Сертификация оборудования для атомной промышленности. Сертификат оит. Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения

Для подтверждения соответствия продукции соответствующим нормативным и законодательным требованиям проводится процедура независимого исследования или сертификация. Целью сертификации является подтверждение соответствие характеристик технологий и изделий, влияющих на безопасность, отраслевым требованиям в области атомной индустрии, действующим на территории Российской Федерации.

Обязательной сертификации подлежит оборудование, изделия и технологии (ОИТ), используемые в ядерных установках, радиационные источники и пункты хранения. Обязательна сертификация для производителей и поставщиков оборудования, если контрактом предусмотрена его поставка на территорию РФ.

Сертификат ОИТ дает основание поставщику (производителю) оборудования для предприятий атомной промышленности утверждать, что оно соответствует требованиям нормативно-технической документации в сфере атомной энергетики, предъявляемым к техническому устройству, комплектующим и материалам.

Если на оборудование, изделие и технологию имеются сертификаты или протоколы испытаний, выданные с использованием других систем сертификации, в том числе и за рубежом, то они могут быть признаны только в том случае, если указанные в них показатели соответствуют установленным в РФ требованиям безопасности в сфере атомной энергии.

Порядок сертификации установлен системой ОИТ.

Зачем нужен сертификат ОИТ?

Его наличие обязательно, если компания собирается заключить контракт на поставку разнообразного оборудования для ядерных установок и атомных реакторов. При этом учитывается назначение изделие и его место в системе объекта ядерной энергии.

Иными словами, перед предприятием, которое собирается поставлять оборудование для атомной промышленности, становится необходимость его сертификации в системе ОИТ.

Получение сертификата

Получить сертификат можно в Ростехнадзоре или центре по сертификации, имеющем соответствующую сертификацию. Особенностью работы лабораторий, в которых проводятся испытания, является максимальная приближенность условий испытания к производственным.

Поэтому требования безопасности при проведении испытания ОИТ, в которых присутствуют радиоактивные вещества, чрезвычайно высоки. перечень требований к испытательным лабораториям и порядку их аккредитации установлен ОИТ 0005-1999.

Получение сертификата процесс очень сложный и многостадийный. Пройти его максимально быстро и получить эффективный результат помогут специалисты ГК «Промышленная безопасность». Они дадут консультацию по вопросам оформления документов, окажут помощь по юридическим вопросам.

Примерный перечень документов, необходимых для получения сертификата

Для составления заявки на получение сертификата ОИТ потребуются:

  • Копии документов, подтверждающих право заниматься соответствующим видом деятельности (лицензий). Обязательно наличие условий, на которых действует лицензия.
  • Копии имеющихся сертификатов из других стран, которые могут подтвердить происхождение материалов, их качество. Также сертификаты поставщиков изделий и частей изделия.
  • Копии документов (сертификатов), выданных другими системами сертификации.
  • Комплект технологической и конструкторской документации на сертифицируемые ОИТ, расчетные данные.
  • Информация о влиянии ОИТ, поданных на сертификацию, на безопасность объектов атомной энергетики, о классе безопасности.
  • Полное описание имеющегося радиоактивного материала (сведения о его химическом составе, физических свойствах, радиационные характеристики).
  • Акты и протоколы испытаний в отечественных и зарубежных лабораториях.
Название документа: О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (дополнение к документу ОИТ-0013-2000)
Номер документа: 30/5/14
Вид документа: Приказ Госстандарта России

Приказ Госатомнадзора России

Приказ Минатома России

Принявший орган: Госстандарт России

Госатомнадзор России

Минатом России

Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Госстандарта России, N 3, 2002 год
Дата принятия: 21 января 2002
Дата начала действия: 15 июня 2002

О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О введении в действие Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
(дополнение к документу ОИТ-0013-2000)*

________________

* Вестник Госстандарта России, 2000, N 7, с.65


В целях обеспечения реализации положений статьи 37 Федерального закона Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" и в соответствии с требованиями документа "Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок разработки и ведения Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации" (ОИТ-0015-2000), утвержденного Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии

приказываем:

1. Ввести в действие с 15 июня 2002 года Номенклатуру оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудование, изделий и технологий для ядерных установок радиационных источников и пунктов хранения (дополнение к документу ОИТ-0013-2000), утвержденную Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (приложение).

2. Руководителю Департамента атомной науки и техники Министерства Российской Федерации по атомной энергии Ю.А.Соколову, начальнику Управления по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности В.А.Гривизирскому и начальнику Управления машиностроения Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии В.В.Шильдину обеспечить публикацию дополнения к документу ОИТ-0013-2000 в открытой печати.

3. Заместителю руководителя Департамента атомной науки и техники Министерства Российской Федерации по атомной энергии Ю.Г.Ткачуку и заместителю начальника Управления по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности А.В.Агееву выдавать разъяснения по применению дополнения к документу ОИТ-0013-2000 совместно.

4. Руководителям департаментов, управлений, акционерных обществ (по согласованию), организаций и предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, руководителям подразделений центрального аппарата, межрегиональных территориальных округов и НТЦ ЯРБ Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, руководителям подразделений центрального аппарата и подведомственных организаций и предприятий Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии принять настоящий приказ к руководству и исполнению.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Российской Федерации по атомной энергии Б.И.Нигматулина, заместителя начальника Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности A.M.Жокина, первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии И.А.Коровкина.

Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
Ю.А.Румянцев

Начальник Федерального
надзора России по ядерной
и радиационной безопасности
Ю.Г.Вишневский

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
Б.С.Алешин

Номенклатура оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источни

УТВЕРЖДАЮ
Министр
Российской Федерации
по атомной энергии
А.Ю.Румянцев

Начальник Федерального
надзора России по ядерной
и радиационной безопасности
Ю.Г.Вишневский

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
Г.П.Воронин

НОМЕНКЛАТУРА
оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
(дополнение к документу ОИТ-0013-2000)

Введение

Настоящий документ является дополнением к , введенной в действие совместным приказом Минатома России, Госатомнадзора России и Госстандарта России от 24.04.2000 N 233/28/152 (далее - Номенклатура и Дополнение к Номенклатуре). Дополнение к Номенклатуре подготовлено во исполнение решений Центрального органа Системы в целях ее развития в соответствии с Федеральным законом Российской федерации "Об использовании атомной энергии" (ст.37) и "Областью действия Системы" .

Документ включает дополнительные группировки ОИТ, подлежащих обязательной сертификации, а также обобщенные характеристики (показатели) ОИТ, подтверждаемые при сертификации и обозначении основных определяющих нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация. Конкретизация характеристик (показателей) ОИТ и уточнение нормативных документов проводится при сертификации конкретных ОИТ.

Дополнение к Номенклатуре разработано в порядке и в соответствии с требованиями документа "Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации. Порядок разработки и ведения Номенклатуры оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации" (ОИТ-0015-2000).

Обязательной сертификации подлежат ОИТ, поставляемые на объекты использования атомной энергии и включенные в Номенклатуру и Дополнение к Номенклатуре, в следующие сроки:

а) с даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре):

- ОИТ, разработка которых (техническое задание, технический проект, рабочая конструкторская документация) начата после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);

- впервые изготовляемые ОИТ, производство которых начато после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре), в том числе по документации, разработанной до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);

- модернизируемые и модифицируемые* ОИТ;

________________

* Определение согласно Р-50-601-12 "СРПП. Модернизация, модифицирование и совершенствование выпускаемой продукции".


- ОИТ массового, серийного, единичного, повторяющегося единично производства, изготовление которых возобновляется после перерыва за год и более до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре);

- ОИТ, которые к дате введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре) имели сертификаты, выданные в других системах сертификации (с учетом установленных в Системе процедур признания результатов ранее проведенных испытаний и сертификатов, выданных в других системах сертификации);

б) через двенадцать месяцев после даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре):

- ОИТ массового, серийного, единичного, повторяющегося единичного производства, изготовление которых начато до даты введения Номенклатуры (дополнения к Номенклатуре) и продолжается без перерыва.

Сертификация ОИТ проводится в порядке, установленном в Системе, включая процедуры признания результатов ранее проведенных испытаний и сертификатов, выданных в других системах сертификации.

Номенклатура и Дополнение к Номенклатуре распространяются на оборудование и изделия, реализуемые на территории Российской Федерации, а также экспортируемые и импортируемые.

В отношении сертификации экспортируемых и импортируемых ОИТ, включенных в Номенклатуру и Дополнение к Номенклатуре, действуют правила, установленные в Системе. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, то применяются правила международных договоров.

Дополнение к Номенклатуре вводится в Российской Федерации совместным приказом Минатома России, Госатомнадзора России и Госстандарта России. Введение Дополнения к Номенклатуре осуществляется через шесть месяцев после утверждения приказа.

Заместитель руководителя
Департамента атомной науки
и техники Минатома России
Ю.Г.Ткачук

Начальник
Управления машиностроения
Госстандарта России
В.В.Шильдин

Заместитель начальника
Управления по надзору за
качеством и технической
безопасностью оборудования
для ядерно- и радиационно
опасных объектов
Госатомнадзора России
А.В.Агеев

Приложение

Наименование ОИТ

Характеристики (показатели) ОИТ, подтверждаемые при сертификации

Обозначение определяющего нормативного документа, на соответствие которому проводится сертификация

Приборы радиоизотопные

1. Функциональные показатели

НП- 001***
ПБЯ РУ АС***
ООТ-0804246

2. Показатели надежности

ГОСТ 17134
ГОСТ 18061
ГОСТ 20180

Приборы и аппаратура для систем автоматического

1 . Функциональные показатели

НП-001***
ПБЯ РУ АС****
НПБ65
НПБ70

пожаротушения и пожарной сигнализации

2. Показатели надежности

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям

Извещатели пожарные, извещатели

1 .Функциональные показатели

НП-001***
ПБЯ РУ АС****
НПБ65

охранные, устройства приемно-

2. Показатели надежности

НПБ70
ООТ-08042462
ГОСТ 12.2.007

контрольные охранно-пожарные, устройства

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям

сигнально-пусковые охранно- пожарные, приборы и оповещатели охранно-пожарные

4. Требования электромагнитной совместимости**

Насосы и насосные агрегаты, их комплектующие

1. Функциональные показатели

ПНАЭГ- 5- 006
ПНАЭГ- 7- 008
ПНАЭГ- 7- 002

составные части

2. Показатели надежности

ПНАЭГ- 7- 006
ПНАЭГ- 7- 009
НП-001***

ПБЯ РУ АС****
ООТ- 08042462
ППБ- АС
ВСНО1
ПУЭ
ПТЭ

4. Показатели безопасности

ПТБ
ПЭЭП
ГОСТ 12. 2.016

5. Конструктивные показатели

Приводы (электро приводы, пневмотприводы

1. Функциональные показатели

НП-001***
ПУЭ
ПТЭ

механизмы исполнительные
и сигнализаторы к

2. Показатели надежности

ПТБ
ПЭЭП

арматуре трубопроводной промышленной и специальной

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям, включая работоспособность при аварийных условиях

ПБЯ-РУ АС****
ОТТ-87
ООТ-08042462
ГОСТ 12.2.063
ГОСТ 15.001
ГОСТ 9544

4. Показатели безопасности

Арматура трубопроводная промышленная

1. Функциональные показатели

ПНАЭГ-5-006
ПНАЭГ-7-002
ПНАЭГ-7-008

и специальная, ее комплектующие составные части

2. Показатели надежности

ПНАЭГ-1-009
ПНАЭГ-7-010

3. Показатели устойчивости к внешним воздействиям, включая работоспособность при аварийных условиях

НП-001***
НП-010
НП-011
ПУЭ
ПТЭ
ПТБ

4. Показатели безопасности

ПБЯ РУ АС****

5. Конструктивные

показатели

ООТ- 08042462

6. Требования электромагнитной

совместимости**

ГОСТ 15.001
ГОСТ 5761
ГОСТ 5762

Обязательная сертификация продукции, поставляемой на атомные станции и другие объекты атомно-энергетического комплекса, регулируется национальным законодательством и осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по обеспечению безопасности. Нормативно-правовые акты и нормативные документы периодически пересматриваются и обновляются и устанавливают правила проведения оценки соответствия оборудования, изделий и технологий, используемых в атомной энергетике и промышленности.

Вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», приняты постановления Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и постановление Правительства от 26 июля 2010 г. № 548 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». МАГАТЭ опубликовало серию норм по безопасности № SF-1, № GS-G-3.1 и GS-R-3 (2008)1 и рекомендовало их для использования другим международным организациям, государствам-членам МАГАТЭ и их компетентным национальным органам.

В настоящей статье анализируется, какое влияние окажут эти документы на особенности проведения обязательной сертификации продукции и сертификацию систем управления безопасностью, качеством и охраной окружающей среды в атомной энергетике и на предприятиях атомного топливного цикла.

ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ ОЧЕРЕДНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Проведена очередная реанимация Федерального закона «О техническом регулировании», принят восьмой по счёту Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Пользователям закона с каждым разом всё труднее улавливать нюансы его изменений, но тенденция этих изменений и поправок проясняется. Законодатель раз за разом стремится восстановить порушенную систему нормативного обеспечения российской экономики, хотя изменения в закон, как и раньше, принимаются келейно, без широкого обсуждения с профессионалами и учёта их замечаний и предложений.

В газете «Промышленные ведомости»2, многочисленных научных публикациях и на различных форумах широко обсуждался вопрос кем, когда, на чьи деньги и в чьих интересах разрабатывался закон «О техническом регулировании», какое влияние он оказал на российскую экономику. Однако с мнением профессионалов и их предложениями до сих пор никто не считается. Отсюда невероятно низкая практическая эффективность закона в части разработки технических регламентов. Федеральный закон «О техническом регулировании» войдёт в историю отечественного права как один из самых одиозных и неудачных правовых институтов.

Что же нового внесла в правоприменительную практику очередная поправка в закон «О техническом регулировании» при осуществлении оценки соответствия?

Появился ещё один фигурант, которому предоставлено право принимать технические регламенты – это Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения об этом министерстве. Национальному органу по стандартизации вменено в обязанность до вступления в силу технического регламента утверждать и публиковать перечень документов в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Расширена номенклатура документов, на соответствие которым должна проводиться обязательная сертификация продукции. Ранее для оценки соответствия продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, учитывались требования технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов, требования, установленные государственными заказчиками (ОАО «Концерн Росэнергоатом»), федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности (Ростехнадзор), федеральными органами государственного управления использованием атомной энергии (ГК «Росатом») и государственными контрактами. Теперь к ним добавлены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. К ним приравнены переводы на русский язык этих документов (при условии принятия их на учёт национальным органом РФ по стандартизации).

В случае возмездного пользования документами иностранного правообладателя и (или) ограничения открытого доступа к таким документам, национальный орган РФ по стандартизации организует опубликование сведений о размере платы за документы и правила их распространения.

Кроме того, Правительство РФ до вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции может вводить в действие обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств-участников Таможенного союза или в документах Европейского союза. При этом Правительство РФ правомочно устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный контролировать соблюдение этих требований. Особенностью последнего нововведения является то, что заявитель вправе выбрать режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия его продукции (либо в соответствии с п. 1, либо в соответствии с п. 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Конкретизирован порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (п. 3 статьи 31). Теперь он определяется Правительством РФ. Правительство РФ определяет и органы по аккредитации. В частности, на выполнение работ по подтверждению соответствия согласно п. 9 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» органы по сертификации и испытательные лаборатории должны обратиться в орган по аккредитации за получением аттестата на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В АТОМНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, установленная статьей 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ, осуществляется Системой сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее Система). Система учреждена и введена в действие совместным приказом Минатома РФ, Госстандарта РФ и Госатомнадзора РФ № 281/168/39 от 22.04.1998 г. Система не позиционирует с другими формами оценки соответствия, такими как контроль (надзор), приёмка и испытания. Она занимает своё место в общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и выполняет свою роль. Система относится к системам обязательной сертификации. Это единственная в Российской Федерации система обязательной сертификации, которая официально уполномочена сертифицировать продукцию по требованиям ядерной и радиационной безопасности. Функционирование Системы осуществляется, исходя из принципа подтверждения соответствия продукции третьей стороной, т.е. независимости третьей стороны от изготовителя продукции и потребителя продукции.

Ранее учредителями Системы была утверждена номенклатура оборудования, изделий и технологий, подлежащих обязательной сертификации, в которую в соответствии с установленным порядком вносились дополнения и изменения. При этом при формировании перечня иногда возникали разногласия по его содержанию. Теперь в соответствии с п. 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» правительством приняты постановления от 1 декабря 2009 г. № 982 и от 26 июля 2010 г. № 548. Первое постановление утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а второе – внесло коррективы в этот перечень. В частности, из перечня продукции, для которой установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, исключены коды 6930, 6934, 6955, а кодам 6937, 6940, 6968, и 6981 дана новая редакция. Таким образом, на государственном уровне окончательно устранена неопределённость и решён вопрос в установлении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

НОВЫЕ НОРМЫ МАГАТЭ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности предприятий атомной энергетики, промышленности и атомного энергомашиностроения особое внимание необходимо обратить на внедрение и сертификацию систем управления безопасностью.

В настоящее время МАГАТЭ выпустило новую серию норм по безопасности, которые заменили серию норм № 50-C/GS-Q (1996). Нормы № GS-G-3.1 (2006) и GS-R-3 (2008) представляют собой стандарты на системы управления деятельностью, связанной с безопасностью. Они называются системами управления для установок и деятельности. Эта серия норм вобрала в себя всё лучшее, что было наработано МАГАТЭ за последнее время. Она свела воедино и интегрировала в себе элементы, связанные с безопасностью, защитой жизни и здоровья персонала и населения, обеспечением качества, защитой окружающей среды, физической защитой и экономическими аспектами деятельности оператора, которые рассматривались раньше в отдельно взятых системах управления. Цель системы состоит в том, чтобы исключить возникновение угрозы для безопасности посредством учёта последствий всех факторов, т.е. с точки зрения безопасности в целом. К тому же эта система применима в течение всего жизненного цикла установок и на протяжении всей деятельности в нормальных, переходных и аварийных ситуациях. Здесь соображения безопасности получили первостепенное значение и приоритет над всеми остальными условиями хозяйственной деятельности.

По рекомендации МАГАТЭ нормы безопасности должны быть включены в национальные законы и нормы стран-членов МАГАТЭ и дополнены положениями международных конвенций с детальным описанием своих государственных требований. Они должны создать для каждой страны национальную основу для регулирования безопасности в атомной энергетике. По существу стандарт на Систему управления установками и деятельностью – это стандарт по управлению безопасностью.

С начала кампании по сертификации СМК наиболее подготовленные предприятия атомного энергетического комплекса России, считая, что нет «пророков в своём отечестве», устремились за сертификатами в зарубежные сертификационные центры. Так, основные производители твэльной продукции – предприятия ОАО «ТВЭЛ» предпочли получить сертификаты ТЮФ, Сибирский химический комбинат остановил свой выбор на Бюро Веритас. На Уральском электрохимическом комбинате сертификацию СМК было решено проводить по видам производства с учётом специфических требований потребителей продукции. СМК завода электрохимических преобразователей была сертифицирована в системах сертификации «Военный регистр», ГОСТ Р, Авиационный регистр, а сертификацию СМК разделительного производства в ТЮФ. СМК Электростальского машиностроительного завода, циркониевого и кальциевого производств Чепецкого механического завода сертифицированы ТЮФ. Сертификация СМК Смоленской АЭС проведено «Bureau Veritas Certifications». Только Балаковская АЭС сертифицировала СМК в национальных системах – Системе сертификации ОИТ и Системе сертификации ГОСТ Р.

Выбор зарубежных органов по сертификации предприятия атомной отрасли обосновывали тем, что эти органы обладают устойчивым авторитетом в своей области деятельности, их сертификаты ценятся выше и имеют мировое признание. Вот что пишет в своей статье начальник управления обеспечения качества Сибирского химического комбината. «Мы правильно поступили, что ушли от отраслевой сертификации, не стали тратить на это средства, а сразу работали с известным международным органом Бюро Веритас. Его сертификат ценится выше и имеет мировое признание». Нетрудно понять, что никакой «отраслевой сертификации» не существует, а существует российская национальная система обязательной сертификации, а сертификаты Бюро Веритас, как и ТЮФ нельзя назвать международными сертификатами в силу того, что они не имеют такого статуса, а потому и мирового признания. Зарубежные органы по сертификации выдают российским предприятиям не международные сертификаты, а сертификаты, принятые в их системах, – так что надо называть вещи своими именами. А употребляемые понятия «международный сертификат» и «мировое признание» – это только попытка выдать желаемое за действительное.