Система управления охраной окружающей среды региона. Система управления охраной окружающей средой. Механизм охраны окружающей среды

Понятие управлении охраной окружающей среды и природопользованием

В сфере природоохранной деятельности под управлением понимается сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы с целью внесения упорядоченности, получения желательного результата, придания управляемым процессам определенного состояния и целенаправленности.

Существуют понятия: "управление охраной окружающей среды (УО ОС), "управление природными ресурсами", "экологическое управление", "управление безопасностью в экологической сфере", "экологический менеджмент" и т. п. Данные понятия, имея общую целевую направленность, отличаются друг от друга свойственными для каждого особенностями.

В словаре-справочнике "Экология и охрана природы" под управлением охраной окружающей среды понимается обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую природную среду, а также рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их воспроизводство.

В учебном пособии "Экология, охрана природы, экологическая безопасность" (под редакцией А. Т. Никитина, С. А. Степанова) управление охраной окружающей среды определяется как разработка и реализация комплекса мер (технических, административно-правовых, экономических и др.), направленных на рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных объектов (в целом, а не только их полезных свойств), а также на улучшение качества окружающей среды.

С. А. Боголюбов вводит понятие "управление экологическое ", определяя его как совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды в РФ.

Н. Ф. Реймерс управление природными ресурсами определяет как искусственное воздействие на источники природных ресурсов в целях наиболее полного их извлечения (для невозобновимых ресурсов) или самовосстановления и рекультивации (для возобновимых ресурсов).

Авторы учебного пособия "Экология, охрана природы и экологическая безопасность" считают, что управление рациональным природопользованием - это управление деятельностью, связанной с извлечением полезных свойств из природных объектов (ресурсов) и их использованием для удовлетворения различных потребностей общества и человека.

К специальной области управления относится экологический менеджмент , регулирующий сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды, имеющий целью удовлетворение его экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.

Экологический менеджмент включает:

Правовой и экономический механизмы охраны природы;

Систему государственных и региональных органов управления;

Деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Юридически основные понятия в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования закреплены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В Законе "Об охране окружающей среды" (ст. I) даны определения следующих понятий:

- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

- охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием представляет собой совокупность действий по организации, упорядочению и контролю природоохранной деятельности, соблюдению экологического законодательства.

Цели, задачи и методы управлении охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Целями управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием являются:

1) сохранение и восстановление природных систем;

2) поддержание соответствующего качества окружающей среды;

3) рациональное использование природных ресурсов и их воспроизводство;

4) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;

5) обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В зависимости от целей управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием определяются его задачи. К основным задачам относятся:

Реализация комплекса мер (организационных, правовых, технологических, экономических и др.) по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов на государственном, региональном, муниципальном и производственном уровнях. Данные меры должны соответствовать демократическому устройству государства и рыночной экономике;

Снижение загрязнения (выбросами, сбросами, отходами) окружающей среды и удельной энерго- и ресурсовмкости продукции и услуг;

Обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности;

Внедрение и развитие системы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием на различных ее уровнях;

Нормативное правовое обеспечение сохранения окружающей среды и совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения;

Экономическое регулирование рыночных отношений в сфере природопользования;

Ведение экологического мониторинга и информационное обеспечение населения;

Совершенствование научных знаний об экологических основах устойчивого развития;

Повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;

Государственное содействие экологизации гражданского общества;

Экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития страны;

Реализация международных интересов РФ посредством участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и др.

Для осуществления целей и задач управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием применяются следующие методы:

1) административные - собственно управленческие (например, прямой приказ, обеспечиваемый силой государственного принуждения);

2) экономические - обусловливающие создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении;

3) идеологические - агитация, воспитание, образование и т.д,.

По другой классификации - это методы убеждения и принуждения, а также методы обязательных предписаний, куда входят запреты, рекомендации, санкционирование, разрешение, согласование.

В процессе управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием используются также следующие методы:

Учет, в основном статистический и кадастровый (например, лесов, особо охраняемых природных территорий);

Социально-экономическая оценка природных ресурсов;

Мониторинг (состояния земель, атмосферного воздуха, водных ресурсов и др.)

Экспертиза запасов тех или иных природных ресурсов (в частности, недр); нормирование их количества (например, стоимости земельных участков), стандартизация и сертификация их качества (например, древесины "на корню"); лицензирование и выдача разрешений в области использования природных ресурсов (недр), объектов животного мира.

Обьекты и субъекты управлении охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Объекты и субъекты управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием соединяются между собой прямыми и обратными связями. Условием и средством сосуществования для них служит окружающая среда, которая объединяет весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество.

Традиционно выделяются три группы объектов управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием (рис. 1):

1) природные объекты;

2) природные ресурсы;

3) особо охраняемые комплексы.

Такой подход сохранен в Законе "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 4 данного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия (Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972), государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Рис. 1. Объекты управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Управление объектами (земли, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух) осуществляется в соответствии с законодательством о земле, лесе, недрах, животном и растительном мире, об охране атмосферного воздуха.

Субъектами управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием, как отмечает О. Л. Дубовик, являются:

Граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

Физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения;

Юридические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения и действия, несущие ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения;

Лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самым программируют их действия);

Правоприменители (следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е. лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать или не принимать решения о возбуждении уголовного дела, привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений; направлять уголовные дела в суд; выносить по этим делам приговоры; разрешать экологические споры и т. п.;

Лица, индивидуально или коллективно осуществляющие право- и нормотворчество.

Представители каждой из этих групп должны иметь определенные знания об экологическом законодательстве и системе управления природоохранной деятельностью.

Граждане - неспециалисты в области управления ООС, не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ они «обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» и не должны совершать каких-либо противоправных действий.

Граждане и объединения граждан (как в индивидуальном порядке, так и коллективно) имеют право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться в суд с иском о защите своих прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности и в прокуратуру - с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства. К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступлений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека.

Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное решение, либо разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судопроизводства).

Физические лица, принимающие экологически значимые решения, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями методы управления, требования закона. Соответственно содержание норм об экологических требованиях для этой группы субъектов УООС должно быть представлено в виде управленческой, технологической и иной информации.

Юридические лица в ходе предпринимательской, в том числе и природоохранной деятельности, должны руководствоваться требованиями экологического законодательства (в случае нарушения этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности).

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об основах управления, экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь это относится к работникам специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др.

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны обеспечивать исполнение природоохранных норм. Они обязаны знать не только эти нормы, но и механизмы их применения, прежде всего - способы побуждения к исполнению правовых предписаний. Данная группа субъектов УООС достаточно многочисленна и включает органы внутренних дел, пограничную службу государственного экологического контроля, органы рыбоохраны, государственные семенные инспекции и др.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. Они обязаны владеть навыками, необходимыми для применения норм уголовного, гражданского и других отраслей права в рамках существующих правоохранительной и судебной систем. В своей деятельности данные лица используют экологически значимую информацию, огромный массив экологического законодательства, возможности экологической экспертизы и т. п.

Субъектами экологического правотворчества являются не только органы государственной власти, уполномоченные на разработку и принятие российского экологического законодательства (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти. органы местного управления), но и в пределах своей компетенции - суды, международные организации, физические и юридические лица, вступившие, например, в договорные отношения общего характера, заключающие трудовой договор, принимающие устав, статус, иной акт и пр.

Знание целей, основных понятий, методов, задач, объектов и субъектов УООС и РПН имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет раскрыть сущность охраны окружающей среды и рационального природопользования и применять нормы экологического законодательства в соответствии с их истинным содержанием и смыслом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Органы государственного управления природопользованием

Определение понятия управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием.. цель управления охраной окружающей среды и рациональным.. основные задачи уоос и рин..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) подразделя­ет органы экологического управления на два: общей и специальной компетенции. К государственным органам первой ка­тегории относятся Президент, Федеральное Правительство, пред­ставительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, му­ниципальные органы (рис. 8.1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение оп­ределенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистри­рованы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах. Органы специальной компетенции подразделяются:

o комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;

o отраслевые, действия, которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;

o функциональные,- обеспечивающие управление при выпол­нении одной или нескольких родственных природоохранительных задач.

Среди комплексных органовнаибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Для деятельности в области охраны окружающей среды в федеральных округах и субъектах Федерации организованы территориальные органы Министерства природных ресурсов.

Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, как комплексный орган, является Министерство РФ по де лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции управления в области экологии связаны с прогнозированием и ликвидацией экологических катастроф естественного и технического происхождения.

Важная роль в системе контроля и управления состоянием окру­жающей среды принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ и его подразделению - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на который возложено выполнение эколого-санитарных функ­ций:

Координация деятельности министерств, ведомств, предпри­ятий и организаций в области санитарной охраны природы;

Разра­ботка и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил (СНИП), обяза­тельных для всех хозяйствующих субъектов и граждан.

Эта служба имеет по всей территории страны свои подраз­деления, которые непосредственно следят за состоянием атмосфер­ного воздуха, поверхностных водных источников, почвы используя для этого сведения о кон­центрациях вредных веществ, представляющих угрозу здоровью населения. На основе этих данные выполняется анализ и прогноз каче­ства среды обитания людей.

Непосредственно к указанным министерствам примыкает фе­деральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), на которые возложены обязан­ности по организации и проведению наблюдений, по оценке и про­гнозу состояния окружающей среды и её изменений, связанных, в том числе и с процессами хозяйственной деятельности.

В число органов управления, осуществляющих комплексныефункции, следует отнести и Генеральную прокуратуру РФ, которая через свои учреждения на местах осуществляет надзор за единооб­разным и обязательным исполнением природоохранительных зако­нов органами представительной и исполнительной власти, государ­ственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и всеми должностными лицами. Прокуратура также проверяет законность и полноту принимаемых мер по устранению выявленных нарушений и приня­тия по ним мер прокурорского реагирования в виде представления протестов и привлечения к административной и уголовной ответст­венности. Важным видом деятельности прокуратуры является защита прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическими правонарушениями.

Ко второму блоку специально уполномоченных органов, т.е. к от­раслевым, относятся министерства (см.рис.8.1), дейст­вия которых в области экологического управления сосредоточены на отдельных природных объектах. Среди них - Министерство энергетики РФ, которое с помощью своих экологических подразделений и служб топливно-энергетического комплекса (ТЭК), организует создание единых для ТЭК нормативно-технических ак­тов, осуществляет контроль за выполнением природоохранительного законодательст- ва и нормативной документации, проводит ведом­ственную эколо­гическую оценку и обоснование развития ТЭК и особо крупных его объектов, сертификацию и лицензирование но­вых технологий и т.п.

Большие задачи в области рационального природопользования и охраны окружающей среды решаются Министерством сельского хо­зяйства РФ. Оно призвано обеспе­чить комплекс мер по охране почв, водоемов, лесной и иной расти­тельности от воздействия стихийных сил природы, побочных по­следствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ- минеральных удобрений, пестицидов и др., мелиоративных работ, а также по защите среды обитания от отходов живот­новодческих ферм и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Оно же организует контроль остаточных концентра­ций пестицидов, нитратов, тяжелых металлов в растительной продукции.

Федеральное агентство по атом­ной энергии обеспечивает ядерную, радиационную и пожарную безопасность в ядерном комплексе и проведение природоохранительных мероприятий, связанных с его деятельностью. Оно является разработчиком системы обращения с радиоактивными от­ходами, организатором работ по их реализации, а также выполняет функции государственного органа ядерной и радиационной безо­пасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных ве­ществ и изделий из них.

Основные задачи управления в области экологии Федерального агентства по рыболовству сводятся к регулированию использования живых ресурсов во внутренних водоемах, территориальных водах и на по­бережье РФ, а также в открытых водах мирового океана. Не менее важными являются работы по мониторингу, охране и воспроизводству запасов рыбы, водных жи­вотных и растений, работы по ведению государственного кадастра и учета рыб, других водных животных и растений.

К органам исполнительной власти, осуществляющим государственноеуправление в области охраны окружающей среды функциональногоназначения, относится Феде­ральный служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, главными задачами в работе которой являют­ся: разработка и утверждение правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности и надзор за их выполнением. Этот го­сударственный орган осуществляет также надзор за обеспечением гарантии физической защиты ядерных технологий, материалов и их нераспространения, контролирует вместе с МИД РФ выполнение международных соглашений в этой области, проводит экспертизу безопасности объектов, производств, технологий, изделий, инфор­мирует правительственные органы и население об изменениях со­стояния ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах.

В эту же группу органов входит Федеральные службы гидрометеорология и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования Этим службам поручено обеспечение и контроль безопасности при проекти­ровании и эксплуатации экологически наиболее опасных произ­водств и видов деятельности в горнодобывающей, металлургиче­ской и химической отраслях, при эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, а также при перевозках железнодорожным транспортом опасных грузов. Эти и другие задачи они реализует через систему своих региональных ор­ганов. С ними сотрудничают:

· Федеральная таможенная служба, осуществляющий борьбу с незаконным ввозом экологически опасных для людей и природы товаров, борьбу с контрабанд­ным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу;

· Министерство внутренних дел РФ, которое обеспечивает охрану воздушного бассейна от вредного воз­действия транспортных средств, охрану природных объектов, содействует работе государственных органов по охране ок­ружающей среды и соблюдению санитарных правил.

· Министерство юстиции РФ, регистрирую­щее нормативные документы других министерств и ведомств РФ - положения, рекомендации, инструктивно методические указания и т.п., относящиеся к экологической политике стра­ны и путям её реализации, после их соответствующего ана­лиза с точки зрения соблюдения экологического законода­тельства Российской Федерации.

Особую роль в создании нормативно-правовых актов экологиче­ской направленности играет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ус­танавливает нормы, нормативы, правила и требования, направлен­ные на охрану окружающей среды; обеспечивает един­ство и достоверность измерений параметров выбросов, сбросов за­грязняющих веществ и иных вредных воздействий на окружающую среду, а также осуществляет государственный надзор за соблюде­нием обязательных требований Госстандарта, за правильностью учета экологических требований, предъявляемых к технологиче­ским процессам, производимой продукции, товарам и услугам.

Значительное внимание вопросам охраны окружающей среды уделяют и другие министерства и ведомства Россий­ской Федерации, внедряя эколого-правовые требования в содержа­тельную часть нормативно-правовых актов, регулирующих эконо­мическую деятельность хозяйствующих субъектов. Подобные про­цессы экологизации нормативно-правовых актов постоянно разви­ваются в Министерствах промышленности и торговли РФ, экономического развития РФ, транспорта РФ; а также в учреждениях, ведающих оборонными отраслями промышленно­сти – Федеральных службах по военно-техническому сотрудничеству и оборонному заказу и в Федеральном космическом агентстве.

Система управления в области охраны окружающей среды предусматривает увеличение общественных экологических объединений и неправительственных организаций того же профиля, в частности, в рамках Законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и другими представлены права участия в деятельности по охране окружающей среды, в экологической экспертизе. Они вправе рекомендовать своих представителей для участия в экологической экс­пертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках федерального закона «Об экологической экспертизе».

Все звенья государственной системы управления в области эко­логии создают необходимые условия и возможности для осуществ­ления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укре­пление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационно­го, правового, экономического и воспитательного воздействия.

Задачами природоохранительного законодательства являются : охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйст­венной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм :

Нормативы качества окружающей среды;

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно до­пустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам неза­висимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окру­жающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения за­прета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон «Об охране окружающей природной сре­ды» гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закреп­ляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окру­жающей природной среды: требовать представления экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объек­тов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хо­зяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части де­нежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вред­ной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного за­ключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производствен­ного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Коми­тет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими до­кументами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Управление охраной окружающей среды (ООС) базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней : наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропоген­ными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе разли­чают три уровня : санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества ок­ружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вред­ными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами. Санитарно-токсичсский мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Росгидрометом России.

Управление охраной окружающей среды

Человек - самое могущественное существо в био­сфере, способное изменить нормальное функциони­рование экологических систем.

Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и опирается, на положительную об­ратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной индустриализации, автоматизации технологических процессов и нерацио­нальному использованию природных ресурсов, раз­рушению природной среды, что, в свою очередь, ве­дет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружаю­щей среды. Но мероприятия по охране окружаю­щей среды немыслимы без управления.

Управление - элемент, функция систем различ­ной природы - биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их опре­деленной структуры, поддержание режима деятель­ности, реализацию их программ и целей. Сложив­шаяся на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и контроля за приро­допользованием сложна и имеет много звеньев.

Ведущая роль в этой системе принадлежит Ми­нистерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно отвечаетза формирование и реализа­цию экологической политики, выработку стандар­тов и нормативов качества окружающей среды.

Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земель­ные, водные, лесные ипр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и надзоры. Монито­ринг загрязнений, в т.ч. радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды на пред­приятии включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных по­следствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека˸

Планирование мероприятий по охране окру­жающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побоч­ных продуктов производства, выбросов и сбросов.

Инженерное обеспечение работ по охране при­родной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и техноло­гические процессы, а также приведении их в соответ­ствие с экологическими нормами и требованиями.

Перестройка технологических процессов в соот­ветствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздей­ствия побочных продуктов на природную среду.

Метрологическое обеспечение контроля загряз­нения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

Материально-техническое обеспечение прово­димых мероприятий по охране окружающей среды.

Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

Повышение квалификации руководящих работ­ников, специалистов и рабочих в сфере охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление охраной окружающей среды" 2015, 2017-2018.

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 4 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 3 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 2 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 1 страница

    Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием относится к важнейшей функции государства и является одним из элементов социального управления. Как отмечалось выше, помимо структур государственного управления к элементам такого управления... .


  • - Лекция 2. Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

    Понятие управлении охраной окружающей среды и природопользованием В сфере природоохранной деятельности под управлением понимается сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы с целью внесения упорядоченности, получения желательного... .


  • - Лекция 14. Организация и управление охраной окружающей среды (ООС) на предприятиях нефтяной и газовой промышленности.

    Деятельность предприятий строится с расчетом единства цели и интересов ООС на всех уровнях хозяйствования. Основная цель – снижение уровня воздействия производственных процессов на ОС. Охрана ОС – это комплекс технических, технологических, организационных и... .


  • Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

    Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений , образующих само экологическое право .

    Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
      1. соблюдение экологических и законных интересов человека и гражданина ,
      2. сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

    Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

    Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

    Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • общественные формирования и ;
    • юридические лица;
    • государственные органы;
    • муниципальные органы.

    Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • общественное;
    • производственное;
    • муниципальное;
    • отраслевое (ведомственное);
    • государственное управление.

    Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким относятся:

    Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

    • подзаконное нормотворчество;
    • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
    • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
    • экологическое планирование;
    • экологическое нормирование;
    • экотехническая регламентация;
    • экологическая стандартизация;
    • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
    • экологическая экспертиза;
    • экологическое лицензирование;
    • экологическая сертификация;
    • экологический аудит;
    • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
    • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
    • экологическое воспитание и образование;
    • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
    • экологический контроль;
    • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

    Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

    • административный (прямой) метод (например, приказ);
    • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
    • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

    Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

    Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
    Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

    Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами . К ведению местного самоуправления относятся:

    • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
    • обеспечение санитарного благополучия населения;
    • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
    • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
    • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
    • организация и содержание муниципальной информационной службы.

    Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

    Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

    • законности управления;
    • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
    • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
    • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
    • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.