Понятие права международных договоров. Понятие международного договора. Кодификация права международных договоров. Соотношение международных конвенций и российского законодательства о договорах. Право международных договоров Прекращение действия междунаро

Основная часть - делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944г.) В некоторых договорах статьями, а также разделами (главами, частями) могут даваться наименования.

Заключительная часть - излагаются положения вступления в силу и прекращения договора, а также язык, на котором составлен текст договора.
В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.

Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.), однако в международном праве не существует общепризнанной классификации таких наименований. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников.

Стороны в международном договоре

Государства в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть. участниками союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ).

Главным при решении вопроса об участии государства в конкретном международном договоре является его заинтересованность в отношении объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоры, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении Декларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договоров выражена сущность принципа универсальности общих международных договоров.

Договорная практика последних десятилетий подтверждает стремление государств следовать этому принципу.

Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем эффективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа их участников. Серьезную озабоченность вызывает отказ ряда государств от присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия .

В федеративных государствах возникает вопрос о договорной правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Он актуален и для Российской Федерации, и ее субъектов.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства: о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением независимости.

Договорной правоспособностью обладают международные межправительственные организации; она реализуется в соответствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации (ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями). Международные организации в отличие от государств обладают ограниченной договорной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определены учредительными или иными актами.

Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации и международные организации, может служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. Она была открыта для подписания всеми государствами, Намибией, международными организациями, включая региональные (ст. 12).

Заключение международных договоров

В постановлении Правительства РФ "О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений" от 8 сентября 1994 г. говорится об одобрении представленного Министерством сельского хозяйства и продовольствия проекта Соглашения. Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручается провести переговоры и подписать указанное Соглашение от имени Правительства РФ.

Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий.

Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сообщение участникам договора о депонировании каждой ратификационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.

Обмен ратификационными грамотами или их депонирование — это своеобразное совместное исполнительное соглашение государств о согласии на обязательность договора. Оно входит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.

Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. В зависимости от уровня заключенные договоры утверждаются Президентом РФ, Правительством РФ или другими федеральными органами.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. было утверждено Соглашение между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта постприватизационной поддержки предприятий от 13 апреля 1997 г.

Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. утверждено Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств — участников СНГ, подписанное 3 ноября 1995 г.

Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.

Присоединение. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.

6 июля 1994 г. принято постановление Правительства РФ "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему" (Соглашение от 22 ноября 1950 г., Протокол к нему от 26 ноября 1976 г.).

Оговорка к договору. Это одностороннее заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору: Такое действие невозможно, когда: оговорки запрещаются договором; договор предусматривает лишь определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; оговорка противоречит объекту и цели договора. Оговорка должна быть сделана в письменном виде и доведена до сведения других государств — участников договора.

Поскольку государство заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по-разному. Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, тогда как к взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).

СССР в своей договорной практике использовал право делать оговорки. Чаще всего это касалось положений о передаче спора относительно применения и толкования договоров в Международный Суд .

При ратификации Конвенции ООН по морскому праву Российской Федерацией (а ранее при подписании от имени СССР) была сделана оговорка в соответствии со ст. 298 Конвенции, предусматривающей такое право. Российская Федерация не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ, споров, касающихся военной деятельности, и споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные не него Уставом ООН.

При подписании, ратификации или присоединении к договору государство вправе сделать заявление — изложить свою точку зрения по тому или иному вопросу. В отличие от оговорки заявление не меняет содержания договора.

Вступление договора в силу. Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечении определенного срока после подписания; 3) с указанной в договоре даты.

Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратификации, обусловлен их характером.

Двусторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленного срока (часто — тридцати дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы;

"Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания" (ст. VIII Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.; ст. 9 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, 1993 г., которое заключено государствами — участниками СНГ).

"Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами" (ст. 39 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г.).

. "Настоящая Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу через 30 дней после даты обмена ратификационными грамотами" (Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Корея 1992 г.).

"Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты" (ст. XXIV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

"Настоящая Конвенция вступает в силу через 12 месяцев после сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты или документа о присоединении" (ст. 308 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Устав ООН вступил в силу "по сдаче на хранение ратификационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки и большинством других государств, подписавших Устав" (п. 3 ст. 110 Устава ООН). Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. — после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США, Великобритания) и сорока другими договаривающимися государствами.

Приведенный перечень вариантов вступления договоров в силу не является исчерпывающим. В договорах могут предусматриваться и другие, особые, условия вступления его в силу.

Срок действия договора. Договоры могут быть срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в договоре, либо вытекает из его содержания (Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. и др.). В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств .

Государства вправе продлить (пролонгировать) действия договора. Продление обычно оформляется специальным соглашением.

Так, путем обмена нотами в 1996 г. была оформлена договоренность о продлении в отношениях между РФ и США срока действия Соглашения между Правительством СССР и Правительством США по некоторым вопросам морского судоходства 1990 г.

Нередко предусматривается возможность автоматического продления действия договора.

Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. было заключено сроком на 5 лет; оно автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды для тех государств, которые не заявят о денонсации. Такие договоры можно назвать неопределенно-срочными.

Опубликование и регистрация договоров

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры , решения о согласии на обязательность которых приняты в форме федерального закона , официально публикуются в Собрании законодательства РФ, а также в Бюллетене международных договоров. Договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

Все международные договоры, зарегистрированные в Секретариате Организации Объединенных Наций , подлежат опубликованию в периодически издаваемом сборнике, именуемом "Treaty Series". В рамках Совета Европы издаются европейские конвенции — "European Treaty Series". Опубликование многосторонних договоров, принятых в Содружестве Независимых Государств , производится в официальном издании "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ".

Согласно ст. 102 Устава ООН международные договоры, заключенные членами Организации, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. Регистрация не влияет на юридическую силу договора; на договор, не зарегистрированный в указанном порядке, стороны не могут ссылаться в органах ООН.

Действие договора во времени и пространстве

Недействительность может быть абсолютной, а договор признан ничтожным, если: а) согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя;

б) договор противоречит императивной норме jus cogens (существующей или возникшей после заключения договора).

Относительная недействительность делает договор оспоримым. Ее основаниями являются: а) явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры. Нарушение является явным, если оно очевидно для любого государства; б) ошибка относительно факта или ситуации, которые существовали при заключении договора и представляли собой основу для согласия на его обязательность, при этом государство не вправе ссылаться на ошибку как на основание для признания договора недействительным, если оно своим поведением способствовало возникновению этой ошибки; в) обман со стороны другого участвующего в переговорах государства; г) прямой или косвенный подкуп представителя одного государства другим участвовавшим в переговорах государством.

Все эти основания свидетельствуют о наличии порока в согласии государства на обязательность для него договора.

Положения признанного недействительным договора не имеют юридической силы. Если на основе такого договора были совершены определенные действия, то каждый участник вправе потребовать от другого участника восстановления, насколько это возможно, такого положения, которое существовало до совершения указанных действий. Действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительный договор, не считаются незаконными.

Если договор признается недействительным в силу противоречия императивной норме jus cogens, то участники по возможности устраняют последствия любого действия, совершенного на основании положения, противоречащего этой норме.

Если договор становится недействительным вследствие возникновения новой нормы jus cogens, то государства освобождаются от обязательств выполнять договор в дальнейшем.

Прекращение и приостановление действия договоров

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока . Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств ; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.

Иногда право , государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права , государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при наличии указанных "чрезвычайных" обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств , истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается.

В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство-участник имеет право выйти из договора, если другое государство-участник выйдет по количеству вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.

Приостановление договора возможно: 1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с государствами, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу; 2) в отношении двух или нескольких участников многостороннего договора — по соглашению между ними, если такая возможность предусмотрена договором или вытекает из него; 3) в случае, если из последующего договора вытекает намерение его участников приостановить предыдущий договор; 4) в случае существенного нарушения договора.

Процедура признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 65—68).

Участник договора, который ссылается на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем намерении. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора.

Если по истечении определенного периода, который должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры (например, препроводить другим участникам документ о прекращении договора, подписанный главой государства , главой правительства или министром иностранных дел).

В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).

Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании договора недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приостановлении по другим основаниям может быть передан на рассмотрение согласительной комиссии.

Согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на его обязательность (п. 1 ст. 37).

Действие договора может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обязательным информированием Федерального Собрания и внесением проекта соответствующего закона (п. 2 ст. 37).

История международного права. Ответы на экзаменационные билеты Левина Людмила Николаевна

60. Право международных договоров, его понятие и развитие

1. Понятие истории международного права

История международного права – это наука, изучающая становление и последующее развитие международного права в различных сферах жизни. История международного права и в настоящее время оказывает влияние на современные международные отношения между государствами и международными организациями.

Совокупность всех правовых норм, которые определяют и регулируют международные отношения, называется международным правом. Международное право – это комплекс юридических норм, которые создаются государствами и межгосударственными организациями путем заключения соглашений и представляют собой самостоятельную правовую систему.

Отношения между народами и государствами начали складываться еще в Древнем мире, но они имели совершенно иной характер. В древности правовое регулирование и систематизация международных отношений были менее совершенны по сравнению с настоящим временем, но отрицать их наличие нельзя.

Различия между древним международным правом и современным является очевидными. В древности не знали систематизации и системы международного права, не было представления о научно обработанной и общеизвестной сводке международно-правовых постановлений, которая бы свела в целое все имеющиеся материалы разных отдельных постановлений международного права и дала бы возможность при заключении новых договоров основываться на положениях данной системы. В древнем международном праве такие постановления были разбиты по отдельным договорам, соглашениям, законам и не сводились в единое целое.

Немногим международное право Средних веков отличается от древнего. После Великого переселения народов на короткое время возникает Франкская монархия, которая стремилась возродить порядки Римской империи. Но после смерти Карла Великого Франкская монархия распадается на большое количество независимых государств, а последние в свою очередь – на огромное количество независимых и полунезависимых феодальных владений. Наступает время феодализма.

Возникающие отношения между феодалами носят договорной характер, но такая система в большинстве своем была неустойчива и часто нарушалась более сильными. Войны между владельцами-собственниками были обычным явлением. Но существующее договорное право накладывало соответствующий отпечаток на все отношения, а кроме того, в сознании европейских народов прочно укрепилась мысль об общности всех европейских народов, их прежде всего объединяла христианская религия. Так данная общность оказала влияние во время Крестовых походов, когда практически вся Европа объединилась в борьбе против арабов и турок.

Несмотря на все развитие договоров, в Средние века не выработалась определенная система международного права, и его действующие положения были разбросаны по отдельным трактатам и договорам.

Только в Новое время международное право было систематизировано. Началом систематизации был Вестфальский мир, закончивший Тридцатилетнюю войну. Значение данного договора было не в его отдельных постановлениях, а в самом факте соединения европейских государств в одно международное сообщество.

Постепенно международное общение приобретает все большую правомерность и правильность. Общепризнанным становится положение о том, что действительно правильными являются только те государственные взаимоотношения, когда соблюдаются равенство и независимость государств. Во время военных столкновений государства стали соблюдать правила ведения войны.

Наиболее широкое развитие и систематизацию международные отношения получили в XIX в.

Международное право в настоящее время позволяет достичь гармонии в отношениях между государствами и международными организациями.

2. Предмет и метод истории международного права

Предмет – группа отношений в виде объекта регулирования.

Предметом изучения истории международного права является исследование процесса изучения развития государства в ряде стран Европы, Азии и Востока, их систем права в исторической последовательности.

Периодизация курса истории международного права в различное время осуществлялась по-разному. Большее распространение получила трехзвенная схема деления истории международного права: древняя, средневековая и новая история.

При изучении систем права, присущих различным государствам, можно определить основу их правовой базы и пути развития. Исследования различных систем права предоставляет возможность на научной основе определить позиции отдельных государств.

Выделение основных систем права зачастую обусловливается национальным фактором, который и определяет характер систем права, сущность, цели и другие их характеристики.

В ходе изучения систем права различных государств в разные периоды времени формируется научно-юридическая основа для исследования отдельных отраслей права разных народов.

Задачей истории международного права является изучение исторического развития основных отраслей права в различных государствах в разные периоды времени с помощью системы методов и приемов научного исследования. Задачи истории международного права реализуются на основании исследования исторических источников права, законодательных памятников и исторических юридических документов.

Для исследования истории развития международного права существуют следующие методы изучения систем права:

1) исторический метод;

2) хронологический метод;

3) метод синтеза;

4) метод анализа;

5) метод компаративистики (метод сравнительного правоведения) и др.

Метод – совокупность приемов, средств и форм правового воздействия на общественные отношения.

Различают следующую систему методов истории международного права:

1) общие методы:

а) метод историзма (хронологический метод) – исследование государства и права в процессе развития во времени под воздействием характерной для конкретного периода политической и социальной обстановки;

б) философский метод – использование диалектического материализма и идеализма, прагматизма, структурализма, позитивизма. экзистенциализма, инструментализма;

в) дедуктивный метод – изучение права с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве;

г) индуктивный метод – выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов;

д) экзегетика – изучение права на основании толкования его исторических источников;

2) специальные методы:

а) сравнительный метод – изучение государственно-правовых явлений в развитии путем сопоставления с другими странами и основными институтами государства и права на разных этапах исторического развития;

б) систематический метод – изучение истории государства и права посредством разделения на историю развития и образования юридических норм и институтов и историю источников права;

в) метод периодизации – изучение истории путем деления на отдельные временные периоды для наиболее полного изучения особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования.

К специальным методам изучения истории государства и права также относят:

1) статистический метод;

2) математический метод;

3) социологический метод.

Диалектико-материалистический метод носит всеобщий универсальный характер и используется во всех естественных и гуманитарных общественных науках.

3. Возникновение международного права

Вопрос о происхождении международного права достаточно сложен и многогранен. Говоря о происхождении международного права, следует иметь в виду его первичное возникновение.

В юридической науке присутствуют разные точки зрения на то, когда возникло международное пpаво, в какую эпоху. Некоторые юристы-международники предполагают, что международного права нет и в настоящее время. Одни ученые считают, что международное право возникло одновременно с возникновением государств и формированием отношений между ними. Эту позицию разделяют большинство российских и постсоветских юристов-международников.

Представители зарубежной международно-правовой науки также не имеют единого мнения относительно того, когда и где возникло международное право. Одни считают, что международные правовые нормы возникли в эпоху Древнего мира, другие полагают, что они сложились в эпоху Средневековья, когда в Европе уже была система суверенных государств.

Когда говорят о происхождении права, то имеют в виду определенную исходную точку, которая в какой-то степени является условной. Это объясняется прежде всего существующими различиями в понимании права. Различие мнений юристов-международников по вопросу возникновения права в определенной степени связано с разным пониманием ими самого международного права как такового.

Сам по себе вопрос о том, когда возникло международное право, в настоящее время сложен потому, что в юридической науке происходит пересмотр всего аппарата отечественной юриспруденции. Основные юридические понятия, к которым относятся и такие основополагающие, как «государство», «право», претерпевают основательное переосмысление. Все это оказывает влияние на научное осмысление проблемы происхождения международного права.

Право как самостоятельная целостная нормативная система в современном виде – это результат исторического развития. Его подсистемы, отрасли, институты возникают не сразу, а постепенно, с развитием общества и государства. Если на раннем историческом этапе становления право и не было многогранным (по сравнению с настоящим), то нет оснований утверждать, что его не было вообще.

Решая вопрос о времени происхождения международного права, необходимо учитывать указанные положения. Говорить о происхождении международного права можно лишь с того времени, когда оно стало обладать определенными соответствующими для него чертами: договорностью, нормативностью, формальной определенностью. К важным признакам также следует отнести системность международного права и его обеспеченность соответствующим механизмом реализации.

Возникновение первых норм международного права связано с начальным формированием межгосударственных отношений, представлявших собой созданные в результате соглашения государств формально определенные правила поведения.

Одним из самых ранних описаний международных правоотношений является поэма «Энмеркар и правитель Аратты», которая написана около 2000 г. до н. э. В данной поэме описан конфликт между шумерским городом-государством Уруком и городом-государством в Персии – Араттой.

Основными проявлениями международных взаимоотношений между государствами того времени были торговля и война, поэтому большинство международно-правовых актов отражали отношения, связанные с войной и торговлей. Таким образом, отрицание существования международного права, опираясь на то, что в Древнем мире не было правильных международных отношений, не обосновано.

Примером наличия международных отношений может служить 1273 г. до н. э., когда между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатту-шилем III был заключен договор.

4. Двуречье и Египет

С образованием первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними складывались отношения, которые со временем стали иметь правовой характер. Первоначально данные отношения были эпизодическими, но уже к концу III в. до н. э. и во II тысячелетии они становятся систематическими, постепенно превращаясь в юридические нормы .

Образование данных норм относят к более раннему периоду, когда еще при первобытно-общинном строе на основании многовекового обычая сложились первые правила общения между племенами и союзами племен. До наших дней дошли многочисленные примеры, связанные сведением переговоров и постепенным распространением неприкосновенности послов, с проведением религиозных обрядов и принесением клятв, которые представляли собой одно из средств обеспечения заключенных соглашений.

Правила и обычаи догосударственного общения оказали большое влияние на содержание первых юридических межгосударственных актов. Древнейшим договором признается договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, который был заключен около 3100 г. до н. э. Данный договор подтверждал существование между ними государственной границы и устанавливал неприкосновенность ее знаков. Возникшие разногласия стороны договора разрешали мирным путем. Исполнение договора было гарантировано клятвами и обращением к богам. Текст договора был написан на шумерском языке и высечен на камне. Но данные клятвы не всегда соблюдались, поэтому после вооруженных столкновений вновь возникали прежние проблемы.

Начиная с середины II тысячелетия до н. э. число дошедших до нас договоров становится значительно больше. Основную массу составляют договоры союзные, договоры о границах, о заключении браков. С развитием Египта и улучшением его внешней политики с государствами и племенными образованиями на юге долины Нила и в Азии заключенные им договоры приобретают основное значение. Одним из древнейших и наиболее типичным договором того времени был договор между царем Хаттушилем (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамзесом II в 1300 г до н. э. Кроме основного текста договора, в нем содержится перечень богов, которые «являются свидетелями договора». В договоре также содержатся положения о наказании нарушителя договора и «обещание божьей милости» тому, кто будет соблюдать его условия.

Субъектами международного права тогда выступали не государства, а фараоны, цари, князья, правители отдельных городов. Отсюда большое количество договоров о браках, в которых урегулированы вопросы приданого, ранга и прав царицы среди других жен и т. п. Наиболее частыми были просьбы и обещания подарков.

Древневосточная цивилизация не признавала равенства субъектов международного права. В середине I тысячелетия до н. э. считались равноправными субъектами Египет, Вавилон, Митания и Хеттская держава, затем к ним присоединилась Ассирия. Египетский фараон занимал главенствующее положение. Остальные государства были зависимы от Египта как фактически, так и юридически и не претендовали на равенство.

Уже к концу II тысячелетия до н. э. круг вопросов, решавшихся с помощью международных договоров, значительно расширился. Встречаются договоры о нейтралитете, государственных границах, обмене спорными территориями, укреплении и нейтрализации пограничных крепостей и городов.

В период ведения войны господствовал безграничный произвол сильного государства, т. к. войны велись ради захвата рабов и господства над источниками воды. Побежденный народ и его имущество становились добычей победителя.

Нормы международного права, принятые в Египте и Двуречье, были восприняты другими государствами.

5. Право Древней Греции

Древняя Греция представляет собой совокупность городов-полисов, где 1 доминирующий полис сменял другой. Древнегреческие рабовладельческие отношения носили частный характер, т. е. рабы принадлежали конкретному владельцу, а не государству в целом. Развитие рабовладельческих отношений сказалось и на международном праве.

Древние греки понимали под полисом особую политическую единицу, членами его могли быть только свободнорожденные отечественные граждане. Только они могли пользоваться всей полнотой прав, но также и несут ответственность за судьбу своего государства. Поэтому в древнегреческих государствах периодически проводилась проверка «чистоты» гражданства вплоть до 3-го колена.

Даже в период своего расцвета территории древнегреческих государств были невелики: Фокида, которая включала в себя 22 полиса, располагалась на площади 1650 км2; Эвбея, содержащая 6 полисов, – 3770 км2. Самыми крупными древнегреческими государствами были Аттика и Аргос, которые имели площадь 2550 и 1400 км2.

С самого начала греки рассматривали в качестве субъектов международного права отдельные полисы или их объединения. На международные отношения греков оказало влияние представление о других народах как о варварах, которые не подчинены правовым нормам. Но в отношении некоторых государств (в особенности Персии) предусматривались некоторые исключения.

При всех явных и неявных государственных и политических различиях и разногласиях были такие моменты, которые объединяли всех греков как эллинов: общность религиозных представлений и основных культов. В связи с этим все греческие государства рассматривались как равные друг другу, суверенные и независимые. Но это было только формально, на самом деле не было не только фактического, но даже юридического равенства.

На основании того, что полисы представляли собой субъекты международного права, все внешние отношения велись от имени самих граждан и народного собрания, которое в период расцвета греческих государств признавалось высшим органом в области внешних отношений. Народное собрание назначало послов и принимало их отчеты, объявляло войну и заключало мир. Совместно с собранием этими вопросами ведали и некоторые другие государственные органы.

Государственной строй Древней Греции отличался от восточной деспотии. Развитие государства в Древней Греции шло по другому пути, в отличие от стран Древнего Востока. Греция не располагала наличием плодородных почв и крупных рек, создать систему орошения почвы было невозможно. Расположение на берегу Эгейского моря способствовало развитию Греции как морской цивилизации. Море играло одну из главных ролей в жизни античного полиса, оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами и колониями.

Огромным препятствием для политического объединения государства были природные условия, они делали также невозможным и ненужным централизованное управление. Полис являлся самоуправляемой административно-территориальной единицей, со своими границами, имеющими в случае начала боевых действий стратегическое значение. Население древнегреческих городов было неравномерным, от нескольких сотен до 2000 человек.

Замкнутость полиса (как географическая, так и политическая) при разделении труда делала его зависимым от морской торговли. Каждый древнегреческий город имел свои предметы экспорта и импорта.

Древнегреческое государство представляло собой закрытое маленькое государство, возникшее посредством соединения нескольких соседних общин. Входе последнего основания греческая община получила название гражданской.

6. Посольское право в Древней Греции

В Древней Греции институт дипломатического представительства не имел существенного значения для жизни древнегреческого народа. В связи с чем наличие постоянного дипломатического представительства не являлось необходимым. Посольства носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Исключением являлись отношения с Персией: вопросы, относимые к компетенции послов, не определялись, и время их пребывания было весьма продолжительным (квазипостоянные дипломатические представительства). В большинстве своем речь шла о деятельности, преследовавшей определенные цели. Обычно это было заключение или подтверждение договоров о союзе или мирных договоров, а также принятие и принесение присяги. Hа послов также была возложена миссия объявления войны. Она была противоположной и состояла во вручении документа о ее объявлении.

Послом мог быть избран один человек, но обычно это были коллегии из нескольких лиц. Коллегии послов из нескольких лиц представляли те полиса, в которых существовали демократические формы правления. В данном случае переговоры велись послами совместно. Но на практике были случаи, когда из-за разногласий послы осуществляли переговоры независимо друг от друга.

После окончания дипломатической миссии, по возвращении на родину, послы лично и отдельно друг от друга предоставляли отчет совету, народному собранию или другому высшему государственному органу. В исключительном порядке послами могли выступать и иностранцы. Государство снабжало послов деньгами, продовольствием и средствами передвижения, а также другим имуществом, но это было необязательным. Обычно вознаграждение послам носило символический характер. Например в Афинах члены посольства получали вдень 1 драхму, что равнялось плате легковооруженного воина. Поэтому послам приходилось принимать расходы на свой счет. Перед отправлением послам вручались особые грамоты – дипломы .

В период исполнения своей миссии послы были неприкосновенны. Данная норма была общепризнана всеми древними государствами, и ее нарушение считалось недопустимым. Нарушение рассматривалось как враждебный акт. Если на посла государства было совершено нападение или он был оскорблен, то государство, представителем которого является посол, могло потребовать выдачу виновных.

Послы пользовались различными почетными знаками внимания: они приглашались на торжественные приемы победы, получали почетные места во время процессии и зрелищ, при совершении религиозных обрядов и пр. Послов торжественно представляли народному собранию, но только после выяснения цели их прибытия.

Срок пребывания послов в иностранном государстве был ограничен. Так, в 446–445 гг. до н. э. афиняне постановили, что послы Халкидона могут пробыть в городе не более 10 дней, в противном случае их могли выслать. Именно так поступили спартанцы с посольством Андроникида в 392–391 гг. до н. э. Если должностные лица государства не были удовлетворены предварительной беседой с послами, их вообще могли не допустить в столицу полиса.

От послов следует отличать глашатаев, или вестников . Их функции заключались в передаче письменных или устных посланий. Но и они, как и послы, пользовались неприкосновенностью. В истории был случай убийства афинского вестника мегарянами. Народным собранием было постановлено, «что вражда между Афинами и Мегарами будет вечной и не может быть прекращена путем религиозного примирительного акта или путем отправки посола. Всякий мегарянин, вступивший на территорию Афин, подлежит казни».

7. Право войны в Древней Греции

Под войной греки понимали вооруженные столкновения между полисами. Они различали войны законные и войны, не имеющие законного основания. Определенного перечня законных причин не было, и в различных полисах он определялся по-своему. Но существовали основания, которые являлись бесспорными и признавались всеми древнегреческими полисами. Данными основаниями являются защита государства от нападения, защита религиозных святынь, исполнение союзных обязательств. Один из признаков законной войны – ее торжественное объявление. Объявление войны противнику сопровождалось рядом действий, которые носили религиозно-обрядовый характер. К ним, в частности, относилось жертвоприношение о благополучном переходе во время войны через границу (диабатерия).

Война представляла собой борьбу всех граждан одного полиса с гражданами другого, поэтому убийство мирных жителей, в т. ч. женщин и детей, считалось правомерным. В отдельных случаях погибали тысячи людей.

Существовали нормы, ограничивающие применение оружия, но их количество было невелико. Основной из них являлась нейтрализация храмов и других культовых учреждений. Поэтому в период общегреческих праздников устанавливалось священное перемирие. Hа время Олимпийских и других общеэллинских игр также устанавливалось перемирие. От этих перемирий, длившихся короткое время, отличались общие перемирия, на время которых приостанавливались военные действия, они не приравнивались к заключению мирного договора. Данные перемирия применялись для восстановления дипломатических отношений и ведения переговоров. В это время послы и глашатаи ходят от одного государства к другому для переговоров о том, как может быть окончена война. Перемирия также устанавливались для погребения убитых.

Греки не брали противников в плен, они их подвергали пыткам, а затем убивали. Известен случай, когда афиняне захватили Милет, умертвили взрослых мужчин-милетян, а детей и женщин обратили в рабство. Побежденные народы, которых греки считали варварами, обращали в рабство, если побежденные не обращались в рабство, к ним могло быть применено насильственное переселение. Так поступили Афины с гражданами Питидеи в 429 г. до н. э., а спустя 3 года Спарта так рассчиталась смессинцами.

В некоторых случаях для разрешения спора греки прибегали к ограничению контингента воюющих путем выделения с каждой стороны по равному числу воинов, сражение между ними решало исход войны. В отдельных случаях спор разрешался путем единоборства.

В ходе войны могло произойти полное покорение врага, завоевание и, как следствие, присоединение побежденного государства, лишавшегося при этом независимости. Но в большинстве своем в войнах между греками дело до этого не доходило, а заключались мирные договоры.

Имущество противников (как государственное, так и личное) могло быть захвачено и уничтожено. Наиболее часто подвергались уничтожению и вырубке посевы и оливковые деревья. Это делалось и после заключения мира, до того как территория освобождалась от занимавших ее войск. Запрещено было лишать имущества граждан союзников, находящихся на территории врага.

Древние греки различали нейтралитет и невмешательство. Нейтралитет, по их мнению, имеет место только во время войны в области внешних отношений. Нейтралитет применялся в мирное время во внутренних отношениях. Среди внешних и внутренних отношений наиболее распространенным был отказ от военной и материальной помощи враждующим политическим группировкам.

Политическая жизнь в Древней Греции была заполнена междоусобной борьбой, и вопрос о невмешательстве возникал довольно часто. Значительно реже применялся нейтралитет.

8. Договоры в древнегреческом праве

Частые войны и междоусобицы в Древней Греции привели к тому, что преобладали договоры, которые касаются вопросов заключения мира, союзные договоры и пр.

Но уже начиная с V–IV вв. до н. э. предмет их значительно расширился: договоры о мире; союзные (оборонительные – симмахии, наступательные – эпимахии); о взаимной помощи и ненападении, границах и арбитраже; торговые; о праве вступать в брак с иностранцами, принимать участие в общественных играх, приобретать недвижимость, создавать свои поселения; о личной свободе, охране собственности и компетенции судов по спорам между гражданами договаривающихся государств.

Особое место занимают договоры, регулирующие различные стороны положения и жизни иностранных граждан. И это очень важно, поскольку греки долгое время приравнивали иностранцев к врагам. Но уже начиная с IV в. внутренние права Древней Греции стали смягчаться, и главную роль в этом сыграли международные договоры.

Полис, являясь объединением только его граждан, долгий период времени не предоставлял иностранцам (и даже грекам) никаких юридических прав. Они могли быть в любое время выселены из страны. Но данное правило препятствовало различным взаимоотношениям между государствами. Поэтому уже в ранний период греческой истории начал складываться институт проксенов.

На первоначальном этапе проксения основывалась на личных отношениях и не регулировалась юридическими нормами. Она носила моральный и религиозный характер, но в первое время носила взаимный характер. В древнегреческом государстве правом на защиту иностранцев обладал отечественный гражданин. Но в дальнейшем, с развитием взаимоотношений все более необходимой становилась потребность правового и государственного регулирования данного института. В связи с этим стали возникать внутригосударственные юридические нормы, а впоследствии и заключаться международные договоры.

Иностранец за особые заслуги перед государством мог получить частичное гражданство (исполитию). Исполития предоставляла иностранцу право владеть землей и недвижимостью. Полное гражданство иностранцам могло быть предоставлено в исключительных случаях. Но принимать участие в политической жизни полиса для иностранцев считалось недопустимым в принципе.

В некоторых случаях проксен выступал посредником между заинтересованными государствами. К ним обращались послы, и они обеспечивали их доступ в народное собрание и к соответствующим должностным лицам.

Гораздо меньшее внимание в международных договорах уделялось вопросам режима территории. В отношении перехода территории от одного полиса к другому и установления государственных границ, необходимые положения включались обычно в мирные договоры. Иногда имела место демаркация границ (обозначение линии границ на местности), осуществляемая посредством пограничных столбов.

В связи с развитием торговли и мореплавания все более важным становился вопрос о режиме морских пространств. Но он так и не получил четкого юридического оформления. Существовала точка зрения, в соответствии с которой открытое море признавалось свободным. Но данный принцип периодически нарушался как отдельными лицами, так и самими полисами. В связи с этим для свободы судоходства требовалось подтверждение, которое выражалось путем соответствующих договорных постановлений.

Свобода плавания была установлена в договоре с Филиппом Македонским и подтверждена в договоре с Александром Великим . Однако считалось, что плавание вдоль берегов, а также заход в иностранные порты подведомственны контролю со стороны прибрежного государства.

9. Право Древнего Рима

В многовековой практике Римского государства можно выделить 3 основных периода:

1) до конца Пунических войн;

2) от их окончания идо III в. н. э.;

3) период поздней Римской империи (до VI в. н. э.).

Существенные различия в подходе к сущности и задачам международного права и в особенности к понятию и практическому признанию его субъектов исходили из их политической и военной силы. В связи с этим в первый из указанных периодов Рим широко признавал принцип независимости всех государств, во втором – отрицал его, в третьем он был вынужден вернуться к исходным позициям и признать независимыми варваров, с которыми Рим долгие столетия не признавал вообще никаких юридических отношений.

Население Древнего Рима составляли две основные группы:

1) патриции (граждане Рима);

2) плебеи.

Патриции делились на 3 племени, каждое из которых состояло из 100 родов. Совокупность 10 родов образовывала курию. Курии в свою очередь образовывали общее народное собрание римской общины.

Общее народное собрание римской общины было наделено правом принимать или отвергать предложенные законопроекты, назначать высших должностных лиц римского государства. Представляло собой высшую апелляционную инстанцию при решении вопросов, касающихся смертной казни, объявляло войну.

Непосредственное управление государством, выработка законопроектов и заключение мира осуществлялись сенатом. Сенат представлял собой совокупность старейшин всех 300 родов. Старейшины являлись потомственной аристократией всей римской общины.

Плебеи стояли вне племенной организации и не могли принимать участие в управлении общиной. Они занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Плебеи были свободными, несли военную службу и платили налог наравне с патрициями. Сосредоточив в своих руках торговое и промышленное богатство, плебеи считали унизительным заниматься каким-либо другим делом, кроме земледелия, политической деятельности и военной службы.

В дальнейшем было произведено деление граждан по имущественным разрядам, которых насчитывали пять. Первый разряд составляли патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 000 ассов (асс – мелкая древнеримская монета). Ко второму относили граждан, имущество которых оценивалось в 75 000 ассов, имущество третьих – в 50 000 ассов. В особый разряд были отнесены т. н. всадники, стоимость их имущества превышала 100 000 ассов.

В IV в. Рим был разбит на 4 территориальных округа – трибы . Каждая триба обладала определенными политическими правами и самоуправлением. Старые роды и курии постепенно теряют свое значение, оставляя в прошлом первобытно-общинный строй.

Главным органом власти Римской республики был сенат. Количество сенаторов равнялось количеству родов – 300 человек. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, которые избираются общим народным собранием. В большинстве своем назначение сенаторов было пожизненным. Необходимое требование заключалось в том, чтобы сенатор происходил из родовой семьи, был богат идо этого занимал какой-либо важный пост.

Впервые римское право кодифицировалось в середине V в. до н. э. и называлось «Законом XII таблиц».

Закон XII таблиц в течение многих веков был основным источником публичного и частного права. Он четко разделял вещи на 2 категории. К 1-й категории относились земля, рабы, скот, а ко 2-й – все остальные вещи.

Закон XII таблиц узаконивает долговое рабство, которое отличалось крайней суровостью. Составлялся своеобразный договор найма, где средством обеспечения является сам должник, его «мясо и кровь». Долг в Риме назывался нексумом (кабалой). Но в 326 г. до н. э. правящая верхушка Рима отменила долговое рабство. И с этого времени должник отвечал только своим имуществом.

10. Посольское право в Древнем Риме

Римляне считали, что ведение внешних отношений должны осуществлять лица и государственные органы, обладающие высшей властью. Первоначально это были цари, затем сенат и общее народное собрание, а позже – диктаторы. В итоге это право было передано императорам.

В республиканском Риме послов принимал сенат, проводил с ними все предварительные переговоры, рассматривал вопросы по объявлению войны и заключению мира. Но последнее слово оставалось за народным собранием.

Процедура приема послов и ведения переговоров была разработана уже в III в. до н. э. Послы, прибывавшие в Рим, первоначально размещались за городскими стенами в ожидании решения сената. Но постепенно данное положение перестало применяться к послам и главам государств, с которыми римляне находились в дружественных отношениях.

Гораздо позже, став мировой державой, Рим постоянно принимал посольства зависимых государств, послы которых состояли на полном довольствии Рима. Они получали подарки и пользовались церемониальными почестями. В назначенный день послы в сопровождении должностного лица, специально выделенного для этих целей, являлись в сенат, где и излагали цель своего пребывания, свои просьбы и предложения. После этого послы должны были удалиться. Сенат обсуждал поставленные послом вопросы в их отсутствие. Если посол объявлял о начале войны или предлагал заключить мир, то вопрос после его обсуждения в сенате выносился на утверждение Народного собрания, решение которого было окончательным. Послов могли отправить обратно, не дав им никакого ответа.

Кроме легат, а также ораторов, которые только передавали послания, послы направлялись Римом в составе коллегии из 2–3 или 5 человек. При заключении мирных договоров состав коллегии включал 10 человек. Это делалось в силу того, что римляне предполагали, будто такой состав посольства не только обеспечит качественное выполнение возложенной на него миссии, но и станет служить препятствием к возможному сговору посла с иностранным государством. После выполнения своей миссии каждый посол в отдельности представлял свой отчет.

В период расцвета республики и в начале Римской империи послами назначались сенаторы, а также члены комиссии фециалов. Предоставляемое денежное содержание было небольшим, а часто и вообще не выдавалось. Поэтому основные расходы послы несли за свой счет. В связи с этим наблюдались неоднократные попытки уклониться от выполнения дипломатической миссии. Местные власти были обязаны обеспечивать послов необходимыми транспортными средствами.

Во времена Римской империи существовал принцип дипломатической неприкосновенности Образцом считалось поведение Сципиона Африканского , который не нарушил иммунитет карфагенских послов в ответ на их враждебные действия по отношению к послам Рима. Римляне считали, что послы находятся под защитой богов. Конечно, были случаи, когда это правило нарушалось.

Во избежание насилия над послами римляне издали декрет, который запрещал привлекать их к суду за долги, сделанные до прибытия в Рим. Им запрещалось занимать в Риме деньги во время исполнения должности.

Для выполнения возложенной на посла миссии он снабжался верительной грамотой и получал инструкции. В данных документах указывался предмет переговоров и пределы их компетенции.

Поскольку заключаемые договоры подлежали pатификации, а pимляне всегда дорожили своей репутацией, то перед сенатом и народным собранием периодически возникал вопрос, как отказать в ратификации уже заключенного соглашения.

11. Договорное право в Древнем Риме

Римляне в первые столетия своего государства заключали в большинстве своем договоры о мире и союзе. Римская империя не знала никаких соглашений по отдельным вопросам (особенно торговым), а также о положении иностранцев. Но уже к концу республики предметы договоров стали весьма многочисленными. В качестве примера можно привести первый договор Рима с Карфагеном , датируемый 501 г. до н. э. Согласно данному договору для соблюдения дружественных отношений между римлянами с союзниками и карфагенянами с союзниками необходимо соблюдать некоторые условия, одним из которых является запрещение римлянам и союзникам римлян плыть дальше Прекрасного мыса, если они не будут к этому вынуждены бурей или неприятелем. Если кто-либо будет занесен против желания, то ему будет запрещено покупать что-либо и брать больше того, сколько будет необходимо для ремонта судна или для жертвы. В течение 5 дней данное лицо должно было удалиться. Торговцы не могли совершать никаких сделок без посредничества глашатая или писца. Государство выступает поручителем перед продавцом за все то, что в присутствии этих свидетелей не было продано в Ливии или в Сардинии. Римляне, явившиеся в подвластную карфагенянам Сицилию, пользовались равными с карфагенянами правами. Карфагенянам запрещено обижать всякий латинский народ, подчиненный римлянам. Карфагенянам нельзя сооружать укрепления в Лациуме.

Более значимые положения были закреплены в договоре Рима с Ганнибалом . В соответствии с данным договором карфагенянам предоставляется право владеть городами Ливии, какими они владели до объявления войны римлянам, владеть данной землей вместе со стадами, рабами и прочим достоянием. Также после заключения договора карфагеняне будут жить по собственным законам и обычаям, не содержа у себя римского гарнизона. Также заключенный договор возложил на карфагенян обязанность возместить римлянам все потери, которые они понесли во время перемирия, возвратить пленных и перебежчиков за все время войны, выдать римлянам все военные суда, а также всех слонов. Карфагеняне были не вправе объявить войну без разрешения римлян ни одному из народов за пределами Ливии, ни в самой Ливии. Заключенный договор обязал карфагенян уплачивать 10 000 талантов деньгами на протяжении 50 лет, внося ежегодно по 200 эвбейских талантов. Для обеспечения договора карфагеняне обязаны дать 100 заложников, какие укажет римский военачальник. Возраст заложников должен быть не моложе 14 не старше 30 лет.

Все договоры в Риме делились на равные (foeda aequa) и неравные (foeda nonaequa).

Равные договоры заключались с независимыми государствами и не ограничивали суверенитета. Неравные его ограничивали.

Чаще всего римляне заключали договоры о мире и дружбе, а также о союзе. Договоры о союзе предусматривали не только мирные отношения, но и взаимную помощь. Но несмотря ни на что, наибольшее число договоров оказывались заключенными после войны.

Позже договор в Древнем Риме представлял собой соглашение двух или более лиц об установлении того или иного обязательства. Договоры первоначально именовались контрактами и заключались в строго установленной форме. В дальнейшем стали заключаться т. н. формальные договоры, которые именовались пактами. Они, в отличие от контрактов, заключались без соблюдения особых процедур, а потому не пользовались исковой защитой.

Наиболее древним видом договора был вербальный контракт (т. е. устный). Данный договор устанавливал обязательство словами, т. е. договор вступал в силу после произнесения соответствующих формул и фраз.

12. Военное право Древнего Рима

Право войны у древних римлян по сравнению с греками было более разработанным, имело философское и политическое обоснованние. Сточки зрения римского правосознания римский народ не мог вести несправедливые войны, римляне считали, что все войны, которые они ведут, справедливы: «все полезное для Рима угодно богам». Поэтому война являлась законной только при соблюдении определенных ритуальных действий о ее объявлении.

Процедура объявления войны. Сначала к границам государства противника направлялись несколько членов жреческой коллегии фециалов во главе со старшим из них. Обращаясь к противнику, они требовали удовлетворения требований, опираясь на авторитет богов, излагали конкретные претензии и возвращались в Рим. Если ответа не поступало, то через 33 дня вторично отправлялись на границу и произносили священную формулу: «Внемли, Юпитер, и ты, Янус, и Вы, Боги небесные, и Вы, земные, и Вы, подземные, – внемлите! Вас я беру в свидетели тому, что этот народ нарушил право и не желает его восстановить. Об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем держать совет, каким образом осуществить свое право».

После указанной процедуры дело отправлялось в сенат, где путем открытого голосования решался вопрос об объявлении войны. Принятое сенатом решение выносилось на утверждение народного собрания. Если решение было положительным, фециалы приносили священные жертвы и в третий раз отправлялись на границу. Там старший из них объявлял войну. Символом объявления войны было бросание в сторону врага окровавленного копья. Со времен войны с Пирром данная процедура осуществлялась не на границе, а у храма Белони, располагавшегося за римскими городскими стенами. Там стояла специальная колонна войны. С начала войны и до ее окончания ворота храма Марса оставались открытыми. На время мира они закрывались.

Римляне рассматривали войну как волю только их богов и долгое время не признавали в отношении нее никаких ограничений. Боги врага не были для них богами. В связи с этим вражеские храмы и другие святыни они могли разрушать. В некоторых случаях римляне пытались привлечь чужих богов на свою сторону, приносили им жертвы и обращались к ним с молитвой. Со временем иностранные боги стали включаться в римский пантеон.

Города, взятые штурмом или сдавшиеся, а также их жители и имущество признавались добычей победителя без всяких ограничений. Римляне считали обычным, правомерным и даже угодным богам убивать не только взятых с оружием в плен, но и мирных жителей, включая женщин и детей. Оставшиеся в живых продавались в рабство. Так, в 262 г. до н. э., в период 1-й Пунической войны, римляне продали в рабство 25 000 человек, в 167 г. после взятия городов Эпира – 150 000 человек, в 146 г. были проданы в рабство все жители Карфагена. Но постепенно превращаясь в мировую державу, Рим не мог содержать такую массу рабов. Поэтому часть покоренного населения оставалась на свободе.

Если война не оканчивалась покорением народа, то ее результатом являлся мирный договор. Одной из главных форм такого договора стало покровительство (deditio). Обычно оно осуществлялось посредством сдачи всего оружия, вождей противника и выдачи заложников. При нем не наступала военная оккупация (occupatio bellica), но побежденный отдавал на полное усмотрение Рима свою территорию, своих граждан и своих богов, оставаясь при этом субъектом международного права.

От мирных договоров римляне отличали договоры о перемирии (sponsio), которые заключались на определенный срок. Данный договор предварительно подписывался командующим армии, а затем подлежал ратификации, но до нее он условно вступает в силу.

13. Право иностранцев в Древнем Риме

С конца IV – начала III в. до н. э. число иностранцев в Риме значительно увеличилось. Это была проблема общегосударственного характера. Положение иностранцев не было однородным, каждая их категория обладала различной совокупностью прав и обязанностей.

Первую категорию составляли жители городов Лациума. Они не добились после войны 340–338 гг. до н. э. прав полного римского гражданства, хотя и получили некоторые льготы, которые в совокупности составляли т. н. jus latini. Полностью приравнены к римским гражданам они были только в 90 г. до н. э.

Затем следовали граждане союзных государств. Но большинство иностранцев рассматривались как враги или как подобные врагам. Они не имели ни личных, ни имущественных прав и должны были находится под покровительством хозяина-римлянина.

Иностранцев в Древнем Риме называли перегринами . На первоначальном этапе они занимали положение, в котором находились вообще иностранцы в ранних обществах: они считались врагами и могли появляться в чужих владениях лишь в качестве гостей под покровительством приютившего их хозяина, члена данного общества, по праву гостеприимства.

Благодаря торговым связям Рима это положение вскоре изменилось. Латины и другие иностранцы начинают пользоваться публичным гостеприимством и получают некоторые права.

Для того чтобы защитить интересы иностранцев, в Риме был образован специальный институт и создана специальная должность – praetor peregrini, он устанавливал принципы и нормы, относящиеся к положению иностранцев.

Первоначально ограниченные права иностранцев постепенно начали расширяться за счет брачного и торгового права. В итоге возникло право защиты в специально созданных для иностранцев судах (recuperatio). За ними признавалось право жить по своим обычаям, осуществлять между собой сделки и заключать браки, приобретать фактическое обладание вещами и пр.

Правовая охрана перегринов была неодинаковой по сравнению с римскими гражданами, римское право и его некоторые институты были для них недоступны. Они охранялись в особом порядке, в результате чего образовалось право jus gentium. Таким образом, перегрины приобретали некоторые права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

Статья 7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 6. Право международных договоров Для международного права второй половины XX в. характерно возрастание как числа, так и роли международных договоров, заключаемых государствами. Речь идет прежде всего о содержании договорного регулирования, о расширении круга

автора Глебов Игорь Николаевич

VI ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит важная роль в защите

Из книги Международное право автора Вирко Н А

9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

11. Стадии заключения международных договоров При заключении международных договоров выделяют следующие стадии его заключения.Первая стадия: согласование воли государств относительно текста документа, проведение переговоров с государствами. В процессе переговоров

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 7. Действие международных договоров Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Законе, то действуют правила международного

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2005 года) автора Брызгалин Аркадий Викторович

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

Статья 7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения 1. Законодательные и иные нормативные акты{4}2. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения{5}3.

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

35. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

38. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Действительный международный договор – договор, который в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам международного права. Это положение закреплено в ст. 53 Венской конвенции о

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Раздел 11 Применение международных торговых

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги автора

Из книги автора

97. Унификация терминологии международных торговых договоров Развитие международной торговли потребовало для избежания путаницы выработать типовую форму договоров и единую терминологию. Унификация началась с договоров купли-продажи, связанных с морской перевозкой

Из книги автора

Вопрос 97. Понятие, содержание договоров. Принцип свободы договора. Классификация договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК). К договорам применяются правила о

Право международных договоров – отрасль современного международного публичного права. Роль международных договоров в современной системе международных отношений. Роль международных договоров и международных обычаев в современном международном праве. Международные договоры и принцип pacta sunt servanda. Статья 15, часть 4 Конституции Российской Федерации 1993 г. Договоры в разных экономических и социальных формациях. Международные договоры России: исторические и правовые аспекты.

История развития права международных договоров до Лиги Наций. Обсуждение вопросов о праве договоров в Лиге Наций. Кодификация права международных договоров в ООН. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.: общая характеристика. Общая характеристика Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. Особенности Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Вклад России в кодификацию и прогрессивное развитие права международных договоров.

Лекция

Право международных договоров: понятие, кодификация и источники. Практика заключения договоров известна с античных времен, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками. Например, в поэме «Энмеркар и правитель Аратты» (2000 лет до н.э.) описаны договорные отношения между шумерским городом-государством Уруком и городом-государством в Персии Араттой. В древнейших памятниках за 2½ тысячи лет до н.э. были закреплены обязательства Древнего Китая по отношению к другим государствам. Римляне признавали обязанность соблюдения слова (fides). Первыми, дошедшими до нас международными договорами России являются договоры Руси и Византии 912 и 945 гг. По мере развития отношений между правителями, государствами и другими субъектами совершенствовались и правила заключения договоров, их структура и институты, связанные с правом международных договоров. Многие правила в результате неоднократного применения государствами и затем признания их обязательными, превратились в международные обычаи, которые преобладали в данной сфере до проведения кодификационных работ в рамках ООН.

Отдельные концептуальные аспекты, связанные с международными договорами, затрагивались в конце XIX века во время работы различных международных форумов (например, на Брюссельской конференции 1874 г.), а также в рамках Лиги Наций, созданной в 1919 г. Кодификационная работа, проведенная под эгидой Совета Панамериканского союза завершилась принятием на VI Международной конференции американских государств в 1928 г. в Гаване Конвенции о международных договорах (не вступила в силу).


В рамках ООН Комиссией международного права (КМП) была проведена работа по кодификации права международных договоров, в результате которой на международных конференциях, проходивших в г. Вене (Австрия) были приняты Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. (вступила в силу в 1980 г.), Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. (вступила в силу в 1996 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. (не вступила в силу, однако, подавляющее число ее положений являются международно-правовыми обычаями).

В настоящее время в рамках КМП разрабатывается проект статей об оговорках к международным договорам и обсуждаются вопросы, связанные с влиянием войны на международные договоры, а также с односторонними актами государств, порождающими международные обязательства.

Право международных договоров в результате его кодификации сформировалось в одну из важных отраслей международного публичного права. Содержание данной отрасли в результате прогрессивного развития настолько изменилось, что в доктрине его стали называть как «современное право международных договоров».

Под правом международных договоров понимается отрасль современного международного права, в принципах и нормах которой содержатся правила заключения, действия, условия действительности, изменения и прекращения международных договоров .

В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, основания и прекращения действия договора.

Эти нормы и принципы в своей совокупности и составляют особую отрасль международного права – право международных договоров , т.е. определяют участие государств в договорном процессе. Договорное право - как отрасль международного права , можно назвать базовой отраслью , ибо путем заключения договоров регулируются (регламентируются) отношения государств в различных сферах сотрудничества (международное сотрудничество и связи; внешнеэкономическая деятельность: торговля товарами, работами и услугами; вопросы мира и безопасности и др.).

Без международного договора невозможно дальнейшее развитие международного права.

Немаловажное значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство.

Однако основными (исходными) источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 года. Венская конвенция 1978 года предусматривает правопреемство государств в отношении договоров (вступила в силу 6 ноября 1996г.). Все конвенции действуют в качестве общих норм.

Под международным договором понимается (ст.2 Венской конвенция 1969 и 1986 гг.), регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того содержится ли такое соглашение в одном, двух, или более связанных между собой документах, а так же независимо от конкретного наименования (договор о дружбе, соглашение о военном сотрудничестве, обмен нотами или письмами, пакт, устав, протокол, хартия, конвенция, собственно договор и т.д.). Сама конвенция означает- договор нескольких государств и действует в качестве общих норм.

Договорами в международном праве считаются только соглашения между субъектами международного права, соглашение между государством и транснациональными компаниями.

Договоры классифицируются: по кругу участников и по объему международного договора. По кругу участников могут быть односторонние и многосторонние, как универсальные (общие) так и с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть закрытыми (как правило уставы международных организаций или двусторонние договоры) так и открытым и.

Законодательством РФ предусматриваются межгосударственные (от имени РФ); межправительственные (от имени Правительства) и межведомственные (министерства и ведомства РФ) договора, заключенные в пределах своих полномочий. Все они являются договорами России и создают права и обязанности России в целом.


Форма договора может быть письменной и устной (получившая название «джентельменское соглашение»). Однако договор олицетворяет собой определенную структуру, т.е. имеет форму и реквизиты: название (это может быть соглашение, протокол, конвенция, пакт, хартия, устав, нота, письмо и т.д.); преамбула (в ней формируются цели договора, объект договора); основная часть (условия, предмет договора, права и обязанности Высоких сторон, заключительные положения, подписи сторон).

Сторонами договора являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью: государства, межгосударственные организации, субъекты федераций – (для субъектов РФ принят ФЗ от 04.01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

Договорный процесс - процесс заключения международного договора представляет собой документ, который охватывает стадии заключения договора: от проявления инициативы до вступления его в силу и проходит определенные последовательные действия.

Сложным моментом заключения договора (длительность) определяется степенью участников идти на уступки и компромиссы, что увеличивает сроки заключения договор по времени (длительность).

Стадии заключения договора:

1. Проявление инициативы.

Назначаются представители (или создается рабочая группа) от имени субъекта международного права, которым выдаются специальные документы-полномочия с заданием на совершение каких-либо действий (ведение переговоров, принятие текста, заключение контракта о намерениях или поставках и т.д.). Этими актами (документами) могут быть указ или распоряжение Президента, постановление или распоряжение Правительства.

Аналогичными полномочиями наделяют конституции государств и Венская конвенция о праве международных договоров: глав государств; глав Правительств; министров иностранных дел; глав дипломатических представительств; представителей в международных организациях и конференциях. Следует заметить, что правом подписи договора обладают исключительно только: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр иностранных дел РФ, федеральный министр органа исполнительной власти, остальные ведут переговоры в целях принятия текста (ст. 13,12 ФЗ «О международных договорах РФ, 1995г.).

2. Подготовка текста договора - осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях, выставках, салонах (например, Московский авиакосмический салон-2003г, где были заключены контракты на поставку авиационной техники).

3. Принятие текста договора - является необходимой процедурой. В практике международного права существуют различные формы принятия текстов. Это парафирование (скрепление инициалами уполномоченных лиц, каждой страницы договора в знак согласия с текстом) и подписание или путем голосования на конференциях 2/3 государств присутствующих и участвующих (ст. 9 Венская конвенция 1969г.).

В международных организациях текст договора прилагается к прилагаемой резолюции. В международных организациях или конференциях текст может быть принят путем консенсуса – без голосования, если нет официальных возражений стороны любого участника.

Форма окончательного принятия текста договора – подписание . Оно порождает юридические последствия т.е. дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; обязывает государства не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.

4.Аутентичность текста договора (это требование ст.10 Венской конвенции 1969 г.), означает что данный текст является подлинным и достоверным. После того как установлена аутентичность, текст договора не подлежит изменению.

Согласие на обязательность договора выражается: в подписании договора; обмене документами, ратификации (акте официального подтверждения), утверждении, принятии, одобрении, присоединении к договору. Данные способы отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Подписи, наиболее распространенная форма принятия договора (или текста) и одновременно согласие на обязательность договора.

Обмен документами (письма, ноты) означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация –согласие государства на обязательность договора. Ратификация осуществляется высшим органом государственной власти – парламентом, либо Президентом (в РФ это прерогатива Федерального собрания – Совета Федерации) и осуществляется в форме федерального закона (ст.4 ФЗ «О международных договорах»).

Принятый Советом Федерации федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания. Согласно российскому законодательству обязательной ратификации подлежат: права и свободы человека, о государственной границе, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе т.е. их территориальное разграничение, вопросы обороны, обеспечение мира и безопасности в т.ч. разоружение, мирные договоры о коллективной безопасности, участие России в межгосударственных союзах, международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драг. камней (ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Одновременно с принятием решения о ратификации международных договоров составляется ратификационная грамота. После обмена грамотами они сдаются на хранение депозитарию. Депозитарий - хранитель подлинного текста договора, т. е. аутентичного текста. Депозитарий – определяется самими участниками договора и ими могут быть: государство, несколько государств, международная организация (например ООН) или главное должностное лицо.

5. Утверждение . Упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Например, постановлением Правительства РФ от 22. 11.97. утверждено «Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ» , подписанное 3.11.95 г.

6. Присоединение означает, что если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Присоединение осуществляется как правило путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа (письмо, нота). Оно может быть выражено в форме ратификации или утверждения. Так Ливия в 2003г присоединилась к «Договору об отказе в производстве, хранении и использовании химического и бактериологического оружия».

7. Международное право признаетоговорки субъектов международного права. Под оговоркой понимается (ст.2 Венской конвенции 1969 и 1986 гг.) одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией, т.е. желание выполнить или изменить формулировку.

Оговорка, возражение против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до договаривающихся сторон.

8. Регистрация и опубликование договоров . Устав ООН (ст.102) предусматривает, что члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. Регистрация может быть произведена одной из сторон. Подлежит регистрации только вступивший в силу договор.

Законом о международных договорах РФ, регистрация возлагается на МИД РФ в Секретариате ООН. Регистрацию договоров производят и другие международные организации (ИКАО, МАГАТЭ, МОТ).

Статья 30 закона «о международных договорах РФ» указывает, что международные договоры, принятые в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию в сборнике законодательства РФ (Бюллетене международных договоров). Закон так же предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ при МИДе РФ.