Случаи передачи персональных данных третьим лицам. Требования при передаче персональных данных третьим лицам. Защита личной информации


Уведомления должны быть посланы в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или отправлены в электронном виде и подписаны электронной цифровой подписью Операторам необходимо зарегистрироваться в Реестре операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора: http://www.rsoc.ru/p582/p585/ и указать цель обработки персональных данных. Что касается оснований, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные без уведомления Роскомнадзора, то они перечислены в ч.

Судом, на мой взгляд, было допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

это обстоятельства на прямую связанны с приобретенным правом ответчика на требование долга.

оценка договора цессии с точки зрения закона судом проведена не была. право констатировать незаконность сделки имелась у суда, так как её незаконность влечёт её ничтожность.

Персональные данные работника: передача данных и ответственность за нарушение норм, регулирующих такую передачу

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА: ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТАКУЮ ПЕРЕДАЧУ

Согласно статье 88 ТК работодатель не должен сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия данного работника, за исключением случаев, когда это необходимо для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других ситуациях, предусмотренных ТК или иными федеральными законами. Также работодатель не имеет права сообщать персональные данные работника без его письменного согласия в коммерческих целях.

В соответствии со статьей 13.11 КоАП нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Согласно статье 137 Уголовного кодекса (УК) незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказываются штрафом в сумме до 200 тыс.

руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Передача персональных данных третьим лицам

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача персональных третьим лицам (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

от 01.07.2019)

(ред. от 01.07.2019) Статья 88. Передача персональных данных работника

Формы документов : Передача персональных данных третьим лицам

(Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2019)

Документ доступен:

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ

Тем не менее Ф. И. О. - это персональные данные известного нам физического лица.

Информация же «Иванов Иван Иванович, паспорт 45 08 № 123456» позволяет идентифицировать (определить) конкретного человека - выбрать из многочисленной группы одного с точной характеристикой. Персональные включают Ф.

И. О., реквизиты удостоверения личности, место и дата рождения, адрес, образование, семейное, имущественное положение, номер страхового свидетельства и другую подобную информацию, относящуюся исключительно к конкретному человеку.

Закон о передаче персональных данных третьим лицам регулируется на федеральном уровне. В документально подтвержденном акте описывается правильная обработка имеющихся сведений, их сохранность и уничтожение, учитываются варианты возможного предоставления такого материала по запросу властей, его целевое использование. Отдельным пунктом объясняются случаи назначения денежных взысканий за открытие и распространение личных данных без разрешения.

Что такое «персональная информация»?

С 8 июля 2006 года в ФЗ был опубликован отредактированный документ о такого рода данных, где предоставлены актуальные определения правового акта, его структурное взаимодействие с другими законами. Последняя редакция его была проведена в 2017 году, начинался с общих положений, описывал условия возможной обработки информации, права граждан, обязанности операторов, надзор госструктур.

Передача третьим лицам персональных данных - что под этим подразумевается? Это любые сведения, напрямую или косвенно относящиеся к субъекту. Разглашение информации должно соответствовать определенным принципам, чтобы избежать возможных взысканий:

  • следование целевому назначению, допускаемому законом;
  • справедливость и законность сбора данных;
  • исключение объединения целей и назначений при использовании информационных баз;
  • направленный сбор сведений, недопустимость их избыточности;
  • актуальность информирования;
  • допустимый период хранения, после чего данные обезличиваются и удаляются.

Конфиденциальность

При любом целевом сборе информации должно присутствовать согласие на передачу персональных данных третьим лицам. Без официального подписанного документа никто не имеет права проверять те или другие данные о личности. ФЗ предписывает сохранение полученных сведений, поэтому операторы и консультанты, имеющие доступ к данным, не имеют права их распространять без согласия субъекта. Анализ информации осуществляется только по письменному разрешению. При нарушении правил и принципов разглашения персональных данных, а также конфиденциальности имеющихся сведений о гражданине, на представителя накладывается ответственность определенного характера. Чаще всего штраф, а в редких исключительных случаях - более серьезное наказание.

Телефонный звонок

Передача третьим лицам персональных данных, а именно телефонного номера и сопутствующих сведений о его владельце, включая подробное описание финансового достатка и семейного положения, уровня образования, также считается нарушением закона.

Подобные случаи могут возникнуть, когда кредитные компании или фирмы, желающие заполучить новых клиентов, могут попросить дать информацию о знакомых, родственниках, которых может заинтересовать предлагаемая услуга. Многие, не подозревая ничего плохого, без сомнений выкладывают консультантам необходимые сведения о номерах телефонов, их владельцах, даже уровне заработка. На первый взгляд, обыденная информация, но обнародованная без согласия владельца может стать частью административного правонарушения - статья 13.11 КоАП РФ, за пренебрежение законом 152-ФЗ «О персональных данных». Чтобы не стать заложником неловкой ситуации, необходимо избегать передачи персональных данных третьим лицам без согласия.

Банковское дело

Чаще всего неосознанно передаются данные, под собой подразумевающие банковские сведения, изначально не предназначающиеся для огласки, что уже трактуются ч. 2 ст. 183 УК РФ «О незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца…». При получении кредита или, участвуя в каких-либо других финансовых сделках, необходимо согласие человека, чью кредитную историю планируется проверить. Иначе проверка данных не будет юридически правовой, и может создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. Клиент банка не может, придя в соответствующий отдел или находясь на приеме у консультанта, «автоматически» давать согласие на систематизацию, сбор, распространение и передачу третьим лицам персональных данных. Для этого существует специальный документ - согласие, которое предоставляется на подпись, прежде чем отправить в базу какие-либо сведения клиента.

В случае, когда на документе стоит подпись, анализ персональных данных, а именно внесение информации в бюро кредитных историй о заемщике считается законной. После этого работает ст. 857 ГК РФ, по которой банк дает гарантию в сохранении тайны о банковском счете или вкладе, а также о других операциях по счету и иных сведениях. При несоблюдении правил и сопутствующем разглашении банком какой-либо информации - передаче третьим лицам персональных данных клиента, от кредитной организации можно потребовать возмещения понесенных убытков. Важно, чтобы такие спорные моменты были прописаны в договоре, иначе нет смысла обращаться в суд.

Ответственность за нарушение закона

Конкретные обстоятельства и уровень серьезности содеянного влекут за собой ответственность: административную или уголовную.

К административной относят:

  1. Отказ от своевременной передаче гражданину разрешенной законом информации (ст. 5.39 КоАП РФ) предполагает штраф должностному лицу от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
  2. Анализ персональных данных, не предусмотренных законом, или нарушение целевого назначения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ) - предупреждение или штраф физ. лицам - 3 тыс. руб., должностным лицам - до 10 тыс. руб., юр. лицам - до 50 тыс. руб.
  3. Обработка сведений без подписанного согласия на передачу персональных данных третьим лицам (Часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ) - штраф до 5 тыс. руб. для граждан, до 20 тыс. руб. должностному субъекту, до 75 тыс. руб. юридическому лицу.
  4. Осуществление не должным образом обязанностей операторов по закрытию всеобщего доступа к анализу данных (Часть 3 ст. 13.11 КоАП РФ) - предупреждение или взыскание с граждан до 1 тыс. руб., должностных до 6 тыс. руб., с ИП до 10 тыс. руб., с юр. лиц до 30 тыс. руб.
  5. Невыполнение обезличивания данных (Часть 7 ст. 13.11 КоАП РФ) - наложение штрафа на служебное лицо до 6 тыс. рублей или предупреждение.

Уголовная ответственность за передачу персональных данных третьим лицам представляет собой следующие нарушения и соответствующие им санкции:

  1. Незаконное получение и публичное распространение личной информации (Ст.137 УК РФ) - взыскание до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 360 ч., или исправительные - до 1 года, или принудительные - до 2 лет, или арест до 4 мес., или лишение свободы до 2 лет.
  2. При аналогичном деянии с использованием служебного положения увеличивается взыскание до 300 тыс. руб. либо принудительные работы до 4 лет, либо арест до 6 мес., либо лишение свободы до 4 лет. В каждом из случаев служащий лишается права занимать определенную должность от 2 до 5 лет.
  3. Открытие доступа к охраняемой информации, повлекшее ее уничтожение, модификацию или копирование (Ст. 272 УК РФ) - денежное взыскание до 200 тыс. руб. или исправительные работы до 1 года, ограничение или лишение свободы до 2 лет, принудительные работы.

Иные виды ответственности и сопутствующие санкции

Предусматривается и гражданско-правовой тип нарушения по передаче персональных данных третьим лицам, статья 15 ГК, когда причиняются убытки (расходы на восстановление нарушенного права, не полученные доходы) при обходе закона. Тогда санкцией является возмещение причиненного ущерба. При нанесении морального вреда по ст. 24 закона о персональных данных, ст. 151 ГК, также предусматривается его компенсация, причем чаще всего в денежном эквиваленте.

Дисциплинарный вид ответственности применяется к работникам предприятия, которые были уличены в разглашении и передаче персональных данных третьим лицам, статья 81 ч. 1, п. 6, подпункт «в» ТК, в результате чего предусмотрено увольнение. При иных нарушениях в данной области ст. 90 и 192 ТК предполагает выговор или замечание.

Защита личной информации

Чтобы не дать своим индивидуальным сведениям попасть в оборот обработки информации нежелательных личностей, стоит помнить, что на каждый подобный запрос необходимо подписывать лично документально подтвержденное согласие. Например, во многих финансовых организациях считают, что с заключением договора с клиентом, согласие гражданина на обработку его личной информации автоматически распространяется на последующую возможную передачу банками персональных данных третьим лицам - коллекторским агентствам. Если данного пункта нет в подписанном между клиентом и банком договоре, разглашение сведений о кредитополучателе представителям подобного рода компаний - незаконно. Важный аспект - быть внимательным при прочтении каждого договора, чтобы при нарушении любого из пунктов были основания для подачи иска в суд.

Работник и работодатель

В компании принято относить личные сведения к категории конфиденциальной информации, когда существует специальный режим работы и план защиты всех имеющихся данных о сотрудниках. Нередко конфликты на данную спорную тему возникают на предприятиях, где разглашение и передача персональных данных работника третьим лицам возможна только на основании письменного согласия. Сотрудники, которые по долгу своей службы получили и владеют данными коллег на законном основании, обязаны использовать их только по целевому назначению и ни в коем случае не разглашать информацию. Исключения могут определяться только федеральными законами.

Согласие

Образец передачи персональных данных третьим лицам, который будет размещен ниже, должен быть оформлен по всем правилам, согласно закону и положениям, отмеченным в правовых актах фирмы или предприятия. Существует негласная инструкция особых требований к составлению данного документа, который рекомендуется составлять в письменном виде:

  1. Шапка, где указывается полное название компании, а также ФИО и должность руководителя, кому адресована бумага.
  2. Ниже указывается ФИО и должность сотрудника, паспортные данные, место проживания.
  3. Суть согласия передачи персональных данных третьим лицам, образец: «Я разрешаю предоставление моих сведений и их обработку в своих интересах в соответствии с ФЗ № 152» (может быть написана в свободной форме).
  4. Перечень того, что будет обрабатываться.
  5. Список лиц и юридических организаций, которым можно передавать данные.
  6. Характер планируемого анализа: смешанный, систематизированный, включающий последующее хранение, передачу, обезличивание, уничтожение.
  7. Срок действия.
  8. Порядок и внешние обстоятельства, при которых работник имеет право отозвать полномочия документа.
  9. Заключение.

На что подписываюсь?

При письменном оформлении заявления на передачу персональных данных третьим лицам информация следующего характера идет в обработку и может быть передана в дальнейшем:

  • где и когда родился человек;
  • адрес прописки и проживания с предоставлением номера стационарного телефона (если такой имеется и зарегистрирован);
  • замужем или холост;
  • социальный статус;
  • в каком учреждении учился;
  • кем работает и трудовой стаж;
  • заработная плата и иные доходы;
  • паспортные данные, пенсионное свидетельство, служба в армии.

Обойти запрет на передачу персональных данных третьим лицам можно, лишь имея на руках письменное согласие субъекта. Такое документальное подтверждение достаточно распространено и в частных учреждениях, и в муниципальных организациях, и является доказательством в споре, а также подтверждает законность передачи информации личного характера.

Исключительные права

Возможностью получения персональных данных о работнике обладают некоторые организации, которым данные сведения необходимы для выполнения своих функций:

  1. Представители фондов пенсионного, а также социального страхования.
  2. Федеральная инспекция труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением выполнения законодательства о труде.
  3. Налоговая.
  4. Профсоюзы, исполнительная власть при расследовании несчастных случаев на производстве.

Резиденты данной категории должны соблюдать режим секретности, целевое использование всей собранной информации, нести ответственность за передачу персональных данных третьим лицам. А при личном желании их обнародования и распространения.

Как у других?

В 21 веке практически все западные страны утвердили законы, которые предполагают регулирование сбора и обработки информации личного характера. Италия и Франция ввели запрет для нанимателей на сбор персональных сведений о работниках, если не идет речь о профессиональных качествах, требованиях к квалификации, что необходимо в трудовой деятельности. Другие страны также стараются ограничить повсеместную обработку данных личной направленности, а также сведений, связанных с расовой принадлежностью, политическими или религиозными взглядами, социальным статусом, сексуальными предпочтениями, членством в организациях, употреблением алкоголя, состоянии здоровья, имущественным положением.

Заграничные стандарты

В странах ближнего и дальнего зарубежья принято выделять два подхода к определению личных данных. В Нидерландах, Новой Зеландии и Швеции такими считаются любые сведения о конкретном лице, в Великобритании детализируют понятие, устанавливая критерии и категории. Англоговорящие соседи не допускают сбор информации о расовом происхождении, религиозных и политических взглядах, умственном здоровье, судимости и сексуальной ориентации. В Соединенных Штатах есть закон, запрещающий руководителям проводить расследование прошлого работников. Если предприниматель хочет узнать все о своем подчиненном, ему необходимо взять письменное разрешение от него.

В России данное понятие может варьироваться от принципов организации, но, по своей сути - это сведения, необходимые работодателю для установления трудовых отношений. Законодательно нет определенного перечня. Вид необходимой информации определяется нормативным актом компании в пределах федерального законодательства.

В ФЗ № 152 указывается, что в виде персональных сведений может выступать любая информация о конкретном человеке, включая его фамилию и инициалы, дата и место рождения, сведения о социальном статусе, семейном положении, уровне имущественного достатка, образования, фиксируемых доходах. В зависимости от цели обработки имеющихся данных перечень может быть расширен или видоизменен.

Каждый раз, когда приходится подписывать важные документы, необходимо обращать внимание на то, даете ли согласие на сбор и обработку сведений о себе, а также могут ли в последующем использовать и передавать третьим лицам персональные данные. В случае если имело место нарушение законодательства, причинение морального или материального ущерба в результате открытия информации личного характера, рекомендуется смело обращаться с иском в суд, по которому предусмотрены административные штрафы и другие санкции. Если нет документального подтверждения утечки информации, к сожалению, доказать нарушение закона будет трудно.

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Налоговые органы;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных - по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 - 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Нам довольно часто звонят из банков, где наши работники берут кредиты. Что именно мы можем сообщить им по телефону? Ведь мы не видим, кто на другом конце трубки? Что по письменному запросу? Как должен быть оформлен письменный запрос?

Ответ

Ответ на вопрос:

В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О защите персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. На основании п. 1 ст. 6 упомянутого Закона обработка персональных данных может осуществляться только с согласия их субъекта, причем под обработкой в частности подразумевается распространение (в том числе передача).

Нормами ст. 88 ТК РФ также установлено, что работодатель не вправе сообщать персональные данные третьей стороне без письменного согласия их субъекта.

Подробнее о предоставлении персональных данных читайте здесь:

Предоставление персональных данных работника в рамках действующего законодательства РФ возможно:

1) самому работнику, в том числе без письменного запроса о предоставлении данных, поскольку согласие работника отражается проставлением подписи при получении документа;

2) третьим лицам при предъявлении письменного согласия работника;

Таким образом, предоставлять сведения о факте работы сотрудников по телефону неустановленным лицам, в том числе представляющимися специалистами банка, можно, но только с письменного согласия самого сотрудника, независимо от того, продолжает он работать в организации или уже уволился.

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на vip.1kadry.ru
Дата копирования: 24.05.2016

2. Ситуация : В каких случаях согласие сотрудника на передачу персональных данных не требуется

В отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника. Например, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, - она может осуществляться без согласия сотрудника - субъекта персональных данных. Об этом сказано в Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

К таким случаям относится передача сведений в:

  • Пенсионный фонд РФ ();
  • налоговые органы ();
  • ФФОМС, ФСС России ();
  • военные комиссариаты ();
  • иные органы, когда обязанность передачи им сведений, относящихся к персональным данным сотрудника, закреплена за работодателем законом либо необходима для достижения установленных законом целей (например, суды, прокуратуру и т. п.).

Важную информацию о назначении ответственного за персональные данные вы найдете в материале здесь.

Кроме того, согласие не требуется в следующих случаях:

  • обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе опубликование и размещение персональных данных сотрудников в сети Интернет (например, и рядом иных актов);
  • проводится обработка персональных данных близких родственников сотрудника в объеме, предусмотренном личной карточкой (по унифицированной или ), а также в случаях получения алиментов, оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
  • обработка сведений о состоянии здоровья сотрудника относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции;
  • обработка данных связана с выполнением сотрудником должностных обязанностей, в том числе при его командировании;
  • обработка персональных данных проводится при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно.

Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета. Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных. Это следует из положений пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в части 1 статьи 6,