Категории объектов, оказывающих негативное воздействие. Росприроднадзор сообщил, как определить, относится ли объект нвос к iv категории 3 категория негативного воздействия на окружающую среду

В результате изменений в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государство вводит новую категоризацию всех предприятий-природопользователей. После введения в действие данного закона было издано несколько Постановлений Правительства РФ, в которых предлагаются принципы разделения на категории.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ все объекты производства теперь делятся на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).
  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Первая категория - это предприятия с самым высоким уровнем вредного воздействия на окружающую среду. К ней будут отнесены объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, предприятия текстильной, кожевенной, бумажно-целлюлозной, пищевой, животноводческой отраслей, объекты энергетики, металлургии, предприятия химического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, мясокомбинаты, предприятия с электролитическим и химическим типом обработки сырья, производство оксида магния, работы с использованием органических растворителей. К объектам I категории относятся все вышеперечисленные, если в их выбросах или сбросах присутствуют вещества 1 и (или) 2 класса опасности .

Обратите внимание, что к 1 категории не относятся научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие данные виды технологий для экспериментов и исследований.

Объекты 2 категории имеют несколько меньший уровень воздействия, сюда входят также объекты с применением наилучших доступных технологий. Краткий перечень отраслей включает объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы нефтепродуктов и газа, аэродромы с длиной взлетной полосы свыше 2100 м, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние и морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, производство силикатного кирпича, объекты по разведению КРС и МРС, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты с расплавом минеральных веществ и др.

К 3 категории относятся все объекты, которые не входят в остальные категории. Это могут быть объекты других отраслей или перечисленные выше, но более низкой мощности. К данной категории требования по контролю еще ниже, они ограничиваются предоставлением отчетности о вредном воздействии в виде сбросов и выбросов, отходов производства и потребления и разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

Критерии отнесения:

  • масса выбросов в воздух не более 10 тонн в год без веществ 1 и 2 классов опасности;
  • отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в воду;
  • сточные воды только хозяйственно-бытовые и сбрасываются централизованно либо специальным организациям.

Кроме того, к объектам 4 категории относятся объекты по производству тепловой энергии мощностью менее 2 Гкал/час на газовом топливе (то есть, имеются бытовые котлы), при этом должны выполняться условия 2 и 3.

На данный момент Постановление Правительства о критериях отнесения предприятий еще не прошло всех этапов согласования, возможно, будут внесены доработки. Данный принцип разделения предприятий напоминает санитарную классификацию объектов и имеет множество недостатков. Критерии расплывчатые и не учитывают специфики производства. Критерий образования отходов вообще не учтен в классификации. Критерий сточных вод неоднозначен, так как многие предприятия вообще не имеют водоснабжения и водоотведения за ненадобностью.

Далеко не для всех отраслей есть дифференциация в зависимости от мощности производства, а некоторые отрасли вообще не учтены, хотя имеют большой уровень воздействия на окружающую среду. Таким образом, в ближайшее время категоризация будет проведена, и нас ожидают трудные и серьезные перемены в системе промышленной экологии. Будем ждать дополнительных изменений и разъяснений от государства и готовиться к данному процессу по мере возможностей.

Вторая категория предприятия по экологии

Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду


с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива)


2. Добыча и подготовка руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях


:
для производства чугуна или стали (с производительностью менее 2,5 тонны в час); для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час) и другие


: стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки); огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год) и другие


(с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки)


в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки)


(с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более)


с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки)


с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки)


10. Производство следующих пищевых продуктов : мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) и другие; разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест); выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест)


, на котором выполняются работы: по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров) и другое


, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности)


, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива


(за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду и другие


15. Транспортирование по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов



, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит); других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более)


18. Производство сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка


, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента


(с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более); пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более)


21. Сбор, обработка и утилизация отходов в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности; хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более)и другое


22. Производство изделий из бетона для использования в строительстве , включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более)


(с проектной мощностью 400 мест и более)


с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более)


А также: 25. Хранение и (или) уничтожение химического оружия.

26. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест).

27. Выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).


Внимание! Выше приведен неполный текст критериев отнесения объектов к II категории. Для того чтобы ознакомиться с полной версией списка, читайте Постановление Правительства от 28 сентября 2015 года №1029.

Перечень экологических услуг для предприятий II категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР) - по желанию.

Подробнее Скрыть Нажмите, чтобы узнать подробности

    Состоит из:
  • нормативов допустимых выбросов;
  • нормативов допустимых сбросов;
  • нормативов образования отходов.
Выдается:

На один объект сроком на семь лет (КЭР может быть продлено еще на семь лет). Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

Штраф за отсутствие КЭР: От 50 000 до 100 000 рублей. Штраф вступает в силу с 01.01.2019.

К объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории, относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности. А как определить класс опасности загрязняющих веществ? Ответ на этот вопрос содержится в письме Росприроднадзора от 26.04.17 № АС-09-01-36/8824 .

Напомним, что по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории:

  • объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты IV категории — оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. А те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; см. « »).

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.15 № 1029 , объектами IV категории считаются объекты, на которых одновременно выполняются два условия:

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Возникает вопрос: каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ? В Росприроднадзоре отвечают на него так: чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338-03)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

К IV категории относятся объекты, не имеющие источников сбросов в окружающую среду, но имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют вещества I-II класса опасности и радиоактивные вещества. Государственный учёт объектов НВОС проводится, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, порядок которого регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 №274-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Плановые проверки, обычно, проводятся с периодичностью раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» объекты IV категории относятся к категории низкого риска, и плановые проверки, на данных объектах, не проводятся. Постановка на госучёт и получение категории для объекта вносит ясность в права и обязанности природопользователя. Это идеальное решение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Для других объектов также выгодно встать на государственный учёт и получить IV категорию. Это привнесёт ещё ряд преимуществ, и главный плюс этого шага - отмена платы за НВОС для объектов IV категории, согласно ст.16.1 Закона №7-ФЗ. На объектах IV категории отсутствует необходимость разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК), представление отчёта об организации и результатах осуществления ПЭК (ст.67 Закона №7-ФЗ). Следующая привилегия - это отмена расчётов нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов для объектов IV категории с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для объектов IV категории отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Владельцы объектов IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ). Отсутствие необходимости разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности - ещё одна льгота для объектов IV категории.

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ - ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное - бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее объект НВОС) - объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 4.2. Федерального закона "Об охране окружающей среды" объекты , оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

    Объекты I категории - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

    Объекты II категории - объекты, оказывающие умеренное НВОС.

    Объекты III категории - объекты, оказывающие незначительное НВОС.

    Объекты IV категории - объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений о нем (статья 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий».

Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I и II категории :

* Приказ Минприроды России от 18.04.2018 N 154 (начало действия документа от 13.07.2018г)

"Об утверждении перечня объектов, оказывающих НВОС, относящихся к I категории , вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 процентов"

** <Письмо> Росприроднадзора от 04.10.2018 N ВС-04-03-36/21106 "О постановке объектов железнодорожного транспорта на государственный учет"

Критерии отнесения объектов НВОС к объектам III категории

1. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности , радиационных источников , содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.

2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной для объектов I, II и IV категорий и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным для объектов IV категории.

Учитывая, что объекты НВОС III-ей категории в соответствии с положениями Федерального закона № 7-ФЗ представляют большую опасность для окружающей среды, чем объекты IV-ой категории, признаком отнесения объекта к III-ей категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных для IV категории.

Критерии отнесения объектов НВОС к объектам IV категории

1. Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ.

*Перечень загрязняющих веществ , в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды утверждены распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

*Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.2017 N 165 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений"

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд , а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1.

3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 1.

Если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он подлежит отнесению к III категории.

Наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории . В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные для всех категорий, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.