Режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Режим чрезвычайной ситуации «учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» методические материалы по подготовке к действиям

В условиях все возрастающего количества стихийных бедствий и техногенных аварий одним из наиболее востребованных направлений государственной политики является создание правовых, технических и организационных мер по мониторингу, прогнозированию, предупреждению (смягчению) и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р 1 , поддержание высокого уровня безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определено как благоприятное условие для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Действительно, создание гарантий для безопасной жизнедеятельности населения, защиты жизни и здоровья граждан, установление мер для безопасного функционирования объектов экономики и окружающей среды, а в случае наступления неблагоприятных последствий экстренное реагирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций позволяют государству стабильно развиваться.

В праве традиционно режим чрезвычайной ситуации относят к режимам специальным, целью введения которых является обеспечение стабильного порядка в государстве и обществе. В условиях специальных административно-правовых режимов, в том числе режима чрезвычайной ситуации, действия органов государственной власти направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов и поддержание общественной безопасности.

Специальные административно-правовые режимы и режим чрезвычайной ситуации не являются исключением, допускают серьезные «ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально-объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами» 1 . При этом действие подобных мер ограничивается территорией чрезвычайной ситуации.

Ограничительные меры при возникновении чрезвычайной ситуации касаются не только прав и обязанностей физических и юридических лиц, но и системы органов управления, действующих на территории чрезвычайной ситуации, и порядка осуществления ими управленческой деятельности. От вида возникшей чрезвычайной ситуации зависит выбор не только мер, направленных на ее ликвидацию, но и мер, направленных на восстановление жизнедеятельности в регионе. Выбор форм управленческого воздействия при наступлении чрезвычайной ситуации опосредуется также видом угрозы (природное явление, техногенная катастрофа), масштабом чрезвычайной ситуации, временным периодом, сопутствующими негативными последствиями, влиянием чрезвычайной ситуации на экономическую и социальную составляющие и иными подобными факторами.

Понятие «чрезвычайная ситуация» раскрывается в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .

Согласно ст. 1 Закона под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Авария, опасное техногенное происшествие, стихийное бедствие являются разрушительными процессами, развивающимися в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды.

Таким образом, в основе чрезвычайной ситуации всегда лежит объективно выраженное событие, которое повлекло наступление негативных последствий для широкого круга лиц. Следует согласиться с Е.С. Калиной 1 в том, что именно признаки социального или природно-техногенного процесса позволяют рассматривать чрезвычайную ситуацию в качестве носителя правового режима.

Исследователи указывают, что возникновение чрезвычайной ситуации влечет «невозможность обеспечения общественной безопасности обычными способами, с использованием обычных средств. Возникает необходимость в создании новых организационных структур, новых форм взаимодействия всех сил, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях, а также иного нормативного воздействия, чем те, которые действуют в обычных условиях» .

В зависимости от масштабов чрезвычайные ситуации классифицируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера. Классификация строится на основе следующих показателей:

  • 1) территория;
  • 2) количество пострадавших;
  • 3) размер материального ущерба.

Чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров, классифицируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» 1 на четыре группы: муниципального, регионального, межрегионального и федерального характера в зависимости от сложного сочетания критериев. В качестве таковых критериев выступают: зона поражения, время длительности пожара; количество субъектов РФ, оказавшихся в зоне поражения, и т.д.

Юридическим фактом введения режима чрезвычайной ситуации является состоявшееся событие природного или техногенного характера. При введении режима чрезвычайной ситуации согласно ст. 4 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» в зависимости от ее последствий, а также от привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации и других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

  • 1) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
  • 2) местный уровень реагирования:
    • - решением главы поселения - при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения,
    • - решением главы муниципального района - при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района,
    • - решением главы городского округа - при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа,
    • - решением должностных лиц, определяемых законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 3) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта РФ;
  • 4) федеральный уровень реагирования - решением Правительства РФ при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов РФ.

Решениями назначается и руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К таковым мерам законодатель относит:

  • - ограничение доступа людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;
  • - определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
  • - определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
  • - приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
  • - осуществление мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина и направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Анализ законодательства в рассматриваемой сфере показывает, что перечень возможных ограничений прав хозяйствующих субъектов при чрезвычайных ситуациях является открытым. В условиях действия режима чрезвычайной ситуации может быть установлено, как ограничение деятельности хозяйствующих субъектов путем использования принадлежащего им имущества для ликвидации чрезвычайных ситуаций, так и полное прекращения хозяйственной деятельности. Так, например, согласно ст. 66 Федерального закона 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Применяемые меры зависят от характера протекания чрезвычайной ситуации, масштабов бедствия, мер, принимаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации.

Функции по обеспечению режима чрезвычайной ситуации в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» возложены на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В настоящее время в рамках деятельности РСЧС решаются следующие основные задачи 2:

  • - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • - подготовка населения к действиям в ЧС и организация оповещения и информирования населения о ЧС;
  • - прогнозирование и оценка социально-экономических послед-ствий ЧС;
  • - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • - ликвидация ЧС;
  • - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Несмотря на то, что большая часть задач поставлена перед РСЧС уже почти два десятилетия тому назад, решение многих из них по-прежнему затруднено. Так, состояние готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС не обеспечивает полной безопасности населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера, прежде всего из-за недостаточности или малоэффективности мер предупреждающего характера, предпринимаемых органами управления РСЧС. Кроме того, практика ликвидации ЧС нередко показывает, что уровень готовности сил и средств РСЧС не всегда соответствует современным требованиям.

Утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 1 установлено, что федеральные органы исполнительной власти создают функциональные подсистемы РСЧС. Согласно п. 4 Положения о РСЧС организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с МЧС России. Исключение составляет сфера предупреждения и ликвидации последствий ЧС, связанных с ядерным оружием, а также функциональные подсистемы единой системы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства РФ, поскольку положения об указанных функциональных подсистемах реагирования и ликвидации утверждаются Правительством РФ по

представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с МЧС России.

В настоящее время соответствующие положения о функциональных подсистемах РСЧС утверждены Минтрансом России, МЧС России, Минкомсвязи России, Минпромторгом России, Минэнерго России, Минздравом России, Минрегионом России, Минсельхозом России, Минобрнауки России, Минтруда России, Рослесхозом, Рос-природнадзором, Росрыболовством, Росгидрометом, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, Роснедрами, Росстроем и Госкорпорацией «Росатом» и т.д.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 1 установлен состав сил и средств РСЧС, а также утвержден перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС.

Пунктом 16 Положения о РСЧС устанавливается, что привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • - в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • - в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • - по решению федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

При этом координационным органом Единой системы на федеральном уровне является Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Таким образом, в рамках привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для решения задач предупреждения и главное - ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - установлены дискреционные полномочия Правительственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти. С одной стороны, наличие таких полномочий позволяет учитывать индивидуальные особенности и характер чрезвычайных ситуаций, а соответственно необходимость задействования сил и средств тех или иных функциональных подсистем РСЧС, реализовать принцип соразмерности мер управленческого воздействия, учесть многочисленные нюансы управленческой среды; с другой стороны, это не способствует установлению четкой регламентации прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере, четкого порядка их взаимодействия при привлечении сил и средств функциональных подсистем.

Пунктом «г» ст. 8 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Президент РФ наделен полномочиями по привлечению к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. В соответствии со ст. 16 данного Федерального закона порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований определяется Президентом РФ (см. Указы от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» 1 и от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» 2).

Статья 17 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что при ликвидации ЧС силы и средства органов внутренних дел РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно вступившему в силу Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии в Российской Федерации» 3 указанные полномочия переданы войскам национальной гвардии.

Чрезвычайные ситуации, относящиеся к ведению РСЧС, ликвидируются силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие

СЗ РФ. 2011. №40. Ст. 5532.

СЗ РФ.2007. № 47 (ч. I). Ст. 5749. http://pravo.gov.rU/laws/acts/51 /5050544510601047.html.

комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.

Вовлеченность в процесс защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера широкого круга субъектов позволяет существенно повысить ее эффективность, усилить профилактический и реагирующий элементы. Исследователи констатируют, что «организация этой защиты и вся полнота ответственности за выполнение возложенных задач лежит на органах исполнительной власти всех уровней, руководителях, предприятий и учреждений» 1 .

Особое влияние природные и техногенные явления чрезвычайного характера оказывают на критически важные и потенциально опасные объекты, поскольку нарушение их функционирования выступает сдерживающим фактором социально-экономического развития как отдельного региона, так и всей страны. Особый правовой статус указанных объектов и их значение для экономики страны обусловливают особые меры реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также установление обязательных требований, минимизирующих риск возникновения чрезвычайных аварий, катастроф и инцидентов. Однако отсутствие до недавнего времени законодательного определения терминов «критически важный объект» и «потенциально опасный объект» создавало правовую неопределенность регулирования. Федеральным законом от 08.03.2015 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»» указанные термины были определены, а Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дополнен нормами, закрепляющими полномочия Правительства РФ по установлению критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам и потенциально опасным объектам, порядка формирования и утверждения перечня критически важных объектов и перечня потенциально опасных объектов, порядка разработки и формы паспорта безопасности критически важных объектов и потенциально опасных объектов, а также обязательных для выполнения требований к критически важным объектам и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Отдельными федеральными законами устанавливаются меры реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в некоторых сферах. Так, гл. VIII Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 1 определен порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций. Аналогичная норма содержится в ст. 67 Водного кодекса РФ. Не утихающая в последнее время пожароопасная обстановка в лесах вызвала необходимость закрепления в Лесном кодексе РФ мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров. Статья 24 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определяет организацию работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях. Подобные нормы можно найти и в Федеральных законах от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» , от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» , от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» и др.

В условиях все возрастающего числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угроз террористического характера большое значение имеет быстрота и эффективность реагирования на них, полнота мероприятий, четкий порядок привлечения сил и средств реагирования для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Вместе с тем важны не только быстрая ликвидация чрезвычайной ситуации и минимизация ее последствий, но и прежде всего предотвращение ее наступления. Уже упоминавшийся выше Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года установлена необходимость смены приоритетов при защите населения и территорий от опасностей и угроз разного характера - вместо культуры реагирования на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть культура предупреждения. Именно подготовительная работа до наступления рассматриваемого административного-правового режима способствует минимизации риска причинения массового ущерба и вреда. К действиям, которые предпринимаются в целях профилактики наступления чрезвычайных ситуаций, можно отнести:

  • - мероприятия по защите жизни и здоровья населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • - мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • - обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка;
  • - своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций;
  • - мониторинг с использованием современных технических средств и технологий обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» 1 , а также создание и поддержание в постоянной готовности систем информирования и оповещения о чрезвычайных ситуациях 2 призваны повысить эффективность защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предотвратить и минимизировать негативные последствия чрезвычайных ситуаций.

В целях профилактики в режиме постоянной готовности проходит активная пропаганда знаний в этой области. МЧС России для целей пропаганды и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях активно использует информационные технологии: в Интернете действует портал МЧС, сайты (страницы) территориальных органов, специализированные информационные и образовательные сайты, появляются специальные интернет-сервисы (например, в период обострения пожарной обстановки был создан специальный сервис «Мониторинг Пожаров»); организовано взаимодействие с крупными интернет-ресурсами для распространения на их площадках информации в период чрезвычайных ситуаций (информационные блоки по актуальным данным МЧС России размещаются на «топовых» страницах Яндекс и Google, а также на специальных тематических площадках 1), созданы учетные записи подразделений, учреждений и территориальных органов МЧС России в Twitter (около 60 000 подписчиков, более 62 000 публикаций), Facebook (более 3000 публикаций, более 12 500 «друзей», не считая подписчиков), ВКонтакте (свыше 14 000 публикаций и более 13 ООО «друзей»).

Как показывает проведенный анализ, к характерным чертам режима чрезвычайной ситуации можно отнести следующие:

  • - данный режим имеет временный характер и вводится только при возникновении чрезвычайной ситуации, соответственно прекращение действия этого режима связано с устранением причин и последствий чрезвычайной ситуации;
  • - целью введения особого правового режима чрезвычайной ситуации является обеспечение защиты личности, общества и государства;
  • - режим чрезвычайной ситуации предусматривает использование особых методов государственного регулирования в целях обеспечения позитивного поведения субъектов права, относящихся в основном к мерам запретительного характера. В условиях действия чрезвычайных ситуаций должны применяться особые методы управления, а не те, которые действуют в обычных условиях. Использование запретительных методов государственного управления объясняется складывающимися при чрезвычайных ситуациях специфическими организационными и хозяйственно-экономическими реалиями;
  • - смещение в последнее время акцента в правовом регулировании происходит на установление правовых норм, регулирующих вопросы профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • - выявлена ограниченность ряда нормативных предписаний по действию во времени и пространстве ввиду локальности и временного ограничения действия чрезвычайной ситуации. Нормы законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций «рассчитаны на отклонения от нормального правового режима» 2 ;
  • - необходимо определение особой системы государственного управления в связи с возникновением и ликвидацией чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
  • Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1998.
  • СЗРФ. 1997. № 18. Ст. 2105. См.: Федеральный закон от 11.02.2013 № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федераты юго закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и статью 22 Федерального закона “О пожарной безопасности”» // СЗ РФ. 2013. № 7. Ст. 610; постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112”»//СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6932. Федеральный закон от 04.12.2006 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5284; Федеральный закон от 02.07.2013 № 158-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения» // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3450; Федеральный закон от 28.12.2013 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и Федеральный закон “О гражданской обороне”» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6969. http://www.mchs.gov.ru/upload/site 1 /activities/results/6.8GosDoklad2011 .pdf. Зырянов С.М. Развитие ситуационного законодательства // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М.: Эксмо, 2010. С. 571.

Режим чрезвычайной ситуации (ЧС)

"Кавказский узел" подготовил справку о режиме ЧС - порядке реагирования всех уровней власти, организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кризисы и чрезвычайные ситуации периодически остаются одними из важнейших вызовов стабильному экономическому росту государства. Размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ежегодно превышает сотни миллионов рублей.

Только в сентябре 2014 года зафиксировано несколько происшествий, которые привели региональные управления МЧС в состояние боевой готовности. В частности, произошел прорыв магистрального водопровода в Краснодарском крае , в результате которого жители 14 населенных пунктов Темрюкского района остались без водоснабжения, в Ростовской области разгул стихии оставил без электричества 22 дома в Таганроге, в которых проживают 623 человека, был объявлен режим ЧС в двух городах и трех районах региона, 24-25 сентября на территории Чечни объявлялось штормовое предупреждение в связи с ожидавшимися ливнями, градом и ураганным ветром. В Западной Грузии в результате резкого ухудшения погоды и сильного шторма произошло наводнение . В зоне разгула стихии были подтоплены дома, из региона Гурия началась эвакуация жителей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС), так, как она определена в законе , - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного и иного характера действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях - РСЧС). Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а также органы управления организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Отношения, возникающие в процессе деятельности всех органов власти и организаций при режиме ЧС, регулируются федеральным законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или руководителей организаций устанавливается один из трёх режимов функционирования системы РСЧС:

  1. Режим повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке).
  2. Режим повышенной готовности (при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны. Вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, либо ответственными лицами, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.
  3. Режим ЧС. Действует при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае войны. Вводится решениями руководителей федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Режим ЧС может быть объявлен руководством организаций, на территории которых возникла ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Уровни реагирования на ЧС

При введении режима повышенной готовности или ЧС устанавливается один из следующих уровней реагирования:

1. объектовый уровень реагирования:

  • решением руководителя организации при ликвидации ЧС силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории данной организации;

2. местный уровень реагирования:

  • решением главы поселения при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного поселения;
  • решением главы муниципального района при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона ЧС находится в пределах территории одного муниципального района;
  • решением главы городского округа при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории городского округа;
  • решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации ЧС на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

3. региональный (межмуниципальный) уровень реагирования

  • решением главы правительства Российской Федерации: при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

4. федеральный уровень реагирования при ЧС или при введении режима повышенной готовности к ЧС.

  • решением правительства Российской Федерации при ликвидации ЧС силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Действие органов управления при режиме ЧС

Правительство Российской Федерации

при угрозе ЧС:

  • устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
  • определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета при возникновении ЧС регионального характера;
  • определяет порядок привлечения спасательных воинских формирований уполномоченных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • определяет порядок установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
  • принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи;
  • определяет порядок введения ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях такой чрезвычайной ситуации;
  • устанавливает федеральный уровень реагирования при ЧС или при введении режима повышенной готовности к ЧС .

В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС создаются функциональные подсистемы в составе МЧС, МВД, Минобороны, Минздравсоцразвития, Минстроя и др. Например, функциональная подсистема в МВД призвана обеспечить общественный порядок в условиях ЧС; в Минздравсоцразвития созданы следующие подсистемы: службы медицины катастроф, резервов медицинских ресурсов, надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и т. д.

Классификация ЧС по масштабу и возможным последствиям.

Название ситуации

Зона распространения поражающих факторов ЧС

Силы и средства, привлекаемые для ликвидации ЧС и ее последствий

Локальная

Территория объекта

Силы и средства объекта

Местная

Населенный пункт

Силы и средства органов местного самоуправления

Территориальная

Субъект РФ

Силы и средства органов исполнительной власти субъекта РФ

Региональная

2 субъекта РФ

Федеральная

Более 2 субъектов РФ

Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС

Историческая справка: Система гражданской обороны и борьбы с чрезвычайными ситуациями ведет отсчет от 4 октября 1932 года, когда была образована Местная противовоздушная оборона (МПВО), которая просуществовала с 1932 по 1961 гг. С 1961 по 1992 гг. - Гражданская оборона (ГО) СССР. С 1992 по 1994 - Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), с 1994 по н.в. - министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Объявление ЧС в регионах ЮФО и СКФО.

3 июня 2008 г. – Режим чрезвычайной ситуации в связи с нашествием саранчи объявлен в семи районах Волгоградской области. В районах с режимом ЧС началось проведение защитных мероприятий.

19 июня 2009 г. – В Чечне объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с обрушившимися на республику ливневыми дождями , повлекшими за собой оползни и подтопления домов, а также разрушения мостов, повреждения линий электропередач и газопровода. Перебои с подачей электроэнергии были отмечены в Грозном.

Гласность и информация в области защиты населения и территорий от ЧС

Сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях являются гласными и открытыми, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечания:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" // КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне

совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям. Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне осуществляется в соответствии с решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. Комиссии решают вопросы, связанные с обеспечением спасательных работ, доставкой продовольствия, спасателей, грузов гуманитарной помощи, эвакуацией населения, организацией компенсационных выплат, выполнением ритуальных услуг, предоставлением жилья пострадавшим и другие. Непосредственное руководство работами осуществляют руководители работ по ликивдации чрезвычайных ситуаций, назначаемые в зависимости от масштаба последствий возникшей чрезвычайной ситуации руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, орагнов местного самоуправления, организаций и учреждений. Группировка сил при реагировании и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориальном уровне создается по следующими принципам. В начальный период для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения МВД России, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцирующиеся на данной территории, мобильные отряды главных частей гражданской обороны и спасательных центров (по указанию региональных центров ГОЧС), дежурные подразделения воинских частей по плану ВС взаимодействия и население. Этими силами осуществляется первичная оценка масштабов чрезвычайной ситуации, состояние маршрутов и подъездных путей, организуется поиск и оказание помощи пострадавшим в очагах поражения, локализация пожаров, а в случае необходимости оповещение об опасности населения близлежащих районов. При необходимости для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по решению органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть привлечены силы и средства территориальных подсистем РСЧС, а при наиболее крупных и сложных чрезвычйных ситуациях по решению МЧС России используются части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, спасательные центры, подразделения Государственной противопожарной службы, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, а также силы Всероссийской службы медицины катастроф. При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций могут привлекатьтся также силы и средства из других регионов, в состав которых включаются формирования, части и подразделения с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должно соответствовать перечню и объемам возможных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять ликвидировать чрезвычайные ситуации в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ. В первом эшелоне сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, принимают участие: дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов); ведомственные подразделения газо- и горноспасателей; дежурные караулы противопожарных подразделений; подразделения медицинской скорой помощи. Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин. Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи. Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие: аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны; подразделения Государственной противопожарной службы; специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожеговые и др.); ведомственные подразделения спасателей. Срок их прибытия в район бедствия не более 3 ч. Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи. Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие: войска гражданской обороны с тяжелой техникой; соединения и воинские части Вооруженных Сил; специализированные части строительно-монтажных организаций и др. Срок их прибытия от 3 ч до нескольких суток. Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т.п.). Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Вопросы и ответы

к зачетному занятию со слушателями Учебно-методического центра,

прошедшими обучение по программе «Руководитель ЕДДС,

руководители, оперативные дежурные ДДС».

Вопрос 1 - Перечислите сигналы гражданской обороны .

Ответ: «Внимание всем!», «Воздушная тревога!», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность!», «Химическая тревога!»

Вопрос 2 – Назовите степени готовности ГО и время, отводимое на выполнение мероприятий.

Ответ:

Повседневная готовность.

Мероприятия ГО 1 очереди, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени – 24 часа.

Мероприятия ГО 2 очереди, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач ГО в военное время – 24 часа.

Мероприятия ГО 3 очереди, вводящие в действие план ГО на военное время в полном объёме; организуют и проводят предусмотренные планами мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время - 24 часа.

Вопрос 3 – Доложите основные способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ответ:

1. Организационная защита.

2. Инженерная защита (укрытие в защитных сооружениях).

3. Радиационная, химическая, медико-биологическая защита (РХБЗ).

4. Использование СИЗ.

5. Эвакуация/рассредоточение.

Вопрос 4 - Как подаётся сигнал «Внимание всем!» и Ваши действия по этому сигналу?

Ответ:

Сигнал «Внимание всем!»

В настоящее время длинный звук сирены или прерывистые гудки предприятий означают сигнал «Внимание всем!»

Услышав звук сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или органа управления по делам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики переводятся на круглосуточный режим работы.

Вопрос 5 - Назовите виды технических средств информирования и оповещения населения.

Ответ:

1. Стационарная телефонная, подвижная радиотелефонная (сотовая) связь;

2. Электросирены, уличные звуковые оповещатели;

3. СМИ (радио, телевидение, Интернет и пр.);

5. Иные технические средства (ПУОНы, ПИОНы, МКИОНы и пр.)

Вопрос 6 - Что такое гражданская оборона?

Ответ:

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вопрос 7 Что такое РСЧС? Назовите структурные элементы районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики.

Ответ:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

К структурным элементам районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики относятся:

1) Органы управления (координационные – КЧС и ОПБ; постоянно действующие –структурное подразделение (должностное лицо), уполномоченное на решение задач в области ГОЧС; органы повседневного управления – ЕДДС, ДДС;

2) силы и средства (АСС/АСФ/НАСФ);

3) резервы финансовых и материальных ресурсов;

Вопрос 8 – Назовите режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Ответ:

Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС:

1. Режим повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС.

2. Режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС.

3. Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Вопрос 9 - Назовите уровни реагирования на ЧС и кем они устанавливаются.

Ответ:

Уровни реагирования на ЧС:

1. Объектовый уровень реагирования устанавливается решением руководителя организации;

2. Местный – решением главы поселения, муниципального района или городского округа , должностного лица городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3. Региональный (межмуниципальный) – решением высшего должностного лица субъекта РФ (н-ер, Главы Чувашской Республики);

4. Федеральный – решением Правительства РФ;

5. Особый – решением Президента РФ.

Вопрос 10 - Назовите вертикаль органов повседневного управления.

Ответ:

ЦУКС региональных центров МЧС РФ

ЦУКС ГУ МЧС РФ по субъекту; ДДС территориальных ОУ

ДДС объектов экономики

Вопрос 11 - Назовите орган повседневного управления районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики на местном уровне реагирования и состав ЕДДС.

Ответ:

Органами повседневного управления районного (городского) звена ТП РСЧС Чувашской Республики на местном уровне реагирования являются ЕДДС, ДДС района (города).

ЕДДС района (города) включает:

1) дежурно-диспетчерский персонал;

2) пункт управления со средствами связи оповещения и автоматизации управления (в крупных городах – узел связи, центр оповещения и комплекс средств автоматизации).

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативные дежурные смены (далее – ОДС) пункта управления ЕДДС из расчета несения круглосуточного дежурства.

В каждую ОДС включаются:

1) старший оперативный дежурный,

2) его помощник;

в крупных городах (добавочно):

1) специалисты-аналитики по направлениям для анализа и обобщения поступающей из различных источников информации;

2) операторы-диспетчеры (для приема и распространения сообщений от населения и организаций);

3) специалисты узла связи.

Вопрос 12 - Назовите основные задачи ЕДДС

Ответ:

1) прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;

2) анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

3) сбор от ДДС, организаций СНЛК (сети наблюдения и лабораторного контроля) и распространение между ДДС города полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;

4) обработка и анализ ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования ОСОДУ;

5) обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации ЧС, подготовка вариантов решений по ликвидации ЧС, принятие необходимых решений в пределах возложенных полномочий;

6) информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

7) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС вышестоящим органам управления по подчиненности;

8) доведение задач, поставленных органами управления ТП РСЧС Чувашской Республики, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

9) обобщение информации за сутки дежурства о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Вопрос 13 - Продолжите фразу: Введение ГО на территории страны или в отдельных ее местностях начинается…

Ответ:

Введение ГО на территории страны или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях;

Вопрос 14 - Назовите органы управления гражданской обороны.

Ответ:

К органам управления гражданской обороны относятся:

1) структурное подразделение (должностное лицо), уполномоченное на решение задач в области ГОЧС;

2) комиссия по ПУФ;

3) эвакокомиссия.

Вопрос 15 - С какой целью создается ТП РСЧС Чувашской Республики?

Ответ:

ТП РСЧС Чувашской Республики создана с целью объединения органов управления, сил и средств органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций в Чувашской Республике, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Вопрос 16 - На каких административных уровнях РСЧС действуют НЦУКС, ЦУКС?

Ответ:

НЦУКС действует на федеральном уровне, ЦУКС – на региональном (межмуниципальном).

Вопрос 17 - Какие экстренные службы входят в Систему-112?

Ответ:

В систему-112 входят службы 01, 02, 03, 04, антитеррор, ЖКХ

Вопрос 18 - Какой способ управления реализован в Системе-112?

Ответ:

В системе-112 реализован автоматизированный способ управления.

Вопрос 19 - Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?

Ответ:

К видам оружия массового поражения относятся:

1) Ядерное оружие,

2) Химическое оружие,

3) Биологическое (бактериологическое) оружие.

Вопрос 20 - Назовите поражающие факторы ядерного взрыва.

Ответ:

Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

1) воздушная ударная волна,

2) световое излучение,

3) электромагнитный импульс,

4) проникающая радиация,

5) радиоактивное загрязнение местности;

Вопрос 21 - Что относится к коллективным средствам защиты?

Ответ:

К коллективным средствам защиты относятся: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Вопрос 22 - Как выходить из зоны химического заражения или радиоактивного загрязнения местности, используя метеоусловия (в частности направление ветра)?

Ответ:

Используя направление ветра, выходить из зоны химического заражения или радиоактивного загрязнения местности следует перпендикулярно направлению ветра.

Вопрос 23 - Как надо двигаться по зараженной радиоактивными веществами местности?

Ответ:

При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо: находиться в СИЗ, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищи, не пить, не курить, не поднимать пыли и не ставить вещей на землю.

Организация реагирования на чрезвычайные ситуации на территориальном и федеральном уровнях

Чрезвычайные ситуации в стране за последние годы характеризуются своей непредсказуемостью, унося жизни людей и оставляя после себя многочисленные разрушения и бедствия. Это обязывает органы управления РСЧС принимать меры по наращиванию возможностей сил и средств, осуществлять необходимые организационные и другие мероприятия по совершенствованию реагирования на чрезвычайные ситуации, стремясь ликвидировать их в возможно короткие сроки. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что аварийно-спасательные работы наиболее эффективны в первые трое суток.

Актуальными проблемами реагирования на чрезвычайные ситуации на всех уровнях являются: совершенствование их прогнозирования, создание необходимых группировок сил РСЧС, повышение уровня их технической оснащенности, расширение зон ответственности и предназначения, что дает возможность прикрыть все регионы и потенциально опасные объекты на территориях регионов.

Системы реагирования на чрезвычайные ситуации, их уровни и состав

В последние годы в РСЧС сложилась двухуровневая система реагирования на чрезвычайные ситуации: на территориальном и федеральном уровнях.

Система реагирования на чрезвычайные ситуации - это совокупность подготовленных органов управления, сил, материальных, финансовых и информационных ресурсов, взаимодействие которых регулируется специальным нормативным правовым полем, определяющим порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и их последствиям.

Территориальный уровень системы реагирования можно рассматривать как совокупность органов управления, сил, материальных, финансовых средств, информационных ресурсов, размещенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, т.е. объединяющий в своем составе, в том числе системы реагирования на чрезвычайные ситуации городов, районов и объектов и предназначенный для решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном и в целом на территориальном уровнях.

Все перечисленные системы реагирования на чрезвычайные ситуации имеют аналогичные структуры, которые включают:
- органы управления, подготовленные к принятию решений и их реализации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- силы ликвидации чрезвычайных ситуаций (спасательные силы общего назначения, аварийно-спасательные подразделения, нештатные спасательные подразделения и т.п.);
- материально-технические средства (техника, специальное оборудование, одежда, энергетические установки, продовольствие и т.д.), поступающие в распоряжение органов управления для обеспечения действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансовые резервы, предназначенные для восстановления затраченных материальных ресурсов и оплаты стоимости работ, выполняемых привлекаемыми со стороны силами и средствами;
- информационные ресурсы объекта в части решения задач по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (план действий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, планы городов, населенных пунктов и объектов, планы коммуникаций, систем пожаротушения, систем связи и оповещения и др.).

Примерные структуры систем реагирования на чрезвычайные ситуации местного и территориального уровней представлены на рис.6.6.1.

Следует отметить, что органами управления систем реагирования на чрезвычайные ситуации на всех уровнях являются, как отмечалось выше, комиссии по чрезвычайным ситуациям, возглавляемые губернаторами, главами органов местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций, либо лицами ими уполномоченными.

На эти органы управления в части реагирования на чрезвычайные ситуации возлагается:

Рис. 6.6.1. Система реагирования на чрезвычайные ситуации на территории местного самоуправления

Рис. 6.6.2. Система реагирования на чрезвычайные ситуации на территории субъекта Российской Федерации

методическое руководство деятельностью по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
координация деятельности всех служб и спасательных формирований в интересах защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций;
планирование подготовки и руководство ликвидацией возникающих чрезвычайных ситуаций;
подготовка руководящего состава и населения к защите от катастроф.

Под руководством КЧС работают постоянно действующие органы управления ГОЧС и органы повседневного управления - дежурно-диспетчерские службы.

В состав сил реагирования на чрезвычайные ситуации входят службы и специальные формирования общего назначения, подчиненные органам управления субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и администрации предприятий и организаций, а также спасательные формирования (поисково-спасательные службы), подчиненные соответствующим органам управления ГОЧС.

По опыту ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при формировании спасательных сил, содержащихся за их средства, целесообразно:
предусмотреть возможность использования ведомственных спасательных формирований договорным возложением на них дополнительных функций, обеспечив их дооснащение спасательным оборудованием;
при формировании новых подразделений возложить на них функции по оказанию дополнительных, в том числе платных услуг, близких к основному роду их деятельности, что позволяет снизить затраты на содержание.

Необходимо подчеркнуть, что на территориальном уровне в полном объеме должна функционировать система мониторинга и прогнозирования, формироваться информационные ресурсы за весь субъект, создаваться органы управления, группировки сил и средств, резерв материально-технических средств оптимальной номенклатуры, рационально размещенных и максимально приближенных к местам возможных крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. На этом уровне формируется основная законодательная и нормативная правовая база по реализации мероприятий по защите населения и территорий с учетом территориальных, национальных, экономических и прочих особенностей.
Создание системы реагирования на чрезвычайные ситуации, осуществляемое в рамках РСЧС, определение потребности в силах и средствах, состава органов управления является обязанностью соответствующего руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, предприятия и организации, отвечающих за обеспечение безопасности населения и персонала, работающего на потенциально опасных предприятиях и в организациях.

В систему реагирования на чрезвычайные ситуации на федеральном уровне входят (рис.6.9):
Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти.

Рабочими органами этих комиссий, как указывалось выше, являются:
МЧС России - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который имеет свои силы, являющиеся федеральными силами спасения. В состав этих сил входят соединения и воинские части войск гражданской обороны, поисково-спасательная служба МЧС России, Государственная противопожарная служба, силы реагирования на морских акваториях, учреждения и организации МЧС России, обеспечивающие деятельность сил. Кроме того, МЧС России имеет материальные и финансовые ресурсы, выделяемые Правительством Российской Федерации на предупреждение и ликвидацию возникающих чрезвычайных ситуаций.
В целях совершенствования реагирования на морях и внутренних водных бассейнах создаются силы реагирования, специализированные на проведение глубоководных и других работ, организации очистки территорий от нефтепродуктов;
органы управления ГОЧС федеральных органов исполнительной власти, их аварийно-спасательные формирования, материально-технические, финансовые и материальные чрезвычайные резервы и ресурсы.

Организация оперативного управления и реагирования в кризисных ситуациях

Организация оперативного управления в кризисных ситуациях является приоритетным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней.

Решение на ликвидацию возникших чрезвычайных ситуаций на всех уровнях принимают комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Непосредственное реагирование на чрезвычайные ситуации организуют соответствующие органы управления ГОЧС.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами, привлекаемыми к работам, осуществляют руководители ликвидации чрезвычайной ситуации, назначаемые в зависимости от масштаба аварии органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций или соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

В отдельных случаях для руководства ликвидацией чрезвычайной ситуации назначается Правительственная комиссия, председатель которой принимает на себя руководство силами и средствами, занятыми в ликвидации чрезвычайной ситуации.

На базе органов управления ГОЧС на время угрозы возникновения или ликвидации чрезвычайной ситуации при КЧС или руководителе ликвидации чрезвычайной ситуации могут создаваться оперативные рабочие органы (оперативные штабы), а для действий в зонах чрезвычайных ситуаций организовываться оперативные группы органов управления РСЧС различных уровней.

Современная автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС обеспечивает информационную поддержку управленческой деятельности должностных лиц, а также устойчивое, непрерывное и оперативное управление органами управления, силами и средствами РСЧС.

На федеральном уровне РСЧС сбор, обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях осуществляется Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Главным содержанием деятельности Центра является поддержание постоянной готовности его подразделений и дежурных служб к приему информации о возникших чрезвычайных ситуациях, всесторонней оценке их последствий, организованному и своевременному проведению комплекса мероприятий по адекватному реагированию на эти ситуации.

Рис. 6.6.3. Федеральный уровень системы реагирования на чрезвычайные ситуации

По вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЦУКС осуществляет согласованную деятельность со структурными подразделениями центрального аппарата Министерства и с региональными центрами ГОЧС, органами управления ГОЧС федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органами управления систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательными формированиями федеральных органов исполнительной власти и, в установленном порядке, с соответствующими органами управления зарубежных стран.

Старший оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях через дежурную смену осуществляет руководство силами, находящимися в постоянной готовности, организует немедленное реагирование на возникшие чрезвычайные ситуации до развертывания оперативного штаба МЧС России по их ликвидации.

Оперативная дежурная смена получает, анализирует и обрабатывает информацию, обеспечивает развертывание оперативного штаба и организует его информационную поддержку. В Центр поступает информация из региональных центров ГОЧС, от дежурных служб федеральных министерств и ведомств. Центр располагает базой данных, где хранится оперативная и справочная информация по чрезвычайным ситуациям, необходимая для принятия решений руководством МЧС России.

Деятельность оперативной дежурной смены обеспечивается средствами автоматизации, объединенными в единую информационную сеть. Этот комплекс позволяет доставлять на автоматизированные рабочие места и документировать поступающую информацию, обеспечивать подготовку необходимых документов, прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций с помощью предметно ориентированных программ.
Единое информационное пространство ЦУКСа позволяет взаимодействовать с правительственными органами, обмениваться информацией с органами управления и силами РСЧС, а также взаимодействующими министерствами, ведомствами и организациями. Кроме того, ЦУКС является основным рабочим местом Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с приказом МЧС России от 9 ноября 1999 г. Центр управления в кризисных ситуациях осуществляет функции головного органа повседневного управления РСЧС.

Информационное обеспечение реагирования на чрезвычайные ситуации на региональном, территориальном и местном уровнях РСЧС обеспечивают информационные центры по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, информационные пункты районных и городских комиссий по чрезвычайным ситуациям, пункты управления соединений и воинских частей гражданской обороны, военизированных и невоенизированных аварийно-спасательных формирований через средства связи и передачи данных.

Принципиальная схема реагирования на чрезвычайные ситуации состоит в следующем. Сигнал о бедствии поступает в местный орган исполнительной власти. По его указанию соответствующий орган управления ГОЧС задействует местные силы и средства, организует аварийно-спасательные работы. При необходимости информируется региональный центр ГОЧС, который направляет для ликвидации последствий произошедшего бедствия дополнительные воинские формирования, поисково-спасательные отряды, медицинский персонал, специальную технику, средства связи.

Локальные и местные чрезвычайные ситуации ликвидируются территориальными органами власти, имеющимися в их распоряжении силами и средствами.

В случае крупномасштабной или уникальной по своим характеристикам катастрофы информация о бедствии поступает в МЧС России, анализируется Центром управления в кризисных ситуациях и в соответствии с выбранным алгоритмом реагирования задействуются силы и средства центрального подчинения (в том числе других ведомств), привлекаются государственные финансовые и материальные ресурсы.
В соответствии с российским законодательством МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации предоставлено право привлекать силы и средства других ведомств - милицию, медицинские силы, подразделения газо- и горноспасателей, воинские части, строительные и транспортные организации и другие.

Для экстренного принятия мер в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях МЧС России имеет собственные силы быстрого реагирования, основу которых составляют Центральный аэромобильный спасательный отряд, Центр спасательных операций особого риска "Лидер", а также спасательные центры, являющиеся новой войсковой структурой войск гражданской обороны.

Войска гражданской обороны в мирное время осуществляют свою деятельность в новой организационно-штатной структуре, отвечающей принципу прикрытия территорий (определенных зон). Они являются важнейшей составляющей сил МЧС России в борьбе с авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Основными задачами войск гражданской обороны в мирное время являются:
* участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
* проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
* эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы;
* доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны;
* участие в оказании медицинской помощи пострадавшему населению и первоочередном его жизнеобеспечении (обеспечение продуктами питания, водой и предметами первой необходимости).

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне осуществляется, как указывалось выше, в соответствии с решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации решает вопросы, связанные с обеспечением спасательных работ, доставкой продовольствия, спасателей, грузов гуманитарной помощи, эвакуацией населения, организацией компенсационных выплат, выполнением ритуальных услуг, предоставлением жилья пострадавшим и другие.

Группировка сил при реагировании и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территориальном уровне создается по следующими принципам.

В начальный период для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения МВД России, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцирующиеся на данной территории, мобильные отряды частей гражданской обороны и спасательных центров (по указанию региональных центров ГОЧС), дежурные подразделения воинских частей по плану взаимодействия и население.

Этими силами осуществляется первичная оценка масштабов чрезвычайной ситуации, состояние маршрутов и подъездных путей, организуется поиск и оказание помощи пострадавшим в очагах поражения, локализация пожаров, а в случае необходимости оповещение об опасности населения близлежащих районов.
При необходимости для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по решению МЧС России используются части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, спасательные центры, подразделения Государственной противопожарной службы, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, а также силы Всероссийской службы медицины катастроф.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций привлекаются также силы и средства из других регионов, в состав которых включаются формирования, части и подразделения с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должно соответствовать перечню и объемам возможных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять ликвидировать чрезвычайные ситуации в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

В первом эшелоне сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, принимают участие:
дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
дежурные караулы противопожарных подразделений;
подразделения медицинской скорой помощи.
Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, во втором эшелоне принимают участие:
аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
подразделения Государственной противопожарной службы;
специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожеговые и др.);
ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 час.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:
войска гражданской обороны с тяжелой техникой;
соединения и воинские части Вооруженных Сил;
специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 час. до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно имеющимися силами справиться с ликвидацией его последствий невозможно, к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

При этом, как правило, ликвидация локальных и местных чрезвычайных ситуаций достигается силами постоянной готовности объектового и местного уровня РСЧС. Однако в условиях разрушения зданий, завалов на маршрутах, сложной пожарной обстановки, сложных метеоусловиях и плохой видимости требуется их усиление инженерной техникой, средствами пожаротушения, освещения участков работ в ночное время и др.

Реагирование на чрезвычайные ситуации на федеральном уровне

Реагирование на крупномасштабную чрезвычайную ситуацию на федеральном уровне начинается, как правило, с введения чрезвычайного режима функционирования в МЧС России и функциональных подсистемах РСЧС, имеющих отношение к данной ситуации.

Основное содержание начального этапа реагирования состоит в оповещении, сборе руководящего состава, подготовке к работе оперативных групп и вылет их в район бедствия, приведении в готовность необходимых сил и средств.

При этом оперативная служба МЧС России осуществляет непрерывный сбор информации о чрезвычайной ситуации.

В случаях аварий, катастроф и стихийных бедствий с тяжелыми последствиями, требующими принятия решительных мер, может быть принято решение о создании и вылете в район бедствия Правительственной комиссии и (или) оперативных групп Межведомственной комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЧС России или (и) регионального центра ГОЧС, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация.

В этом случае Правительственная комиссия или указанные оперативные группы берут на себя руководство ликвидацией возникшей чрезвычайной ситуации.

Им в помощь для решения неотложных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации выработки предложений по организации помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, как правило, создается оперативный штаб в МЧС России.

Оперативный штаб готовит организационные документы, проекты указов Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания МЧС России и т. п., производит необходимые расчеты и обоснования, доводит до исполнителей приказы и указания, контролирует их исполнение.

В состав штаба входят ответственные сотрудники МЧС России.

Оперативный штаб постоянно поддерживает связь с районом бедствия, обобщая и анализируя поступающую информацию, готовит доклады руководству страны.

Оперативные группы МЧС России с включением в их состав специалистов от заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации создаются в целях организации централизованного руководства и координации деятельности сил и средств различных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в районе крупномасштабной чрезвычайной ситуации.

Задачами этих оперативных групп являются:
* координация действий органов управления и сил территориальных подсистем РСЧС, непосредственное руководство проведением работ;
* разработка распорядительных документов, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, различных докладов и справок;
* организация связи из района чрезвычайной ситуации;
* организация взаимодействия с местными органами исполнительной власти, военным командованием, силами и средствами, привлекаемыми для аварийно-спасательных работ;
* непосредственное планирование работ, контроль, корректировка плана ведения аварийно-спасательных работ;
Структурно оперативные группы, как правило, включают следующие элементы: руководство группой, штаб оперативной группы, группу обеспечения, узел связи. В свою очередь штаб оперативных групп состоит из управления, группы планирования, группы направлений.

Группа направлений состоит из подгрупп: аварийно-спасательных работ, автомобильного транспорта, тыла, энергетики, авиации, взаимодействия с местными органами власти, охраны и режима, ремонта и эксплуатации, работы с трупами, санитарно-эпидемической.

Названия подгрупп определяются начальником штаба оперативной группы по конкретным направлениям основных работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации.

Задачами оперативных групп региональных центров ГОЧС на начальном этапе чрезвычайной ситуации могут быть:
* изучение обстановки, ее первичный анализ, подготовка предложений по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ;
* координация действий сил и средств территориальных подсистем РСЧС, непосредственное руководство проведением работ;
* организация связи регионального центра ГОЧС с районом бедствия;
* подготовка и отправка донесений в МЧС России согласно табелю срочных донесений;
* организация взаимодействия с местными органами исполнительной власти и военного командования, всеми силами и средствами, привлекаемыми для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
* участие в подготовке обоснований необходимости оказания гуманитарной помощи пострадавшему населению, ее объемов и номенклатуры;
* контроль за продвижением грузов гуманитарной помощи в пункт назначения, их передачи и распределения среди пострадавшего населения.

В очаге поражения может быть развернут госпиталь Центра медицины катастроф "Защита".
Обеспечение правопорядка, предотвращение мародерства и хищений в районе чрезвычайной ситуации организуется путем изоляции района бедствия силами личного состава ОМОН пострадавшей территории, Центра специального назначения МЧС России и милиции.

Управление и связь с места проведения аварийно-спасательных работ с центром (Правительством Российской Федерации, МЧС России и другими министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации) организуется с использованием средств связи ФАПСИ, МЧС России, Минсвязи России и Минобороны России, в том числе путем организации постоянно действующего телемоста МЧС России с районом бедствия.

По опыту ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в составе оперативных групп необходимы радиосредства спутниковой связи на автотранспорте, работающие в системе "Горизонт", а также базовая станция для сети радиоподвижной связи. Кроме того, необходим перевозимый комплект оборудования для развертывания сети персонального радиовызова (пейджинга).

Для работы оперативных групп в районе чрезвычайной ситуации необходимо развертывание подвижного пункта управления с минимальным количеством рабочих мест (3-5), с последующим их увеличением.
Принимая во внимание, что формы и методы защиты населения в мирное и военное время в значительной степени схожи, можно прийти к выводу, что создание двухуровневой системы реагирования в будущем позволит иметь при необходимости готовую апробированную в деле систему реагирования и управления в чрезвычайных ситуациях в военное время.