Земельные публичные отношения. Понятие "земельные правоотношения". Особенности различных видов земельных правоотношений

Объект – то, по поводу чего возникают отношения.

К объектам относятся:

    земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

    земельный участок;

    части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка” – категория временная;

    земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).

К Объектам земельных правоотношений государственной собственности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В понятие земли как объекта правового регулирования включаются лишь наиболее важные ее свойства. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объяснима классификация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и другие.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Объектом земельного правоотношения являются земельные участки и доли, относящиеся в Российской федерации к землям определенных категорий и видов.

2. Свойства и особенности земель как объекта правоотношения оказывают влияние на правовое содержание этого отношения, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это присуще не всем свойствам и особенностям земель, а лишь тем, которые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.

3. Свойства и особенности земель, влияющие на правоотношения, можно подразделить на присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упустить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воздействие на формирование земельных правоотношений.

4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земельные; на имеющие на своей площади природные объекты; на не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; на имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим. Каждый из них также влияет на содержание земельных правоотношений.

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ. Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтомуорганы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных. Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений. Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю. Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.)*. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства - тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

* ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности , и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (ст. 262 ГК РФ, ст. 71 ЗК РСФСР) (земли общего пользования в населенных пунктах).

Земельные правоотношения в сфере управления использованием и охраной земель составляют особый правовой институт. Независимо от того, находится ли земля в частной или публичной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель в стране, исходя из публичных интересов.

Эти земельные правоотношения, в свою очередь, подразделяются на правоотношения, связанные с выполнением соответствующих функций управления: государственного земельного кадастра; территориального планирования использования и охраны земель; предоставления и изъятия земель; землеустройства, мониторинга земель; государственного контроля за использованием и охраной земель.

Данная группа земельных правоотношений делится на правоотношения общего управления в сфере использования и охраны земель, осуществляемого исполнительными органами государственной власти общей компетенции, органами местного самоуправления и правоотношения специального управления, которое осуществляют исполнительные органы государственной власти специальной компетенции, и правоотношения ведомственного управления, выполняемого иными органами.

Особым видом земельных правоотношений являются охранительные земельные правоотношения. Их цель — обеспечить охрану права собственности на землю, иных прав на земельный участок и обеспечить сохранность земли как природного объекта. Основные формы реализации этих правоотношений — регулирование порядка использования и охраны земель путем закрепления в законе прав и обязанностей лиц, использующих землю, соответствующих функций управления, установления ограничений прав на землю и применение санкций к правонарушителю: мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в случаях нарушения земельного законодательства.

Характер земельных правоотношений зависит от того, в составе какой категории земель находится земельный участок, т.е. от правового режима соответствующей категории земель. В связи с этим выделяются виды земельных правоотношений по поводу использования и охраны соответствующих категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Наконец, земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные — предусмотрены нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений по поводу земли. Процессуальные — нормами, устанавливающими порядок возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. В качестве примера процессуальных земельных правоотношений можно привести правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и изъятием земельных участков, правоотношения по поводу ведения государственного земельного кадастра, осуществления землеустроительных работ и т.д.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.

Земли могут находиться в собственности муниципальных образований , т.е. быть объектами муниципальной собственности . Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.

Зонирование как метод регулирования использования земель, особенно в больших городах, впервые был применен в США . В начале, двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию обычно определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды и т.д.

Зонирование использования земель в США имеет большое сходство с подразделением земель по категориям в нашей стране. Однако зонирование территорий по российскому законодательству имеет несколько иной характер. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточняются и детализируются правила использования и охраны земель, регулируется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах.

Градостроительный кодекс в ст. 1 определяет территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Правовой режим использования территориальных зон определяется градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Зонирование территорий населенных пунктов устанавливает разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве и соответственно определяет содержание прав и обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И, во-вторых, в процессе зонирования регулируются строительство и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, охраны историко-культурных объектов, обслуживания, посетителей и др. Поскольку в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, то на содержание их прав и обязанностей не может не оказывать влияния существующий правовой режим хозяйственной деятельности на территории национального парка.

Содержание земельных правоотношений зависит также от экологического зонирования, предусмотренного Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». При экологическом зонировании содержание земельных правоотношений насыщается экологическими требованиями в зависимости от того, в пределах какой экологической зоны находится участок земли.

Ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Указанные виды зонирования следует отличать от установления различного рода зон, предусмотренных в земельном законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды и о природных ресурсах (зоны с особыми условиями использования земель, санитарные зоны, охранные зоны и т.д.). Установление таких зон не является зонированием. Задача установления зон в целях, предусмотренных законодательством, — ограничить права лиц, использующих земельные участки.

Земельное законодательство предусматривает различные случаи установления ограничений прав собственников земельных участков. Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на отдельные виды хозяйственной деятельности по использованию земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий или предоставление ограниченной возможности использовать чужой земельный участок для строго определенных целей.

Необходимо различать также понятия «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли. Ограничение права — установление запрета или требование о воздержании совершения действий либо право ограниченного использования чужого земельного участка, устанавливаемое на основании законодательства в административном порядке.

Таким образом, содержание и объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений зависит от основного целевого назначения соответствующей категории земель и дополнительных факторов: вида территориальной, функциональной либо экологической зоны, установленных ограничений и сервитутов.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения земельных правоотношений . Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты . Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , а также судебные решения.

Рассмотрим основания возникновения земельных правоотношений в сфере права собственности на землю. Основания приобретения права , собственности на земельные участки как недвижимое имущество конкретизированы в гл. 14 ГК РФ. Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Все иные земельные участки не считаются бесхозным имуществом, поскольку являются государственной или муниципальной собственностью .

Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы возникновения права собственности на вновь создаваемое имущество, то она неприменима к такому объекту недвижимости , как земля. Земля как объект природы не может быть создана вновь.

Среди юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю наибольшее значение имеют договоры или сделки , а также административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . На основании совершения различных сделок с землей право собственности на земельный участок переходит от одного собственника к другому. В результате принятия административных актов (решений) о предоставлении земельных участков указанными органами граждане и юридические лица приобретают права на землю.

Большее распространение имеют случаи совершения сделок между собственником земельного участка и иным лицом, в результате чего право собственности на землю переходит к данному лицу — правоприобретателю.

Один из наиболее распространенных способов приобретения в частную собственность земельных участков — приватизация . Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий ; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли-продажи земельного участка или на основании издания административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность. Так, право частной собственности может быть приобретено в результате совершения договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, или на основании факта приватизации государственного или муниципального предприятия и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Административный акт — решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка также является основанием приобретения права частной собственности юридическими лицами и гражданами. На этом основании приобретают землю в собственность, в частности, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные участки, а также граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, земельные участки могут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, которые имеют льготы на получение земельных участков.

В законодательстве предусмотрены основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, которые не являются земельными собственниками. Так, право пожизненного наследуемого владения может возникнуть на основании административного акта — решения органа местного самоуправления о переоформлении прав на земельный участок или на основании решения о предоставлении земельного участка на данном титуле. Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в результате наследования земельного участка, принадлежавшего наследодателю на этом титуле. Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования обычно является административный акт — решение о предоставлении земельного участка.

  1. добровольный отказ от земельного участка или его части;
  2. истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
  3. прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
  4. использование земли не по целевому назначению;
  5. прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
  6. нерациональное использование земельного участка, а также изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
  7. использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
  8. систематическая неуплата земельного налога , арендной платы в установленные договором аренды сроки;
  9. неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства;
  10. выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
  11. переход права собственности на строение, сооружение;
  12. изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
  13. смерть землевладельца, арендатора.

В настоящее время эта статья признана недействующей. Однако по некоторым из оснований, указанных в этой статье, земельные отношения могут быть прекращены и в настоящее время.

Так, собственник земельного участка может во всякое время отказаться от права собственности согласно ст. 236 ГК. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок во временное пользование, и ныне является основанием прекращения земельных правоотношений, исходя из содержания ч. 2 ст. 45 ЗК. Согласно ч. 1 ст. 86 ЗК прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, также является основанием прекращения земельных правоотношений. Систематическая неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды, может быть основанием для расторжения договора и соответственно прекращения земельных правоотношений. Выделение из земель сельскохозяйственной организации земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из ее состава, прекращает право на землю этой организации. Продолжает действовать ст. 37 ЗК, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд согласно ст. 28 и 29 ЗК является и в настоящее время основанием прекращения прав на землю.

Что касается случаев использования земли не по целевому назначению; нерационального использования земельного участка, а также изменения состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные; использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; систематической неуплаты земельного налога; неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства, то по действующему законодательству такие действия или бездействия не являются основаниями для прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения земельных отношений, указанные в гл.17 ГК, пока не применяются, поскольку нормы этой главы еще не действуют.

Следует также отметить, что основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть различные договоры. Например, в результате договора продажи земельного участка право собственности на него у собственника-продавца прекращается. Земельные правоотношения могут быть прекращены в результате истечения срока действия договора и т.д.

С конституционным признанием многообразия форм собственности, в том числе и на землю, понимание земельных правоотношений в нашей стране изменилось. Теперь земля может находиться в государственной, муниципальной, частной и других формах собственности. В связи с этим изменилось и содержание земельных правоотношений. Лишь одно остается неизменным: на протяжении всей истории человечества земля выполняет функцию пространственного базиса, является всеобщим, невоспроизводимым средством производства, обладает бесценным биопотенциалом в виде плодородия почв.

Гражданско-правовые нормы являются общими в регулировании земельных правоотношений, а нормы земельного законодательства - особыми. Гражданское право рассматривает землю как простую вещь, без учета ее свойств.

Правоотношение это общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношения показывают насколько учтены государством объективные закономерности развития общества. Земельными правоотношения можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами земельного права.

Земельные правоотношения понимаются как фактические общественные отношения, являющиеся результатом актов волевого поведения людей по поводу земли, урегулированные нормами земельного права, т.е. возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в соответствии с предписаниями земельно-правовых норм.

Земельное правоотношение может пониматься как основополагающий институт земельного права и как теоретико-прикладное понятие, раскрывающее механизм действия правовой нормы по конкретному случаю регулирования земельных отношений. Через земельные правоотношения выявляется степень реальности и эффективности земельно-правовых норм на практике, поскольку правоотношение представляет собой механизм воздействия конкретных правовых норм на конкретные общественные отношения.

Термин "земельные правоотношения" имеет двоякое значение:

  • а) институт земельного права, имеющий ключевое значение и находящийся в силу этого в Общей части земельного права, поскольку правовые нормы всех институтов данной отрасли права реализуются через механизм земельных правоотношений;
  • б) теоретико-прикладное понятие, раскрывающее механизм действия правовой нормы по конкретному случаю регулирования земельных отношений.

Особенности земельных правоотношений. На содержание земельных правоотношений влияют следующие обстоятельства:

  • * особенности объекта земельного правоотношения;
  • * правовой статус субъектов земельных правоотношений;
  • * правовое регулирование тех видов отношений, которые составляют основу данного правоотношения.

Земельные правоотношения это общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права либо сложившиеся в результате действия этих норм.

Земельные правовые отношения, несомненно, обладают рядом специфических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения.

Существует ряд общих признаков, характерных для любых правовых отношений, в том числе и земельных:

" представляют собой правовую форму общественных отношений.

" предполагают наличие у своих участников взаимных, корреспондирующих прав и обязанностей.

" признаком земельных правоотношений является то, что они носят сознательно-волевой характер.

Правоотношения, являясь формой выражения государственной воли, несут в себе определенный идеологический элемент. Историческое развитие нашей страны за последнее столетие наглядно иллюстрирует, что любые правовые отношения, в том числе и земельные, можно рассматривать как вид надстроечных идеологических отношений.

В юридической литературе понятие земельного правоотношения трактуется как единое понятие независимо от того, возникло ли оно в результате правомерных действий или противоправного поведения.

Общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются.

В сфере земельного права выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы:

  • · норма права , на основе которой складывается правоотношение;
  • · субъекты , деятельность которых регулируется соответствующей нормой права;
  • · объект , по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ.
  • · содержание , под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

Субъекты земельных правоотношений. Субъектами земельных правоотношений могут быть не всякие лица, а лишь те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.

Объем правомочий в земельных правоотношениях является главным критерием, определяющим правовой статус субъектов земельных правоотношений. земля недвижимость имущество сделка

Объем правомочий субъектов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:

  • · вида субъекта . Государство обладает универсальными правомочиями, юридические лица - специальными правомочиями, закрепленными в уставе, граждане - в зависимости от вида гражданства (российские граждане обладают общими правомочиями, а иностранные граждане - теми же правомочиями, но за установленными законом изъятиями);
  • · поведения субъекта , имеющего юридическое значение. Например, использование земельного участка не по целевому назначению влечет за собой прекращение земельных правомочий субъекта;
  • · особенностей объекта данного земельного правоотношения, имеющих юридическое значение;
  • · обстановки , в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе.

Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подразделить на общие и специальные , т.е. присущие всем видам субъектов или лишь отдельным их категориям.

  • - Субъектами земельных правоотношений являются:
  • - Российская Федерация, ее субъекты;
  • - муниципальные образования;
  • - физические лица;
  • - юридические лица.

Российская Федерация и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю.

Административно-территориальные единицы выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответствующих поселений. Все остальные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица - выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участниками отношений частной и общей собственности на землю.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правосубъектностью . Она состоит из земельной правоспособности и дееспособности .

Земельная правоспособность - возможность лица иметь земельные права и обязанности, а земельная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права.

Важной характеристикой участников земельных правоотношений является их правовой статус как совокупность земельных прав и обязанностей. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земельных правоотношений с учетом особенностей для физических и юридических лиц.

У физических лиц земельная правоспособность возникает с момента рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении совершеннолетия. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный участок, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять в составе коллектива - садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т.д. Правовой статус субъектов земельных правоотношений у этих коллективов граждан возникает только после их юридического оформления. Те группы граждан, которые не имеют организационного единства, закрепленного в уставе, вовсе не являются субъектами земельных правоотношений.

Правовой статус юридических лиц как субъектов земельных правоотношений возникает с момента государственной регистрации их уставов и внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

Правосубъектность юридических лиц является специальной , так как ее объем и содержание определяются законом и целями деятельности юридических лиц, сформули-рованных в их учредительных документах.

Основные положения дееспособности субъектов земельных правоотношений установлены в ЗК РФ, определившем возможность приобретения субъектами прав и обязанностей собственников, арендаторов земли, землепользователей и землевладельцев самими лично.

Наряду с правомочиями субъектов земельных правоотношений предусмотрены определенные свободы в использовании земель.

Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъектов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

Особенности правового статуса субъектов земельных правоотношений:

1. Его возникновение, как правило, совпадает с моментом возникновения самих субъектов земельных правоотношений. Юридическое лицо приобретает права с момента государственной регистрации в местной администрации.

У граждан правовой статус окончательно появляется только при достижении совершеннолетнего возраста (18 лет), если законом не предусмотрено иное.

  • 2. Моментом изменения правового статуса субъектов земельных правоотношений являются определенные законом обстоятельства.
  • 3. Прекращение правового статуса субъектов земельных правоотношений связывается законом:
    • - с поведением субъектов, которое может быть как правомерным, так и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных условий (неправомерное действие);
    • - с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования земельным участком прекращается в случаях прекращения деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел.

К числу специальных правомочий субъектов земельных правоотношений относятся правомочия, складывающиеся в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. Например:

  • * при использовании сельхозугодий правомочиями субъектов является выращивание сельхозпродукции;
  • * при использовании земель населенных пунктов - соблюдение нормативов размещения объектов;
  • * при использовании земель лесного фонда - обеспечение лесоохранных правил и т.п.

Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные правомочия характеризуются многообразием, трудностями в их классификации.

Правовой статус (права и обязанности) субъектов зависит от вида субъекта, его поведения, от особенностей объекта и обстановки, в которой действуют субъекты.

В теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на:

  • - общие , которые присущи всем субъектам земельных правоотношений
  • - специальные , которыми закон наделяет лишь отдельные категории субъектов.

К общим относятся права субъектов по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, для предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Специальные правомочия складываются в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. Если речь идет о сельскохозяйственных угодьях, то здесь специальным правомочием субъектов является выращивание сельхозпродукции, в случае с землями поселений - соблюдение установленных нормативов размещения объектов, при использовании земель лесного фонда - обеспечение лесоохранных правил и т.п. Именно этим обусловлено многообразие специальных правомочий субъектов земельных правоотношений, а также то, что они трудно поддаются классификации.

Объекты земельных правоотношений. В общей теории права под объектами правоотношений понимаются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых они складываются между разнообразными субъектами.

Земельные правоотношения отличаются от всех остальных тем, что имеют своим объектом землю. Сам термин "земля" многогранен и в науке выделяются несколько вариантов его толкования. В самом широком смысле под землей принято понимать весь земной шар как планету Солнечной системы. Существует понимание земли как места обитания человека, которое охватывает земную и воздушную оболочку, всю биосферу земного шара.

Некоторые ученые выделяют два самостоятельных, но взаимосвязанных понятия - объект правового регулирования и объект правовой цели . Применительно к земельным правоотношениями объектом правового регулирования является сама земля, а объектом цели - ее рациональное, эффективное использование, охрана, создание условий для правильного формирования и развития земельного рынка, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, охрана прав субъектов земельных правоотношений. Однако в зависимости от их вида понятие земли как объекта может быть различным.

Объектом правоотношения по использованию земли всегда является индивидуально определенный земельный участок и земельная доля.

Земельный участок представляет собой часть земли, отделенную и обозначенную на местности при помощи границ.

Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются.

Под понятием "земля как объект правового регулирования, объект правоотношения" подразумеваются только те ее элементы , в отношении которых установлен определенный правовой режим. В частности, в законе не учитываются такие свойства, как ее рельеф, пересеченность объектами, типы почв и т.п.

Статья 6 ЗК РФ определяет следующие объекты земельных отношений:

  • · земля как природный объект и природный ресурс;
  • · земельные участки;
  • · части земельных участков.

Все земли в Российской Федерации подразделяются на категории, содержащие определенные группы свойств; они в свою очередь подразделяются на виды, обладающие определенным свойством. Так, среди категорий земель выделены земли поселений, в этой категории - земли городских и сельских поселений.

Исходя из этой установленной законом классификации, особенности земель как объекта земельных правоотношений выделяют:

¦ особенности, свойственные всем землям Российской Федерации;

¦ особенности, свойственные отдельным видам категорий земель.

Особенности, свойственные всем землям Российской Федерации, выражаются в том, что, во-первых , земля является частью окружающей среды, а поэтому субъекты земельных правоотношений обязаны использовать ее не в противоречии с действием объективных законов природы. Например, собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам вменяется в обязанность применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки.

Второй особенностью земель является то обстоятельство, что земля представляет собой единственное место обитания человека и незаменима иным местом жизнеобитания. Поэтому при предоставлении, к примеру, земельных участков в местах проживания малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, решение о согласовании места размещения будущего объекта принимается с учетом мнения местных жителей.

Третья особенность земель выражается в их ограниченности, что требует экономного и нормированного их использования. Так, получение земельных участков возможно в пределах установленных норм; нормирование земельных участков осуществляется при предоставлении их как для сельскохозяйственных целей, так и для строительства и предпринимательской деятельности.

Четвертая особенность земель - это их недвижимость, что порождает такие формы земельных отношений, как землеустройство, выражающееся в установлении на местности границ административно-территориальных образований, образование новых и упорядочение существующих землевладений и землепользовании, отвод участков в натуре на местности и т.п.

Особенности земель, свойственные отдельным их категориям , вытекают из их основного целевого назначения, т.е. того главного критерия, по которому тот или иной земельный массив отнесен к соответствующей категории. Так, земли сельскохозяйственного назначения отнесены к данной категории по пригодности их для использования в сельском хозяйстве.

Особенности, свойственные земельным участкам , являющимся, как правило, непосредственными объектами земельных правоотношений, выражаются в их местонахождении и размерах на местности. Если местонахождение участка указывает на то, в какой категории земель он находится, а значит, и какой режим на него распространяется, то размеры участка на местности указывают на то, с какими землепользованиями он граничит, какие ограничения возникают из данного соседства.

В зависимости от целевого использования земельного участка юридическую значимость имеют и природные свойства земли : плодородие почв, эрозионные процессы, засоление и закисление и др.

С учетом изложенного земельные участки по правовому режиму можно подразделить на:

  • · "чисто" земельные (не имеющие на себе каких-либо природных объектов, а значит, и находящиеся в сфере "чисто" земельно-правового режима);
  • · земельные участки, взаимосвязанные с другими природными объектами (а значит, имеющими "смешанный" правовой режим).

Соответственно земельные участки имеют правовой режим:

¦ "чисто" земельно-правовой режим;

¦ смешанный земельно-природоресурсный правовой режим;

¦ смешанный земельно-имущественный правовой режим;

¦ смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим.

Каждый из них влияет на содержание земельных правоотношений.

Недвижимость земли предполагает возможность наличия на ней недвижимых объектов (строений, сооружений, мелиоративных устройств, вмонтированных в почву, и т.п.), в результате чего земельно-правовой режим таких участков переплетается с имущественно-правовым (гражданско-правовым).

Таким образом, по своему правовому режиму земельные участки можно подразделить на:

  • ? свободные от недвижимого имущества;
  • ? имеющие на себе имущественную недвижимость, которая влияет на правовой режим использования данных земельных участков.

Объектом правоотношений по использованию земли всегда является индивидуально определенный участок и земельная доля .

Земельный участок - часть земли, имеющую свои границы.

Земельные доли, которые находятся в пределах земельных участков - самостоятельный объект земельных прав. Помимо земельных правоотношений в области использования земли, существуют также правоотношения собственности на землю.

К объектам земельных правоотношений государственной собственности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности.

Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов, за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

Взаимосвязанные между собой права и обязанности субъектов земельных правоотношений составляют суть содержания любого правоотношения.

Субъективное право участника земельных правоотношений - это мера его возможного поведения, т.е. поведения, допустимого и гарантированного законом.

Обязанность участника земельных правоотношений - это мера его должного поведения.

Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от их правового статуса, особенностей объекта, вида и подвида отношений. Права и обязанности юридического лица - субъекта земельных правоотношений - определяются в соответствии с его уставом и являются специальными, а граждан как участников земельных правоотношений во многом определяются гражданством.

Конституция РФ устанавливает равенство прав и обязанностей российских граждан и иностранцев, за некоторыми исключениями. Например, гражданин России вправе приобретать участок в собственность путем совершения гражданско-правовых сделок, а иностранным гражданам предоставлено право покупать земельный участок при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Права субъектов земельных правоотношений можно классифицировать на две основные группы .

  • 1. Права на определенное поведение , которое выражается в действии или бездействии . Например, собственник земельного участка вправе самостоятельно хозяйствовать на земле, вправе не предоставлять другим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, о порядке такого хозяйствования. В первом случае реализуется право на действие, во втором - право на бездействие.
  • а) Право на действия субъектов земельных правоотношений можно подразделить на:
    • - виды действий с землей, которые собственник вправе совершать (возводить здания, строения и сооружения; проводить мелиоративные работы; отчуждать, дарить и продавать земельные участки и т.п.);
    • - способы, реализации действий (возведение строений должно осуществляться с соблюдением требований ЗК РФ, градостроительных, санитарных, пожарных, природоохранительных и иных норм и правил, осуществление предварительного согласования строительства с соответствующими органами.
  • б) Право на бездействие субъектов можно подразделить на:
  • а) полное бездействие. Так, договор о финансировании проектно-изыскательских работ в целях строительства объекта банком может полностью не выполняться, если не совершена регистрация прав на земельный участок в регистрационной (поземельной) книге;
  • б) частичное бездействие (бездействие администрации в выдаче решения о праве на земельный участок не может превышать законодательного срока).
  • 2. Права требования от обязанных лиц определенного поведения, которые осуществляются:
    • ? в судебном порядке . Так, в случае принятия соответствующим органом решения об отказе гражданину в получении права на земельный участок, оно может быть обжаловано гражданином в суд, решение которого приостанавливает исполнение решения местной администрации;
    • ? в административном (несудебном) порядке . Так, земельные споры, т.е. требования определенного поведения от других лиц, которые уклоняются от выполнения этого требования, рассматриваются органами исполнительной власти по заявлению одной из сторон в месячный срок со дня поступления заявления.

Все виды прав субъектов земельных правоотношений характерны тем, что они носят субъективный характер, полностью зависят от воли субъекта, который может и не воспользоваться этими правами, не неся при этом ответственности. Исключение составляют последствия, возникающие в результате неиспользования данных прав. Например, неиспользование земельного участка по целевому назначению, которое может повлечь за собой прекращение права собственности на этот участок земли.

Под обязанностями субъекта земельных правоотношений понимается установленный законом вид и объем должного поведения лица, которому, как правило, соответствуют субъективные права другого лица.

Обязанное поведение субъектов земельных правоотношений выражается в двух основных формах:

  • - обязанности совершать какое-либо действие. Так, собственники земельных участков обязаны эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие почв и т.п.;
  • - обязанности не допускать совершения каких-либо действий (обязанность бездействия). Например, запрещается осуществлять пользование земельным участком до установления границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документов, подтверждающих право, собственности, пользования или аренды.

В отличие от прав субъектов земельных правоотношений их обязанности подлежат точному выполнению под угрозой применения ответственности и наступления иных неблагоприятных последствий.

Права и обязанности субъектов земельных правоотношений можно подразделить на общие (универсальные для всех земельных правоотношений) и конкретные для каждого земельного правоотношения.

К числу общих прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений относятся те, которые составляют деятельность по обеспечению рационального использования и охраны земель, повышению плодородия почв, сохранению и улучшению окружающей среды, соблюдению законности в земельных правоотношениях и т.п.

Специальные права и обязанности обусловлены конкретными земельными правоотношениями, их субъектами, особенностями объектов и обстановкой, в которой реализуются данные правоотношения.

Для любых правоотношений содержание выражается во взаимной связи прав и обязанностей субъектов, и эта взаимосвязь проявляется в двух основных видах:

¦ простая взаимосвязь, когда праву одного субъекта земельного правоотношения соответствует обязанность другого субъекта этого же правоотношения;

¦ сложная взаимосвязь, когда субъекты земельных правоотношений имеют по отношению друг к другу комплексы переплетающихся прав и обязанностей.

Особенности основания земельного правоотношения

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты - конкретные, объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных последствий.

Основания земельных правоотношений - юридические факты - обладают следующими признаками.

В них объективно выражены обстоятельства. Например, желание гражданина приобрести в собственность земельный участок (обстоятельство субъективного характера) не является основанием для возбуждения дела по приобретению этого участка. Это желание обретет статус юридического факта лишь тогда, когда будет выражено объективно: будет подан соответствующий документ в местную администрацию, выдвинута оферта (предложение о заключении договора купли-продажи земли) и т.п.

Они носят конкретный характер . Так, не может являться юридическим фактом для возбуждения дела о наказании общее ухудшение экологической обстановки в местности, поскольку не конкретизированы ее виновники, не определена степень виновности каждого, не выявлены причинные связи между поведением и наступившими последствиями.

Они отражены в законе :

¦ путем прямого указания как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношения. Например, отвод земельного участка в натуре на местности и выдача соответствующих документов является фактом, порождающим право на использование земельного участка по целевому назначению;

¦ путем косвенного отражения в законе, выявляемого анализом или сопоставлением правовых норм. Так, презюмируется (предполагается) виновность собственника земельного участка в нерациональном использовании земли, когда снизилась урожайность данного земельного участка.

Как правило, юридические факты закрепляются в гипотезах правовых норм, регулирующих земельные отношения. Так, гипотезой, т.е. условием, при котором возможно предоставление земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства и т.п., является гражданство в Российской Федерации лица, желающего осуществлять соответствующий вид землепользования.

Юридические факты могут выражаться и в диспозициях правовых норм. Например, в правовой норме, диспозиция которой регулирует возникновение аренды объектов недвижимости, возведенных на земельных участках и связанных с ними, это обстоятельство является юридическим фактом, порождающим возможность аренды этих земельных участков на срок аренды объектов недвижимости.

Для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений законом предусматриваются не только единичные юридические факты, но и целые их группы (юридические составы ). Например, для получения земельного участка для строительства того или иного объекта необходим целый фактический состав: выбор участка по установленной законом процедуре, стадии согласовании, стадии предоставления в пользование и др.

Виды юридических фактов в земельном праве

Все юридические факты в земельном праве можно классифицировать по следующим основным видам .

  • 1. Правоустанавливающие юридические факты, при наличии которых возникают земельные правоотношения. Так, при заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли; при заключении договора залога возникают кредитные отношения и смешанное право на заложенный земельный участок до ликвидации кредита и т.д.
  • 2. Правоизменяющие факты, при наличии которых возникшее земельное правоотношение подвергается изменению, и это изменение может осуществляться:
    • * по объекту земельного правоотношения;
    • * по субъектам земельных правоотношений;
    • * по содержанию правоотношения.
  • 3. Правопрекращающие факты, с возникновением которых прекращаются земельные правоотношения. Так, в земельном законодательстве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень юридических фактов - оснований прекращения правоотношений по использованию земель.

Каждый из правоустанавливающих, правопрекращающих и правоизменяющих фактов может быть двух видов: событие или деяние, поведение.

К числу событий относятся юридические факты, представляющие собой обстоятельства, возникающие помимо воли человека. Так, пригодность или непригодность земель для нужд сельского хозяйства обусловлена объективными причинами, и правоотношения по отнесению или неотнесению их в категорию земель сельскохозяйственного назначения возникают на событии - природном формировании данного типа земель, происшедшем, возможно, миллионы лет назад.

События как юридические факты не всегда происходят самопроизвольно, зачастую на них накладывает отпечаток и человеческая деятельность, что дает основание подразделить их на абсолютные и относительные .

Абсолютные события как юридические факты в земельном праве - явления, которые в своем возникновении и дальнейшем развитии не имеют непосредственной связи с волей и деятельностью человека. Например, абсолютным событием следует считать вводно-эрозионные почвенные процессы, возникающие самопроизвольно по причине природных явлений (ливни, гибель растительности и т.п.).

Относительные события - такие явления, которые возникают в результате человеческой, деятельности, но протекают (развиваются) независимо от этих действий и даже вопреки воле человека. Так, относительным событием можно назвать эрозионные почвенные процессы, возникшие в результате неправильной обработки склоновых земель и прогрессирующие, несмотря на принимаемые противоэрозионные меры.

Поведение людей как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов:

  • * действия физических или юридических лиц, а также государственных или иных органов;
  • * бездействие данных лиц и иных субъектов земельных правоотношений;
  • * юридическое состояние субъектов земельных правоотношений.

Поведение людей как юридический факт в земельном праве можно подразделить на правомерное и неправомерное .

К правомерным относятся юридические факты, которые влекут за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права, и в случаях нарушения прав, охраняемых и защищаемых соответствующими положениями земельного законодательства. Таким образом, данный вид действий характеризуется тем, что он находится в рамках закона.

К числу правомерных юридических фактов следует отнести такое поведение граждан и юридических лиц, которое:

¦ соответствует действующему земельному законодательству;

¦ не соответствует действующему законодательству, но и не противоречит ему.

К числу неправомерных юридических фактов относится такое поведение субъектов земельных правоотношений, которое нарушает действующее законодательство, вступает с ним в конфликт, а также которое выражается в бездействии. Так, непродление срока договора аренды земельного участка влечет за собой прекращение всяких прав со стороны арендатора по использованию арендованного земельного участка.

Понятие земельных правоотношений является достаточно обширным и сложным по структуре. Это обуславливается многими причинами. В первую очередь специфика связана с объектом правоотношений - землей. Кроме этого, немаловажное значение имеет юридический статус лиц, вступающих во взаимодействие. Рассмотрим далее подробно понятие земельных правоотношений и элементы, которые с ним связаны.

Общие сведения

Земельными правоотношениями именуют фактические общественные взаимодействия, представляющие собой результат волевого активного поведения людей относительно наделов. Они регулируются нормами ЗК и иных федеральных законов. В юридических актах определены основания возникновения и прекращения земельных правоотношений, юридический статус лиц, в них вступающих.

Специфика структуры

Как выше было указано, сложность взаимодействий обуславливается различными факторами:

  • Особенностями, которыми обладают субъекты и объекты земельных правоотношений.
  • Особенностями нормативного регулирования.

Среди ключевых элементов взаимодействий выступают:

  • Юридические положения, на которых базируются взаимосвязи.
  • Субъекты и объекты земельных правоотношений. Деятельность первых регламентируется соответствующими нормами. Вторые выступают в качестве, собственно, предмета, по поводу которого возникают правоотношения.
  • Содержание взаимодействий. Его формируют земельных правоотношений и предписания, установленные для них. В содержание включаются также действия, ориентированные на их реализацию.

Классификация земельных правоотношений

Она проводится по разным признакам. Например, в соответствии с содержанием правоотношения классифицируются по ключевым институтам права. В частности, выделяют взаимодействия, связанные с:

  • собственностью;
  • госуправлением территорией;
  • использованием наделов;
  • охраной прав на землю.

Взаимодействия дифференцируются и по типам собственности. Она может быть частной, муниципальной или государственной.

Ориентированность юридических положений

Существует также классификация земельных правоотношений по направленности регулирующих их норм. По этому критерию выделяют:

  • Материальные взаимодействия. Они регламентируются нормами, определяющими требования и права субъектов, касающиеся непосредственно земли. Эти взаимодействия складываются по поводу реализации установленных предписаний и юридических возможностей.

  • Процессуальные правоотношения. Они выражены в специальных нормах. Эти положения определяют основания возникновения и прекращения земельных правоотношений, их реализации. Регламентируется также способ использования юридических возможностей и исполнения установленных законом предписаний.
  • Регулятивные взаимодействия. Они формируются при реализации норм, не касающихся применения юридической ответственности.
  • Охранительные взаимодействия. Возникновение этих правоотношений обуславливается нарушением установленных предписаний. Они реализуются в процессе применения к виновному лицу мер ответственности.

Направленность деятельности

По этому критерию земельные правоотношения дифференцируются на взаимодействия, связанные с:

  • ведением государственного кадастра;
  • планированием использования и охраны территории;
  • предоставлением и изъятием наделов для общественных и госнужд;
  • землеустройством и планированием территорий населенных пунктов;
  • осуществлением госконтроля использования и охраны земель;
  • ведением мониторинга;
  • разрешением споров.

Дополнительные категории

Кроме приведенных выше видов, земельные правоотношения могут быть:

  • Общими. Они возникают в типичных случаях.
  • Конкретными. Эти правоотношения формируются в особых ситуациях.

Взаимодействия разделяются также в зависимости от определенности лиц, вступающих в них. По этому критерию выделяют:

  • Относительные взаимодействия. В них точно определяются участники земельных правоотношений.
  • Абсолютные взаимосвязи. Они предполагают, что управомоченным лицам противостоит неопределенный круг людей или организаций, которые должны выполнять определенные предписания.

Субъекты земельных правоотношений

В России вся территория находится в государственной, частной, муниципальной и прочих формах собственности. Субъекты земельных правоотношений - лица, деятельность которых в рамках взаимодействий касается выделения, изъятия, использования, управления, владения, распоряжения наделами. Их юридический статус определяется отраслевыми нормами. РФ и ее регионы выступают как субъекты земельных правоотношений, связанных с госсобственностью. Административно-территориальные единицы в лице органов местного самоуправления (одним из которых, в частности, может являться Департамент земельных отношений) вступают во взаимодействия по поводу наделов, находящихся в муниципальной собственности.

Такие территории находятся в пределах границ МО. Все прочие субъекты земельных правоотношений - некоторые органы государственной и муниципальной власти, юрлица и граждане. Они осуществляют пользование, управление, охрану территорий. Юрлица и граждане как субъекты земельных правоотношений вступают, кроме прочего, во взаимодействия по поводу частной и общей собственности.

Юридический статус

В качестве субъектов правоотношений могут выступать лица, которые наделены достаточным объемом прав для вступления в них. Еще одним условием приобретения статуса выступает способность исполнять установленные законом предписания. Комплекс дее- и правоспособности, а также свобод и интересов субъектов обуславливает их юридическое положение в системе правоотношений. Статус лиц зависит от ряда обстоятельств.

К ним относят:

  • Вид субъекта.
  • Поведение, имеющее юридическое значение.
  • Особенности объекта.
  • Обстановку, в которой реализуются функции лица, если она определена законодательством.

Правомочия разделяются на общие и специальные. Первыми обладают все лица, вступающие во взаимодействия. Специальные правомочия характерны только для отдельных категорий субъектов.

Особенности территории

Все земли России разделяются на категории в соответствии с качеством, назначением и прочими критериями. Юридически закрепляется следующая классификация:

  • Территории сельскохозяйственного назначения. Они выступают в качестве ключевого средства с/х производства. Эти земли считаются самыми важными в стране.
  • Территории поселений. Они используются для обслуживания городов, ПГТ и прочих административных единиц.

  • Земли спецназначения. Эти территории используются промышленными, транспортными предприятиями, организациями связи, теле- и радиовещания, космического обеспечения и информатики, обороны, энергетики.
  • Особо охраняемые земли. К ним относят территории природно-заповедного, природоохранного, рекреационного, культурно-исторического значения, национальные, биосферные и прочие заповедники, государственные заказники, ботанические сады, курорты, лечебно-оздоровительные зоны.
  • Лесной фонд.
  • Земли запаса. Они представляют собой резервные территории.
  • Водный фонд.

ЗК РФ

В Земельном кодексе объекты правоотношений определяются следующим образом:

  • Природные ресурсы.
  • Участок. Он представляет собой часть земли, которая отделена от других наделов. На местности он обозначается границами.
  • Части наделов.

В нормативном акте устанавливается, что земельные доли на участке, который находится в общей собственности, выступают в качестве самостоятельных объектов прав. На местности такие части не обозначаются.

Суть земельных правоотношений состоит в совокупности обязанностей и юридических возможностей лиц, вступающих в них. Они реализуются посредством осуществления определенных действий либо воздержания от этого. Юридическая возможность лица выражает меру допустимого поведения. Она гарантируется законом. Обязанность субъекта земельных правоотношений - модель должного поведения лица.

Юридические возможности

Конкретные права субъектов находятся в зависимости от их статуса, особенностей участка, вида взаимодействий. Юридические возможности лиц можно разделить на 2 категории. В первую входят право на конкретное поведение. Оно выражается в действии либо бездействии. Первое включает в себя:

  • Способы реализации.
  • Виды действий, которые допустимо совершать.

Право на бездействие может быть частичным или полным. Что касается возможности требовать, то она может реализовываться в судебном и административном порядке. Права лиц, вступающих в земельные правоотношения, обладают субъективным характером. Их реализация зависит от воли носителя. При этом субъект может пользоваться или не пользоваться ими, не неся ответственности.

Должное поведение

Обязанностям субъекта, как правило, соответствуют определенные юридические возможности другого лица. Должное поведение может выражаться в требовании:

  • Совершить какое-либо действие.
  • Не допустить определенного поведенческого акта.

Обязанности подлежат точному выполнению под угрозой применения к субъекту мер ответственности и появления неблагоприятных последствий для него.

Юридические факты

Они выступают в качестве основания возникновения земельных правоотношений. также могут стать причиной изменения содержания взаимодействий. Вследствие некоторых событий правоотношения могут прекратиться. Существуют следующие типы юридических фактов:

  • Устанавливающие. Они выступают как основания возникновения земельных правоотношений. Например, в процессе оформления арендного соглашения стороны вступают во взаимодействие, связанное с использованием надела. При заключении залогового договора появляются кредитные отношения. При этом сторона сделки получает ограниченные юридические возможности по использованию надела.
  • Изменяющие.
  • Прекращающие. При их появлении взаимодействия перестают существовать. В ЗК установлен исчерпывающий перечень событий, влекущих прекращение земельных правоотношений.

Характеристика

Каждый правоустанавливающий, изменяющий или прекращающий факт может выражаться в форме события или действия. К первым относят обстоятельства, которые появляются вне зависимости от человеческой воли. События могут быть относительными и абсолютными. Последние - явления, не имеющие непосредственной связи с деятельностью и волей человека. Например, это разного рода природные бедствия. Относительными называют события, возникающие вследствие деятельности человека, но протекающие помимо его воли. Поведение в земельном праве рассматривается в разных аспектах.

Например, под ним понимают:

  • Действия юрлиц и граждан, государственных и прочих органов.
  • Бездействие субъектов.
  • Юридическое состояние лиц, вступающих во взаимодействие.

В свою очередь, поведение может быть правомерным или противоправным.

Госсобственность

Государство, выступая в качестве субъекта земельных правоотношений, действует через комплекс компетентных органов. Между ними распределяются полномочия, касающиеся собственности. Принимая во внимание федеративное устройство страны, существование двухуровневой власти, постановили, что право госсобственности существует в региональной и федеральной форме. Последняя распространяется на территории, наделы и их части, не принадлежащие частным лицам, муниципальным образованиям и организациям. Данное положение закрепляется 214-й статьей ГК. В ЗК, ст. 16-18 установлено, что госсобственность представлена в стране в трех формах: федеральной, региональной и муниципальной. В соответствии с этим можно сделать следующий вывод: государственная собственность четко разграничивается между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями. На нее распространяется специальный правовой режим, установленный ЗК и прочими нормативными актами.

Виды госсобственности

  • Отнесенные к имуществу РФ ФЗ.
  • Приобретенные в соответствии с положениями ГК.

Регионам принадлежат площади:

  • Признанные собственностью субъектов РФ в соответствии с ФЗ.
  • Приобретенные регионами в соответствии с ГК.
  • Право на которые появилось при разграничении госсобственности.

Во владении регионов могут находиться территории, не переданные частным лицам. К ним, например, относят участки:

  • Занятые недвижимостью, принадлежащей региональной власти.
  • Предоставленные органам управления, унитарным предприятиям и госучреждениям.
  • Отнесенные к категории особо охраняемых, земель лесного и водного фондов и пр.
  • Занятые приватизированными объектами, которые находились ранее в региональной собственности.

Реализация прав от имени субъектов РФ осуществляется уполномоченными органами в рамках их компетенции. До разграничения госсобственности распоряжение территориями осуществляют местные структуры власти (например, Департамент земельных отношений), если в ЗК или региональном законодательстве не предусматривается иное.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, урегу­лируемые нормами земельного права, участники которых являются носителями прав и обязанностей.

Несмотря на то, что земельное правоотношение рассматри­вается как единое целое, в его составе можно выделить отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).

Объектом земельных правоотношений является вещь, которая является основой возникновения земельного правоотношения, т.е. то, по поводу чего складываются отношения. Виды объектов земельных правоотношений закреплены в статье 6 Земельного кодекса РФ: земля как природный объект и природный ресурс , т.е. весь земельный фонд РФ в целом, его составные части в пределах определенных категорий; земельные участки , как объекты недвижимого имущества и также части земельных участков.

Земельный участок возникает как объект правоотноше­ний только после его идентификации, то есть установления индивидуально-определенных признаков.

Необходимо четко разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Земля как природный объект и природный ресурс - это всем при­вычное понятие. Как сказано в статье 9 Конституции Российской Федерации, земля - «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В статье 1 ЗК РФ термин «земля» рассматривается в разных значениях: как «осно­ва жизни и деятельности человека», как «важнейший компонент окружающей среды», как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», как «недвижимое имущество» и т. д.

В настоящее время законодательное определение земельного участка дается в новой главе 1.1 ЗК РФ «Земельные участки» (вве­дена Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ), которая посвящена исключительно земельным участкам и способам их об­разования. Согласно статье 11.1 этой главы ЗК РФ,

земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответ­ствии с федеральными законами.

В части отдельных земельных участков в законодательстве Российской Федерации содержатся определения конкретизи­рующие основное понятие, но уже с точки зрения целевого ис­пользования участков. Так, в Федеральном

законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных неком­мерческих объединениях граждан» приведены и используются следующие определения:

садовый земельный участок ленный гражданину или приобретенный им для выращивания пло­ довых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жи­лого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйствен­ных строений и сооружений);

огородный земельный участок - это земельный участок, предо­ ставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жило­ го строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

дачный земельный участок - это земельный участок, предостав­ ленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяй­ ственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйствен­ ных культур и картофеля).

Иных определений земельного участка в российском законо­дательстве не содержится. Вместе с тем понятие участок ис­пользуется не только в приложении к земельным отношениям. В Лесном и Водном кодексах Российской Федерации также есть определения лесного участка и водохозяйственного участка . И хотя указанные участки являются частью поверхности земли, располагаются на ней, они не идентичны по своим правовым ха­рактеристикам земельным участкам.

Субъекты земельных правоотношений – это участники этих отношений, которые имеют определенные права и обязанности. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); российские и иностранные юридические лица ; государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования . Все субъекты, как индивидуальные, так и коллективные обладают правосубъектностью, которая включает в себя две составляющие: правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя обязанности и исполнять их).

Также к субъектам земельных правоотношений используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

3.1. Граждане (физические лица)

Гражданин (физическое лицо) - это человек, основной субъект гражданских правоотношений. Правовое положение физического лица характеризуют акты гражданского состояния. Физические лица обла­дают гражданской правоспособностью (способностью иметь граждан­ские права и нести обязанности) и гражданской дееспособностью (спо­собностью своими действиями приобретать и осуществлять граждан­ские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. По общему правилу, полную дееспособность граждане приобретают по достижении ими восемнадцатилетнего воз­раста. Возможно приобретение полной дееспособности и до достиже­ния указанного возраста путем вступления в брак и эмансипации. Дее­способность малолетних (несовершеннолетних, не достигших четыр­надцати лет) носит исключительный характер, поскольку большинство сделок за них осуществляют законные представители. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет носит частичный ха­рактер, поскольку они имеют право совершать некоторые категории сделок самостоятельно, а остальные - с письменного согласия закон­ных представителей. Признание гражданина недееспособным и огра­ничение дееспособности гражданина возможно только по решению су­да. Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека, а над гражданином, ограниченным в дееспособности - попечи­тельство. Гражданин может быть решением суда признан безвестно от­сутствующим и объявлен умершим. Гражданин отвечает по своим обя­зательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответ­ствии с гражданско-процессуальным законодательством.

Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица осуществляется индивидуальным предпринимате­лем с момента его государственной регистрации. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства также признается индивидуальным предпри­нимателем. Индивидуальный предприниматель, а также крестьянское (фермерское) хозяйство могут быть признаны несостоятельными (бан­кротами), и к ним применяются предусмотренные законодательством процедуры банкротства.

3.2. Юридические лица

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имущест­вом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоя­тельный баланс или смету, в которых указывается принадлежащее им имущество. От имени юридического лица права и обязанности приоб­ретают его органы, которые могут быть единоличными и коллегиаль­ными. Юридические лица могут иметь обособленные подразделения, именуемые представительствами и филиалами.

Юридическое лицо считается созданным после его государствен­ной регистрации. Реорганизация юридического лица представляет со­бой прекращение юридического лица с правопреемством, т.е. с пере­ходом их прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Видами реорганизации являются слияние, присоединение, разделение, выделе­ние, преобразование. Ликвидация юридического лица - это его пре­кращение без правопреемства. Особым случаем ликвидации юридиче­ского лица является банкротство. Процедурами банкротства являются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурс­ное производство и мировое соглашение.

В зависимости от цели деятельности юридического лица выделяют коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью дея­тельности коммерческих организаций является извлечение прибыли и распределение ее среди участников. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческими организа­циями являются хозяйственные товарищества и общества (полные то­варищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответст­венностью, общества с дополнительной ответственностью, акционер­ные общества - открытые и закрытые), производственные кооперати­вы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Не­коммерческими организациями являются потребительские кооперати­вы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, автономные не­коммерческие организации и другие.

3.3. Публичные образования

Публичные образования (государство и муниципальные образова­ния) выступают как участники гражданских правоотношений на рав­ных началах с гражданами и юридическими лицами. Гражданская пра­воспособность Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции и муниципальных образований приравнивается, за установленны­ми законом исключениями, к правоспособности юридических лиц. Го­сударственное и муниципальное имущество подразделяется на распре­деленное (переданное унитарным предприятиям и учреждениям) и не­распределенное (казну).

Земельные правоотношения можно классифицировать по различным признакам. Но главные из них - это отношения по собст­венности на землю и отношения по пользованию землей. По своему содержанию они могут быть имущественными (земля - объект сделок) и неимущественными (управленческие, надзорные, охранительные и др.).

Являясь классическими элементами правоотношений, элементы земельных правоотношений имеют некоторые специфиче­ские особенности, которые связаны с частной собственностью на зем­лю и гражданским оборотом земель.

С многообразием форм собственности на землю связаны и право­вые основания возникновения и прекращения земельных правоотно­шений. Помимо административных актов, в качестве оснований воз­никновения, изменения и прекращения земельных правоотношений выступают также сделки с землей (купля-продажа, дарение, аренда, ипотека и др.).

Земля как объект отношений имеет двойственный характер: она может выступать, с одной стороны, как недвижимое имущество (при совершении сделок, например), с другой, как природное тело (объект природы), выступая при этом в качестве средства производства. В свя­зи с этим земельные отношения могут регулироваться как нормами зе­мельного права, так и нормами гражданского права.