Требования к работникам эксплуатирующим опасные производственные объекты. Производственная безопасность на опасных объектах: особенности, правила и требования

На современном производстве, к сожалению, не обходится без аварий. Однако существуют специальные инструкции, соблюдение которых позволяет предотвратить катастрофы. Рассмотрим далее основные правила промышленной безопасности.

Общие сведения

В 1993 году Международной организацией труда были разработаны конвенция по предотвращению крупных аварий на промышленных предприятиях и рекомендации по их предупреждению. Обязательность ведения работы по недопущению катастроф в России регламентируется ФЗ №116 от 21 июля 1997 г. Его положения закрепляют основные нормы промышленной безопасности.

Классификация

По ст. 2 данного закона в качестве опасных производственных объектов признаются предприятия либо их цеха, площадки, участки, а также прочие помещения, где:

  1. Осуществляется получение, переработка, использование, создание, транспортировка, хранение и уничтожение вредных веществ в определенных объемах. В их число включены токсичные, взрывчатые, горючие, окисляющие, воспламеняющиеся и прочие соединения.
  2. Используется оборудование, работа которого осуществляется под давлением больше 0,7 Мпа либо при температуре нагрева воды больше 115 градусов.
  3. Применяются установленные стационарно, а также фуникулеры, эскалаторы.
  4. Получают расплавы цветного и черного металлов и сплавы на их основе.
  5. Проводятся горные, обогатительные работы, а также деятельность в подземных условиях.

Следует сказать, что в учреждениях, которые не связаны с промышленностью, наиболее распространенными считаются такие производственные объекты, как грузоподъемные механизмы, оборудование, функционирующее под давлением, лифты и прочие опасные конструкции.

Нормативная база

Промышленная безопасность опасных производственных объектов включает мероприятия по предотвращению аварий и инцидентов. Последнее понятие означает повреждение либо отказ технических агрегатов, отклонение от технологического процесса. Инцидентом считается и нарушение требований по безопасности. Правовое регулирование в данной области, как выше было сказано, осуществляется положениями ФЗ №116. Кроме него правила промышленной безопасности содержатся и в иных нормативных актах отрасли. В случае если в международном договоре РФ имеются иные положения, на практике применению подлежат вышестоящие мировые стандарты.

Действие предписаний закона распространяется на все организации, которые осуществляют деятельность в рассматриваемой области, вне зависимости от их формы собственности. Прочие нормативные акты, в которых упоминаются требования промышленной безопасности, это в первую очередь документы, которые утверждены для экономического, организационного, правового и иного обеспечения реализации положений закона.

Общие мероприятия

Промышленная безопасность и охрана труда предусматривают определенные обязанности для субъектов, задействованных в данной отрасли. К ним в первую очередь, относят организации осуществляющие эксплуатацию производственных площадей.

Эксплуатирующие организации

Предприятия, использующие производственные объекты, представляющие опасность, обязаны:

Предупреждающие меры

Промышленная безопасность и охрана труда включают в себя определенные мероприятия, осуществление которых позволяет предотвратить или снизить вероятность возникновения катастроф. К этим работам относят:

Ликвидация

Промышленная безопасность опасных объектов включает меры по устранению последствий катастроф. В частности, законом предписано:

  1. Приостанавливать деятельность на предприятии самостоятельно либо по распоряжению федерального исполнительного органа по контролю, его территориальных подразделений и должностных лиц при возникновении аварийных ситуаций, обнаружении новых обстоятельств, оказывающих влияние на уровень риска.
  2. Выполнять мероприятия по ликвидации и локализации последствий катастроф на объектах, оказывать содействие госорганам при расследовании причин ЧП.
  3. Участвовать в техническом выявлении факторов, вследствие которых возникла авария, принимать меры по их устранению и последующей профилактике ситуаций.
  4. Осуществлять своевременное информирование населения, органов территориального управления, и прочих уполномоченных в сфере промышленной безопасности организаций о катастрофе на предприятии.
  5. Принимать необходимые меры по обеспечению защиты здоровья и жизни специалистов при аварии.
  6. Предоставлять в федеральный исполнительный орган по контролю или в его территориальное подразделение сведения о числе инцидентов и аварий, о причинах их возникновения, а также о мерах, принятых по устранению последствий и предупреждению повторных ЧП.

Промышленная безопасность производственных объектов: обязанности сотрудников

Работники указанных предприятий должны:

  1. Соблюдать инструкции и предписания, предусмотренные в правовых актах и нормативной технической документации, в которых установлены стандарты по ведению работ, порядок действий при возникновении инцидента или аварии.
  2. Проходить аттестацию и подготовку в области производственной безопасности.
  3. Ставить в известность непосредственного начальника либо иных должностных лиц в установленном порядке об инциденте или аварии.
  4. Приостанавливать работу при возникновении ЧП.
  5. Принимать участие в выполнении мероприятий по устранению катастрофы на опасном промышленном объекте.

Руководители предприятий обязаны предпринимать все предусмотренные в законе меры по поддержанию соответствия штата сотрудников расписанию, утвержденному согласно инструкциям и рекомендациям.

Квалификационные требования

Промышленная безопасность опасных производственных объектов включает своевременное проведение профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников. Квалификационные требования для специалистов устанавливаются положениями должностных инструкций, а также тарифно-квалификационными справочниками. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов предполагает наличие у работников особых навыков и специальных знаний. В связи с этим устанавливаются определенные правила для отдельных категорий специалистов, задействованных в той или иной отрасли. Инструкции, в соответствии с которыми обеспечивается промышленная безопасность опасных промышленных объектов, утверждены положениями, принятыми Ростехнадзором.

В заключение

Промышленная безопасность опасных промышленных объектов включает в себя не только непосредственно меры по защите населения и сотрудников предприятия, локализации и ликвидации последствий катастроф, но и разработку и утверждение специальных программ, направленных на защиту имущества и здоровья людей. Специалисты должны обучаться действиям, которые необходимо совершать при возникновении ЧП. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов предусматривает проведение подготовки совместно с аттестацией сотрудников.

Скачкообразная смена формы собственности на средства производства привела к реформе технического регулирования, на повестке дня остро встал вопрос обеспечения безопасной эксплуатации особо опасных производственных объектов (ОПО) в условиях современных производственных отношений. Производственные интересы новых собственников сегодня не совпадают с потребностями граждан в защите их жизни и здоровья от аварий на ОПО. Собственников в основном интересует прибыль, а требования безопасности они считают «административными барьерами». В этих условиях только традиционный государственный надзор за соблюдением собственниками ОПО обязательных требований безопасности позволяет защитить граждан от техногенных происшествий на ОПО.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 7 и 37 Конституции РФ).

Опасность является характерным свойством ОПО (что и использовано в названии объектов). При их эксплуатации существует реальная угроза возникновения техногенных происшествий, а значит и возможность причинения ущерба.

Традиционно на ОПО для предупреждения техногенных происшествий собственник заблаговременно принимает меры безопасности, которые в различной степени снижают риск причинения вреда при эксплуатации ОПО. Риск - это мера опасности, учитывающая как вероятность наступления неблагоприятного события, так и тяжесть его последствий.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» (далее — ФЗ), обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов ее производства, в форме технических регламентов должны защищать как жизненно важные потребности граждан, так и интересы собственников.

Здесь необходимо различать объективный характер потребностей и субъективный характер интересов. Например, интересы могут быть корыстными, а потребности — нет. В условиях новейшей постлиберализации российской экономики вновь появившимся собственникам выгоднее защищать свои производственные интересы, чем законодательно декларируемые жизнь и здоровье граждан. Чем рискует такой собственник ОПО при аварии или несчастном случае? Максимально — потерей всего или части своего имущества, а минимально, как ни цинично это звучит, — затратами на погребение погибших и одновременно виновных работников. Естественно, даже добросовестному собственнику средств производства более выгодны меры обеспечения безопасности, направленные в первую очередь на предотвращение причинения вреда его имуществу.

Отвлекая внимание общественного мнения от объективных причин изменения безопасных условий труда, обусловленных новыми производственными отношениями, в «тумане» реформы технического регулирования широко тиражируются тезисы о «снятии с бизнеса административных барьеров» и «упразднении административно-командных методов управления экономикой». Не секрет, что собственники наиболее успешных и конкурентоспособных предприятий в отношении своих работников используют хулимые ими же «административно-командные методы управления экономикой» предприятия, при которых четко выполняются обязательные требования собственника, в том числе и касающиеся вопросов безопасной эксплуатации. Точнее, в первую очередь принимают меры обеспечения безопасной эксплуатации ОПО, направленные на предупреждение причинения ущерба имуществу собственника. В таких условиях именно граждане через государственные институты могут принудить собственника исполнять требования безопасности, защищающие их жизни и здоровье, которым может быть причинен вред при техногенных происшествиях. В этом случае особенно необходим государственный надзор за исполнением собственником обязательных требований безопасности, не совпадающих с его интересами. При этом санкции за неисполнение должны, как минимум, превышать размер затрат на выполнение.

В ст. 8 Конституции РФ провозглашается незыблемость частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Поэтому в случае несоблюдения требований безопасности на ОПО единственно действенная санкция государственного надзора — временное придание средствам производства собственника статуса имущества, не предназначенного для основного назначения. Причем нет никакой необходимости применять такую санкцию одномоментно ко всем недобросовестным предпринимателям, что может негативно сказаться на макроэкономической ситуации. Вполне достаточно локально пошатнуть сложившийся стереотип предпринимателей о незначительных личных потерях при невыполнении обязательных требований.

Провозглашаемая свобода предпринимательства, подменяющая вседозволенность, несовместима с обязательностью лицензирования деятельности. В действующий с начала 2002 г. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» ежегодно вносится от трех до пяти изменений (только в 2006 г. — четыре).

Более того, согласно п. 7 ст. 18 данного закона, со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование эксплуатации взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов, а также деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Собственники ОПО активно включились в разработку и лоббирование технических регламентов, отражающих сугубо их интересы. В частности, при разработке проекта специального технического регламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов» предпринимаются попытки отменить или приуменьшить эффективность декларирования промышленной безопасности, воспрепятствовать всесторонней оценке и информированию о состоянии безопасности на наиболее крупных ОПО.

Сначала пытаются ввести не подлежащую государственному надзору декларацию соответствия, повторяющую по содержанию в авторской версии вышеупомянутого проекта техрегламента декларацию промышленной безопасности (ДПБ), а потом отменить ДПБ как «административный барьер» по признаку дублирования сведений. В результате на наиболее крупных ОПО госнадзор за выполнением обязательных требований промышленной безопасности будет подменен декоративной ширмой «лучшей международной практики».

Основы действующих требований безопасности были разработаны в условиях производственных отношений, сложившихся в СССР, т.е. когда средства производства уже существовали, а их сегодняшние собственники таковыми не являлись. Поэтому те требования действительно могли защищать интересы трудящихся. Сегодня же требования безопасности направлены на защиту исключительно жизненно важных потребностей граждан, а также всех имущественных интересов собственников с несовместным условием об отсутствии препятствий осуществлению предпринимательской деятельности. Фактически приоритет отдается выполнению этого иррационального условия с помощью устранения обязательных требований безопасности.

Озвучиваемая реформаторами технического регулирования необходимость оптимизации действующих требований безопасности на практике зачастую подменяется сокращением наиболее затратных из них. В конечном итоге собственник заинтересован в отсутствии любых обязательных требований. Нагрянувшая реформа оказалась как нельзя кстати. Участие в разработке технических регламентов собственников средств производства сопровождается популистским очернением и осмеянием отечественного опыта обеспечения безопасности и слепым преклонением перед выхваченными из контекста ссылками на зарубежные подходы, без должного учета специфических особенностей объектов технического регулирования.

Все это обильно сдабривается монологами о необходимости «снижения административных барьеров для бизнеса». Сначала нужно выделить из таких барьеров непосредственно связанные с обеспечением безопасной эксплуатации и псевдобарьеры, используемые предпринимателями в целях конкуренции.

Собственно, с недобросовестной конкуренцией связан известный пример о йогурте идеологов технического регулирования. Прогрессивный предприниматель А впервые наладил выпуск йогурта. У предпринимателя В упали продажи кефира. С помощью административного барьера — наличия государственного стандарта на кефир и его отсутствия на йогурт — предприниматель В восстановил продажи кефира. Из регрессивности государственного стандарта на кефир вроде бы и следует необходимость снятия административных барьеров в реформе технического регулирования.

Потом из-за йогурта регрессивными вдруг стали считать все другие стандарты и нормативы, в том числе и обеспечивавшие и продолжающие обеспечивать безопасную эксплуатацию ОПО.

Новоявленный тезис о том, что действующие нормы безопасной эксплуатации ОПО безнадежно устарели, преподносится как аксиома. Но ведь многие нормы и правила «написаны кровью», а практика их применения подтверждает в большинстве случаев безопасное использование средств производства и не вызывает значительных общественных протестов, о чем можно судить, в частности, по числу сообщений СМИ на эту тему.

В современной России подавляющее большинство основных производственных фондов создано до появления новейших собственников и отнюдь не ими. В минувшие времена общественной собственности на средства производства тандем «основные производственные фонды — требования и нормы безопасности» позволял получать определенное количество материальных благ. К объективному процессу морального и физического износа основных производственных фондов в постприватизационный период добавились субъективные препятствия по их воспроизводству. По различным оценкам, износ основного технологического оборудования опасных производственных объектов достигает 85%. Советское оборудование продолжают эксплуатировать только благодаря избыточному, по современным представлениям, запасу прочности, конструктивно заложенному при его изготовлении.

В результате тандем «изношенные основные производственные фонды — старые жесткие требования и нормы безопасности» уже не позволяет получать собственникам былое количество материальных благ. Чтобы достигнуть своей основной цели и не потерять в прибыли, новым собственникам необходимо заняться в долгосрочной перспективе воспроизводством основных производственных фондов или в краткосрочном периоде — техническим регулированием в форме административного ослабления действующих обязательных требований. А временщикам, часто сменяющим друг друга на некоторых ОПО, вообще выгоднее дотянуть до полного износа основных производственных фондов.

Собственники не прогадают и в долгосрочной перспективе. Рано или поздно основные производственные фонды обновятся, а уже технически отрегулированные и менее жесткие нормы безопасности вряд ли будут считаться тогда устаревшими, так как получаемое в результате собственниками количество материальных благ еще увеличится. Уменьшится только безопасность жизни и здоровья граждан, что при стохастическом характере возникновения техногенных происшествий, да с умелой подачей информации, можно достаточно долго списывать на что угодно (судьбу, звезды, кару, на «об этом не знает никто»), только не на объективную предпринимательскую заинтересованность в получении прибыли. Поэтому ослабленные техническим регулированием требования безопасности будут ужесточаться впредь традиционным опытным путем — «вписываться кровью». Благие пожелания того, что нужно «писать правила мозгами», так ими и останутся. Обязательные требования могут только вычеркиваться уже «технически отрегулированными мозгами».

Согласно п. 7 ст. 46 ФЗ технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 г. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, утрачивают силу и прекращают свое действие.

Ради сиюминутной выгоды отдельных собственников средств производства на свалку административных барьеров вместе с худшим отбрасывается традиционный и лучший отечественный опыт обеспечения безопасной эксплуатации ОПО.

Свое место в однонаправленном техническом регулировании обязательных требований безопасности заняло и так называемое «управление риском», прикрываемое беспредметной «лучшей международной практикой». Известно, что управлять можно лишь объектом или процессом, к которым риск, как мера опасности, не относится. Рассматривать меру опасности в качестве объекта управления, это все равно, что, например, продавец при взвешивании товара займется манипулированием с весами и гирями — управлением мерой веса.

Приведем характерный пример.

В декларации Российского научного общества анализа риска «О предельно допустимых уровнях риска» указано, что «…для потенциально опасных производственных объектов России в целом целесообразно установить предельно допустимый уровень индивидуального риска смерти для населения, не превышающего 10-4 в год, в качестве общего федерального норматива».

И это позволит в полной мере реализовать требования ст. 7 ФЗ. Попробуем проследить, как подобное «управление риском» отразится на защите жизни и здоровья граждан. Сложно представить «потенциально опасный производственный объект». Так как ОПО существуют, то «потенциально ОПО» либо реально нет (например, проект ОПО), либо к ним можно отнести все другие объекты, кроме ОПО (т.е. сейчас неопасные). Для простоты будем считать, что авторы декларации под «потенциально ОПО» подразумевают «потенциально опасные объекты (ПОО), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества». В государственном докладе МЧС России сказано, что в зонах возможного воздействия поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах проживает свыше 100 млн человек. При этом в чрезвычайных ситуациях (ЧС) на ПОО ежегодно гибнет около 100 человек.

Отсюда следует, что фоновый индивидуальный риск гибели человека при ЧС на ПОО составляет 10-6 в год, т.е. на два (!) арифметических порядка меньше, чем предлагается в целях технического регулирования. Так как «управление риском» она учитывает и увеличивает приемлемую ежегодную гибель до 10 тыс. человек из числа населения от ЧС на ПОО, то для владельцев ПОО действующие требования безопасности действительно становятся помехой бизнесу. Если «в целях технического регулирования» допустима ежегодная гибель 10 тыс. человек, то зачем же удерживать фоновый показатель в 100 погибших?

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на наиболее важно особенностях обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в современных условиях:

  • нынешние производственные отношения сформировались на фоне перехода от общественной к частной, государственной, муниципальной и иным формам собственности на средства производства;
  • производственные интересы владельцев ОПО могут не совпадать или даже идти вразрез с потребностями граждан в защите их жизни и здоровья от техногенных происшествий при эксплуатации ОПО;
  • в современных условиях постлиберализации рыночных отношений единственным действенным инструментом защиты жизни и здоровья граждан от техногенных происшествий является государственный надзор за исполнением собственником средств производства обязательных требований безопасной эксплуатации ОПО;
  • при эксплуатации ОПО риск потерь собственника из-за причинения вреда жизни и здоровью граждан должен быть не меньше риска причинения вреда имуществу собственников техногенными происшествиями. Минимизация второго возлагается на заинтересованного в этом владельца ОПО. Удельную разность первого и второго можно относить к показателям эффективности надзорной деятельности;
  • действенной санкцией за невыполнение обязательных требований безопасности, соизмеримой по потерям для собственника ОПО с уровнем современных затрат на обеспечение безопасности, по-прежнему остается приостановление лицензии на эксплуатацию ОПО.

Замена административно-командного лицензирования сиюминутным псевдорыночным техническим регулированием существенно снизит безопасность жизни и здоровья граждан и лишь в некоторых случаях повысит защиту имущества собственников от причинения вреда вследствие аварий.

В условиях современных производственных отношений только государственный надзор за исполнением собственником ОПО комплекса установленных обязательных требований безопасности, всесторонне апробированного в отечественной практике, позволяет обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов.

Александр Иванович ГРАЖДАНКИН
кандидат технических наук, заведующий
лабораторией количественной оценки риска
ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»

Тематические вопросы касающиеся эксплуатации опасных производственных объектов:

  • Пример договора на оказание услуг по эксплуатации опасного производственного объекта (827kB)

На построенной ТЭЦ имеются опасные производственные объекты III класса опасности, т.е. для эксплуатации ТЭЦ требуется получение лицензии. Может ли собственник, не передавая ТЭЦ в аренду, нанять стороннюю организацию для ее эксплуатации (например, по договору оказания услуг)? Поделитесь пожалуйста опытом, если у кого-то в практике были подобные случаи?

Если эксплуатант с лицензией, то пусть эксплуатирует, а если у него лицензии нет - всё равно кому-то придётся получать. Но получить её должен или собственник или владеющий на иных законных основаниях. Законными основаниями владения объектом являются:

Был случай: Компания заключила договор технического обслуживания ОПО с заказчиком. ОБЭП по подсказке добрых людей, завёл дело на компанию о незаконной предпринимательской деятельности в отсутствие лицензии. Компания собрала документы и подала их в орган сертификации для получения лицензии на применение ОПО . При рассмотрении был выписан отказ, т.к. не было у Компании прав на владение объекта и не было др.подобных объектов во владении.

Необходимо было в данном случае просто уведомить Ростехнадзор , что приступили к ТО ОПО. ОБЭП после этого с Компании дело снял, и начал расследование в отношении заказчика, который заключил договор на ТО с компанией.

Лицензируется юр. лицо (собственник) с привязкой к объекту, при подаче заявления в РТН лицензиат предоставляет законное основание пользования объектом (как описано выше). Помимо прочего, есть лицензионные требования: аттестации, штат, акты допуска или экспертизы промышленной безопасности и еще много всего при лицензионной проверке. Но и это только конец пути, а начало свидетельство о регистрации в реестре ОПО, которое Вами либо получено, либо нет, но тоже получается с привязкой к конкретному юр. лицу(собственнику) с законным основанием владения или аренды. Обычно при регистрации ОПО, кроме пакета документов и правильно заполненных форм особого ничего не требуется, кроме актов допуска в эксплуатацию газопроводов и газового оборудования (если все новое, акты должны иметься).

НО ПОМНИТЕ, после внесения в реестр Вы на прицеле у прокуратуры и лицензия ОПО нужна желательно в короткий срок. А учитывая, что РТН высылает замечания по заявлениям по почте - все не так уж и быстро.

В общем-то есть два пути:

  1. Оформить своими силами на собственника. Заиметь 3-6 месяцев приключений, выполнить все требования Положения о лицензировании и других нормативно-правовых актов РФ с возможностью бесплатно посетить прокурора и суд. Или обратиться в Компанию СертПромЭкспертиза за оформлением. Прогулки в прокуратуру и суд не исключаются, выполнение требований законодательства со стороны собственника остается.
  2. Сдать в аренду грамотным людям. Договор аренды должен для Вас иметь выгоду финансовую, в этом же договоре обязать арендатора выполнить требования законодательства РФ. И подарить им незабываемые ощущения от приключений. Притом не только с РТН, арендатор должен будет: нормативы утверждать сам и защищать тарифы, делать экспертизы промышленной безопасности , аттестации работников, т.е. выполнять весь спектр обязанностей тепло и электроснабжающей организации. Минусы, прибыли от эксплуатации ТЭЦ меньше, сроки окупаемости нового строительства больше (в связи с получением прибыли через посредника - арендатора, т.е. компенсация его издержек и прибыли).

P.S. Обязательно лицензию и регистрацию делайте на то юр. лицо, которое будет эксплуатировать объект. Смена собственника или арендатора заставляет вас автоматически переделывать и лицензию и делать перерегистрацию, переутверждать тарифы, перезаключать договора с контрагентами и поставщиками ресурсов.

Dogovor-service-opo.doc

В связи с изменениями в ФЗ "О промбезопасности" котельная не будет считаться ОПО, если в ней нет оборудования свыше 0,7/115, а также масса газа в сетях не превышает 1 тонны. В дебрях нашел разъяснительное письмо центрального Ростехнадзора на эту тему (во вложении). Кто-нибудь уже выводил свои котельные из реестра ОПО? Ведь даже совсем не маленькие котельные зачастую не имеют 1 т газа в сетях, а мороки будет меньше. Как реагирует РТН на местах на попытки вывода?

Регламент эксплуатации опасных производственных объектов

    Как регламентируется эксплуатация опасных объектов? В этой статье мы постараемся подробно остановиться на всех моментах касающихся регламента эксплуатации опасных производственных объектов.

    Правила эксплуатации отдельных видов опасных производственных объектов устанавливают в том числе:

    1. Приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 558, которым утверждены правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы. Эти правила распространяются:

    а) на газонаполнительные станции (ГНС), включая сливные железнодорожные эстакады и железнодорожные пути на территории ГНС;

    б) на газонаполнительные пункты;

    в) на промежуточные склады баллонов с количеством сжиженных углеводородных газов (СУГ) от одной тонны;

    г) на резервуарные установки, включая наружные и внутренние газопроводы и технические устройства объектов, использующих СУГ в качестве топлива, кроме сети газопотребления жилых, административных, общественных и бытовых зданий;

    д) на средства защиты стальных газопроводов и резервуаров от электрохимической коррозии;

    е) на средства безопасности, регулирования и защиты, а также системы автоматизированного управления производственными процессами при использовании СУГ.

    2. Приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, утвердивший правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Правила распространяются на обеспечение промышленной безопасности объектов, на которых применяются следующие подъемные сооружения и оборудование:

    Краны-манипуляторы (если вы собрались кран манипулятор заказать в сторонней организации, то за безопасность будет отвечать соответственно она);

    Грузоподъемные краны всех типов;

    Мостовые краны-штабелеры;

    Краны-трубоукладчики;

    Строительные подъемники;

    Электрические тали;

    Подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;

    Грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

    Краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

    Сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;

    Тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;

    Специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;

    Рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, которые передвигаются по рельсам).

    В то же время новые правила не распространяются на те объекты, где используются, например, следующие сооружения:

    применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или которые относятся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения;
    применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме ПС общепромышленного назначения.

    3. Приказ Ростехнадзора от 15 ноября 2013 г. № 542, которым определены правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Он распространяется на все организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.
    Как вести налоговый учет расходов на соблюдение безопасности

    В целом расходы, связанные с эксплуатацией опасных производственных объектов, учитываются при расчете налога на прибыль (по самым разным статьям затрат).

    Так, расходы на обучение работников могут быть признаны предприятием в составе прочих.

    Командировочные расходы сотрудников принимаются на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. И тут никакой специфики учета затрат по сравнению с обычными командировками нет.

    А вот в части признания расходов на страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (подп. 8 п. 1, п. 2 ст. 263 Налогового кодекса РФ) не все однозначно. Законом № 116-ФЗ предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны страховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

    Однако, по мнению финансистов, страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта не является обязательным, оно также не относится и к видам добровольного страхования. Следовательно, затраты на страхование в составе налоговых расходов предприятия не учитываются (письмо Минфина России от 16 июля 2008 г. № 03-03-06/1/408). Аналогичная точка зрения сформулирована чиновниками главного финансового ведомства в письме от 20 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/783.

    Однако у арбитров на этот счет иное мнение. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 24 марта 2008 г. № А54-1785/2007 было указано, что организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, имеют право отнести в состав расходов страховые взносы по договорам страхования ответственности (строгое соблюдение правил эксплуатации опасных производственных объектов позволит предприятию избежать возможных рисков, связанных с несчастными случаями, приостановкой деятельности, штрафными санкциями).

    Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них подразделяются на четыре класса:

    а) I класс - объекты чрезвычайно высокой опасности;

    б) II класс - объекты высокой опасности;

    в) III класс - объекты средней опасности;

    г) IV класс - объекты низкой опасности.

    Такая градация установлена пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).

    Важно! Не стоит забывать, что за нарушение требований промышленной безопасности предусмотрена ответственность:

    Для должностных лиц - штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

    Для юридических лиц - штраф в размере от 200 000 до 300 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    За грубое нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов наказание еще серьезнее:

    Для должностных лиц - штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет;

    Для юридических лиц - штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Какие же требования необходимо соблюдать при организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, чтобы на нее не наложили санкции?

    Эти требования перечислены в статье 9 Закона № 116-ФЗ. Итак, предприятие, в частности, должно:

    1) обеспечивать безопасность применения технических устройств на опасном объекте;

    2) иметь лицензию на ведение конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности;

    3) уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале конкретного вида деятельности;

    4) укомплектовать штат работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

    5) допускать к работе на опасном производственном объекте только тех лиц, которые соответствуют квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к данной работе;

    6) проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности.

    Конкретные правила, по которым должна происходить эксплуатация опасных объектов, устанавливает Ростехнадзор. Он же контролирует, как эти правила исполняются.

    Е. Столбова, аудитор

    Информационное Агентство "Финансовый Юрист"

Обеспечение безопасности на производствах предусматривает целый комплекс разноплановых мер. Для систематизации правил нормативов, регулирующих эту сферу, был разработан Федеральный закон под номером 116. Документ охватывает и техническую сферу организации условий для соблюдения мер безопасности, и системы управления профилактическими мероприятиями, а также методы оценки рисков и системы контроля. Благодаря новым стандартам обеспечения защиты от угроз разного рода производственная безопасность в современной промышленности отличается эффективностью и универсальностью в применении.

Что такое опасный производственный объект?

Любое производство предполагает соблюдение определенных правил безопасности. Связано это может быть с необходимостью защиты от средств механической обработки, термическими воздействиями и другими распространенными видами угроз на заводах и предприятиях. В случае с особо опасными объектами подразумевается более высокий уровень рисков. К таким предприятиям относятся химические заводы, металлургические комбинаты и утилизирующие полигоны, в рамках которых происходит обращение с токсичными, легковоспламеняющимися или взрывоопасными веществами. То есть производственная безопасность в таких случаях должна повышаться в соответствии с уровнем угроз отравлений, взрывов, а также нарушений экологического фона окружающей среды. В качестве опасного объекта может выступать не только предприятие как таковое, но и цех, рабочий участок, отдел или зона, функционирующие в рамках организации.

Требования промышленной безопасности

В данном случае рассматривается система запретов, ограничений и условий, соблюдение которых направлено на предотвращение чрезвычайных ситуаций. Данные требования, в частности, исходят из необходимости обеспечения охраны окружающей среды, поддержания нормативной экологической обстановки и санитарно-эпидемиологического благополучия. Отдельные правила распространяются на объекты, эксплуатирующие атомную энергию. Бывает, что в процессе ремонта, модернизации или консервации объекта неизбежно возникает необходимость отступления от нормативов. В таких ситуациях производственная безопасность обеспечивается путем установления требований уже в рамках проведения капитального ремонта, консервации и т. д. Для этого управляющее лицо может подготовить специальный проект с коррективами, рассчитанный на эксплуатацию объекта в конкретных условиях без снижения уровня безопасности. Обоснование проекта, а также изменений, вносимых в документ, подлежит специальной экспертизе.

Правовая регуляция сферы промышленной безопасности

Нормирование деятельности в сфере обеспечения безопасности на опасных промышленных объектах обеспечивается законом под номером 116. Основывается правовая база на технических актах и стандартах, ориентированных на обеспечение защиты сотрудников предприятий, населения в целом, имущества и окружающей среды от причинения вреда. В частности, предусматривается необходимость обеспечения безопасности рабочих процессов, в том числе за счет организации порядка действий при возникновении инцидентов или аварий на объекте. Обоснование безопасности разрабатывается проектировщиком реконструкции или строительства в соответствии с техническим заданием заказчика. В то же время промышленная производственная безопасность предусматривает разделение объектов с точки зрения законодательства. Например, различаются такие виды деятельности в сфере промышленной безопасности, как проектирование, монтажные работы, реконструкция, капремонт, перевооружение, консервация и т. д.

Требования к проекту промышленных объектов

Проектные решения разрабатываются не только при строительстве новых опасных объектов промышленности, но и для проведения ремонтных работ, консервации, ликвидации и переоснащения. В каждом случае разрабатывается пакет документов, в соответствии с которым будет реализовываться то или иное мероприятие с соблюдением нормативов не только по обеспечению безопасности, но и правил градостроительной деятельности. Документы на ликвидацию и консервацию опасного объекта рассматриваются в рамках специальной экспертизы, которая определяет, насколько производственная безопасность в конкретном случае соответствует нормативам. Проект технического перевооружения объекта подвергается экспертизе в случае, если прежде предприятие не имело статуса опасного. То есть если прежде для него не предусматривались правила дополнительного обеспечения безопасности, однако переоснащение делает необходимым ввод новых стандартов регуляции промышленной деятельности.

Требования к эксплуатации объекта

Нормы промышленной безопасности требуют выполнения широкого перечня условий, которые позволят минимизировать риски при эксплуатации объекта. В частности, ответственные лица должны обеспечить наличие на предприятии и полноценное функционирование устройств и систем контроля, позволяющих регулировать производственные процессы с целью поддержания должного уровня безопасности. Кроме того, должна быть обеспечена надежная и безотказная система управления данными приборами. Общий контроль, в рамках которого проверяется безопасность на опасных производственных объектах, обеспечивает регулярное проведение экспертизы. Для этого осуществляется осмотр зданий, цехов, участков, а также технической аппаратуры и оборудования. Также в зависимости от наличия возможностей предприятие должно проводить испытания и диагностику технических мощностей с последующим освидетельствованием результатов.

Экспертиза объектов

В установленном порядке для подтверждения соответствия опасного объекта требуемым условиям безопасности проводится экспертиза. Обследованию подвергаются технические устройства, инженерные системы коммуникационного обеспечения, рабочее оборудование, а также проектные документы. Осуществлять экспертизу может только организация, имеющая соответствующую лицензию. После того как группа специалистов произвела необходимые операции, составляется заключение, которое в дальнейшем подтверждается руководством организации. Если правила производственной безопасности не были нарушены, то документ вносится в специальный реестр заключений экспертиз. Важно отметить, что даже имеющие лицензию на подобный вид деятельности организации не имеют права заниматься обследованием объектов и выносить заключения в отношении предприятий, которые входят в их состав.

Декларация промышленной безопасности на объекте

Этот документ разрабатывается только при условии тщательного предварительного анализа всех рисков на предприятии. Далее выдаются оценки опасности и угроз на объекте, в соответствии с которыми формируется содержательная часть документа. Также специалисты, занимающиеся разработкой декларации, должны оценить, насколько высок уровень подготовки предприятия к возможным авариям. В частности, анализируются меры, которые готово предпринять руководство в плане локализации и эффективного устранения последствий аварий. Как промышленная безопасность производственных объектов различается по классам, так и декларация предусматривает разные уровни угроз.

Расследование причин аварии

Любой факт возникновения аварии на промышленных предприятиях должен соответствующим образом быть расследован. Технической экспертизой в данном случае занимается комиссия, в составе которой находятся представители местного самоуправления, эксплуатирующей организации и страховщика. В ходе работ по расследованию оценивается, как соблюдались правила безопасности производственных объектов, а также анализируется состояние оборудования и технических средств предприятия в целом. Результаты проверки заносятся в акт с указанием обстоятельств и причин аварии.

Особенности обеспечения промышленной безопасности

По многим нормам обеспечения промышленной безопасности опасные объекты схожи с типовыми предприятиями. Во всяком случае общие формы регуляции данной сферы одинаковы в обоих случаях. Различия же касаются специфики эксплуатации таких объектов, которая может быть обусловлена переработкой, хранением или транспортировкой горючих, взрывоопасных, токсичных и других веществ. Соответственно, правила промышленной безопасности на опасных производственных объектах разрабатываются с учетом повышенных угроз и рисков. Это касается разных аспектов деятельности предприятий, а также организации их эксплуатации.

Заключение

Есть немало примеров, когда нарушения в процессе эксплуатации крупных объектов химической, оборонной и энергетической промышленности приводили к катастрофам. Для предотвращения даже незначительных по масштабам аварий должна поддерживаться безопасность производственных объектов в порядке, соответствующем установленным нормативам. Существуют отдельные требования и для разработки проектов опасных объектов. Изначально в них закладываются возможности эффективной ликвидации аварий, а также меры противодействия и минимизации негативных последствий. Очевидно, что основная часть нормативных актов ориентируется на требования к эксплуатации таких предприятий.