В каком веке появился термин социальное государство. Социальное государство: понятие и признаки. Понятие, признаки и функции социального государства

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн . Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого , и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Признаки социального государства

  • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
  • Социально-ориентированная структура экономики;
  • Формирование гражданского общества;
  • Разработка государством разнообразных социальных программ;
  • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
  • Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства

  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов).
  • Борьба с безработицей.
  • Помощь молодым предпринимателям.

История

Прусский социализм

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер Отто фон Бисмарк , позднее кайзер Вильгельм II , прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Адольф Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм ») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. - финансирование медицинской помощи, в 1883 г. - пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции - в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г.

Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса » в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией .

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о модели социальной защиты Бевериджа.

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

На основании доклада правительство Великобритании в 1944 году начало реформу системы социального страхования. К 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения , программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования .

8 января 1964 г. в США в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества ». 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд » для наиболее нуждающихся и «Медикэр » для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов . Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.

Изменение отношения к идее социального государства

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства , под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство .

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х - начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика . Однако на тот момент так было только в отношении Великобритании и США, а так же (на время) Голландии.

Самый молодой монарх в Европе король Нидерландов Виллем Александр в сентябре 2013 года объявил о конце государства всеобщего благосостояния. Вместо него появится «общество участия» (participation society), предполагающее сокращение социальных расходов государства и перенос социальных расходов на населения .

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель »), Финляндию , Канаду , Швейцарию , Германию , Бельгию , а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и другие страны.

Страна Социальные затраты на не престарелых
(как процент от ВВП)
Общий процент
снижения бедности
2.3 26.4
9.6 65.2
11.6 77.4
7.3 70.5
5.8 46.0
10.9 69.7
7.1 60.1
9.3 76.9
7.4 75.8
4.3 57.7
5.5 44.1
B среднем 7.4 60.9

Социальное государство в России

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации , глава 1, статья 7) .

Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия :

  • каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
  • каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
  • нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

… Социальная защита - одна из важнейших функций государства. И возможный отказ от неё поставит под угрозу само существование института государства как такового… И кризис в ряде европейских стран наглядно это продемонстрировал. Ключевое слово здесь - неэффективность. Не социальная политика, а жизнь не по средствам, потеря контроля за общим состоянием экономики, структурные перекосы - вот что приводит к тем последствиям, с которыми Европа столкнулась сегодня. К тому же во многих европейских странах пышным цветом расцвело иждивенчество, где зачастую не работать гораздо выгоднее, чем работать. Оно угрожает не только экономике, но и нравственным основам общества… Для России такой (европейский) подход неприемлем. Социально ориентированное государство - это не прихоть, а необходимость… Что касается Европы, … ведущие европейские страны проводят структурные реформы, чтобы повысить конкурентоспособность своих экономик, борются с безработицей… А свои обязательства прописали в Стратегии социально-экономического развития ЕС до 2020 года. Так что хоронить европейскую социальную модель пока рано.

Критика

К распространённой критике социального государства относится мнение, что оно приводит к социальному иждивенчеству , когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать .

Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к бедным представляют собой форму экспроприации , а наличие правовых норм, которые относятся к категории лиц с чётко определённым социально-экономическим статусом, формой дискриминации . Сторонники монетаризма , австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы , также полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод .

См. также

Источники и примечания

  1. Также англ. Welfare state , государство всеобщего благосостояния , государство всеобщего благоденствия . В некотором смысле, является синонимом англо-саксонского термина «государство благосостояния» (англ. Welfare state ) используют «социальное государство» (нем. Sozialstaat ), прежде всего употребляемое в Германии и России, «государство-покровитель» или «государство-защитник» во Франции
Социальное государство - это государство, решающее социальные вопросы жизни общества: развитие производства и предпринимательства, трудовую занятость населения, создание системы здравоохранения, образования, материальное обеспечение жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, создание безопасных условий жизни общества, и т.д. Основными функциями социального государства являются: 1.

научное прогнозирование развития экономики, динамики роста населения, создания новых отраслей промышленности и рабочих мест в них, разработка соответствующих планов - прогнозов, сырьевое, техническое, финансовое и кадровое обеспечение их выполнения. 2.

перераспределение материальных средств между регионами, направление их на обеспечение достигнутого данной страной среднего уровня жизни на всей территории страны. 3.

регулирование уровня жизни различных слоев населения с помощью налогов, оказания благотворительной помощи и материальной поддержки наименее обеспеченным слоям населения. 4.

создание системы бесплатного образования, медицинского обслуживания, поддержка национальной культуры, строительство и предоставление малообеспеченным гражданам недорогого муниципального жилья. 5.

строительство и обслуживание систем снабжения населения водой, электроэнергией, сбор и переработка мусора, строительство государственных дорог, других коммуникаций и т.п. 6.

создание системы государственных органов, необходимых материальных и финансовых ресурсов для прогнозирования стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и борьба с ними, недопущения техногенных аварий, быстрейшего устранения их последствий, оказание помощи пострадавшему населению.

99. Что такое формационная типология государств?

Формационная типология - это разделение государств на типы в зависимости от их общественно-экономических формаций, которые представляют собой определенный способ производства, производственных отношений, классовой и иной структуры общества.

История человеческого общества насчитывает четыре типа общественно-экономических формаций: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой стадией которой является социалистическая, и, соответственно, четыре типа государств: рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.

Рабовладельческое государство было исторически первым и характеризовалось следующими чертами. Основу его экономики составляла частная собственность рабовладельцев на орудия труда, средства производства и другое имущество, на работников производства - рабов. Власть принадлежала классу рабовладельцев.

Рабы и рабовладельцы признавались основными классами рабовладельческого общества.

Основными функциями рабовладельческого государства были: удержание в повиновении рабов, защита прав рабовладельцев, их имущества, и др.

Феодальное государство - второй исторический тип государства, который признавался более прогрессивным и передовым по сравнению с рабовладельческим.

Основу экономики феодального государства составляла феодальная собственность на землю - главное средство производства и личная зависимость от феодалов крестьян.

Власть в феодальном государстве принадлежала крупным собственникам земли.

Собственность на землю была основой социального неравенства членов феодального общества.

Основными классами считались феодалы и крепостные крестьяне.

Буржуазное государство - это государство периода капитализма. Экономической основой буржуазного государства выступала частная собственность на средства производства, а работниками производства были свободные рабочие, лично независимые от собственников средств производства. Власть принадлежала собственникам средств производства.

Основные классы - буржуазия и пролетариат.

Буржуазное государство прошло несколько этапов развития: от государства переходного периода от феодализма к капитализму и до современного так называемого демократического социального и правового государства.

При рассмотрении социалистического типа государства необходимо различать его теоретическую модель и ее реализацию на практике. Теоретически социалистическое государство мыслилось как государство рабочих и крестьян, всех трудящихся, действующее в их интересах и обеспечивающее равноправие, широкие права и свободы граждан. Экономической основой социалистического государ- ства должна быть общественная собственность на средства производства и всеобщая равноправная занятость населения в народном хозяйстве с оплатой в зависимости от качества и количества труда.

На практике социалистическое государство создавалось как классовое пролетарское государство. Формой государственной власти была диктатура пролетариата, неограниченная никакими законами.

Экономической основой социалистического государства являлась государственная собственность на все средства производства, включая землю, то есть собственность государственных чиновников. Частная собственность была ликвидирована и запрещена.

Государство было не только органом политической власти, но и собственником всех средств производства. Оно непосредственно руководило всем общественным производством, распределением и потреблением продукции.

Реальная власть в государстве принадлежала партийно-госу- дарственной элите.

Права и свободы граждан были существенно ограничены, а во многих областях социальной жизни отсутствовали вообще.

Понятие «социальное государство» – для российского законодательства является относительно новым. Впервые оно нормативно закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г.

На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества.

Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.

Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации – земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом, понятия «правовое и социальное государства» здесь тесно связаны и обусловливают друг друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство социально-правовым. Это предполагает, что действия государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма.

Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан – право на труд, на пропорциональное вознаграждение, право на жилище и др. отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку связаны с реализацией социальных программ государства, и постоянной деятельности государственных органов. Общественные ожидания в области социального обеспечения связаны в первую очередь с государством, оно является планирующим, управляющим, производящим и распределяющим, т.е. активно функционирующим в социальной сфере.

Принципы социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например, Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем, чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.

Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы.

Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий рынка. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е.

Каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности и т.д.

Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи (см. слайд 5).

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» юридически неопределенны и нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую очередь материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества. При этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимума для данного региона или страны в целом.

Что касается свободного развития человека, то оно предполагает:

Во-первых, равный доступ к ценностям культуры;

Во-вторых, гарантированность личной безопасности человека;

В-третьих, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.

Данные характеристики не являются бесспорными, они могут быть дополнены.

В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных гарантий:

Гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии;

Охрана здоровья и труда граждан;

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Государственная поддержка людей с пониженной трудоспособностью - инвалидов, пенсионеров;

Развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских домов, приютов и т.д.).

Этот перечень является открытым, т.е. кроме перечисленных гарантий государство по мере своего развития – экономического, культурного, социального – может устанавливать и другие.

Конституционное положение о том, что Россия - социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества, сниженным представлением о справедливости и равенстве и др.

Социальное – это такое государство, основой которого является политика, направленная на обеспечение общепринятого, как правило, не ниже среднего уровня жизни граждан, предоставление возможностей для удовлетворения социально – экономических и культурных прав граждан. Для осуществления предусмотренных социальным государством условий необходим высокий уровень экономического развития.

Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть имеющий непосредственное отношение к положению людей в обществе. В широком смысле значение слова «социальный» имеет отношение к любому государству, так как всякое государство представляет собой продукт общественного развития. Однако в данном контексте термином «социальное» обозначается такое государство, которое обладает особыми функциями и качествами.

Целью социального государства является обеспечение условий для организации надлежащего уровня образования, здравоохранения, социального обеспечения, трудоустройства и культурного развития.

Социальное государство главными объектами своей деятельности и внимания имеет лиц, уязвимых с точки зрения их положения в обществе: инвалиды, молодежь, пенсионеры, многодетные семьи, семьи с низким уровнем доходов и др. При этом, само существование и деятельность социального государства самым тесным образом связана с такими общественными явлениями как правовое государство, гражданское общество, демократия, права человека, свобода равенство и справедливость.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов. В это время в жизни буржуазного общества вошли в противоречие два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Такие мыслители, как Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Представителем другого подхода является Ж-Ж. Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства и, таким образом, являлся основанием для упрочения экономической мощи государства. Однако к началу ХХ века по мере накопления богатства стало происходить имущественное расслоение общества, которое угрожало социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти к активному вмешательству в социально – экономическую сферу. Именно в такой историко – политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства 1 .

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в конституциях современных государств. Впервые государство получило название социального в Конституции ФРГ 1949 г. Как уже было отмечено, что подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Однако о социальном государстве как особой политико – правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. При этом, социальным может быть только государство с высоким уровнем экономики, в структуре которой учтена его социальная ориентация 2 .

В историческом контексте реальное возникновение социальных государств начинает происходить в 60-е годы ХХ в. Начальная стадия формирования социального государства – это установление его ответственности за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, а в дальнейшем – это обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, т.к. необходимо учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должнопостоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости и сглаживания социального неравенства. Профессор Е.А. Лукащева по этому поводу справедливо пишет: « Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства» 3 .

_________________

1 Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства.- М., 1999.- С. 202.

2 Там же. С. 203.

3Права человека. Учебник для вузов по ред. проф. Е.А. Лукашевой. – М., 1999.- С. 208-211.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и нравственный. При этом основными целями и задачами социального государства являются: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод.

Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение и специальные социальные программы;

– поддержка социально незащищенных категорий населения (инвалидов, пенсионеров, молодежь, многодетные семьи и др.);

– поддержка материнства, детства, отцовства, семьи;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

Социальное государство - государство, которое берет на себя обязан-ность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих , их социальной защищенности.

Главная задача социального государства:

    • достижение общественного прогресса на закрепленных принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство должно удовлетворять интересы и потребности людей, стремиться к равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному и справедливому распределению жизненных благ.

Это государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Социальной деятельностью такого государства является перераспределение доходов.

Социальное государство призвано:

    1. создавать условия для обеспечения граждан работой,
    2. перераспределять доходы через государственный бюд-жет,
    3. обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство-вать увеличению числа мелких и средних собственников,
    4. охра-нять наемный труд,
    5. заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении,
    6. постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна иметь вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкурен-цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини-циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против бо-гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной соб-ственности.

Функции социального государства:

    • создание усло-вий для поддержания полной занятости;
    • перераспределение доходов через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечение прожиточного минимума;
    • охрана наемного труда;
    • забота об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра-нении и т. д.

Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.

Социальная должна обеспечивать права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство призвано проводить политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности. Под свободным развитием понимается физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

Подробнее

Достойная жизнь - это, конечно, слишком общая цель. Однако ч. 2 ст. 7 дает некото-рую расшифровку обязанностей государства:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. установление гарантированного минимального размера оп-латы труда;
  3. обеспечение государственной поддержки семьи, материнст-ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление государственных пенсий, пособий;
  6. иные социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явноотстает от общепризнанных в конституционной теории и практи-ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расшире-ния этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожале-нию, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, суще-ственно помогало бы становлению социального государства.