Местная администрация осуществляет управление на территории. Правовая характеристика местной администрации. Компетенция местной администрации

Наиболее детально компетенция местной администрации регулируется специальными внутренними положениями об этих органах утверждаемые затем главной местной администрации. Например департамент строительства и архитектуры администрации г. Департамент финансов Администрации г.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Компетенция местной администрации.

Наиболее детально компетенция местной администрации регулируется специальными внутренними положениями об этих органах, утверждаемые затем главной местной администрации.

Например, департамент строительства и архитектуры администрации г. Томска .

Согласно положению о данном департаменте, утверждённого мэром г. Томска, перед ним ставится необходимость реализации следующих главных задач :

  1. Подготовка проектов городского бюджета, городских целевых программ и планов, развитие территорий города Томска именно в части расходов средств городского бюджета по разделу архитектуры и строительства.
  2. Разработка проектов городских муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления градостроительной деятельности в г. Томске.
  3. Осуществление ведомственного государственно-архитектурного строительного надзора по соблюдению требований действующего градостроительного законодательства на территории г. Томска всеми организациями-застройщиками, уполномоченными вести жилищное и капитальное строительство.

Учитывая вышеперечисленные задачи, поставленные перед названным департаментом, Администрация г. Томска, он наделяется такими своими важнейшими конкретными полномочиями :

  1. Разработка проектов генерального плана развития г. Томска и иных городских целевых программ и планов развития территорий г. Томска именно в сфере архитектуры и строительства.
  2. Согласование в необходимых случаях отвода земельных участков для ведения жилищного капитального строительства.
  3. Утверждение в некоторых случаях проектно-сметной и иной разрешительной градостроительной документации.
  4. Подготовка проектов специальных положений, регламентирующие вопросы осуществления градостроительной деятельности на территориях г. Томска.
  5. Выполнение функций муниципального заказчика на осуществление архитектурно-строительных работ, финансируемых из средств городского бюджета.

К другим полномочиям относятся:

Подписание и заключение актов рабочих и государственных приёмных комиссий о введении в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов жилищного и капитального строительства.

Выполнение функций ведомственного государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением всеми организациями-застройщиками на территории г. Томска требований градостроительного законодательства, в том числе данный Департамент имеет право в необходимых случаях приостанавливать через суд ведение строительства с нарушением градостроительных правил и норм.

Департамент финансов Администрации г. Томска.

Согласно положению об этом Департаменте, утверждённым мэром г. Томска, он является ведущим участником регулирования бюджетного устройства и процесса в г. Томске и поэтому на него возлагается необходимость выполнения нескольких главных задач :

  1. Подготовка проектов городского бюджета и отчётов об его исполнении на очередной финансовый год.
  2. Разработка проектов городских муниципально-правовых актов, регулирующих вопросы осуществления бюджетно-финансовой деятельности в г. Томске.
  3. Ведомственный финансовый контроль за правилами исполнения городского бюджета и целевым использованием по назначению средств городского бюджета.

Исходя из вышеназванных задач данного Департамента городской Администрации, он обладает такими своими основными полномочиями:

  1. Подготовка проектов специальных положений, регламентирующих вопросы местного налогообложения, бюджетного устройства и процесса в г. Томске, условий и порядка предоставления финансовой помощи из городского бюджета юридическим и физическим лицам.
  2. Дача своих заключений по согласованию с городской налоговой службой о возможности предоставления отсрочек, рассрочек и освобождения от уплаты местных налогов и сборов в городской бюджет по обращению юридических лиц.
  3. Совершение всех финансовых операций со средствами городского бюджета и выполнение функций муниципального казначейства.
  4. Ведение бюджетной росписи и учёта всех поступающих доходов в городской бюджет.

Другие полномочий:

Утверждение в необходимых случаях смет, расходов муниципальных бюджетных организаций.

Организация, размещение и выпуска муниципальных ценных бумаг на фондовых рынках.

Обслуживание и управление внутренним муниципальным долгом и принятие всех необходимых мер по сокращению дефицита городского бюджета.

Проведение финансовых проверок и ревизий за финансово-хозяйственной деятельностью других главных распорядителей, распорядителей и бюджетополучателей средств городского бюджета.

Принятие решения в необходимых случаях о приостановлении финансирования муниципальных бюджетных организаций, блокировки их расчётных счетов и прекращении всех финансовых операций со средствами городского бюджета.

Составление протокола об административных правонарушениях в отношении виновных руководителей органов городского самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций с нарушением ими выявленных нарушений бюджетного законодательства.

Компетенция территориальных органов управления на примере действующих районных Администраций г. Томска.

Согласно положению о районных администрациях, утверждённым мэром г. Томска, все они призваны выполнять стоящие перед ними три главных задачи :

  1. Участие в разработке городских целевых программ и планов развития г. Томска, городского бюджета именно в части закреплённых за ними территорий районов г. Томска.
  2. Осуществление функций распоряжения и управления объектами муниципального имущества, находящихся на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления на балансе местной администрации.
  3. Осуществление контроля за соблюдением требований актов действующего законодательства всеми юридическими и физическими лицами по специальному кругу вопросов, обеспечение охраны общественного порядка и защита прав, свобод и законных интересов граждан.

В свою очередь, непосредственно в компетенцию районных Администраций г. Томска входит реализация следующих, принадлежащих им, главных полномочий :

1. Осуществление функций распоряжения и управления объектами жилого и нежилого фонда, находящихся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на балансе районных администраций.

2. Общее руководство деятельности подчинённых муниципальных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территориях района г. Томска.

3. Организация и проведение конкурсов муниципального заказа на поставку товаров и оказание услуг для муниципальных нужд бюджетными муниципальными учреждениями.

4. Поддержка и развитие предпринимательской деятельности в сферах малого и среднего бизнеса на территориях районов г. Томска.

5. Совершение отдельных видов регистрационных-разрешительных действий.

6. Взаимодействие с правоохранительными органами, обеспечение охраны общественного порядка и реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации.

7. Рассмотрение обращений граждан, защита их прав, свобод и законных интересов в судебных и правоохранительных органах.

Все районный Администрации г. Томска, согласно положению об этих органах, наделены правами юридического лица . Могут самостоятельно вступать в договорные отношения с юридическими, физическими лицами и нести самостоятельную имущественную ответственность по своим возникшим юридическим обязательствам.

Компетенция структурных подразделений и служб вспомогательных подразделений на примере Правового управления Администрации г. Томска .

Согласно положению – состоит из трёх отделов:

  1. Отдел нормативно-правовой работы.
  2. Отдел по организации и проведению конкурсов муниципального заказа.
  3. Отдел судебной защиты.

Перед правовым управлением Администрации ставится необходимость следующих своих важнейших функций выполнение:

  1. Подготовка всех проектов муниципальных правовых актов и осуществление их юридической экспертизы, которые за тем подлежат утверждению и подписанию Думой г. Томска и мэром г. Томска.
  2. Подготовка проектов гражданско-правовых договоров, заключаемых Администрацией г. Томска с юридическими и физическими лицами и их юридическое сопровождение до момента заключения и подписания.
  3. Консультирование сотрудников городской Администрации по вопросам применения действующего законодательства и ведения правового мониторинга за состоянием действующего законодательства и сформированной нормативно-правовой базы на городском уровне.
  4. Официальное представительство, зашита прав и законных интересов Администрацией г. Томска в судебных и правоохранительных органах.

Организация работы и акты исполнительно-распорядительных органов местной Администрации.

Вся текущая работа исполнительно-распорядительных органов местной Администрации строится на единоличных началах, за исключением только комитетов и комиссий местной Администрации. Как показывает сложившаяся практика, обычно при каждом руководителе департамента, управления местной Администрации создаётся и действует специальная коллегия в качестве совещательного органа для оперативного руководства возглавляемого им исполнительно-распорядительного органа местной Администрации.

В состав такой коллегии по должности включаются: руководители и подчинённые структурных подразделений и служб, его заместители, руководители муниципальных учреждений и организаций и их советники по отдельным вопросам управления муниципальным хозяйством.

На заседаниях коллегии созываемой и проводимой соответствующим руководителем исполнительно-распорядительного органа местной Администрации, главным образом обсуждаются и рассматриваются текущие вопросы работы местной Администрации.

  1. Подготовка местного бюджета, программ и планов, наиболее важных муниципально-правовых актов, которые подлежат утверждению и подписанию представительным органом МСУ.
  2. Подведение итогов финансово-хозяйственной деятельности подчинённых предприятий и организаций за определённый отчётный период времени.
  3. Кадровые и внутриорганизационные вопросы работы местной администрации.
  4. Контроль за выполнением принятых актов ПОМСУ и главы местной администрации.
  1. распоряжение
  2. приказы
  3. административные регламенты
  4. должностные инструкции

По общему правилу вступают в юридическую силу с момента их подписания и могут быть отменены главной местной администрации, либо признаны недействительными в судебном порядке заинтересованными лицами.

Комитеты и комиссии местной администрации действуют только на коллегиальных началах, причём заседание комиссий местной администрации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее половины от состава членом комиссии с правом решающего голоса и по итогам проведения своего заседания комиссия обычно принимает два вида муниципально-правовых актов.

  1. Решение комиссии
  2. Постановление комиссии

По общему правилу считаются принятыми, если за них проголосовало простое большинство от числа присутствующих на заседании членов комиссии.

Акты таких комиссий местной администрации как постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних не могут быть отменены главой местной администрации, а напротив они могут быть обжалованы заинтересованными лицами только в судебном порядке и признаны недействительными, так как эти комиссии, по существу, выполняют государственную функцию.

Правовое регулирование института муниципальной службы.

В настоящее время нормативно-правовую базу регулирования института муниципальной службы в РФ составляет следующие виды законодательных актов: Конституция, ФЗ №131, ФЗ 2007 г. «О муниципальной службе в РФ», специальные законы S РФ – Закон ТО «О муниципальной службе и должностях муниципальной службе в ТО», уставы МО, локальные муниципально-правовые акты, издаваемые оМСУ по отдельным вопросам прохождения муниципальной службы.

Муниципальная служба – (в ФЗ «О муниципальной службе в РФ») это есть такая профессиональная деятельность граждан РФ, которая осуществляется на постоянной профессиональной основе в органах МСУ и на соответствующих должностях муниципальной службы, замещаемая путём заключения с ними трудового договора, контакта.

Из легального определения можно выделить ряд признаков , позволяющие отграничить статус муниципального служащего от лица, не являющегося муниципальным служащим.

  1. Муниципальным служащим должен являться гражданин РФ, либо иностранный гражданин, но при условии заключения соответствующего двустороннего международного договора между РФ и иностранным государством, к которому принадлежит данное лицо.
  2. Муниципальный служащий обязан осуществлять свои должностные полномочия только на постоянной профессиональной основе и поэтому запрещается прохождение муниципальной службы на общественных началах, по совместительству, либо по заключённому гражданско-правовому договору.
  3. Лицо, относящееся к муниципальным служащим, должно осуществлять свою служебную деятельность только в органах МСУ, либо иных органах муниципальной власти и поэтому не является муниципальным служащим руководитель муниципального предприятия, учреждения и организаций (не выполняют публичных функций управления).
  4. Лицо, именующееся муниципальным служащим, в обязательном порядке должно занимать определённую муниципальную должность и исчерпывающий перечень таких должностей содержится в едином государственном реестре должностей муниципальной службы, утверждаемого специальным законно S РФ.
  5. С каждым лицом, являющимся муниципальным служащим, должен заключаться соответствующий трудовой договор, контракт на неопределённый срок или срочный.

Классификация должностей муниципальной службы: обычно проводится в действующем законодательстве в зависимости от замещаемым лицом должности.

  1. Лица, замещающие высшие муниципальные должности (руководители органов МСУ и их заместители).
  2. Лица, замещающие главные муниципальные должности (руководители самостоятельных исполнительно-распорядительных органов местной администрации в ранге начальника департамента, управления, наделённые правами ЮЛ).
  3. Лица, замещающие ведущие муниципальные должности (руководители исполнительных органов местной администрации не ниже уровня начальников отделов местной администрации и советники).
  4. Лица, замещающие старшие муниципальные должности (обычно – все функциональные специалисты, в том числе главные и ведущие специалисты местной администрации, референт).
  5. Лица, замещающие младшие муниципальные должности (технические специалисты первой и второй категории, выполняющие функции по организационной обеспеченности деятельности оМСУ, не имеют высшего профессионального образования).

Порядок приёма (2 способа).

  1. Назначение на должность вышестоящим руководителем оМСУ.
  2. Проведение конкурса.

Конкурс может проводится в двух формах:

  1. Проведение конкурса документов.
  2. Проведение испытания или выполнение конкурсного задания.

Дальнейшее прохождение предполагает периодическое проведение аттестации муниципального служащего. Должна происходить примерно один раз в три года.

Для подготовки и проведения аттестаций муниципальных служащих, по решению руководителя оМСУ создаётся и действует постоянная аттестационная комиссия, в состав которой включается заместители руководителя органа МСУ, руководители кадровой службы оМСУ, с правом совещательного голоса могут приглашаться руководители оГВ S РФ, представители научной общественности в качестве экспертов.

От проведении аттестаций муниципальных служащих освобождаются следующие категории:

  1. Лица, которые проработали на должностях муниципальной службы менее одного года и не имеющие практического опыта деятельности.
  2. Достигшие предельного возраста по старости.
  3. Беременные женщины, находящиеся в отпуске по родам и уходу за ребёнком до достижения им 3-х лет.
  4. Лица, с которыми заключён срочный трудовой договор контракт на один год.

Формы проведения аттестаций:

  • Собеседование с служащим о достигнутых им результатов своей профессиональной деятельности.
  • Сдача письменного квалификационного экзамена.

По итогам проведения аттестации муниципальных служащих аттестационная комиссия делает следующие выводы, которые за тем вносятся в аттестационный лист муниципального служащего:

  1. Лицо соответствует занимаемой должности, заслуживает поощрения и может быть выдвинуто в кадровый резерв на вышестоящую муниципальную должность.
  2. Лицо частично соответствует занимаемой должности, но при условии устранения выявленных замечаний в его работе. В таком случае – служащий подлежит повторной аттестации через 6 месяцев и делается окончательный вывод о его профессиональной пригодности.
  3. Однозначный вывод о несоответствии лица занимаемой должности и ему предлагается на выбор:
  • С его согласия перевестись на нижестоящую должность.
  • Если отказывается от перевода – такое лицо подлежит увольнению с муниципальной службы и по соответствующему основанию из ТК РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12691. Совершенствование организационных структур местной администрации 49.74 KB
Объектом изучения выступает мэрия города Ярославля. Предмет изучения организационная структура мэрии города Ярославля. Тип муниципального образования Предопределяет перечень вопросов местного значения из которого складываются полномочия администрации
2123. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА МАГИСТРАЛЬНОЙ, ЗОНОВОЙ И МЕСТНОЙ СЕТЯХ 18.48 KB
Линейные сооружения наиболее дорогая и громоздкая часть системы электропроводной связи. Затраты на линейные сооружения достигают 50 70 общих капиталовложений на сооружения связи. Поэтому при проектировании линий связи особое внимание должно быть обращено на уменьшение удельного веса расходов по строительству и эксплуатации линии так как это имеет существенное экономическое значение. Требования и нормы предъявляемые к линиям связи вытекают из принципа построения ВУСС и генеральной схемы развития связи страны.
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
6876. Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция 7.62 KB
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами депутатами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы а также законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами всероссийскими юридическими сообществами юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда...
5909. Система нотариальных органов и их компетенция 11.12 KB
В настоящее время компетенция всех нотариусов не различается так как частным нотариусам по месту нахождения нотариальной конторы при условии наличия возможности хранить архивы предоставляется право вести наследственные дела принимая меры к охране наследственного имущества и выдавая свидетельства о праве на наследство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица сдавшие квалификационный экзамен но не являющиеся нотариусами. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке...
6835. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов 7.46 KB
Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
17953. Компетенция представительных и исполнительных органов власти в области финансовой деятельности 203.46 KB
Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Задание 3 Валютные операции их участники и правила осуществления Под валютными операциями понимаются: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; ...
19496. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений 25.07 KB
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений. Именно подобная ситуация сложилась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Подтверждением этого являются последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации направленные на коррекцию правовых основ федеративного устройства России. Данные обстоятельства предопределили роль судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации далее Конституционный Суд РФ а именно...
17341. Полномочия администрации городского округа 23.06 KB
Общая характеристика об администрации городского округа Коломна. Полномочия администрации городского округа. Положения об администрации коломенского муниципального района. Целью практики является закрепления своих знаний и изучение функционирования и направления деятельности администрации.
12989. Управление капитального строительства Администрации ГО г. Уфа РБ 91.27 KB
Основы и особенности деятельности Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан. Структура Администрации. Основные направления деятельности Администрации. Особенности взаимодействия Администрации и других органов власти Республики Башкортостан.

Местная администрация это управленческий орган местного значения, созданный с целью выполнения распорядительных функций и исполнения муниципальных актов на территории муниципалитета.

Сотрудники данного органа находятся на муниципальной службе в отличие от городской думы, в которой лица избираются населением. Именно администрация обеспечивает город или район необходимыми ресурсами, транспортом, связью, услугами.

Разрабатываемая депутатами программа развития города передается на реализацию в исполнительный орган местного уровня. В своей деятельности администрация подотчетна представительному органу или мэру.

В этой статье:

Порядок формирования местной администрации

Формирование управленческого органа происходит по конкурсу на замещение вакантной должности. Все местные служащие заключают контракт с главой администрации. Глава администрации исполняет свои обязанности в лице мэра или специально назначенного лица по контракту.

Назначение на должность в администрацию, проходит путем конкурса. По результатам конкурса кандидат заключает контракт на постоянной основе. Кандидат на должность муниципального служащего не должен иметь иностранного гражданства.

Компетенция в проведении конкурса отводится представительному органу. Перед проведением мероприятия по назначению на должность кандидаты оповещаются за двадцать дней. Информация обычно размещается на сайте.

В сведения о конкурсе включаются: замещаемая должность, должностной регламент, требования, предъявляемые на должность. Срок полномочий главы администрации устанавливаются уставом города или района.

Полномочия местной администрации

В компетенцию управленческого органа входит ряд полномочий, к которым можно отнести:

  • Управление собственностью местного значения
  • Разработка и исполнение бюджета местного уровня
  • Обеспечение взимания местных налогов и сборов
  • Предоставление гражданам коммунально-бытовых услуг, например, водоснабжения, энергоснабжения
  • Организация утилизации твердых бытовых отходов
  • Обеспечение дорожной деятельности в границах муниципалитета
  • Наделение жильем лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений
  • Организация транспортных развязок
  • Проведение мероприятий по молодежной политике
  • Предоставление образовательных услуг населению
  • Обеспечение мер по ликвидации непреодолимых обстоятельств в городе или районе, например, экстренное оповещение население о чрезвычайной ситуации
  • Организация досуга населению
  • Благоустройство территории
  • Оказание ритуальных услуг населению

Структура местной администрации

Местная администрация это коллегиальный орган, имеющий свою структуру и построение. Возглавляет ее глава администрации на принципах единоначалия, который может иметь в своем подчинении заместителей.

Структурно управленческий орган делится на управления, департаменты, отделы, комитеты. Например, отдел образования, комитет по молодежной политике, комитет по управлению имуществом и другие.

На каждое структурное подразделение возлагается исполнение определенных полномочий установленных уставом города или района. Количество структурных подразделений исполнительного органа устанавливается также уставом муниципалитета.

Все сотрудники находятся на муниципальной службе, в соответствии с которой вводится ряд ограничений по должности, например, одновременно заниматься предпринимательской деятельностью.

Тема 1. Правовые и организационные основы деятельности местных администраций

1. Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

2. Компетенция местной администрации.

Местная администрация: сущность и принципы деятельности.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает наличие в структуре органов местного самоуправления исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также определяет его наименование – местная администрация. Достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного органа.

Таким образом, местная администрация – это обладающий правами юридического лица исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Местная администрация обеспечивает на соответствующей территории исполнение законов правовых актов представительного органа и главы муниципального образования. С другой стороны, администрация обладает властными полномочиями.

Местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для данной организации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Основанием для государственной регистрации местной администрации в качестве юридического лица является Устав муниципального образования и решение об учреждении местной администрации с правами юридического лица. В случае отсутствия Устава муниципального образования основанием для государственной регистрации является решение представительного органа об учреждении местной администрации с правами юридического лица. Местная администрация наделяется в установленном порядке на праве оперативного управления необходимым имуществом и финансируется за счет средств местного бюджета. Администрация имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, смету доходов и расходов, печать, штампы, бланки со своим наименованием, а также счета в банковских учреждениях. Местная администрация самостоятельно или через свои органы вправе приобретать или осуществлять имущественные или неимущественные права и обязанности, также выступать в суде.



Местной организацией руководит глава администрации на принципе единоначалия. Принцип единоначалия в деятельности главы администрации предполагает:

1) непосредственное руководство органами и структурными подразделениями местной администрации, а также назначение руководителей данных подразделений;

2) издание распоряжения по вопросам работы организации местной администрации;

3) определение структуры местной администрации.

Администрация ответственна перед населением муниципального образования и законодательным органом за решение социально-экономических и иных вопросов.

Общие принципы деятельности местной администрации:

1. местная администрация не входит в систему органов государственной власти;

2. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

3. законность в деятельности местной администрации;

4. гласность;

5. государственная гарантия деятельности местной администрации;

6. самостоятельность в решении местных вопросов;

7. соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям местной администрации.

Основные нормативные источники, регламентирующие деятельность местной администрации:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.

3) Устав муниципального образования;

4) Регламент администрации;

5) различные нормативные правовые акты федерального, регионального и местного значения в сфере местного самоуправления.

Компетенция местной администрации.

Местная администрация наделяется Уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных полномочий государственного значения:

1. Полномочия местной администрации в области управления муниципальной собственностью:

Разработка проектов программы приватизации объектов муниципальной собственности;

Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, решение вопросов их реорганизации и ликвидации;

Управление муниципальными паями, долями, пакетами акций, хозяйственных товариществ и обществ;

Управление муниципальной собственностью города, принятие решений об отчуждении объектов муниципальной собственности;

Иные исполнительно-распорядительные полномочия.

2. Полномочия в области использования земли и природных объектов:

Организация и ведение документов о правах физических и юридических лиц на земельные участки;

Планирование использования городских земель;

Осуществление контроля за использованием и охраной земель;

Рассмотрение в пределах компетенции земельных вопросов;

Организация использования и охрана городских лесов;

Организация работ по землеустройству, выдача заключений по плану землеустроительных работ;

Предоставление на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное и срочное пользование земельным участком, предоставление их в собственность и сдача в аренду.

3.Полномочия в строительстве:

Организация подготовки генерального плана города (проекта планировки пригородной зоны);

Осуществление функций заказчика на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры;

Выдача разрешений на строительство объектов производственного и жилищно-гражданского назначения;

Приостановление строительства, которое ведется с нарушением утвержденных правил и планов застройки;

Назначение муниципальных приемочных комиссий, утверждение актов о приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения.

4. Полномочия в экологической сфере:

Учет экологически вредных объектов на территории муниципального образования;

Учет и оценка доходов на объектах, расположенных в пределах муниципального образования;

Обеспечение проведения на территории муниципального образования мероприятий по охране окружающей среды;

Информирование населения об экологической обстановке

Кроме указанных исполнительно-распорядительных полномочий к компетенции местной администрации относятся:

1. организация исполнения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативно- правовых актов;

2. решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий.

Кроме того, решением законодательного органа к компетенции местной администрации могут быть отнесены иные вопросы местного значения, решение которых требует осуществления исполнительно-распорядительных функций.

Термин "местная администрация" равнозначен термину "исполнительно-распорядительный орган муниципального образования". Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации Бабун Р.В. Учебное пособие "Организация местного самоуправления". Выпущено 5 изданий, в т. ч.2 в центральных издательствах. Последнее издание - М.: КНОРУС, 2008. С.62.

Местная администрация осуществляет организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение местных нормативных актов, и наделена в связи с этим уставом муниципального образования собственной компетенцией.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В зависимости от выбранной в муниципальном образовании схемы управления он может являться главой муниципального образования, либо назначаться на должность по результатам конкурса.

Глава местной администрации занимает особое место в системе должностных лиц местного самоуправления, поскольку именно в его руках находится управление местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, повседневно осуществляющим деятельность по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий и иных полномочий местного самоуправления.

Должность главы местной администрации может занимать избранный населением глава муниципального образования. В этом случае он осуществляет две функции - представительскую (представляет муниципальное образование в отношениях с различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, их объединениями) и управленческую (руководит местной администрацией) Широков А.Н., Юркова С.Н.. Территориальные и организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2011. С.78.

Более сложен статус главы муниципального района, избранного из глав поселений, входящих в состав данного района. По такой конструкции глава муниципального района является одновременно главой двух муниципальных образований, членом представительного органа поселения, членом представительного органа муниципального района.

Представительскую функцию глава муниципального образования осуществляет посредством следующих полномочий Там же, С.78:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования по реализации управленческой функции подразделяются на два вида:

полномочия по решению вопросов местного значения;

полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия по решению вопросов местного значения определяются, прежде всего, уставом муниципального образования, а также положением об администрации, принимаемым представительным органом на основе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в зависимости от типа муниципального образования.

Полномочия главы местной администрации образуют два блока вопросов: по руководству администрацией; по управлению муниципальным хозяйством Горный М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть II. Местное самоуправление. Учебное пособие. - СПб, Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. с.54.

1. Глава разрабатывает структуру администрации, определяет ее штаты, представляет их на согласование в представительный орган. Он назначает на должности своих заместителей, руководителей структурных подразделений администрации (по согласованию с думой или же без такового в зависимости от устава муниципального образования). При необходимости глава администрации отменяет приказы руководителей структурных подразделений. Он представляет в представительный орган ежегодный отчет о деятельности администрации. Федеральное законодательство указывает, что глава руководит администрацией на принципе единоначалия, который выражается вправе принимать юридически обязательные решения. Причем это акты главы, а не местной администрации. Единоначалие создает возможность действовать более оперативно, повышает персональную ответственность за состояние дел в муниципальном образовании. Единоначалие не исключает другого способа организации управления -- коллегиального обсуждения и выработки решений по важнейшим проблемам жизнедеятельности территории. В этих целях во многих местных администрациях созданы постоянно действующие орга­ны -- коллегии.

2. В сфере управления муниципальным хозяйством глава осуществляет руководство по разработке местного бюджета, проектов планов и программ экономического и социального развития муниципального образования. Он организует исполнение бюджета, управляет его счетами, разрабатывает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, осуществляет муниципальное заимствование и управляет муниципальным долгом и т. д.

В соответствии с уставами муниципальных образований, глава местной администрации на принципах единоначалия самостоятельно решает следующие вопросы Горный М. Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть II. Местное самоуправление. Учебное пособие. - СПб, Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011 . С.55:

непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации, либо назначает руководителей данных подразделений, которые подотчетны ему и ответственны перед ним;

издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;

определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом; утверждает положения о структурных подразделениях администрации города, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, определяет их полномочия;

определяет штатное расписание и численность работников местной администрации;

назначает на должности муниципальной службы и увольняет с должности муниципальных служащих в соответствии с законодательством;

несет персональную ответственность за деятельность администрации.

Глава местной администрации:

представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации;

вносит на рассмотрение в представительный орган муниципального образования проекты решений, проект местного бюджета муниципального образования, планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, а также отчеты об их исполнении;

исполняет местный бюджет, программы и планы социально-экономического развития муниципального образования;

управляет и распоряжается имуществом, средствами местного бюджета, а также имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности в порядке, определяемом представительным органом;

создает муниципальные предприятия и учреждения;

формирует и размещает муниципальные заказы;

руководит гражданской обороной и осуществляет мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

получает от организаций, расположенных на территории муниципального образования, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития муниципального образования;

ежегодно отчитывается перед представительным органом о результатах своей деятельности и деятельности возглавляемой им администрации;

назначает в соответствии с уставом муниципального образования публичные слушания, проводимые по его инициативе, собрания граждан;

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие полномочия главы, например:

заключать от имени администрации муниципального образования договоры в пределах своей компетенции;

от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности;

участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования с правом совещательного голоса, вносить предложения и замечания по повестке дня, пользоваться правом внеочередного выступления;

назначать своих постоянных полномочных представителей в представительный орган местного самоуправления;

вести прием граждан, рассматривать их предложения, просьбы и жалобы, принимать по ним решения;

создавать при администрации коллегиальные, консультативные, контрольные и иные органы (комиссии, коллегии, советы, комитеты, штабы, инспекции и др.).

Перечень полномочий главы местной администрации весьма обширен и в уставах он остается открытым - там всегда содержится положение «решает иные вопросы, возложенные на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в том числе на главу местной администрации, федеральными законами, законами субъекта РФ, решениями представительного органа, настоящим Уставом».

Глава местной администрации, если это предусмотрено уставом муниципального образования, вправе делегировать свои полномочия (кроме полномочий, отнесенных к его исключительной компетенции как главы муниципального образования) заместителям либо иным лицам из числа муниципальных служащих.

Полномочия главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, определяются соответственно федеральными и региональными законами, а также муниципальными нормативными актами, принятыми в целях исполнения таких полномочий. Как правило, отдельные государственные полномочия реализуют администрации муниципальных районов и городских округов. К правам главы администрации отнесено определение структурных подразделений и должностных лиц администрации, на которые возлагается осуществление отдельных государственных полномочий; использование субвенций, предоставленных местному бюджету и переданных материальных средств и др.

Обязанности главы администрации включают предоставление отчетов об исполнении отдельных государственных полномочий, о расходовании предоставленных субвенций, об использовании переданных материальных средств; принятие правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и т.д.

Под компетенцией местной администрации понимается совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей органа местной (муниципальной) власти. Она определяется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия местной администрации формируются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а также на основании законодательных актов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Полномочия местной администрации можно рассматривать в двух аспектах.

В первом случае анализируются полномочия местной администрации, которыми она наделяется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами по управлению муниципальным образованием в целом, и его муниципальным хозяйством, в частности. Речь идет о полномочиях, связанных с управлением муниципальной собственностью, местными финансами и налогами, жилищно-коммунальной и социально-культурной сферой, с обеспечением безопасности граждан и др.

Вместе с тем существенное значение при изучении вопроса о полномочиях местной администрации как муниципальной организации имеет анализ ее управленческих функций, которыми она наделяется в соответствии со своим целевым назначением и статусом в организационной структуре муниципальной власти.

Основу первой группы полномочий местной администрации составляет функция планирования . На нее возлагается разработка стратегических и краткосрочных планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, генерального плана городского поселения, обоснование схемы управления муниципальным хозяйством и его отдельными отраслями решение других вопросов, включая планирование работы местной администрации и перспектив ее развития как муниципальной организации.

Вторая группа полномочий связана с осуществлением местной администрацией функции организации управления муниципальным хозяйством и организации собственной управленческой деятельности как муниципальной организации. Как показывает опыт и практика муниципального управления, речь идет о реализации функции оперативного управления муниципальным хозяйством , муниципальных предприятий и учреждений, решения повседневных и текущих вопросов обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Причем нередко это осуществляется в ущерб функции стратегического планирования, так как организационная структура местной администрации выстраивается под выполнение функции оперативного управления муниципальным хозяйством и муниципальным образованием.

Третья группа полномочий местной администрации обуславливается необходимостью реализации коммуникативной функции . К их числу можно отнести полномочия в области взаимодействия с местным сообществом, с его различными социальными группами, с органами местного самоуправления и органами государственной власти, с другими организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности; полномочия по информационному обеспечению органов муниципальной власти, муниципальных организаций и т.п.

Четвертая группа полномочий связана с осуществлением местной администрации контрольной функции, которая возлагается на нее как на орган муниципального управления и которую она призвана исполнять в процессе собственной управленческой деятельности.

Права местной администрации. Представительный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделяет местную администрацию как орган местного самоуправления правом управления муниципальной собственностью, как муниципальная организация (муниципальное учреждение по ГК РФ) владения, пользования, распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Местная администрация как орган муниципального управления и юридическое лицо имеет право вступать в договорные отношения с российскими и зарубежными органами государственной власти и местного самоуправления, с коммерческими и некоммерческими организациями, с физическими лицами.

Местная администрация по предмету своей муниципальной управленческой деятельности издает муниципальные правовые акты. Субъектами этого права выступают глава администрации, его заместители, руководители структурных органов местной администрации.

Местная администрация как юридическое лицо наделяется правами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Обязанности местной администрации .В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова слово «обязанность» рассматривается как определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для исполнения (5).

Термин «обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления» в нормативных правовых актах отсутствует. В них, как правило, речь используется понятие «ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления» перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Она наступает в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, уставом муниципального образования.

На наш взгляд, термины «ответственность» и «обязанность» вряд ли можно рассматривать как синонимы, хотя взаимосвязь между ними очевидна. Ответственность местной администрации как органа муниципального управления наступает в случаях неисполнения возложенных на нее непосредственных обязанностей перед местным сообществом и государством. В практике муниципального права и муниципального управления понятие «обязанности местной администрации» заменено термином «полномочия местной администрации», что, по нашему мнению, не совсем правильно.