Системный подход в теории организации. Сущность системного подхода к организации

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов (частей), отличается от набора тех же, но обособленных элементов тем, что:

· система целенаправленна на достижение определенных целей; в наборе элементов каждый из них может иметь свою цель, совокупность которых не будет тождественна целям системы;

· система имеет структуру, определяемую сетью связей между Элементами; набор элементов сети связей структуры не имеет;

· система способна к самоорганизации за счет синергизма свойств, присущих составляющим ее элементам; набор элементов такой способностью не обладает;

· система имеет свойства, которыми не обладает ни один из ее элементов, взятых в отдельности (например, свойством работоспособности обладает система, состоящая из двух частей организации: технологической подсистемы и социальной подсистемы. Ни одна из этих подсистем в отдельности этого свойства не имеет);

· система обладает взаимосвязанными свойствами целостности и обособленности; набор элементов обладает только свойством обособленности.

Таким образом, все организации являются системами, так как система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Поскольку люди, а именно персонал – являются компонентами организаций (социальные компоненты), то наряду с техникой (технические компоненты), которую используют для выполнения работы, они вместе образуют социотехнические системы. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы (рис. 1.2).

Поскольку система - это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности признаками этой системы являются:

§ множество элементов и частей;

§ единство основной цели для всех элементов и частей;

§ наличие связей между элементами или частями;

§ целостность и единство элементов или частей;

§ структура и иерархичность;

§ относительная самостоятельность;

§ четкая выраженная управляемость.

Рис. 1.2. Системность организации

Система может быть большой и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема — набор элементов, представляющих автономную область внутри системы (например, экономическая, со­циальная, организационная, техническая подсистемы).

Крупные составляющие таких сложных систем как организация, человек или машина зачастую являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы - это важное понятие в управлении организацией. Посредством разделения организации на отделы намеренно создаются подсистемы внутри организации. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме:

§ бихевиористская (поведенческая) школа в основном занималась социальной подсистемой;

§ школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами.

Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.


Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Свойствами систем являются:

· система имеет потребность в управлении;

· в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов).

Системы имеют следующую классификацию:

· техническая подсистема, набор решений в которой ограничен и последствия решений обычно предопределены;

· биологическая подсистема, набор решений в которой также ограничен из-за медленного эволюционного развития. Тем не менее, последствия решений в этих подсистемах часто оказываются непредсказуемыми;

· социальная подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Набор решений в этой подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах, и методах реализации;

· искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей;

· естественные системы создаются природой, человеком для реа­лизации целей мирового существования;

· открытые системы характеризуются открытым характером свя­зей с внешней средой и сильной зависимостью от нее;

· закрытые системы характеризуются преимущественно внутрен­ними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала;

· детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом:

· стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами;

· мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого - слабой устойчивостью;

· жесткие системы - это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, орга­низации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внеш­ним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия.

Детерминант – (от лат. determinans или determinantis) – определяющий.

Кроме вышеперечисленных систем системы могут быть просты­ми и сложными, активными и пассивными

Следует заметить, что техническая, биологическая и социальная подсистемы обладают различным уровнем неопределенности в результатах реализации решений. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации - это необходимое условие ее деятельности. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений, а также наибольших затрат ресурсов и времени.

Если вознаграждение за труд несоизмеримо с усилиями, сис­тема начинает саморазрушаться, снижаются стимулы к выполне­нию рабочих заданий, и результаты труда (объем продукции, ее качество) также снижаются.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА”

(ГОУ ВПО “МГУС”)


Факультет «Институт экономики сервиса»


Кафедра «Менеджмент в социальной сфере»

Контрольная работа

по дисциплине: « Теория организации»

«Понятие организации как системы, системные свойства организации»

Студентки

Проверил

Давронов Б.Б.

___________________

Москва 2008

Введение.


В прошлом веке не существовало понятия определенной организации, а в последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Теория организации направлена, прежде всего, на изучение такой разновидности социальных организаций как экономические (хозяйственные) организации.

Основой теории организации является теория систем.


Понятие организации как системы, системные свойства организации .

1. Понятие организации и системы.


Организация - (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю):

1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Система – это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин “организация” в одном из своих лексических значений означает также “систему”, но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Системой - совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенную для достижения определенной цели. Система находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая представляет собой совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.


2. Система и ее развитие.


Существование и функционирование систем обусловлено рядом закономерностей: целостностью, интегративностью, коммуникативностью, иерархичностью, осуществляемостью и др.

Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д. в зависимости от оснований классификации систем.

Основные признаки системы: наличие множества элементов, единая цель для всех элементов, наличие связей между ними, целостность, определенная структура и иерархичность, относительная самостоятельность элементов.

Свойства систем:

· стремление к сохранению своей структуры (далее будет рассмотрен объективный закон организации - закон самосохранения);

· потребность в управлении (у человека, животного, общества, стада животных и большого социума существуют определенные потребности);

· сложная зависимость системы от свойств входящих в нее элементов и подсистем (свойства системы могут не совпадать со свойствами ее элементов). Например, эффективные системы создают синергетический эффект.

В рамках системы можно выделить ряд подсистем. Подсистема - это набор элементов, представляющих относительно автономную область внутри системы. Элементом при этом считается система, которая в рамках рассматриваемого ранга на подсистемы не делится.

Рассмотрим основные разновидности систем. Главным является деление систем на технические, биологические и социальные.

Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и другие объекты, имеющие инструкции для пользователя. Для данной системы характерна высокая степень определенности, число решений конечно, а их последствия, как правило, заранее известны. Примерами действий в рамках технической системы являются: работа с компьютером, вождение автомобиля, решение задач по математике и др. Решения строго формализованы и выполняются в определенном порядке. Качество решения в технической системе зависит от профессионализма специалиста, его принимающего.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Функционирование данной системы обладает большим разнообразием, но набор решений также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Однако последствия решений могут быть непредсказуемыми. Обычно в каждой конкретной ситуации разрабатывается несколько вариантов решений, из которых и выбирается лучшее. Задача специалиста - правильно выбрать это лучшее решение.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Такие системы характеризуются еще большим разнообразием, чем биологические. Так как сознание человека быстро и по-разному реагирует на различные ситуации, набор решений расширяется, а неопределенность усиливается.

Все три системы взаимодействуют друг с другом. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая - техническую. Различна и роль человека в этих системах: в технической человек отсутствует, в биологической он играет роль объекта управления, а в социальной - субъект и объект управления.

Существуют и другие классификации систем:

· открытые и закрытые,

· искусственные и естественные,

· детерминированные и стохастические,

· жесткие и мягкие.

Системы можно разделить на закрытые и открытые. Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.

Искусственные системы создаются человеком для выполнения определенных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.

Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.

Детерминированные (предсказуемые) системы работают по заранее заданным правилам, с заранее известным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство стандартизированной продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются тем, что и входные воздействия внешней и (или) внутренней среды и выходные результаты практически нельзя спрогнозировать. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в лотерею.

Для мягких систем характерна большая чувствительность к внешним воздействиям и, соответственно, низкая устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, только что появившаяся на рынке организация, человек при отсутствии твердых принципов.

Жесткие системы - как правило, авторитарные организации, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Очень устойчивы к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Системы также бывают простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация обладает всеми признаками системы.


3. Системные свойства организации.


Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.

Свойства систем:

Свойство связности

Свойство эмерджентности

Свойство самосохранения

В системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем, (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам и может не иметь свойств, первоначально присущих большинству ее элементов). Например, директорат компании вынужден подчиняться определенным правилам взаимоотношений, хотя отдельные руководители предпочитали бы более неформальные отношения; при проведении совещания может быть выработана идея, которая не пришла бы в голову ее участникам при индивидуальной работе. Каждая система имеет входное воздействие, систему ее обработки, конечные результаты и обратную связь. Входное воздействие складывается из воздействий внешней среды (вход 1) и собственных воздействий (вход 2).

1 . Схема функционирования системы.


Системы могут включать большое число группировок, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя и используемые им. Набор решений в технической подсистеме ограничен и их последствия обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП. Эти решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения, предопределяет качество принятого и выполненного решений. Например, по заключению специалистов компании руководитель принял решение о закупке компьютеров и интегрированной системы “Галактика”.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно которых человек принимает решения.

Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Вариантов решений в биологической системе, так же как и в технической, немного из-за объективно медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Однако последствия решений в биологических подсистемах иногда оказываются непредсказуемыми. Например, решения руководителя об установлении в помещениях компании кондиционеров. В некоторых случаях кондиционеры провоцируют увеличение простудных заболеваний. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее решение.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую подсистему.

Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими. В дальнейшем я буду рассматривать классификацию систем на примере социальных систем.

Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.

Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества.

Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом. Например, система обучения студентов в институте, система регистрации товариществ и обществ.

Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации помимо нашей воли (форс-мажор), другие – из-за недостатка профессионализма персонала, третьи – из-за сложности задания или новизны информации. Например, научно-исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку.

Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии управления производства. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним возмущающим воздействиям, медленно реагируют на слабые воздействия.

Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним воздействиям и в этой связи – слабую устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, коллектив творческих работников, новые организации, ребенок в семье.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Отсутствие хотя бы одного из них неизбежно приводит к ликвидации.

Таким образом, системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности.

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектном подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует определения приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных из них. Аспектный подход ограничивается учетом отдельных элементов при анализе или синтезе организационных образований. Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если они оправданы, то использование этого подхода целесообразно. Комплексный и аспектный подходы дешевле, но и менее точны.

4. Управление организацией на основе системного подхода.

Жизни учился только

на собственных примерах.

Валерий Афонченко

«Жизни учился – на собственных ошибках» - сказал когда то В.Афонченко, так и знание, понимание управления пришло не сразу, а в течении многих десятилетий.

Систему управления можно рассматривать как с позиции

статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции

динамики, как управленческую деятельность.

Управление на основе системного подхода включает три этапа:

1. Определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности субъекта управления, ориентировочное установление адекватных сфер, областей и масштабов деятельности, информационных потребностей.

2. Осуществление необходимых исследований (системный анализ).

3. Разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта по каждой задаче с применением экспертных оценок, в том числе и независимых экспертов.

Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку

принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации,

координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально - политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.

Заключение.


Управленческая деятельность компании невозможна без определенной организационной системы и структуры. Хотя системы и структуры часто совпадают по своим характеристикам, полной идентичности между ними нет, поэтому придерживается сложившейся традиции выделения как организационных моделей так и структур.

Свойства систем:

Свойство связности . Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;

Свойство эмерджентности : потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов;

Свойство самосохранения . Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и используют для этого все свои возможности;

Свойство организационной целостности . Система имеет потребность в организации и управлении.

Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей

задачи, увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады в школы, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.


Список литературы:


· Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», 1992г.

· Под. ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. «Экономика. Учебник» М. Проспект, 1999г.

· «Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый», М.: Издатцентр, 1997г.

· Туровец О.Г., Родионова В.Н. «Теория организации: Учеб. пособие», М.: ИНФРА-М 2003г.

· Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник - 2-е изд.» - М.: Фирма Гардарика. 1996г.

· А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко, «Теория организации: Учебное пособие» М, МГИУ, 1999г.

· Лекции курса.


Введение 3

1. Понятие организации и систем 4

2. Система и ее развитие 4

3. Системные свойства организации 7

4. Управление организацией на основе системного подхода 10

Заключение 12

Список литературы 13


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Cтраница 1


Системная организация ППП во многом определяется сложностью входного языка пакета. В зависимости от входного языка различают пакеты программ трех типов.  

Системная организация программ пакета зависит от его структуры. Простая структура представляет собой организацию пакета типа библиотеки стандартных программ. Пакет сложной структуры может содержать: ведущую программу, транслятор, набор программных модулей, образующих тело пакета, и набор обслуживающих программ.  

Системная организация кадровой работы требует методов и технологий, органично встроенных в производственный процесс. В противном случае выделенные приоритетные задачи окажутся не более чем декларативными намерениями. Причем необходима технологичная организация кадровой работы. Она позволяет быстро осуществить необходимые изменения в работе персонала, привлекая к этой работе многих менеджеров и специалистов, снизить сопротивление при внедрении соответствующих изменений в производство, а главное, обеспечивает их устойчивость и необратимость.  

Системная организация пакета программ зависит от выбранной структуры: простой или сложной.  

Системная организация физиологических функций с точки зрения теории функциональных систем коренным образом отличается от распространенной анатомической систематики, оперирующей такими терминами, как костная система, мышечная система, сердечно-сосудистая система, нервная система, система крови и др. Эти системы, хотя и несут в некотором смысле функциональную нагрузку, не представляют собой истинно функциональные системы прежде всего потому, что в этих системах oxi / ут-ствуют системообразующий фактор и динамическая организация.  

Системная организация вегетативных функций заставляет с новых позиций исследовать функции внутренних органов. С точки зрения системного подхода к деятельности внутренних органов необходимо прежде всего ответить на вопрос, какой, метаболический или поведенческий, результат в каждый момент времени обеспечивает своею деятельностью тот или иной вегетативный орган. Точно так же в случае повреждения того или иного внутреннего органа важно установить, каким путем соответствующая функциональная система компенсирует утраченную функцию и обеспечивает полезный для организма приспособительный результат.  

Обязательная системная организация использования алгоритмов (программ) этого класса, обеспечивающая возможность исполнения вычислительным комплексом нескольких независимых программ, приводит к усложнению самих программ специального математического обеспечения и к увеличению объемов работ по их обслуживанию. В частности, возникает проблема защиты памяти и информации различных программ друг от друга и от недопустимого использования. По разным причинам не все должностные лица должны и могут быть допущены ко всему объему сведений, хранящихся в информационной базе. Совместное исполнение многих программ в интересах различных должностных лиц требует автоматизации ограничения и контроля доступа к информации различных классов.  

Системную организацию ИМС можно отобразить структурной схемой, определяющей взаимодействие узлов и блоков системы на информационном уровне, схемотехническую - принципиальней электрической схемой, характеризующей взаимодействие элементов и блоков БИС на уровне электрических сигналов.  

Системную организацию целенаправленных поведенческих актов всегда определяет многокомпонентное вегетативное обеспечение.  

Принцип системной организации вполне применим и к живой природе. Растения и животных, в том числе сельскохозяйственных, изучают на молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном, популяционном, биоценозном и биогеоценозном (экосистемном) уровнях. Молекулярный уровень организации живого изучает молекулярная биология (и патология), клеточный - цитология, тканевый - гистология, органный - анатомия (и патанатомия), физиология (и патофизиология), организмен-ный - организменная биология (и патология), популяционный - популяционная экология, биоценозный - биоценология, биогео-ценозный - биогеоценология, биосферный - глобальная экология.  

Системный подход в теории организации используется как особая методология научного анализа и мышления. Суть системного подхода заключается в представлении об организации как о системе. Система — это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система, по определению многих авторов , — это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что ее свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств, входящих в нее элементов.

Система (от древнегреч. сочетание) — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Слово греческого происхождения имеет много значений: сочетание, организм, устройство, организация союз, строй, руководящий орган. В античной философии этот термин связывали с упорядоченностью и целостностью объектов природы.

В современной литературе приводится множество определений понятия «система». Так, Л. Фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов. «Все состоящее из связанных друг с другом частей будем называть системой». Можно выделить несколько основных подходов к определению понятия «система».

В соответствии с первым подходом система определяется как комплекс элементов, упорядоченных между собой и находящихся во взаимодействии. «Система — это «множество элементов вместе с их отношениями» (И. Миллер), «ансамбль взаимосвязанных элементов» (Г. Е. Зборовский и Г. П. Орлов), «множество предметов вместе со связями между ними и между их признаками» (У. Эшби и Дж. Клир), «целое, составленное из многих частей. Ансамбль признаков» (К. Черри); «Система — размещение физических компонентов, связанных или соотносящихся между собой таким образом, что они образуют или действуют как целостность» (Дистефано). По определению Ст. Вира система это «все, состоящее из связанных друг с другом частей». Система — это «множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами». Система — это «совокупная связь тел»".

Данная группа определений обобщенно характеризует систему как совокупность множества частей (элементов, подсистем), связанных между собой. Эта группа определений относится к философскому пониманию системы. Ключевыми здесь являются такие понятия, как «элемент», «связь», «взаимодействие», «отношение».

Однако этот подход имеет и ограничения. Если рассматривать систему как любую совокупность элементов, имеющих взаимосвязи, то системой могут оказаться два любых произвольно выбранных объекта с очень слабыми связями. В соответствии с кибернетическим подходом такие объекты не могут быть признаны системами, поскольку кибернетический подход к системам не признает «слабые» связи. Так, с позиций кибернетики удлинение связей во Вселенной (тем более до бесконечности) должно ослаблять взаимодействие между частями (в предельном случае до нуля), а ослабление связей разрушает систему, превращает ее в конгломерат, поэтому Вселенную нельзя признавать системой. А в соответствии с первым подходом (система как совокупность элементов, связанных между собой) достаточно существования любой связи (взаимодействия) между ее частями, чтобы признать Вселенную системой. Иными словами, для философии важен сам факт взаимосвязи (даже на бесконечно малом уровне), а для кибернетики интерес представляют только функционально значимые связи.

Итак, первый недостаток этого подхода: он дает слишком широкое определение, в соответствии с которым системой может быть признана практически любая совокупность элементов. Однако парадокс заключается в том, что одновременно это определение является и слишком «узким». Значительное количество объектов не подпадает под данное определение системы, поскольку невозможно или затруднено описание их внутренней структуры (элементов). Система представляет собой именно целостность, нечто большее, чем набор исходных элементов. Набор элементов и описание — всего лишь один из возможных способов описания, представления системы.

Кроме того, указанные определения системы обладают еще одним недостатком, заключающимся в недостаточной ясности имеющихся определений понятий «взаимодействие», «связь», «отношение». Различные авторы трактуют их по-разному, считая связь одним из видов отношения и, наоборот, взаимодействие и отношение — видами связи. Только после четкого определения этих понятий можно добиться ясного понимания понятия «система».

Вторая группа определений отражает точку зрения кибернетики, согласно которой выделяются входы и выходы системы. Входы и выходы связывают кибернетическую систему с окружающей средой. Через входы действуют стимулы внешней среды. Реакции системы осуществляются через выходы. При этом используется концепция «черного ящика», т.е. не раскрывается внутреннее, структурное содержание системы (ящика). «Черный ящик» является вещью в себе, его нельзя представить совокупностью элементов, так как неизвестно его устройство. Представление о системах в кибернетике ограничивается совокупностью абстрактных функций. Достаточно знания функциональной связи входов и выходов. Приведем примеры «кибернетических» определений системы:

«Система — любая совокупность переменных, которую наблюдатель выбирает из переменных, свойственных реальной «машине».

«Теория систем исходит из предположения, что внешнее поведение любого физического устройства может быть описано соответствующей математической моделью, которая идентифицирует все критические свойства, влияющие на операции устройства. Получающаяся в результате этого математическая модель называется системой» (Т. Бус);

«Система — в современном языке — есть устройство, которое принимает один или более входов и генерирует один или более выходов» (Дреник).

С. Бир отмечал, что многие системы в силу своей чрезвычайной сложности не имеют конкретного определения. Они изучаются путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией: система в этом случае рассматривается в качестве «черного ящика».

Г. X. Гуд и Р. Э. Макол понимают вход и выход как внешние процессы, действующие на систему, и как выходные процессы системы, действующие на среду. Под входом и выходом они также понимают точку воздействия на систему и точку воздействия системы на среду.

Очевидно, что кибернетическое понятие «система» максимально формализовано и символично (совокупность переменных, математическая модель, функции входа и выхода). Кибернетиков не интересует, что находится внутри «черного ящика», важно, как связаны функции на входе системы с функциями выхода. Именно это обобщение позволило увидеть сходство управления в машине и в организме. Однако любое упрощение неизбежно становится тормозом развития, к чему и привела концепция «черного ящика».

Третью группу составляют определения системы, связывающие ее с целенаправленной активностью. Цель — это состояние, которое система должна достичь в процессе своего функционирования. Цель — это направленность поведения открытой нелинейной системы, наличие «конечного состояния» (завершающего лишь некоторый этап ее развития). Система — это сложное единство, сформированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели.

И. М. Верещагин определяет систему как «организованный комплекс средств достижения общей цели». А. А. Ухтомский ввел понятие функционального органа — временного сочетания функционально различных элементов. Это направление было развито П. К. Анохиным, исследовавшим нейронные системы мозга. «Система — это функциональная совокупность материальных образований, взаимосодействующих достижению определенного результата (цели), необходимого для удовлетворения исходной потребности»^.

С точки зрения роли исследователя, определения «системы» можно разделить на три группы:

  • система как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя;
  • система как инструмент, способ исследования процессов и явлений (абстрактное отображение реальных объектов);
  • система — искусственно создаваемый комплекс элементов, предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи.

Четвертый подход к определению понятия системы основан на выделении признаков, которые позволяют отнести объект к категории «системы».

С. Бир выделяет такие свойства системы, как комплексность, вероятностность, способность к саморегуляции, целенаправленность, наличие обратной связи и управления. И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин выделяют следующие признаки системы: целостность, наличие двух и более типов связей, наличие структуры, уровней иерархии, цели, процессов самоорганизации, функционирования и развития.

Выделим и проанализируем наиболее общие свойства систем.

1. Целостность. Система рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

2. Наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами (свойствами самих элементов). Система должна состоять из неидентичных друг другу элементов. Минимальное количество элементов — два (субъект и объект, болт и гайка), максимальное — бесконечность. Неодинаковость частей системы определяет ее гетерогенность.

3. Наличие связей между элементами. Наличие устойчивых связей между элементами системы, превосходящих по силе (мощности) связи элементов системы с элементами, не входящими в систему.

4. Иерархичность (свойство соотношения). Элементы системы находятся в различных отношениях между собой, и каждый из них находится на определенном месте на иерархической лестнице системы. В каждой системе можно выделить подсистемы. Деление подсистем на подсистемы более низкого уровня называется иерархией и означает подчинение более низкого уровня системы более высокому.

5. Наличие структуры. Система имеет определенную структуру, обусловленную формой связей или взаимодействий между элементами системы.

6. Наличие цели существования системы. Цель — это «желаемое» состояние системы, т.е. состояние, которого система должна достичь в процессе своего функционирования.

7. Эмерджентность (от англ. emergence — возникновение, появление нового) — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов.

8. Наличие внешней по отношению к системе более крупной системы, называемой средой. По характеру взаимодействия со средой и возможности обмена веществом и энергией выделяют: закрытые (изолированные) системы (никакой обмен невозможен); замкнутые системы (невозможен обмен веществом); открытые системы (возможен обмен и веществом, и энергией). В природе существуют и в теории организации рассматриваются только открытые системы.

9. Адаптивность. Стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).

10. Устойчивость. Преобладание внутренних взаимодействий в системе над внешними и гибкость к воздействию внешних факторов, выносливость и устойчивость определяют способность системы к самосохранению, постоянству важных параметров системы, ее гомеостазу. Вероятность достижения главной цели системы — самосохранения (в том числе путем самовоспроизведения) — определяется как ее потенциальная эффективность .

11. Возможность представления в виде модели. Любая реальная система может быть представлена в виде некоторого материального подобия или знакового образа, т.е. соответственно аналоговой или знаковой модели. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и (или)математических (функциональных) отношений.

12. Наличие языка описания состояния и функционального поведения системы (свойство изоморфизма).

Система, функционируя во внешней среде, находится в постоянном изменении и развитии. Действие системы во времени называют поведением системы. Под воздействием внешних факторов поведение системы изменяется, это изменение поведения системы обозначают как реакцию системы.

Адаптация системы — это качественное изменение реакции системы, связанное с изменениями структуры и направленное на стабилизацию поведения.

Эволюция, или развитие, системы — это закрепление адаптивных изменений структуры и связей системы во времени, при котором ее потенциальная эффективность увеличивается. Развитие всех материальных систем обусловлено эволюцией. Важной особенностью эволюции систем является неравномерность, отсутствие монотонности. Периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы. Обычно они связаны с так называемыми точками бифуркации — раздвоением, расщеплением прежнего пути эволюции.

Классификация систем

Можно выделить различные виды систем в зависимости от признаков классификации (рис. 6.1).

1. По происхождению:

  • естественные — системы, объективно существующие в живой и неживой природе и обществе , возникшие без участия человека . Например, молекула, клетка, организм, популяция, общество. Вселенная;
  • искусственные — системы, созданные человеком. Например, автомобиль, предприятие , партия;
  • смешанные (социотехнологические, организационно-технические).

2. По объективности существования:

  • реальные (материальные, которые состоят из реальных объектов). Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные).
  • абстрактные (символические) — системы, которые, по сути, являются моделями реальных объектов. Это языки, системы счисления, математические модели, системы наук.

3. По характеру связей параметров системы с окружающей средой:

  • закрытые — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Любой элемент закрытой системы имеет связи только с элементами самой системы;
  • открытые — обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка. Все реальные системы являются открытыми;
  • комбинированные — содержат открытые и закрытые подсистемы.

4. По структуре:

  • простые — системы, не имеющие разветвленных структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов;
  • сложные — характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций.

Заметим, что существует и другой подход к оценке сложности. Например, признаком простой системы считают сравнительно небольшой объем информации, требуемый для ее успешного управления . Системы, в которых не хватает информации для эффективного управления, считают сложными.

Выделяют различные виды сложности. Структурная сложность — это сложность системы, отличающейся разветвленной структурой и большим разнообразием, внутренних связей. Функциональная (вычислительная) сложность определяется количеством арифметико-логических операций, требуемых для реализации функции системы преобразования входных значений в выходные, или объем ресурсов (время счета или используемая память), используемых в системе при решении некоторого класса задач. Кроме того, выделяют такой тип сложности, как динамическая сложность — она возникает тогда, когда меняются связи между элементами системы.

5. По характеру функций:

  • специализированные — для таких систем характерна единственность назначения;
  • многофункционалыше (универсальные) — позволяют реализовать на одной и той же структуре несколько функций.

6. По характеру развития:

  • стабильные — системы, у которых структура и функции практически не изменяются в течение всего периода существования;
  • развиваюищеся — системы, структура и функции которых с течением времени претерпевают существенные изменения.

7. По степени организованности:

  • хорошо организованные. Представить анализируемый объект или процесс в виде хорошо организованной системы означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты;
  • плохо организованные (диффузные). При представлении объекта в виде плохо организованной, или диффузной, системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы.

8. По сложности поведения:

  • автоматические — однозначно реагируют на ограниченный набор внешних воздействий;
  • решающие — имеют постоянные критерии различения реакции на широкие классы внешних воздействий;
  • самоорганизующиеся — имеют гибкие критерии различения и гибкие реакции на внешние воздействия, приспосабливающиеся к различным типам воздействия;
  • предвидящие — могут предвидеть дальнейший ход развития внешней среды;
  • превращающиеся — воображаемые системы на высшем уровне сложности, не связанные постоянством существующих носителей. Они могут менять вещественные носители, сохраняя свою индивидуальность. Науке примеры таких систем пока не известны.

9. По характеру связей между элементами:

  • детерминированные — системы, для которых их состояние однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого последующего момента времени;
  • стохастические — системы, изменения в которых носят случайный характер. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.

10. По структуре управления:

  • централизованные — системы, в которых один из элементов играет главную, доминирующую роль;
  • децентрализованные — системы, в которых все составляющие их компоненты примерно одинаково значимы.

11. По размерности:

  • одномерные — системы, имеющие один вход и один выход;
  • многомерные — системы, у которой входов или выходов больше одного.

Необходимо понимать условность одномерности системы — в реальности любой объект имеет бесчисленное число входов и выходов.

12. По однородности и разнообразию структурных элементов системы бывают гомогенными, или однородными, и гетерогенными, или разнородными, а также смешанного типа:

  • в гомогенных системах структурные элементы системы однородны, т.е. обладают одинаковыми свойствами. В связи с этим в гомогенных системах элементы взаимозаменяемы;
  • гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.

13. По способности ставить себе цель:

  • каузальные — системы, которым цель внутренне не присуща. Если такая система и имеет целевую функцию (например, автопилот), то эта функция задана извне пользователем;
  • целенаправленные (целеустремленные) — цель формируется внутри системы.

Системный подход и его развитие

Системный подход — направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Понятие «системный подход» (от англ. — systems approach) стало широко употребляться в 1960 — 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования — «Капитал » К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов — многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических — потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования , которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге «Современная теория развития» (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи «Общая теория систем». Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов , установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход», который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины — «системный анализ», «системные методы», «системно-структурный подход», «общая теория систем»; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин «системный подход» следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Основные этапы в развитии системного подхода
Период Исследователи Содержание
1920-е гг. А. А. Богданов Всеобщая организационная наука (тектология) — общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем
1930-1940-е гг. Л. фон Берталанфи Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система — комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой
1950-е гг. Н. Винер Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой
1960-1980-е гг. М. Месарович, В. Глушков Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход — это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

  • системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
  • системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
  • системно-функциональный (выявление функций системы);
  • системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
  • системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
  • системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
  • системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
  • системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

Таким образом, системный подход — это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системотехника — прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

Процесс построения системы состоит из шести этапов:

  1. системный анализ;
  2. системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
  3. системное проектирование — реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности ;
  4. создание программ математического обеспечения;
  5. ввод системы в действие и ее проверка;
  6. обслуживание системы.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие «организация» как упорядоченное состояние целого тождественно понятию «система». Понятием же, противоположным «системе», является понятие «несистема».

Система — это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

  1. уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
  2. уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
  3. уровень информационной организации, или уровень «термостата»;
  4. самосохраняющаяся организация — открытая система, или уровень клетки;
  5. генетически общественная организация;
  6. организация типа «животных», характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
  7. уровень индивидуального человеческого организма — «человеческий» уровень;
  8. социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
  9. трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов на всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

Исследование структуры организации — важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.

Процессы самоорганизации системы

Системный подход к исследованию организации в современном его толковании тесно связан с самоуправляемыми процессами систем. Социально-экономические системы в большинстве случаев неравновесны, что спонтанно обеспечивает развитие эффекта самоорганизации человеческого фактора и соответственно самоуправления.

Самоорганизация — это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации — их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.

Различают три типа процессов самоорганизации.

Первый — это самозарождение организации, т.е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями.

Второй тип — процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования.

Третий тип процессов самоорганизации связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

Организационная наука, использующая системную методологию, предполагает изучение и учет опыта организационной деятельности в различных типах организации — экономических, государственных, военных и т.п.

Рассмотрение организации как системы позволяет существенно обогатить и разнообразить методологический инструментарий исследования организационных отношений.

Пользуясь этим методом, можно посмотреть на одну и ту же организацию одновременно с трех сторон:

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивы и стимулы персонала и т.д.;

Организация складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С такой позиции организация выглядит как совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности — конфликтности и т.д.;

Организация может быть рассмотрена в качестве безличной структуры связей и норм. Предметом анализа организации в этом смысле выступают ее организационные связи, построенные иерархически, а также ее связи с внешней средой. Основные проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т.д.

Разумеется, все эти свойства организации имеют лишь относительную самостоятельность, между ними нет резких граней, они постоянно переходят одно в другое. Более того, любые элементы, процессы и проблемы организации должны быть рассмотрены в каждом из этих трех измерений, так как они выступают здесь в различных качествах. Например, индивид в организации есть одновременно работник, личность и элемент системы. Организационное подразделение есть функциональная единица, малая группа и подсистема.

Очевидно, что перечисленные роли организации задают ей неодинаковые, во многом противоречивые ориентации. Однако пока организация нормально функционирует, она остается в равновесии. Это равновесие между ролями организации подвижно за счет постоянных смещений в сторону одной из них, причем новое равновесие достигается через изменения, развитие организации как целого, как системы. Именно противоречивое соотношение этих ориентации и составляет суть и основу организационных проблем.

3.1. Формирование системных представлений и системного подхода к

исследования организации.

3.3. Строение системы.

3.4. Классификация систем.

Ключевые термины и понятия: система, системный подход, системные принципы, состояние системы, действие, событие, свойства системы, структура, подсистема, элемент, связь, отношения, атрибуты связи, виды систем.

Формирование системных представлений и системного подхода к исследованию организации

Понятие системы масс длинную историю, поскольку первые системные представления сформировались в пределах науки философии еще во времена античного мира. В античной философии термин система связывали с упорядоченностью и целостностью природы. Тогда был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Древние философы Платон и Аристотель, уделяя внимание особенностям системе знания и системе элементов мироздания, толковали систему как мировой порядок, утверждая, что системность есть свойство природы.

Демокрит положил начало материалистическом атомизма (деление целого на части-атомы), определив фундаментальные категории естествознания - целое, элементы и связи между ними. С этого момента стал формироваться системный взгляд на все объекты, явления и процессы, окружающих человека.

В эпоху Возрождения понятие бытия как космоса изменилось в концепцию системы мира - образования со своей организацией, иерархией и закономерностями. В это время зародились научные дисциплины, апеллируют к целостности мироздания. К их числу относится астрономия.

Гипотеза системной организации знания была разработана в немецкой классической философии. Принципы системности в естественных науках активно исследовал Иммануил Кант, который пытался обосновать системность собственно процесса познания. Именно Канту принадлежит приоритет четкого осознания системности научно-теоретического знания и выявления конкретных процедур и способов создания системного знания.

В экономике принцип системности был сформулирован Адамом Смитом, который пришел к выводу, что эффект действия людей, организованных в группу, больше, чем сумма отдельных результатов

Основные этапы развития системного подхода с XV по XX в обобщены в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Динамика формирования теории систем

Н. Коперник

Гелиоцентрическая система Вселенной

Г. Галилей

Мир безграничен, материя вечна и состоит из молекул, молекулы - из атомов

И. Ньютон

Система взаимодействия тел (закон земного притяжения), система телескопа

К. Линней

Система растительного и животного мира Подчинение между категориями: класс, род, вид, вариация и т.д.

Бытия как система, состоящая из души, мира, Бога и сознания, при этом умная система диалектическая

Г. Гегель

Абсолютная идея как система категорий - бытие и небытие, количество и качество и т.д.

Приобретает сознание и волю только в человеке. Двигателем системы является диалектика

Общество как социальная система, развивается (исторический материализм) Система познания (диалектический материализм)

Коммунизм как система, подсистемой которого является социализм. Империализм как система государственно-монополистического капитализма

А. Богданов (А. Малиновськнй)

Тектология - общая организационная наука. Несистем не бывает, все системно

Л. фон Бертанланфи

Учение о целостности организма Обобщенная системная концепция математического описания различных типов систем

Указанные результаты исследования позволяют сделать вывод, что системность - это свойство природы и деятельности человека или общее свойство материи. Системность как всеобщее свойство материи проявляется в системности практической, познавательной деятельности человека и в системности внешней среды. Среди основных свойств системной практической и познавательной деятельности назовем следующие: целеустремленность; алгоритмичнисть; анализ; синтез; системный подход. Свойства системности внешней среды оказываются в системности: природы; человеческого общества; взаимодействия человека с природой. Таким образом, можно считать, что системность является общее свойство материи. Наибольшего внимания с точки зрения научной и учебной деятельности заслуживает исследования познавательной деятельности человека, в частности изучение сущности, проявлений и применения системного подхода.

Системный подход был разработан в конце 50-х pp. XX в. представителями классической школы управления, применили в управлении теорию систем. Потребность в применении системного подхода обострилась в связи с необходимостью управления объектами, имеющими большие масштабы деятельности и работают в сложных, динамических условиях внешней среды.

Дж.К. Лафта замечает, что системный подход - это способ мышления по организации и управлению, его нельзя трактовать как набор определенных рекомендаций или принципов для руководителей .

По С.В. Рогожиным, это методология познания составных частей с помощью целого и целого с помощью его составных частей . Другими словами - это универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как определенной целостности, состоящий из взаимосвязанных частей и одновременно выступает составной частью системы более высокого порядка. Системный подход позволяет строить многофакторного модели, характерные для социально-экономических систем, к которым й относится организация.

Системность заключается в исследовании объекта с разных сторон и в связи с внешней средой. В основе системного подхода лежат принципы, среди которых чаще всего выделяют следующие:

Рассмотрение системы как части подсистемы некоторой более общей системы, расположенной во внешней среде;

Разделение системы на части, подсистемы;

Восприятие системы как единства, обладает особыми свойствами, не характерные для ее отдельных элементов;

Проявление функции ценности системы, заключается в стремлении к максимизации эффективности самой системы;

Рассмотрение совокупности элементов системы как единого целого.

Схему применения системного подхода, по мнению Ю.М. Лапыгина, можно представить как последовательность определенных процедур :

1) установление таких признаков системы как целостность и множественность деления;

2) исследование свойств, отношений и связей системы;

3) определение структуры системы и ее иерархического строения;

4) фиксация взаимоотношений между системой и внешней средой;

5) описание поведения системы;

6) описание целей системы;

7) идентификация информации, необходимой для управления системой.

Некоторые ученые отмечают ограниченность системного подхода. В частности, профессор А.И. Пригожин, говоря об ограниченности системного подхода, отмечает следующее :

системность означает определенность, окончательность, но мировые присуща неопределенность;

системность означает непротиворечивость, но споры возникают постоянно, например, между работниками в организации;

системность означает целостность, способность к интеграции, но отдельные составные части не всегда могут быть интегрированы в единую систему или подсистемы.

Применение системного подхода как метода исследования организации требует комплексного подхода, который предусматривает привлечение специалистов разного профиля (табл. 3.2.) .

Таблица 3.2.

Сравнительный анализ характеристик комплексного и системного подходов

характеристика

комплексный подход

системный подход

механизм реализации

Стремление к синтезу на базе различных дисциплин с последующим обобщением результатов

Стремление к синтезу в рамках одной научной дисциплины на уровне новых знаний, имеющих системообразующий характер

объект исследования

Любые явления, процессы, состояния

Только системные объекты, то есть целостные системы, состоящие из закономерно структурированных элементов

метод исследования

Междисциплинарный подход учитывает два и более показателей, влияющих на эффективность

Системный - учитывает все показатели, влияющие на эффективность

понятийный аппарат

Базовый вариант, нормативы, экспертиза, результат, соотношение для определения критерия

Тенденция развития, элементы, связи, взаимодействие, эмерджентность, целостность, внешняя среда, синергия

понятийный аппарат

отсутствуют

Системность, иерархия, обратная связь

Общая характеристика

Подход организационно методический, внешний, макро, разносторонний, взасмоповьязаний. взаимообусловленный

Подход методологический, внутренний, приближенный к природе объекта.

Ему свойственны целеустремленность, организованность

Особенности рассмотрения проблем

Широта охвата проблемы с установленными требованиями

Широта охвата проблемы в условиях риска и неопределенности

развитие

В рамках существующих знаний многих наук, выступающие отдельно

В рамках одной науки на уровне новых знаний системообразующего характера

В наиболее общем случае можно говорить, что системный подход - это составная часть комплексного, поскольку комплексный подход розроблюяе стратегию и тактику, а системный - методологию и методы. Как. утверждает Ю. Лапыгин, в процессе исследования происходит взаимное обогащение комплексного и системного подходов