Юридические гарантии административно правового статуса. Гарантии реализации правового статуса автономного ВУЗа: административно-правовой аспект. Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

(Собко Ю. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 7)

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМНОГО ВУЗА: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ю. А. СОБКО

Собко Юлия Александровна, ведущий юрисконсульт юридического отдела Технологического института в г. Таганроге Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ).

Статья посвящена анализу прав и обязанностей вуза, обеспеченных гарантиями, которые реализуются с помощью нормативно-правовых актов, регулирующих статус автономного вуза и его правоотношений в сфере высшего образования. Определен статус образовательного учреждения как юридического лица, реализующего установленные государством программы высшего профессионального образования.

Ключевые слова: правовые гарантии, лицензирование, правовой статус, административное правонарушение, аккредитация, автономное образовательное учреждение.

The guarantees of realization of the autonomous institution legal status: administrative-legal aspect Yu. A. Sobko

The article is devoted to the analysis of the university rights and duties, the secured guarantees, which are realized with the help of normative-legal acts regulating the status of an autonomous institution and its relations in the sphere of higher education. Specifies the status of the educational institution, as a legal person, which implements state programs of higher professional education.

Key words: legal guarantees, licensing, legal status, administrative offence, accreditation, independent educational institution.

В настоящее время в сфере образования появляются новые приоритеты, к которым стремятся государство и общество, переходящие к инновационным технологиям, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и созданию транспарентного информационного образовательного пространства. Специфика образования заключается в том, что оно направлено на создание необходимых условий для достижения целей, провозглашенных в Конституции, так как носит комплексный и всеобъемлющий характер. Государственные вузы реализуют гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации право на образование, как одно из направлений социальной функции государства, которая должна осуществляться в рамках правового пространства, обеспечивающего реализацию права на высококачественное образование, соответствующее современным мировым стандартам и технологиям. Организационно-правовыми способами обеспечения реализации конституционного права на высшее профессиональное образование являются: — закрепленная в законе соответствующая функция государства; — нормативно-правовые акты в сфере образования и смежных отраслях права; — вузы различных организационно-правовых форм; — структуры и формы управления системой высшего профессионального образования; — статус участников образовательных отношений, закрепленный в законодательстве РФ. Указанные выше правовые механизмы являются гарантиями, обеспечивающими статус образовательного учреждения как юридического лица, реализующего определенные государством программы высшего профессионального образования. Следовательно, «административно-правовой статус вуза отражает его положение в системе общественных отношений как коллективного субъекта, фиксирует систему управленческих связей между вузами и органами исполнительной власти, служит основой стабильности и определенности этих связей» <1>. ——————————— <1> Дубровина С. Ю. Административно-правовой статус вузов Российской Федерации // URL: http://www. superinf. ru.

В настоящее время в сфере образования реализуются новые приоритеты, к которым стремятся государство и общество, переходящие к инновационным технологиям, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и созданию транспарентного информационного образовательного пространства. Административное воздействие на правоотношение в сфере образования можно определить в трех направлениях: — определение комплексного межотраслевого нормативного массива, необходимого для его регулирования; — установление единых целей, принципов, регулирующих правоотношения в сфере образования; — согласование норм, регулирующих отношения в сфере образования, с целью устранения правовых коллизий, создания системы контроля и надзора в образовании. Поэтому права и обязанности вуза должны быть обеспечены определенными гарантиями. Экономические гарантии автономного вуза обеспечиваются посредством заключения соглашения между учредителем и автономным вузом о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание образовательных услуг. Юридические гарантии реализуются с помощью нормативно-правовых актов, регулирующих статус автономного вуза и его правоотношений в сфере высшего образования. Основным законом является Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Проводимое реформирование системы образования влечет повышение ответственности учебных заведений за оказываемые услуги. Финансовое обеспечение государством (или муниципалитетом) будет производиться только лучших учебных заведений, которые выполняют государственное (муниципальное) задание, что позволит эффективно расходовать денежные средства налогоплательщиков, а также повысит качество образовательных услуг. «Определение содержания задания учредителя автономному учреждению в сфере образования основывается на использовании государственных образовательных стандартов и нормативных сроков освоения образовательных программ» <2>. Необходимо учитывать то, что некачественное образование не приводит к полноценной реализации конституционного права на него, а следовательно, государство не выполнит свои обязанности перед гражданами по реализации социальной функции в полном объеме. Поэтому вузы, не выполнившие условия договора, в будущем рискуют потерять государственный заказ <3> и бюджетное финансовое обеспечение (в форме субсидии). Министерство образования и науки РФ посредством установления автономному вузу задания обеспечивает реализацию им соответствующих обязанностей по соблюдению норм противопожарной безопасности, санитарных норм и правил, охраны учреждения и т. д., неисполнение которых влечет применение санкций КоАП РФ <4>. ——————————— <2> См.: Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Вавилова А. А. и др. Автономные учреждения в сфере образования. М., 2010. С. 126. <3> См.: Титова Л. Н. Задание учредителя // Бюджетный учет. 2009. N 2. <4> См.: ст. 19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); ст. 20.4 Нарушение требований пожарной безопасности; ст. 6.3 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании и др.

От успешной реализации реформы высшего образования зависит приоритет России как правового и социального государства, включенного в современное мировое инновационное образовательное пространство. В связи с гармонизацией законодательства РФ <5> в рамках Болонского процесса и в соответствии с международным правовым опытом необходимо сохранить в российской сфере образования независимость органов, выдающих лицензии (сертификатов) на осуществление образовательной деятельности. Гарантиями соблюдения прав и обязанностей вузом являются также лицензирование, государственная аккредитация, сертификация на соответствие стандартам менеджмента качества ИСО 9001 (www. iso. org), соблюдение требований пунктов задания учредителя. ——————————— <5> Гармонизация употребляется как инструмент преодоления коллизий между российским и зарубежным законодательством.

Лицензирование вуза — это один из способов обеспечения гарантии реализации его правового статуса, его прав и обязанностей. В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» лицензированию в федеральном органе исполнительной власти, Рособрнадзоре, подлежит деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Начиная с 2011 г. лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно, что, по мнению некоторых ученых, может привести к уменьшению качества оказания образовательных услуг <6>. Однако законодатель в новой редакции предусмотрел необходимость осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, который проводится посредством проведения плановых и внеплановых проверок Рособрнадзором с привлечением экспертов. Плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит через год после предоставления лицензии. «Ее цель — проконтролировать, как учебное заведение соблюдает лицензионные требования и условия. И если при проверке выявят нарушения, организации выдадут предписание об их устранении… В противном случае в отношении ее будет возбуждено дело об административном правонарушении, а действие лицензии временно приостановят — полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности» <7>. ——————————— <6> См.: Шкатулла В. И. Образовательное право. М., 2001. С. 209. <7> Елисова И. Н. Внимание: новые правила лицензирования // Учет в сфере образования. 2011. Январь. N 1. С. 11.

В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения, в котором устанавливается срок его исполнения, не превышающий шести месяцев. Лицензирующий орган вправе возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях <8>, в котором в ч. 2 ст. 32.7 закреплен порядок лишения специального права, течение срока которого начинается со дня сдачи лицом или изъятия у него соответствующего разрешения. В случае осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) в ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена санкция для юридических лиц (вузов) в форме административного штрафа от семидесяти тысяч рублей до ста пятидесяти тысяч рублей. ——————————— <8> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. N 256. 31.12.2001.

Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение. В случае неисполнения указанного предписания вузом лицензирующий орган имеет право возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также приостановить действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев. Следовательно, статус вуза определяется законами, подзаконными актами, содержанием лицензий, аккредитаций, договоров на оказание услуг, заданием учредителя. Обеспечить конституционные гарантии граждан в сфере образования может государственное финансирование, направленное на удовлетворение интересов государства в подготовке необходимых специалистов. Практика показывает, что в связи с подписанием документов по Болонскому процессу России необходимо модифицировать систему взаимодействия государства и вузов по вопросам оценки качества образования, а следовательно, и обеспечения прав граждан посредством государственных гарантий. Действующая российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Основная масса правоотношений является регулятивными правоотношениями, которые предусматривают субъективные юридические права и обязанности и направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных отношений. Охранительные правоотношения играют подчиненную роль и определяют меры юридической ответственности и защиты субъективных прав. Преобладают правоотношения активного типа, которые «складываются на основании обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности» <9>. В соответствии со ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. В соответствии с вышеизложенным, административная ответственность является мерой публичного воздействия, влекущей применение административного принуждения. ——————————— <9> Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. II. М., 1982. С. 109.

Помимо административных санкций существуют меры эвентуального (условного) воздействия, которые «применяются по факту правонарушения, предусмотренного федеральным законом, устанавливающим превентивные санкции. Таким образом, указанные меры всегда применяются ad hoc и влекут за собой косвенные имущественные ограничения, не предусматривающие изъятие вещи, но обременяющие конкретные вещные права или их совокупность» <10>. Следовательно, введение бессрочных запретов или ограничений на осуществление определенной деятельности влечет приостановление лицензии, иных разрешительных документов, что является публичной санкцией. Публичные разрешительные документы не только устанавливают содержание гражданской дееспособности вуза, но и определяют существо его публичных правомочий. Аннулирование (отзыв) лицензии у вуза влечет за собой прекращение его образовательного статуса, при этом сохраняются публичные обязанности, т. е. административная дееспособность. Рособрнадзор во взаимоотношениях с вузом обеспечивает контроль за его деятельностью, соблюдением требований и условий выдачи лицензии и государственной аккредитации. ——————————— <10> Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. 4-е изд. М., 2011. С. 21.

В судебной практике <11> с точки зрения действующего законодательства не обоснованным является привлечение вуза к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, предусматривающей наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Если исключить возможность привлечения вуза к административной ответственности за правонарушение, заключающееся в ведении деятельности без специального разрешения (лицензии), то наложение взыскания на вуз будет являться незаконным, до тех пор пока не будет установлен порядок и условия привлечения образовательного учреждения к соответствующей ответственности. Аналогично у судов нет оснований применять нормы административно-деликтного законодательства о лишении специального права, предусмотренного ст. 3.8 КоАП РФ, к вузам, так как подобная санкция может быть применена к физическим лицам — гражданам, а вузы, следовательно, являясь юридическими лицами, исключаются из числа субъектов указанного правонарушения. ——————————— <11> Решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2005 г. N А41-К2-4554/05.

Административно-правовые отношения как элементы отношений по образованию являются неоднородными и основываются как на принципах прямого подчинения, так и на принципах взаимообусловленности прав государств и гражданина, принципах гражданина, взаимной правовой ответственности. Следовательно, административно-правовые отношения с участием гражданина являются основными, определяющими вид правоотношений в системе образования, а метод их регулирования, хотя отчасти и отличается от традиционного административно-правового метода с характерным для него признаком «власти-подчинения», может оказывать существенное влияние на регулирование большинства правоотношений в системе образования. Правовые отношения в области образования являются не только административно-правовыми отношениями, как отношения «власти-подчинения», но и правоотношениями в области трудового, гражданского, семейного и др. законодательства. Появление административных договоров в сфере образования связано с тенденцией обособления образовательного права в целом, с постепенной специализацией образовательных норм в массиве административного законодательства. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что административный договор в сфере образования содержит специальные обязательства (условия), отличные от гражданско-правовых, а субъекты такого договора преследуют цель эффективного осуществления задач публичной власти и удовлетворения как государственных, так и общественных интересов. В сфере образования существуют такие субъекты, как благополучатели, вузы, выгодоприобретатели и государство, права и законные интересы которых должны учитываться государственной образовательной политикой. Права потребителей образовательных услуг коррелируют с обязанностями вуза оказывать качественные образовательные услуги. Каждый участник таких отношений обладает совокупностью обязанностей и ответственностью, которые являются определенными гарантиями реализации прав иных субъектов. Работодатели также являются «скрытыми потребителями» <12> — выгодоприобретателями, как и государство, реализующее образовательную политику. Таким образом, сочетание интересов заинтересованных сторон должно основываться на принципе взаимных гарантий, как способе выражения их ответственности, так как вуз встроен в систему правоотношений, влияющих на определение его статуса. ——————————— <12> См.: Рубин Ю. Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М., 2011. С. 18.

——————————————————————

Под реализацией статуса личности понимают его осуществление путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан). Реализация прав и свобод как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон.

С объективной стороны реализация статуса личности представляет собой совершение определенных действий государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, предусмотренных нормами права, а с субъективной стороны – характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям на момент совершения предписываемых действий. Вместе с тем реализация статуса зависит от скрупулезного и точного следования процедуре, соответствующих действий и места их совершения. Его реализация не состоится, если одно из обязательных требований будет нарушено.

Центральным звеном механизма реализации прав и свобод личности являются гарантии , которые включают в себя экономические, политические, организационные и правовые (юридические) гарантии. Важная роль среди них принадлежит правовым гарантиям. Понятие "гарантии" (фр. garantie) широко распространено в политике, дипломатии, военной службе и других сферах человеческой деятельности. Такая универсальность термина неизбежно сказывается на его толковании в юридической науке, которая далеко не всегда оперирует этим понятием в строго юридическом его значении. Таким образом, гарантии представляют собой систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Правовые (юридические) гарантии – это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию правовых норм, в том числе и закрепляющих статус личности. Юридические гарантии прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно общее свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве.

Среди правовых гарантий прав и свобод различают условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации), и условия их защиты (гарантии защиты). Юридические средства правомерного использования гражданами своих прав и свобод нацелены на создание оптимальных условий их реализации. Потребность же в защите права возникает обычно в случае его нарушения, возникновения препятствий на пути его использования и т.п. В число юридических средств защиты прав и свобод граждан входят меры, направленные на выявление фактов правонарушений, меры защиты, меры юридической ответственности, процессуальные формы правоохранительной деятельности.

Под административно-правовыми гарантиями прав граждан понимаются закрепленные в законодательстве средства и способы, которые призваны обеспечить реализацию и защиту прав граждан в сфере деятельности исполнительной власти (государственного управления). При анализе административно-правовых гарантий необходимо отметить, что они непосредственно связаны с государственным управлением и с деятельностью органов исполнительной власти, их должностных лиц. Именно на эти органы и эти лица соответствующие административно-правовые нормы возлагают юридические обязанности по реализации прав и свобод граждан и по созданию необходимых для этого условий.

Одной из важнейших гарантий реализации нрав и свобод личности являются механизмы деятельности главы государства – Президента РФ, который, согласно ст. 80 Конституции, является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент РФ реализует путем издания нормативных правовых актов, направленных на защиту личности, а также участвуя в законотворческом процессе.

Указом Президента РФ от 06.11.2004 № 1417 ранее действовавшая Комиссия по правам человека при Президенте РФ была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Названным Указом Президента РФ было утверждено Положение о данном Совете.

Указом Президента РФ от 01.02.2011 № 120 Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека преобразован в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и утверждено Положение о нем.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод гражданина, информирования Президента РФ о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Основными задачами Совета являются:

оказание содействия Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета;

содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту РФ по развитию указанных процессов;

подготовка предложений Президенту РФ по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества;

систематическое информирование Президента РФ о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;

организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания РФ, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту РФ;

подготовка предложений Президенту РФ по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;

подготовка предложений Президенту РФ по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также ряд других.

Решения Совета носят рекомендательный характер. Вместе с тем федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и их должностные лица, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан осуществляет Правительство РФ. Согласно Федеральному конституционному закону о 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее – Закон о Правительстве РФ) оно обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, а также осуществляет иные функции в данной сфере.

Одним из важнейших институтов защиты прав и свобод человека в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федерации, предусмотренным Конституцией, является институт Уполномоченного по правам человека. Его деятельность регламентирована Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

В соответствии с данным Законом должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод гражданина, опыт их защиты.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, а также жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина, или обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

В сфере исполнительной власти важными являются и процессуальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Осуществление такой защиты происходит в определенном процессуально-процедурном порядке, как правило, с вынесением акта применения. В соответствии с законодательством РФ защита прав и свобод граждан осуществляется соответствующими государственными органами, для которых характерны свои процессуальные особенности деятельности, в том числе свои механизмы защиты прав и свобод.

Важнейшей процессуально-процедурной формой защиты прав и свобод личности, в том числе в сфере исполнительной власти, является судебная защита, определенная ст. 46 Конституции и которая гарантируется каждому человеку и гражданину. В ч. 2 ст. 118 Конституции отмечается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав и свобод граждан.

Особое место в деле защиты прав и свобод гражданина отводится Конституционному Суду РФ, деятельность которого определяется Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Одной из важных функций Конституционного Суда РФ является проверка но жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Важным механизмом защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти является судебная жалоба. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" расширил пределы судебного контроля, предусмотрев возможность обжалования нормативных актов, а также действий государственных органов и должностных лиц.

Преимущества судебного порядка рассмотрения состоят в том, что судебному рассмотрению свойственны независимость, объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. Отсюда – эффективность защиты прав граждан, реальность их восстановления.

Порядок оспаривания в суде решения, действия или бездействия органа государственной власти и должностного лица гражданином (организацией), если они считают, что нарушены их права и свободы, определяется гл. 25 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Прокуратура РФ призвана охранять права, свободы и законные интересы личности. В этих целях прокурор опротестовывает незаконные правовые акты государственных органов, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в нарушении этих прав к юридической ответственности.

В административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, вышестоящими государственными органами и должностными лицами тех органов и должностных лиц, действия которых обжалуются. Основания и порядок разрешения таких жалоб регламентируются в каждом случае отдельными нормативными правовыми актами – КоАП РФ, НК РФ, дисциплинарными уставами и др.

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.

Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

Уровнем экономического развития общества;

Признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;

Запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;

Обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;

Поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

Уровнем политической стабильности в обществе;

Эффективностью деятельности органов государственной власти;

Созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

Социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;

Наличием многопартийности;

Наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;

Поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

Уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;

Состоянием социальных норм в обществе, их качеством;

Уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;

2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) наличие юридических процедур;

4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;

5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;

6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;

7) прокурорский надзор;

8) обращения граждан.

Еще по теме 17.Админ.-правовые гарантии прав граждан:

  1. Тема XIII. АДВОКАТ - УЧАСТНИК СУДОПРОИЗВОДСТВА (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)

Комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии - состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

  • * уровнем экономического развития общества;
  • * признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
  • * запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;
  • * обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • * поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии - состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

  • * уровнем политической стабильности в обществе;
  • * эффективностью деятельности органов государственной власти;
  • * созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
  • * социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;
  • * наличием многопартийности;
  • * наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
  • * поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии - определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

  • * уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;
  • * состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
  • * уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии - закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

  • 1) нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;
  • 2) ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
  • 3) наличие юридических процедур;
  • 4) право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;
  • 5) право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами; административный право юридический
  • 6) контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;
  • 7) прокурорский надзор;
  • 8) обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство - письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Эти гарантии находят свое выражение в закреплении в соответствующих правовых нормах данных обязанностей. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Так, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 г. действует на базе основных принципов, в числе которых принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и их прав на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; развивает систему бесплатного образования; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. Установлен особый порядок вступления в силу постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан (не ранее дня их официального опубликования).

Соответствующие обязанности подобного характера, но ограниченные сферой деятельности органов исполнительной власти, закрепляются в положениях о них, утверждаемых Президентом РФ или, как правило. Правительством РФ.

Одним из принципов государственной службы является приоритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их.

Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, которыми затрагиваются права, свободы и законные интересы граждан.

Важное значение имеют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. Они включают, в частности, закрепление обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничения при применении наиболее строгих административных взысканий, предоставление гражданам, привлекаемым к административной ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавливаемых КоАП, и др.

Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, подобные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензирования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гарантий есть совокупность следующих юридически значимых действий:

  • а) обращение гражданина к исполнительному органу (должностному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;
  • б) рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;
  • в) вынесение ими решения по предмету обращения;
  • г) исполнение принятого решения.

Главное при этом заключается в том, что исполнительный орган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обязанность орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С другой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед гражданином как сторона возникшего административно-правового отношения. Это и есть проявление юридических гарантий прав граждан.

Административно-правовые гарантии охраны прав и свобод граждан.

Это осуществление исполнительными органами (должностными лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по применению административно-правовых санкций в случае их нарушения.

Наблюдательная функция исполнительных органов (должностных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также специальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений.

Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно отнести:

  • а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав РФ. Естественно, что имеются в виду случаи, когда в приостанавливаемых актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан;
  • б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);
  • в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент РФ - акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется следующая конституционная позиция: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.

В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конституционный суд РФ может признать такие акты неконституционными, что влечет за собой утрату ими юридической силы.

Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управления в случае нарушения ими прав граждан.

Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод граждан.

Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предоставляется юридическая возможность своими средствами защищать свои права в сфере государственно-управленческой деятельности. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и законные интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение государственный механизм защиты его прав.

Применение административно-правовых санкций как средства защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнительными органами, равно как и другими полномочными государственными органами, их наблюдательных и защитительных гарантий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает" то или иное субъективное право личности. Тем не менее ее юридическая значимость несомненна, ибо сама возможность ответственности за свои действия, нарушающие субъективные права граждан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответственность прежде всего должностных лиц государственно-управленческого аппарата.

Предусмотрены в основном два вида такой ответственности названных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой наложение на него органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на должность, дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность наступает для должностных лиц за совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и т.п. Конечно, имеются определенные ограничения этого вида юридической ответственности. Так, должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязательных правил, действующих в сфере реализации исполнительной власти, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их административная ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП предусматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, это воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав (ст. 401); нарушение законодательства о труде и его охране (ст. 41); воспрепятствование проведению митинга, демонстрации (ст. 1661); незаконное изъятие паспортов (ст. 182); воспрепятствование осуществлению права граждан на свободу совести (ст. 193) и т.д. Административную ответственность должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществлению административного надзора. Постановление о возбуждении административного производства вправе выносить прокурор.

Названные виды юридической ответственности носят персональный характер (отвечает конкретное должностное лицо). Ответственность исполнительных органов не предусматривается.

Гражданин имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осуществляется в гражданско-процессуальном порядке.

Гарантии административно- правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно- нравственные) и специальные юридические гарантии административно- правового статуса граждан. Экономические гарантии - состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся: уровнем экономического развития общества; признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности; запретами принудительного внесудебного отторжения собственности; обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг; поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др. Политические гарантии - состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся: уровнем политической стабильности в обществе; эффективностью деятельности органов государственной власти; созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления; социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан; наличием многопартийности; наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений; поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др. Идеологические (культурно-нравственные) гарантии - определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются: уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам; состоянием социальных норм в обществе, их качеством; уровнем общественного порядка и др. Специальные юридические гарантии - закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления. Виды специальных юридических гарантий: нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления; ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан; наличие юридических процедур; право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами; контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления; прокурорский надзор; обращения граждан. Существуют следующие виды обращений граждан. Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения. Заявление - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения). Жалоба - обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами. Ходатайство - письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.