Федеральный закон 256 изменения материнский капитал. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

Проблемы, связанные с применением Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, были введены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон) в качестве ключевого элемента государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан Российской Федерации.

Основные цели Закона - стимулирование рождения в семье второго ребенка, а также устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что находит свое подтверждение в определениях Конституционного Суда РФ Определение Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2012 г. № 281-О-О. // СПС КонсультантПлюс, 2014.. Закон предусматривает материальные гарантии семьям, имеющим детей, в комплексе с другими организационными, экономическими и правовыми мерами государственной поддержки семей, чем создает условия для улучшения демографической ситуации в стране.

Вместе с тем анализ практики прокурорского надзора и правоприменения свидетельствует о существенных недостатках действующего Закона. Несовершенство используемой юридической терминологии и пробелы в Законе, на наш взгляд, препятствуют в полной мере защите прав семьи и детей. Такая позиция находит подтверждение и в научных дискуссиях.

Необходимо обратить внимание на основные недостатки правового регулирования в вопросе о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семей и связанные с этим проблемы правоприменительной практики, а также на проблемы в организации прокурорского надзора.

В настоящее время с учетом позиции руководства страны особую актуальность приобретает проблематика борьбы с коррупцией, в том числе профилактика коррупционных проявлений в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих определенные сферы общественных отношений. С этой целью полагаем необходимым проанализировать положения Закона на предмет наличия коррупциогенных факторов Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России: исторические уроки и современные проблемы // История государства и права. - 2012. - № 3. - С. 14.

Так, в соответствии с п. п. 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенными факторами являются в том числе определение компетенции по формуле «вправе», т.е. диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) действий; отсутствие или неполнота административных процедур, т.е. отсутствие порядка совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий; юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

В качестве примера определения компетенции по формуле «вправе» можно привести ч. 4 ст. 5 Закона, согласно которой при рассмотрении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.

Например, прокуратурой Камызякского района Астраханской области было установлено, что гражданка У. в заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не сообщила о вынесенном в отношении ее решении суда о лишении родительских прав. В связи с непринятием со стороны управления ПФР достаточных мер к проверке достоверности представленных сведений прокуратурой начальнику управления ПФР было внесено представление. Кроме того, материал проверки был направлен прокурором в порядке ст. 37 УПК в отдел полиции для проведения процессуальной проверки. По результатам проверки в отношении гражданки У. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное в крупном размере).

Еще одним примером диспозитивной нормы является ч. 1.1 ст. 10 Закона, которая устанавливает, что часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, может быть выдана лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства Костылева Н.В., Костылев В.М. Закон о материнском капитале: три года спустя. Иронический комментарий // Нотариус. - 2011. - № 4. - С. 36..

Примером неполноты административной процедуры является отсутствие в Законе предусмотренного механизма контроля за целевым расходованием средств материнского (семейного) капитала, за выполнением обязанности лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, оформить жилое помещение в общую собственность этого лица, его супруга, детей после перечисления ПФР средств материнского (семейного) капитала, а именно не определен контролирующий орган с соответствующими полномочиями, не установлены форма отчетности об использовании денежных средств и ответственность за неисполнение требований Закона. На необходимость внесения соответствующих изменений в Закон обращается внимание в докладных записках прокуратур субъектов Федерации, а также в научных публикациях Тоноян М. Капитал материнский, а заботы общие // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 39. - С. 11..

Например, прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края было установлено, что гражданка Х., получив средства материнского (семейного) капитала, оформила приобретенный жилой дом в свою личную собственность, чем нарушила жилищные права несовершеннолетней дочери. По иску прокурора за малолетней признано право собственности на жилой дом. Также в Законе употребляются неустоявшиеся термины. Например, согласно ч. 4 ст. 10 Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей. При этом действующим гражданским законодательством это понятие не предусмотрено. Примером юридико-лингвистической неопределенности также является положение ч. 1 ст. 10 Закона, согласно которому средства материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение жилого помещения путем безналичного перечисления указанных средств физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения. Буквальное толкование нормы приводит к невозможности использовать средства материнского капитала в том случае, когда на стороне продавца выступают несколько лиц. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на вопрос целесообразности расширения перечня благ, на которые можно направить средства материнского (семейного) капитала. В целях защиты жилищных прав несовершеннолетних предлагается в том числе рассмотреть вопрос об использовании средств материнского капитала на капитальный ремонт жилого помещения, приобретение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.

Также следует отметить, что процедура распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий не в полной мере защищает жилищные права несовершеннолетних.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением использования средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам. При этом установление в Законе срока подачи заявления не отвечает целям Закона и не позволяет обеспечить своевременную государственную поддержку семьям, имеющим детей. В связи с этим предлагается внести изменения в Закон, позволив использовать средства материнского капитала для направления на приобретение (строительство) жилого помещения независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго и последующего детей.

Кроме того, Законом не урегулирован вопрос о возврате средств материнского (семейного) капитала в бюджет ПФР в случае расторжения договоров купли-продажи, долевого участия в строительстве жилья по инициативе лица, получившего сертификат на материнский (семейный) капитал. В настоящее время в случае прекращения таких сделок другая сторона обязана будет вернуть полученные денежные средства лицу, получившему сертификат, а не в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Так, ч. ч. 3 и 4 ст. 3 Закона предусмотрено, что право женщин и мужчин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае лишения их родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

В эту статью целесообразно внести изменения, предусмотрев прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае лишения родительских прав в отношении детей, учтенных при определении права на материнский (семейный) капитал.

Здесь же предусмотрено, что право женщин и мужчин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности. Использование термина «совершение преступления» создает неопределенность в его применении в части наличия или отсутствия правоограничений на пользование мерами государственной поддержки, связанных с судимостью, которая в установленном законом порядке снята или погашена. Кроме того, закрепление в статье ограничений на пользование таким правом только в связи с совершением преступлений против личности не в полной мере способствует защите прав несовершеннолетних. Также серьезную опасность представляют собой преступления против несовершеннолетних, предусмотренные ст. 230 (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 240 (вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией), ст. 241 (организация занятия проституцией), ст. 242 (незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов), ст. 242.1 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), ст. 242.2 (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов) УК.

Для устранения имеющихся неточностей в терминологии предлагается внести изменения в указанную статью, предусмотрев прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае наличия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних (без указания их вида).

Кроме того, согласно ст. 10 Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей. При этом в статье также упоминается об оформлении жилого помещения в общую собственность супругов, детей.

С учетом норм семейного и гражданского законодательства супругами считаются лица, состоящие в браке, родителями - отец и мать ребенка, которые могут не состоять в браке и не проживать совместно. Употребление в тексте Закона двух различных понятий «родители» и «супруги» не способствует единообразному применению нормы, в связи с чем требуется внесение соответствующих изменений в статью, оставив указание на понятие «супруги». Также в Законе не решен вопрос о возникновении у мужчины права на дополнительные меры государственной поддержки при определении места жительства ребенка с отцом. В заключение можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время достаточных правовых гарантий реализации семьями, имеющими детей, прав на дополнительные меры государственной поддержки. Для обеспечения надлежащего уровня защиты прав семей, имеющих детей, и повышения эффективности деятельности прокурора требуется внесение соответствующих изменений в законодательство, регулирующее вопросы дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей Харламова М.Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Законность. - 2013. - № 6. - С. 46 - 50..

1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

1.2. При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном (на период отобрания ребенка);

7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Материнский капитал предназначен для поддержки многодетных семей и стимулирования населения к нормализации показателей демографической обстановки. Подобные инструменты считаются обязательными со стороны государства, так как они позволяют обеспечивать достойный уровень жизни молодых родителей, что способствует формированию здорового и адекватного общества.

Для получения возможности приобрести такой материальной поддержки необходимо соответствовать определенным условиям и требованиям. Важно понимать, что далеко не все заинтересованные лица могут претендовать на подобные привилегии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вся необходимую информацию о материнском капитале отражается в положениях Федерального закона ФЗ-256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Все желающие перед подачей заявки на получения сертификаты в обязательном порядке должны изучить аспекты и последние изменения данного акта во избежание возникновения проблем с законом.

Главные положения

В 2007 году, когда проект о МК вступил в силу, сумма выплат при рождении или второго ребенка составляла 250 тысяч рублей . Однако с каждым годом программа подвергалась в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции.

В результате чего в 2019 году размер финансового обеспечения достиг отметки в 453 тысячи рублей . Дальнейшие изменения пока не запланированы в связи с социально-экономической обстановкой в стране. В 7 статье указаны основные направления использования средств материнского капитала.

Важно понимать, что существует всего 4 варианта:

То есть потратить деньги на покупку автомобиля не представляется возможным.

Все расчеты осуществляются через Пенсионный фонд Российской Федерации в безналичной форме. Для распоряжения МК владельцу сертификата необходимо подать соответствующее заявление в компетентные службы.

Они проведут проверку на предмет целесообразности расходов и вынесут решение. В статье 8 отражаются тонкости процедуры рассмотрения заявки на использование средств материальной поддержки.

Стоит также добавить, что в удовлетворении запроса может быть отказано по следующим причинам:

  • нарушение порядка подачи заявления;
  • прекращение действия права на получения финансового обеспечения;
  • указание в документе неустановленного законом направления использования средств;
  • указание в документе суммы, превышающей размер МК.

После одобрения заявки следует изучить аспекты статьи 9, где отражаются данные о порядке перевода средств капитала из федерального бюджета в бюджет ПФРФ. Уже после этого они направляются на счета физических или юридических лиц, осуществляющих работы по направлениям использования.

Заключительные статьи содержат в себе развернутую информацию о возможных вариантах распоряжения средствами материнского капитала.

Центральные моменты закона о материнском капитале

Федеральный закон №256 был принят в конце 2006 года Государственной Думой Российской Федерации. 27 декабря был одобрен Советом Федерации, а спустя два дня вступил в законную силу.

Он состоит из 13 статей, в которых детально описаны все условия и требования к получению материальной поддержки от государства. Этот закон устанавливает конкретные критерии к лицам, желающим получить материнский капитал. Поэтому перед оформлением заявки в ПФРФ необходимо удостоверится в соответствии собственного статуса законодательным нормам, которые отражены в рассматриваемом акте.

Только после этого следует подавать заявления с соответствующей документацией. Полный перечень бумаг в каждом случае индивидуален. К примеру, если ребенок был рожден в семье, то понадобится свидетельство о рождении. Если же усыновлен, то необходимо предоставить решение суда, в соответствии с которым можно установить законность вступления гражданина в члены семьи.

Закон о материнском капитале, определяющий необходимость и возможность поддержки многодетным семьям, каждый год подвергается внесению некоторых поправок и дополнений в основные положения. Такие изменения предназначены в первую очередь для формирования простоты оформления заявки на получение материнского капитала. Кроме того, происходит индексация год от года.

К примеру, в начале своего существования программа предполагала выплату размером в 250 тысяч рублей . На сегодняшний день эта сумма значительно повысилась – новый показатель составляет 430 тысяч рублей . Подобная необходимость связана с инфляционным процессами в стране.

Но стоит понимать, что величина выплат корректируется в согласовании с прогнозными показателями, которые не всегда соответствуют фактическим характеристикам. Поэтому год от года МК теряет свою покупательную способность.

Первое постановление было оформлено еще в 2008 году. Оно касалось кризисной ситуации в стране, когда производились досрочные выплаты из средств МК молодым семьям для поддержания уровня жизни.

Пояснения правил

Немаловажным будет отразить некоторые пояснения к положениям рассматриваемого Федерального закона. Они позволят в точности понять предоставляемую информацию.

В частности, можно выделить следующие пояснения:

О праве Мать может обратиться за поддержкой в том случае, если второй ребенок родился после вступления закона в силу.
О распоряжении средствами Государство предлагает на рассмотрение 4 направления для реализации МК. Одно из них – улучшение жилищных условий – предполагает, что строительство жилья может быть осуществлено только на территории Российской Федерации.
О кредитах Средства с сертификата могут быть использованы для погашения процентов и основного долга по жилищному кредиту. Штрафы и пени в данном случае не покрываются.
О подаче заявки Запрос направляется в отделение ПФРФ по месту жительства. Это может сделать не только владелец сертификата, но и его представитель лично или же дистанционно с использованием услуг почты.
О документах В законе отражен лишь основной перечень. Так что перед оформлением необходимо проконсультироваться на предмет дополнительных документов. Причем их копии должен обязательно подписать нотариус.
О предоставлении средств Выплаты осуществляются только безналичным расчетом. Причем стоит учитывать, что все операции проходят через ПФРФ.
Об индексации Каждый год осуществляется изменение размеров МК в сторону увеличения. С 2019 года по 2019 год этого не происходит по причине нестабильности экономики. Важно также понимать, что возможно продление такой ситуации.

Законодательная база материнского капитала полностью отражает условия и требования для его приобретения. Поэтому рекомендуется ознакомиться с основными положениями Федерального закона №256, а также отслеживать свежие новости для исключения возможных ошибок в процедуре оформления материальной поддержки.

С 1 января 2007 года на территории РФ начала функционировать новая форма поддержки для семей, имеющих детей, получившая название «материнский капитал». Проект ФЗ был разработан Минфин РФ. В настоящее время (2013 год) действует закон регулирующий порядок его предоставления и использования на территории РФ. Основополагающим документом является Федеральный закон РФ от 29.12. 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». ФЗ был разработан с целью формирования эффективных средств для создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь. Понятие материнского капитала содержится в данном ФЗ.

Согласно ФЗ № 265 это средства, выделяемые Минфин РФ из федерального бюджета и передаваемые в бюджет ПФ РФ чтобы выплатить материнский капитал. Закон неоднократно претерпевал изменения. Так, в 07.06.2013 года проект преобразований был включен ФЗ № 128, он отчасти изменил закон об использовании поддержки (статьи 8 и 10).

Правом на получение материнского капитала, как гласит закон 2013, пользуются обладатели специализированного именного сертификата. Он предоставляется женщинам, родившим или усыновившим второго, либо третьего ребёнка (при условии, что ранее они не воспользовались данным правом) начиная с 1.01.2007 года, когда вступил с действие законопроект.

Закон РФ №256 оговаривает, что при установлении права на материнский капитал не учитываются те дети, в отношении которых лица, претендующие на его получение, были лишены родительских прав или было отменено усыновление (на основе соответствующих ФЗ).

Получение дополнительных мер поддержки РФ в форме «материнского капитала» — это не исключительное право женщины, воспользоваться им могут и мужчины, так как ФЗ этого не запрещает. Соответствующие случаи устанавливает закон РФ № 256: смерть матери ребенка, объявление ею умершей, лишение ее родительских или совершение женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления против личности, отмена усыновления. Право на получение «материнского капитала» переходит непосредственно к самому ребенку (или к детям), если отец и мать были лишены его по причинам, который установил ФЗ № 256.

Условия предоставления государственной поддержки

Получить материнский капитал от РФ в 2013 году можно лишь по истечении 3-х лет с момента рождения второго (третьего) ребенка (в соответствие с ФЗ №256). В течение этого периода ведется учет лиц, имеющих право на материнский капитал в форме федерального регистра, об этом гласит рассматриваемый закон 2013 года о материнском капитале.

После возникновения соответствующего права в любое время мать, отец или сам ребенок (в зависимости от того, кому законодательство 2013 дает право принять материнский капитал) могут обратиться в ПФР для получения государственного сертификата. Данное правило закреплено в статье 4 ФЗ № 265. Сертификат предоставляется после подачи заявления и всех необходимых документов на материнский капитал (паспорт заявителя, свидетельство о рождении детей, либо документ об их усыновлении), более подробный перечень содержит закон. Решение о его выдаче принимается в месячный срок. Причинами для отказа в соответствии с ФЗ могут послужить отсутствие или прекращение права на материнский капитал, либо предоставление недостоверных сведений. Закон говорит о том, что отказ на предоставление материнского капитала может быть обжалован или в суд, или в вышестоящий орган ПФР.

ФЗ РФ № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает размер материнского капитала. Первоначально (в 2007 году, что предусматривал законопроект) он составлял 250 000 рублей. В 2013 эта сумма стала равна 408 960,5 рублей. Закон гласит о том, что размер поддержки не зависит от региона проживания лица, имеющего право на его получение. Ежегодно проводится индексация размера материнского капитала с целью установления адекватной суммы с учетом инфляции (исключением не стал и 2013 год, проект закона был подготовлен заблаговременно).

Улучшение жилищных условий за счет средств государственной поддержки

Законодательство 2013 предусматривает три возможности для использования материнского капитала. Первое из них, которое закрепляет закон – это улучшение жилищных условий. В связи с тем, что для молодых семей квартирный вопрос стоит очень остро, данное направление стало довольно популярным среди лиц, имеющих право на материнский капитал. Закон говорит о том, что это может быть приобретение жилого помещения, строительство дома с привлечением подрядчиков или своими силами, компенсация затрат на построенное или отремонтированное жилище, оплата первого взноса для ипотеки или ее погашение (полностью/ частично), участие в долевом строительстве.

Какое бы направление не было выбрано лицами, имеющими право на получение материнского капитала, главное, чтобы жилое помещение находилось в границах РФ, это прямо предусматривает закон. Кроме того, действует исключительное право, дающее возможность воспользоваться правом на материнский капитал до истечения 3х летнего периода (с момента его возникновения), если средства будут расходоваться на улучшение жилищных условий.

Принятое новое постановление Правительства № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» более детально регулирует то, как материнский капитал используется на улучшение жилищных условий, дополняя закон.

Данный акт Правительства закрепляет нормы о направлениях использования материнского капитала, а также порядок предоставления средств. Постановление Правительства (в пункте 5-13) устанавливает перечень документов, которые нужно представить, чтобы получить материнский капитал и порядок действий в каждом конкретном случае.

Например, Постановление Правительства предусматривает, что если улучшение жилищных условий будет осуществляться путем строительства дома без привлечения подрядной организации, то заявитель желающий получить материнский капитал должен подать в ПФР:

  1. документ о законном праве (собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения и т.д.) на земельный участок,
  2. разрешение на строительство,
  3. обязательство в течение полугода после получения кадастрового плана оформить помещение в надлежащем порядке.

При этом Постановление Правительства оговаривает, что средства материнского капитала представляются не единовременно, а двумя равными частями:

  1. после подачи заявления;
  2. по истечении 6ти месяцев с момента, когда материнский капитал был выдан впервые, но только при условии соблюдения всех требований, которые предусматривает законодательство.

Довольно подробно Постановление Правительства определяет порядок использования средств материнского капитала на погашение ипотечных кредитов и прочих займов, имеющих целевое назначение – улучшение жилищных условий.

Так, Постановление Правительства закрепляет правило, что размер средств материнского капитала не может быть больше, чем размер долга. Кроме того, средства не выдаются «на руки», а перечисляются в безналичной форме на счет банка-кредитора. Такое же правило действует для случаев покупки квартиры, когда деньги получает продавец, что также закрепило Постановление Правительства.

Образование детей на средства материнского капитала

Вторым направлением расходования средств материнского капитала, которое предусматривает закон, является оплата образовательных услуг детей, содержания их в образовательном учреждении, либо проживание в общежитие. Законодательство 2013 закрепляет несколько условий для реализации материнского капитала по данному направлению:

Постановление Правительства, регулирующее особенности правоотношений складывающихся при направлении средств материнского капитала по данному направлению, не было разработано на 2013 год, в этой части действует исключительно закон.

Пенсионные накопления матери, как одно из направлений средств материнского капитала

Третье направление, предусмотренное в ФЗ – формирование средств пенсионных накоплений матери. Они могут быть переданы в негосударственный пенсионный фонд или в доверительное управление управляющей компании. Выбор остается за мамой двух (трех) детей.

Закон РФ № 256 не устанавливает каких-либо ограничений на разделение средств материнского капитала, то есть часть из них можно направить на улучшение жилищных условий, а другую на образование. Плюс ФЗ допускает возможность использовать право на него не единовременно, а распорядиться частично, отложив остаток на более поздний период.

Закон РФ устанавливает временные рамки, в течение которых можно воспользоваться правом на получение материнского капитала – до 31.12.2016 года. При этом следует учитывать, что ФЗ устанавливает предельный срок для рождения или усыновления ребенка. Использовать сам материнский капитал, как гласит закон, можно и после 2016 года.

Критика ФЗ № 256

Итак, как восприняли закон и постановление Правительства в народе. В большинстве своем нововведения ФЗ для граждан были полезны. Материнский капитал в РФ был воспринят положительно и дал ожидаемые результаты – эксперты отмечают, что 2007 года по 2013 наблюдался рост числа новорожденных детей в России.

Однако некоторые негативно высказываются о том, что было введено в действие законодательство 2013 о материнском капитале, усматривая в нем желание РФ, поспособствовать обогащению банков. Все дело в том, что самым популярным прогнозируемым (еще, когда проект закона был на стадии разработки) направлением для средств материнского капитала было улучшение жилищных условий. Оформить сделку купли-продажи квартиры без привлечения кредитных средств проблемно для большинства граждан, и даже материальная поддержка РФ не способна решить данную ситуацию. Вот и получается, что родители направляют свой материнский капитал на погашение ипотеки или внесение первоначального платежа.

Специалисты утверждают, что материнский капитал не способен сыграть какой-то роли в создании достойного уровня жизни для семей с детьми, а значит, принятый закон в 2013 году не отвечает цели, закреплённой им же. Это обстоятельство было очевидно, когда проект ФЗ был на стадии принятия. Таким образом, многие взяли кредиты, выплачивать которые они будут в течение долгого периода времени. Многомиллионные займы смогут внести далеко не все. Вот и получается, что жилищные условия на самом деле улучшат лишь немногие из числа воспользовавшихся материнским капиталом.

Вторым негативным явлением, обнаружившимся после того, как проект ФЗ №256 был принят, стало увеличение рождаемости среди неблагополучных слоев общества. Желание получить «легкие» деньги вызвало демографический взрыв среди алкоголиков, наркоманов и прочих людей, ведущих аморальный образ жизни. Что в итоге? Огромное количество брошенных детей, увеличение числа воспитанников детских домов.

Принятый проект ФЗ РФ № 256 2013, регулирующего отношения связанные с получением материнского капитала, вызвал еще одно негативное последствие — волну мошенничества. Разработанный закон содержит пробелы, спорные моменты, неоднозначные трактовки, которые позволяют на вполне легальных основаниях использовать материнский капитал не по назначению. Грамотные люди научились обходить закон РФ 2013, а доверчивые родители, желающие получить материнский капитал «на руки» остались без своих средств. Такое добровольное согласие стоило им материальной поддержки, которая по идее должна была улучшить жизнь их детей.

Удивительно, что законодательство 2013 не предусматривает систему, чтобы защитить материнский капитал от мошенников. Известно, что закон, вводящий материальные льготы, всегда порождает желание людей получить легкие деньги. Да, законодательство РФ закрепляет УК статью 159 «Мошенничество», которая дает возможность привлечь к ответственности виновных лиц. Однако не мешало бы, и разработать проект закона, который обеспечивал превентивное воздействие для желающих использовать материнский капитал не по назначению.

Попытка урегулировать данную проблему была осуществлена в 2013 году ФЗ № 128. Данный законопроект уже упоминался ранее. Закон № 128 о материнском капитале внес изменения в условия предоставления средств государственной поддержки. В частности был ограничен круг субъектов, займы которых можно погасить за счет материнского капитала. Законопроект № 128 установил, что кредитные средства должны быть перечислены на расчётный счет самого получателя государственной поддержки или его супруга.

Дальнейшая судьба материнского капитала

На сегодняшний день в 2013 году довольно актуален вопрос, что же будет после 2016 года, разработан ли новый проект ФЗ? Неужели материнский капитал будет отменен? Следует отметить, что Минфин РФ рассматривает предложение о продлении срока его действия вплоть до 2025 года, подготовлен соответствующий проект ФЗ.

Возможно, материнский капитал будет предоставлять по-прежнему, но с некоторыми изменениями, внесенными в закон. Так, представители Минфин говорят о том, что проект ФЗ предусматривает следующее положение: размер материнского капитала будет зависеть от обеспеченности семьи. Уже сегодня эти изменения вызывают бурю негодования.

Эксперты отмечают, что рассматриваемый проект ФЗ разрушит действенный демографический механизм, на смену ему придет лишь очередная мера социальной поддержки Минфин РФ. Плюс, данный законопроект повлечет за собой сокрытие доходов большей частью населения, что обернется, в том числе падением размеров налоговых отчислений в бюджет.

Подводя итог на 2013 год Пенсионный фонд РФ и Минфин утверждают, что почти за 7 лет было выдано примерно 4,5 млн. сертификатов. Превалирующая часть из них была направлена на улучшение жилищных условий (примерно половина). Как правило, граждане используют сертификат для погашения части займа, в редких случаях – для покупки жилья без кредитных средств. Ежегодно Минфин в закон о бюджете вносит графу, о выделении на выплату материнского капитала порядка 330 млрд. рублей. В 2013 году по оценкам специалистов Минфин РФ материнский капитал в размере более 400 тыс. рублей, вполне может обеспечить покрытие первоначального взноса за квартиру стоимость, которой составляет 2,5 млн. рублей.

Эксперты заявляют, что если в 2017 году будет принят рассматриваемый проект ФЗ и материнский капитал отменят, либо он начнет действовать в худшем виде, то РФ ожидают «90е», когда рождаемость упала на критический уровень. Государство, в лице Правительства и прочих уполномоченных органов, заинтересовано в улучшении демографической ситуации в своей стране, в том числе принимая закон, который способствует этому. Оно должно предпринять меры по увеличению размера материнского капитала и разработать законопроект изменений в действующий ФЗ, регулирующий порядок его предоставления. Какие будут дальнейшие действия Правительства и иных уполномоченных органов, и как будет развиваться законодательство 2013 и положение РФ о материнском капитале, покажет время.

Видео: Неприятный правовой казус в Горнозаводске с сертификатом на материнский капитал


Материнский капитал - государственная программа поддержки многодетных семей. Она успешно функционирует уже около 10 лет, помогая родителям и их детям повысить качество жизни. Федеральный закон № 256 предусматривает несколько направлений для расходования субсидии, предназначающейся семье по сертификату на маткапитал.

На участие в программе могут рассчитывать семьи, в которых есть двое или больше детей. Причём неважно, родные они или усыновлённые - в этом случае их статус приравнивается. Федеральный закон о маткапитале периодически претерпевает изменения, и 2019 год не стал исключением.

Направления траты средств господдержки в 2019 году

В течение предыдущих 9 лет федеральным законодательством предусматривались три основных направления расходования средств из госбюджета. Любой владелец сертификата сам выбирает приоритетное для себя и обращается за деньгами в Пенсионный Фонд с заявлением по установленной форме.

До 2019 года ФЗ № 256 предусматривал следующие направления.

  1. Улучшение условий проживания. Самое популярное направление, т. к. для большинства семей жилищный вопрос является более актуальным в сравнении с остальными вариантами траты денег по сертификату на маткапитал. Включает в себя как покупку готового жилья на первичном и вторичном рынках, так и возведение жилища собственными силами или силами специализированных строительных фирм. Также можно израсходовать средства на реконструкцию уже имеющегося в собственности дома, если в результате проведения работ его жилая площадь будет увеличена хотя бы на одну учётную норму, установленную в регионе проживания семьи.
  2. Оплата образовательных услуг. Любому ребёнку (а не только тому, на которого выдан сертификат на материнский капитал), которому не исполнилось 25 лет, можно оплатить учёбу в колледже, университете, школе или дополнительных кружках и секциях. Также деньги могут пойти на оплату детского сада для малышей. Главное условие - предоставляющее образовательные услуги учреждение должно быть расположено на территории РФ.
  3. Увеличение будущей пенсии матери. Самое непопулярное направление из-за того, что вопрос обеспечения жизни в пенсионном возрасте теряет свою значимость на фоне актуальных текущих проблем.

2019 год ознаменовался изменениями в ФЗ № 256. Наряду с тремя указанными выше направлениями, появилось четвёртое - возможность компенсирования государством затрат на соц. адаптацию детей, признанных инвалидами. Товары и услуги, имеющиеся в специальном перечне, можно приобретать с последующей компенсацией их стоимости средствами маткапитала. А вот приобрести за счёт маткапитала земельный участок или семейный автомобиль в соответствии с федеральным законом нельзя.

Размер выплат и особенности программы

В самом начале функционирования программы материнского капитала федеральная субсидия равнялась 250 тыс. рублей. Однако проводимая ежегодно индексация выплаты увеличила её объём на 81%. К 2015 году размер выплаты, предназначающейся родителям по сертификату на маткапитал стал равняться 453 026 рублям. В 2019 году индексацию было решено не проводить из-за сложной экономической ситуации в России, вследствие чего размер выплаты остался таким же.


Будет ли проводиться индексация в 2019 году, неизвестно. Однако в случае положительного решения законодателей по этому вопросу, размер выплаты может увеличиться на 6% и в таком случае составит 480 тыс. рублей. Чтобы воспользоваться предназначенными по сертификату на маткапитал деньгами, необходимо учесть некоторые особенности ФЗ № 256.
  1. Ребёнку, на которого выделяется субсидия, на момент использования средств должно исполниться 3 года. До достижения им этого возраста израсходовать деньги можно только в случае приобретения жилья в кредит, в т. ч. в ипотеку. Другой возможности получить выплату раньше обозначенного срока нет.
  2. Право на получение субсидии по закону принадлежит матери ребёнка. Однако если та лишилась родительских прав или умерла, то оно может перейти к отцу. Также этим правом обладает любой единственный усыновитель детей. В том случае, если оба родителя лишились права получения сертификата, то оно переходит к самому ребёнку.
  3. Деньги всегда переводятся безналичным способом. Получить их наличными напрямую невозможно. Зачастую мошенники предлагают молодым родителям свои услуги по обналичиванию сертификата. Ни в коем случае не пользуйтесь их помощью, т. к. тогда вы становитесь соучастником незаконных действий.
  4. Право на маткапитал возникает только у граждан, имеющих российское гражданство. Также сразу после рождения получить его должен и сам ребёнок.
  5. Для получения средств следует обратиться в местное отделение Пенсионного фонда. Там необходимо составить заявление по установленной форме, а также приложить к нему ряд документов, перечень которых зависит от выбранного направления траты маткапитала.
  6. Чтобы получить государственную поддержку, рождение или усыновление ребёнка должно произойти в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2018 г.

До 30.11.2019 имелась возможность обратиться в ПФР за разовой выплатой всем владельцам сертификата на маткапитал наличными в размере 25 тыс. рублей. Подобные выплаты являются единственным исключением, позволяющим по закону получить часть субсидии наличными.

Документы для получения выплаты по ФЗ № 256

Федеральный закон позволяет получить деньги любой семье, в которой появился второй или последующий ребёнок. Однако для этого необходимо предоставить ряд официальных документов, без которых Пенсионный фонд не примет ваше заявление на выплату. В 2019 году их перечень таков:

  • удостоверяющий личность заявителя документ. Причём заявителем может быть только непосредственно владелец сертификата на маткапитал;
  • свидетельство о рождении всех детей в семье. Необходимо для подтверждения того факта, что родители воспитывают двух или больше детей;
  • бумага, подтверждающая российское гражданство того ребёнка, на которого был выдан сертификат на материнский капитал;
  • СНИЛС владельца сертификата;
  • бумага, подтверждающая место жительства, если оно отличается от места регистрации, указанного в паспорте;
  • если вместо заявителя документы предоставляет доверенное лицо, необходима заверенная у нотариуса бумага, подтверждающая право обращающегося на это;
  • сам сертификат на маткапитал. Без него обращаться за выплатой попросту нет смысла.

В зависимости от выбранного родителями направления траты материнского капитала, Пенсионный фонд может запросить другие документы, требующиеся для приложения к заявлению в соответствии с законом. В том случае, когда заявителем является отец или усыновитель, потребуется один (или больше) документ из следующего перечня:

  • документ, подтверждающий смерть матери ребёнка, либо решение суда о признании её умершей;
  • бумага, свидетельствующая о лишении матери родительских прав;
  • судебное решение о том, что мать совершила направленное против собственного ребёнка преступление.

Какой именно из этих документов потребуется, зависит от обстоятельств, в связи с которыми право на получение документа на материнский капитал перешло от матери к отцу. Перед обращением в ПФР необходимо дождаться, пока закончится срок, в течение которого воспользоваться средствами по маткапиталу невозможно. Иными словами, подождать до достижения ребёнком трёхлетия.

Подача документов возможна не только посредством личного обращения в Пенсионный фонд. Можно отправить их при помощи почты, а также предоставить в электронном виде через портал государственных услуг. На рассмотрение заявления Пенсионному фонду по закону, в соответствии с законом, даётся 1 месяц. В случае положительного решения деньги будут переведены на расчётный счёт указанного в заявлении физического или юридического лица.

Инструкция по получению сертификата



Если семья уже разобралась с возможностью получить деньги и приоритетным для себя направлением их расходования, то действовать в 2019 году необходимо по следующему алгоритму.

  1. Дождаться дня рождения ребёнка или же вступления в силу судебного решения о его усыновлении.
  2. Оформить право на сертификат. Для этого идут в местное отделение Пенсионного фонда и составляют там заявление. Обратиться по этому делу можно в любой удобный момент. Направляться в ПФР сразу после достижения ребёнком трёхлетнего возраста не нужно - прийти за сертификатом можно даже через несколько лет.
  3. Дождаться решения по поданному заявлению. В случае положительного решения, сам сертификат будет выдан заявителю в течение 5 дней. Можно забрать его лично или получить по почте.

После получения сертификата, в соответствии с ФЗ № 256, можно обратиться за выплатой тогда, когда это будет удобно. По закону право на денежную выплату останется у семьи, даже если закончится действие программы маткапитала, которая в данный момент продлена до 31.12.2018 г. Поэтому с решением о направлении расходования полученных денег торопиться необязательно. Иногда имеет смысл дождаться взросления одного из детей, чтобы затем за его обучение, например, в высшем учебном заведении, заплатить средствами из госбюджета.

Региональные программы в 2019 году

Параллельно с федеральной программой во многих субъектах РФ выплачиваются деньги по региональной программе материнского капитала. Главное отличие этих выплат от федеральных заключается в том, что закон разрешает муниципалитету самостоятельно определять условия для получения денег гражданами, а также возможные направления для их расходования.

Размер выплат по региональным программам в нынешнем году колеблется от 50 до 450 тыс. рублей. А иногда он может достигать даже 1 млн. рублей! Обычно размер выплат зависит от экономического благополучия конкретного субъекта РФ. В ряде регионов размер помощи варьируется в зависимости от уровня доходов обоих родителей. В таком случае бОльшие суммы получают те семьи, которые больше нуждаются в поддержке со стороны правительства.

Однако получить региональную выплату обычно можно только после рождения третьего или последующего ребёнка. На федеральном уровне выплата, в соответствии с ФЗ № 256, выделяется уже после рождения второго. Зачастую граждане имеют возможность расходовать средства, выделяемые им по программе регионального маткапитала, на такие направления, как:

  • приобретение автомобиля. Региональные правительства некоторых субъектов считают, что личное транспортное средство повышает качество жизни семьи, поэтому лишать их возможности израсходовать средства на его покупку не следует;
  • покупка крупной бытовой техники. Это направление особенно актуально для тех, у кого в собственности уже есть и жильё, и машина;
  • приобретение земельного участка под строительство жилья. Если планируется использовать средства, выделяемые по материнскому капиталу в соответствии с ФЗ № 256 на строительство дома, то региональная выплата может стать отличным подспорьем в деле приобретения земли, на которой в дальнейшем и будут вестись работы.

Иногда даже можно получить предназначенные по региональной программе средства наличными, чтобы израсходовать их на своё усмотрение. На Камчатке, в Мордовии и ещё в нескольких субъектах РФ родители получают повторную выплату по региональной программе за каждого нового ребёнка.

Таким образом, ФЗ № 256 в 2019 году изменился незначительно. Основным нововведением стало четвёртое направление для расходования средств, позволяющее пустить их на соц. адаптацию детей-инвалидов. Размер выплаты остался прежним и составляет 453 026 рублей.