Общее образование и профессиональное образование и обучение осужденных к лишению свободы. Раздел IV. Психологическая характеристика основных средств исправления и ресоциализации осужденных Психологические особенности профессиональной подготовки осужденных

Значение общего образования и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что нормами ст. 9 УИК они поименованы в числе основных средств исправления осужденных.

Общее образование осужденных к лишению свободы развивает их общий кругозор, повышает уровень интеллекта и цивилизованности, препятствуя таким образом рецидиву.

Правовое регулирование получения общего образования осужденных исходит из конституционного (ст. 43 Конституции РФ) закрепления права граждан РФ на образование. Осуществляется правовая регламентация УИК, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Правительства РФ, Минобрнауки России, совместными актами Минобрнауки России и Минюста России.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные, как обычные граждане, освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными основного общего и среднего общего образования как важный фактор позитивного развития личности поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Контроль за посещением школы осужденными и их успеваемостью осуществляет начальник отряда.

Средние образовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по 20 человек). В противном случае при исправительных учреждениях создаются (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения) учебно-консультационные пункты.

Занятия в общеобразовательных школах проводятся без отрыва от производства (посменно).

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме.

Важным положением является то, что педагогические коллективы образовательных организаций субъектов РФ оказывают помощь администрации исправительных учреждений в воспитательной работе с осужденными.

проводит совместно с администрацией учреждения необходимую работу по обеспечению прав осужденных на получение основного общего и среднего (полного) общего образования;

организует образовательный процесс в соответствии с учебными планами и программами с учетом особенностей режима отбывания наказания обучающихся, внедряет современные педагогические технологии;

оказывает помощь: обучающимся - в подготовке к учебным занятиям, овладении методами самообразования; администрации учреждения - в воспитании осужденных, их социальной адаптации;

ходатайствует перед администрацией учреждения о поощрении обучающихся за успехи в учебе и соблюдение дисциплины;

вносит предложения администрации учреждения по вопросам обеспечения условий для обучения осужденных;

обеспечивает соблюдение педагогическими работниками режимных требований, установленных в учреждении.

Правовое регулирование профессионального образования и профессионального обучения осужденных к лишению свободы базируется на конституционном праве граждан РФ на труд, включающем свободу выбора профессии, и на образование (ст. 37, 43 Конституции РФ). Регламентация осуществляется УИК, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Правительства РФ, Минобрнауки России, Минюста России.

В соответствии со ст. 108 УИК в исправительных учреждениях организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Речь идет о том, чтобы, во-первых, дать осужденному специальность, по которой ему может быть предоставлена работа в исправительном учреждении, поскольку от труда осужденного в местах лишения свободы во многом зависит его юридический статус вплоть до возможности представления к условно-досрочному освобождению, во-вторых, обеспечить осужденного специальностью, пригодной для трудового образа жизни после освобождения, с тем чтобы отсутствие такой специальности не стало фактором, толкающим осужденного к совершению новых преступлений.

Не являются обязательными среднее профессиональное образование и профессиональное обучение для осужденных - инвалидов I или II группы, больных, страдающих хроническими заболеваниями, а также для осужденных мужчин старше 60 и осужденных женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.

Обучение в профессиональных лицеях и техникумах должно стать основным видом среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы.

Образовательные организации должны действовать на базе образовательных программ, инструкций и других нормативных материалов системы профессионального образования Минобрнауки России.

Они выполняют ряд функций: осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля; организуют повышение квалификации по своей специализации; выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений.

Другим видом является профессиональное обучение осужденных к лишению свободы непосредственно на производстве. Необходимость существования такого обучения обусловлена либо краткими сроками лишения свободы, либо невозможностью открытия образовательной организации в исправительном учреждении, производственной необходимостью или иными обстоятельствами.

Так, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональное обучение непосредственно на производстве.

Регламентация профессионального обучения осужденных непосредственно на производстве исправительных учреждений осуществляется в соответствии с Положением об этом виде обучения, утвержденным Минюстом России. К обучению привлекаются осужденные, как правило не имеющие специальности либо имеющие специальность не по профилю того производства, на котором приходится работать в местах лишения свободы.

Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом.

Курсовой метод применяется в том случае, когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности (например, машиниста, слесаря-наладчика).

Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля.

Индивидуальный метод обучения приходится использовать при освоении довольно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. В этом случае обучаемый прикрепляется в качестве ученика к наиболее квалифицированному рабочему.

Отношение осужденных к получению профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.

Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 19) общее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения осужденными только основного общего образования. Обязательное получение основного общего образования касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.

Возможность продолжить обучение по собственному желанию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.

Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.

Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.


В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими.

В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию среднего специального и высшего образования осужденных к лишению свободы. Однако практика дает немало примеров организации заочного обучения осужденных, например, на договорных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением отпусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рационального использования права осужденных на трудовые отпуска. Более того этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).

Осужденным, получившим то или иное образование, выписывается подтверждающий документ, который храниться до освобождения в их личных делах.

Закон ч. 4 ст. 121 УИК РФ) закрепляет положение о том, что получение осужденными образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса осужденного.

Учитывая особые условия труда работников образовательных заведений уголовно-исполнительной системы, Закон от 21 июля 1993 г. предусматривает повышение их должностных окладов в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 16). В то же время этот Закон (п. 4 ст. 16) устанавливает специфические обязанности работников всех образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, по соблюдению режимных требований, установленных в ИУ, по содействию их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 121 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации ИУ в воспитательной работе с осужденными. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в ИУ.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы , не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию.

Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, являются членами советов воспитателей отрядов.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы , к общему образованию не привлекаются, им создаются условия для самообразования.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и профессионального высшего образования.

Для предоставления отпуска на время экзаменов можно использовать право осужденного на трудовой отпуск.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, осужденных, не имеющих профессии, специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Осужденные инвалиды II и III группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получать соответствующую профессиональную подготовку по их желанию.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

В исправительных учреждениях существует два вида получения профессионального образования:

  • обучение в ПТУ (профессионально-техническом училище) и филиалах системы профессионально-технического образования;
  • обучение непосредственно на производстве в исправительных учреждениях.

Осужденные, отбывающие пожизненно лишение свободы, получают профессиональную подготовку непосредственно на производстве.

Осужденные обучаются без отрыва от производства.

Срок обучения в училищах – от 6 месяцев до 1 года, а по наиболее сложным специальностям – до 1,5 лет.

Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище ведется в кабинетах, оснащенных наглядными пособиями и оборудованием.

Практическое обучение осуществляется в мастерских предприятий исправительного учреждения под руководством мастеров или преподавателей.

Обучение в профессионально-технических училищах завершается экзаменами. Для их сдачи учащиеся освобождаются от работы на срок, предусмотренный законодательством о труде.

Заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Таким образом, окончившим профессионально-техническое училище присваивается квалификация и выдается аттестат установленного образца.

1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.

4. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

5. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

8. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.