Пути интеграции женщин инвалидов в обществе. Проблема интеграции людей с ограниченными возможностями в общество

Когда видишь тему этой статьи, то не сразу понимаешь, о чем же она (о чем будет идти речь в статье). Итак, все же, что такое интеграция инвалидов в обществе?

Это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг.

Интеграции способствует реабилитация. Она подразумевает под собой осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, которые помогают быстрому восстановлению нарушенных функций. Я считаю, что интеграция является синонимом слова реабилитация, поэтому я вижу смысл говорить об интеграции и о реабилитации, как об одном и том же. Таким образом, сущность реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым располагает инвалид. Можно выделить основные реабилитации – это медицинская, представляющая собой комплекс мер, направленный на восстановление утраченных функций, неразрывно с лечебным процессом; образовательная – сложный комплекс, включающий в себя процесс получения инвалидами необходимого общего образования, так же при необходимости – различные виды специальностей и т.д., и материальная – льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в обществе и обеспечивают крайне низкие стандарты существования.

Для глухих основным вопросом является распознавание жестового языка. Недискриминация в отношении позитивных действий = социальная интеграция. Недавно принятая Хартия основных прав Европейского союза признает, что для достижения равенства людей с инвалидностью крайне важно, чтобы запрет дискриминации был дополнен правом на поддержку и помощь.

Наше видение лучше всего описывать, а не старый подход к замене. Всеохватывающее общество для всех. Практическое применение нашего видения не только поможет инвалидам, но и обществу в целом. Любая компания, которая исключает некоторых членов или группы из своего центра, лишается этого. Мероприятия, направленные на улучшение условий жизни людей с инвалидностью, приведут к гибкому миру для всех. «То, что сегодня происходит во имя инвалидности, завтра станет для всех ценным».

Исходя из выше сказанного, я могу смело сказать, что из всех проблем возникающих в жизни инвалида, самая главная, стоящая на первом месте, это социальная реабилитация – это комплекс действий направленный на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.

Социальная реабилитация является составляющей частью всех выше перечисленных реабилитаций и вообще проблем возникающих в жизни инвалидов. Почему же возникает эта проблема? Почему общество, социум так относятся к людям-инвалидам? Что им мешает?

Необходимо безотлагательно принять всеобъемлющее законодательство, запрещающее дискриминацию, с тем чтобы устранить существующие барьеры и предотвратить появление новых. Препятствия, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями в образовании, занятости и доступе к товарам и услугам, не позволяют им получить все возможности для социальной интеграции и независимости.

Дискриминационное законодательство оказалось успешным инструментом, который помогает изменить отношение к людям с ограниченными возможностями. Но самого закона недостаточно. Без приверженности со стороны общества в целом, в том числе активного участия инвалидов в процессе защиты их прав, законодательство будет только бумажным перечнем. Поэтому государственное образование является необходимым условием для общей поддержки законодательных мер, повышения понимания потребностей и прав людей с инвалидностью в обществе, а также устранения предрассудков, которые по-прежнему сохраняются.

Сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между инвалидом и обществом. Сразу возникает еще один вопрос: почему возникают такие барьеры, и кто их ставит? А поставило эти барьеры общество, которое хочет оградиться от людей. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными (нарушения слуха или зрения), либо интеллектуально-психологическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться или ориентироваться в пространстве.

Услуги, поддерживающие независимый образ жизни. Обеспечение равного доступа и участия также требует, чтобы все ресурсы были перенаправлены таким образом, чтобы расширить возможности для людей с инвалидностью и обеспечить их право на самостоятельное проживание. Некоторым людям с ограниченными возможностями нужны службы поддержки в повседневной жизни. Эти услуги должны быть определенного качества и основаны на потребностях инвалидов. Он также должен быть интегрированным сервисом, который не был бы инструментом сегрегации.

Такая поддержка соответствует Европейской социальной модели солидарности - модели, которая признает нашу общую ответственность за тех, кто нуждается в помощи. Семьи с инвалидностью, особенно семьи с детьми-инвалидами, и люди, которые не могут защищать свои интересы, играют жизненно важную роль в их воспитании и социальной интеграции. В связи с этим административные органы власти должны принять необходимые меры, чтобы семьи могли оказывать такую ​​поддержку таким образом, чтобы обеспечить максимальную степень интеграции.

Второй барьер – трудовая изоляция, — из-за патологии инвалид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет вовсе. Из этого вытекает следующий барьер – мало обеспеченность следствие социально — трудовых ограничений, поэтому они вынуждены существовать на пособие, либо на невысокую заработную плату. Информационный барьер с одной стороны уже преодолевается инвалидами, ведь появляется больше инноваций, интернет более доступен, но все, же в связи с мало обеспеченностью, многим они еще не доступны.

Особое внимание к женщинам-инвалидам. Европейский год также следует рассматривать как возможность задуматься о положении женщин-инвалидов с новой точки зрения. Исключение из общества, которому подвергаются женщины-инвалиды, мотивируется не только самой инвалидностью, но также затрагивается их половой принадлежностью. Множественная дискриминация, с которой сталкиваются женщины-инвалиды, должна быть устранена посредством позитивных действий и мер по интеграции, разработанных после консультаций с женщинами-инвалидами.

Люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ к регулярному здравоохранению, образованию, обучению и социальным услугам и тем же возможностям, что и для несопровождаемых граждан. Применение инклюзивного подхода к инвалидности и людям с ограниченными возможностями требует изменения текущей практики на разных уровнях. Прежде всего, необходимо обеспечить, чтобы услуги для людей с ограниченными возможностями обеспечивались скоординированным образом в разных секторах. Также необходимо учитывать различные группы людей с ограниченными возможностями о различных требованиях к доступности при планировании любой деятельности.

Еще один немало важный – то эмоциональный барьер, являющийся двусторонним. Он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неловкости – и отрицательных эмоций инвалида вызванных неудавлетворённостью в личной и интимной жизни– жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гипер опеки. Эти эмоции затрудняют социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. Безусловно, все барьеры возникают из социальной среды, которая нас окружает, и возникают они из-за её психологической неподготовленности.

Это не должно быть сделано, пока планы не будут готовы. Потребности людей с ограниченными возможностями и их семей меняются - поэтому важно выбрать комплексный подход, учитывающий как личность, так и все аспекты ее жизни. Занятость как ключ к социальной интеграции.

В целях содействия доступу людей с инвалидностью к занятости, предпочтительно на нормальном рынке труда, необходимо приложить все усилия. Это одна из наиболее важных форм борьбы с социальной изоляцией и поощрение независимости и достоинства людей с ограниченными возможностями. Это требует не только активной мобилизации социальных партнеров, но и административных органов, которые должны продолжать укреплять существующие меры.

Сразу хочется задать вопрос почему? И сразу ответ и в нем звучит главная мысль статьи, и наверно ответ на тему самой статьи: важнейшим условием достижения социальной интеграции является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. В развитых странах этот процесс давно идет. У нас в стране, к сожалению, идея равных прав и возможностей не только не присутствует в общественном сознании, но лишь недавно начала осознаваться людьми, ответственными за социальную политику в отношении инвалидов, и не получила должного отражения в правовой сфере. Но даже при полном принятии законодательных мер по реабилитации идеи равных прав и возможностей инвалидов в высших эшелонах власти социальная интеграция не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи, ведь пока мы чего-то не захотим, мы ничего не делаем, сколько бы нам не навязывали.
Взаимоотношения инвалидов и здоровых – мощнейший фактор социальной интеграции.

Принятие решений об инвалидах только для их участия. Европейский год следует рассматривать как возможность для людей с инвалидностью, их семей, сторонников интересов и их собственных организаций приобретать более широкое политическое и социальное влияние на всех уровнях. Влияние, которое позволит им взять на себя административные полномочия для диалога и принятия решений, необходимых для достижения равенства и интеграции.

Все мероприятия должны осуществляться в рамках диалога и сотрудничества с организациями, представляющими инвалидов. Этот синергизм не должен ограничиваться передачей информации или знакомством с уже принятыми решениями. Администрациям всех уровней следует скорее разработать регулярные механизмы консультаций и диалога, с тем чтобы инвалиды и их организации могли участвовать в планировании, осуществлении, мониторинге и оценке всех видов деятельности.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать просто потому, что здоровые не хотят общаться с ними, работодатели опасаются принять на работу (далеко не всегда эффективна распространенная система квот при трудоустройстве: если предприниматель настроен по отношению к инвалидам негативно, он предпочитает платить штрафы, но не принимать инвалидов на работу).

Сильные связи между правительствами и организациями инвалидов являются основной предпосылкой для обеспечения равных возможностей и включения людей с инвалидностью в общество. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо укрепить компетенции организаций инвалидов, благодаря большему предоставлению ресурсов, с тем чтобы они могли улучшить свое управление и повысить эффективность кампаний. Для организаций инвалидов это также означает обязательство постоянно повышать уровень принятия решений и репрезентативности.

По этой причине мы предлагаем конкретные предложения для деятельности на всех уровнях принятия решений. Эти мероприятия должны начинаться в рамках Европейского года и продолжаться после его завершения. Их успех должен постоянно оцениваться. Административные органы должны быть примером и, следовательно, являются первым, но не единственным участником этого процесса.

Организационные меры по интеграции, не подготовленные психологически, рискуют оказаться неэффективными. Каково же отношение здоровых людей к инвалидам в нашей стране?

Немногочисленные исследования выявили следующее. Представители различных слоев населения в принципе признают (97,3%), что существуют слабые и незащищенные группы, нуждающиеся в помощи общества, и только 2,7% опрошенных говорили о том, что при оказании социальной защиты и помощи не должны никому отдавать предпочтение.

Европейский год должен рассматриваться прежде всего на местном уровне, где проблемы адресованы ближайшим гражданам и где организации, действующие в области инвалидности, развивают большую часть своей деятельности. Крайне важно сосредоточить все усилия на поддержке, ресурсах и мероприятиях на местном уровне.

Следует поощрять воспитателей учитывать потребности людей с ограниченными возможностями при планировании на городском и муниципальном уровне, особенно в области образования, занятости, жилья, транспорта и здравоохранения и социальных услуг. Всегда необходимо помнить о разнообразии группы людей с ограниченными возможностями, включая, например, пожилых людей, женщин и иммигрантов.

На вопрос о приоритетности помощи некоторым группам людей были получены следующие ответы:

  • инвалиды-дети (52,7%);
  • старики в домах для престарелых (47,3%);
  • дети в детских домах (46,4%);
  • взрослые инвалиды (26,3%);
  • пострадавшие от аварии на ЧАЭС (20,9%);
  • матери-одиночки (18,2%);
  • многодетные семьи (15,5%);
  • беженцы, а так же люди, пытающиеся бросить пить и употреблять наркотики (по 10,0%) инвалиды участники боевых конфликтов (6,4%).

Идею социальной интеграции инвалидов на словах поддерживает большинство, однако углубленные исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровье предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных» (предпочитаются ситуации «инвалид – Ваш сосед по дому», «инвалид — коллега»). Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывают негативное отношение, ровно как и ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической лестнице («инвалид – Ваш сосед по квартире», «инвалид – Ваш начальник», «инвалид – представитель органов власти»).

В сотрудничестве с представителями людей с ограниченными возможностями местные органы власти должны разработать планы действий и создать свои собственные комитеты для управления мероприятиями в рамках Европейского года. Организация инвалидов. Организация людей с ограниченными возможностями, как представителей этой группы граждан, несет главную ответственность за обеспечение успеха Европейского года. Их следует считать послами Европейского года, активно сотрудничать с ответственными должностными лицами, предлагать конкретные меры и стремиться к установлению долгосрочного партнерства там, где оно еще не существует.

В целом, таким образом, можно констатировать неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами, а также к ситуациям, реализующим конституционные права их наравне со всеми. При этом наиболее негативные установки высказывает молодежь.

Такой характер установок имеет сложную природу и не является просто выражением чисто негативных установок по отношению к инвалидам. Так, например, здоровые оценивают качество жизни инвалидов значительно ниже (1,62 балла по 5-балльной шкале), чем сами инвалиды (2,74 балла), признавая серьезность имеющихся у них проблем.

Работодатели должны приложить больше усилий, чтобы включить инвалидов в свои рабочие группы, защищая их и поддерживая их. Их продукты и услуги должны быть спроектированы таким образом, чтобы гарантировать их доступность даже для инвалидов. Они также должны пересмотреть внутренние правила и убедиться, что ни один из них не позволяет людям с ограниченными возможностями участвовать в равных возможностях. Организации работодателей могут внести свой вклад в эти усилия, сосредоточив много существующих примеров хорошей практики.

Профсоюзы должны вносить больший вклад в расширение занятости людей с ограниченными возможностями путем обеспечения того, чтобы они также были адекватно представлены работниками-инвалидами в своей работе. Они также должны переоценить свои внутренние правила и убедиться, что ни один из них не позволяет людям с ограниченными возможностями иметь равные возможности.

Здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, одозрительными, злыми, замкнутыми, то есть признается (и даже, быть может, переоценивается) их «несчастливость».Сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное: с одной стороны, они воспринимаются как отличившиеся в худшую сторону, а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которое сосуществует с симпатией и сочувствием. Такая амбивалентность дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых, ломку негативных стереотипов.

Средствам массовой информации следует более тесно сотрудничать с организациями людей с ограниченными возможностями для улучшения общего представления людей с ограниченными возможностями в средствах массовой информации. Включение большей информации об этой группе граждан было бы признанием многообразия населения. В докладах об инвалидности средства массовой информации должны избегать оскорбления или унижения взглядов и больше ориентироваться на барьеры, с которыми сталкиваются инвалиды, и на позитивный вклад, который они могут внести в общество, если эти барьеры будут устранены один раз.

Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявились напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т.д.. Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большей степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений. Необходимо и у нас глубоко изучить эту проблему и создать подобные программы. Эта работа, безусловно, облегчит процесс социальной интеграции.

Школы должны играть ключевую роль в распространении информации, необходимой для понимания и принятия прав людей с ограниченными возможностями, чтобы помочь устранить страх, устранить мифы и несоответствующие подходы и поддержать усилия общества в целом. Информационные материалы должны разрабатываться и распространяться, чтобы помочь ученикам развить чувство индивидуальности в отношении их собственной инвалидности и инвалидности других людей и позволить им более позитивно воспринимать различия.

Школы и колледжи должны организовывать лекции и семинары для журналистов, профессионалов в области рекламы, архитекторов, работодателей, работников здравоохранения и социальных работников, семейных опекунов, добровольцев и сотрудников местных органов власти совместно с активными членами Движения инвалидов.

Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т.п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3% инвалидов выбрали первую альтернативу. При этом обращает на себя внимание активность
респондентов, часто сопровождая свои ответы комментариями, что свидетельствует о его актуальности.

Среди «противников» идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «Здоровые люди все равно инвалидов не поймут», «На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «Люди должны быть
равны», «Инвалиды такие же люди, как и здоровые», «Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «Надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «В общении со здоровыми инвалиды будут иметь наиболее полное моральное удовлетворение».

Как видно из этих комментариев, защищая идеи интеграции, инвалиды опираются не на социально-экономические критерии, не ставят во главу угла улучшение материальных условий, а отдают предпочтение социально-психологическим проблемам, вопросам взаимоотношений со здоровыми людьми.

Следует отметить, что часто (38,3%) ощущали к себе пренебрежение со стороны здоровых не более трети противников идеи интеграции, в то время как среди инвалидов, считающих, что они должны жить среди здоровых, таких лиц было существенно больше (61%).

Поскольку доля противников интеграции довольно весома, важно понять, какие факторы определяют негативность мнения инвалидов, чтобы, учитывая их при выборе оптимальных вариантов социальной политики, не интегрировать их в общество насильно.

Инвалиды, проживающие в сельской местности или небольших городах (78,85), достоверно чаще оказываются сторонниками интеграции, чем лица, живущие в больших городах (60,4%), среди которых Москва единственное исключение: здесь 75,6% сторонников интеграции.

Опросы, проведенные Министерством труда и социального развития, показали, что пол и вид
заболевания существенного значения не имеют, тогда как возраст является важным фактором: в старших возрастных группах число сторонников интеграции больше.

Что касается тяжести инвалидности, то меньше всего противников интеграции среди инвалидов 3 группы (23,7%). Люди с низком доходом, живущие в плохих бытовых условиях, также чаще оказываются противниками этой идеи. Вероятно, это связано с тем, что эти люди в общем-то потерпели неудачу в приспособлении к жизни и надеются, что жизнь в «особых условиях» окажется лучше.

Таков вкратце социальный портрет инвалидов – сторонников интеграции и противников интеграции. Они отличаются и по своим социально-психологическим характеристикам. Так, чем более пессимистично оценивают инвалиды свое здоровье, тем больше среди них противников интеграции. Аналогично, что чем ниже оценивают инвалиды качество своей жизни, чем менее они ею удовлетворены, тем чаще среди них встречаются противники интеграции. Для инвалидов, выбирающих интеграцию, чаще оказываются значимыми такие ценности, как интересная работа и
возможность равноправного участия в жизни общества, их можно охарактеризовать как «больших идеалистов».

Следует отметить, что противники интеграции среди инвалидов характеризуются прежде всего более выраженным чувством психологического дискомфорта, неудовлетворенностью своей жизнью, обстановкой реакций на отношение окружающих, большей ориентацией на материальное благосостояние (что объяснимо, поскольку их уровень жизни действительно ниже, чем у сторонников интеграции). Учитывая данные социального портрета этой группы, можно сделать вывод о том, что она действительно нуждается в «охранительных» мерах, в создании специальных условий для жизни и работы, что позволит поднять уровень жизни и, возможно, у этих людей появится желание участвовать в жизни общества.

Поскольку взаимоотношение инвалидов со здоровыми – один из ключевых факторов социальной интеграции, рассмотрим его подробнее с точки зрения инвалидов.

Прежде всего, надо заметить, что вопрос об отношениях к ним здоровых очень волнует инвалидов. При этом более трети (36,6%) очень часто ощущают отношение к себе как пренебрежительное, как к людям «второго сорта». Изредка ощущают такое отношение 30,9% инвалидов. Никогда такого отношения к себе не замечала только пятая часть инвалидов (20,8%). Чаще говорят о пренебрежительном отношении к себе женщины – 42,2%, мужчины – 34,6%, инвалиды в возрасте 16-19 и 40-44 года. Чаще всего отмечают пренебрежительное отношение к себе инвалиды 1 группы, причем внешняя выраженность дефекта существенной роли не играет.

Поскольку интеграции на производстве – одна из важнейших сфер, составляющих социальную интеграцию в целом, остановимся на этом аспекте подробнее. Сам факт занятости еще не говорит об успешной интеграции, это лишь формальный её аспект. Важен психологический аспект адаптации к производственной деятельности.

Среди опрошенных работающих инвалидов более одной трети (75,1%) удовлетворены своей работой, но каждый шестой (15,9%) ею скорее не удовлетворен. При этом хорошие и «нормальные» отношения в трудовых коллективах констатируют почти 89% опрошенных. Вместе с тем при среднем балле отношений с товарищами по работе (по 5-балльной шкале), равном
4,3, оценка отношений с администрацией не превышает 0,8. Такая вполне благотворительная картина объясняется тем, что инвалиды, не приспособившиеся психологически к новым условиям производственной деятельности, как правило, не удерживаются на работе. Важность социально-психологического аспекта интеграции и видна в объяснении ими смысла, который имеет для них работа. На первом месте среди потребностей, которые удовлетворяет работа, стоят потребности
материальные (67,8%), на втором – удовлетворение желания быть полноценным членом общества (49,1%), на третьем – потребности общения, жизни с коллективом (39,4%),т.е., помимо удовлетворения материальных потребностей, работа для инвалидов имеет очень важную социальную функцию – ощущение себя полноценным членом общества благодаря трудовой
занятости.

Часто неблагополучны и семейные взаимоотношения инвалидов.

Практически каждый третий инвалид отмечает ухудшение взаимоотношений в семье после получения инвалидности (29,8%).

Чаще всего не могут создать своей семьи так называемые инвалиды с детства. Такое положение является следствием не только физического нездоровья, но и результатом того, что родители не обеспечивают должной социально-психологической адаптации ребенка-инвалида. Такой ребенок не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается, на всю жизнь этот человек остается инфантильным, зависимым от других, пассивным, неуверенным в себе, комфортно чувствующим себя лишь в кругу близких. Для этой категории инвалидов, особенно имеющих видимый физический дефект, вступление в брак знаменует собой новый этап жизненного становления, достижение определенной ступени социальной зрелости. Характерной чертой таких семей является то, что большинство их создается не на основе взаимных симпатий, а по соглашению (чтобы не остаться в одиночестве). В беседах практически все инвалиды, состоящие в таких браках, указывают, что и в семье они ощущают свое одиночество, так как с партнером у них нет ничего общего. При этом внешне эти семьи являются достаточно прочными, не удовлетворяя потребностей партнеров в интимных отношениях, они служат формальным признаком социального благополучия и с этой точки зрения приносят определенное удовлетворение, снижают психическую напряженность.

Психологические проблемы довольно существенно отличаются в семьях с ребенком-инвалидом, с взрослым инвалидом или с престарелым инвалидом. Так, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребенка является кризисом в жизненном цикле семьи, ведет к переосмысливанию социальных
ролей и функций, нередко порождает семейные конфликты, ухудшает экономическое положение семьи. Когда же ребенок имеет признаки инвалидности, то этот кризис переживается с удвоенной остротой. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне остро вступают психологические проблемы. Установлено, что у подавляющего большинства родителей (в первую очередь у матерей) возникают пограничные нервно-психические расстройства, чувство вины, ощущение собственной неполноценности. Они начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов.
Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Нередко эти семьи распадаются, а ребенок, как правило, остается с матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребенка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Родители нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовывать общение и воспитание ребенка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценивать его возможности. Преобладает в воспитании родительская гипер опека, это существенно снижает возможности адаптации ребенка ко взрослой жизни.

Возникновение проблем во внутрисемейных отношениях в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связано в первую очередь с изменением социальных ролей и обязанностей в семье. Логика социальной роли члена семьи, ставшего инвалидом, может приводить к болезненным как для семьи, так и для самого инвалида последствиям. В результате у инвалида может появиться чувство вины, ненужности, обузы; у членов семьи – скрытые или явные агрессия или недовольство. Супружеские конфликты на этой почве могут привести и к развалу семьи.

Данные проведенных исследований показали, что именно в семьях со взрослыми инвалидами трудоспособного возраста семейные взаимоотношения наиболее неблагоприятны. Так, в ходе опроса потребность в устранении конфликтной ситуации и в установлении полноценных внутрисемейных конфликтов была высказана каждой четвертой (25,5%) семей взрослых инвалидов.

Неблагополучной можно признать и каждую шестую семью, имеющую на своем попечении пожилого инвалида (17,0%). Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что и инвалиды в этих взаимоотношениях не всегда оказываются на высоте. У многих из них не хватает социальных навыков, умения «подать себя» в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, потенциальными работодателями. Это в первую очередь касается инвалидов с детства, испытывающих недостаток социального опыта. Они далеко не всегда улавливают нюансы человеческих взаимоотношений, воспринимают других людей очень обобщенно, оценивают их на основании лишь некоторых, в основном моральных качеств – доброты, отзывчивости.

Кроме того, у инвалидов есть определенная предвзятость во взаимоотношениях со здоровыми.
Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность человека к категории «инвалид» вовсе не означает, что другие инвалиды будут настроены к нему благожелательно. Опыт работы общественных организаций инвалидов, психологические
исследования в этой области показывают, что инвалиды предпочитают объединяться и идентифицировать себя с людьми, имеющими то же заболевание, и нередко негативно относятся к другим. Так, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые являются, пожалуй, наиболее социально активными (в том числе и в плане создания общественных организаций инвалидов), отличаются установкой на своеобразное соперничество с инвалидами вследствие других заболеваний, считая или оценивая себя элитной группой.
Одним из важнейших показателей социально-психологического комфорта людей является их удовлетворенность жизнью. Не случайно этот вопрос в той мере или иной форме входит в различные социологические опросы населения.

Практически половина инвалидов (43,5 – 49,1%) оценивает качество своей жизни как неудовлетворительное, и около трети (от 27,6 до 34,8 %) считают её удовлетворительной. Чаще всего таковой признают её инвалиды 1 группы (34,8%), в то время как доля инвалидов третьей (29,5%) и второй (27,6%) групп, дающих подобную оценку качества своей жизни, на 5-7%
ниже. Почти в 5 раз ниже среди инвалидов 2 (1,5%) и 3 (1,9%) групп по сравнению с первой (8,7%) доля считающих качество своей жизни хорошим.

Результаты исследований социально-психологического статуса инвалидов дают все основания для утверждения, что сознательно или неосознанно инвалиды связывают изменения своих личностных качеств с социально-экономическими переменами в стране, и изменения эти однозначно негативные.

Существенные проблемы, ждущие своего решения, встают перед инвалидами и в области взаимоотношений с окружающими, поскольку без гармонизации этих взаимоотношений на уровне макро — и микро групп социальная интеграция не осуществима. Эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, пессимизмом.
Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, в которой сочетаются различные неблагоприятные показатели психологического самочувствия – неудовлетворенность жизнью, низкая самооценка, настороженное отношение к окружающим и к мерам по социальной защите, высокая тревога за будущее на бытовом уровне и т.п. В эту группу входят преимущественно люди с плохим материальным положением и жилищными условиями, одинокие, мужчины среднего возраста, инвалиды 3 группы, особенно неработающие. Эти люди нуждаются в особо тщательно разработанных мерах социальной и психологической помощи, с учетом специфики их экономического положения и психологического самочувствия.

Анализ социально-психологических особенностей адаптации инвалидов к существующей ситуации выявляет четыре основных типа этой адаптации:

  • Активно-позитивная позиция, для которой характерно стремление поиска самостоятельного выхода из сложившейся ситуации, сопровождающееся благоприятными социально-психологическими особенностями личности (достаточно высокой самооценкой, удовлетворенностью жизнью и т.п.). К сожалению, представителей этого типа крайне мало;
  • Пассивно-негативная позиция, в которой неудовлетворенность своим положением (наряду с отсутствием желания самостоятельно улучшить его) сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, тревожностью, ожиданием катастрофических последствий даже от бытовых неурядиц и другими негативными социально-психологическими особенностями;
  • Пассивно-позитивная позиция, которая при объективно неудовлетворительном
    социально-экономическом положении и низкой самооценке приводит в целом к относительной удовлетворенности, существующей ситуацией и, как следствие, отсутствие желания активно менять ее в лучшую сторону. Эта позиция характерна для людей старших возрастных групп;
  • Активно-негативная позиция, которая при психологическом дискомфорте и неудовлетворенности жизнью не отрицает желания самостоятельно изменить свое положение, однако практических последствий это не имеет в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств. Такая позиция более характерна для инвалидов среднего возраста. Однозначно ответить на вопрос, как реабилитироваться инвалиду, нельзя потому что причины инвалидности, как и степени нетрудоспособности разные.

Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены:

1. Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

2. Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

3. МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности.

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность - это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

> Социальная поддержка - государственная и частная

ООН в 1983-1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.

В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации - основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за №3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России» [. Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.

Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные услуги, столичная сотовая сеть МегаФон создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.

Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации, созданные в стране, например:

«Перспектива» была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ). Цели этой организации - содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.

Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, пос. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.

Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения) .

Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России.