Подписывает техническое задание по 44 фз. Оформление технического задания в сфере закупок. Информация об условиях исполнения контракта

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Профессиональная разработка технического задания – ключевое условие успешной закупки. Однако законодательством требования к этому документу не утверждены. Парламентарии ограничились общими ссылками и характеристиками. В итоге заказчики столкнулись с серьезной проблемой.

Решать вопрос приходится самостоятельно. На помощь участникам контрактной системы вновь пришли специалисты Минэкономразвития РФ. Чиновниками была проделана колоссальная работа по обобщению практики.

Краткая характеристика

Техническое задание разрабатывает контрактная служба заказчика, либо управляющий. Приложение к информационной карте позволяет:

  • установить четкие требования к продукции, работе или услуге;
  • исключить вероятность злоупотреблений со стороны победителя тендера;
  • дать объективную оценку возможностей участников.

К составлению задания специалисты Минэкономразвития РФ рекомендуют привлекать квалифицированных экспертов. Устанавливать требования должен сотрудник, обладающий опытом в конкретной отрасли хозяйствования. В этом случае риск ошибки будет сведен к минимуму, а потребности заказчика получат полное отражение в документации.

В качестве источников следует рассматривать официальные акты. В числе таковых:

  • государственные стандарты;
  • технические условия;
  • методические указания министерств;
  • отраслевые нормативы.

Допускается применение любой коммерческой информации, достоверность которой не вызывает сомнений. Основой могут послужить исполненные ранее соглашения, рекламные предложения, каталоги, буклеты.

Разработка задания производится по каждой позиции плана. Задачу решают с учетом специфики приобретаемых материальных благ.

Требования к форме и содержанию технического задания

Поскольку на федеральном уровне бланк технического задания не утвержден, составлять его можно, руководствуясь общими правилами делопроизводства. Проработке подлежит каждый раздел:

№ п.п. Название структурной части Описание
1 Информация о заказчике Характеристика должна включать исчерпывающие сведения об учреждении или органе:
  • организационная форма;
  • наименование;
  • место расположения.
График работы заказчика необходим при включении в контракт условий об исполнении на его территории.
В разделе следует прописывать сведения о типе тендера (совместный, централизованный, индивидуальный), а также данные об участии независимого эксперта.
2 Информация о закупке Эта часть задания должна содержать сведения о базовых условиях сотрудничества. Рассмотреть необходимо вопросы об источнике финансирования, способе определения исполнителя заказа. Указанию подлежит и полное название объекта. Здесь же прописывают точные определения используемых терминов, аббревиатур. Специалисты рекомендуют придерживаться принципа лаконичности и компактности, поэтому приветствуется табличное оформление данных.
3 Информация об объекте Основной раздел задания разбивают на несколько частей:
1. Качественные, функциональные и количественные показатели
Использовать следует параметры, описанные в стандартах, СНиП, статьях 469 и 721 ГК РФ. Если предмет контракта отнесен к категории пищевых продуктов, необходимо руководствоваться положениями закона 29-ФЗ от 02.02.2000 года. Дополнительные критерии потребуют обоснования.
Точные качественные и количественные показатели устанавливать не рекомендуют. Потенциальным контрагентам дают возможность предложить наилучший вариант, поэтому обозначают лишь максимальный и минимальный пороги.
Разъяснения по вопросу можно найти в письме Минэкономразвития РФ № 28и-2790 от 10.12.2014 года.
2. Эксплуатационные свойства
Их описывают по необходимости. Исключить характеристику можно, если приобретаются товары, определяемые родовыми признаками (зерно, масло и т.д.).
3. Тара и безопасность
Заказчик вправе установить ряд требований к упаковке. Ключевым условием будет – обеспечение сохранности в процессе транспортировки и хранения. Одновременно описываются условия о соответствии продукции требованиям пожарной, санитарной, экологической безопасности. При этом в разделе приводят ссылки на действующие стандарты.
4 Информация о поставщике В задании необходимо прописать условие о соответствии претендентов на заказ положениям ГК РФ и закона . Здесь перечисляют правила предъявления разрешений, допусков или лицензий. Отдельным перечнем идут критерии материально-технического характера. Проработке подлежат параметры, установленные правительственным постановлением № 99 от 04.02.2015 года.

В техническом задании следует описать ряд дополнительных моментов. Внимания заслуживают:

1) Место исполнения контракта

Определить потребуется конкретную точку поставки товаров или выполнения работ. Во избежание недоразумений и споров указать необходимо:

  • точный адрес;
  • четкие территориальные границы.

Такое условие позволит потенциальным участникам объективно оценить свои возможности.

2) Гарантии

Этот параметр вводят в техническое задание на основании части 4 закона 44-ФЗ. Сроки отсчитывают в годах, днях и месяцах. Обязательной проработке подлежат условия гарантийного обслуживания. Здесь прописывают алгоритм действий сторон при возникновении проблем.

3) Прочие характеристики

Специалисты рекомендуют включать в документ требования юридического плана. Передаваемые по договору ценности должны быть новыми и свободными от претензий третьих лиц. Отсутствие условия порождает риск продажи продукции, бывшей в употреблении. В качестве дополнительных разделов технического задания выступают:

  • оговорка о квалификации и опыте персонала;
  • порядок монтажа, наладки, сервисного обслуживания;
  • описание используемых ресурсов, программ, в том числе указание на товарные знаки (статья 33 закона 44-ФЗ);
  • требование о соответствии поставляемых ценностей образцу.

Представители Минэкономразвития РФ обращают внимание на то, что контрагент обязан выполнять только условия, прописанные заказчиком в закупочной документации. Если предложенный товар полностью отвечает утвержденным критериям, отказаться от его приемки нельзя.

Наиболее результативным подходом к правильному составлению технического задания будет внимательная сверка с буквой Закона о том, что можно, и что нельзя включать в описание объекта закупок. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Из статьи вы узнаете:

  • О единых требованиях к техническому заданию по 44-ФЗ ;
  • Что нельзя включать в ТЗ ни в коем случае;
  • Что можно и нужно указать в техническом задании.

Единые требования к техническому заданию

Итак, какими свойствами должно обладать (и, что важнее, какими не обладать) техническое задание для закупки? Согласно ст. 33 Закона №44-ФЗ, существует единый свод требований к составлению такого ТЗ, которым заказчик обязан следовать независимо от того, какой способ определения поставщика он в итоге выбрал.

Во-первых, при составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер . Под этим подразумевается, в частности, четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений (на случай уточнения отдельных моментов в закупочном процессе существует механизм подачи запросов на разъяснение).

Во-вторых, если это необходимо (а необходимо это бывает очень часто), заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного в итоге товара (либо произведенных работ).

В-третьих, при всем вышесказанном, техническое задание по 44-ФЗ должно быть нейтральным, в смысле не ставить заранее ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных (выходящих за дозволенные законом рамки) требований к поставляемой продукции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).

При составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или даже страну происхождения товара.

Исключением, когда закупочная документация может содержать указание товарных знаков, является ситуация, если при выполнении работ необходимо использовать товары (например, оборудование), непосредственная поставка которых не являются предметом контракта.

Необходимо обратить внимание на обязательное условие для заказчика включать в описание объекта закупки слов «или эквивалент» (кроме случаев несовместимости товаров разного производства и закупок запчастей).

При составлении технического задания на аукцион, заказчик указывает минимальные и/или максимальные значения показателей, участники же указывают конкретное.

Нельзя также включать разнородную продукцию (не связанную между собой) в один лот, устанавливать заведомо невыполнимые сроки поставки, либо умышленно прописывать требования к объекту закупки, в реальности соответствующие только одному конкретному товарному знаку.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Составление технического задания

При составлении технического задания по 44-ФЗ не будет лишним указать параметры, которые в законе не прописаны, но в реальности имеют большое значение. Например, заказчик имеет право прописать в ТЗ, что продукция, которая ему будет поставлено, должна быть новой, не бывшей в употреблении и не ремонтировавшейся. Иначе не полностью законных основаниях он может получить требуемую продукцию, однако б/у.

Обращать особое внимание при составлении формы технического задания по , проверить их корректность и соответствие этим кодам поставляемой продукции. В случае пищевых продуктов большое значение имеют также ГОСТ и СанПиН.

Вложенные файлы

  • Техническое задание.doc

Государственные и муниципальные заказчики при определении своих поставщиков руководствуются требованиями закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг". Выбор поставщиков осуществляется не произвольно, а в рамках строгих процедур, таких как электронный аукцион, конкурс или запрос котировок. Поскольку в большинстве случае победителем становится участник, предложивший наименьшую цену, крайне важно корректно написать техническое задание к закупке. Оно описывает объект закупки и, в частности, определяет необходимые требования по качеству товаров, работ, услуг.
Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть "подогнаны" под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.

Законом № 44-ФЗ не регламентировано содержание технического задания, однако оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика.
Данный документ подготавливает, как правило контрактный управляющий совместно с представителем заинтересованного структурного подразделения. Нелишним будет и участие юриста. Подписывает техническое задание руководитель заказчика.

Техзадание составляется в произвольной форме, но в нем целесообразно выделить следующие разделы:
1. общая информация о заказчике и закупке;
2. информация об объекте закупки (описание, количество);
3. информация об условиях исполнения контракта;
4. информация о приложениях.
Не все описываемые подразделы обязательны. Заказчики включают их в ТЗ при необходимости. Рассмотрим их по порядку.

1. Общая информация о заказчике и закупке

1.1. Общая информация о закупке

1.1.1. Термины, определения, сокращения, используемые в техническом задании.
Указываются с целью установить однозначно понимаемую и непротиворечивую терминологию для всех видов документов, которые подготавливаются при определении поставщика или осуществлении закупки у единственного поставщика. Использование терминов с определениями позволит избежать неправильного их толкования и разночтений в техническом задании, а также упорядочит информацию, содержащуюся в нем.
Целесообразно при выборе терминов и определений использовать уже устоявшиеся и закрепленные законами, подзаконными актами и межгосударственными стандартами слова и словосочетания.
При закупке особого вида товара, понятие которого не закреплено в каталогах (классификаторах), заказчику для типизации технического задания целесообразно ввести термин, указать определение этого товара.
1.1.2. Способ определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставика); обоснование выбора данного способа.
1.1.3. Сведения об исходных условиях - справочную, научную, техническую, социально-экономическую, опытную информацию, дающую представление об изначальных условиях, в которых окажется участник закупки и которые должны быть им учтены при исполнении контракта.
1.1.4. Сведения о нуждах заказчика - описание задач, которые заказчик должен решить путем проведения закупки, и результата, который он желает получить.
Таким образом, описываются отправная и конечная стадии осуществления закупки.
1.1.5. Цель закупки. При составлении этого раздела необходимо учитывать положения ст. 13 Закона № 44-ФЗ, которая выделяет следующие цели:
- реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств РФ;
- реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
- выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов; казенных и бюджетных учреждений.
Функции учреждений описаны в их уставах.
1.1.6. Источник финансирования. Наиболее распространенными источниками являются собственные средства, гранты, межбюджетные трансферты, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
1.1.7. Информация о нормировании закупки в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

1.2. Общие сведения о заказчике

1.2.1. Наименование заказчика, его местонахождение и режим работы.
1.2.2. Информация о совместных закупках или о централизованных закупках.
1.2.3. Информация об экспертах, экспертной организации, привлекаемых при исполнении контракта.
1.2.4. Сведения об особенностях объекта заказчика, в отношении которого будут производиться работы, оказываться услуги (режим работы, конструктивные особенности, целевое назначение и т.п.).

2. Информация об объекте закупке

2.1. Наименование и обоснование объекта закупки
В настоящее время заказчики самостоятельно присваивают имена объектам закупки. Однако с 1 января 2017 г. наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

2.2. Описание объекта закупки
Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик, позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным.
При описании в техническом задании характеристик объекта закупки используются показатели. Они отражаются преимущественно в численной форме и позволяют определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным требованиям заказчика.
При указании показателей необходимо соблюдать следующие правила :
- использовать по возможности стандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- указывать максимальные и (или) минимальные значения показателей ("от... до", "не более чем...", "не менее чем..."), а также точные значения, которые не могут меняться (ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Общие ограничения по описанию объекта закупки
В описание объекта закупки в форме требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, работы, услуги не допускается включать требования, которые могут повлечь необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки, а именно:
-требования, которые создают преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции);
- требование включать в состав лота продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом закупки (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).
При решении вопроса об объединении различных групп товаров, работ, услуг в один лот, рекомендуем также учитывать наличие преимуществ, предоставляемых организациям инвалидов или предприятиям уголовно-исполнительной системы (ст. 28-29 Закона № 44-ФЗ). Преимущества таким участникам предоставляются при закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечни, утверждаемые Правительством РФ. Нельзя включать в один лот товары, работы, услуги, содержащиеся в соответствующем перечне, и не содержащиеся.

2.2.1. Качественные характеристики объекта закупки.
Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. При описании качественных характеристик необходимо использовать стандартные показатели, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
2.2.2. Технические характеристики объекта закупки .
Указывается информация, определяющая технические свойства объекта закупки. Заказчик может дать развернутое, детализированное описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг. В описание теххарактеристик можно включить эскизы, чертежи, проекты, фотографии и пр.
2.2.3. Эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Указываются характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, такие как ровность, устойчивость. Могут быть также указаны эксплуатационные расходы, которые связаны с поддержанием объекта закупки в необходимом заказчику состоянии.
2.2.4. Функциональные характеристики объекта закупки.
Совокупность сведений о свойствах объекта закупки, удовлетворяющих потребности и ожидания заказчика. Такие сведения отражают способность объекта выполнять его основную функцию. При определении функциональных характеристик необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению.
2.2.5. Гарантийный срок.
Указывается срок, в течение которого заказчик имеет право обратиться к участнику закупки с требованием о безвозмездном восстановлении свойств объекта закупки.
2.2.6. Объем предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
Под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, которые несет участник закупки на обслуживание объекта закупки в целях восстановления его функционального состояния. Измеряется в натуральных (физических) или денежных единицах. В этом разделе также можно перечислить обязанности участника закупки в случае обнаружения дефектов объекта закупки или несоответствия его контракту.
2.2.7. Гарантийное обслуживание товара.
При необходимости в техническое задание может быть включено требование о гарантийном обслуживании товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Оно подразумевает установление порядка обслуживания товара в течение гарантийного срока. В связи с этим целесообразно установить требование о передаче вместе с товаром гарантийного талона к каждой единице изделия.
2.2.8. Упаковка.
Указываются требования к комплексу защитных мер и материальных средств по подготовке товара к транспортированию и хранению для обеспечения его максимальной сохранности.
Заказчик может установить требования к внешней и внутренней упаковке товара, предусмотреть вид и материалы упаковки, ее конструкцию. В отношении некоторых видов товаров требования к упаковке предусматриваются стандартами.
2.2.9. Маркировка.
Требования к маркировке заключаются в том, что на упаковку должны быть нанесены идентификационные условные обозначения, содержащие данные, которые позволяют осуществить перевозку товара, определить порядок и способы обращения с грузом, информируют о его габаритных размерах и весе, месте отправления.
При закупке отдельных видов товаров требование о маркировке является обязательным.
2.2.10. Указание на новизну товара.
Если в описание объекта закупки включены товары, то по правилам п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ поставке подлежат новые товары при условии, что не указано иное.
Товар считается новым, если:
- не находился в употреблении;
- не ремонтировался;
- не восстанавливался;
- не осуществлялась замена его запасных частей;
- не восстанавливались его потребительские свойства.
2.2.11. Указание на товарный знак, фирменное наименование и т.п.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака и иные требования, ограничивающие состав участников закупки. Указание них допускается лишь в случаях, предусмотренных данным Законом, однако даже в этих случаях заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики.

Случаи, в которых допускается устанавливать требования, ограничивающие количество участников

Требование (указание) Случай, в котором оно
может быть установлено
Основание
Указание на товарный знак, знак обслуживания Нет другого способа
более точно и четко
описать характеристики
объекта закупки
Пункт 1 ч. 1
ст. 33 Закона
№ 44-ФЗ
Указание на фирменное наименование
Указание на патент
Указание на полезную модель
Указание на промышленные образцы
Указание на наименование места
происхождения товара
Указание на наименование
производителя
Иные требования к товарам,
информации, работам, услугам,
влекущие за собой ограничение
количества участников закупки
Требования к производителю товара,
участнику закупки, в том числе к их
квалификации (включая наличие опыта
работы)
Возможность
установления таких
требований
предусмотрена Законом
№ 44-ФЗ (например,
если используется
критерий оценки
заявок, окончательных
предложений (ст. 32
указанного Закона))
Часть 3 ст. 33
Закона № 44-ФЗ
Требования к деловой репутации
участника закупки
Наличие у участника
производственных мощностей,

оказания услуг
Наличие у участника
технологического оборудования,
необходимого для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг
Наличие у участника трудовых,
финансовых и других ресурсов,
необходимых для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг

Включение товарного знака в описание объекта должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случая, когда нет иного способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2.2.12. Расходы на эксплуатацию товара.
Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если необходимо обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы.
2.2.13. Монтаж и наладка товара.
Требование к монтажу и наладке товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если товар поставляется в разобранном виде, а его эксплуатация возможна только после сборки из поставленных частей и наладки для функционирования в заданных заказчиком условиях.
2.2.14. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
При необходимости для обеспечения должной эксплуатации закупленного товара в техническое задание может быть включено требование об обучении лиц, осуществляющих его использование и обслуживание (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). В дальнейшем это позволит минимизировать риски производственного простоя, усовершенствовать трудовые и служебные функции, повысить профессиональную компетенцию сотрудников, поддерживать работоспособное состояние товара.
2.2.15. Соответствие образцу или макету товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Если указанное требование содержится в техническом задании, включенном в документацию о закупке, его необходимо сопроводить информацией:
- о месте осмотра образца или макета участниками закупки;
- датах начала и окончания осмотра;
- порядке осмотра;
- графике осмотра.
2.2.16. Соответствие изображению товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара изображению (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В качестве изображения товара могут выступать: фотографии, эскизы, этикетка, рисунок, схема, бланк, инфографика (блок-схема, граф-схема, диаграмма) и пр.
2.2.17. Проведение испытаний.
Для подтверждения соответствия объекта закупки требованиям и документам в области стандартизации в техническое задание может быть включено требование о проведении испытаний в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
2.2.18. Подтверждение соответствия требованиям стандартов (например, ГОСТ), технических регламентов, технических условий.
Заказчики могут включать в техническое задание требование о подтверждении соответствия объекта закупки стандартам, техническим регламентам, техническим условиям (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Однако применение такого требования к объектам закупки, в отношении которых не установлены обязательные требования технических регламентов, не допускается.

2.3. Описание количества (объема) закупаемых товара, работ или услуг
В данном разделе указываются количественные характеристики товаров, работ, услуг. Обычно их объем измеряется в натуральных (физических) единицах.
Объем закупки можно отразить с помощью:
- спецификаций;
- технических чертежей;
- смет;
- проектной документации;
- дефектных актов;
- результатов тестирования и работ;
- результатов инженерных изысканий;
- экспликаций.
При описании работ, услуг необходимо составить максимально подробный перечень видов работ (услуг), включая все промежуточные этапы, и по каждому отдельному виду работ указать объем.
Если общий объем закупки невозможно определить, его измерение будет происходить в денежных единицах. Для этого указывается цена единицы работы, услуги или используемого при их выполнении (оказании) товара. Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ такое определение объема закупки допускается, если ее объектом являются:
- выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
- оказание услуг связи;
- оказание юридических, медицинских, образовательных услуг;
- оказание услуг общественного питания;
- оказание услуг переводчика;
- оказание услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
- оказание гостиничных услуг;
- оказание услуг по проведению оценки.
При этом указываются цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги.

3. Информация об условиях исполнения контракта

3.1. Периодичность, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В этом разделе отражается период, в течение которого планируется поставка товара (выполнение работ, оказание услуг). В Законе № 44-ФЗ не установлены правила формирования сроков - заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.
Сроки могут быть установлены в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
Срок поставки товара.
В техническом задании можно отразить следующие сроки поставки:
- строгий срок - четко определенные даты начала и окончания поставки;
- периодичность - несколько дат поставки. Такой срок удобно устанавливать, если поставка осуществляется партиями и в течение продолжительного срока.
Срок выполнения работ.
Определяет период, в течение которого будут выполняться работы.
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ необходимо указывать сроки начала и окончания выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должны быть отражены сроки завершения работы. Кроме того, в нем могут быть указаны промежуточные сроки - сроки завершения отдельных этапов работы.
Срок оказания услуг.
Определяет период, в течение которого будут предоставляться услуги, в том числе моменты начала и окончания их предоставления, а также завершения отдельных его этапов.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должен быть приведен график оказания услуг. С помощью него можно распределить объем оказываемых услуг по рабочим дням и периодам, в которые предоставление услуг наиболее востребовано.

3.2. Порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В данном разделе указывается информация о режиме, процедуре, методах, последовательности, способах и пути достижения требуемого результата закупки.
В качестве таких сведений можно указать:
- последовательность действий поставщика при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- перечень документов, которые должен представить поставщик при сдаче результатов закупки заказчику;
- порядок взаимодействия ответственных лиц со стороны заказчика и участника закупки, контактные данные таких лиц;
- условия, которые должен соблюдать участник закупки при исполнении контракта.

3.3. Иная информация об условиях исполнения контракта
В отдельном разделе технического задания для удобства заказчиков и поставщиков можно указать отдельные ключевые условия исполнения контракта (предмет, порядок оплаты, порядок приемки, ответственность и т.п.). Это краткое изложение содержания проекта государственного (муниципального) контракта.

4. Приложения

В состав технического задания при необходимости могут быть включены дополнительные документы, которые обосновывают либо дополняют необходимыми сведениями объект закупки.
Виды дополнительных документов:
- проектно-сметная документация.
- приказ, распоряжение, постановление о проведении закупки.
- экспертное заключение.
- предписания контролирующих органов.
- судебный акт.
- государственная программа РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.

Надеюсь, что данная статья поможет заказчикам корректно составлять техническое задание. Это в свою очередь снижает риски покупки ненужного товара, а также риски жалоб участников и предписаний контролирующих органов.

Все права принадлежат Дегтеревской Анастасии Андреевне. Копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения Дегтеревской Анастасии Андреевны. Любое применение материалов сайта без прямой ссылки б удет рассматриваться как нарушение авторских прав.

  1. установить четкие требования к продукции, работе или услуге;
  2. дать объективную оценку возможностей участников.
  3. исключить вероятность злоупотреблений со стороны победителя тендера;
В качестве источников следует рассматривать официальные акты. В числе таковых:
  1. государственные стандарты;
  2. условия;
  3. методические указания министерств;
  4. отраслевые нормативы.

Вопрос следующий, можно ли оказать на них какое-либо давление, указано ли это в каких то правовых документах?

Должен ли работник контрактной службы писать за них задание?

Ответы юристов (2)

Добрый день Сергей!

ТЗ не является обязательным по 44-ФЗ, но оно является необходимым, а одной из обязанностей КС является:

На нормативном уровне организации можно предусмотреть, что ТЗ готовит КС, а информацию для ТЗ подготавливает руководитель отдела!

Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости - обращайтесь!

Утвердите приказом по организации Порядок взаимодействия структурных подразделений при осуществлении закупок. В нем опишите обязанности и сроки их выполнения подразделением-инициатором и контрактной службой.

Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Заказчику это поможет подробно описать объект закупки и приобрести именно те товары (работы, услуги), которые нужны.

Участник с помощью технического задания сможет точно понять объект закупки и оценить свою возможность удовлетворить требования заказчика. Кто составляет Как составить (форма и структура) Техническое задание нужно составить отдельно для каждой конкретной закупки.

Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ: Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.
Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания.

Смотрите отрывок из вебинара

« Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию»
.

Правила описания объекта закупки Разумеется, существует ряд требований, которым необходимо следовать заказчику при разработке технической части документации. В первую очередь это общие правила описания объекта закупки, установленные 44-ФЗ:

Как правильно составить техническое задание по 44-ФЗ

Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Во-вторых, если это необходимо (а необходимо это бывает очень часто), заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного в итоге товара (либо произведенных работ).

Технические задания по 44-ФЗ

В ситуации обычного делового документооборота, – это неотъемлемое приложение к договору, без которого оно не является действительным. Существуют единые требования к составлению задания: 1.

ТЗ составляется в письменном виде и должно содержать подписи участников сделки (или их представителей).

Если участником является юридическое лицо, то в техническом задании должна быть поставлена печать учреждения.

Технические задания на закупку

Совет: стоит помнить, что излишние требования и конкретизация могут противоречить требованиям 44-ФЗ, поэтому всегда стоит следовать его нормам. В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении документов в соответствии с ТЗ заказчика или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.