Ограничение прав и свобод человека и гражданина. Гражданские и политические свободы

Права и свободы человека ~ мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям.

Права и свободы человека и гражданина обладают устойчивым иммунитетом к их ограничению.

В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрез­вычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. Как правило, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований огра­ничения прав и свобод - их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).

Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав чело­века содержит и Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в случаях:

зашиты:

Основ конституционного строя;

Нравственности;

Здоровья;

Прав и законных интересов других лиц; обеспечения:

Обороны страны;

Государственной безопасности.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отме­няющие или умаляющие права и свободы человека и гражда­нина. Ограничение прав и свобод в случаях, предусмотренных Конституцией, может осуществляться только на основании:

Федерального закона "Об Федеральной службе безопасно­сти" от 03.04.95 № 40-ФЗ (ред. от 04.12.2007);

Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 №. 144-ФЗ (ред. от 29.04.2008);

Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 06.02.97 № 27-ФЗ (ред. от 08.04.2008);

Федерального закона "О государственной охране" от 27.05.96 № 57-ФЗ (ред. от 04.12.2007);

Федерального конституционного закона "О чрезвычайном по­ложении" от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005);

Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30.01.2002 № 1-ФКЗ;

Некоторых других федеральных законов.

Никакие нормативно-правовые акты, кроме федерального закона (например указы Президента РФ, постановления Правитель­ства РФ, законы субъектов РФ), ограничивающие права и сво­боды человека, издаваться не могут.

Типичные формы ограничения прав и свобод:

Особый режим въезда в РФ и выезда из нее;

Ограничение свободы передвижения внутри страны;

Запрет уличных шествий и демонстраций;

Ограничение свободы печати;

Введение комендантского часа;

Нарушение неприкосновенности жилища;

Аудиовизуальная слежка;

Прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспон­денции;

Досмотр транспортных средств;

Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления;

Классификация прав и свобод. Содержательный анализ экономических и политических прав и свобод.

В науке конституционного права принята следующая класси­фикация прав и свобод человека. Выделяются три основные группы прав человека: личные; политические; экономические, социальные и культурные.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся права:

на жизнь;

достоинство;

неприкосновенность:

выбор места жительства и свободное передвижение;

пользование родным языком и определение национальности;

информацию и защиту информации;

свободу:

Мысли и слова;

Совести;

судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности ~ государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства (отсюда понятие "права человека и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам).

Основные политические права человека и гражданина в России:

на объединение;

проведение собраний, митингов и демонстраций;

участие в управлении государством;

избирательное (активное и пассивное);

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена граж­данского общества, участника культурной жизни. Основополагаю­щие экономические права - это права:

на свободное предпринимательство;

частную собственность;

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству:

АР
К646 Коннов, В. А. (Валерий Анатольевич).
Правовые основы ограничения политических прав и свобод
граждан по зарубежному и российскому законодательству:
Сравнительно-правовой анализ: Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата юридических наук.
Специальность 12.00.02 - Конституционное право;
Муниципальное право /В. А. Коннов; Науч. рук. В. М.
Курицын. -М.,2001. -25 с. -Библиогр. : с. 25.4 ссылок
70,00 руб. Материал(ы):
  • Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству: Сравнительно-правовой анализ.
    Коннов, В. А.

    Коннов, В. А.
    Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству: Сравнительно-правовой анализ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы исследования. Права и свободы граждан, традиционно относимые юридической наукой к разряду политических, всегда вызывали повышенный интерес, как со стороны правоведов, так и широкой общественности. В настоящее время интерес к проблемам, связанным с реализацией свободы слова, собраний, союзов, правом на массовые мероприятия, избирательными правами неуклонно растет всвете общих тенденций демократизации общественной жизни во многих государствах. Российская Федерация в этом смысле не является исключением. Вступив на путь демократических преобразований, наша страна столкнулась с рядом трудностей, ошибок и противоречий во всех сферах жизни, в том числе и в сфере подлинной реализации политических прав и свобод граждан.

    Одной из важнейших проблем, которая возникает при реализации любых прав и свобод, в том числе и политических, является проблема их правомерного ограничения. Актуальность обусловлена тем, что в результате реализации прав неизбежна конкуренция интересов отдельных лиц, групп людей, социальных слоев. Всё это ведет к необходимости взаимного ограничения прав субъектов, дабы исключить их неправовое ущемление. Таким образом, правоограничение присуще праву в силу его назначения - служить мерой свободы, которая не может быть беспредельной. Определение пределов таких границ составляет проблему правомерного ограничения прав и свобод граждан. В области политических прав вопрос правоограничения приобретает ещё большее значение, поскольку в этом случае имеет место столкновение разных интересов по поводу осуществления власти, участия в государственной и общественной жизни.

    Прошедшее десятилетие в России было ознаменовано изменениями во всех сферах жизни, в том числе и в сфере реализации политических прав граждан. В настоящий период, когда Российская Федерация переживает процесс укрепления вертикали власти и связанное с ним становление новых общественных и государственных институтов, особенно остро встают вопросы реализации именно политических свобод, их правомерного ограничения. Такие вопросы, прежде всего, касаютсяпринци-

    пов, пределов и оснований правоограничений, а так же эффективных организационных форм, посредством которых рассматриваемые ограничения должны реализовываться. Отсутствие либо несовершенство законодательной базы в сфере регулирования политических прав может приводить к их необоснованному ущемлению со стороны государственных и правоохранительных органов, что, несомненно, влияет на общий политико-социальный климат в стране.

    Понимание природы правового института ограничения политических прав и свобод граждан представляется неполным, без рассмотрения конкретных историко-политические условий, в которых он формировался. Именно они оказали определяющее влияние на его современное состояние. Для каждого государства процесс становления данного института имел особые черты, и их изучение позволит выявить причины, по которым сформировалась совокупность взглядов (концепция) на ограничение политических прав и свобод граждан.

    Рассматривая институт ограничения политических прав и свобод в ракурсе, как исторического развития, так и современного его состояния, нельзя обойти стороной отражение данных вопросов в исключительном или чрезвычайном законодательстве. Необходимость этого обусловлена особым подходом чрезвычайных законов к реализации прав и свобод, при котором полномочия властных органов значительно расширяются, а обычные правоограничительные нормы приобретают более жесткое выражение. В отношении политических прав и свобод следует отметить, что введение чрезвычайного или исключительного правового режима, как правило, влечет за собой их ограничение. Поэтому рассмотрение некоторых аспектов чрезвычайного законодательства является важной предпосылкой для более тщательного анализа правовых основ ограничения политических прав граждан, без которого понимание вопроса не может считаться полным.

    Развитые в политическом и экономическом отношении зарубежные страны, стоящие на принципах демократического общества, как в прошлом, так и в настоящем нередко сталкивались с подобными проблемами - проблемами ограничения политических прав. Вместе с тем, продолжительное существование в этих странах демократических институтов позволило им накопить богатый опыт цивилизованного правового подхода к рассматриваемой проблеме Особого внимания, как представля-

    ется, заслуживает опыт таких государств, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Федеративная Республика Германия. Представляя различные правовые системы, эти страны позволяют оценить наиболее широкий спектр демократических подходов к правовому регулированию политических прав и свобод граждан.

    Выявление как положительных, так и отрицательных черт зарубежного опыта позволит определить наиболее эффективные аспекты, а сравнение с современным российским законодательством - выявить необходимые пути совершенствования отечественного подхода к ограничению политических прав и свобод граждан

    Цель и задачи исследования . Основной целью диссертации является раскрытие правовой природы института ограничения политических прав, изучение и обобщение опыта некоторых зарубежных государств в рассматриваемой сфере, а так же комплексный сравнительно-правовой анализ аналогичного отечественного законодательства для определения дальнейший перспектив его развития и совершенствования

    Поставленная цель требует решения следующих задач:

    раскрыть социальную и юридическую природу института ограничения политических прав, определить исторические особенности формирования данного института в России и за рубежом;

    подвергнуть анализу правовой механизм ограничения политических прав в Российской Федерации и зарубежных странах;

    проанализировать правовые формы ограничения политических прав за рубежом, выявить их положительные и отрицательные стороны,

    рассмотреть особенности правовою регулирования политических прав в условиях чрезвычайного положения, выявить наиболее общие тенденции в отечественном и зарубежном законодательстве;

    Методологические и теоретические основы исследования Характер задач, поставленных в диссертационном исследовании, определил необходимость комплексного использования научных методов исследования. Для раскрытия социальной и юридической сущности ограничения политических прав и свобод граждан использовались структурно-функциональный, историко-правовой и системный методы исследования. Основополагающим и интегрирующим методом данной работы выступает сравнительно-правовой метод, позволяющий наиболее полно раскрыть формы и

    механизм реализации политических свобод в зарубежном и российском законодательстве.

    Теоретическими источниками диссертационного исследования явились труды отечественных дореволюционных, советских и современных ученых, философов, политологов, историков, а также зарубежных авторов. В процессе работы над диссертацией были использованы работы С.С. Алексеева, О.Г. Архипова, Л.Я. Азарова, А.В Агеева, В.М. Баранова, В.Н. Бутылина, Л.Д. Воеводина, А.Л. Васина, A.M. Васильева, И.Н. Глебова, И.В. Гончарова, А.В. Грязнова, А.В. Губанова, А.В. Домрина, Ю.Н. Жданова, А.В. Иванченко, В.Н. Карташова, В.В. Князева, В.М. Курицына, Е.А. Лукашевой, Л.Я. Морозовой, B.C. Нерсесянца, Ю.В. Трошкина, Ю.В. Тихонравова, Г Хессе, Г. Черемных, A.M. Шлезингера, Н.Г. Янгола и других авторов.

    Практическую основу исследования составили правовые акты (конституции, законы, документы подзаконного характера) Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Федеративной Республики Германия, закрепляющие вопросы правового регулирования основных политических свобод.

    Правовой базой исследования в части, относящейся к проведению сравнительного анализа современного зарубежного законодательства с отечественным законодательством, является Конституция России 1993 г., федеральные законы, правовые акты субъектов федерации, ведомственные нормативные акты.

    Научная новизна исследования Отдельные аспекты данной научной проблематики подвергались определенному исследованию советскими учеными - правоведами, которые рассматривали её с присущих тому историческому периоду идеологических позиций. В связи с этим исследования носили явно тенденциозный характер, и имели целью не беспристрастный анализ опыта зарубежных государств в сфере ограничения политических прав, а свойственные советскому времени попытки выявить и разоблачить "буржуазную сущность" рассматриваемого предмета. Ряд исследований, вышедших в постсоветский период, рассматривали в основном общетеоретические вопросы ограничения политических прав, не затрагивая конкретных форм и механизма их реализации. Вместе с тем, комплексного исследования зарубежного опыта в данной сфере не осуществлялось. Таким образом, в настоящей работе впервые

    предпринимается попытка всестороннего анализа теории и практики правового регулирования политических свобод за рубежом и в Российской Федерации на основе сравнительно-правового метода.

    На защиту выносятся следующие научные выводы и положения:

    1. Необходимость правового регулирования политических свобод граждан вызвана наличием в системе общественных отношений различных интересов по поводу власти и управления, которые часто являются противоположными. В связи с этим ограничение политических прав граждан является не самоцелью, и не беззаконием государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества в духе политического плюрализма и демократии.

    2. Историческое развитие института ограничения политических прав и свобод граждан в России и в зарубежных странах имеет как сходства, так и определенные различия. Последние обусловлены спецификой правовых систем, истории, политического строя и территориального устройства каждого государства. Сходство в развитии института ограничения политических прав обусловлено тем, что в каждой из рассматриваемых стран данный институт образовался путем постепенного ослабления общих запретов до необходимого в демократическом государстве минимума. Процесс формирования исследуемого института шел параллельно с процессом законодательного закрепления политических свобод

    3. Представляется, что государство может позволить себе пойти по пути расширения прав и свобод (в том числе и политических) только тогда, когда обеспечен достаточно высокий уровень социально-экономического развития, обеспечена материальная база осуществления этих свобод, когда отпадает необходимость жестких мер, вводимых в период кризисов

    4. В зарубежном законодательстве институт ограничения политических прав представлен в основном нормами законов (значительно реже - подзаконных актов), Специфика правовой системы каждого государства отражает различные подходы к регулированию политических свобод, однако общим является принцип ограничения прав законом или на основе закона.

    5, На сегодняшний день в России институт ограничения политических прав и свобод граждан только формируется и многие его стороны не отвечают международ-

    ным стандартам. Наиболее общей тенденцией в развитии данного отечественного института должно стать подробное регламентирование условий и порядка осуществления политических прав, четкое закрепление полномочий государственных органов по пресечению злоупотребления политическими свободами, определение конкретных ограничительных форм, их субъектов и процедуры реализации, а также разработка механизма, обеспечивающего соответствие федеральных и региональных актов в данной сфере.

    6. Наиболее общими чертами ограничения политических прав граждан в условиях чрезвычайного положения за рубежом являются: 1) ограничение политических прав и свобод граждан признается целесообразным при чрезвычайном положении, объявленном в связи с массовыми беспорядками, попытками изменения конституционного строя, вооруженными мятежами и т.д.; 2) характер, пределы и формы ограничения политических прав в условиях чрезвычайного положения дифференцируются в зависимости от оснований его введения и степени имеющейся опасности, 3) временный всеобщий запрет на осуществление политических прав является наиболее часто применяемой формой их ограничения в условиях чрезвычайного положения.

    7. На сегодняшний день российское чрезвычайное законодательство во многом не соответствует Конституции. Например, основной массив правовых актов такого характера составляют подзаконные документы, что противоречит Основному Закону Процедура и формы ограничения политических прав закрепляются в российских чрезвычайных актах крайне нечетко. Отсутствует механизм реализации данных правоограничений, который позволял бы гарантировать минимум таких свобод. Необходимо законодательно закрепить процедуры применения той или иной формы ограничения в условиях чрезвычайного положения

    Апробация исследования.

    Положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в одном из разделов учебной программы по курсу «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран» в Московской академии МВД России. Отдельные проблемы исследования освещались автором в рамках научно-практических конференциях.

    Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в дис-

    Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих б параграфов, заключения и списка использованной литературы.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

    Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, состояние научной разработанности и научная новизна, методологические, теоретические и практические основы, цели и задачи диссертации, её практическая значимость.

    Первая глава - «Социально-правовая природа и особенности формирования института ограничения политических прав и свобод граждан» - включает в себя два параграфа.

    В первом параграфе , «Социально-правовая природа института ограничения политических прав и свобод граждан», дается обобщенный анализ теоретических положений, раскрывающих правомерность, естественный характер и общую социальную значимость правоограничения как регулятора отношений в обществе.

    Автором отмечается, что получение наиболее четкого и объективного представления о природе какого-либо правового явления невозможно с использованием только формально-юридического подхода. Социальная обусловленность многих аспектов права вынуждает обращаться в ходе исследования именно к этой составляющей. Особенно актуальным становится применение социологического подхода при исследовании природы такого объекта как права и свободы человека. Источники и причины его происхождения неразрывно связаны с общественными явлениями и историческими событиями. Также неразрывно связаны ними и проблемы Ограничения прав и свобод человека, поскольку необходимость в этом вытекает из неоднородности социума, а также тех отношений, которые в нем возникают.

    Автором подчеркивается, что предположение о естественном и неотчуждаемом характере личной свободы является отправной точкой в понимании сущности правового положения отдельного индивида. Сущность приобретаемой с рождения свободы

    выражается в возможности человека самостоятельно, без принуждения со стороны кого-либо, распоряжаться своими силами и способностями, поступать так, как он считает нужным. При этом индивид постоянно находится d сложнейшей системе социальных связей и отношений, что обуславливает существование не только его личного, внутреннего состояния естественной свободы, но и наличие такого же состояния у других находящихся рядом с ним людей

    Совместная внешняя реализация внутренне присущего каждому индивиду состояния естественной свободы приводит к не только к пересечению интересов людей, но и к их столкновению, что способно вылиться в ущемлении свободы одних свободой других. Чтобы не допустить этого, в обществе должен существовать механизм, позволяющий взаимно ограничивать свободу индивидов с целью исключения доминирования одной из них.

    Наличие в обществе различных политических течений порождает наличие различных интересов, связанных с государственной властью и управлением. Пересечение таких интересов в сфере политики отражается на всем обществе, и способно детерминировать масштабные политические и социальные последствия. Поскольку в демократическом государстве данные интересы реализуются через осуществление политических прав, то становится очевидным необходимость их правового регулирования, дабы исключить неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть, когда пересечение интересов перерастёт в их столкновение. Взаимное ограничение политических прав всех субъектов политической деятельности (граждан, партий, объединений, СМИ, и т.д.) призвано не допустить социальных потрясений, вызываемых возможным доминированием одного субъекта над другим

    Из сказанного автором делается вывод о том, что ограничение политических прав и свобод граждан обусловлено необходимостью поддержания политического баланса в обществе, потребностью в выравнивании противоречий между различными классами, группами, партиями и общественными организациями, необходимостью достижения социальной и политической стабильности.

    Нормы, закрепляющие ограничения политических прав и свобод граждан, регулируют определенный вид общественных отношений по поводу участия населения в формировании органов власти и управления, участия в политической жизни страны, оказания влияния на принятие решений, имеющих общегосударственное значение. Таким образом, применительно к такого рода нормам, можно говорить о существовании правового института, предметом которого являются политические права и свободы личности, их регулирование.

    Однако, автором отмечается, что предметом института ограничения политических прав целесообразнее признать лишь базовые, фундаментальные политические свободы, воздействие которых на жизнь государства и общества наиболее велико (избирательные права, право граждан на массовые мероприятия, свобода союзов, свобода слова, печати, средств массовой информации), и которые составляют основу для реализации иных политических прав.

    Ограничение политических прав граждан является не самоцелью, и не беззаконием государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества в духе политического плюрализма и демократии. Исходя из данной предпосылки, диссертант формулирует следующие выводы: 1) необходимость ограничения политических прав и свобод граждан диктуется наличием в системе политических отношений различных интересов и противоречий, требующих особого правового регулирования; 2) реализация правовых ограничений в сфере политических свобод должна отвечать некоторым общесоциальным целям, среди которых недопущение ущерба конституционному строю, безопасности государства, общественному порядку, жизни, здоровью, законным интересам граждан.

    Второй параграф , «Исторические особенности формирования правовой концепции ограничения политических прав и свобод граждан в России и за рубежом», посвящен анализу становления и развития рассматриваемого института в условиях различных правовых и государственно-политических систем.

    Различия обусловлены спецификой правовых систем, истории и политического

    строя каждого государства. Так, образование США происходило с одной стороны под влиянием идей свободы и независимости, а с другой – отражало крайне реакционные позиции в области естественных прав (например, законодательное закрепление рабства). Федеративное устройство американского государства предопределило особый, во многом децентрализованный подход к законодательному регулированию отдельных политических прав. Напротив, в Германии и России процесс перехода от самодержавного правления к конституционному шел медленно, и способствовал формированию централизованного института ограничения политических свобод. Кризисные периоды порождали необходимость усиления роли государства, и как влекли более жесткие формы ограничения политических прав граждан. Иная картина прослеживается в истории формирования института ограничения политических прав в Великобритании, где опыт конституционного правления имеет давние и прочные корни. Выросшее на естественном праве, судебных и парламентских решениях представление о природе политических свобод, способствовало становлению особого подхода к их регулированию. В частности, путем неписаных норм обычного права

    Сходство в развитии института ограничения политических прав и свобод граждан обусловлено тем, что в каждой из рассматриваемых стран данный институт образовался путем постепенного ослабления общих запретов до необходимого в демократическом государстве минимума. Кроме того, очевидно, что и в США, и в ФРГ, и в Великобритании, в и России процесс формирования исследуемого института шел параллельно с процессом законодательного закрепления политических свобод

    Диссертант отмечает, что институт ограничения политических прав и свобод граждан существует только в том государстве, где политические права признаются гарантируются, а не умаляются.

    Вторая глава. «Правовые формы ограничения политических прав и свобод граждан в зарубежном и российском законодательстве на современном э включает два параграфа, и посвящена сравнительно-правовому анализу конкретных форм и механизма ограничения основных политических прав граждан за рубежом и в Российской Федерации.

    В первом параграфе , «Правовые формы ограничения политических прав и свобод граждан за рубежом», рассматриваются вопросы правового регулирования

    политических свобод в США, Великобритании и ФРГ.

    Возможность ограничения политических прав граждан закрепляется в зарубежном законодательстве на высшем юридическом уровне. Причем в одних странах такая возможность устанавливается конституционно (ФРГ), а в других ведущая роль в этом отводится судебным прецедентам или отдельным законодательным актам (Великобритания и США). Также неоднозначен и механизм ограничения.

    Например, в зарубежной практике существуют три подхода к регулированию свободы союзов, которые обусловлены порядком создания и превращения деятельности политических партий и объединений. Первый подход характерен для стран с англосаксонской правовой системой (в частности США и Великобритании). Он предусматривает, что порядок образования или ликвидации общественного объединения вообще не должен регулироваться правовыми нормами. Второй подход исходит из того, что для вновь образующихся политических или общественных организаций не требуется специальной государственной регистрации, однако статус партии в полной мере приобретается только после представления в соответствующие органы учредительных или программных документов. Такой подход распространен в некоторых странах романо-германской правовой системы (например, в Германии), Третий подход подразумевает обязательную государственную регистрацию общественного объединения, без которой ее деятельность запрещается. Такой подход, в частности, восприняли некоторые штаты США, закрепив это в своих законодательных актах.

    Различные подходы обусловили разнообразие форм регулирования. Так, федеральное законодательство США и парламентские акты Великобритании устанавливают лишь финансовые ограничения деятельности партий и объединений. При этом в США данные нормы применяются только в связи с участием их в выборах. В ФРГ наоборот, деятельность партий регулируется не только в связи с их участием в избирательных кампаниях, но и в повседневной жизни. Зарубежные акты, как правило, содержат разработанный понятийный аппарат и подробный механизм реализации правоограничений. Но, не смотря на различия, существует ряд наиболее общих ограничений свободы союзов: партиям запрещается получать финансирование из-за гра-

    ницы, выступать против основ конституционного строя, призывать к насилию, разжигать расовую, национальную, религиозную и иную нетерпимость. За злоупотребление свободой союзов зарубежное законодательство предусматривает как ответственность как физических, так и юридических лиц. Последняя выражается в процедуре прекращения деятельности партии или объединения на основании соответствующего судебного решения.

    Свобода собраний, митингов и манифестаций имеет в зарубежной практике два подхода, обусловленных порядком их проведения. Уведомительный порядок предусматривает, что для проведения любой массовой акции не требуется специального разрешения властей. Организаторы обязаны лишь заблаговременно подать уведомление в органы власти. Такой порядок характерен для ФРГ. Уведомительно-разрешительный подход, существующий в США и Великобритании, подразумевает необходимость получения специального разрешения.

    Конкретные формы ограничения свободы массовых мероприятий могут дифференцироваться в зависимости от типа публичной акции. Так, в ФРГ" к участникам собрания в закрытом помещении не применяются меры, характерные для уличного митинга или демонстрации.

    Наиболее общими ограничениями в осуществлении данного права за рубежом являются: запрет на проведение массовых акций объединениями, деятельность которых прекращена в установленном законом порядке; недопустимость появления на публичном митинге или демонстрации с оружием; недопустимость призывов к войне, свержению конституционного строя, разжигание расовой, национальной и иной розни и др.

    Ограничения избирательных прав граждан за рубежом представлены в основном различными цензами. Их набор как в отношении как пассивного, так и активного избирательного права достаточно типичен для современных демократических государств. И в США, и в Великобритании, и в ФРГ правомерными признаются, к примеру, возрастные ограничения, ограничения, связанные с дееспособностью лица, ценз оседлости, ограничения, связанные с занятием определенных должностей (например в вооруженных силах и правоохранительных органах). Вместе с тем, прослеживается процесс ослабления некоторых избирательных ограничений, в частности ценза осед-

    Определенную особенность в ограничении данной категории прав составляет Великобритания, где наряду с традиционными для современной демократии избирательными цензами сохранили свою значимость моральные ограничения, ограничения, связанные с обладанием аристократическим титулом. Особенностью США в данном вопросе является ограниченно децентрализованный характер правового регулирования, когда часть норм, регулирующих пассивное и активное избирательное право, сосредоточена в законодательстве штатов, а часть - в федеральных актах.

    Правовое регулирование деятельности средств массовой информации имеет в зарубежной практике четыре основных подхода. Прямое управление прослеживается, когда СМИ представляют объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Косвенное управление осуществляется государством через публичные корпорации, которые имеют контракт с государством или получают от него лицензию на право деятельности. Управление через специальные органы предусматривает создание особых государственных органов, специализирующихся на постоянном отслеживании деятельности СМИ, выявлении и пресечении возможных нарушений законодательства. Экономическое регулирование заключается в регламентации оборота рекламы, частных сообщений, недопущении финансового монополизма СМИ.

    Для рассматриваемых стран характерны три последних подхода, исключающих прямое государственное регулирование. Так, в США, где большинство средств массовой информации являются частными, ограничения касаются, прежде всего, вопросов недопущения монополизма, оборота рекламы, определение лимита расходов на предвыборную агитацию в СМИ. Отдельной строкой закреплены запреты на распространение заведомо клеветнических сведений и информации непристойного содержания. Ответственность в этом случае наступает в судебном порядке.

    Спецификой правового регулирования деятельности СМИ в Великобритании является дифференциация ограничений в зависимости от того, печатный это орган или электронное средство массовой информации. Печатные издания функционируют преимущественно на основе саморегуляции. Статутное регулирование имеет фрагментарный характер и представлено законодательством о клевете, неуважении к суду,

    расовых отношениях, о вредных публикациях для детей и юношества. В противоположность печатным изданиям, ограничения деятельности электронных СМИ носят более жесткий характер. Осуществляя управление некоторыми СМИ через публичные корпорации (например, ВВС), а также путем лицензирования, британские власти имеют возможность ограничивать время вещания, прекратить трансляцию передач определенного типа (например, наносящих ущерб нравственности). Однако, в целом регулирование касается только организационных форм деятельности СМИ, но никак не содержания выпускаемых сообщений.

    Во втором параграфе, «Правовые формы ограничения политических прав и свобод граждан в Российской Федерации», рассматриваются вопросы практической реализации правоограничений в современной России.

    Российская Федерация сравнительно недавно встала на путь демократического развития, а потому формирование института ограничения политических свобод происходит неоднозначно.

    Наиболее общими ограничениями избирательных прав граждан российская Конституция указывает на недопустимость избирать и быть лицам, не достигшим 18 лет, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. В отношении пассивного избирательного права российское законодательство устанавливает, что законами и иными нормативными актами законодательных органов субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином права быть избранным. При этом данные условия могут касаться только достижения им определенного возраста или сроков его проживания на определенной территории. Но регулирование таких вопросов актами субъектов РФ носит не абсолютный характер.

    В целом представляется, что правовое регулирование избирательных прав в современной России сходно с аналогичным законодательством развитых государств, и отвечает общедемократическим принципам.

    Правовое регулирование организации и проведения массовых мероприятий имеет в современной России ряд проблем. Среди них наиболее актуальной является приведения в соответствие с Конституцией законодательной базы публичных акций, которая представлена актами подзаконного характера, принятыми как на феде-

    ральном, гак и на региональном уровне.

    Российское законодательство устанавливает уведомительный порядок проведения массовых мероприятий. Однако анализ практики его применения, а также установленных правоограничений дает основание предполагать, что в России сложился не уведомительный, а уведомительно-разрешительный порядок.

    Среди наиболее общих ограничений права на массовые мероприятия российским законодательством выделяется лишь запрет нахождения на нем с оружием, а также специальными предметами, которые могут быть использованы против жизни или здоровья людей. Также неполно закреплены основания прекращения публичной акции, полномочия правоохранительных органов по пресечению возможных эксцессов.

    В Российской Федерации общественные объединения создаются гражданами свободно, без обязательной регистрации в государственных органах. Вместе с тем статус юридического лица такое объединение может получить только после процедуры представления в государственные органы соответствующих документов (заявления, устава и т.д.). Ограничения свободы союзов распространяются как на создание общественного объединения, так и на его деятельность. Так, не допускается образование организации, цели и действия которой направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности России, на подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и иной розни.

    Общественные объединения могут нести ответственность за нарушение Конституции или законов в форме приостановления деятельности союза или его ликвидации посредством судебного решения. Законодательством предусматриваются правовые последствия приостановления, однако правовых последствий ликвидации общественного объединения российские акты не содержат. Вместе с тем, данные процедуры по прекращению деятельности союзов касаются лишь тех из них, которые официально зарегистрированы. Вопросы ликвидации иных организаций, таким образом, выпадают из правового поля.

    Особое место, занимаемое политическими партиями среди иных объединений,

    обуславливает необходимость отдельного их правового регулирования. В этом направлении делаются лишь первые шаги. В феврале 2001 г. Президентом РФ в Государственную Думу внесен законопроект «О политических партиях» (который одобрен в первом чтении) предусматривающий особые организационные условия создания и деятельности данного вида объединений.

    Автору представляется, что совершенствование правового регулирования свободы союзов должно идти по пути более детального закрепления тех форм деятельности общественных объединений, которые несут угрозу в современных условиях; установления более четких правовых последствий приостановления и ликвидации общественного объединения.

    Российское законодательство, регулирующее деятельность СМИ, закрепляет недопустимость их использования для совершения преступлений, разглашения сведений, составляющих государственную тайну, призывов к насильственному захвату власти и изменению конституционного строя, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной розни, пропаганды войны.

    Регулирование деятельности СМИ в РФ осуществляется посредством их государственной регистрации. Регистрация осуществляется органами Министерства печати и информации России на основании заявления учредителей. Приостановление деятельности осуществляется в судебном порядке, однако на практике чаще применяется административная процедура. В этой связи представляется необходимым выработка правового механизма, препятствующего внесудебным вмешательствам в деятельность СМИ.

    Диссертант отмечает, что наиболее общей тенденцией в развитии отечественного института ограничения политических нрав должно стать подробное законодательное регламентирование условий и порядка их осуществления, четкое закрепление полномочий государственных органов по пресечению злоупотребления политическими свободами, определение конкретных ограничительных форм, субъектов и процедуры их реализации, а также выработка механизма, обеспечивающего соответствие федеральных и региональных актов в данной сфере.

    Третья глава . «Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения», посвящена анализу правовых под-

    ходов к регулированию политических свобод в исключительных условиях.

    В первом параграфе , «Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения за рубежом», анализируется опыт США, Великобритании и ФРГ в области регулирования политических свобод! в период исключительного режима.

    Любое современное государство может столкнуться с ситуацией, требующей безотлагательного принятия особых мер по нейтрализации угроз общественной безопасности. В этих условиях практически все государства мира используют специальные правовые средства, получившие название чрезвычайных. Они состоят в расширении полномочий органов государственной власти, введением особого правового регулирования прав и свобод граждан.

    Введение режима чрезвычайного положения всегда связано с ограничением прав и свобод граждан, причем, в отличии от обычных условий, характер и пределы приобретают более жесткое звучание и распространяются на все категории прав. В отношении политических свобод данный вопрос приобретает ещё" большее значение, поскольку в этом случае затрагиваются интересы граждан в области осуществления власти, участия в общественной жизни.

    Рассматривая правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения в США, диссертант отмечает, что возможность объявления такого режима закреплена конституционно. Вместе с тем, эти положения не имеют детальной разработанности и целостного выражения. Конституция США содержит только косвенные указания на возможность введения чрезвычайного положения.

    Более детальное правовое регулирование режима чрезвычайного положения в США осуществляется в Законе о национальном чрезвычайном положении. Особый режим может быть объявлен президентом США самостоятельно либо по просьбе губернаторов штатов в случае, когда федеральным или местным органам власти не удается обычными средствами навести законный порядок. Конгресс США незамедлительно информируется о таком решении специальным меморандумом. На уровне штатов существуют акты, позволяющие губернаторам объявлять исключительный режим, именуемый внутренним военным положением.

    Во время действия чрезвычайного положения полностью запрещается осуществление следующих политических прав:

    Граждане не имеют права собираться для обсуждения политических вопросов или действий властей; любое спонтанное или преднамеренное скопление людей может быть расценено властями как "незаконное сборище, угрожающее общественной безопасности" и разогнано;

    Гражданам запрещается участие в деятельности любых политических или иных общественных объединений;

    До окончания действия режима внутреннего военного положения граждане не имеют права обращаться к государственным органам, а также обжаловать действия чрезвычайных властей, в том числе и в судебном порядке;

    К политическим свободам, которые только ограничиваются, и действие которых на период внутреннего военного положения не отменяется полностью, законодательство США относит следующие:

    Избирательные права граждан могут быть на данный период ограничены в форме переноса сроков очередных выборов;

    Ограничение свободы печати может быть осуществлено в форме запрета или рекомендации изданиям не публиковать материалы, касающиеся отдельных тем или отдельных личностей, конкретных событий и т.д.

    Автор отмечает, что в США в условиях чрезвычайного положения ограничения политических прав граждан носят жесткий и в основном запретительный характер. При этом подобное ограничение политических прав признается целесообразным только в условиях чрезвычайного положения, вызванного политико-социальными факторами (массовыми беспорядками, восстаниями и т.д.). В условиях национального бедствия (стихийные или техногенные катастрофы) ограничение политических прав не применяется.

    Институт чрезвычайного положения в Великобритании получил целостное законодательное оформление сравнительно недавно. Вплоть до принятия в 1920 году Закона о чрезвычайных полномочиях данные вопросы регулировались в Великобритании исключительно нормами общего права и временными законами.

    Согласно Закона о чрезвычайных полномочиях, чрезвычайное положение может вводиться на территории страны королевской прокламацией, которая на практике исходит от премьер-министра. В законе отмечается, что основанием для издания прокламации могут служить действия или бездействия, а также угроза совершения какими-либо лицами или их объединением действий, направленных на подрыв государственного строя любыми способами.

    Закон 1920 года закрепляет только самые общие вопросы, касающиеся режима чрезвычайного положения - порядок и основания его объявления. Вопросы ограничения прав и свобод находят законодательное закрепление в иных нормативно-правовых актах, издающихся применительно к конкретным кризисным ситуациям.

    Например, согласно Закона о предупреждении терроризма 1989 года, полностью запрещается деятельность таких организаций, как Ирландская Республиканская Партия (ИРА) и Ирландская армия национального освобождения. Этим объединениям запрещается любая пропаганда своих идей устно или через средства массовой информации, организация и проведение массовых мероприятий независимо от формы, масштабов и целей. Печатным изданиям под угрозой лишения" лицензии на право информационной деятельности запрещается осуществлять опубликование материалов, исходящих от незаконных организаций, а материалы о них должны проходить предварительную цензуру у специального чиновника британской администрации.

    Таким образом, отмечается автором, в чрезвычайных условиях британское законодательство основной формой ограничения политических прав признает запрет на их осуществление либо полное или частичное лишение отдельных категорий граждан данных свобод. Введением вышеназванных ограничений правительство стремится в полной мере перекрыть террористическим объединениям возможности для их политической деятельности, и прежде всего, по пропаганде собственной идеологии и вовлечению новых членов.

    Конституция ФРГ дистанцируется от применения термина "чрезвычайный", и определяет два вида условий, в которых могут быть применены меры такого характера - состояние обороны и состояние напряженности.

    Режиму чрезвычайного положения соответствует состояние напряженности. Оно рассматривается в Основном законе ФРГ как наличие объективной и непосред-

    ственной угрозы внутреннего характера. Процедура его объявления состоит в констатации данного факта бундестагом двумя третями поданных голосов. Сама констатация состояния напряженности является правовой основой для применения мер чрезвычайного характера и передачи всей полноты военной и гражданской власти федеральному канцлеру.

    Немецкая Конституция констатирует право органов власти налагать ограничения на политические свободы, но, тем не менее, не закрепляет условия и порядок таких ограничений. Данные вопросы в полной мере находят свое отражение в специальных законах, принятых на основе изменений и дополнений к Конституции.

    Среди таких актов наиболее важным является Закон о мероприятиях по защите гражданского населения (о самозащите гражданского населения). В нем, в частности, подробно закрепляются правовые процедуры ограничения таких политических свобод, как свобода массовых мероприятий и свобода союзов. В условиях состояния напряженности уведомительно-разрешительный принцип проведения митингов и собраний, действующий в Германии при обычных обстоятельствах, временно утрачивает свою силу. Для проведения митинга или собрания необходимо в обязательном порядке получить разрешение у полиции и представителей чрезвычайной власти. Проведение любого массового мероприятия в таких условиях без предварительного разрешения уполномоченных органов признается преступлением. Также состояние напряженности влечет за собой особый порядок приостановления или прекращения деятельности политических партий или общественных объединений. Постановление о временном запрете деятельности при наличии достаточных оснований выносит федеральный министр внутренних дел. Такое решение носит подзаконный характер и после отмены чрезвычайного положения вопрос о возможности дальнейшей деятельности партии выносится на обсуждение Федерального Конституционного суда.

    Автор делает вывод о том, что чрезвычайное законодательство ФРГ более детально, по сравнению с США или Великобританией, подходит к закреплению правового механизма конкретных форм ограничения политических свобод. В немецких правовых нормах четко прослеживается тенденция к реализации такого механизма через закрепление взаимных прав и обязанностей властей и населения.

    Анализируя опыт всех трех зарубежных государств, диссертант указывает на

    следующие наиболее общие особенности ограничения политических прав в условиях чрезвычайного положения: 1) ограничение политических прав и свобод граждан признается целесообразным только при чрезвычайном положении, объявленном в связи с политико-социальными факторами; стихийные бедствия или техногенные катастрофы, как правило, не влекут таких ограничений; 2) характер, пределы и формы ограничения политических прав в условиях чрезвычайного положения дифференцируются в зависимости от оснований его введения и степени имеющейся опасности; 3) временный запрет на осуществление политических прав является наиболее часто применяемой формой их ограничения в условиях чрезвычайного положения; при этом запрет носит не индивидуальный, а всеобщий характер.

    Второй параграф , «Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации», посвящен анализу правового регулирования политических свобод в российском исключительном законодательстве.

    В российском законодательстве возможность введения режима чрезвычайного положения закреплена конституционно. Статья 56 Основного закона России непосредственно связывает данные условия с ограничением прав и свобод граждан, признавая данный факт неизбежным следствием введения такого режима.

    Подробную регламентацию порядок введения режима чрезвычайного положения получает в законе «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 года. В частности, определяется, что чрезвычайное положение есть особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничение прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Также закон определяет условия и обстоятельства, процедуру и сроки установления особого режима.

    Исходя из текста закона, ограничение политических прав (в отличии от личных или социально-экономических) могут носить только категоричный запретительный характер. В частности, в течении всего периода чрезвычайного положения может быть наложен запрет на проведение собраний, уличных шествий, демонстраций и любых иных массовых мероприятий. Данный запрет действует в рамках чрезвычайного положения, вызванного как политико-социальными, так и стихийными фактора-

    Власти вправе приостанавливать на весь период чрезвычайного положения деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, которые препятствуют нормализации обстановки. При этом закон не указывает какие конкретно действия вышеозначенных субъектов можно считать препятствующими нормализации обстановки. Данный вопрос, по смыслу закона, передается на усмотрение Временной администрации в районе чрезвычайного положения.

    В рамках ограничения политических прав в условиях чрезвычайного положения важно отметить законодательно установленную возможность введения предварительной цензуры, т.е. ограничения свободы печати и средств массовой информации. Кроме того, власти имеют право временного ареста печатной продукции, изъятия множительной аппаратуры. Механизм реализации данных ограничительных предписаний не устанавливается законом.

    Анализ российского чрезвычайного законодательства показывает, что ограничение прав и свобод в данных условиях, в том числе и политических прав, имеет ряд проблем как законодательного, так и организационного характера: 1) требуется приведение российского чрезвычайного законодательства в соответствие с Конституцией и иными федеральными законами. В частности, главный правовой акт о чрезвычайном положении, согласно основному закону, должен иметь форму федерального конституционного закона; 2) в российском чрезвычайном законодательстве на сегодняшний день отсутствует эффективный механизм контроля за действиями временных властей и правоохранительных органов, осуществляющих на практике ограничительные меры, 3) в чрезвычайном законодательстве недостаточно четко прослеживается дифференциация ограничений в зависимости от основания введения особого режима; 4) представляется, что российское чрезвычайное законодательство должно учесть опыт некоторых зарубежных государств и отказаться от применения ограничения политических прав в тех условиях, когда режим особых мер вызван стихийными бедствиями, эпидемиями, крупными авариями и т.д.

    В заключении подводятся основные итоги исследования и формулируются наиболее общие выводы, отражающие теоретическую и практическую значимость диссертации.

    1. Конституционно-правовые основы режима чрезвычайного положения в некоторых зарубежных государствах. // Сборник статей. Московский институт МВД. Москва, 2000.

    2. Ограничение права граждан на массовые мероприятия по законодательству Федеративной Республики Германия.// Сборник статей. Современный Гуманитарный Институт. Москва, 2001.

    3. Основные внутренние и внешние факторы, влияющие на распространение терроризма // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Россия, XXI век - Антитеррор». Москва., 2001.

    4. Социально-правовая природа ограничения политических прав и свобод граждан. // Сборник статей по материалам научно-практической конференции. М, Московская академия МВД России. 2001. (сдана в печать).

Информация обновлена :06.07.2010

Сопутствующие материалы:
| Персоны | Защита диссертаций

Конституцией гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.45). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые "условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для все и каждого". В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные и юридические гарантии.

Общесоциальные гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. В юридической литературе общесоциальные условия (гарантии) подразделяют на политические, экономические и идеологические (духовные).

Так, политические гарантии прав и свобод личности - это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни. В этом контексте особо значимо закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст.1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2), суверенитета и всевластия народа (ст.3), целостности территории (ст.4), равноправия субъектов РФ (ст.5).

Юридические гарантии - это правовые и организационно-правововые условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Система юридических гарантий - различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав. К звеньям этой системы можно отнести:

* Президента РФ, выступающего гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.80). Сотрудники Администрации Президента РФ ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;

* органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;

* различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;

* Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция повышения этой эффективности);

* комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);

* органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;

* различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Однако основной юридической гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) -- право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения и др.

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. Так, УК РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. В статье 55 указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) "только в той мере, в какой это необходимо".

Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), признано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" (в редакции от 7 марта 2005 г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Так, запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя и др. допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений. Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся.

Могут вводиться ограничения в создании политических партий. Например, запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.

Отражение политических прав и свобод граждан России в нормативно-правовых актах

1.3 Гарантии и ограничения политических прав и свобод

Конституцией гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.45). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые "условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для все и каждого". В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные и юридические гарантии.

Общесоциальные гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. В юридической литературе общесоциальные условия (гарантии) подразделяют на политические, экономические и идеологические (духовные).

Так, политические гарантии прав и свобод личности - это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни. В этом контексте особо значимо закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст.1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2), суверенитета и всевластия народа (ст.3), целостности территории (ст.4), равноправия субъектов РФ (ст.5).

Юридические гарантии - это правовые и организационно-правововые условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Система юридических гарантий - различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав. К звеньям этой системы можно отнести:

* Президента РФ, выступающего гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст.80). Сотрудники Администрации Президента РФ ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;

* органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;

* различные органы исполнительной власти (юстиции, внутренних дел, безопасности, здравоохранения, образования, транспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;

* Уполномоченного по правам человека (эффективность обращений этого органа в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция повышения этой эффективности);

* комиссии по правам человека в субъектах РФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);

* органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенным к населению уровнем публичной власти;

* различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.).

Однако основной юридической гарантией прав и свобод человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) -- право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения и др.

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав, установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. Так, УК РФ предусматривает ответственность за следующие нарушения политических прав и свобод граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. В статье 55 указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) "только в той мере, в какой это необходимо".

Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), признано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" (в редакции от 7 марта 2005 г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Так, запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя и др. допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений. Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся.

Могут вводиться ограничения в создании политических партий. Например, запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.

Институт прав человека в условиях федеративного государства и его ограничения

В силу возникновения в нынешнем веке новых глобальных угроз человечеству все большее значение в современном мире приобретают вопросы безопасности личности, общества и государства...

Конституционные основания ограничения прав и свобод

Итак, конституционный институт ограничений прав и свобод человека, как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, занимает «едва ли не доминирующее положение в системе гарантий свободы личности, определенной Конституцией РФ» Пчелинцев С...

Международные стандарты прав и свобод человека

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст...

Ограничение и умаление прав: соотношение понятий

Реализация своих прав тесно связана с ответственностью человека, поэтому возникает необходимость в установлении законных пределов ограничения этих прав, которые будут определены мерой и границами свободы индивида, с принципами гуманности...

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

Раздел II Конституции РМ содержит в себе перечень основных прав, свобод и обязанностей личности в нашем государстве. Законодателем включена в текст Конституции научная классификация прав и свобод на личные...

В России процесс становления и развития института прав и свобод человека и гражданина был длительным, сложным и противоречивым. Россия была последним из европейских государств, отменившим крепостное право (лишь в 1861 г.). На рубеже XIX - ХХ вв...

Отражение политических прав и свобод граждан России в нормативно-правовых актах

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Политические права и свободы тесно связаны с суверенитетом народа...

Политические права и свободы

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие...

Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а права человека и его свободы должны признаваться высшей ценностью и целью общества и государства...

Политические права и свободы граждан РФ

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов...

Понятие правового статуса личности вводится ст. 64 Конституции РФ, являющейся заключительной в рамках определяющей основы данного института главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». В свою очередь гл...

Политические права и свободы человека в Конституции РФ

Как водится, под политическими правами подразумевается перечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции РФ. В первую очередь, право на объединение...

Порядок введения военного положения. Система политических прав и свобод граждан России

Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. - М, 2000...

Пределы вмешательства государства в частную жизнь граждан

Обсуждение справедливости целей ограничения прав, а также их формулирование во все времена считалось важным вопросом философии права. Многие ученые пытались выделить эти цели, но, как известно, сколько людей, столько и мнений. Например, Т...

Преступления против политических, социальных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершеннолетних

Политические права и свободы - это предоставленные Конституцией РФ возможности гражданина в государственной, общественной, политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу...

Политические и гражданские свободы – один из самых важных прав человека, признанные многими государствами.

Гражданские и политические свободы

Они имеют два основных вектора: требования от государства предоставления гражданам определенных политических и юридических возможностей, и обеспечение юридической защиты человека государством. Гражданские и политические свободы закреплены во Всеобщей декларации прав человека.

Свобода собраний

Свобода собраний является правом «первого поколения», которое закрепляет возможность гражданина проводить пикеты, демонстрации и митинги, а также собираться для проведения дискуссий, касающихся политических тем. Свобода собраний предусматривает право проведения исключительно мирных собраний.

Свобода собраний во всех демократических государствах базируется на шести принципах :

Презумпция в пользу проведения собраний мирного характера. Государство не имеет право создавать препятствия для проведения гражданских собраний.

Защита государством мирных собраний.

Законность собраний.

Соразмерность.

Административное регулирование порядка проведения мирных собраний.

Недискриминационность.

Свобода ассоциаций

Свобода союзов или свобода ассоциаций – гражданское и политическое право, который закрепляет возможность гражданина вступать или не вступать в организации, союзы и ассоциации, а также возможность в любое время отказаться от членства в них.

Наиболее известным видом права на ассоциации является право на вступление в профсоюз, с целью защиты профессиональных прав и интересов.

Свобода слова

Свобода слова – это право человека свободно и беспрепятственно выражать свои мысли. Свобода слова включает в себя возможность высказать свое мнение, как в устной, так и в письменной форме (свобода СМИ, свобода печати). Свобода слова закреплена в ст. 29 Конституции Российской Федерации.

Правовые ограничения гражданских и политических свобод

Гражданские и политические свободы человека тесно сопряжены с границами и мерой этих свобод, которые определяются правом, принципами нравственности морали и гуманности.

Так в ст. 29. Всеобщей декларации прав человека указано, что реализуя свои гражданские и политические права, человек должен считаться с интересами других людей и государства.

К примеру, свобода слова, предусматривает возможность свободно выражать свое мнение только в тех случаях, если подобное высказывание не может привести к уязвлению репутации других лиц, разжиганию национальных, гражданских, либо любых других конфликтов.

Гражданские и политические свободы человека ограничиваются также в тех случаях, если их реализация может привести к раскрытию государственных тайн.