Объект с массовым пребыванием людей определение. Здания и сооружения с массовым пребыванием людей. Определение термина? Выставочные и спортивные комплексы, концертные залы, торговые комплексы

ППБ 01-03
п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культо-вые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проекти-рования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
СП 5.13130.2009
3.71 помещение с массовым пребыванием людей: Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоян-ным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2.

СНиП 2.04.05-91*
Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеат-ров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 * помещения площадью 50 * и более.

Проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений пред-лагалось ввести:
Приложение 5
Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием лю-дей.
1. Помещения
-Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
-закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства при-нимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площа-дью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
-залы дискотек, танцполы клубов;
-обеденные залы на 100 посадочных мест и более.
2. Здания и сооружения:
-здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
-здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
-школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
-пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспорт-ных узлах;
-станции метрополитена;
-здания культовых учреждений;
-здания выставочных комплексов и художественных галерей;
-здания музеев федерального подчинения;
-гостиницы на 50 мест и более;
-стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
-амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более;
-банные комплексы на 50 чел. и более;
-фитнес-центры на 100 чел. и более.

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего блога и коллегам по цеху! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию обсудить определение помещения или здания с массовым пребыванием людей. Почему вопрос о том, считать или не считать какое то определенное помещение (здание) помещением (зданием) с массовым пребыванием людей стоит так остро? Дело в том, что как мы знаем, при проектировании систем противопожарной защиты, кабельные сети предписывается предусматривать огнестойкими проводами и кабелями, согласно ГОСТ 31565-2012, табл. 2 «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара» – кабели марок FRLS или FRHF .

Однако тем же ГОСТом и той же таблицей, только пунктом выше, для зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, предписывается предусматривать исключительно кабель безгалогенных марок, то есть FRHF , исключая использование марок FRLS. «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, во внутренних электроустановках, а также в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах».

Ну вот собственно и суть проблемы – люди пытаются прояснить для себя относится ли их конкретное здание к зданию с массовым пребыванием людей для того чтобы понимать – можно или нельзя при проектировании систем противопожарной автоматики использовать кабель марок FRLS, который понятное дело, на порядок дешевле чем кабель марок FRHF. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, предлагаю пытаться оперировать конкретными определениями, обозначенными в нормативных документах. Итак, что такое здание с массовым пребыванием людей? Видимо это есть здание или сооружение, включающее в свой состав помещение или помещения с массовым пребыванием людей. Прекрасно, теперь рассмотрим как трактуют различные нормативные документы понятие – «помещение с массовым пребыванием людей»:

  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Примерно то же самое было изложено в утратившим силу документе ППБ 01-03 «п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек – зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре».

Теперь смотрим что говорится по данной теме в СП5.13130-2009:

«3.71 Помещение с массовым пребыванием людей

Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м.». Замечательно, не правда ли? Это уже совсем другое дело – если есть торговый зал магазина, площадью к примеру 400 кв.метров, то наличие в торговом зале 50 человек, согласно п.3.71 СП5.13130-2009, абсолютно не относит помещение торгового зала к категории помещения с массовым пребыванием людей, так как для этого необходимо уже присутствие в торговом зале 400 х 1 = 400 человек! Или как считать – 1 человек на квадратный метр площади не общей, а за исключением площади занятой стеллажами и прилавками? Есть вопросы! Посмотрим, что нам скажут другие документы.

СП 118.13330 – 2012 “Общественные здания и сооружения”, приложение «Б», п.Б20 – Термины и определения:

«Помещение с массовым пребыванием людей

Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.)». Ну собственно, то же самое, что и в СП5.13130-2009.

  1. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения следующее трактовку «помещения с массовым пребыванием людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей – помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

Ну в общем, можно проанализировать полученные из нормативных документов данные и попробовать решить – какой из документов главнее, так как данные, как мы видим, разные. Самый суровый документ – , утвержден Постановлением Правительства РФ и подписан В.В.Путиным. – серьезный документ, имеет статус «Действующий», определяет критическую «планку» – 50 человек и определение не зависит от площади и назначения объекта.

С другой стороны, СП5.13130-2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ), (утвержден Министерством регионального развития России), СНиП 41-01-2003 (утвержден Госстрой РФ), СП 7.13130.2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ) – много документов, все имеют статус «Действующий», говорят они об одном и том же – Помещение с массовым пребыванием людей – это помещение более 50 кв. метров с числом более 1 чел. На 1 кв.метр помещения. Непонятно только сколько квадратных метров делить на количество людей – общую площадь помещения (например полученную в результате перемножения габаритов торгового зала), либо площадь, к примеру того же торгового зала, за вычетом площади, занимаемой торговым оборудованием, т.е. стеллажи, стойки с товарами, торговые прилавки, кассы и прочее. Заметьте! Ни в одном приведенном выше документе четко не сказано что площадь, занятую столами для заседаний, прочей мебелью, торговыми прилавками, фикусами напольными и прочим надо вычесть из общей площади помещения, следовательно именно ее – общую площадь и принимаем в расчетах!!! Рассмотрим на примере – пусть будет тот же, упомянутый ранее, торговый зал магазина, общей площадью 400 кв.м. Из этих 400 кв.м. более половины – ну пусть 250 кв.м. занято торговым оборудованием, следовательно для прогулок Посетителей магазина остаются «чистыми» только 150 кв.м. из общих четырехсот. Проверим наши расчеты, исходя из положений СНиП 31-06-2009, пункт 5.23, которого гласит: «5.23. Для расчёта путей эвакуации число покупателей или посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в торговом зале или помещении для посетителей, следует принимать из расчёта на одного человека: для магазинов в городах и поселках городского типа, а также для предприятий бытового обслуживания - 3,0 м2 площади торгового зала или помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием;»

Ну все – делим-умножаем. Всего у нас 400 м2, включая площадь, занятую оборудованием – делим на 3, т.е. 400/3 = 133,33 человека максимум может находиться на расчетных площадях, исходя из положений СНиП 31-06-2009. Ну что, подходя к вопросу разумно, вполне можно допустить, что на доступных, свободных от торгового оборудования, 150 квадратных метрах торгового зала, в часы распродаж, могут уместиться 133 человека с тележками и корзинками, теснящихся в плотной очереди в забитом битком магазине. То есть, это будет очень густо «населенный» людьми магазин и более массовое скопление людей в данном помещении уже сложно представить – больше людей уже просто вряд ли влезет в помещение. Что нам скажут приведенные нами нормы по поводу такого торгового зала? Смотрим. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» однозначно говорят – «ДА», этот торговый зал – есть помещение с массовым пребыванием людей. С другой стороны, СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 – хором говорят «НЕТ» – поскольку в помещении торгового зала менее 400 человек, а определение в этих документах – 1 человек на 1 кв.метр, т.е. указанный торговый зал не является помещением с массовым пребыванием людей. И что самое интересное, на мой взгляд, – это то что на площади 150 кв. метров (как мы выяснили) просто никак не смогут вместиться эти самые нормативные 400 человек, если они не залезут на шею друг другу. Это больше чем 2.6 человека на 1 свободный от торгового оборудования кв. метр площади (400/150 = 2,6666) – попробуйте втроем уместиться на один кв. метре площади – это получится только в том случае, если ваше личное окружающее пространство станет общим и даже интимным)) – бред в общем получается. Да в общем, даже 1 человек на 1 кв. метр площади в пустом помещении – это очень и очень ……..редкое явление, типа модной дискотеки или очереди за туалетной бумагой во времена перестройки или может еще автобус в часы пик. Скажем прямо – ни кинотеатры с театрами, ни залы заседаний и совещаний, а уж тем более рестораны (там человек чувствует себя за своим столиком свободно и комфортно) не будут никогда соответствовать приведенной критической норме – 1 человек на 1 кв. метр. Это абсурд. Следовательно, учитывая то что перестройка уже закончена, и очередей за туалетной бумагой у нас не наблюдается, помещением с массовым скоплением людей, в соответствии с СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 могут быть залы дискотек или салоны автобусов и трамваев в часы пик! Ну может быть, пофантазировав, еще что то можно придумать.

Итак, учитывая все вышеописанное, принимая во внимание разумность подхода к проблемному вопросу, а также тот факт что все таки Постановление Правительства РФ, которое утвердило «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», и оно – Постановление Правительства все таки главнее чем рекомендованные различными учреждениями СП, лично я остановился на утверждении что помещение с массовым пребыванием людей (это ведь так же, можно рассматривать в контексте “объект”) – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более. И здание и строение любое (в контексте “объект”), на территории которого могут находиться единовременно 50 человек и более, вне зависимости от квадратных метров и назначения, также является объектом с массовым пребыванием людей. Уточнение внесено 08.04.18 г., после обсуждений положений статьи в комментариях. Ранее были написана фраза “объект, который включает в себя помещение с массовым пребыванием людей, есть объект с массовым пребыванием людей”. Благодарю всех участников обсуждения, написавших комментарии к статье! Но это сугубо мое личное мнение – я никому его не навязываю и приглашаю тех кто со мной не согласен высказать в комментариях свое мнение – мы это мнение обсудим и если оно вполне адекватно – почему бы ни принять к сведению.

На этом, статью «Помещение с массовым пребыванием людей» завершаю, копировать ее для размещения на прочих ресурсах разрешаю с сохранением в копии всех приведенных ниже ссылок на наш сайт, предлагаю ознакомиться с прочими нашими статьями в блоге по ссылкам приведенным ниже:

– сколько пожарных извещателей ставить в отсеке ограниченном балками более 0,4 метра?

– кабельные проходки «Стоп-огонь»

– пожарный извещатель на стене

– системы дымоудаления, компенсация

– исходные данные для проектирования

– отключение вентиляции при пожаре

– пожарный инспектор у Вас на предприятии

– степень защиты оболочки оборудования

нормативное расстояние между извещателями

– нафига козе баян?

Адресный пожарный извещатель – сколько на помещение?

Желаю всем постоянного повышения уровня знаний нормативных документов и успехов в Вашей трудовой деятельности!

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

Mы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook - https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Яндекс-ДЗЕН - https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Навигация по записям

помещение с массовым пребыванием людей : 12 комментариев

  1. Поддержу тех, кто не согласен с выводами данной статьи. Да, “правила противопожарного режима в Российской Федерации” носят более жесткий характер, но в них нет четких признаков определения объекта с массовым пребыванием людей.
    В статье автор с самого начала искажает смысл того самого п. 5 данных правил, начиная считать возможность пребывания людей в ПОМЕЩЕНИИ. Причем “правила” говорят об ОБЪЕКТЕ (допустим здании) никак не привязываясь к помещениям внутри него.
    Автор делает вывод, цитирую:
    “…лично я остановился на утверждении что помещение с массовым пребыванием людей – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более. И здание, включающее в свой состав такое помещение будет относиться к зданию с массовым пребыванием людей. ”
    Если верить выводам автора, то любой торговый центр или офисное здание (с множеством небольших магазинов или офисов) не попадет под определение объекта с массовым пребыванием людей, т.к. в нем нет ПОМЕЩЕНИЙ с возможным нахождением более 50 человек. При этом по версии п. 5 “правил” это здание будет являться ОБЪЕКТОМ с массовым пребыванием людей, т.к. всего в здании во всех его помещениях может легко одновременно находиться 50 и более человек.

    1. Думаю, что в п.5 ППР как раз вполне четко сказано – … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей»…..Куда уж яснее. Но с замечанием я согласен в том плане, что автор пишет “помещение с массовым пребыванием людей – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более”, а по сути и согласно ППР слово “помещение” надо поменять на здание. То есть любое здание или объект на котором 50 человек может находиться – это объект с массовым пребыванием людей. А вообще, конечно, статья вызывает интерес в плане сравнения толкований одного и того же в разных документах. И расчет по количеству людей на площадь интересный. Я с автором во многом согласен, но с оговоркой, которую я уже упомянул.

    2. я считаю, что смысл статьи в том чтобы показать разницы в формулировках разных нормативных документах. Все СП5, СП118, СНиП 41 трактуют помещение с массовым пребыванием исходя из площади более 50 кв.м. и еще рассматривают только залы различного назначения, фойе, театры, вокзалы ….. в общем, многое не учтено. А как тогда с магазинами быть? А вот ППР не предлагает формулировки помещения с массовым пребыванием вообще, но зато говорит о объекте с массовым пребыванием и без всяких ограничений по площади и назначению – вообще любой объект. Может находиться 50 человек – все, вопрос закрыт – это объект с массовым пребыванием людей и все на этом. Но сравнить как то надо формулировки разных документов, вот и размылись понятия помещение и объект. Так вот, в статье говориться о выборе каким нормативным документам отдать предпочтение. Автор отдает предпочтение тому что построже – ППР. Вот и все. А что сам Админ молчит? Админ, …..АУ!!……..статья Ваша? Ждем коммента!

  2. Коллеги,
    Абсолютно не согласен с автором этой статьи, который вводит в заблуждение остальных проектировщиков. Объясню почему. Если автор считает приоритетной фразу из «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (1), и считает, что любое помещение (здание) с количеством человек более 50 является с массовым пребыванием людей, то тогда можно выкидывать на помойку СП5.13130-2009, которое кстати определяет основные требования к проектированию противопожарных систем. Мне например, трудно представить себе здание с массовым пребыванием людей без автоматической системы пожаротушения! Не корректная фраза в (1) не является поводом относить почти все здания к данной категории. Изначально к зданиям с массовым пребыванием людей относились здания (помещения) с массовым скоплением людей – стадионы, залы театров и кинотеатров и т.п., подгонять под эту категорию все остальные здания некорректно.

    1. Автор записи

      Как то Вы странно, Андрей, изъясняетесь. Автор статьи (имею ввиду себя) ни одной буквой не ввел никого в заблуждение, так как привел слово в слово фактически написанные фразы из опубликованных и зарегистрированных Минюстом документов. Вы не согласны в чем то с Правилами противопожарного режима, подписанных главой правительства РФ??? Ну это Ваш выбор. Вы вполне можете протестное письмо в Правительство написать. Вам трудно представить помещение с массовым пребыванием людей без пожаротушения? Ну хорошо, что Вы скажете о Актовом зале в здании АБК, ну пусть площадью более 50 кв.метров. Защищать его пожаротушением нет оснований, согласно приложению “А” СП5.13130-2009, однако, в актовом зале вполне могут находиться 1 человек на 1 квадратный метр, к примеру во время празднования Нового Года – елка, дети, родители и все такое. Что Вам легко, а что трудно представить и размышления на тему какой из документов нужно выбрасывать на помойку – это Ваши частные измышления. По поводу некорректной фразы в официальном правительственном документе ……..ну Вы и загнули! ……. Если документ утвержден и опубликован, то он не может быть не корректен, по крайней мере не Вам это решать. В статье выше, кстати, приведены формулировки нескольких документов и в заключении, автор статьи пишет о своем личном заключении считать документом главенствующим – документ разработанный Правительством РФ “Правила противопожарного режима”. Дословно из статьи приведу цитату – …….”Но это сугубо мое личное мнение – я никому его не навязываю и приглашаю тех кто со мной не согласен высказать в комментариях свое мнение – мы это мнение обсудим и если оно вполне адекватно – почему бы ни принять к сведению.”………..Вот Вы не привели ни одного факта и ни одного основания Вашим словам – только написали, что изначально считалось помещением с массовым пребыванием людей, что, к слову, не может являться каким то постоянным незыблемым основанием – мало ли что считалось изначально ранее – вышел новый документ и согласно ему считается уже по другому, не так как ранее. Тем не менее, Вы пишите что автор статьи кого то вводит в заблуждение и не приводите никаких оснований кроме того что Вам помниться было изначально и сложно представить! Это не красиво! Собственно, название Постановления не имеет особого значения. Особое значение имеет конкретная формулировка в пункте 10 данного Постановления, которая определяет что такое место массового пребывания людей и даже категорию этого места определяет. Привожу пункт полностью:…….10. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
      а) место массового пребывания людей 1 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
      б) место массового пребывания людей 2 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
      в) место массового пребывания людей 3 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
      Как видите, 3 категория места массового пребывания людей – от 50 до 200 человек. Так что речи о каких то не корректных фразах идти не может.

    2. Я проектирую автоматику пожарной безопасности более 10 лет. Совсем недавно я делал проект АПС и СОУЭ на кафешку площадью около 100 кв.м., посадочных мест всего 49 получается. 11 столиков по 4 стула = 44 места и пять стульев возле барной стойки. Конечно 1 человек на 1 квадратный метр там никак не получается. Так вот, экспертиза завернула проект на том основании, что с учетом максимального заполнения посетителями + обслуживающий персонал (бармен, официантки, охрана) всего получается более 50 человек и кафе относится к объектам с массовым пребыванием людей. Основание – вот как раз эта самая фраза из правил противопожарного режима. Мы пытались сослаться на СП5 и оправдаться, но эксперт отписал, что проектные решения не должны противоречить ни одному нормативному или руководящему документу, имеющему статус “действующий” на момент проектирования. ППР – действующий, обязательный к исполнению всеми юр. и физ. лицами в России ……ну и все. В общем, переделывали.

  3. Я согласен с выводами Автора – более 50 человек – это помещение с массовым пребыванием людей. А по вопросу установки кабеля FRLS или FRHF – обращаю Ваше внимание на продолжение текста в пункте ГОСТ, касается высотных многофункциональных зданий и комплексов. Тут тоже нет уточнений никаких и комплексом (в контексте торговый комплекс) можно считать расположенные в одном здание к примеру магазин и кафе или салон красоты и аптеку или еще что то. То есть, если есть в здании хотя бы два общественных помещение различного назначения – это уже комплекс общественных помещений. Да и в общем слово высотное можно рассматривать по разному – почему бы два этажа не считать высотным строением – там же не сказано четко сколько этажей? В общем, здесь много подводных камней и наверное надо, чтобы не ошибиться и не налететь на замечание, использовать кабель марок FRHF.

Приветствую всех постоянных Читателей нашего блога и коллег по цеху! Сегодня мы будем разбираться в сравнительно недавно появившимся документом, который необходимо иметь практически всем крупным магазинам, кинотеатрам, библиотекам, вокзалам, концертным залам и так далее…..всем объектам, которые относятся к перечню объектов с массовым пребыванием людей. Этот документ называется . В данной статье мы определимся с формой и содержанием указанного паспорта и вообще проясним – на каком объекте он необходим.

Итак, для начала, вспомним, что такое есть объект с массовым пребыванием людей. На данную тему мы уже публиковали статью в нашем блоге – прочитать ее Вы можете, пройдя по ссылке . Приведем основной тезис из этой статьи:

«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».

Конечно, иные документы толкуют определение объекта с массовым пребыванием людей гораздо «лояльнее», но, учитывая статус главенствования документа, утвержденного Постановлением Правительства РФ, мы все таки, обязаны придерживаться приведенной выше формулировки изложенной в ППР РФ. Следуя изложенным правилам, мы относим к объектам с массовым пребыванием людей любое строение, на территории которого имеется помещение с возможностью нахождения 50 и более человек, включая и посетителей и обслуживающий персонал. Собственно, как Вы понимаете, любой магазин, в который физически могут поместиться 50 человек уже является таким объектом. Думаю, этот момент мы прояснили.

Теперь предлагаю Вам документ, согласно которому на каждый, рассматриваемый выше объект необходимо разрабатывать паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей – скачать можно у нас в библиотеке нормативщика, просто, пройдя по ссылке .

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)”

Основные пункты документа предполагают определение категории конкретного объекта с массовым пребыванием людей. Согласно пункту 10, разделу 2 Постановления Правительства РФ №272 от 25.03.15 установлены следующие категории:

а) место массового пребывания людей 1 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Категорирование объекта производит комиссия, назначенная главой муниципального образования по территориальному признаку. В комиссию входят представители администрации города (района), представители МЧС и МВД и представители собственника объекта. Проведя мониторинг объекта, в течении трех дней, комиссия относит конкретный объект к конкретной категории, о чем составляется соответствующий АКТ обследования объекта, который в дальнейшем будет являться неотъемлемой частью исходных данных, на основании которых разрабатывается паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей. Для того, чтобы точно уяснить что есть такое паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей, приведем дословно третий раздел Постановления Правительства РФ №272 от 25.03.15г.

III. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей

14. На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей .

Людей составляется в 5 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

15. Согласовывается паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей в течение 30 дней со дня его разработки.

16. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

17. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку “Для служебного пользования”, если ему не присваивается гриф секретности.

Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Первый экземпляр паспорта безопасности хранится в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации (администрации муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, остальные экземпляры хранятся в территориальном органе безопасности, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и у правообладателя места массового пребывания людей.

При невозможности обеспечения правообладателем места массового пребывания людей сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (администрацию муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

19. Актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях:

а) изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;

б) изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;

в) изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;

г) возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.

20. При актуализации паспорт безопасности согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение 30 дней со дня внесения в него изменений.

Теперь сама форма документа – паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей – скачать редактируемый формат (ВЕРД) можно у нас на сайте, пройдя по ссылке . В общем, форма паспорта вполне понятна и заполнить ее можно самостоятельно, не обращаясь к помощи специалистов в области пожарной безопасности. Просто постарайтесь внести как можно более полные сведения, требуемые в соответствующих графах. Чем подробнее будет заполнен паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей, тем лучше для Вашего объекта, так как, исходя из сведений в паспорте, силовые структуры будут обязаны более внимательно «крышевать» Ваш объект, что добавит на Ваш объект лишнюю каплю безопасности, которой, как известно, много не бывает. Многие собственники скажут – вот опять «доить» нас будут или заставлять вкладывать деньги в какие то технические новшества – опять лишний миллион или два придется потратить на безопасность, а не положить на любимый счет в банке. Скажут и будут абсолютно правы. Да, это именно так! Если Вы собственник объекта с массовым пребыванием людей и эта самая масса людей платит Вам деньги за покупку на Вашей территории товаров или услуг, то будьте добры обеспечить безопасность людей, которые платят Вам деньги.

Исходя из сказанного, а также руководствуясь упомянутым уже Постановлением Правительства РФ №272 от 25.03.15г., определим обязательные мероприятия, которые обязан выполнить на своей территории собственник объекта с массовым пребыванием людей:

все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

- системой видеонаблюдения;

- системой оповещения и управления эвакуацией;

- системой освещения

В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.

Места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

И это самые минимальные требования. Как Вы понимаете, с повышением установленной категории объекта с массовым пребыванием людей, соответственно требования будут повышаться. Все дополнительные меры согласуются с органами местного самоуправления, МВД и МЧС, на территории которых располагается Ваш объект.

Необходимо добавить, что контролировать выполнение требований на объекте имеют право члены комиссии (выше уже упоминался состав комиссии) один раз в год планово и дополнительно, сколько угодно раз в год внепланово по жалобам граждан или по устранению недостатков или повышении угроз террористического характера. Срок одной проверки не должен превышать 10 дней. По окончании проверки, комиссия будет направлять в адрес собственника выявленные замечания и предложения по совершенствованию мероприятий по безопасности в форме Акта……ну и конечно, потом опять проверять Ваши реакции на замечания. При саботировании собственником требований по технической укрепленности и замечаний комиссии, собственнику придется платить немалые штрафы и подвергаться санкциям, вплоть до приостановки деятельности объекта. В общем, приготовьте Ваши бумажники – платить придется. А вот за что платить – за совершенствование безопасности подрядным организациям или бесконечные взятки членам комиссии – это уже Ваш вопрос.

Тем Читателям, которые потрудились дочитать статью до конца, я дам совет специалиста, который достаточно длительный срок трудится в области пожарной и охранной безопасности. Вы не можете не понимать, что и само по себе Постановление Правительства №272 и предъявляемые в нем требования возникли не на пустом месте. Все эти требования диктует политика – противодействие терактам в первую очередь именно в местах массового скопления людей, и конечно должностные лица относиться будут к исполнению документа очень серьезно, так как не захотят терять начальствующих кресел. По этому, паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей разрабатывать придется однозначно – до штрафа или после штрафа. Несмотря на то, что я писал о несложности заполнения документа, Вы должны понимать, что конкретные требования к Вашему объекту будут сформированы именно, исходя из информации, которую Вы внесете в паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей. Как известно, что написано пером, то не вырубишь топором. По этому – осторожнее с фразами, а то получите требования к «Форд-Ноксу» к Вашему небольшому продуктовому магазину. А еще лучше – поручите составить паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей специалисту, который на этом уже «собаку съел». Цена вопроса будет от 20 до 100 тысяч, в зависимости от сложности объекта, но это сущие копейки по сравнению с суммами, которые специалист Вам сэкономит в результате своих трудов. Если возникнет вопрос, напишите на почту [email protected] , изложите пожелания, и мы постараемся Вам помочь. Превратить белое в черное и наоборот не обещаем (мы не занимаемся такими вещами), но творческий подход к решению проблемы – гарантируем.

На этом статью «паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей» завершаю. Буду рад, если в данной статье Вы почерпнули для себя какую то полезную информацию. Копировать статью для размещения на иных ресурсах в интернете разрешаю только при условии сохранении всех ниже перечисленных ссылок на наш сайт, предлагаю Вам ознакомиться с другими статьями нашего блога по ссылкам:

Режим работы световых оповещателей

Два эвакуационных выхода из помещения торгового зала

Пожарная сигнализация или пожаротушение на объекте?

Системы автоматического пожаротушения – обзор вариантов

Многоточечный пожарный извещатель

– отключение вентиляции при пожаре

Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Facеbook -

Материал из Пожарная безопасность: термины и определении

43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Источник: ППБ 01-03

Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 m 2 помещения площадью 50 m 2 и более. Источник: СНиП 2.04.05-91*

3.71 Помещение с массовым пребыванием людей Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м. Источник: СП 5.13130.2009

Помещение с массовым пребыванием людей Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.) Источник: СП 118.13330.2012 Приложение Б. Термины и определения

Мнения и Дополнение

в 2007 году был разработан проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений предлагалось ввести:

Приложение 5

Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием людей.

1. Помещения

  • Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
  • закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства принимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площадью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
  • залы дискотек, танцполы клубов.
  • обеденные залы на 100 посадочных мест и более

2. Здания и сооружения

  • здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
  • здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
  • школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
  • пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспортных узлах;
  • станции метрополитена
  • здания культовых учреждений;
  • здания выставочных комплексов и художественных галерей;
  • здания музеев федерального подчинения;
  • гостиницы на 50 мест и более;
  • стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
  • амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более
  • банные комплексы на 50 чел. и более;
  • фитнес-центры на 100 чел. и более.

Но потом кто-то решил, что так будет слишком легко применять требования пожарной безопасности, пусть лучше проектировщики (инспектора ГПН) сами принимают решение где массовое где не массовое, с них в случае чего и спросим чем и как они руководствовались.

Коридоры в зданиях с массовым пребыванием людей являются основными горизонтальными коммуникациями, обеспечивающими связь между помещениями в пределах этажа, а также путями движения из помещений к лестницам.

В реальных условиях пожара основными факторами, вызывающими потерю сознания или смерть людей, являются: прямой контакт с пламенем, высокая температура, недостаток кислорода, наличие в дыму окиси углерода и других токсичных веществ, механические воздействия. Наиболее опасны недостаток кислорода и наличие токсичных веществ, т.к. около 50 - 60% смертей при пожарах происходит от отравления и удушья.

Опыт показывает, что в закрытых помещениях снижение концентрации кислорода в отдельных случаях возможно по истечении 1 - 2 мин с начала возникновения пожара.

Особую опасность для жизни людей на пожарах представляет воздействие на их организм дымовых газов, содержащих токсичные продукты горения и разложения различных веществ и материалов. Так, концентрация окиси углерода в дыме в количестве 0,05% является опасной для жизни людей.

В некоторых случаях дымовые газы содержат сернистый газ, окислы азота, синильную кислоту и другие токсичные вещества, кратковременное воздействие которых на организм человека даже в небольших концентрациях (сернистый газ 0,05; окислы азота 0,025%; синильная кислота 0,2%) приводит к смертельному исходу.

Чрезвычайно высока потенциальная опасность для жизни человека продуктов горения синтетических полимерных материалов.

Опасные концентрации могут образоваться даже при термическом окислении и разрушении небольших количеств синтетических полимерных материалов.

С учетом того, что синтетические полимерные материалы составляют в современных помещениях более 50% всех материалов, нетрудно заметить, какую опасность они представляют для людей в условиях пожара.

Реальная угроза для жизни людей в зданиях повышенной этажности еще более возрастает. Как показали исследования и имевшие место пожары в зданиях повышенной этажности, продукты горения распространяются по этажам здания в течение 2-3 мин. В то же время для эвакуации людей из такого здания, даже при нормальных условиях, требуется не менее 10-15 мин, а то и более.

Опасно для жизни людей также воздействие на них высокой температуры продуктов горения не только в горящем, но и в смежных с горящим помещениях. Превышение температуры нагретых газов над температурой человеческого тела в таких условиях приводит к тепловому удару. Уже при повышении температуры кожи человека до 42 - 46°С появляются болевые ощущения (жжение). Температура же окружающей среды 60-70°С является опасной для жизни человека, особенно при значительной влажности и вдыхании горячих газов, а при температуре выше 100°С происходит потеря сознания и через несколько минут наступает смерть.

Не менее опасной, чем высокая температура, является воздействие теплового излучения на открытые поверхности тела человека. Так тепловое облучение интенсивностью 1,1-1,4 кВт/м2 вызывает у человека те же ощущения, что и температура 42-46°С.

Еще большей опасности подвергаются люди при непосредственном воздействии пламени, например, когда огнем отрезаны пути спасения. В некоторых случаях скорость распространения пожара может оказаться настолько высокой, что застигнутого пожаром человека спасти очень трудно или невозможно без специальной защиты (орошение водой, защитная одежда). К серьезным последствия приводит и загорание одежды на человеке. Если своевременно не сбить пламя с одежды, то человек может получить ожоги, которые обычно вызывают смерть.

Наконец, большой опасностью при пожаре является паника, представляющая собой внезапный, безотчетный, неудержимый страх, овладевающий массой людей. Она возникает от неожиданно появившейся опасности. Люди сразу ставятся перед лицом грозной стихии, сознание и воля подавляются впечатлением от пожара, невозможностью сразу же найти выход из создавшегося положения.

Для спасания людей в первую очередь выбирают кратчайшие и наиболее безопасные пути.

Способы спасания людей определяются в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, которые нуждаются в помощи. Основными способами спасания людей являются: самостоятельный выход людей; вывод людей в сопровождении пожарных; вынос людей; спуск спасаемых с высоты.

В большинстве случаев, заметив опасность, люди выходят из помещений еще до прибытия пожарных подразделений самостоятельно.

Когда пути спасания задымлены или не известны спасаемым и, кроме того, состояние и возраст спасаемых вызывают сомнение в возможности самостоятельного выхода из опасной зоны (люди находятся в состоянии сильного нервного возбуждения или это дети, больные, престарелые), то организуют вывод спасаемых.

По прибытии к месту вызова РТП должен немедленно установить связь с обслуживающим персоналом объекта и получить сведения о наличии людей в горящих и смежных с ними помещениях (иногда эти сведения поступают при приеме сообщения о пожаре), после чего провести тщательную разведку задымленных помещений.

Разведка выясняет наличие опасности для жизни людей, их местонахождение и способность самостоятельно передвигаться; пути и способы спасания;

последовательность проведения спасательных работ; возможность угрозы огня и дыма путям спасания; наличие сил и средств для спасания людей; наличие обслуживающего персонала, который можно привлечь к спасательным работам;

меры, принятые для спасания до прибытия пожарных подразделений; определяет места для размещения спасенных людей (особенно в зимнее время).

В зависимости от обстановки разведка может проводиться в нескольких направлениях.

Проверку помещений проводят во всех случаях, ее прекращают только после тщательного осмотра, убедившись в отсутствии людей в горящем здании.

На основании данных, полученных в ходе разведки пожара, РТП принимает решение и отдает необходимые распоряжения по спасанию людей. При этом возможны различные варианты действия подразделений:

Если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств и имеется необходимость проведения спасательных работ, РТП обязан немедленно организовать спасание людей. При этом РТП должен лично возглавить спасательные работы, в то же время руководя тушением пожара;

Если людям угрожает огонь и пути спасания отрезаны или могут быть отрезаны огнем, подача стволов для обеспечения спасания людей обязательна;

Если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств и прямой угрозы для жизни людей нет, а РТП уверен, что пожар может быть быстро потушен введенными на путях распространения огня стволами, и при этом обеспечена безопасность для людей, действия подразделений направляются на предупреждение паники и одновременное тушение пожара;

В случаях, когда сил и средств для одновременного проведения работ по тушению пожара и спасанию людей недостаточно, весь личный состав прибывших пожарных подразделений может быть направлен на спасательные работы с последующим тушением пожара. Подача стволов для обеспечения спасания людей в этом случае обязательна как в местах, где людям непосредственно угрожает огонь, так и для спасания, из мест где возможно распространение пожара.

В практике работы подразделений пожарной охраны но спасанию людей в зависимости от обстановки на пожаре могут быть применены и другие варианты действий.

Очередность спасания определяется не числом людей, а степенью опасности для их жизни. В первую очередь спасают людей из наиболее опасных мест. При одинаковой степени опасности сначала спасают детей, больных и престарелых.

Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, РТП должен одновременно с развертыванием сил и средств вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия на пожар медицинского персонала первую помощь пострадавшим должен оказать личный состав пожарных подразделений.

1. Определение высоты расположения нейтральной зоны

При открытых нижних проемах, т.е. когда они являются приточно-вытяжными, расположение нейтральной зоны определяют по формуле:

где: H пр - высота наибольшего проема, м;

с в, с пг - плотность соответственно атмосферного воздуха и газообразных продуктов горения, кг/м 3

Из таблицы (5) берем соответствующую температуру, плотность воздуха 1,453 кг/м3, плотность продуктов сгорания 0,748 кг/м3.

2. Расчет параметров пожара на момент сообщения в пожарную охрану

Линейная скорость распространения горения, V л (м/мин.)

Административные здания 1,01,5

Библиотеки, книгохранилища, архивохранилища 0,51,0

При определении размеров возможного пожара линейную скорость распространения горения в первые 10 минут от начала возникновения пожара необходимо принимать половинной от табличного значения (0,5V л).

Путь, пройденный огнем L, (м)

если 1. 10 минут:

L=0,5V л 1. [м]

L=0,5Х16=3 . [м];

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п =, [м 2 ],

S п ==14,1 [м 2 ].

Определение периметра пожара.Pп, (м)

Р п = L + 2L [м];

Р п = 3,14 3 + 2х3=15,4[м]

Определение фронта пожара. Ф п, (м);

Ф п = L , [м] Ф п = 3,14 3 =9,42[м]

V s = , [м 2 /мин.],

V s = = 2,35[м 2 /мин.],

V р = =2,56 [м/мин.]

V ф = , [м/мин.]

V ф = =1,57 [м/мин.]

3. Определение параметров пожара на момент прибытия первого подразделения

Определение времени прибытия первого подразделения.

приб.1 = д.с. + сб. + сл.1 , [мин.]

приб.1 =6 . +1 . +7=14 [мин.],

L=5V л +V л (св - 1)[м]

L=5х1+14 =9 [м]

Определение площади пожара S п, (м 2);

Форма пожара - полукруг 180 o:

S п =, [м 2 ],

S п == 127,17 [м 2 ].

Р п = L + 2L [м];

Р п = 3,14 9 + 2х9= 46,26 [м]

Определение фронта пожара. Ф п, (м);

Ф п = L , [м] Ф п = 3,14 9 = 28,26 [м]

Определение скорости роста площади пожара. Vs, (м2/мин.);

V s = , [м 2 /мин.],

V s = =9,08 [м 2 /мин.],

Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

V р = , [м/мин.] - при круговой и угловой форме площади пожара;

V р = =3,3 [м/мин.]

Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

V ф = , [м/мин.]

V ф = =2,01 [м/мин.]

4. Определение параметров пожара на момент введения сил и средств первого подразделения

Определение времени свободного развития горения.

св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

Определение пути, пройденного огнём.

L=0,5Vл1+Vл (св.-10) [м]

L=0,5110+1 (20 . -10)=15[м].

Пожар дойдет до двух стен помещения и примет прямоугольную форму.

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п = а b, [м 2 ]

S п = 28 15=420 [м 2 ]

Определение периметра пожара.P п, (м)

Р п = 2(a+b) (м)

Р п = 2(28+15)=86(м)

Определение фронта пожара. Ф п, (м)

Определение скорости роста площади пожара. V s , (м 2 /мин.);

V s = , [м 2 /мин.]

V s = =21[м 2 /мин.]

Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

Vр = , [м/мин.]

V р = =0,75 [м/мин.]

Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

V ф = , [м/мин.]

V ф = =1,4[м/мин.]

5. Расчет сил и средств для тушения пожара

Определение площади тушения

При b > n h

Так как у нас b=28 метров, а тушение пожара может быть в 2 направлениях при глубине тушения 5 метров получается.

b(28) > n(2) h(5)

S т =2х15х5=150 [м 2 ] .

Определение требуемого расхода воды на тушение пожара

Требуемый расход огнетушащего средства на тушение пожара определяется по формуле:

Qттр. = Пт Iтр.,

П т - величина расчетного параметра тушения пожара;

I тр. -требуемая интенсивность подачи огнетушащего средства.

В соответствии с таблицей 8

Административные здания:

I - III степени огнестойкости 0,2 (л/м 2 с)

Так как S т =150 [м 2 ] то получится:

Q т тр. = П т I тр.

Q т тр. = 150 м 2 0,2 (л/м 2 с)=30 л/с

Определение требуемого расхода воды на защиту.

Требуемый расход воды на защиту выше и нижерасположенных уровней объекта от того уровня, где произошел пожар, рассчитывается по формуле:

Q защ тр. = S защ, [л/с]

Q защ тр. = 420 0,05= 21 [л/с]

0,25 I тр. туш. , [л/(с*м 2)]

0,25 0,2=0,05[л/(с*м 2)]

Определение общего расхода воды.

Q тр. общ. = + . , [л/с]

Q тр. общ. = 30 +21=51 [л/с].

Определение требуемого количества стволов на тушение пожара.

N т ств. ==9 ст Б

Определение требуемого количества стволов на защиту объекта.

6 стволов Б на защиту соседнего и вышерасположенного помещения

Определение общего количества стволов на тушение пожара и защиту объекта.

N ств. общ. = +

N ств. общ. = 9 + 6=15 ств.Б

Определение фактического расхода воды на тушение пожара.

Q ств. , [л/с]

9 3,7=33,3 [л/с].

Определение фактического расхода воды на защиту объекта.

Q ств. , [л/с]

6 3,7=22,2 [л/с].

Определение общего фактического расхода воды на тушение пожара и защиту объекта.

Q ф общ. = + , [л/с]

Q ф общ. =33,3 +22,2=55,5 , [л/с].

Определение водоотдачи наружного противопожарного водопровода.

Q т сети = 0,5 Q к сети, [л/с]

Q т сети = 0,5 81=40,5 [л/с]

Q к сети = ((D/25) V в) 2 [л/с]

Q к сети = ((150/25) 1,5) 2 =81[л/с]

Определение предельного расстояния подачи огнетушащих средств.

L пред =, [м]

L пред = =50 [м]

Определение требуемого количества пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники.

N авт. = 1,7=2

Определение требуемой численности личного состава для тушения пожара.

N л.с. общ =N лс туш. N ств. туш. + N лс защ.. + N п.б. + N м. + N л +N рез….. ,

9 стволов "Б" или 4 ствола "А" и один ствол "Б" на тушение = 15 человек

6 стволов "Б" или 3 ствола "А" на защиту вышележащего этажа и соседнего помещения - 9 человек

На 8 постов безопасности = 8 человек.

Так как у нас 8 работающих звеньев, следовательно, необходимо 2 резервных звена = 6 человек.

Работа на разветвлении и контроль за рукавной системой = 4 человека

Итого получается:

15+9+8+6+4=42 человека

Определение количества отделений.

N отд. АЦ = общ

N отд. АЦ = =11 отделений

Вывод о достаточности сил и средств.

Для нашего объекта, автоматический номер вызова 2, следовательно сил и средств для тушения для данного пожара должно хватить.

6. Расчет параметров пожара по установленному расчетом сил и средств повышенному рангу пожара

Определение параметров пожара на момент введения сил и средств вторым подразделением.

Определение времени введения сил и средств вторым подразделением.

вв.2. = св. +(сл.2 - сл.1) , [мин.]

вв.2. =20 . +(12-7)=25 [мин.]

св. = д.с. + сб. + сл.1 + б.р. [мин.]

св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

Определение пути, пройденного огнём.

L=5х1+1(20 - 10)+0,5х1 (25- 20) = 5+10+2,5=17,5[м]

Определение параметров пожара на момент введения сил и средств второго подразделения

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п = а b, [м 2 ]

S п = 17,5 28=490 [м 2 ]

Определение периметра пожара.P п, (м)

Р п = 2(a+b) (м)


Р п = 2(28+17,5)=91(м)

Определение фронта пожара. Фп, (м)

Определение скорости роста площади пожара. V s , (м 2 /мин.);

V s = , [м 2 /мин.]

V s = =19,6[м 2 /мин.]

Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

V р = , [м/мин.]

V р = =0,7 [м/мин.]

Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

V ф = , [м/мин.]

V ф = =1,12[м/мин.]

Определение параметров пожара на момент локализации.

Определение времени локализации.

лок. = св. +(сл.3 - сл.1) , [мин.]

лок. =20 . +(14-7)=27 [мин.]

св. = д.с. + сб. + сл.1 + б.р. [мин.]

св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

Определение пути, пройденного огнём.

L=5V л +V л (св. - 10)+0,5V л (t расч. - t св.) [м]

L=5х1+1(20 - 10)+0,5х1 (27- 20 .) = 5+10+3,5=18,5[м]

Определение параметров пожара на момент локализации

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п = а b, [м 2 ]

S п = 18 28=504 [м 2 ]

Определение периметра пожара.P п, (м)

Р п = 2(a+b) (м)

Р п = 2(28+18)=92(м)

Определение фронта пожара. Ф п, (м)

7. Организация тушения возможного пожара первым РТП

Время от начала

развития пожара, мин

Возможная обстановка пожара

Введено стволов на тушение и защиту

Распоряжения РТП

Загорание в сельской библиотеке

Прибытие ПЧ-2 на двух АЦ-40

Прибытие РТП-1

Доклад РТП-1 на ЦППС:

Прибыл к месту вызова, по внешним признакам идет дым из окон библиотеки. Дальнейшая разведка.

РТП-1 - КО-1:

установить АЦ к зданию, предварительное развертывание к зданию, подготовить звено ГДЗС для проведения разведки.

РТП-1 - КО-2:

установить АЦ на ПВ, предварительное развертывание к зданию, подготовить звено ГДЗС для тушения пожара.

Прибытие ПЧ-5 на АЦ-40 и АНР-40

РТП-1 - НК:

Подготовить 2 звена ГДЗС, подать 2 ствола "А" на тушение пожара. АЦ на ПГ-12, запитать 2-ое отделение

Подано два ствола "A" звеньями ГДЗС

Доклад РТП-1 на ЦППС:

Разведка проведена, эвакуировано 2 человека, требуется оказание мед. помощи.

Требуется дополнительное привлечение сил и средств по Вызову №2

Электроэнергия отключена, подано 2 ствола "А" звеньями ГДЗС.

Подано 4 ствола "A" звеньями ГДЗС

Доклад РТП-1 на ЦППС:

Подано 4 ствола "A" звеньями ГДЗС,

создан КПП ГДЗС

Прибытие СПТ S п =504 м 2

Доклад РТП-1 оперативному дежурному СПТ(РТП-2):

В результате теплового проявления токов КЗ произошло возгорание в библиотеке. Эвакуировано 2 человека.

Установлено 2 АЦ-40 на ПГ-5,6.

Производится тушение пожара 4 звеньями ГДЗС на площади около 500 м 2