Основные проблемы охраны труда на железной дороге. Обеспечение охраны труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ. Требования охраны труда по окончании работы

Статья 22. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения

  • 1. На железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 2. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на железнодорожном транспорте общего пользования, за исключением государственного надзора за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляются ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  • 3. Государственный контроль (надзор) за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические учреждения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта входят в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта

1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • 2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.
  • 3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

4. Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Порядок проведения технического обучения и повышения квалификации указанных работников железнодорожного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ. Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.

6. Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта общего пользования

1. Для работников железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды.

Знаки различия и порядок их ношения с форменной одеждой определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. Приобретение форменной одежды осуществляется за счет средств соответствующих работодателей.

Обеспечение безопасности при производстве работ

Инструкция устанавливает порядок производства работ, обеспечивающий безопасность движения поездов при техническом обслуживании, ремонте устранении неисправностей устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

При реконструкции, модернизации и новом строительстве устройств СЦБ, когда требования инструкции не отражают всех вопросов безопасности движения, должна разрабатываться местная инструкция, регламентирующая порядок организации движения поездов в период этих работ, утверждаемая: для станций сортировочных и пассажирских, а также крупных грузовых и участковых.

Требования инструкции обязательны для работников движения, сигнализации и связи, пути и других работников железнодорожного транспорта, связанных с техническим обслуживанием и контролем действия устройств СЦБ, пользованием ими, их строительством и реконструкцией.

Перед допуском к самостоятельной работе они должны быть испытаны.

Устройства СЦБ должны содержаться в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог РФ и Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей устройств СЦБ должны выполняться с соблюдением требований инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, инструкции и в соответствии с утвержденными технологическими процессами и техническими указаниями по обслуживанию и ремонту. Техническое обслуживание и ремонт сооружений и устройств должны производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов.

Выполнение плановых работ, связанных с прекращением действия устройств, должно производиться, как правило, в технологические "окна", предусмотренные в графике движения. При отсутствии таких "окон" должно предоставляться регламентированное время порядком, установленным начальником дороги. В необходимых случаях нормальное пользование устройствами СЦБ прекращается путем их временного выключения в соответствии с установленным порядком. Плановые работы, вызывающие выключение устройств СЦБ, должны производиться в соответствии с ежемесячными графиками, утвержденными руководством отделения дороги, с назначением ответственного работника за безопасность движения поездов.

На работы, связанные с выключением устройств СЦБ, выполнение которых будет производиться в технологическое "окно" или свободное от движения поездов время, разрешения руководства отделения дороги не требуется. Производство работ строительными и другими организациями, связанное с действием устройств СЦБ, должно быть согласовано с руководством дистанции сигнализации и связи для своевременного принятия мер. Получив сообщение о неисправности, должен, как правило, прибыть к дежурному по станции и расписаться в журнале осмотра с указанием времени прибытия.

Экология на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт - загрязнитель окружающей среды!

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место как загрязнитель окружающей среды электромагнитным излучением (ЭМИ). Электромагнитные поля (ЭМП) возникают в присутствии электрического тока электрифицированных линий железных дорог.

Электромагнитное поле определяется как электростатическими взаимодействиями, возникающими между заряженными частицами, так и магнитной составляющей (ЭМП). Применительно к человеку электрические поля задерживаются поверхностными тканями выявлено отрицательное влияние на здоровье персонала железной дороги.

Шумовое воздействие железнодорожного транспорта .

Наиболее опасным и дискомфортным воздействиям транспорта на человека принято считать загрязнение углеводородами. Несмотря на развитие техники и технологий, отличительной чертой современной цивилизации остается использование углеводородного топлива как энергоносителя. В результате научно-технической революции произошли существенные изменения в техническом оснащении железной дороги. Изменения коснулись, главным образом, подвижного и тягового состава, что отразилось на качественных и количественных характеристиках выбросов загрязняющих веществ.

Производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше.

Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов.

В первую очередь это связано с тем, что железные дороги - наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа. Высокое содержание вредных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.

Режим работы маневровых тепловозов менее стабилен, чем поездных, поэтому и выделение токсичных веществ у них в несколько раз больше. Уровень загрязнения воздушной среды станций и прилегающих к ним зон отработавшими газами маневровых тепловозов зависит от числа одновременно занятых локомотивов. При этом наиболее значительно выделение окислов азота и сернистого ангидрида.

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200мі сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды. При мытье подвижного железнодорожного состава в почву и водоёмы переходят вместе со сточными водами синтетические поверхностно-активные вещества, нефтепродукты, фенолы, шестивалентный хром, кислоты, щелочи, органические и неорганические взвешенные вещества. Содержание нефтепродуктов в сточных водах при мытье локомотивов, фенолов при мытье цистерн из-под нефти превышают предельно допустимые концентрации. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене охлаждающей жидкости дизелей локомотивов. Во много раз сильнее сточных вод загрязняется почва на территории и вблизи пунктов, где производится обмывка и промывка подвижного состава.

Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, способствовал улучшению экологической обстановки: было исключено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу. Дальнейшая электрификация железных дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, позволяет исключить загрязнение воздуха отработавшими газами дизельных двигателей.

Негативное воздействие железнодорожного транспорта на природную среду в настоящее время остается достаточно высоким в результате выброса вредных веществ как от подвижного состава, так и от многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс.

При этом происходит загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. По экспертной оценке на железнодорожном транспорте ежегодно образуется 3-5 млн. т твердых бытовых и производственных отходов.

Так же воздействие объектов железнодорожного транспорта на природу обусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др. Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах регламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из-за уничтожения и истощения природных комплексов. Линии железных дорог, прокладываемые на сложившихся путях миграции живых организмов, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов. Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и других машин); физические (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органические кислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы). Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно.

Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. По масштабам действия вредные факторы подразделяются на действующие, на небольших площадях, действующие на отдельные участки местности, глобальные. Химические вещества и соединения могут мигрировать и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимый ущерб природе. В миграции химических веществ и заразных микроорганизмов важное место занимает транспорт

Вводный - проводится инженером по охране труда предприятия до приказа о приеме на работу. Цель - ознакомление с режимом и условиями работы предприятия;

Первичный - проводится начальниками цехов, инструкторами после приказа о приеме на работу. Цель - обучение безопасным приемам работы;

Целевой - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов ежедневно перед началом работы. Цель - инструктаж по входящим документам и выборочно проверка знаний по охране труда;

Повторный - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов первый год работы 1 раз в месяц, последующие - раз в три месяца. Цель - напоминание: безопасных приемов работы, о режиме и условиях труда;

Внеплановый - проводится начальниками цехов, мастерами, инструкторами, начальниками поездов после получения телеграмм о тяжёлом травм или смертельном случаях по МПС, дороге, отделению или самому предприятию. Все виды инструктажей заносят в типовые журналы по охране труда.

По охране труда на предприятии проводится трехступенчатый контроль:

I ступень проводят мастера цехов, начальники поездов - ежедневно. Цель - выявление нарушений охраны труда;

II ступень проводят начальники цеха раз в месяц. Цель - выявление нарушений;

III ступень проводят начальники предприятия (председатель профкома предприятия, главный инженер) раз в три месяца. Цель - выявление нарушений. При выявлении нарушений по охране труда при трёхступенчатом контроле следует взыскание.

Кто назначается на должность проводника?

На должность проводника назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, обучение и сдавшее квалификационные экзамены.

Что должен знать проводник?

Проводник обязан знать: Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкцию по сигнализации, Правила перевозки пассажиров и грузов, Правила по обеспечению безопасности движения.

Работа и отдых проводника. На каждую поездную бригаду инженер-технолог цеха резерва проводников составляет график работы на месяц. Для работы и отдыха каждого проводника в пути следования инженер-технолог составляет график по направлениям. Начальник поезда в своём рейсовом журнале до начала рейса расписывает график работы каждого проводника под роспись. Нарушать график работы в пути следования запрещается. В исключительных случаях (болезнь) нужно предупредить начальника поезда - график будет изменён под роспись.

Негабаритные места на технической станции Саратов I:

  • 1. Здание прачечной;
  • 2. Здание съемного оборудования;
  • 3. Здание котельной - особенно угол;
  • 4. Домкраты и козловой кран;
  • 5. Старый моечный цех;
  • 6. Новый моечный цех с эстакадой;
  • 7. Территория ВРД;
  • 8. Территория станции Курдюм - парк отстоя.

Особо опасные места в вагоне:

  • 1. Подножки;
  • 2. Поручни;
  • 3. Дверь (проемы, пазы, косяки - открывать и закрывать только за ручку);
  • 4. Откидные площадки;
  • 5. Переходные площадки - наступать при переходе на верхнюю;
  • 6. Котельное отделение;
  • 7. Титан;
  • 8. Столики, вторые полки, рундуки.

Ограждение вагонов подготовленных в рейс. Вагоны подготовленные в рейс ограждаются хвостовыми сигналами. Работники работающие по ремонту подвагонного оборудования ограждают состав переносными красными сигналами.

Техника безопасности при работе с котлом под высоким напряжением: Перед входом в котельное отделение нужно отключить высоковольтное отопление.

Первичные документы при несчастном случае. Если произошёл несчастный случай пострадавший должен - сообщить начальнику поезда сразу, но не позднее 12 часов. Начальник поезда немедленно проходит в вагон где произошёл несчастный случай, чтобы определить состояние травмированного, обследовать место несчастного случая и составить первичные документы.

Со следующей станции подаётся телеграмма заверенная начальником станции или дежурным по вокзалу. Для оказания первой помощи заболевшему или пострадавшему ЛНП из пассажиров вызывается врач или медицинский работник.

Первичные документы:

  • 1. Первичный акт произвольной формы;
  • 2. Объяснительная от пострадавшего и свидетеля - оказавшего помощь;
  • 3. Копия телеграммы - на предприятие депо.

После получения телеграммы поезд встречается комиссией:

  • 1. начальник цеха;
  • 2. Инструктор направления;
  • 3. Председатель цехового комитета;
  • 4. Инженер по охране труда.

Цель - проверка документов (рейсовый журнал, журнал по охране труда), обследование места где произошел несчастный случай, состояние травмированного, проверка первичных документов. Назначается оперативный разбор (совещание) председатель: начальник депо или его заместитель. Цель: установить вид травмы; установить причину несчастного случая; определить виновность. Составляется типовой акт «Н-1», в четырёх экземплярах, хранится 45 лет.

Правила техники безопасности на железнодорожных путях.

На железнодорожных путях следует быть осторожными.

  • 1. Железнодорожные пути следует переходить под прямым углом, не наступая на головки рельс, предварительно нужно посмотреть влево и вправо чтобы не было движущегося локомотива;
  • 2. Стрелочные переводы нужно обходить;
  • 3. Если пути заняты вагонами, переходить следует на расстоянии 5 метров от последнего вагона;
  • 4. Между расцепленными вагонами расстояние должно быть 10 метров, переходить по середине;
  • 5. Проходя по междупутью нужно идти по середине с особой бдительностью смотреть под ноги;
  • 6. В ночное время нужно чтобы глаза привыкли к темноте;
  • 7. На электрифицированных участках железных дорог запрещается подниматься на крышу вагона;
  • 8. При обнаружении обрыва контактного провода следует оградить место обрыва любыми подручными средствами и сообщить любому работнику железной дороги (нарядчик, диспетчер);
  • 9. При обрыве высоковольтного контактного провода под напряжением к нему нельзя подходить ближе 2 метров;
  • 10. Когда оборванный провод касается земли образуется зона шагового напряжения радиусом около 10 метров (Шаговое напряжение - касание двух точек (провод - ноги));
  • 11. Выходить из зоны шагового напряжения, следует, шаркающими шагами не отрывая ступню от ступни и ступни от земли;
  • 12. Особую осторожность и бдительность во время снегопадов и тумана, так как ухудшается видимость;
  • 13. Если железнодорожные пути заняты грузовым поездом - переходить следует через тормозную площадку или технические обустройства станции.

Техника безопасности при приемке вагона:

  • 1. Проверить чтобы на раме тележки и подножках не было посторонних предметов;
  • 2. Подножки, откидные и переходные площадки, поручни, ручки дверей и двери - должны быть исправны;
  • 3. При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
  • 4. Запрещается подниматься на столики;
  • 5. Маршрутные доски необходимо навешивать в парке отстоя, до подачи состава на посадку;
  • 6. Вагоны после санитарной обработки должны быть хорошо проветрены и замыты.

Правила техники безопасности в пути следования поезда. Во время движения поезда боковые двери должны быть закрыты на ключ.

  • 1. На ходу поезда запрещается открывать двери и выбрасывать из вагона мусор и шлак;
  • 2. При переходе из вагона в вагон следует наступать на верхнюю переходную площадку;
  • 3. Запрещается укладывать постельные принадлежности на третью полку - только на вторую;
  • 4. Запрещается вешать на разборный кран титана чайник или ведро;
  • 5. При отправлении поезда со станций формирования, оборота и промежуточных станций проводники штабного и хвостового вагонов провожают станции, при этом одной рукой держась за поручень вагона или скобу, другой вытянутой рукой показывая сигнал (днем - свернутый желтый флаг; ночью - фонарь с белым огнем), проводники остальных вагонов провожают станцию при закрытых дверях - наблюдают в окно до конца перрона;
  • 6. Перед входом пассажирского поезда в тоннель проводник обязан: проверить состояние дверей, окна должны быть закрыты, включить аварийное освещение;
  • 7. Особую осторожность проводник должен соблюдать при осмотре ходовых частей и подвагонного оборудования - нельзя отходить далеко от вагона при осмотре;
  • 8. При надевании приводного ремня, соединении низковольтных печей, остановки поезда стоп-краном нужно - чтобы один проводник просигналил поезду, проводники остальных вагонов в сторону машиниста продублировали сигнал;
  • 9. При работе с котлом отопления следует надевать спецодежду: рукавицы; халат; головной убор, обувь - должна быть закрытая. Открывать дверку топки котла следует на вытянутую руку, отвернув лицо при закрытой дверке зольника;
  • 10. Котельное отделение нужно содержать в чистоте, не захламлять;
  • 11. Запрещается тушить топки котла и титана водой;
  • 12. Отогревая наливные головки при помощи грелок нужно быть осторожным с кипятком - нельзя пользоваться открытым огнём и горящим углем;
  • 13. В зимний период откидные и переходные площадки должны быть очищены от снега и льда;
  • 14. Запрещается поднимать откидную площадку рукой - может произвольно сработать пружина;
  • 15. Запрещается производить влажную уборку с включенными электропечами;
  • 16. Останавливать поезд стоп-краном разрешается в трех случаях: когда есть угроза безопасности движения поезда - ползуны, СКНБ, посторонний шум под вагоном, когда есть угроза жизни человека, при пожаре;
  • 17. Перед разноской чая проводник обязан предупредить пассажиров, особенно с детьми, чтобы было меньше движения по вагону. Разносить чай следует по два стакана в руке, не доливая до края на палец. При этом проводник должен вымыть руки, надеть фартук (куртку, косынку, пилотку).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие охрана труда

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вредных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы. Основная цель улучшения условий труда - достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственного подчинения. Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на отдельные виды работ.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

На всех предприятиях, в учреждениях, организациях обеспечение здоровья и безопасности условий труда возлагается на администрацию. Обязанности работодателя по созданию здоровых и безопасных условий труда закреплены в положениях (уставах) о предприятиях, в коллективных договорах, в правилах внутреннего трудового распорядка. Правовое регулирование охраны труда охватывает:

1) разработку общих норм охраны труда, правил по технике безопасности и производственной санитарии;

2) проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

3) создание благоприятных условий труда и обеспечение его охраны на действующих предприятиях в процессе выполнения работниками трудовых обязанностей;

4) закрепление в законодательстве дополнительных гарантий по охране труда отдельных категорий работников - женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

5) осуществление регулярного государственного и общественного контроля над охраной труда работников.

Каждый работник имеет право на охрану труда, а именно: на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, способных вызвать производственную травму или профессиональное заболевание, и т.д. Вместе с тем у работника есть и обязанности по обеспечению охраны труда на предприятии. Так, он обязан:

1) соблюдать правила, нормы и инструкции по охране труда;

2) умело применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

3) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания у себя, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью других людей.

Законодательство устанавливает дополнительные, повышенные гарантии в области охраны труда отдельным категориям работников. Это касается, прежде всего, несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших 18 лет. Так, на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда запрещается привлекать женщин детородного возраста и вообще лиц в возрасте до 21 года, а также тех, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Если в трудовых правоотношениях и правах несовершеннолетние (до 18 лет) приравниваются к совершеннолетним, то в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда они пользуются льготами, установленными нормами трудового законодательства. Дополнительные гарантии, содействующие реальному осуществлению молодежью трудовых прав, обусловлены физиологическими и возрастными особенностями организма.

Так, предусматривается обязательное медицинское освидетельствование при поступлении на работу, периодическое - ежегодно до 21 года. Запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Предоставляются определенные льготы в области рабочего времени, времени отдыха и др.

Трудовое законодательство устанавливает специальные нормы в области охраны труда женщин.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Вредные и опасные факторы на предприятии

Опасный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого может привести к травме. К опасным факторам рабочей среды на железной дороге относят:

Движущиеся объекты (подвижной состав, машины, механизмы, краны, внутрицеховой транспорт);

Электрический ток;

Электрические сети, в том числе контактная сеть электрифицированных железных дорог;

Электроустановки, трансформаторы, распределители, машины и механизмы с электроприводом, в том числе подвижной состав, работающий на электроприводе;

Острые кромки;

Сосуды, работающие под давлением;

Части обрушающихся конструкций;

Предметы, падающие с высоты;

Коррозию, ослабляющую металлические конструкции и способствующую их внезапному разрушению;

Открытое пламя и горячие поверхности, прикосновение к которым может вызывать ожоги;

Недостаточную освещенность объектов (см. гл. 3.7);

Скользкие поверхности, повышающие риск падения человека, попадающего на нихБольшинство несчастных случаев, происшествий, аварий, катастроф на транспорте напрямую связаны либо с ошибочными действиями человека, либо с его бездействием в ситуации, когда действия необходимы, либо просто с халатным отношением к своим обязанностям. Словосочетанием человеческий фактор стало принято обозначать причину аварий или других негативных происшествий, возникших по вине человека. К опасным зонам относят:

Рабочие места, находящиеся на значительной высоте относительно уровня пола;

Помещения с повышенной электроопасностью (подробнее см. в п. 2.5);

Зоны около систем, работающих под давлением;

Зоны вблизи криогенных (низкотемпературных) установок и холодильного оборудования;

Зоны проведения погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных и строительно-монтажных работ;

Зоны около емкостей с расплавленными материалами (металлом, пластическими массами, битумом и др.).

Условия труда на железнодорожном транспорте специфичны; примерно у 70 % работников они связаны с какими-либо движущимися объектами, т.е. с опасностью получения травм. При этом нередко обстоятельства складываются так, что у человека не остается времени на принятие необходимых, адекватных данной ситуации решений. Вот почему работникам железнодорожного транспорта абсолютно необходимы:

Четкие знания безопасного поведения на объектах транспорта;

Постоянная концентрация внимания;

Быстрота и четкость ориентации в создавшейся ситуации;

Соблюдение строгой производственной дисциплины.

Высокая насыщенность электрооборудованием является причиной электротравматизма на железнодорожном транспорте. На железных дорогах России при ремонте и обслуживании контактной сети смертельно травмируются ежегодно от 17 до 20 электромонтеров.

Высокой электронасыщенностью характеризуются системы, осуществляющие энергоснабжение электрифицированных железных дорог, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта, погрузочно-разгрузочные объекты, районы грузовых станций, на которых производятся строительные работы, и др.

В качестве меры снижения вероятности травмирования и вредного влияния технологических процессов на работников выдвигается применение высокомеханизированного и автоматизированного оборудования, станков-автоматов с программно-числовым управлением, робототехники. Персонал в этих случаях, как правило, удален от рабочих органов такого оборудования (защищен расстоянием) и избавлен от необходимости продолжительно пребывать в зоне его действия (защищен временем). К тому же современное оборудование конструктивно обеспечивается системами различных защит, предупреждающих травматизм и вредное влияние технологического процесса на работников.

Методы снижения вредных и опасных факторов

Помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава (электровозные, тепловозные, вагонные депо), мастерские по ремонту кранов представляют собой огромные пожарные зоны площадью до 2000 м. Большие производственные площади увеличивают возможность возникновения крупных пожаров.

Для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта характерны одноэтажные производственные здания. Среди них достаточно много зданий старой постройки, конструктивные решения в которых не всегда рассчитаны на то, чтобы ограничить распространение огня в случае возникновения пожара. Особенно интенсивно развиваются пожары в окрасочных и термических цехах. В окрасочных цехах быстрому распространению пожара способствуют наличие большого количества растворителей, лаков, красок, в том числе находящихся в виде аэрозолей в рабочей среде, в воздуховодах системы вентиляции, в виде конденсата - на конструкционных элементах здания и оборудования.

В термических цехах пожароопасность определяют высокие температуры технологических процессов, закалочные масла и другие закалочные жидкости в ваннах, вскипания и выбросы которых происходят систематически. Аэрозоли закалочных сред также присутствуют в воздухе рабочей среды, в воздуховодах, на конструкционных элементах цеха.

При возникновении возгорания действовать нужно незамедлительно. Необходимо учитывать, что почти во всех случаях через 10 мин после начала пожара огонь охватывает большие площади и переходит на покрытие. Обрушение покрытий может произойти уже через 25 мин. При возгорании происходит быстрое нарастание температуры в помещении, обильное образование токсичного черного дыма, мешающего увидеть эвакуационные пути; возможно распространение огня в вышележащие этажи по вентиляционным каналам и различным нагретым до высокой температуры коммуникациям.

Спасение людей - главная задача при возникновении пожара в здании депо или мастерских. Планы эвакуации людей и пожаротушения должны регулярно отрабатываться на пожарно-тактических учениях работников производственного объекта с привлечением подразделений его пожарной охраны.

Тушение очага возгорания. При начале пожара следует немедленно попытаться ликвидировать очаг возгорания. При тушении кошмой пламя надо накрывать так, чтобы огонь, вырывающийся из-под нее, не попадал на человека. Разлившееся горящее масло тушат пеной. Для тушения электрооборудования, находящегося под напряжением, можно пользоваться только углекислотными или порошковыми огнетушителями. Водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями продолжать тушение допустимо только после того, когда будет снято напряжение.

При пользовании огнетушителями необходимо следить за тем, чтобы случайно струю пены (порошка, углекислоты) не направить на людей. Пену, попавшую на незащищенные участки тела, следует стереть или смыть водным раствором соды. При пользовании углекислотным огнетушителем нельзя браться рукой за его раструб.

Одновременно с тушением очага возгорания необходимо развернуть насосно-рукавные системы, стационарные водяные пожарные установки с лафетами, приступить к организации эвакуации работников и подвижного состава из депо или мастерских.

Если пожар проник внутрь подвижного состава, находящегося в стойлах депо, для тушения следует применить ручные и стационарные огнетушители, установки с воздушно-механической пеной. Пожар в вагонах можно тушить и водой.

Тепловозы имеют большое количество дизельного топлива и смазочных материалов, которые могут интенсивно гореть, на электровозах пожарную опасность представляет электрическое оборудование.

При использовании внутренних пожарных кранов депо (мастерских) должны совместно действовать два человека. Один должен раскатывать рукав от пожарного крана к месту пожара, второй (по его команде) - открывать кран, подсоединяющий рукав к системе водоснабжения.

Подача стволов по возможности должна осуществляться одновременно как внутрь горящего помещения, так и на перекрытия для защиты несущих конструкций и преграждения распространению на них огня. Одновременно стволами следует организовать защиту как выше-, так и нижерасположенных этажей. Для ликвидации горения и предотвращения взрывов в вентиляционных системах эффективно применение воздушно-механической пены при введении ее в вертикальные вентиляционные каналы.

Подвальные помещения обычно содержат большое количество способных гореть коммуникаций (кабели, изоляция трубопроводов и др.). Достаточно часто в подвалах располагают складские отсеки. Для эффективного тушения последних необходимы информация об их содержимом и сведения о пожарных свойствах хранящихся там материалов. Для тушения в подвальном помещении эффективно применять воздушно-механическую пену. Стволы вводят через дверные проемы и соседние помещения.

Чердачные помещения обычно имеют вентиляционные шахты, короба и другие технологические застройки. Стволы на чердачные помещения подают по внутренним лестницам. Для тушения пожара используют водяные и пенные струи. Работы здесь наиболее опасны, так как наряду с высокой температурой и обильным газообразованием от горящей мягкой кровли они сопряжены с опасностью быстрого обрушения кровли.

Пожар на покрытиях из рулонных материалов, залитых битумной мастикой (иногда с введением каучука), за считанные минуты от периода возгорания переходит на пожар первой стадии. Такие покрытия характерны для железнодорожных депо, мастерских, складов. Мягкие кровли при пожаре быстро разрушаются и значительно усложняют обстановку. Опасны перегрузки кровли людьми, рукавами с водой, поэтому не следует на них работать группами свыше двух-трех человек.

После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по их указанию или по согласованию с ним.

Расчеты помещения

Типы осветительного прибора

Тип лампы

Макси-мальная сила света, кд

Коэффициент усиления

Угол рассеивания, град, в плоскости

горизонтальной

вертикальной

Г-220-1000 ДРЛ-700

Г-220-500 ДРИ-500

Г-220-200 ДРЛ-125

Г-220-1000 ДРЛ-700

Освещенность территорий железнодорожных станций регламентируется ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта» .

В табл. 8.2 представлены нормированные значения освещенности станций.

Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (извлечение из ОСТ 32.120-98)

Освещенность, лк

Плоскость нормирования освещенности

Сортировочные и крупные участковые станции: пути и горловины парков приема и отправления сортировочные и вытяжные пути тормозные позиции, хвостовая часть сортировочного парка, ремонтные пути, участок расцепки

Поверхность земли? Вертикальная вдоль оси пути, горизонтальная на поверхности земли

Остальные участковые станции:

пути приема-отправления

Поверхность земли

сортировочные пути

сортировочные горки

Промежуточные станции с погрузкой-выгрузкой

Остальные промежуточные станции, разъезды

Пути пассажирских и технических станций

Поверхность земли

Междупутье на открытых путях экипировки локомотивов

Грузовые платформы

Поверхность платформы

Пассажирские платформы

Поверхность земли

Высота прожекторной мачты определяется с учетом ограничения слепимости по формуле

где Н - высота прожекторной мачты, м;

Imax - максимальная сила света прожектора по оптической оси, кд;

с - коэффициент, зависящий от нормы освещенности для данной территории.

После определения высоты прожекторной мачты выбирается стандартное значение, ближайшее к расчетному из ряда: 15, 21, 28, 35, 40 м.

Установка прожекторов выполняется одиночной или групповой.

В целях уменьшения затенения каждое междупутье должно освещаться с двух сторон

Рис. Схема расположения прожекторных мачт

Во избежание сплошных теней необходимо выполнение следующих условий:

где в - расстояние между мачтами по ширине парка, м.

Расстояние l между прожекторными мачтами по длине парка определяем из выражения 8.3)

где l - расстояние между прожекторными мачтами, м.

Количество мачт по ширине парка определяется по формуле

где Nш - количество мачт по ширине парка, шт.;

В - ширина парка, м.

Количество мачт по длине парка определяется по формуле

где Nдл - количество мачт по длине парка, шт.;

L - длина парка, м.

Общее число прожекторных мачт определяем из выражения

Площадь освещаемой территории объекта определяется по формуле

Общее число прожекторов определяется по формуле

где n - общее число прожекторов;

Ен - нормированное значение освещенности, лк (табл. 8.2);

S - площадь освещаемой территории, м2;

К - коэффициент запаса, учитывающий старение ламп и окружающую среду (принимается К = 1,5);

V - коэффициент, учитывающий рельеф местности (принимается V = 1,15ё2);

Z - коэффициент неравномерности освещения (принимается Z = 2…5).

Световой поток прожектора принимается из выражения

где Fл - световой поток лампы, лм (табл. 8.2) .

Светотехнические характеристики источников света

Наименование ламп

Тип лампы

Мощ-ность, Вт

Напря-жение в лампе, В

Свето-вой поток, лм

Световая отдача, лм/Вт

Средняя продол-жительность горения, ч

Накаливания осветительные общего назначения

Г-220/300 Г-220-500 Г-220-750 Г-220-1000

15,6 16,4 17,5 18,5

Накаливания кварцевые галогеновые

КГ-220-1000-5 КГ-220-1500 КГ-220-2000-4 КГ-220-5000 КГ-220-10000

22 000 33 000 44 000 110 000 220 000

22,0 22,0 22,0 22,0 22,0

Ртутные дуговые высокого давления с исправленной цветностью

ДРЛ-250 ДРЛ-400 ДРЛ-700 ДРЛ-1000-2

13 500 24 000 41 000 59 000

42,0 48,5 47,0 50,0

Ртутные металлогалогено- вые

ДРИ-250 ДРИ-400 ДРИ-700

19 000 35 000 60 000

Дуговые ксеноновые трубчатые

ДКсТ-10000 ДКсТ-20000

Для обеспечения оптимального использования светотехнических характеристик прожектора необходимо обеспечить требуемый наклон оптической оси прожектора к горизонту q, град.

Схема определения оптимального угла наклона оптической оси прожектора к горизонту представлена на рис. 8.2.

Рис. Схема определения угла наклона оптической оси прожектора

При изменении угла наклона прожектора (угла между направлением оптической оси прожектора и горизонтом) значительно изменяются освещенность, форма и площадь светового пятна.

Применение малых углов наклона оправдано в случае необходимости освещения далеко расположенных объектов или для создания освещенности в вертикальной плоскости.

При больших углах наклона световое пятно находится в непосредственной близости от основания прожекторной мачты. Затем с уменьшением угла наклона оно перемещается все дальше и дальше от мачты и приобретает эллиптическую форму.

Площадь светового пятна вначале возрастает до определенного предела, а затем начинает уменьшаться, и при некотором значении угла наклона световое пятно превращается в точку, которая по своему расположению совпадает или находится вблизи точки пересечения прожектора с освещаемой горизонтальной плоскостью.

Угол наклона прожектора, при котором площадь, ограниченная кривой одинаково заданной освещенности, имеет максимальное значение, является наиболее выгодным.

Оптимальный угол наклона определяется из следующего выражения:

где q ? оптимальный угол наклона оптической оси прожектора к горизонту, град.;

m и n - эмпирические коэффициенты, зависящие от типа прожектора.

Значения коэффициентов m и n приведены в табл. 8.5.

Значения коэффициентов m и n

Противопожарные меры безопасности

фактор производственный опасный

В настоящее время, пожалуй, сложно найти человека, который бы не пользовался услугами железнодорожного транспорта. Напряженность его работы постоянно растет, увеличивается грузо- и пассажиропоток, и одновременно расширяется спектр дополнительного сервиса на вокзалах и в поездах. Поэтому одной из главных для ОАО "РЖД" задач является обеспечение безопасности лиц, участвующих в железнодорожных перевозках.

Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших задач любого руководителя. Все противопожарные мероприятия начинаются с издания руководителем приказа об обеспечении пожарной безопасности, который является основным юридическим документом для предупреждения пожаров на предприятии. Данный приказ вводит в действие основные положения, инструкции и рекомендации в части организации противопожарной защиты территории, зданий, сооружений, помещений, взрыво- и пожароопасных производственных участков предприятия, а также назначает ответственных за пожарную безопасность в подразделениях предприятия и регламентирует их деятельность.

Инструкции устанавливают основные направления обеспечения систем предотвращения пожара и противопожарной защиты на предприятии, порядок обеспечения безопасности людей и сохранности материальных ценностей, а также создание условий для успешного тушения пожара.

В зависимости от области своего действия инструкции ПБ подразделяются на следующие виды:

· общеобъектовая инструкция - общая инструкция о мерах пожарной безопасности для предприятия;

· инструкции для отдельных зданий, сооружений, помещений, производственных процессов;

· инструкции по обеспечению безопасного производства временных пожаро- и взрывоопасных работ на предприятии (сварочных, огневых, строительно-монтажных и т.п.), выполняемых, в том числе, и сторонними организациями.

Разработка инструкций производится отделом или инженером по пожарной безопасности, председателем пожарно-технической комиссии или лицами, ответственными за пожарную безопасность предприятия. Инструкции ПБ утверждаются руководителем организации, согласовываются со службой охраны труда и вводятся приказом по предприятию.

К Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ01) указаны требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности. Согласно этому документу, в инструкциях ПБ необходимо отражать следующие вопросы:

· мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

· порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

· места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

· порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

· предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

· обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

o правила вызова пожарной охраны;

o порядок аварийной остановки технологического оборудования;

o порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

o правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

o порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

o порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обзор законодательных актов и нормативных документов по охране труда. Изучение системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Описания аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации производств.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Особенности аттестации рабочих мест по условиям труда. Общая характеристика основных опасных и вредных факторов производственной среды. Анализ и оценка значений вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в ОАО ГРЭС-2 г. Зеленогорска.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области. Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли. Мероприятия по снижению уровня травматизма на железнодорожном транспорте. Основные причины несчастных случаев.

    реферат , добавлен 25.10.2012

    Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Научная, учебная и производственная сферы в охране труда. Организация охраны труда на предприятии, местное самоуправление. Подбор и обучение персонала.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2010

    Основные требования охраны труда на железнодорожном транспорте. Виды и порядок проведения медицинских осмотров. Инструкция по охране труда для составителя поездов. Нормирование труда и трудовых отношений. Требования к пожарной безопасности на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2015

    Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

    реферат , добавлен 29.05.2008

    Государственная политика и требования в области охраны труда. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Стандарты отраслевых требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2017

    Понятие охраны труда, ее сущность и особенности, основные принципы и правила, роль и значение на предприятии. Анализ опасных производственных факторов, их негативное влияние на здоровье рабочих, защита. Определение допустимых параметров опасных факторов.

    реферат , добавлен 29.04.2009

    Изучение положения по охране труда в ЗАО "Мир". Анализ производственного травматизма. Исследование условий труда, технологических процессов и оборудования для выявления вредных производственных факторов. Расчет численности сотрудников службы охраны труда.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2016

    Регулирование отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Производственная санитария и гигиена труда.

Охрана труда на железнодорожном транспорте тесно связана с технического прогрессом. Комплексная механизация и автоматизация производства используются для облегчения условий работы, ликвидации тяжёлого физ. труда. В содержание О. т. включается предотвращение тех вредных социальных последствий, к которым может привести игнорирование требований техники безопасности; во избежание таких последствий установлены спец. правовые гарантии (технического и санитарные правила включены в законы и иные нормы, установлены повседневный контроль за их исполнением и строжайшая ответственность за их нарушение).
Основным направления работ в области охраны труда: предупреждение наездов подвижного состава на работающих на путях станций и перегонах (см. безопасность работ на путях). Наезд подвижного состава, ограждения от наезда, опасная зона). Предупреждение электротравматизма при эксплуатации и обслуживании электроустановок, контактной сети и электроподвижиого состава (см. Электробезопасность, защита от электромагнитных воздействий); разработка и внедрение средств, позволяющих довести параметры санитарно-гигиенических условий (шум и вибрация на рабочих местах, запылённость, освещённость рабочих мест и г. д.) до уровня санитарных норм, разработка технического и гигиенич. требований на новые виды спецодежды и средств защиты для специфич. профессий железнодорожников (см. Воздушная среда на рабочих местах железнодорожников, Гигиена труда, Защита от вредных веществ, Защита от шума, Освещение железнодорожных объектов). Важны также следующие направления в области О. т.: совершенствование технологии, разработка новых технических средств и составление нормативно- технического документов по безопасности труда; социально-экономических и организационных вопросов улучшения О. т.; оценка безопасности новой техники, разработка методов оценки новой техники и технологии с позиций повышения безопасности труда работающих.
Внедрение электрическое и тепловой тяги, улучшение конструкций подвижного состава, применение наиболее совершенных устройств защитного отключения и схем контроля изоляции электроустановок, освещения и вентиляции, улучшение шумоизоляции, внедрение разнообразных средств механизации и автоматизации значительно улучшили условия труда железнодорожников. Так, централизация стрелок и их пневматические очистка, автоматическими и механизированным торможение вагонов на сортировочных горках, автоблокировка, автоматическими поездная сигнализация, электрическое и пневматические почта по доставке грузовых документов, поездная радиосвязь и т. д. облегчили и обезопасили труд мн. работников, связанных с движением поездов. Применение высокопроизводительных путевых и строительных, машин, механизмов, различных приспособлений улучшило условия труда монтёров пути и строителей. Механизация обмывки вагонов и промывки цистерн, очистки и транспортировки деталей неузнаваемо изменили труд по осмотру, экипировке и ремонту вагонов. На железнодорожная линиях пост, и переменного тока всё большее применение находят полимерные изолирующие элементы различных конструктивного исполнения (например, в секционных врезных изоляторах, в узлах анкеровки контактных подвесок). Широкий диапазон допустимых механическая нагрузок этих элементов, высокие электроизоляционные свойства существенно повысили электробеэопасность обслуживания устройств контактной сети, рельсового пути и соединённых с ним устройств автоблокировки, СЦБ.
Для предупреждения вредного воздействия на организм факторов производств.
Среды работающим по установленным нормам выдаются за счёт предприятия спецодежда, спецобувь, др. средства индивидуальной защиты, спецжиры, лечебно-профилактическое питание.
Нормы по производств, санитарии и гигиене труда предписывают устройство спец. производств, и гигиенических бытовых помещений, установку соответствующего оборудования, предусматривают безопасные пределы содержания в воздухе производственных помещений пыли, газов, пара, температуры и влажности воздуха, интенсивности и громкости шума и т. п. Система правил по технике безопасности и производств. санитарии состоит из общих (единых для всех отраслей нар. хозяйства), межотраслевых и отраслевых правил. В основе разграничения лежит сфера их действия. Общие правила определяют гл. требования по охране труда к устройству и эксплуатации любого промышленного предприятия (например, гос. стандарты и в первую очередь системы стандартов безопасности труда; санитарные и строит, нормы и правила; правила и инструкции по технике безопасности и производств, санитарии). Межотраслевые правила охватывают отд. виды производств. работ и оборудования, встречающиеся в различных отраслях нар. хозяйства. Действие отраслевых правил распространяется на хозяйства, предприятия и организации. На железнодорожный транспорт к отраслевым относятся, например, Правила техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки.

В данном разделе освещены общепрофессиональные вопросы охраны труда работников для специфических условий функционирования железнодорожного транспорта и его отраслевых производств. Рассмотрены проблемы промышленной, пожарной и экологической безопасности, безопасности поведения в аварийных ситуациях. Приведены материалы по источникам вредных и опасных производственных факторов, их влиянию на работников, мерах защиты от их негативных воздействий.

В статьи раздела включены правовые положения из федеральных законов по охране труда, материалы из межотраслевых и отраслевых нормативных и регламентирующих документов, которыми обеспечивается правовая, социально-экономическая, организационно-техническая, санитарно-гигиеническая и лечебно-профилактическая защита работников на железнодорожном транспорте. Освещены принципы профессионального отбора работников рабочих профессий на железнодорожном транспорте.

Охрана труда на железнодорожном транспорте

По материалам книги - "Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте" - Е.А. Клочкова


Раздел 1. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

1.1. Правовые меры охраны труда
1.1.1. Многоуровневая система правового регулирования в области охраны труда
1.1.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда

1.2. Охрана труда в Трудовом кодексе Российской Федерации
1.2.1. Основные положения трудового законодательства
1.2.2. Коллективный договор
1.2.3. Трудовой договор
1.2.4. Продолжительность рабочего времени и время отдыха
1.2.5. Охрана труда
- Основные направления государственной политики в области охраны труда
- Требования охраны труда
- Организация охраны труда
- Обеспечение прав работников на охрану труда
- Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету
1.2.6. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
1.2.7. Нормирование труда
1.2.8. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
1.2.9. Гарантии и компенсации
1.2.10. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства
1.2.11. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

1.4. Организационные меры охраны труда работников
1.4.1. Организация управления охраной труда
1.4.2. Контроль и надзор за состоянием охраны труда на рабочих местах на сети железных дорог
1.4.3. Профессиональный отборг
1.4.4. Проведение обучения, инструктажей, стажировки и проверки знаний требований охраны труда
1.4.5. Аттестация рабочих мест
1.4.6. Рационализация режима труда и отдыха в условиях действия опасного или вредного производственного фактора, тяжести и напряженности трудового процесса
1.4.7. Внедрение средств коллективной и индивидуальной защиты и других технических мер

Раздел 2. Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма

2.2. Человеческий фактор. Надежность работы и ошибки человека при взаимодействии с техническими системами
2.2.1 Общие сведения о безопасности и надежности взаимодействия человека и машины
2.2.2. Причины ошибочных действий человека
2.2.3. Меры по повышению надежности оператора

2.3. Основы безопасности работников железнодорожного транспорта при нахождении на железнодорожных путях
2.3.1. Движущийся железнодорожный подвижной состав
2.3.2. Переход через пути
2.3.3. Проход вдоль путей
2.3.4. Пропуск поездов
2.3.5. Устройство выходов из служебно-технических помещений, расположенных вблизи путей

2.5. Электрический ток, электрические сети, электроустановки как источники опасности поражения электрическим током

2.5.2. Воздействия электрического тока на человека
2.5.3. Классификация помещений по степени опасности поражения человека электрическим током
2.5.4. Меры по предупреждению электротравматизма

2.7. Безопасность технологических процессов ремонта и обслуживания подвижного состава, железнодорожной техники

2.7.2. Обеспечение безопасности в технологических процессах
2.7.3. Устройства защиты работников, занятых в технологических процессах производства

2.8. Основы безопасного поведения в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ

2.8.2. Основные меры безопасности в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ

2.9. Промышленная безопасность и охрана труда при строительно-монтажных и ремонтных работах
2.9.1. Опасные факторы в зоне производства строительно-монтажных работ
2.9.2. Основные меры безопасности в зоне выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ
2.9.3. Работы на высоте

2.10. Общие правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Меры безопасности при работе с сосудами
2.10.1. Общие сведения о сосудах, работающих под давлением
2.10.2 Условия безопасной эксплуатации и управления работой сосудов
2.10.3 Требования безопасности к специализированным железнодорожным цистернам
2.10.4 Специальные требования к баллонам

Раздел 3. Вредные факторы производственной среды. Профилактика профессиональных заболеваний

3.3. Производственный шум, ультразвук, инфразвук как негативные факторы среды
3.3.1. Общие сведения о шумах

3.3.3. Воздействие производственного шума на человека
3.3.4. Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в шумоопасных профессиях
3.3.5. Оценка условий труда по факторам шума

3.5. Микроклимат производственной среды

3.5.2. Нормализация воздушной среды
3.5.3. Технические меры нормализации параметров микроклимата производственных помещений

3.6. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения

3.6.2. Электромагнитные поля промышленной частоты. Их воздействие на организм человека. Меры защиты
3.6.3. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона
3.6.4. Электромагнитные поля и излучения оптического диапазона
3.6.5. Электростатические электромагнитные поля

3.6.7. Сочетание воздействий электромагнитных полей с различными параметрами. Классы условий труда по показателям вредности и опасности факторов неионизирующих излучений

3.7. Вредные факторы световой среды на производстве

3.7.2. Виды производственного освещения
3.7.3. Основные требования к производственному освещению

3.9. Ионизирующие излучения

3.9.2. Дозы ионизирующих излучений
3.9.3. Воздействие ионизирующих излучений на человека
3.9.4. Обеспечение безопасности на производстве при работе с ионизирующими излучениями

3.10. Вредные факторы производственной среды химического происхождения

3.10.2. Влияние вредных факторов химического происхождения на здоровье человека
3.10.3. Контроль содержания вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны
3.10.4. Защита от вредного воздействия химических веществ

3.12. Тяжесть и напряженность трудового процесса
3.12.1. Принципы классификации условий труда. Формы и факторы трудового процесса
3.12.2. Оценка тяжести труда работников
3.12.3. Оценка напряженности труда работников

Раздел 4. Экологическая безопасность

4.1. Экологическая система Земли. Экологическое равновесие, стабильность и саморегуляция экосистем
4.1.1. Экологическая система Земли
4.1.2. Экологическое равновесие и стабильность экосистем

4.5. Глобальные экологические проблемы
4.5.1. Парниковый эффект и потепление климата на планете
4.5.2. Подъем уровня Мирового океана
4.5.3. Разрушение озонового слоя Земли
4.5.4. Радиационное загрязнение окружающей природной среды
4.5.5. Накопление отходов антропогенной деятельности
4.5.6. Сокращение биологического разнообразия на планете
4.5.7. Кислотные осадки
4.5.8. Проблемы глобальной демографической безопасности

Раздел 5. Пожарная безопасность

5.3. Основные нормативно-правовые документы пожарной безопасности
5.3.1. Федеральный закон «О пожарной безопасности»
5.3.2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
5.3.3. Требования СНиПМинстроя России

5.4. Профилактика пожаров. Пожарная защита производственных объектов
5.4.1. Профилактика пожаров
5.4.2. Меры противопожарной защиты производственных объектов

5.6. Общие сведения о средствах пожаротушения
5.6.1. Способы подавления процесса горения
5.6.2. Выбор огнетушащих веществ и средства огнетушения
5.6.3. Средства первичного пожаротушения
5.6.4. Огнетушители
5.6.5. Пожарная техника

5.7. Порядок действий работников при пожаре
5.7.1. Обязанности работников при обнаружении признаков пожара
5.7.2. Обязанности руководителей и должностных лиц при пожаре
5.7.3. Действия при возникновении пожара на подвижном составе на перегоне
5.7.4. Порядок действий при обнаружении пожара на путях в пределах железнодорожной станции
5.7.5. Тушение пожара в условиях производственного предприятия железнодорожного транспорта
5.7.6. Действия при возникновении пожара в автомобильном транспорте

Раздел 6. Безопасность в аварийных ситуациях

Раздел 7. Первая помощь пострадавшим

7.4. Первая помощь при ранениях, кровотечениях, попадании инородных тел
7.4.1. Первая помощь при кровотечениях
7.4.2. Первая помощь при ранениях
7.4.3. Первая помощь при попадании инородных тел

7.5. Первая помощь при отравлениях
7.5.1. Первая помощь при отравлении окисью углерода
7.5.2. Первая помощь при пищевых отравлениях
7.5.3. Первая помощь при отравлении газовыми фракциями при авариях с опасными грузами

7.6. Первая помощь пострадавшим от ожогов и обмораживаний, тепловых ударов
7.6.1. Первая помощь пострадавшим от ожогов
7.6.2. Первая помощь при обморожении и переохлаждении
7.6.3. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обмороке

7.8. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
7.8.1. Первая помощь при переломах
7.8.2. Первая помощь при растяжении связок и вывихе

Полезная информация: