Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций. Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий

Ирина Череданова
Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов

Компетентностно-ориентированные

технологии профессионального развития педагогов .

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями .

Для формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ используются следующие наиболее эффективные виды образовательных технологий :

1. Здоровьесберегающие технологии .

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Задачи :

1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

2. Увеличение резервов здоровья.

Формы организации :

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» – М., 2004.

2. Технологии проектной деятельности.

Цель, задачи Применение Методическое пособие

Цель : Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Задачи :

1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия

2. создание единого образовательного пространства,

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Формы организации :

1. Работа в группах, парах

2. Беседы, дискуссии

3. Социально-активные приемы : метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения

Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» . -:ТЦ Сфера, 2006

Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» -М.: АРКТИ,2005

Новиков, А. М. «Образовательный проект : методология образовательной деятельности» – М.: Эгвес, 2004.

3. Технологии исследовательской деятельности.

Цель, задачи Применение Методическое пособие

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции

Задача :

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции , способность к исследовательскому типу мышления.

Формы организации :

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

- фиксация результатов : наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации ;

Трудовые поручения, действия.

Куликовская, И. Э. «Детское экспериментирование» . Старший дошкольный возраст, учебное пособие, – М.: Педагогическое общество России , 2003.

4. Информационно-коммуникационные технологии .

Цель, задачи Применение Методическое пособие

Цель :

1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий , наставником в выборе компьютерных программ ;

2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить .

3. Сформировать навыки владения компьютером , использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет.

Информатизация общества ставит перед педагогами -дошкольниками задачи :

Идти в ногу со временем,

Стать для ребенка проводником в мир новых технологий ,

Наставником в выборе компьютерных программ ,

Сформировать основы информационной культуры его личности,

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей .

Формы организации :

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация) .

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья .

Оформление групповой документации, отчетов.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Комарова Т. С, Комарова И. И., Туликов А. В., «Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании» - М. Изд. Мозаика- Синтез, 2011

5. Личностно-ориентированные технологии .

Цель, задачи Применение Методическое пособие

Цель : обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития , реализация имеющихся природных потенциалов.

Создание условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве , позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются :

Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком , партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» .

Задачи :

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка , реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

Педагог и дети создают условия развивающей среды , изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения ) .

Формы организации :

1. Игры, спортивные досуги, НОД

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

Хабарова, Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» – М., 2004.

6. Технологии портфолио .

Цель, задачи Применение Методическое пособие

Задачи :

1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности

2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Формы организации :

Аттестационные (отражают достижения педагога , ДОУ за межаттестационный период);

Накопительные (содержат информацию о результатах деятельности педагога , дошкольного учреждения);

Тематические (отражают опыт деятельности педагога , коллектива по определенной теме).

Белая К. Ю. -М.: УЦ перспектива, 2011г.

7. Социоигровые технологии .

Цель, задачи Применение Методическое пособие

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно :

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Задачи :

1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок» , «ребенок-родитель» , «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения

3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия

4. Решение задач «социального» закаливания

5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Формы организации :

1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться

2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры

3. Сказкотерапия

4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки

5. Тренинги, самопрезентации

Белая К. Ю. «Портфолио участников образовательного процесса в ДОУ» -М.: УЦ перспектива, 2011г.

8. Кейс-технологии .

Цель, задачи Применение Методическое пособие

«Кейс - технология » - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.

Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи :

Знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;

Имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка ;

Формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.

Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие .

Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умения и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решения.

Формы организации :

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) .

Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ » - С – Пб : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2008.

Таким образом : Технологический подход , то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии , даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

«Современные педагогические технологии как

средство развития педагогической

компетентности»

Подготовил: учитель

начальных классов

Капустина Т.В.

Современные педагогические технологии.

Актуальность темы.

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом содержания образования и систем контроля его качества на систему компетентностей. Он также предполагает не усвоение обучаемым отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим иначе определяется и система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Многие идеи компетентостного подхода появились в результате изучения ситуации на современном рынке труда. Требования работодателей в настоящее время формулируются на перспективу, т.е. на такие результаты образования как готовность к «командной» работе и к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д.

В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.

В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность , позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:

1 – учиться;

2 - знать;

3 - познавать;

4 - делать;

5 - жить;

6 - быть Человеком .

Проблема нашей школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития детей; условия для формирования личностно-значимых компетенций.

В структуре преподаваемого мною предмета данная проблема находит достаточно широкое отражение, так как имеется вполне реальная возможность развивать данные качества и вышеперечисленные компетенции. Но возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, к деятельности. А это позволяет, в сою очередь, формировать открытую познавательную позицию , которая предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям, а именно:

Восприятию и осознанию ими различных взглядов на одно и то же явление;

Использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления;

Созданию условий для обмена мнениями и точками зрения в обсуждении;

Синтезированию в ходе обсуждения различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы;

Появлению различных идей и неоднозначных суждений;

Использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразных точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций;

- «развернутости в будущее» - перспективному видению обучающихся своей деятельности в разных социальных ситуациях и педагогических условиях; при этом обращается внимание на личностный выбор учеником собственной позиции и возможностей планирования своей дальнейшей карьеры.

«Открытая познавательная позиция» - условие формирования компетентностей, которое предполагает уменьшение количества времени на занятиях, отводимого на объяснение, и увеличение времени на самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, можно сформулировать цель:

Оптимальное конструирование методов обучения, способствующих развитию у обучающихся личностно-значимых компетенций, инициативы, активности и ответственности.

Выявление педагогических условий организации урока на компетентностных основаниях.

Педагогические технологии.

Основные особенности современного образования: стихийность, неоднозначность и непредсказуемость результатов; полная их зависимость отличности обучающего, от индивидуальных "возможностей обучающихся и особенностей учебного коллектива; наличие разнообразных и многообразных методов, которые демонстрируют свою эффективность лишь в руках преподавателя-мастера; слабая технологическая и техническая оснащенность педагога в условиях развития промышленных технологий

Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о методах, способах и средствах обработки материалов, направленных на получение конкретной продукции.

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами и интерактивными средствами; новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.

Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.

Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметрами, которые подвергается изменению – его способности (компетентности).

Термин «педагогическая технология» впервые упомянут в двадцатые годы 20в. в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).

В сороковые - пятидесятые годы, когда началось внедрение в процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии».

В 1960-е годы под термином «педагогическая технология» (по С.Сполдингу) понимали систему указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечивать обучение за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.

«Педагогическая технология» – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм и методов, способов и приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев)

«Педагогическая технология» – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (М.В.Кларин).

Одно из наиболее удачных определений педагогической технологии предложил Беспалько В.П., т. к. раскрыл глубинный смысл технологии в педагогике:

  • с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса;
  • педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося;
  • в педагогической технологии целенаправленное образование – центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый – диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй – развитие личности в целом;
  • принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии.

Таким образом, согласно Беспалько педагогическая технология – это направление в педагогике, имеющее «чисто прикладное, практическое продолжение общей дидактики и педагогики в целом», нацеленное на формирование личности.

Г.К.Селевко дает следующее определение педагогической (образовательной) технологии: «это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам»

Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.

В этой иерархии (вертикальной структуре) он выделяет четыре соподчиненных класса образовательных технологий, адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций.

1 . Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально – педагогический уровень). Это общепедагогические технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении . (Например, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе и т.д.)

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой – либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. (Например, преподавание учебного предмета, технология компенсирующего обучения).

3. Мезотехнологии, или модульно – локальные технологии, представляют собой технологию осуществления отдельных частей (модулей) учебно–воспитательного процесса или направленные на решение локальных дидактических, методических или воспитательных задач. (Например, технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний).

4. Микротехнологии нацелены на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно – личностный уровень).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания.

Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой, либо описанием программы действий, либо реально осуществляться в практике процессом.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:

ассоциативно – рефлекторные технологии, бихевиористские технологии, развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам); операционные технологии (формирование способов умственных действий);

эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

эвристические технологии (развитие творческих способностей);

прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

обучающие и воспитывающие; светские и религиозные; общеобразовательные и профессионально – ориентированные; гуманитарные и технократические; различные отраслевые; частнопредметные; монотехнологии комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий); проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

4.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

Дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Они характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Условно можно выделить три группы данных технологий:

1) ценностно-ориентированные - направленные на развитие самосознания личности, ее ценностное (личностное, жизненное, нравственное, профессиональное и т.д.) самоопределение. (Социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры);

2) адаптивные технологии, цель которых - «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам обучающегося, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих его самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности. (Технологии индивидуализации и дифференциации обучения (технология разноуровневого обучения, технология модульного обучения и др.);

3) технологии творческого развития личности - сориентированные на развитие личностного потенциала обучающихся, в том числе на развитие творческого мышления. (Проектная технология, ТРИЗ-технология, исследовательская технология, технология творческих мастерских и др.).

Гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.

5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

Догматические; репродуктивные; объяснительно – иллюстративные; технологии программированного обучения; технологии проблемного обучения; технологии развивающего обучения; технологии саморазвивающего обучения; диалогические; коммуникативные; игровые; творческие.

массовая (традиционная) школьная технология; технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания); различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

7.По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход . (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);

Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);

Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);

Альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);

Используя в своей работе ту или иную технологию, учитель применяет различные методы обучения. В современной классификации первая группа методов – пассивные (или традиционные) являются самыми распространенными. Они представляют собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка. В настоящее время пассивные методы (традиционное обучение) постепенно вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма образования : учитель - учебник - ученик , основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Она должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель .

В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно - компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат активные и интерактивные методы обучения.

Поэтому в современной педагогической практике, как в России, так и ряде зарубежных стран эти методы обучения становятся все наиболее распространенными, потому как главное внимание здесь уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков и формированию определенных компетенций.

Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие интерактивные методы обучения:

Интерактивная лекция;

Использование и анализ видео-, аудио- материалов;

Практическая задача, кейс-метод;

Разбор ситуаций из практики участника;

Ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);

Работа в малых группах;

Групповая дискуссия;

Соревнование;

Творчески- проблемный;

Обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие;

Презентаций идей;

Моульно-проектный;

Исследование ролевых моделей;

Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие.

Помимо этого к интерактивным методам можно отнести решение и составление различных занимательных заданий: проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов; диспутов, дискуссий, викторин; турниров знатоков, ролевых и деловых игр; работу в малых группах по принципу «мозговая атака» и т.п.

Практика реализации.

В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. При этом ставлю перед собой следующие задачи:

Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в своей работе,

Стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения задания без боязни допустить ошибку в работе,

Использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оптимального решения, поощрять стремления ученика находить свой способ работы, инициативу, самостоятельность, избирательность,

Оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения.

Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии:

Технология сотрудничества: (на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся) коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыследеятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе (приложение1 ).

При этом используются следующие педагогические средства: изучение взаимно-обратных действий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, терминов (карточки с неполными данными – (приложение 2) , сопоставление этапов работы, дополнение или составление операционной карты (приложение3) .

Технология индивидуализации и дифференциации обучения в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа учителя с учениками и классом. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа с отдельными учениками, группами (ассистенты учителя, инструкторы из числа детей). Этим достигается формирование общеучебных умений и навыков по предмету и личное совершенствование каждого учащегося – выявляет и максимально развивает их способности, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно-логический тип мышления, индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы (приложение 4 )

Технология социализации (игровая технология) - учебная деятельность подчиняется правилам игры, в работу учащихся вводится элемент

соревнования. Педагогические средства – учебный материал - ролевые игры: «Ремонт школьного оборудования» (приложение5 ), «Мастерская столяра» и т.д., которые проходят в несколько этапов: получение задания и распределение ролей, непосредственная работа, оценка качества, испытание изделия.

Технология социализации или проектная технология – комплексный метод обучения, предусматривающий использование и сочетание вышеназванных технологий. Окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания, самообучения и взаимообучения.

Работа по созданию изделия строится из шести этапов:

Анализ и формирование задачи;

Исследование потребности и идеи;

Выбор оптимального варианта;

Планирование работы, составление чертежей и операционных карт;

Изготовление изделия;

Испытание и оценка изделия.

В результате применения данных технологий формируются:

Умения разрешать задачи-ситуации;

Коммуникативные навыки социализации;

Умения и навыки мировоззренческой ориентировки;

Навыки адаптации к условиям среды;

Знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах;

Духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников .

В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с учителем.

В своей работе основную опору делаю на базовый модуль программы «Проект», формируя изучение разделов таким образом, чтобы они являлись его продолжением и органически сочетались с ним.

С самого начала учебного года каждый ученик выбирает для себя объект работы. А далее

изучая разделы программы, ученики решают собственные задачи, накапливают умения, навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организуют и планируют свою работу. Основным документом на каждом уроке является чертеж и операционная карта. Каждый ученик может внести изменения в карту, зная, что при этом необходимо обязательно соблюсти все требования к изделию (приложение3).

Учащиеся 5 - 8 классов за год обычно выполняют 2-3 проектных работы, изготовляя при этом различные игрушки, украшения, предметы домашнего интерьера. Ученики старших классов выполняют проекты, рассчитанные на более длительное время. Ребята практически самостоятельно разрабатывают конструкции в целом и элементы отдельных деталей, активно используя при этом возможности кабинета информатики. Одной из важных составляющих проектной технологии является документальное оформление проекта. Мною разработана модель оформления проекта (приложение6 ), используя которую за основу, каждый учащийся разрабатывает свой собственный проект, внося в него необходимые изменения и дополнения (приложение7 ).

Внеурочная деятельность по предмету продолжается на занятиях кружка «Столяров-конструкторов», который является хорошей площадкой для «обкатки» набора различных поведенческих навыков: взаимодействие, взаимообучение, взаимопомощь и взаимовыручка. Потому как кружок посещают учащиеся с 5 по 9 класс. Например: на занятиях кружка ученики 7 класса охотно обучают «пятиклашек» навыкам работы на токарном станке по дереву (по программе 6-го класса). И на следующий год ученики- шестиклассники (кружковцы), уже на уроке работают в качестве инструкторов для своих одноклассников (приложение8 ).

Также, одной из эффективных форм внеурочной деятельности считаю проведение предметной недели по технологии. Здесь учащиеся могут продемонстрировать не только свои теоретические знания и смекалку, но и показать свои творческие работы, проекты и т.д. (приложение9)

Еще хочу рассказать об одной из интересных форм внеурочных занятий, способствующих успешной социализации учащихся – это различные клубы по интересам. Я работаю руководителем музыкального кружка – клуб «Гитара». Нам удалось совместно с учащимися на базе нашего ДК создать инструментальную группу «БЭМС»

(приложение 10).

В итоге можно сделать вывод, что данные технологии образуют методическую систему, реализующую компетентностную модель образования: учащиеся с интересом посещают уроки технологии, внеклассные и внеурочные занятия, активно участвуют в различных конкурсах, выставках, акциях, презентациях. Дети приобретают навыки практической, самостоятельной деятельности в группах и коллективе. По результатам диагностики с заданиями справляются 100% учащихся, при этом качество знаний составляет 85% - 92%.

Конечно, сейчас существует достаточное количество современных, апробированных технологий, позволяющих наиболее эффективно работать над задачами компетентностной модели образования. Мне более привлекательны модульно – кейсовые технологии или блочно – модульные. Однако, чтобы полностью перейти на какую-то из них, потребуется определенное время (приложение 11) .

Литература

1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогические технологии», М., «Педагогика», 1989.

2. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// «Школьные технологии» № 4 2004.

3. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии» № 4 2004.

4. Каунов А.М. «Современные технологии и методы обучения». Волгоград. ВГПУ «Перемена» 2008.

5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.

6. Назарова Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике// «Педагогика» № 5 2001.

8. Подласый И.П. Где помогут технологии? «Школьные технологии» № 3 2003.

9. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание школьников» № 4 2002.

10. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании// «Школьные технологии» № 4 2004.

11. Щуркова Н.Е. «Педагогическая технология» М., 2002.


Инновационные педагогические технологии

Сейчас определен результат обучения студента – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь преподавателю приходят инновационные технологии.

Сейчас определен результат обучения студента - формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь преподавателю приходят инновационные технологии.

Технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального

(словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда преподаватель-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Традиционная технология.

Положительные стороны

Отрицательные стороны.

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Шаблонное построение.

Нерациональное распределение времени на уроке.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день).

Слабая обратная связь.

Отсутствие индивидуального обучения.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие студента за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения учебной нагрузки, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Разноуровневое обучение;

Коллективную систему обучения;

Технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

Исследовательские методы в обучении;

Проектные методы обучения;

Технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии и др.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно - ориентированного занятия.

  1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
  2. Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления студентов. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  3. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  4. Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.
  5. Стемление к созданию ситуации успеха для каждого студента.

Технологии личностно-ориентированного обучения.

1.Технология разноуровнего обучения. Изучались способности студентов в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

Малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

Талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

Около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому студенту отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны колледжы с уровневой дифференциацией, в которых студенческий поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Варианты дифференциации.

Комплектование групп однородного состава с первого курса обучения.

Внутригрупповая дифференциация, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.

Технология коллективного взаимообучения имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два студента, меняющиеся ролями «преподаватель» и «студент»; так могут заниматься два слабых, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля студент обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара - в ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мыш-ления и понимания;

В процессе взаимного общения включается па-мять, идет мобилизация и актуализация пред-шествующего опыта и знаний;

Каждый студент чувствует себя раскованно, ра-ботает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Отпадает необходимость в сдерживании темпа за-нятий, что позитивно сказывается на микрокли-мате в коллективе;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо-циативных связей, а следовательно, обеспечива-ет более прочное усвоение материала.

Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Технология модульного обучения - сущность в том, что студент полностью само-стоятельно (или с определенной долей помощи) дос-тигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в ко-тором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервирует-ся» в законченных самостоятельных информацион-ных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными студентами, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняю-щихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий студенту вместе с преподавателем управлять учением. Модуль состоит из циклов занятий. Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

ИКТ или ММ - технологии,

Интерактивные технологии,

Проектная технология, метод проектов

Исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

АМО и технология модерации,

Здоровьесберегающие технологии,

Инновационные технологии - это педагогические технологии нового поколения.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими дея-тельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

Технология перспективно - опережающего обучения основными концептуальными положениями называет личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития студента в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые студенты.

Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия студента: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С. Н. Лысенковой — опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах студентов в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Снимаются скованность, страх ошибок, схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.

Игровые технологии. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельной технологии;

Как элемент педагогической технологии;

В качестве формы урока или его части;

Его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания преподавателем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

Деловые игры используются для решения комплексных задач ус-воения нового материала, развития творческих способ-ностей, формирования общеучебных умений. Игра по-зволяет понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделе-ния. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности.

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между студентами распределяются роли действующих лиц.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

  1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
  2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
  3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они ухо-дят от главной цели игры.
  4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита студентами сво-их решений и выводов. В заключение преподаватель конста-тирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Технологии проблемного обучения, основанного на получении студентами новых знаний при решении теоретических и практи-ческих задач в создающихся для этого проблемных си-туациях. В каждой из них они вынуждены самостоятельно искать решение, а преподаватель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и ре-шает.

Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, по-следовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема — скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира.

Выделяют такие правила создания проблемных си-туаций.

  1. Перед студентами ставят практическое или теоре-тическое задание, выполнение которого потребует от-крытия знаний и овладения новыми умениями.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуаль-ным возможностям студента.
  3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
  4. Такими заданиями могут быть: усвоение, форму-лировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вы-звана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обуче-нии:

  1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам ре-шает ее при активном внимании и обсуждении студентов (традиционная система).
  2. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятель-но или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей ре-шения (частично-поисковый метод).
  3. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У студента воспитывается способность са-мостоятельно формулировать проблему (исследователь-ский метод).
  4. Студент сам ставит проблему и сам ее решает (ис-следовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследова-тельский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными мето-диками добывания знаний, осваивают элементы науч-ных методов, овладевают умением самостоятельно до-бывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения студентами учатся мыс-лить логично, научно, диалектически, творчески; до-бытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверен-ности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с труд-ностями для студента, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высо-кое педагогическое мастерство.

Методика развивающего обучения — это принципи-ально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, ос-нованным на натаскивании и зазубривании. Суть ее кон-цепций заключается в создании условий, когда разви-тие студента превращается в главную задачу как для преподавателя, так и для самого студента, а способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее его развитие.

Стержневая идея развивающего обучения — опере-жающее развитие мышления, что обеспечивает готов-ность студента самостоятельно использовать свой твор-ческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродук-тивным, творческим и примитивным. Характерной чер-той продуктивного мышления в сравнении с репродук-тивным является возможность самостоятельного откры-тия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуа-ции, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсут-ствии достаточного опыта.

Владение приемами усвоения знаний закладывает ос-нову для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обес-печение перехода от неосознаваемой деятельности к осозна-ваемой.

Отличительная особенность развивающего обуче-ния — отсутствие традиционных отметок. Преподаватель оценивает труд студентов по индивидуаль-ным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достиг-нутого результата, производимая с помощью четких критериев. Самооценка студента предшествует оценке преподавателя, при большом рас-хождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, студент сам опре-деляет, соответствует ли результат его учебных дей-ствий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке.

Учебная деятельность изначально организуется в ат-мосфере коллективного размышления, дискуссии и со-вместных поисков вариантов решения проблемы. В осно-ве обучения фактически заложено диалоговое общение как между преподавателем и студентами, так и между ними.

Взаимодействие сторон учебного процесса

По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации.

  1. Традиционный для вариант дидактического общения исполь-зуется лишь для постановки проблемы.
  2. Работа в паре «студент — студент» особенно важ-на в сфере самоконтроля и самооценки.
  3. Групповая работа способствует индивидуальному решению учебных задач.
  4. Межгрупповое взаимодействие содействует обобщению, выведению общих закономерностей, фор-мулированию фундаментальных положений, необхо-димых для последующего этапа работы.
  5. Обсуждение той или иной задачи содействует точке зрения студентов по проблеме.
  6. Индивидуальная работа студента, включающая ов-ладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.

В развивающей школе акцент смещается на собственно учебную деятельность студентов, а глав-ной задачей преподавателя становится своеобразное «сервис-ное обслуживание» учения.

Функции преподавателя в развивающем обучении

  1. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, т.е. обеспечения понимания студентом того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности учащихся.
  2. Функция сопровождения. Для того чтобы из нутрии направлять учение студентов, преподаватель должен стать непосредственным участником общего учебного по-искового действия.

Функция обеспечения рефлексивных действий студентов. Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, предвосхитить полу-ченные результаты и др.

Как видим, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эф-фективной организации учебно-познавательной дея-тельности студентов по его добыванию. Для педаго-га большую ценность представляет не сам результат, а отношение студента к материалу, желание не только изучить его, узнать но-вое, но реализовать себя в познавательной деятельно-сти, достичь желаемого.

Основой структуры учебного процесса в системе раз-вивающего обучения является блок занятий - система за-дач, направляющих деятельность студентов, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.

Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательско-го, практического (применение результатов деятель-ности на предыдущих этапах) и рефлексивно-оценоч-ного актов.

Ориентировочно-мотивационный акт включает совме-стную постановку учебной задачи, мотива-цию студентов на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у них ощу-щения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.

В поисково-исследовательском акте педагог приводит уча-щихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых вы-водов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.

Рефлексивно-оценочный акт предполагает создание условий, когда студент сам предъявляет к себе требо-вания. Результатом рефлексии является осознание им недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

Инновационные технологии - это педагогические технологии нового поколения. Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий:

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;- способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от учителя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.

Учебная задача в технологии развивающего обуче-ния похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а реше-ние учебной задачи состоит в отыскании общего спо-соба действия, принципа решения целого класса ана-логичных задач.

При развивающем обучении, как уже отмечалось, качество и объем выполненной студентом работы оце-ниваются не с точки зрения ее соответствия субъек-тивному представлению преподавателя о посильности, до-ступности знания студенту, а с точки зрения субъек-тивных его возможностей. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной де-ятельности. Поэтому, если студент работает на преде-ле своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможно-стей другого ученика это весьма посредственный ре-зультат. Темпы развития личности глубоко индивиду-альны, и задача преподавателя — не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывес-ти личность каждого студента в режим развития.

Список используемой литературы.

  1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Современные педагогические технологии как условие успешного формирования базовых компетенций обучающихся

Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в

школе не научился сам ничего

творить, то и в жизни он будет

только подражать, копировать».

Формирование базовых компетенций обучающихся является сегодня одной из актуальных проблем для современного образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:

1 – учиться;

3 -познавать;

4 -делать;

6 -быть Человеком.

Проблема нашей школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития детей; условия для формирования личностно-значимых компетенций.

Возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, к деятельности.

Педагогические технологии.

Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о методах, способах и средствах обработки материалов, направленных на получение конкретной продукции.

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами и интерактивными средствами; новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.

«Педагогическая технология» – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм и методов, способов и приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев)

Беспалько определил педагогическую технологию как направление в педагогике, имеющее «чисто прикладное, практическое продолжение общей дидактики и педагогики в целом», нацеленное на формирование личности.

Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий педагоги нашей школы выделяют:

традиционные технологии: относятся к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

игровые технологии;

тестовые технологии;

модульно-блочные технологии;

интегральные технологии и т.п.;

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельностипроблемных ситуацийи организация активной самостоятельной деятельности учащихся поих разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подходав том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Мы с вами делаем погоду в классе, школе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Формирование ключевых компетенций средством использования

современных образовательных технологий

Давыдова О.Ф.

учитель начальных классов

КГУ «Верх-Убинская общеобразовательная

средняя школа»

Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и самоменеджмента.

    Учебно-познавательные компетенции :
    ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
    организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно -познавательной деятельности;
    задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
    ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
    выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
    иметь опыт восприятия картины мира.

    Информационные компетенции :
    владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
    самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
    ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
    овладеть навыками использования информационных устройств;
    применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

    Коммуникативные компетенции :
    уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
    уметь представлять свой класс, школу, страну;
    владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
    владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
    владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
    иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

    Самоменеджмента :

      способность управлять собой;

      умение решать проблемы;

      владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: ученика, гражданина;

      уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; владеть эффективными способами организации учения и свободного времени;

Для формирования ключевых компетенций я применяю современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технологию проектного обучения; развития критического мышления.

В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает информационные и коммуникативные навыки. Разработка проекта проходит в несколько этапов.

I этап: «Погружение» в проблему.

II этап: Сбор и обработка информации.

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

    актуальность и важность данной проблемы;

    анализ разнообразной информации;

    программа действий;

    разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий.

V этап: Подготовка к защите проекта:

    представляют проект на конференции;

    оформляют портфолио;

    готовят защиту;

    разрабатывают электронную презентацию.

VI этап: Презентация проекта. Чаще всего мои учащиеся представляют защиту проекта в виде доклада-защиты, инсценировки, электронной презентации.

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

В 2013-14 учебном году мои учащиеся принимали участие в районном конкурсе защиты проектов. Были представлены следующие темы: «Моя семья», «Динозавры», «Энциклопедия слова «Дружба», «Морская свинка Дуся».

Цель технологии критического мышления – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.

Данная технология решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов, и уяснения проблем, которые нужно решить.

Оно строится следующим образом: утверждение – доказательство – вывод.

Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.
В связи с этим перед учениками ставлю следующие цели:
1. Мыслить критически.

2. Брать на себя ответственность за собственное обучение.

3. Работать сообща.

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

I фаза- Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза - Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза - Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

В ходе изучения и применения стратегий и приёмов критического мышления на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.

I.Стадия вызова:

«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или ребуса.

«Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».

В левой части таблицы – простые («тонкие») вопросы,

в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

«Да – нетка». Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

«Перепутанные логические цепочки»

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, и есть неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты, уточняют, исправляют.

«Корзина идей».

II.Стадия осмысления: маркировочная таблица, взаимоопрос и взаимообучение, прием «Чтение с пометками».

«Кластер». Информация какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

III. Стадия рефлексии:

«Cинквейн» впереводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Как показывает опыт, Синквейн может быть полезен в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.

Преимущества данной технологии:

1. Работа в паре и в малой группе активизирует интеллектуальный потенциал учащихся, значительно расширяется их словарный запас;

2. Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

3. Есть возможность повторения, усвоения материала;

4. Появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

5. Обостряется любознательность, наблюдательность;

6. Ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

7. В ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

8. Исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

9. Предоставляется случай вырасти в глазах одноклассников и учителя, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

10. Развивает положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
11. Учащиеся учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру.

Итак, ключевые компетентности формируются , если:

· применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежит деятельностный характер;

· идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности;

· создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;

· педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся.

Литература:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В. С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н. Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А. В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101