Госконтроль за соблюдением требований стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Контроль за соблюдением стандартов

В соответствии с Законом Российской Федерации « О стандартизации» государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливается Госстандартом России.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора.

В соответствии с Законом РФ « О стандартизации» органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции.

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами государственными инспекторами:

  • 1. главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами;
  • 2. главными государственными инспекторами республики в составе РФ, краев, областей, автономий области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспекторы осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, в соответствии с Законом РФ « О стандартизации», являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства.

Государственный инспектор в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» имеют право:

  • 1. свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
  • 2. получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
  • 3. использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора;
  • 4. проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
  • 5. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
  • 6. выдавать предписания о запрете или приостановки реализации (поставке, продаже), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях не соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;
  • 7. запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспекторы республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право выдавать субъекту хозяйственной деятельности предписание, указанные в абзацах 7 и 8 настоящего пункта, а также имеют право:

  • -ринимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований государственных стандартов;
  • -апрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, несоответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством РФ.

За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации (поставки, продаже) продукции, выполнение работ и оказание услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг в размере до 10 миллионов рублей, в случае если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказание услуг определить не возможно или необходимая отчетная документация не представлена.

Государственные инспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством РФ.

Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадлежащие выполнения возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.

Для осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов предприятия-изготовители представляют в органы Госстандарта России информацию в виде каталожных листов в порядке, установленном Госстандартом России.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, - государственные инспекторы. За невыполнение возложенных на них обязанностей госинспектор несет ответственность в установленном законом порядке

Главный государственный инспектор России - председатель Госстандарта РФ. Государственный контроль осуществляют также и другие организации: госторгинспекция, министерство охраны окружающей среды и другие.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция, в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность исполнительных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

    у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

    в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

    в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, - комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее - госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

а) государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам;

б) государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;

в) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;

г) государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

д) государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

    техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

    системы управления качеством;

    работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

    обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

    правил обязательной сертификации;

    правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

а) Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;

б) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации);

в) организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

а) председатель Госстандарта России - главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;

б) заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора, - (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации);

в) руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации - главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем) Госстандарта России;

г) работники указанного структурного подразделения) Госстандарта России - государственные инспекторы;

д) работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации - государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия , им возглавляемая . Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия , состав которой определяет председатель Госстандарта .

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

К таким органам относятся, например,

    Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

    Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;

    Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

    проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

    получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

    доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

    получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

    использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

    проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

    получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводится:

    отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

    исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

    проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

    оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

    проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории. Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Государственный контроль и надзор (далее - ГКиН) осуществляется за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности только обязательных требований государственных стандартов. Объектами ГКиН являются продукция, в том числе импортная, услуги, техническая документация, технологические процессы. По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, - комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

Госстандарт в соответствии со своим статусом осуществляет ГКиН во всех областях деятельности, где применяются утверждаемые им государственные стандарты, содержащие обязательные требования. Непосредственное осуществление ГКиН от имени Госстандарта проводится его должностными лицами - государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами. Поскольку в РФ полномочиями осуществления надзора наделено достаточно большое число министерств и ведомств (около 20), то очень актуальна задача координации работ по госнадзору на уровне субъектов Федерации, т. е. между ТО различных контрольно-надзорных органов. Эта координация должна обеспечивать: согласование планов проверок; проведение комплексных совместных проверок; обмен информацией о результатах проверок; выпуск совместных информационных материалов о результатах проверок.

Осуществление ГКиН регулируется Правилами (ПР 50.1.003) и Рекомендациями по стандартизации (Р 50.1.005, Р 50.1.006, Р 50.1.013). В случае выявления нарушений обязательных требований государственных стандартов составляется акт проверки установленной формы, который является основанием для выдачи предписаний и вынесения постановлений о наложении штрафов. В разд. 10 рассмотрено Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов за нарушение обязательных требований государственных стандартов. Основная форма ГКиН - выборочная проверка, в процессе которой осуществляются технический осмотр, идентификация, испытания и другие процедуры, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Так, госнадзор в предприятиях торговли (ПР 50.1.013) осуществляется следующим образом. Госинспектор в присутствии представителей предприятия торговли отбирает образцы товаров и оформляет акт отбора образцов. При отборе образцов проводят их технический осмотр, в процессе которого устанавливают наличие предпродажной подготовки проверяемого товара согласно Правилам продажи отдельных видов товаров. Отобранные образцы при необходимости подвергают испытаниям. По результатам проверки составляется акт, который подписывает руководитель проверки и госинспектор. При установлении факта нарушений обязательных требований государственных стандартов госинспектор выдает субъекту хозяйственной деятельности предписание, применяет к нему и должностным лицам штрафы в соответствии с законодательными актами РФ. Информацию о нарушении обязательных требований ТО Госстандарта при необходимости направляет соответствующим органам исполнительной власти, другим органам государственного контроля и надзора, общественным организациям потребителей.



В связи с предстоящем расширением практики подтверждения соответствия обязательным требованиям стандартов самим изготовителем (исполнителем услуги) с помощью так называемой декларации о соответствии перед ГКиН встает новая задача: проверка соблюдения правил подтверждения соответствия посредством декларации о соответствии и контроль качества продукции (услуги), "защищенной" декларацией о соответствии. Только жесткий ГКиН может предупредить дискредитацию этой новой формы подтверждения соответствия обязательным требованиям стандартов.


Одной из важнейших составных частей любой системы управления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции – это государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением технических регламентов и национальных стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ТР, ГОСТ Р, ТУ, ИСО, МЭК).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением требований технических регламентов и стандартов осуществляется Госстандартом России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектами государственного надзора являются:

– нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

– продукция, процессы и услуги (в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технологических регламентов и национальных стандартов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции);

– иные объекты в соответствии с действующим законодательством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблюдением стандартов предусматривают:

– содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации и стандартов;

– проверку соблюдения обязательных требований государственных стандартов Российской Федерации при установлении соответствия отраслевых стандартов, технических условий, стандартов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации, обязательным требованиям государственных стандартов России;

– контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнение планов государственной и отраслевой стандартизации;

– надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на стадиях проектирования, производства, испытаний, хранения, транспортирования, применения, реализации ми утилизации продукции;

– надзор за соответствием показателей качества проектируемой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами и т.д.

Органы государственного надзора Госстандарта России и другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией взаимодействуют с органами управления, общественными организациями потребителей, страховыми обществами (ассоциациями), правоохранительными органами, оказывают им содействие в выполнении возложенных на них задач.

Органы государственного надзора Госстандарта России и других государственных органов управления информируют органы управления и общественность о качестве продукции. Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов проводится поэтапно:

1 этап – проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2 этап – проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3 этап – проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

По результатам проверки внедрения и соблюдения стандартов, состояния измерительной техники и качества выпускаемой продукции проверяющие составляют акт с соответствующими выводами и предположениями. Если выявлены нарушения требований стандартов, то органы государственного надзора дают указания об устранении этих недостатков; запрещают отгрузку потребителям продукции, показатели качества которой ниже требований стандартов; изымают из обращения не соответствующие требованиям меры и средства измерения.

За несвоевременное внедрение стандартов руководители предприятий и организаций или граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, несут дисциплинарную ответственность или облагаются штрафами в соответствии с действующим законодательством о труде, а за поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, изготовитель (поставщик) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства России. С 1 января 1997 г. предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Таким образом, только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона.

Организация контроля за соблюдением требований стандартов на многих промышленных предприятиях разработаны, оформлены стандартами предприятий и действуют системы внедрения стандартов в производство и контроля за их соблюдением на всех стадиях (от начала проектирования изделия до выпуска готовой продукции). Это позволяет обеспечить стопроцентное внедрение государственных, отраслевых стандартов и технических условий на изделия, не нарушая их требований.

Службы стандартизации могут требовать от руководства проверяемого подразделения устранения недостатков, обнаруженных в ходе проверки, представления плана конкретных мероприятий и сроков их выполнения, направлять на рассмотрение руководства предприятия (объединения) материалы проверки и разработанные на их основе планы мероприятий, а также вопрос о наказании виновных.

Работники, осуществляющие проверку, руководствуются действующим на предприятии (объединении) государственными, отраслевыми стандартами и нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Хорошая организация внедрения и контроля за соблюдением требований стандартов позволяет предприятиям повышать ресурс, надежность, долговечность изделий, выпускать продукцию высокого качества, экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

10 Российские службы стандартизации

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов*

Правовые основы, задачи и организация госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, -- государственные инспекторы.

Главный государственный инспектор России -- Председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и других субъектов Федерации -- руководители центров стандартизации и метрологии, т.е. территориальных органов госнадзора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляют также и другие организации. В частности, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов* и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

* Стоимость израсходованных образцов и материалов относится на издержки производства проверяемой организации.

Права и обязанности государственных инспекторов определены Законом «О стандартизации». Им предоставлены достаточно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;

по результатам проверок облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание применяется и к невыполняющим запрет на реализацию -- штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством;

направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием -- объектом госнадзора.

Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

В 1995 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица подвергаются штрафу, если в процессе проверки устанавливается нарушение организацией обязательных требований государственных стандартов, относящихся как к продукту, так и к обеспечению единства измерений, а также правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом «О стандартизации» и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, в течение 1998 г. проверив 12 тыс. предприятий, инспекторы вынуждены были применить штрафы по отношению к юридическим и физическим лицам в размере около 40 млн. руб. Кроме того, был обнаружен большой объем опасной для потребления продукции на сумму около 3,2 млрд. руб., реализация которой была запрещена.

В перспективе госнадзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

Госнадзором названы основные причины, которые приводят к невыполнению обязательных требований стандартов: отклонение от норм технологии производства, слабая измерительная и испытательная база, неудовлетворительная организация контроля. Эти причины во многом зависят от состояния метрологических служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие красноречивые данные говорят, по-видимому, о том, что только жесткость госнадзора и расширение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффективность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опирается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать лучшего названные в Законе «О стандартизации» источники финансирования.

Рассмотренные выше положения о госнадзоре регламентируются Законом «О стандартизации». Но некоторые права предоставлены Госстандарту России Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению мер пресечения к нарушителям требований нормативных документов практически совпадают в обоих законах. Существенное отличие состоит в том, что нормы Закона «О защите прав потребителей» относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон «О стандартизации» распространяется как на потребительские товары, так и на продукцию производственного назначения.

Правила проведения госнадзора. Основная форма государственного контроля и надзора -- выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Госстандарт России устанавливает приоритетные направления госнадзора, которые прежде всего учитываются при его планировании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами. Это сопряжено с рассмотрением подробной информации о намечаемом к проверке субъекте хозяйственной деятельности, в частности, результатов внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

Если контроль касается продукции, которая подлежит обязательной сертификации, госинспектор проверяет наличие и подлинность выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории), соответствие видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы и испытательного оборудования, соблюдение программы и методик испытаний. Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия прежде всего убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта. Акт проверки -- весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Акт направляется: руководству проверенной организации; в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в случае необходимости определения штрафных санкций).

В 1998 г. с целью совершенствования работы госнадзора введена система показателей его эффективности, которая включает социальную, экономическую и технологическую составляющие. Каждая из них может быть подсчитана по данным автоматизированной информационной системы АИС «Госнадзор».

Социальный эффект характеризуется следующими показателями:

предотвращенный ущерб у потребителей от приобретения опасных и недоброкачественных товаров (млн. руб.),

защита жизни и здоровья людей от применения опасной продукции (натур, ед.),

количество потребителей, защищенных от опасных и недоброкачественных продукции и услуг (чел.).

Экономический эффект определяется:

поступлением средств в доходную часть федерального бюджета -- штрафы (млн. руб.),

компенсацией затрат из федерального бюджета на проведение госнадзора,

упущенной выгодой (млн. руб.), которая определяет доход или иное благо, не полученное лицом вследствие причинения ему вреда либо нарушения его права неисполнением обязательства, по которому оно было кредитором. Обычно представляет собой неполученную прибыль и подлежит возмещению как составная часть убытков или безвозвратных потерь.

По российскому законодательству в состав убытков включают недополученные кредитором доходы, которые были бы получены при исполнении должником обязательства.

Этот показатель относится непосредственно к субъектам хозяйственной деятельности, не соблюдающим требования стандартов, а косвенно касается инвесторов (кредиторов), связанных с кредитованием производственной деятельности.

Упущенная выгода складывается из стоимости запрещенной продукции, штрафных санкций и затрат субъектов хозяйственной деятельности на исправление брака (несоответствий), которые, по данным зарубежной практики, составляют в среднем 12% от объема запрещенной к реализации продукции.

Технологический эффект характеризуется тремя показателями:

уровнем выявления нарушений (%),

уровнем устранения нарушений (%),

интенсивностью надзора (количество проверок на одного инспектора в год).