*(203).

С. Шатаева данное право отнесла к личным, аргументируя это тем, что человек пользуется окружающей средой и пребывает в ней с момента своего рождения независимо от наличия социальной или иной среды. Как бесспорно его естественное приобретение права на жизнь, так и не встает вопрос о том, какого качества окружающая среда предоставляется человеку изначально, исключая все те вредные воздействия, которые успело произвести человечество до его рождения*(204).

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же считается окружающая среда, губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.

Важное место среди экологических прав человека и гражданина занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» право на информацию является одним из фундаментальных прав человека*(205).

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью) и в силу стихийных природных катаклизмов (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

В узком смысле данное право может рассматриваться как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, чьи родственники проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» сказано, что сведения, касающиеся чрезвычайных происшествий и катастроф, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствий; стихийных бедствий, их официальных прогнозов и последствий, а также состояния экологии, здравоохранения, санитарии и демографии не могут быть засекречены*(206). Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческую тайну на предприятиях не могут составлять «сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом»*(207). Здесь же следует сказать, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды*(208).

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды.

Однако здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации*(209) формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»*(210). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В этом Перечне есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства, например, сведения:

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов;

о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о проектировании, строительстве и эксплуатации режимных и особо важных объектов, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах стратегических видов полезных ископаемых.

Помимо права на достоверную информацию, человеку и гражданину принадлежит право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под ущербом, нанесенным здоровью граждан воздействием неблагоприятной окружающей природной среды, понимается такой ущерб, который привел к полной или частичной потере жизнеобеспечивающих, биологических функций организма. В данном случае компенсации подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, смертью кормильца, полной или частичной потерей трудоспособности.

К сожалению, редакция комментируемой статьи далека от совершенства. Во-первых, провозглашается право на возмещение ущерба, причиненного лишь здоровью или имуществу гражданина, и ничего не сказано о праве на возмещение морального вреда. Таким образом, данная статья сузила круг своего действия до конкретных видов вреда. Во-вторых, говорится о праве на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, а значит, упускаются из виду те ситуации, в которых вред наносится в результате не правонарушения, а неизбежного и не зависящего от человека хода развития событий.

Фактически Конституция РФ гарантировала право на возмещение лишь части реально причиняемого населению экологического вреда. Однако текущее законодательство позволяет гражданам взыскивать, а государственным органам соответственно компенсировать и тот вред, который причиняется деятельностью, не обладающей по существующим канонам всеми признаками правонарушения (например, вред, причиняемый в результате крупных техногенных катастроф, связанный с проживанием на неблагополучных территориях или на территориях, где существует повышенный риск радиационного, химического загрязнения среды). В данном случае сумма денежных средств берется из средств государственных экологических фондов.

1

Экологическая безопасность - это одна из главных элементов национальной безопасностилюбогогосударства, а самое главное что впервые оно нашло свое отражение в Конституции РФ. Однако такое закрепление не является достаточным; Необходим действующий федеральный закон и гос. орган, который регулировал бы данную область правоотношений более детально и конкретно. К огромному сожалению на данный момент есть только проект закона «Об экобезопасности» - где содержится определение экобезопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее. Поэтому исходя из выше сказанного сначала рассмотрим теоретический аспект данной проблематики, а затем практический.

Теоретический аспект . Нельзя не согласится с точкой зрений авторского коллектива Тер-Акопов А.А.Винокуров А.Ю., Дерешко Б.Ю., Загорский Г.И., Матвеев К.В., Пчелинцива Л.М., Скромников К.С., Харбет К.В. «Экологическая безопасность как правовая и научная категория появилась с потребностью исследовать процессы воздействия природной среды на безопасность человека, общества и государства, обусловленной появлением на статически обнаруживаемом уровне фактов, свидетельствующих о превращении объектов природы в источник социальных угроз. Однако понятие экологической безопасности вызывает противоречивое высказывание как теоретиков так и практиков. В курсе лекций «Правовое обеспечение национальной безопасности России в экологической сфере», авторы Г.П. Серов, С.Л. Байдаков дают анализ и высказывают свою точку зрения по отношению категории экобезопасности. В связи с этим можно разделить четыре теоретические группы. К первой группе относится ряд ученых юристов и практиков которые понимают экобезопасность как состояние защищенности:

  1. Жизненно важных интересов личности, общества, государство. (это точка зрения Петрова. В.В. 1995г)
  2. Биологических основ жизни, здоровья, развития человека.(это точка зрения Жевлакова. Э.Н. 1995г)
  3. Населения, животного и растительного мира, окружающий природной среды в целом от последствий антропогенного воздействия, а также от стихийных бедствий и катастроф. (это точка зрения Винокурова Ю.Е 1993г)
  4. Тер-Акопов. А.А.(1998г) формирует экобезопасность как обеспеченность жизненно важных интересов человека природными ресурсами защищенность его от воздействия негативных факторов природы.

Ко второй группе относится один из юристов практиков, где сущность экобезопасности раскрывается через понятие «отношений», «системы общественных отношений». По мнению Тер-Акопова. А.А, экобезопасность может быть разделена как отношение между обществом и человеком, исключающее причинения вреда человеку посредством воздействия на природную среду его обитания. Отсюда видно,что Тер-Акопов. А.А. находится на стыке первой и второй группы ученых юристов и практиков.

Также Тер-Акопов А.А. рассматривает сущность экологической безопасности в книге «Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности »: << Экологическая безопасность, судя по всему, отпочковалась от теории охраны природы, которая в совокупности с рациональным природопользованием начала активно разрабатываться в юридической науке и законодательстве начиная с пятидесятых годов XX века.

Первоначальный смысл охраны природы виделся в планомерном и целенаправленном преобразовании ее в целях рационального использования естественных ресурсов и улучшения среды обитания людей. В дальнейшем идеи преобразования природы в силу их реакционной сущности вполне обоснованно утратили свою популярность.

В словаре-справочнике «Экология человека» под редакцией академика РАН Н.А. Агаджаняна экологическая безопасность раскрывается в трех смыслах, объединяемых идеей сохранения человека, а именно:

  1. как степени «соответствия существующих или предполагаемых экологических условий задачам сохранения здоровья населения.
  2. «комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле на том уровне, к которому без серьезного ущерба может адаптироваться человечество.
  3. как результат обеспечивающих ее действий, социальной активности, обращенной на решение задачи выживания человечества в процессе его взаимодействия с природной средой.

На взгляд авторского коллектива(Тер-Акопов А.А. Винокуров А.Ю., Дерешко Б.Ю., Загорский Г.И., Матвеев К.В., Пчелинцива Л.М., Скромников К.С., Харбет К.В.) в книге «Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности » понимают,что обеспечение экобезопасности предполагает не только предотвращение, но и ликвидацию последствий экологически значимых катастроф и аварий; экобезопасность должна включать и обеспеченность природными ресурсами, что, впрочем, охватывается указанным в определении экологическим балансом; экобезопасность - это безопасность разномасштабная, в своей основе она действительно направлена на здоровье человека, населения, но отдельные ее аспекты имеют статус государственной безопасности; требуется расшифровка понятий «здоровье» и «природа», которая дает основание для включения в определение дополнительных признаков, и, наконец, источником экологической опасности могут быть не только катастрофы и аварии, имеющие разовое, случайное поражающее действие, но и естественно накапливающиеся изменения в природной среде, достигающие опасного порога. Это, например, выбросы, накапливающиеся постоянно в атмосфере в результате долговременной неправильной эксплуатации предприятий, заводов, фабрик и т.д..

К третьей группе относится Г.П. Серов, С.Л. Байдаков, где они дают свое определение экобезопасности - как состояние жизненно важных интересов объектов безопасности в процессе взаимодействия общества и природных угроз:

  1. Со стороны природных объектов, естественные свойства которых изменены путем загрязнения, засорения в результате: либо антропогенной деятельности (при возникновения аварий, катастроф, при осуществлении длительной хозяйственной, оборонной,военной и иных видов деятельности); либо преднамеренно(путем экологических диверсий, экологической агрессии) ; либо природных явлений и стихийных бедствий.
  2. Необеспеченностью природными ресурсами, обусловленной уничтожением,порчей природных объектов.

К четвертой группе относится Боголюбов. С.А., где экобезопасность рассматривается как целесообразное использование природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Нельзя не согласится с точкой зрения которую выражает Тер-Акопов.А.А. ,что социально-экологический эгоизм мешает установлению экологической безопасности, так как данное эгоистическое поведение какого -либо сообщества,либо отдельного человека, направленное на удовлетворение собственных экологических либо экономических интересов в ущерб интересам остальной части населения .Впоследствии это ведет к экологическим конфликтам. И одним из таких конфликтов является экологический терроризм, так как он является одним из основных угроз экологической безопасности, а также национальной безопасности страны. Под экологическим терроризмом понимается различные по своему содержанию и проявлению факты насильственного воздействия на окружающею природную среду, где установлен умысел как специальная цель: запугивания для достижения криминального результата Впоследствии это ведет к экологическим конфликтам.

Практический аспект . Можно внести предложение о создании гос. Органа (пока на федеральном уровне, впоследствии будут соответствующие территориальные подразделения.) в качестве структуры при Конституционном Суде РФ (КС РФ )как орган специального контроля-защиты экологических прав исходя из Конституции РФ. Данный орган должно быть на профессиональной основе, где КС РФ утверждает соответствующих кандидатур по представлению Советом Федерации и уполномоченными представителями Президента. Необходимость создания этого органа из за волокиты и несвоевременное действия остальных органов власти, по поводу экологических проблем, но это не означает что они не будут вместе взаимодействовать. Из выше изложенного далее необходимо принять Федеральный закон, где четко будет прописано полномочия соответствующего органа. Немаловажную роль в реализации экологической безопасности и играют средства массовой информации. В последнее десятилетие все более очевидно: рост промышленности, нищенское положение некоторых стран угрожает биосфере планеты, экологический терроризм. Для обеспечения экологической безопасности должно и нужно рассматривать: прежде всего целенаправленную деятельность соответствующего органа(который был указан выше КС РФ ), связанная спецификой экологического управление, состоянием защищенности объектов безопасности; как один из главных принципов охраны окружающей среды при восстановлении нарушенных естественных свойств природных объектов.

Таким образом, Конституция РФ выступает как гарантия экобезопасности, а само государство должно реальную обеспечить защиту прав граждан для их реализации, а граждане прежде всего не должны забывать о своих обязанностях, так же не надо забывать о воспитание и образование в экологическом смысле так как - это глобальная проблема каждой страны.

См. Ст.42 Конституция РФ « Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением ».

От 25.07.2002. №116-ФЗ. Ст. 1

См: Экология человека:, Словарь -справочник. М.: Крокус,1997.Стр.24

Тер-Акопов.А.А..»Безопасность человека».М, 1998. Стр.187

Оганесян Э.Э. Журнал « Успехи современного естествознания»№ 6.2004.Стр.65-67

Дерешко Б.Ю. «Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности». М., 2001.Стр.105

ФЗ «Об охране окружающей среды » от 10.01.2002. №7 Ст.71

Библиографическая ссылка

Оганесян Э. Э. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНСТИТУЦИЯ РФ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 113-115;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12994 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 9. Конституция рф как источник экологического права.

    Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

    В статье 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено статьей 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

    Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. «д» предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

    Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации

    10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.

    С принятием Закона от 10 января 2002 г. «Об охране окру­жающей среды» утратил силу прежний Закон РСФСР от 19 де­кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» 1 . Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологи­ческого законодательства как законодательства нового поколе­ния. Его значение заключалось в том, что он заложил основы про­грессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных усло­вий развития общества и государства на современном этапе.

    Новый Закон в основном заимствовал структуру прежнего.

    Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружаю­щей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружаю­щей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поко­лений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возни­кающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регули­рование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом, предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обо­снованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, об экологической сертификации, об экологическом ауди­те. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпри­нимательстве.

    В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объ­ектов животного мира, в отношении недр в действующем законо­дательстве требования о нормировании не установлены.

    Законом определен юридический критерий уровня проектиро­вания предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий. Под наилуч­шей существующей технологией понимается технология, осно­ванная на последних достижениях науки и техники, направлен­ная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

    С учетом дефектов практики введения в эксплуатацию пред­приятий и иных объектов достоинством Закона является положе­ние об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию объек­тов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 58).

    В условиях развития рыночной экономики вполне обоснован­ным является требование ст. 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение меро­приятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окру­жающей среде, Новый Закон предусматривает установление зон экологичес­кого бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной эколо­гической ситуации, которые предусматривались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе от­сутствовали четкие критерии, разграничивающие две указанные зоны. На практике соответствующие положения не применялись. Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды и функ­ций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65). Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о ма­териальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащая экологических характеристик.

    В целом Закон об охране окружающей среды резко критику­ется специалистами по многим основаниям 1 . В нем не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также не учтены два ряда факторов: а) произошедшие измене­ния социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники. Не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилисти­ческими погрешностями.

    Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права 1 . Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в разви­тии экологического законодательства и права создаваемый им ме­ханизм регулирования экологических отношений носит универ­сальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду, экологическая экспер­тиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние, мониторинг, контроль и некоторые другие - служат дости­жению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.

    На практике из-за вышеотмеченных дефектов он не сможет вполне реализовать свою роль.

    МОСКВА, 22 ноя – РИА Новости. Доля мусора, который будет сжигаться в РФ, в перспективе не превысит 20%, до 60% отходов будет перерабатываться, сообщил в интервью РИА Новости специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов. “Мы сжигать будем от силы 15-20 процентов. Большую часть – 50-60 процентов твердых бытовых отходов – мы должны перерабатывать. Это бумага, картон, пластик, стекло. Это сжигать не надо. Это перерабатывается. А сжигается в основном органика, то, что невозможно переработать: остатки пищевых отходов. На основе сжигания получается либо компост,…

    Игорь Азнаурян офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор» Ясный взор После лазерной коррекции зрение все равно опять упадет! Нет — во‑первых, лазерную коррекцию зрения (ЛКЗ) тебе предложат сделать только если близорукость или дальнозоркость не прогрессируют. Во‑вторых, крайне редко и только при очень высоких степенях близорукости и дальнозоркости зрение действительно может снизиться. Это называется регресс результата, о чем добрый доктор тебя предупредит, если твоя близорукость, например, достигла 12 диоптрий. Чем больше степень миопии или дальнозоркости, тем выше вероятность того, что какая-то часть проблемы вернется. Но, как правило, не более 5−10% – если врач…

    Чай с добавками (лимоном, медом, малиновым вареньем, имбирем) Этот вкусный напиток значительно полезнее для здорового человека. Мед содержит много полезных микроэлементов: кальций, магний, витамин С. Витамин С, содержащийся и в лимоне, и в меде действительно благотворно воздействует на организм при респираторных и воспалительных заболеваниях, но цитрусовые могут раздражать воспаленную из-за ОРВИ слизистую, а мед является сильнейшим аллергеном. Если вы готовы рискнуть, то помните, что во время болезни напитки и пища не должны быть ни слишком горячими, ни слишком холодными. А по рекомендациям ВОЗ при простуде стоит пить обычную теплую воду. В малине содержится большое количество салициловой кислоты, которая уничтожает патогенные микроорганизмы и уменьшает воспалительный процесс. Это была хорошая новость, а вот плохая: любое варенье…

    1. Полезно спать в прохладе Оптимальная температура воздуха для сна — 17−19 градусов. Если спать в пижаме, можно перегреться. В прохладной атмосфере организм с большим эффектом восстанавливается, а сам сон становится глубже и продолжительнее. 2. Улучшает отношения Контакт «кожа к коже» полезен, потому что способствует выработке «гормона счастья» окситоцина. Чаще всего так спят пары, которые недавно встречаются. 3. Помогает похудеть Сон голышом, как уже написано выше, помогает не перегреться, и организм лучше запасает коричневый жир, который потом сжигает для получения энергии. 4. Помогает контролировать уровень инсулина Прохладная атмосфера положительно влияет на выработку гормонов лептина (регулятор аппетита) и адипонектина (участвует в метаболизме глюкозы и жирных кислот). А значит,…

    Гоша Семенов генеральный директор компании bluesleep.ru bluesleep.ru В спальне слишком тепло Начнём с довольно известного факта, о котором, тем не менее, многие забывают — особенно осенью и зимой, когда включено отопление, а открывать окно лишний раз не хочется. Учёные уже доказали, что высокая температура сокращает время глубокого сна, а именно оно важно, чтобы высыпаться. Оптимальная температура в спальне не выше +22 градусов, а перед сном помещение желательно хорошо проветрить. Также не рекомендуется вечером принимать горячую ванну или посещать сауну: перегрев организма тоже не способствует здоровому сну. Ты сама не заметила, как выпила (или съела) кофеин Всем известно, что кофеин мешает сну, потому мы пьем кофе по утрам, чтобы…

    Валерий Ильинский Основатель и генеральный директор Genotek Давай проверим, сможешь ли ты отличить правду о генах от вымысла? Женский оргазм связан с генами ПРАВДА. Влияние генетики на женское сексуальное здоровье и поведение активно изучается. Ученые обнаружили взаимосвязь между определенными вариантами генов и возрастом первого полового контакта, способностью получить оргазм при мастурбации, верностью партнеру, выраженностью сексуального желания и возбуждения, готовностью ко вступлению в брак и склонностью к частой смене партнеров. В большинстве таких исследований ученые рассматривают генетические вариации в рецепторе дофамина, который отвечает за нашу мотивацию. Нашлись и гены, определяющие, как сильно на твою сексуальную конституцию повлияют, например, антидепрессанты. Если человек засыпает во время стресса, то всему виной гены ПРАВДА. Нарколепсия — самое хорошо…

    Инсульт у меня случился 31 января 2019 года. В тот день ничего не предвещало беды. Я вместе с коллегами поехала в картинг-центр. И когда проходила круг на большой скорости, почувствовала невыносимую боль — словно что-то взорвалось в голове. Мне стало плохо, я сжала зубы и подумала: «Главное — не упасть в обморок». После чего потеряла сознание, и мой карт на полном ходу взрезался в ограждение. Минут через двадцать я очнулась. Пока ждали скорую, я сама передвигалась, выходила на улицу, хотя в таких случаях человек должен находиться в горизонтальном положении. Просто окружающие не знали толком, что со мной случилось и что нужно делать. Помню, как ехала на скорой, как долго ждала очереди на прием. Дежурный доктор направил меня в реанимацию, и уже на следующий…

    1. Тромбы Минимальный риск появления тромбов — у обладателей первой группы, у второй и третьей он на 30% выше, у четвертой — на 20%. 2. Рак желудка Здесь опять же повезло тем, у кого первая группа. А вот у второй риск гораздо выше, но причины этого пока не известны. 3. Язвы В этом вопросе повезло обладателям второй и третьей группы, а те, у кого первая, могут с большей вероятностью страдать от язвы желудка. Специалисты предполагают, что все дело в разном иммунном ответе на инфекцию. 4. Сердечная недостаточность Самый высокий риск — у третьей и четвертой групп, а у первой и второй — на четверть меньше. Почему так — пока никто не знает. 5. Рак поджелудочной железы И вновь обладатели первой группы имеют наименьшие шансы…

    Можно ли чувствовать себя красивой и жить счастливо с псориазом? Мы поговорили об этом со специалистами, финалисткой конкурса «Мисс Вселенная» и «вице-мисс Россия 2009» Ксенией Шипиловой, а также с директором отдела красоты Cosmopolitan и генеральным директором Johnson & Johnson в России Катериной Погодиной на открытой лекции 24 октября в «Зарядье». Запись прямого эфира доступна по этой ссылке, а мы пока расскажем как это было. «Псориаз — социальное заболевание», — говорит Николай Потекаев, главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии Минздрава России. Это значит, что оно сильно меняет восприятие человеком самого себя и сказывается на его жизни. И его слова подтверждает история Ксении Шипиловой. «Сейчас мне 28 лет, и уже 18 из них я живу с диагнозом „псориаз“, — вспоминает…

    1. Ты больше не следишь за собой. Печально, но факт: после 45 случается, что женщина как будто опускает руки — не покупает красивую и модную одежду, отказывается от маникюра и косметолога, считает, что ей уже поздно идти в спортзал или записаться на танцы. Такое отношение к себе может сказаться и на собственной самооценке, и на отношениях с любимым мужчиной. А вывод прост: если хочешь оставаться привлекательной, ни в коем случае не переставай себя баловать, заботиться о себе, делать то, что доставляет радость. 2. Ты перестала заниматься сексом. С началом менопаузы в организме женщины начинается глобальная гормональная перестройка, может снизиться желание, появляются неприятные ощущения во время секса из-за сухости слизистой в интимной зоне. Здесь важно помнить, что отказываться от секса…

    Анна с мужем Виталием живут в Воронеже. Поженились, наладили быт, а через три года — долгожданная беременность. В июне, когда Анна была уже на шестом месяце, на очередном медосмотре врач заметил, что «что-то не так» с лейкоцитами. Она еще раз пересдала кровь, анализы отправили гематологу. А тот поставил примерный диагноз: «хронический миелоидный лейкоз». Сейчас сестра Анны Ольга рассказывает, что, пока ждали подтверждающий диагноз анализ — мутации генов, успели всей семьей пережить встречу со смертью. Никто не знал, как быстро станет развиваться лейкоз, сколько времени есть у Анны и успеет ли она выносить и родить малыша. Первый диагноз не подтвердился, и хотя было понятно, что лейкоз у Анны просто другого вида,…

    1. Ешь мало молочных продуктов Для роста мышечной массы и снижения веса важно употреблять больше молочного, особенно кисломолочного: творога, йогурта, ряженки. 2. Спишь в тепле Исследования показали, что если установить в спальне температуру не выше 18−19 градусов, будет активнее сжигаться так называемый коричневый жир, который используется для обогревания тела. 3. Полностью исключаешь углеводы В целом диеты с низким содержанием углеводов полезнее диет с минимумом жиров, но полностью убирать их не стоит, особенно если ты занимаешься спортом. Мышцы требуют гликогена, который вырабатывается из углеводов, в противном случае у тебя просто не будет энергии. 4. Неправильные перекусы Не нужно есть низкокалорийные рисовые батончики, позволь себе орехи. Жирные кислоты в них…

    К числу распространенных урологических заболеваний относится мочекаменная болезнь. Чаще всего конкременты образуются у людей среднего и старшего возраста. Как правило местом локализации камней становятся почки, реже они появляются в мочевом пузыре или мочеточниках. Этиология заболевания Причины возникновения заболевания до конца не изучены, однако специалисты выделяют несколько предрасполагающих к данной патологии факторов: неправильный рацион, включающий продукты с большим количеством белка и кислот (к образованию камней может привести и недостаток фосфора и кальция); малоподвижный образ жизни; патологическое строение мочевыводящих путей, например, слишком узкие мочеточники; хронические воспалительные патологии. Клиническая картина мочекаменной болезни Это…

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Комментарий к Статье 42 Конституции РФ

    Провозглашение, осуществление и защита предусмотренных в комментируемой статье экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России. К ним примыкают также права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением землей, иными объектами природы и окружающей среды. Конституционно-правовое регулирование деятельности по предоставлению и обеспечению реализации указанных прав этого последнего поколения прав человека и гражданина в определенной мере осуществляется, но наталкивается на их необеспеченность материальными условиями жизни общества, состоянием правовой и экологической культуры, системой правоохранительных и природоохранных органов.

    Само понятие "благоприятной среды" представляется размытым: в ст. 1 Закона об охране окружающей среды под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Некая виртуальность ряда экологических прав может быть объяснена некоторым несоответствием предоставленных прав и адекватных им обязанностей, в том числе обязанностей государства и его органов, должностных лиц (об экологических терминах см. комментарий к ст. 58), многовековыми традициями нашего государства.

    Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в его общем социальном статусе; государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и позиций в общечеловеческие обязательные ценности.

    Экологические права и отношения "общество - природа" стали принципом номер один в Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г., Декларации Конференции в Иоганнесбурге 2002 г., посвященной 10-летию Рио, на других международных встречах и в принятых на них актах, участником которых была Россия.

    Наша страна одной из первых включила экологические права граждан в свое национальное законодательство путем принятия Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" и приняла меры для их реализации, осуществления действенного государственного, муниципального, общественного и международного контроля за их соблюдением. Однако на этом пути предстоит немало сделать в части обеспечения провозглашенных Конституцией, но не реализованных на практике экологических прав каждого. Проблемы реализации прав и исполнения обязанностей гражданина и государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического социального государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения рационального использования и охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей природной среды.*(565)

    Группа предусмотренных в комментируемой статье экологических прав, тесно связанных друг с другом, состоит из трех подгрупп. К первой относится конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, которое изначально возникло в Западной Европе, а в России появилось недавно и подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. Естественно, к этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.*(566)

    Однако повсеместно гарантировать выполнение стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Часть территории России, пострадавшая от Чернобыльской катастрофы (Брянская, Тульская области, Республика Мордовия и другие регионы), от производственной деятельности ПО "Маяк" (Челябинская область), может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо в соответствии с Законом об охране окружающей среды - зоной экологического бедствия, где права на благоприятную среду не соблюдаются, но планомерно и медленно осуществляется восстановление пострадавших земель и иных природных ресурсов. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, о закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они, как правило, не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и материальных средств.

    Согласно Постановлению КС РФ от 11.03.1996 N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В. С. Корнилова"*(567) положения указанного Закона в и ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду не защищают в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

    Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической без опасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое вообще в начале ХХI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, на проведение единой государственной экологической политики.

    В области реализации экологических прав действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне и т.п.) и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования. Предусмотренные в природоохранном, природоресурсном, административном и ином законодательстве РФ предписания об информации развивают основные принципы российского законодательства и служат основательной правовой базой для реализации экологических прав, для формирования благоприятных природных условий жизни граждан.

    Доктрина информационной безопасности РФ утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г.*(568) В многочисленных юридических работах последних десятилетий прослеживается связь результативности экологической деятельности исполнительных органов, общественности с открытостью экологической информации и реализацией прав граждан на участие в природоохранном управлении и благоприятную среду.*(569)

    Информационные требования, предъявляемые к деятельности в области природопользования и обеспечения экологической безопасности, регулируются в ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и соответствующей Декларации РФ 1991 г., резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Экономическое развитие и охрана природы", Всемирной хартии природы 1982 г., Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Орхусская конвенция "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию" 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не действует ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении (см. распоряжение Правительства РФ от 22.06.1998 N 833). Не будучи для нашей страны обязательной, эта Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.

    За последнее десятилетие создана разветвленная нормативно-правовая база информационного обеспечения экологических общественных отношений. Согласно федеральному законодательству об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в частности, документы, содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. Согласно ст. 7 Закона РФ "О государственной тайне" не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии и др. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

    В ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, в том числе экологические, гражданские и административные, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут и должны быть всесторонне учтены при осуществлении экологической деятельности органов государственной власти и реализации права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Например, в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 30.10.2007) в ст. 6 "Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" предусматривается, что информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ; органы государственной и муниципальной власти, организации, предприятия обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них. Требования об экологической информации предусматриваются в Федеральных законах "О защите прав потребителей ", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "Об отходах производства и потребления", "Об охране озера Байкал", "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

    Федеральные законы о природных ресурсах содержат информационные экологические требования к физическим и юридическим лицам, к органам власти, предусматривают соответствующие права и обязанности. Так, в ЛК сказано, что информация о лесном фонде, полученная за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и предоставляется гражданам и юридическим лицам в порядке, определяемом Правительством РФ. В ВК РФ предусматривается, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах. Государственный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий*(570).

    В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. от 31.12.2005) в ст. 23 "Мониторинг атмосферного воздуха" и ст. 29 "Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха" указывается, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него, на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества*(571).

    Следует отметить, что некоторых видов информации о природных ресурсах нет в свободном обращении. В Законе РФ "О недрах" в ст. 27 "Геологическая информация о недрах" (ст. 28, 30, 32) предусматривается, что информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

    Немало информационных требований содержится в федеральных нормативных правовых актах, регулирующих такую сферу благополучия граждан, как радиационная. В Федеральном законе от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в ред. от 22.08.2004) указывается, что граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23).

    В Федеральном законе от 21.10.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 14.07.2008) предусматривается, что:

    1) организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством РФ порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

    2) граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории РФ;

    3) граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения (ст. 13).

    Реализация экологических прав граждан достаточно конкретно обеспечивается в Федеральном законе от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (в ред. от 02.02.2006), где предусматривается, что:

    1) информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа;

    2) информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров;

    3) информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; специализированная информация предоставляется пользователям на основе договоров.

    Поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 14.07.2008) в ст. 8 "Права граждан" указывается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

    Согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан они имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах; эта информация предоставляется местной администрацией через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    В соответствии с Постановлением КС РФ от 18.02.2000 N 3-П*(572) не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации - в частности, права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. комментарии к ст. 24 и 29).

    Судебная практика рассмотрения споров, связанных с информационной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с уровнем правовой и экологической культуры небогата, а успехи в отстаивании требований закона еще более редкое явление. Так, в Советском районном суде города Уфы рассматривалось дело по иску гражданина к ФГУП "Гидравлика", Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, информация о которой была недостаточна, а шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный стандартом. Лишь после многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивления должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен с решением о предоставлении другой квартиры и возмещении морального вреда.

    Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии Республики Башкортостан с просьбой предоставить для населения информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник ПТУ в предоставлении информации письменно отказал, ссылаясь на приказ Госкомэкологии Республики Башкортостан, согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством Госкомэкологии передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций. Был получен отказ и от Госкомэкологии. После этого в защиту общественных интересов Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура внесла протест на указанный приказ, мотивировав это нарушением ст. 29 и 33 Конституции, ст. 3, 11 и 12 Закона об охране окружающей среды, ст. 10 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.2003). При этом учитывалось также, что к числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды Положение о нем относит деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично и передавать в СМИ материалы, имеющие отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт приказа как ограничивающий доступ граждан к экологической информации был отменен.

    Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредставление информации должностными лицами органов исполнительной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы. Между тем не утратило своего значения и действует законодательство, в соответствии с которым может истребоваться и обжаловаться информация об исполнительной деятельности, о порядке рассмотрения обращений - предложений, заявлений и жалоб граждан. Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан, в том числе в области экологической деятельности и ее информационного обеспечения, Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем (ст. 5.39, 19.7). Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.

    Законодательством устанавливаются, а федеральными органами исполнительной власти принимаются меры по расширению информационного обеспечения деятельности в области экологии. В то же время многочисленные призывы об использовании информационных пространств для реализации экологических прав остаются во многом не реализованными даже при наличии соответствующих законодательных требований. Может быть, решению информационных проблем в области обеспечения экологической безопасности послужит установление административных регламентов с развертыванием профессиональной работы по их внедрению и применению с выездом на места. Выполнение конституционных требований о праве на экологическую информацию осуществляется с трудом из-за рассредоточения экологической и природоресурсной информации по министерствам, службам, агентствам, иным органам, из-за неурегулированности юридической (административной, уголовной) ответственности за ее сокрытие, неполноту, невыдачу. Государственные органы и их должностные лица не принимают активных мер к своевременному оглашению полных и достоверных сведений о состоянии земель, иных природных ресурсов и об окружающей среде, о мерах по предотвращению и ликвидации загрязнения природных ресурсов, неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, пытаются порой брать плату за ознакомление с экологической информацией, хотя ее предоставление должно быть обязанностью государства, отвечающего за соблюдение и защиту экологических прав человека и гражданина.

    В третью подгруппу экологических прав входит право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, которое также находится в тесной связи с другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции), в том числе экологическими, правами и нечасто реализуется ввиду того, что трудно, а порой и невозможно доказать причинно-следственную связь между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями.

    Согласно Постановлению КС РФ от 01.12.1997 N 18-П*(573) особенности конституционно-правовых отношений между гражданами и государством должны обеспечивать гарантированную стабильность при реализации предусмотренного ст. 42 Конституции права каждого на возмещение ущерба. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2, 18 и 53 Конституции.

    Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции.

    В Определении КС РФ от 10.12.2002 N 284-О*(574) указывается, что в Законе об охране окружающей среды закрепляется в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3). За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 22 Закона об охране окружающей среды). Эти платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия.

    В земельном законодательстве гарантии возмещения причиненного вреда разработаны и предусматриваются в наибольшей степени по сравнению с законодательством об иных природных ресурсах. В ЗК это ст. 57-58 гл. VIII "Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд", согласно которым возмещение вреда осуществляется и при отсутствии признаков правонарушения, и ст. 76 "Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями" гл. ХIII "Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель".

    Если конституционное требование возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, конкретизируется в гражданском законодательстве и в ст. 79 Закона об охране окружающей среды, то обязанности полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области окружающей среды, предусматриваются в ст. 77 и 78 этого Закона.

    Понятия экологического правонарушения не содержится в действующем законодательстве РФ. В Законе РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (в ред. от 10.01.2002) предусматривалось, что экологическими правонарушениями считаются виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Указанные признаки правонарушений можно учитывать и в настоящее время.