Организация общеобразовательного обучения в исправительных учреждениях. Общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных. Психология деятельности учителя общеобразовательной школы, учебно-консультационного пункта, преподавателя профессионально

Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

В исправительных учреждениях профессиональное обучение осужденных является одним из базовых средств их исправления.

На основании ст. 104 УИК РК в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное, образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии по специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения. В исправительных учреждениях существуют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

1) обучение в профессионально-технических училищах,

2) обучение на производстве исправительных учреждений.

Необходимость одного из видов профессионального обучения обусловлена сроками лишения свободы, производственной крайне важно стью и рядом других обстоятельств. К примеру, осужденные, отбывающие пожизненное наказание, не привлекаются к среднему образованию, им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Инвалиды I и II групп, мужчины старше 60-ти лет и женщины старше 55-ти лет, изъявившие желание работать, могут привлекаться к профессиональной подготовке.

Важно заметить, что для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде в Республике Казахстан. Администрация исправительного учреждения всœемерно поощряет стремление осужденных получить среднее образование и учитывает это при определœении степени их исправления – ст.108 ч.2,3 УИК РК. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-посœелœениях, разрешается заочное профессиональное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего образования. Последние должны быть расположены в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Общеобразовательные программы обучения осужденных направлены не только на получение обучающимися определœенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие. На базе государственных образовательных стандартов педагогическим коллективом учебных заведений разрабатываются образовательные стандарты исправления осужденных с учетом личностных особенностей, их образовательного, профессионального и культурного уровня.

Лекция № 9 Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и ст.116 УИК РК в обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные, прибывшие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий отбывания наказания. При отсутствии взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношения к труду, по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях, осужденные бывают переведены в облегченные условия.

Осужденные впервые к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой, средней тяжести и тяжких преступлений, или осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше семи лет, а также всœе осужденные женщины, кроме женщин, отбывающих наказание за особо опасный рецидив преступлений. Вместе с тем, в этих колониях содержатся:

Осужденные к исправительным работам или ограничению свободы, в случае если эти наказания за злостное уклонение от их отбывания заменены судом на лишение свободы;

Совершившие преступления по неосторожности и отбывавшие наказание в колониях-посœелœениях, но за злостные нарушения порядка отбывания наказания направленные судом в колонии общего режима;

Ранее переведенные в колонии-посœелœения, из колоний общего режима в колонии-посœелœения, но за злостные нарушения режима возвращенные в колонии общего режима. Осужденные могут содержаться на обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Обычный и облегченный режим предусматривает проживание в общежитиях.

Осужденным, отбывающим наказание на обычных условиях в колониях общего режима, разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой крайне важно сти средства, имеющиеся на лицевых счетах, в размере 4 месячных расчетных показателœей;

Иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания, получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

При облегченном режиме нормативы удваиваются; количество свиданий увеличивается до шести раз.

Отбывающим наказание на льготных условиях в целях успешной адаптации к жизни на свободе разрешается проживать в специальных общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Οʜᴎ могут свободно передвигаться в пределах района ИУ, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается расходовать только средства, заработанные в период отбывания наказания, два краткосрочных и два длительных свидания, получать три посылки и три бандероли, пользоваться ежедневной прогулкой по 1,5 часа (ст.117 УИК РК).

Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы" 2017, 2018.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы, самодеятельные организации осужденных.

Уголовно –исполнительный кодекс регламентируют только основные положения воспитательной работы, осуждённых к лишению свободы. В УИК в ст. 9 определенны основные виды воспитательной работы. В Исправительнэх учреждениях осуществляется нравственное, трудовое, физическое и иные виды воспитательной работы. Идейно-политическое, экономическое, экологическое ну и иные виды воспитательной работы.

Существуют три основные формы воспитательной работы:

1) Индивидуальна

2) Групповая

3) Массовая

Воспитательная работа, осуществляется на основе рекомендации, вырабатываемой на основе педагогики и психологии. Проведение воспитательной работы возложено на начальника отряда. Есть обязательные воспитательные мероприятия

Самодеятельная организация осуждённых- это одна из форм организации, увлечения осуждённых для лишения свободы.

Созданы для решения следующих задач:

Оказание помощи осуждённых, в духовном, профессиональном развитии осуждённых

Развитие полезной инициативы осуждённых

Оказания позитивного влияния на исправления лиц осуждённых к лишению свободы.

Участие в решение вопросов, организации труда, быта и досуга осуждённых

Оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержание дисциплины и порядка.

Социальная помощь и их семьям.

Формирование здоровых отношений между осуждёнными

Порядок регламентируеся положением (о порядке деятельности самодеятельных организаций формирования деятельности осуждённых в местах лишения свободы) утверждает Директор ФСИН.

Могут создаваться советы коллективов исправительных учреждениях.

Порядок выборов членов совета коллективов регламентируется положением.

Все решения совета коллективов, утверждаются нальником исправительноо учреждения.

Создаются секции в составе совета коллективов:

1) Профилактика правонарушений

2) Производственная секция

3) Секция общеобразовательного и профессионального обучения

4) Секция культурно-массовой работы

5) Секция спортивной деятельности.

В тёрмах среди осуждённых самодеятельная организация не создаётся.

В ст. 9 УИК РФ общеобраз. И проф. Обучения перечислены.

Правововя регламентация данных средств исполнения нормативными документами

В сот. Со ст. 111 УИК РФ осуждённые не достигшие 35 лет. Возраста должны полуть общеобразовательное образование.

Осуждённые старше 35 лет и инвалиды 1и 2 групп получают общее образование по желанию. Для осуждённых к пожизненному лишению свободы, предоставляются условия для самообразования. Обязательно из их никто не учит.



На период здачи экзаменов они освобождаются от работы.

Здача экзаменоворганизуется в школах и учебно-консультационных пунктах. Школы при исправительных учредения создаются при условии не менее 80 осуждённых, чтобы было созд. 4 класса по 20 человек. Если желающих от 30 –до 80 то создаётся учебо консультационный пункт.

Все школы и учеб. Консульт. Пункт. имеют необходимую литературу. Директор школы назначается территориальным органом образования, при согласования с территориальным органом ФСИН.

Контроль за посещением школьных занятий в школе и за успеваемости возложен на наальника отряда. Помимо обще образовательного обучения в местах лищшения свободы. Помимо общеобразовательная в местах лишения свободы, организуется профессиональное образования, по которой осуждённые могут работать, как в местах лишения свободы так и в на свободе.

Профессиональное обучения не обязательно для пенсионеров и инвалидов1 и 2 группы.

Обучение профессии осуществляется в двух формах:

1) Обучения в профессиональных училищах (применяется когда в испавительном учреждение желающих не менее 150 человек Обучения производится от 6 до 12 месяцев)

2) Обучения на производстве. (осуществляется курсовым, бригадным или индивидуальными методами)

Курсовые (когда нужно получить краткосрочный курс теоретических знаний)

Бригадный (профессия не сложная)

Индивидуальный метод (применяется когда профессия сложная)

Осуждённым содержащихся в колониях поселениях, имеют право на получения высшего профессионального или среднего наказания в учреждениях находящизхся рядом с колонией. Для несовершенно летних

1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

2. Утратил силу.

3. Для сдачи экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

4. Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

5. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

6 - 7. Утратили силу.

Комментарий к статье 112 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Получение образования является конституционным правом осужденного, оно же выступает в качестве одного из основных средств исправления. Получение общего образования как средство исправления применяется только в отношении осужденных к лишению свободы, если не считать военное обучение и военную подготовку осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части (ст. 163 УИК РФ).

2. В исправительных учреждениях создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах исправительных учреждений. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Обучение осужденных не на государственном языке Российской Федерации (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если исправительное учреждение находится на территории соответствующего субъекта Федерации. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит уголовно-исполнительному принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин.

3. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.

4. Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.

5. Не секрет, что в исправительных учреждениях, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях), основными субъектами воспитательной работы с осужденными являются педагоги. Поэтому в комментируемой статье закреплена важная декларативная норма, что педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.

6. Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д. Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа (единое помещение камерного типа) или одиночную камеру, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями.

7. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 61/70.

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г., а также Положением «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», утвержденным Приказом Минюста РФ от 21 ноября 2005 г.

В ИУ создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах ИУ. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию (ч. 1, 2 ст. 112 УИК РФ). Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Обучение осужденных не на государственном языке РФ (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если ИУ находится на территории соответствующего субъекта. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит УИ принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.

Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.


Согласно ч. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации ИУ воспитательной работе с осужденными, так как педагоги, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях) являются основными субъектами воспитательной работы с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.

Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 6 ст. 112 УИК РФ). Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д.

Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, или ОК, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями (ст. 156 Правил).


Организация работы отряда колонии регулируется Положением «Об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г.

Например, предусматривается количество мест в зрительном зале в ИК не более 50% вместимости колонии, в ВК – на полную вместимость колонии.

Д.И. Ивашин предлагает включить в УИК РФ норму, обязывающую администрацию ИУ при наличии финансовых и организационных возможностей обеспечить осужденным по их желанию получение религиозного образования, право на которое вытекает из ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В ИУ достаточно широко распространена практика привлечения представителей религиозных организаций к участию в работе по нравственному воспитанию осужденных. На территории ИУ создаются и функционируют специально оборудованные комнаты для отправления религиозных обрядов.

Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что значительная масса осужденных рассматривает свое пребывание в ИУ односторонне, оценивает его только как кару за содеянное. Ранее проведенными исследованиями было установлено, что законопослушные граждане превосходят осужденных в знании и понимании исходных правовых положений общего характера. Осужденные же имеют более точные представления о тех преступлениях, за которые они привлекались к уголовной ответственности.

Следует согласиться с замечанием В.И. Зубковой, что с точки зрения обеспечения безопасности как самих осужденных, так и сотрудников ИУ нецелесообразно проводить спортивные занятия, например по борьбе (всех видов), боксу. Отметим, что также вряд ли обосновано проводить спортивные мероприятия, которые существуют в практике ИУ, между командами осужденных и персонала воспитательной колонии. Дух соперничества, присущий рассматриваемым мероприятиям, вкус победы над представителями ИУ, очевидно, может быть перенесен осужденными на другие сферы деятельности колонии и спровоцировать в дальнейшем различные акты неповиновения законным требованиям администрации.

Реализация указанного предложения особенно актуальна, учитывая высокий процент ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных (28,8%) и воспитанников с различными венерическими заболеваниями (15,9%).