Мероприятия, направленные на профилактику побегов из-под охраны. Профилактические мероприятия

Профилактика складывается, с одной стороны, из своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, и с другой - проведения индивидуальных мероприятий, ориентированных на конкретных осужденных с целью склонения их к отказу от преступных намерений, путем создания обстановки, исключающей возможность их осуществления.

Соответственно, повышение эффективности деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов требует разработки и проведения мероприятий профилактического характера на стадии выявления преступного намерения совершить побег. Это режимные, психологические, оперативные и воспитательные мероприятия, которые носят комплексный характер.

К числу общепрофилактических мероприятий относятся:

1. Осуществление комплекса мероприятий общепрофилактической направленности в весенне-летний период с учётом, так называемого сезонного фактора (с мая по сентябрь отмечается высокая побеговая активность осуждённых), в частности, приведение в надлежащее состояние инженернотехнических средств охраны (регламентные работы по ремонту и восстановлению, замена устаревшего оборудования на современное).

2. Обеспечение надёжной охраны, изоляции и надзора за осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в исправительных колониях и следственных изоляторах, эффективной воспитательной работы, оперативнорозыскной деятельности, организации труда осуждённых с целью недопущения побегов;

3. Создание приемлемых условий в период адаптации осуждённых и заключенных к жизни в ИУ (СИЗО); осуществление целенаправленной воспитательно-профилактической работы с вновь прибывшими в учреждение (32,5 % совершили побег, проведя в колонии от 6 месяцев до 1

года; 24,3 % - от 3 до 6 месяцев).

4. Осуществление жёсткого контроля со стороны соответствующих служб на получение осуждёнными информации о фактах удавшихся побегов со стороны других осуждённых (независимо от того, где и когда такой факт имел место).

5. Выявление осуждённых и заключенных, от которых можно ожидать совершения побегов, применения ухищрений для их совершения, при разработке и принятию мер по оказанию на них воспитательного, индивидуального профилактического воздействия;

6. Организация и осуществление профилактики побегов всеми структурными подразделениями исправительных учреждений, следственных изоляторов, территориальными органами ФСИН России, а также с органами внутренних дел, государственными и общественными организациями в субъектах РФ.

К числу режимных мероприятий относятся:

1. Жесткий контроль персонала учреждений за использованием осужденными промышленного оборудования учреждений. Отсутствие контроля со стороны администрации за хранением и использованием колющережущих инструментов осужденными, а также использование осужденными не по назначению промышленного оборудования, сырья, материалов и электроэнергии для изготовления подручных средств используемых при совершении побегов.

2. Качественное проведение мероприятий в рамках обысково- маневренной группы (далее ОМГ). Формальное проведение ОМГ, например на производственных объектах, способствовало совершению побега из ФКУ ИК- 19 ГУФСИН России по Иркутской области. В течение года четырем осужденным удалось соорудить подкоп протяженностью 35 метров (глубина около трех метров), оборудовать его освещением и в итоге беспрепятственно покинуть территорию учреждения. В том числе из-за халатного проведения ОМГ из ФКУ ИК-26 УФСИН России по Волгоградской области побег осужденными осуществлен через колодец, расположенный на территории ШИЗО, ПКТ. При проведении ОМГ необходимо использовать биолокационный метод обнаружения подкопов.

3. Выявление мест, опасных в побеговом отношении, принятие мер к их перекрытию.

4. Усиление внимания к поведению осуждённых в выходные и праздничные дни.

5. Соблюдение требований нормативных актов в частности организации и осуществления надзора за лицами, поставленными на профилактический учет, как склонных к побегу (проведение проверок наличия, вывод на объекты работ, размещение).

6. Эффективное использование системы видеонаблюдения, имеющейся в учреждениях ФСИН России.

7. Постоянная отработка взаимодействия отделов безопасности (режима) с отделом охраны по выявлению признаков совершения побегов, пресечению побегов со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Обучение личного состава действиям при совершении побега.

8. Элементарное выполнение сотрудниками дежурных смен учреждений требований нормативных актов при осуществлении надзора за спецконтингентом. В Обзорах ФСИН России неоднократно отмечались факты игнорирования дежурной сменой световых и звуковых сигналов о срабатывании рубежей обнаружения, отображавшиеся на мнемосхемах, не отправка резервных групп дежурных смен для выяснения причин срабатывания ТСОН; не реагирование поступившей по громкой связи и радиостанции информации о срабатывании «нулевого» рубежа обнаружения группой по патрулированию внутренней запретной зоны, позднее выдвижение к местам нарушения запретной зоны групп по патрулированию.

8. Недопущение бесконтрольного передвижения осужденных в учреждениях.

Мероприятия, направленные на профилактику побегов, проводимые службой охраны:

1. Неукоснительное выполнение требований ведомственных нормативных и распорядительных документов, направленных на профилактику побегов из-под охраны.

2. Дальнейшее совершенствование инженерно-технического обеспечения учреждений и объектов ФСИН, применение технических средств обнаружения, обеспечивающих достоверную выдачу сигнала при проникновении осужденных в запретные зоны, а так же перекрытие «мертвых» зон охранных извещателей, непрерывности рубежей обнаружения с применением как инженерных, так и технических средств охраны;

3. Повышение должного контроля и спроса со стороны руководства за результаты служебной и деятельности и подготовки личного состава в подчиненных подразделениях. По результатам проверок незамедлительно делать анализ и принимать безотлагательные меры по устранению выявленных недостатков.

4. Повышение уровня профессиональной подготовки персонала охраны учреждений, предусматривающее проведение качественной подготовки и организации занятий с личным составом. При проведении занятий особое внимание обращать на обучение и отработку навыков сотрудниками отделов охраны по организации службы и выполнение обязанностей личным составом в неблагоприятных условиях погоды (плохая видимость вызванной туманом, проливным дождем, снегопадом и т.п.);

5. Постоянное поддержание взаимодействия в процессе несения службы с оперативно-режимными подразделениями и практическая отработка умений и навыков по действиям при совершении побегов, осложнении обстановки, выработке алгоритма принятия решений, связанных с применением огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств.

6. Создание условий для выдвижения резервных групп караулов, обеспечение их беспрепятственного выхода на территорию, прилегающую к охраняемым объектам.

7. Организация психологической и воспитательной работы, проводимой с сотрудниками подразделений охраны, направленной на качественное исполнение ими своих обязанностей, незамедлительному принятию самостоятельного решения в складывающейся обстановке, на возможность применения ими огнестрельного оружия, в том числе на поражение.

Мероприятия, направленные на профилактику побегов, проводимые психологической службой:

Работа с осужденными и заключенными, осложняющими оперативную обстановку в учреждениях УИС, какими являются стоящие на учете как склонные к побегу, должна строиться на основе результатов углубленного психодиагностического обследования.

Изучение личности осужденных (заключенных)· Комплексное изучение личности возможно при наличии системы изучения личности осужденных в форме комплексных программ. Процесс изучения личности осужденных является одновременно процессом взаимодействия персонала различных служб.

В поле зрения сотрудников, осуществляющих воздействие, должны быть отрицательные черты осужденного, сформировавшиеся под влиянием неблагоприятных условий изоляции, дефекты социализации, проявляющиеся в различных сферах его жизнедеятельности.

Например, серьезную опасность в плане совершения побега и попыток повтора ранее совершенных действий представляет часть осужденных, которые не могут сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов. Ограничительным мотивом в частном случае может выступать наличие привязанностей в семье (жена, дети, престарелые родители) и к определенному месту жительства, наличие устойчивых интересов или значимых обязательств и т.д. Для них, в ситуации ослабления контроля (например, при этапировании) возникает большой соблазн изменить ситуацию. При этом влияние сильных эмоций на интеллектуальную переработку происходящего, может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии (импульсивный поступок). Рационального объяснения своего поведения впоследствии они дать не могут. Такие люди могут планировать побег, но не осуществлять до тех пор, пока не представиться наиболее удачный момент. Побег совершается только тогда, когда предоставляется возможность, то есть при появлении благоприятной ситуации они реализуют свои намерения. Если удобного случая не представится - побег не совершается. Стоит подчеркнуть, что если осужденные имеют высокую мотивацию на побег, то всегда при появлении малейшей возможности вероятность побега ими многократно увеличивается, а именно, следующих групп:

1. Осужденные (заключенные), отнесенные к группе спонтаннонеконформных, характеризуются низкой приспособляемостью благодаря выраженной активной позиции, неуравновешенности, отсутствию конформности.

У них быстро складывается импульсивный стереотипповедения, основанный на отказе принять правила внутреннего распорядка. На меры принудительного характера не реагируют т.к. отсутствует страх перед наказанием. Представляет реальную опасность для окружающих т.к. возможны проявления агрессивности в открытом поведении. Необходим особый контроль со стороны режимной службы.

Существует высокая опасность совершения побега. Так же возможен не запланированный побег при удобном случае (недосмотр конвоя).

2. Осужденные (заключенные), отнесенные к группе ригиднопедантичных, благодаря активности личностной позиции, практичности, целеустремленности могут успешно справляться и с организаторскими задачами. Возможно получение конкретного результата, если удастся построить деловые отношения на основе уважения и понимания реальных проблем. Способность заражать своей увлеченностью делает этих осужденных лидерами как положительных, так и отрицательных группировок. Во втором случае какое-либо серьезное воздействие воспитательного характера не возможно, в силу устойчивости негативных личностных качеств: упрямство, злопамятность. Возможны неадекватные реакции на проявление неуважения, которое относится на свой счет. Воздействие можно оказать только через усиление режима содержания.

Существует определенная опасность побега при наличии у осужденных достаточно развитого интеллекта и четко продуманного заранее плана.

3. Осужденные (заключенные), отнесенные к группе стенично- агрессивных,_ стремятся использовать все возможности для достижения личной выгоды и одновременно скрыть проявления агрессивности. Это определяет их стремление к власти. Развитая склонность к манипулятивным действиям позволяет более-менее успешно справляться с функцией организатора. Лишение возможности реализоваться в этой сфере приведет к проявлению враждебности и неуравновешенности. В конечном итоге к деструктивной конфликтности. Может стать неформальным лидером. Необходим постоянный контроль деятельности.

4. Осужденные (заключенные), отнесенные к группе эмотивно- впечатлительных^ориентируют поведение на получение внимания в любой доступной форме. Уязвимы к равнодушному отношению. Работоспособность резко падает после того, как исчерпан интерес к заданию. Не справляются с работой, требующей организаторских способностей т.к. чрезмерно фиксированы на собственной личности, избегает ответственности. В выполнении обязанностей необходим строгий контроль. Лживость и необязательность не носят преднамеренного характера. Есть опасность того, что ложь станет привычкой. Внушаемость и желание укрепить чувство собственного достоинства создает опасность попадания под влияние лидеров отрицательной направленности. Вызывающее поведение провоцирует конфликтные ситуации. Индивидуальная работа должна строиться на основе спокойной требовательности.

Существует определенная опасность совершения побега для осужденных, получивших негативную информацию из дома.

5. Осужденные (заключенные), отнесенные к группе пассивнотревожных, характеризуются несмелостью, неспособностью отстоять свою точку зрения в споре, что затрудняет их адаптацию в коллективе. Есть опасность возникновения постоянных негативных реакций со стороны окружения, что еще больше подтвердит отрицательное отношение к себе и закрепляет комплекс неполноценности. Обособленная позиция, общее безразличие, отсутствие инициативности затрудняет участие в делах коллектива. Есть опасность попадания под влияние отрицательно настроенных осужденных. Необходима полная занятость свободного времени, требовательность в отношении рабочих заданий, контроль за сферой общения в плане предупреждения конфронтации.

6. Осужденные (заключенные), отнесенные к группе активнооптимистичных, для них характерно проявление активности и авторитарность, стремление что-то делать направлено на самоутверждение. Ограничение самостоятельности ведет к вспышкам раздражительности. Необязательность и легкомыслие не позволяют длительное время удерживать внимание на себе как на организаторе. В связи с этим часто меняют круг общения. Вероятность примыкания к группе отрицательной направленности невысокая, т.к. не могут обеспечить проявление лидерских качеств. Необходим контроль за окружением. Быстро надоедает однообразие, необходима смена вида и места деятельности. Чувствительны к угрозе наказания. Быстро перестраивают поведение, чтобы исключить возможность потери каких-либо привилегий, поощрять необходимо только за очевидные достижения. Опасность совершения побега невысокая.

7. Осужденные (заключенные), отнесенные к группе конформных, имеют зависимость от авторитарного мнения, что создает опасность попадания под отрицательное влияние. На первом этапе будут руководствоваться желанием обеспечить безопасность, позже переняв все обычаи и привычки, сделают их нормой поведения. Выделить их из этой среды очень трудно, т.к. все новое воспринимают через личную неудовлетворенность и пессимистичную оценку перспектив. Важно начать работу с момента прибытия лица в ИУ (СИЗО). Находящиеся в местах лишения свободы способны длительное время выполнять достаточно однообразную, монотонную, напряженную работу. Особого интереса к смене деятельности не проявляют. Привыкают быстро, разрушение привычек опасно в суицидальном плане. Воспитательная работа должна строиться, основываясь на жестком контроле.

Особого внимания заслуживают лица, обладающие специфическими личностными признаками (в том числе имеющие психические аномалии, алкогольную и наркотическую зависимости, больные туберкулезом, ВИЧ- инфекцией и др.). Нередко, преступления совершаются осужденными данной категории без очевидных мотивов, внезапно, а поводом для их совершения может служить (с точки зрения человека без психических отклонений) незначительный факт. Большое количество осужденных не могут ответить на вопрос, что побудило их к совершению побега. Приведем типичный пример.

Осужденный П. (УФСИН России по Хабаровскому краю) после употребления стимулирующих веществ решил совершить побег, но был замечен часовым. Из объяснений следует, что мысли о совершении побега возникли спонтанно. Причину попытки побега осужденный объяснить не смог. По результатам проведенного ранее психодиагностических исследований выявлено: «Выражена эмоциональная напряженность, фон настроения снижен. Активность может проявляться в виде импульсивных поступков. Отмечается недостаточная способность к последовательным действиям, в связи с чем поступки плохо прогнозируемы. Испытывает трудности в адаптации. Отнесен к категории «склонных к деструктивному поведению». Относится к «притесняемым». Состоял на профучете как склонный к побегу. Вывод: причиной совершения побега послужили индивидуальные особенности личности осужденного.

Основными личностными факторами риска, способствующими совершению преступления, являются повышенная импульсивность и эмоциональная несдержанность данных лиц, а также алкогольная или наркотическая зависимость.

В настоящее время становится ясно, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения воздействия на личность не только социальных процессов, происходящих в обществе, но и естественных социальных ситуаций 1 .

Важна профилактика конфликтов и групповых эксцессов как система социально-психологических мер, направленных на предотвращение и прогнозирование эксцессов и преступлений. Прогноз, осуществляется на уровне среды осужденных (наличие тюремной субкультуры, стратификации, традиций и обычаев), на уровне отряда осужденных и малых неофициальных групп (работа с их членами, лидерами), на уровне личности осужденного (консультирование и проведение психолого-педагогических тренингов, а при необходимости применение медико-психиатрических мер с агрессивными и конфликтными личностями, алкоголиками, наркоманами). Соответственно, нами выделены следующие виды профилактических мероприятий, проводимых психологическими службами, а именно:

1. Проведение групповой и индивидуальной коррекционной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете: привлечение их к участию в тренингах, направленных на снижение импульсивности, повышение волевой саморегуляции, а также на контроль собственного поведения.

2. Проведение работы с родственниками осужденных, так как одним из мотивов совершения побега являются нерешенные семейные проблемы. Это

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.,1998. - С.5.

семейное консультирование, привлечение родственников к воспитательному процессу с осужденными.

3. Осуществление психологического просвещения персонала с целью повышения компетентности сотрудников. Знание психологических особенностей лиц, склонных к совершению побега, помогает сотрудникам быть более наблюдательными, предупредительными и не допустить преступления. При возникновении проблемных ситуаций в семье осужденных «группы риска» необходимо обратить внимание заинтересованных служб на возможность неадекватного поведения и совершения необдуманного поступка (возможно, побега) осужденным под влиянием сложившихся обстоятельств.

Результативность данных мер, основана не только на индивидуальном подходе к исправлению осужденных, знании социально-психологических закономерностей пенитенциарной среды, умении их отлеживать и учитывать их, но и на согласованности и их своевременности действий служб учреждения в вопросах профилактики побегов. При этом сотрудники каждого структурного подразделения пенитенциарного учреждения по своим направлениям фиксируют динамику отбывания осужденным наказания:

Еще по теме МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПОБЕГОВ ИЗ-ПОД ОХРАНЫ:

  1. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПОБЕГОВ ИЗ-ПОД ОХРАНЫ
  2. 2.1. Внешние уголовно-исполнительные охранительные средства частного предупреждения правонарушений
  3. Внутренние уголовно-исполнительные охранительные средства частного предупреждения правонарушений
  4. Криминологические охранительные средства предупреждения правонарушений
  5. § 1. Предупреждение рецидивной преступности при исполнении лишения свободы
  6. § 1. Профилактика правонарушений, обуславливаемых деятельностью групп отрицательной направленности
  7. Становление и развитие административной деятельности отечественных органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних
  8. Особенности организации деятельности участкового уполномоченного полиции в курортном регионе
  9. Методическое обеспечение межрегиональной координации правоохранительной деятельности органов внутренних дел

- Авторское право - Адвокатура - Административное право -

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №_______

Утверждена приказом директора муниципального общеобразовательного

учреждения средней

общеобразовательной школы

от___________________№____________

ПРОГРАММА

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Г. ВОЛГОДОНСК

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа

Пояснительная записка.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Актуальность программы

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Отсюда высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, употребление табака, алкоголя, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу.

Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо - эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана эпидемией наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения охватившая Россию, представляет опасность не только для отдельного индивида, но и для здоровья нации в целом. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Программа предоставляет детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т.д.) испытать новые

ощущения (походы, выезды и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).

Концепция программы. Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом». В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Основные направления деятельности, методы и формы работы

1. Диагностика всех участников программы: проведение социологических исследований по вредным привычкам;

    изучение уровня воспитанности обучающихся;

    систематические педагогические наблюдения за учащимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной зависимости.

2. Организация взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями, библиотеками, общественными организациями, учреждениями здравоохранения.

3. Работа с учащимися школы:

    пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм;

    проведение тематических классных часов;

    лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов;

    выступления по школьному радио направленные на профилактику употребления ПАВ;

    конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных подростков»;

    проведение заседаний Совета профилактики.

4. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:

    своевременное выявление проблем у учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;

    организация консультаций в школе по работе с проблемными детьми, их родителями и педагогами;

    организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений.

    Работа с родителями:

    проведение классных и общешкольных родительских собраний;

    выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;

    индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков;

    родительский патруль, общешкольные педагогические рейды;

    приглашение родителей на заседания Совета профилактики.

Принципы, определяющие стратегическую тактику психолого-педагогического управления профилактикой негативных явлений

    Принцип поуровневой дифференциации профилактических действий (учет личностных особенностей каждого из учащихся и групп (коллективов), которые объединяют учащихся.

    Принцип согласования учебной и профилактической деятельности.

Принцип опережающего воздействия (своевременное педагогическое вмешательство).

    Принцип практической целесообразности.

    Принцип динамического развития и системность.

    Принцип научной объективности.

    Принцип интегративности.

    Принцип формирующей направленности (управление профилактикой –в тесной связи с реализацией планов воспитания.

Раздел II. Основные цели, задачи сроки и этапы реализации программы, целевые показатели.

Цели:

    Защита жизни и здоровья обучающихся.

Задачи:

    Вовлечь детей из «группы социального риска» в досуговую деятельность.

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Задачи:

  1. Определить степень информированности детей и подростков по проблеме;

    Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;

    Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Реализация первого этапа:

    Проведение исследований – образ жизни молодежи, занятость подростков в досуговой деятельности, ценностные предпочтения выпускников, мониторинг отношения подростков к ПАВ, факторов риска наркотизации детей и подростков в семье.

    Создание рабочих групп педагогов, являющихся кураторами наставничества по направлениям работы с одаренными детьми, детьми «групп риска».

    Организация работы по развитию профессиональной компетентности специалистов образовательного учреждения, в том числе классных руководителей, учителей-предметников, специалистов дополнительного образования в ходе обучающего семинара: «Система первичной профилактики аддитивного и девиантного поведения несовершеннолетних в МОУ СОШ №

    Организация сетевого взаимодействия и социального партнёрства на муниципальном уровне с центром «Гармония», Службы занятости, Организация Межведомственного взаимодействия с представителями ОДН и КДН, прокуратуры.

2 этап – Этап реализации программы (ноябрь-май)

    Разворачивание деятельности по программе;

    Внедрение инновационных технологий в работе педагогов школы;

    Формирование представлений о здоровом образе жизни;

    Выработка умения противостоять давлению негативной среды

    Организация досуговой деятельности несовершеннолетних.

Реализация второго этапа:

    Внедрение инновационных технологий в работе педагогов ОУ по направлениям профилактической деятельности с детьми групп «риска»:

Предпрофильного и профильного сопровождения выпускников,

Организация досуговой деятельности,

Организации летней занятости обучающихся;

    Взаимодействие структур образовательного учреждения (методического объединения классных руководителей, учителей – предметников, системы дополнительного образования, социально – психологической службы) по обмену опытом работы с целевыми группами обучающихся.

    Организация учебной, образовательной, исследовательской, проектной, аналитической, экспертной, компетентностной, продуктной деятельности детей в рамках реализации программы.

3 этап – мониторинг и корректировка программы по результатам мониторинга. (май)

1. Отследить результативность программы;
2. Провести анализ деятельности образовательного учреждения в рамках
реализации программы;
3. Выявить проблемные области образовательной деятельности;
4. Провести корректировку программы.

Реализация третьего этапа:

    Мониторинг психологического климата в классном коллективе, с целью выявления риска ранней дезадаптации детей среднего школьного возраста;-мониторинг ценностного ориентационного единства классного коллектива старшей школы;

    Мониторинг степени вовлечённости старшеклассников в дополнительное образование, как сферу полезной занятости в свободное время;

    Мониторинг «Подросток и ПАВ»;

    Мониторинг «Семья, как фактор риска»;

    Мониторинг профессионального определения выпускников.

Целевые показатели программы.

Оценка эффективности и результативности Программы производится ежеквартально на основе использования системы целевых индикаторов в процентах и показателей в абсолютных цифрах. Оценка производится путём сравнения текущих значений целевых индикаторов с результатами прошлого года.

Наименование показателей эффективности

Единица измерения

Базовый показатель года 2015

Планируемый показатель

Реальный показатель

Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН и КДНиЗП

Количество учащихся состоящие на внутришкольном учете

Доля учащихся употребляющих табачные изделия

Доля учащихся, употребляющих алкогольные напитки

Доля учащихся, вовлечённых во внеурочную досуговую деятельность

Доля родителей охваченных профилактическим просвещением.

Самовольные уходы детей и дому (беспризорные и безнадзорные)

Систематически пропускающие занятия

без уважительных причин

Цели:

1. Защита жизни и здоровья детей дошкольного возраста.

    Профилактика безнадзорности несовершеннолетних.

    Пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни.

    Пропаганда культурно-семейных ценностей.

    Оказание превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

Задачи:

    Выявить воспитанников, склонных к асоциальному поведению.

    Выработать у детей устойчивую психологическую защиту от различных негативных явлений общества путём развития системы ценностей.

    Выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового образа жизни.

    Совместное сотрудничество педагогов, обучающихся по профилактике вредных привычек.

    Повысить правовые знания родителей и педагогов.

ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Наименование мероприятия

аудитория

реализации

Ответственный

Вид отчета

I . Профилактика безнадзорности и правонарушений

(работа по предупреждению самовольных уходов, организация работы с уклоняющимися от обучения, мероприятия по исполнению ОЗ №346-ЗС, работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и т.д.)

Участие обучающихся в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий: конкурсов, праздников, акций, слетов, игр, соревнований)

Формирование культурной, творческой компетентности обучающихся

1-11 классы

психолог, Зам. директора по ВР, классные руководители

Контроль за посещениями, обучающимися секций, кружков.

Снижение числа обучающихся поставленных на учет

1-11 классы

В течение года

Педагог-психолог, Зам. директора по ВР, Кл. рук

инспектор ОДН

Организация летнего отдыха обучающихся «Группы риска».

Рациональная организация свободного времени учащихся.

1-11 классы

В течение года

Мониторинг психологического климата в классном коллективе

2-11 классы

Октябрь-ноябрь

психолог

Мониторинг профессионального определения выпускников

Выявление риска ранней дезадаптации детей

9,11 классы

психолог

Организация горячего питания.

Укрепления здоровья.

1-11 классы

В течение года

психолог, Зам. директора по ВР, Кл. рук.

Кл. часы посвященные профилактике правонарушений.

Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственное решении.

1-11 классы

В течение года

психолог, Зам. директора по ВР, Кл. рук

инспектор ОДН

Разработки классных часов

Занятие в тренинговом режиме «Быть уверенным -это здорово»

Формировать навыки уверенного поведения и умения противостоять давлению

6-е классы

психолог

Неделя правовых знаний

Правовое воспитание несовершеннолетних.

1-11 классы

В течение года

Инспектор КДНиЗП, инспектор ОДН

Аналитические справки

Оформление стенда:

«Права и обязанности»;

«Подросток и закон».

Формирование правовой компетентности обучающихся

1-11 классы

постоянно

Зам. директора по ВР. Кл. рук.

Организация встреч подростков, склонных к правонарушениям с работниками правоохранительных органов.

Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков

1-11 классы

1 раз в квартал

Зам. директора по ВР
инспектор ОДН

Издание школьной газеты «Чертова дюжина» с рубриками:

- «Права ребенка»;

- «Криминальная опасность»;

- «Юридическая консультация»;

- «Азбука выживания»;

- «Знать, чтобы не оступиться»;

- «Скоро в армию»;

- «Школа жизни» и другие.

Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголя.

постоянно

Зам. директора по ВР
Педагог-психолог
Кл. рук.

Школьная газета

Программа социально-психологического тренинга для подростков «Я и закон»

Формирование отношения к правилам и закону как регуляторам социального поведения.

7-8 классы

Сентябрь-май

В течение года

Педагог-психолог

Журнал учета групповых работ

Программа преодоления трудностей общения у детей мигрантов и не мигрантов.

Формирование толерантных установок сознания.

Сентябрь-февраль

Педагог-психолог

Классный час с элементами тренинговой и игровой работы «Время доверять».

Популяризация детского телефона доверия

8-е классы

Информационная справка

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Выявление родителей «Группы риска» и обеспечение им поддержки в оказании психолого – педагогической помощи.

Определение условий жизни детей и семей «группы риска»

1-11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР
Педагог-психолог
Кл. рук.

Справки, акты обследования

Организация индивидуального консультирования родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей:

Предупреждению ранней алкоголизации,

наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

Тематические родительские собрания :

-«Как способствовать укреплению здоровья школьника»

-«Не «просмотрите» своего ребенка», информационная безопасность

-«Моральное и физическое насилие в семье»

-«Организация свободного времени»

-«Непослушный ребенок»

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Осознание и принятие родителями ответственности в профилактике употребления детьми ПАВ.

Предупреждение эмоционального отвержения детей, жестокого обращения родителей с детьми

Повышение педагогической компетентности родителей

1-11 классы

Родители

1,2 классов

Родители 7-8,

Родители 9-11,

Родители 7-8,

Родители 3,4

В течение года

Зам. директора по ВР
Педагог-психолог
Кл. рук.

Педагог-психолог
Кл. рук.

Журнал учета

Протоколы родительских собраний

Привлечение групп родительской поддержки, специалистов КДНиЗП и защите их прав, ОДН.

1-11 классы

Постоянно

Зам. директора по ВР
Педагог-психолог
Кл. рук.

Оказание практической помощи семье в возвращении ребенка в семью (в случае ухода ребенка из дома)

Профилактика безнадзорности и правонарушений.

1-11 классы

Зам. директора по ВР,
Педагог-психолог
Кл. рук.

Тренинг «Пути преодоления конфликта

Улучшение детско-родительских отношений.

1-11 классы

Педагог-психолог

Аналитические справки

II . Профилактика употребления психоактивных веществ

(все мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни)

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

Комплексная оценка системы спецефичеких отношений в классном коллективе. Исследование -индивидуально -личностных особенностей детей. Комплексная диагностика детей «группы риска»

В течение года

Педагог-психолог
Кл. рук.

Аналитические справки

Проведение мероприятий

"За здоровый образ жизни"

Создание условий, способствующих приобретению подростками нового положительного социального статуса.

Зам. директора по ВР

Проведение тренинговых занятий «Правовая азбука»

Развитие самосознания

8-11 классы

Педагог-психолог

Журнал учета групповой работы

Цикл бесед на тему здорового образа жизни

Формирование комплексных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

В течение года

Кл. руководители

Спортивные соревнования, работа спортивных секций МБОУ СШ № г.Волгодонска, проведение ежегодного Дня здоровья.

Формирование потребности в здоровом образе жизни

В течение года

Учитель физкультуры

Рейды «Курению бой объявили мы с тобой»

Профилактика табакокурения.

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

«Будущее начинается сегодня» - работа

детских лекторских групп по классам

(информационные пятиминутки) по

основам здорового образа жизни.

Формирование мотивации сохранения собственного здоровья.

Зам. директора по ВР

Справки (фото)

Конкурс буклетов «Правила на все жизнь!»

Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни»

Создание условий, способствующих приобретению подростками нового положительного социального опыта

Развитие творческого потенциала ребенка

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Театрализованная постановка

Проведение тематических классных часов:

-«Здоровый я- здоровая семья»;

-«Спорт, как альтернатива пагубным привычкам!».

Единый классный час: «Суд над сигаретой»;

«День против курения»;

«Хочешь жить - бросай курить»;

«Личность и алкоголь»;

«Горькие плоды «сладкой жизни», или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков»

Принятие ответственности подростками за свое поведение и здоровье. Формирование у подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

5-9 классы

5-11 классы

Кл. руководители

Разработка классных часов

День открытых дверей: встреча с психологом центра ………

Формирование моральных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни.

1 раз в год

Зам. директора по ВР

Деловая игра «Умей сказать НЕТ!»

Формирование устойчивой установки на отказа от вредных привычек.

Сентябрь

психолог,

Игра «Путешествие в страну Зеленого Змея»

Формирование представлений о здоровье как о высшей человеческой ценности, необходимом условии полноценной и счастливой жизни.

4-5 классов

Сентябрь

психолог,

Презентация компьютерных проектов: «Интернет против наркотиков»

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

7-8 классы

Кл. руководители

Презентация

Встречи сотрудников наркодиспансера

Профилактика курения и пьянства, употребления токсических и наркотических веществ.

В течение года

Зам. директора по ВР

Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет.

Помощь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развитие чувств собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях.

3-4 классы

Сентябрь-май

психолог

Журналы учета групповых работ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Организация и проведение родительских собраний по проблемам безнадзорности и злоупотреблению ПАВ среди несовершеннолетних:

-«Антиникотиновое и антиалкогольное воспитание обучающихся» (лекторий);

-«Занятость во внеурочное время»;

-«О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях»;

Информационная безопасность учащихся в интернет пространстве»

-«Охрана жизни и здоровья детей -забота родителей»

Повышение педагогической и психологической компетентности родителей.

5-11 классы

1-11 классы

5-11 классы

5-11 классы

1-11 классы

5-11 классы

Постоянно

Директор,

Зам.директора по УВР,

Классные руководители

Классные руководители

Классные руководители

Педагог-психолог, Инспектор ОДН

Консультации родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий

Постоянно

Педагог-психолог

Журналы учета

Участие в заседаниях совета профилактики

Предупреждение противоправного поведения учащихся школы, профилактика курения и пьянства, употребления токсических и наркотических веществ..

1 раз в квартал

Зам.директора по УВР,

Кл. рук, педагог-психолог

Протоколы.

III . Организация работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

(комплекс мер, направленных на реабилитацию семьи)

Выявление и учет семей и детей, находящихся в социально-опасном

положении;

Родители1-11

Постоянно

Зам. директора по ВР

педагог-психолог

Социальный паспорт

Посещение семей учащихся «группы риска» с целью изучения характера

взаимоотношений, особенностей семейного воспитания,

эмоциональной атмосферы в семьи. Выяснение близкого окружения семьи.

Проведение комплексной оценки ситуации в семье

Родители1-11

В течение года

Зам. директора по ВР

педагог-психолог

Акты обследования

Предметный разговор «Зачем человеку нужна семья?»

Укрепления статуса семьи.

Родители,учащиеся1-11

Зам. директора по ВР

Родительские собрания:

-«Совместное проведение свободного времени»;

-«Профилактика правонарушений»;

-«Значение семейных отношений в период полового созревания ребенка»;

-«Репродуктивное здоровье будущих родителей. Влияние вредных привычек на здоровье человека»;

-«Вредные привычки детей и родителей»;

Развитие психолого-педагогической культуры родителей.

Родители

5-9 классов

7-11 классов

6-11классов

5-11 классов

Кл. руководители,

Инспектор ОДН

Протоколы родительских собраний.

Организация помощи в трудоустройстве.

Помощь в трудоустройстве.

Родители1-11

Зам. директора по ВР

Справки с места работы.

Организация индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении

Предупреждение и устранения безнадзорности правонарушения

Постоянно

Кл. руководители, педагог-психолог

Привлечение семей к участию в мероприятиях культурно-

оздоровительного характера (спортивные игры, туристические

Повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей;

Родители1-11

Постоянно

Зам. директора по ВР

Кл.рук., учитель физкультуры

РАБОТА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ

Изучение нормативно-правовых документов по организации профилактической работы в школе

Повышение правовой грамотности педагогов в вопросах организации и ведении профилактики в образовательном учреждении

Зам.директора по ВР

психолог, кл. рук, учителя предметники

Зам. директора

Нормативно-правовые документы

Совещание при директоре с целью обсуждения путей реализации плана по профилактики социально-негативных явлений.

Определение конкретного содержания и форм профилактической работы для разных целевых групп

коллектив

Сентябрь

Директор

Организация работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детей «группы риска»

Предупреждение и устранения безнадзорности правонарушения

Протокол совещания при директоре

Выставка литературы по профилактике злоупотребления ПАВ

Составление библиографических списков книг (в наличии, рекомендуемой).

Знакомство с новыми методическими разработками и рекомендациями для классных руководителей, учителей-предметников по организации профилактической работы

коллектив

В течение года

Библиотекарь

Выставка

Составления социального паспорта ОУ, выявление детей группы риска

Предупреждение и устранения безнадзорности правонарушения

Учащиеся школы их родители.

Сентябрь

Списки неблагополучных детей

Мониторинг «Изучение предпочтений свободного времени молодежи».

Предупреждение и устранения безнадзорности правонарушения

Учащиеся школы их родители.

Кл. рук., учителя –предметники, педагог-психолог

Аналитические справки

Презентация кружков и секций.

Снижение числа обучающихся поставленных на внутришкольный учет

Учащиеся школы

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

Презентации

Семинары:

-«Проблемные ситуации в школе и способы их разрешения»;

-«Формы работы по профилактике вредных привычек среди учащихся».

Мотивы потребления наркотиков»

-«Стресс, как фактор риска»

Круглый стол:

-«Эффективное взаимодействие школы, органов и учреждений системы профилактике по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение уровня подростковой преступности безнадзорности и правонарушений

Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов

Кл. руководители, учителя предметники

Сентябрь

Февраль

Зам. директора

Педагог-психолог

Зам. директора

Педагог-психолог

Инспектор КДНиЗП,

Протоколы

Создание банка материалов для классных часов по проблеме ЗОЖ.

Кл. руководители

В течение года

Зам. директора

Педагог-психолог

Разработка классных часов

Организация встреч с врачами, наркологами

Повышение компетентности педагогов по пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетний

Организация взаимодействия всех служб по профилактической работе

Педагоги

В течение года

Зам. директора

Аналитические справки

Совместная работа с наркотическим диспансером (лекции, семинары)

Повышение правовой компетентности педагогов по проблеме распространения ПАВ несовершеннолетних.

Организация взаимодействия всех служб по профилактической работе

Педагоги

В течение года

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

Директор наркотического диспансера

Аналитические справки

Совместная работа

с инспектором по делам несовершеннолетних

(консультации, встречи, беседы)

Повышение компетентности педагогов по проблеме распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними

Педагоги

В течение года

Зам. директора

Педагог-психолог

Аналитические справки

Профилактические мероприятия проводятся независимо от наличия заболеваемости с целью предотвращения формирования эпидемических вариантов возбудителя. По направленности действия выделяют следующие группы мероприятий (рис. 9).

Рис. 9. Группировка профилактических мероприятий

иммунокоррекция

    Мероприятия, направленные на источник инфекции: при антропонозах (источник инфекции–человек) - выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней; при зоонозах (источник инфекции–животное) - ветеринарно-санитарные мероприятия, профилактическая дератизация.

    Мероприятия, направленные на механизм передачи: санитарно-гигиенические мероприятия, профилактическая дезинфекция, профилактическая дезинсекция.

    Мероприятия, направленные на восприимчивость организма человека: плановая иммунопрофилактика, иммунокоррекция.

    Общие мероприятия: лабораторные исследования, гигиеническое воспитание населения.

Мероприятия, направленные на источник инфекции

При антропонозах наибольшее значение имеют мероприятия по выявлению источников инфекции. Выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней должно быть активным, полным и своевременным.

Активное выявление источников большинства возбудителей инфекции осуществляется среди отдельных групп населения. Показаниями к проведению такой работы являются особенно высокая потенциальная опасность определенных категорий населения для распространения инфекции или высокий риск заражения их самих. К этим группам относятся взрослые некоторых профессий и дети, посещающие детские дошкольные учреждения или воспитывающиеся в организованных коллективах.

Активное выявление скрытых источников инфекции осуществляется в два этапа.

Активное выявление больных выполняется педиатром при допуске ребенка в организованный коллектив впервые или после его отсутствия в коллективе в течение 3 и более дней. В этом случае врач должен убедиться в том, что ребенок здоров и не был в контакте с инфекционными больными. Профилактические осмотры при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности лиц, подлежащих предварительным и периодическим медосмотрам, осуществляются врачами-терапевтами в соответствии с инструктивными документами. Например, «пищевики» и лица, к ним приравненные (работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли пищевыми продуктами, работники детских и лечебно-профилактических учреждений, школ, школ-интернатов, оздоровительных и спортивных учреждений для взрослых и детей, лица, обслуживающие водопроводные сооружения, работающие на предприятиях бытового обслуживания населения, на всех видах транспорта, связанные с непосредственным обслуживанием пассажиров), при приеме на работу подвергаются медицинскому осмотру, рентгенологическому обследованию, лабораторному обследованию на наличие возбудителей кишечных инфекций, стафилококков, яиц гельминтов. Медицинские работники, постоянно имеющие контакт с кровью, должны периодически обследоваться на носительство возбудителей вирусных гепатитов В и С .

Активное выявление больных туберкулезом организуется среди всего населения противотуберкулезной и санитарно-эпидемиологической службами, а реализуется медицинскими работниками амбулаторно-поликлинических учреждений посредством флюорографических обследований взрослого населения и аллергологических обследований детей и подростков. Целью лабораторных обследований лиц, общавшихся с источником инфекции в эпидемическом очаге, а также подворных и поквартирных обходов во время подъема заболеваемости определенной инфекцией на территории обслуживания служит активное выявление больных с субклиническими и бессимптомными формами и носителей.

Пассивное выявление источников инфекции осуществляется непосредственно при обращении пациента за медицинской помощью.

Выявление инфекционных больных в повседневной работе возлагается на участковую медицинскую службу. Участковый терапевт и участковый педиатр в работе по выявлению инфекционных больных опираются на клинические признаки заболевания, эпидемиологические данные и на результаты лабораторных обследований больных с подозрением на инфекцию. В необходимых случаях участковый персонал может получить консультации по диагностическим и другим вопросам инфекционной патологии в кабинете инфекционных заболеваний поликлиники. Инфекционные больные, являясь источниками инфекции, представляют опасность для лиц, с которыми они общаются, поэтому должны обслуживаться участковыми врачами на дому.

В тех случаях, когда источниками инфекции являются сельскохозяйственные или домашние животные, ветеринарно-санитарные мероприятия по ограничению их эпидемической значимости проводятся соответствующей службой. Если источниками инфекции служат грызуны, то проводятся мероприятия по их уничтожению (дератизация). Дератизационные мероприятия (организационные, методические, контрольные) проводятся отделами профилактической дезинфекции территориальных ЦГЭ.

К ветеринарно-санитарным мероприятиям относятся выявление, изоляция или уничтожение больных животных, иммунопрофилактика, ветеринарно-санитарный надзор за животноводческими хозяйствами, предприятиями по убою скота, переработке продуктов животноводства и др. При некоторых зоонозах на территории очага инфекции, а также в хозяйствах, на предприятиях и в населенных пунктах, территориально связанных с очагом, решением местных органов власти устанавливается ветеринарный карантин.

Дератизация - это комплекс мероприятий по борьбе с грызунами, являющимися источниками инфекции или наносящими экономический ущерб. Дератизационные мероприятия подразделяются на профилактические и истребительные.

Профилактические мероприятия в системе дератизации направлены на лишение грызунов корма, пространства и условий для гнездования. Это достигается путем проведения санитарно-гигиенических мероприятий и использования санитарно-технических средств.

Истребительные мероприятия проводятся на основе биологического, физического и химического методов.

Биологический метод борьбы с грызунами является первым, наиболее древним и состоит в использовании естественных врагов грызунов: кошек, собак, хорьков.

Физический метод целесообразно использовать при проведении борьбы с грызунами на небольших объектах. Для этих целей применяются механический (ловушки, капканы, живоловки, мышеловки), электрический и акустический (ультразвуковые установки) способы.

Химический метод предполагает использование веществ, ядовитых для грызунов, - ратицидов. Основными ратицидами являются фосфид цинка, зоокумарин, ратиндан. В составе химического метода борьбы можно выделить следующие способы: использование ядов легочного пути поступления (газация); использование ядов кишечного пути поступления (приманочный и бесприманочный приемы).

Современный русский язык богат различными словами, понятиями и терминами. В данной статье хочется поговорить о том, что же такое профилактика: какие виды ее существуют, какие есть меры и методы.

О понятии

В первую очередь, конечно же, надо определиться с самым главным понятием, которое будет использоваться в данной статье. Итак, профилактика - это некий комплекс различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение проблемы или явления еще до их возникновения, или же это предотвращение различного рода факторов риска относительно этой же проблематики.

Об уровнях

Итак, мы разобрались, что профилактика - это комплекс мер, направленных на преодоление проблемы, которая пока еще не возникла или находится в зачаточном состоянии. Однако рассматривая данную тему, стоит сказать и о том, что существуют также и ее различные уровни.

  1. Государственный. В данном случае меры профилактики прописываются на высших уровнях государственной власти, это некие законодательные меры, направленные на улучшение здоровья или же благосостояния (в зависимости от вида) жителей страны.
  2. Общественный (или трудового коллектива) - более низкий уровень. Профилактические меры направлены на определенную группу людей.
  3. Семейный уровень. Профилактические меры относительно членов одной семьи.
  4. Индивидуальный, или личностный. В таком случае профилактика касается отдельно взятого человека.

Направления

Также стоит сказать и о том, что мероприятия по профилактике могут проводиться в различных направлениях. Так, их существует несколько:

  1. Поведенческое направление. Как пример: профилактика девиантного поведения, правонарушений и т. д.
  2. Санитарно-гигиеническое. Это область гигиены, а также медицины.
  3. Функционально-биологическое (например, пожарная безопасность).
  4. Лечебно-оздоровительное.

Согласно этим четырем направлениям и проводятся различные профилактические меры.

Виды профилактики

Итак, какие же существуют виды профилактики? Согласно одной классификации, их существует два:

  1. Личностная, т. е. индивидуальная, направленная на одного отдельно взятого человека.
  2. Общественная, когда профилактические меры распространяются на группу людей, общество или же всех жителей одной страны.

Иная группировка видов профилактических мер может происходить в зависимости от области их действия.

  1. Медицинская профилактика.
  2. Социальная.
  3. Пожарная.
  4. Преступная и т. д.

Таких подвидов может быть огромное количество, рассматривать же их нужно отдельно, а не вместе в одном тандеме.

Задачи

  1. Проведение различных комплексов и мер по профилактике.
  2. Использование инновационных форм в различных областях для улучшения профилактических мер.
  3. Формирование понимания среди людей необходимости периодического проведения профилактических мер по тому или иному вопросу (будь то медицина, отрасль пожаротушения или же жизни).

Принципы

Разобравшись, что профилактика - это комплекс предупредительных мер, стоит уделить внимание также принципам, которые используются при создании профилактических программ на различных уровнях.

  1. Составление программ профилактики на основе периодического анализа проблемы.
  2. Принцип стратегической целостности. Единая стратегия профилактической деятельности по тому или иному вопросу.
  3. Принцип многоаспектности. Сочетание в профилактике личностного аспекта, поведенческого и т. д.
  4. Принцип ситуационности. Соответствие профилактических мер реальным требованиям.
  5. Принцип солидарности. Содействие и помощь в проведении профилактики между организациями различных уровней.
  6. Принцип легитимности. Основывается на принятии методов профилактических мер людьми, для которых данные методы и предназначены.
  7. Принцип максимальной дифференциации и полимодальности. Применение параллельно нескольких методов профилактики, их взаимосвязь, гибкость и т. д.

О медицинской профилактике

Стоит сказать о том, что, наверное, наиболее распространена на государственном уровне в нашей стране именно медицинская профилактика. В этой области знания их выделяют три типа:

  1. Первичная профилактика. Это некая система мер, направленная на выявление причин заболевания и их устранения. Основная цель данных методов: активизация сил организма для противостояния воздействию отрицательных факторов.
  2. Вторичная. Это уже комплекс мероприятий именно оборонного характера: выявление и предупреждение рецидивов, прогрессирования патологического процесса и т. д.
  3. Третичная. Это элемент вторичной профилактики, который не всегда и выделяется в отдельный пункт. Это может быть реабилитация больных, инвалидов, у которых утрачена возможность к полноценной жизнедеятельности.

О принципах

Что касается уровней профилактики, то им присущи следующие весьма важные принципы:

  1. Непрерывность.
  2. Дифференцированный характер.
  3. Массовость.
  4. Комплексность профилактических мер.
  5. И, конечно же, научность.

Стоит сказать о том, что мероприятия медицинской профилактики могут быть различными, начиная с санитарно-гигиенических процедур или отравления) до вакцинации (профилактика основных заболеваний, которых можно избежать путем введения небольшого количества вируса в организм человека для ознакомления тела с ним и выработки защитного механизма на случай эпидемии).

Пожарная профилактика

Существует также понятие «пожарная профилактика». Это комплекс различных мероприятий, направленных на предупреждение пожарных ситуаций. Стоит сказать о том, что данный вид профилактических мер используется не только работниками МЧС, они нужны в строительстве при возведении всех зданий различных типов (как жилых, так и нежилых помещений), планировке и застройке как городских, так и сельских местностей. Меры профилактики пожаров могут быть следующими:

  1. Не только контроль, но и разработка и внедрение правил пожарной безопасности.
  2. Ведение планировки и конструирования объектов с учетом их пожароопасности.
  3. Содержание в надлежащем порядке и совершенствование мер пожарной системы.
  4. Регулярное проведение специалистами обследований различных предприятий на предмет соблюдения правил пожарной безопасности и готовности пожарных систем к быстрому реагированию.
  5. Пропаганда пожарно-технических знаний среди людей на предприятиях, в школах и т. д.

О социальной профилактике

Стоит сказать и о том, что существует также еще один вид - социальная профилактика. Это некая система мероприятий, которые направлены на предупреждение, локализацию или устранение конкретных негативных проявлений в обществе. Существуют особые меры данного вида профилактических действий. Они подразделяются на:

  • общие (предназначены для большого количества людей: улучшение условий труда, профилактика девиатного поведения среди подростков и т. д.);
  • специальные (данные меры направлены на особую совокупность людей, которые являются группой риска в данной проблематике; например, при профилактике правонарушений);
  • индивидуальные меры (работа направлена на отдельных людей, которые находятся в той же группе риска, что и в пункте выше).

При этом методы профилактики используются на различных уровнях: личностном, семейном, социальном, государственном.

Основные моменты

Особого внимания также заслуживает социальная профилактика с точки зрения особых ее моментов. Зачем же она нужна?

  1. В обществе ежедневно существует огромное количество различных стрессовых ситуаций. Если их не разрешать, они накапливаются и вырастают в огромную проблему. Профилактические меры способны в зачатке убить развивающуюся «заразу» и избавить общество от разбора последствий данного состояния.
  2. Все же основная цель - не реагирование на возникающую проблему, а вовсе ее предотвращение. Для этого нужен глубокий анализ общественных отношений в определенный период времени и согласно определенной обстановке в стране (кризис, и т. д.).
  3. Методы профилактики призваны обучить людей новым навыкам, дать особые знания для достижения собственных целей или сохранения здоровья.
  4. Службы профилактики призваны находить оптимальные способы как для предотвращения проблем, так и для их решения.

Социальная профилактика на государственном уровне

Профилактические меры важно грамотно проводить на каждом уровне. Однако особого внимания заслуживает государственная социальная профилактика, которая проводится благодаря различным мерам: экономическим, социально-политическим, социально-культурным, правовым. Меры, которые при этом активно применяются:

  1. Разъяснительная работа, согласно данной проблематике, на предприятиях различного уровня.
  2. Профилактическая проверка (знаний, если необходимо - инструментов).
  3. Осуществление профилактических рейдов и операций.
  4. Социальный патронат - поддержка лиц, нуждающихся в помощи.

Повсеместное распространение наркомании приобрело угрожающие масштабы, а меры, принимаемые в качестве профилактики данного опасного для каждого явления, должны быть направлены на все слои общества и представлять собой комплекс разноплановых действий с высокой степенью результативности.

Мероприятия по профилактике наркомании

Различного рода мероприятия, цель которых — профилактика наркомании, должны направляться выявление имеющихся провокационных факторов и случаев пристрастия к наркотическим веществам, а также определение причин склонности к наркомании. Важным также я является нахождение путей устранения возможностей и причин возникновения данной болезни.

Основными направлениями мер по профилактике наркомании и алкоголизма являются социальные, педагогические и медико-психологические мероприятия, направленные на выявление имеющихся проблем и возможность их решения. Наиболее важными на сегодняшний день можно считать , поскольку именно подростки являются категорией населения, наиболее подверженных чужому (порой негативному) влиянию. Совместная работу педагогов и родителей может обеспечить наибольшую результативность данных мероприятий.

Немаловажными следует считать также мероприятия, осуществляемые с помощью СМИ: возможность максимально широкого распространения данных о вреде наркотической зависимости, массовые опросы и информация о возможности получения анонимной помощи, — всё это может широко освещаться при помощи средств массовой информации.

Наиболее действенными такие мероприятия станут в том случае, если информация преподносится в наиболее просто воспринимаемой форме и положительном ракурсе, чтобы не вызвать реакции отторжения. Это особенно важно при работе с подростками, которые в силу своих возрастных особенностей часто воспринимают всё новое негативно. Ее смысловая нагрузка должна преподноситься в положительном, жизнеутверждающем ключе — именно такой подход позволяет получить результате при работе с людьми, уже имеющим опыт употребления наркотических препаратов.

Направления

Применение нескольких основных направлений по разработке и внедрению методов профилактической работы по распространению наркомании позволяет максимально эффективно воздействовать на целевую аудиторию и получать ощутимые результаты в виде выявления случаев приверженности наркотикам и оказания медицинской, социальной и психологической помощи наркоманам.

К наиболее важным следует отнести четыре главных направления в такой работы:

  • Проведение активной воспитательной и просветительской работы среди подростков и молодежи ввиду ее особой восприимчивости к приобщению к наркотическим веществам. Такая работы должна проводиться в школах и учреждениях образования, причем проведение ее в виде опросов, диалогов и правильно построенных лекций принесет значительно большие плоды в сравнении с принудительным посещением лекционных занятий с не слишком интересно построенным планом работы.
  • Санитарно-гигиеническое воспитание населения основано на информировании населения о вреде наркотиков, их негативном влиянии на все сферы жизни, и проводятся такие мероприятия также в виде преподнесения необходимой информации. Осуществляться это может с помощью средств СМИ, телевидения и радиовещания.
  • Общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков. Здесь немаловажным составляющим фактором успеха станет личный пример и информации и возможности получения анонимной помощи как медицинского, так и психологического характера.
  • Административно-законодательные меры применяются уже в случае явного нарушения законов. И боязнь несения справедливого наказания за распространение и употребление наркотиков также может сослужит хорошую службу в деле профилактики распространения наркомании.

Эти четыре главные направления работы по информированию населения, в частности молодежи, а также практические работы (диалоги, опросы и анкетирование) позволяют добиться главной цели профилактики — выявить наличие уже имеющихся проблем и предупредить их дальнейшее развитие.

Виды профилактики

В проводимой работе с населением следует различать несколько основных аспектов, которые позволяют правильно подобрать средства по профилактике и систематично воздействовать на все слои и категории общества. Существует три степени воздействия на целевые группы и население в целом.

Первичная

Основной целью первичной профилактики является предупреждение начала приобщения к наркотическим средствам.

Основными стратегиями в данном направлении следует считать:

  • социальное воздействие, которое осуществляется при взаимодействии с населением;
  • психологическая помощь позволяет решить возникающие проблемы внутри личности и при взаимодействии с окружающими, внутри коллектива;
  • педагогические методы, обеспечивающие получение результата путем проведения обучения и познавательных бесед.

Нельзя переоценить в этом отношении и помощь СМИ в распространении данных о негативном воздействии всех видов наркотических препаратов на здоровье и социальную адаптацию человека. Помощь волонтеров, которые также организовывают и проводят просветительскую работу и помогают найти решение тем, кто имеет определенные проблемы и уже ощущает свою наркозависимость.

Вторичная

В цели вторичной профилактики входит максимально раннее выявление лиц, которые уже имели опыт приобщения к наркотикам и могут либо уже получили зависимость от таких веществ. Также вторичная профилактика занимается вопросами предотвращения рецидивов и возвращением к наркотическим средствам.

При недостаточности же вторичной профилактики применяется третичная.

Третичная

При обнаружении наркотической зависимости применяются меры по их восстановлению. Для этого осуществляется ряд медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на устранения такой патологической тяги к наркотикам.

На видео доклад о современных методах и формах профилактики наркомании:

Работа социального педагога

Социальный педагог, являясь одним из наиболее важных звеньев в профилактической работе в предотвращении распространения наркомании, выполняет множество разноплановых задач и может в значительной мере помочь человеку, который либо склонен к проявлению наркотической зависимости, либо уже ее имеет.

Для получения положительного результата в процессе социально-педагогической профилактики наркомании, педагог должен максимально индивидуально подходить к данной проблеме, давая подростку возможность полностью высказаться, а правильную мораль преподносить по возможности аккуратно и последовательно. При этом акцент на профилактические меры может делаться и в урочные, и во внеурочные часы.

К наиболее результативным методам работы с подростками по проведению профилактики наркомании следует отнести следующие формы:

    1. Проведение беседы, которая станет наиболее доверительной — именно такой подход даст максимальные результаты и позволит наладить контакт. В процессе беседы раскрываются главные негативные влияния наркотических препаратов на социальную адаптацию и воздействие на здоровье, а также последствия для употребляющего наркотики и его окружения.
    2. Дискуссия — вовлечение в беседу подростка позволяет выявить наличие проблемы либо возможное ее появление. При правильно подобранном сценарии можно в наибольшей степени добиться доверительного отношения и получить максимум информации, предложив оказание необходимой помощи (медицинской и психологической).
    3. Лекции — данный метод позволяет донести необходимые данные и в большей мере повысить степень интереса аудитории к вопросу профилактики наркомании. Материал, преподносимый в процессе лекции, должен быть в наиболее удобной форме, чтобы подросток мог воспринять ее и применить.
    4. Ролевые игры также позволяют воссоздать ситуации, когда возникшая зависимость от наркотических препаратов может быть обыграна в процессе такого развлечения. Например, игра «Марионетка» основана на передачи ощущений при управлении человека другими, а игра «Зависимость-независимость» в сочетании с презентацией кадров фильма об опасностях наркотиков позволяет прочувствовать ощущения зависимости и независимости от наркотиков.

Диаграмма эффективности проведения ролевых игр

  1. Психогимнастика — данный метод относится к невербальному методу воздействия и позволяет экспрессивно взаимодействовать в группе. С помощью таких занятий можно переживать определенные эмоции, проблемы в пристрастии к наркотикам в данном случае проявляются при помощи мимики, движений, пантомимы.
  2. Тренинг поведения — групповые занятия позволяют развить навыки социализации, умения общаться в коллективе. А возможность вариантности поведения позволяет рассмотреть разные последствия определенных видов поведения.
  3. Методы опроса психолого-педагогического исследования позволяют проводить анкетирование среди подростков, и такой метод считается достаточно результативным при работе с подростками. Они могут осуществляться в устной и письменной форме.
  4. Интервью и анкетирование. С помощью данной методики осуществляется специфическое воздействие на человеку либо группу людей. Благодаря анкетированию можно выявить взгляды человека на существующую проблему, его отношение к наркомании в целом.

Какие же результаты могут получаться при использовании перечисленных программ по профилактике наркомании?

Методы, направленные на профилактику наркомании, принесут ощутимые результаты при комплексном их применении и нацеленности на результат. Благодаря всем методам воздействия на население, в частности на подростков и молодежь, становится возможным проведение профилактических мероприятий, которые позволяют предотвратить возникновение патологической зависимости и тяги к наркотическим веществам, а также решить проблему при возникновении выраженной зависимости.

Формирование основ здорового образа жизни, развитие личностного потенциала и обучение навыкам социального общения позволяют в большей мере заинтересовать все категории населения в отсутствии наркотической зависимости.