К политическим основам конституционного строя рф относятся. Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя. Ведущим исследователем проблематики основ конституционного строя является О. Г. Румянцев. В своей монографии "Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)" он раскрыл понятие основ конституционного строя, их специфику, уровни и элементы.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Действительно, основы конституционного строя представляют собой каркас системы конституционного строя, на который опираются все нормы, действующие в Российском государстве.

Основы конституционного строя – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя – это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность

Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

  • 1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
  • 2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
  • 3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права. А именно:

  • – основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
  • – политико-правовой характер;
  • – нормативность и общеобязательность;
  • – юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;
  • – сжатость и концентрированность изложения;
  • – общепризнанность;
  • – целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ). В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конституции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на передний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его нрав и свобод по

отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия – это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" – это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа – это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) берет на себя обязательство содействовать реализации и защищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой нациοнально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ). Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с гем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Конституция закрепляет новое для России право – право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократического режима и его функционирования является последовательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов РФ).

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов нс может присваивать себе полномочия но осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, по при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название "система сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмотрены соответствующие материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реализацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование.

Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли па прямой запрет – ч. 2 ст. 13 гласит: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность – система власти, основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений.

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политических сил с помощью легитимных средств.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В Российской Федерации действует более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии – "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР. В мае 2011 г. был создан Общероссийский народный фронт – широкое объединение различных социально-политических сил.

9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести – непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений – как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл. 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

Лекция:

Конституция РФ


Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

    знать свои права и обязанности;

    иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;

    знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ


Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

    Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме

  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3 провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4 закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.

  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12 признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во - первых, это право на судебную защиту , к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во - вторых, право на компенсацию дополнительных расходов , возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В - третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью - жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры - газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13 провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология.
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.

  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9.

Правовой статус человека и гражданина


Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.
Рассмотрим классификацию прав и свобод , которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:

    Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.

    Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.

    Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

    Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.

    Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

    Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.

    Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.

    Судебная защита прав и свобод.

    Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.

    Возмещение государством вреда , причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
Конституционными обязанностями являются:

    Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)

    Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)

    Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)

    Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

    Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

    Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Конституционный строй являет собой упорядоченную систему господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.

Важнейшие вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т. е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами гл. 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т. е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т. е. экономическая система общества) и социально-культурную, т. е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.

Политическая система российского общества – это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и, в первую очередь, государство. Среди институтов политической власти государство занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять власть суверенно, т. е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство – это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное Российское государство – государство демократическое, т. е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т. е. функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т. е. обеспечивающим социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Федерация – президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент РФ определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства РФ, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству РФ и др.).

Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества – системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку; оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т. е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.

Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т. п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.

Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Министерства юстиции РФ.

Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.

В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например: «Отечество – вся Россия» и региональные («Иттифак» в Татарстане), парламентские и непарламентские, организационно оформленные (КПРФ) и неформальные.

В ряду институтов политической власти следует выделить референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум – это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в конституции понятие «референдум» обозначает только одну его разновидность – императивный референдум.

Референдум, как и выборы, – это форма прямой, т. е. непосредственной, демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т. е. органов представительной демократии (например, парламентов, куда избираются представители народа); этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.

Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление.

Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.

Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности – частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.

Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.

Общественно-полезный труд – это правомерная трудовая деятельность. Поощряя такую деятельность, Конституция РФ закрепляет свободу труда, защищает принудительный труд.

В социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур, таких как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность маргиналов, т. е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения. Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков, инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.

Конституция РФ предусматривает свободное развитие культуры, охрану памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.

В России единственный источник власти – народ. Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

  1. коллективный субъект – граждане РФ;
  2. объект – власть.

Формы народовластия:

  1. непосредственная (прямая) демократия;
  2. представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

  1. референдум;
  2. выборы;
  3. мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;
  4. народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;
  5. индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии – референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы, которые в РФ проводятся на основе:

  1. всеобщего;
  2. равного;
  3. тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть:

  1. способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
  2. формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.).

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

  1. высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
  2. единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:

  1. органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
  2. органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
  3. органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия:

  1. обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
  2. народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
  3. участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
  4. индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Основные элементы конституционного строя Российской Федерации

Выделение основ конституционного строя в качестве от­дельной главы и размещение ее перед всеми другими разде­лами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".

Основы конституционного строя - это начала, состав­ляющие идейную и нормативную базу всей системы консти­туционного права. Они представляют собой концентриро­ванно выраженные и обобщенные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопро­сов: формы правления, государственного устройства, поли­тического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие»

Основы конституционного строя - это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтвержда­лся усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения гла­вы 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Та­кое право предоставлено Конституционному Собранию, кото­рое либо подтверждает неизменность Конституции Российской федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всена­родное голосование. Положениям главы 1 должны соответство­вать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовыеценности, на которые ориентируется общество;

2) основныепринципы, выступающие в качестве руково­дящих для отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовыеинституты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование и закрепление.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт:

Основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

Политико-правовой характер;

Нормативность и общеобязательность;

Юридическое верховенство по отношению ко всем ос­тальным положениям Конституции и других нормативных ак­тов государства;

Сжатость и концентрированность изложения;

Общепризнанность;

Целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из этого можно говорить об особой юридической природе норм главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя России был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получив развитие в Конституции РФ 1993 года.

Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ)

В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного сувере­нитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном опре­делении ими форм своего политического, социального и ду­ховного бытия, лежит в основе государственного суверените­та. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь высту­пает как политико-юридическая форма выражения полновлас­тия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это - важнейший орга­низационно-политический и функциональный принцип и усло­вие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а так­же территориальное верховенство государства и его незави­симость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство явля­ется полноправным субъектом международного права, пред­ставляет собой демократическое федеративное правовое го­сударство с республиканской формой правления. В соответ­ствии с принципом суверенного равенства Российская Феде­рация обязана уважать суверенитет других государств. В пре­делах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутрен­ней и внешней политики.

Государственным суверенитетом в России обладает толь­ко сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

Гуманный статус человека (ст. 2, 6 Конституции РФ)

Идея прав человека является связующим звеном и глав­ным содержанием Конституции Российской Федерации. За­крепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности государство разрабатывает специальные меры по соблю­дению и охране прав человека от различных посягательств.

Конституция РФ как нормативный акт высшей юридичес­кой силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако к основным правам относятся не только те права, которые указаны в Конституции; их пе­речень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой или даже неэффективно.

Ядром конституционного статуса личности являются при­знаваемые Конституцией основные права, свободы и обязан­ности. Исходное начало формирования правового статуса че­ловека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его праводееспособность. Определяющая роль в характеристике об­щего статуса личности принадлежит конституционным прин­ципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных го­сударством гарантий, главное место среди которых принадле­жит юридическим. Пределы реализации прав и свобод выра­жаются в их конституционных ограничениях.

Народовластие (ст. 3, 12 Конституции РФ)

Демократия - это форма правления, в условиях кото­рой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" - собирательное, конструкция человеческого разума. В статье 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации яв­ляется народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.



Суверенитет народа - первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. На­род представляет собой совокупность индивидов, но не отож­дествляется ни с одним из них. Данная разновидность сувере­нитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета яв­ляются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического ста­туса, определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократи­ческого государства, от нее исходит мандат на устройство го­сударственной власти и любые изменения ее формы. Обще­ство может оказать сопротивление любой попытке насильствен­но свергнуть конституционный строй.

Власть народа реализуется в двух формах:

непосредственное народовластие (осуществляется наро­дом путем прямого волеизъявления);

Представительная демократия (осуществляется через орга­ны, действующие по поручению народа, представляющие его).

Причем нельзя говорить о приоритете той или иной фор­мы демократии, так как они равным образом важны для реа­лизации народовластия.

Народ выступает как носитель власти в Российской Феде­рации на трех уровнях:

федеральном (как многонациональный народ всей России);

Региональном (как народ каждого из субъектов Россий­ской Федерации);

Местном (как сообщество жителей территориальных кол­лективов, где действует местное самоуправление).

Народовластие предполагает право на местное самоуп­равление. Российское государство в соответствии с требовани­ями Европейской Хартии местного самоуправления берет на себя обязательство содействовать реализации этого права и защищать его.

Федерализм (ст. 5 Конституции РФ)

Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов Федерации. Такая форма национально-государственного устройства является для России оптимальной; она позволяет избежать сверхцентрали­зации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

Огромной территорией;

Спецификой экономического развития отдельных регио­нов:

Этническим многообразием населения;

Социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределе­ние и самоуправление наций в составе России. Особое значе­ние в этом контексте имеет положение о том, что во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной влас­ти все субъекты Федерации равноправны. Последнее, к сожа­лению, не всегда соблюдается на практике.

Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ)

Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государствен­ная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства - создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие личнос­ти. Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшее условие для реализации прав и свобод граж­данина - проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Социальное государство призвано осуществлять следую­щие функции:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, мате­ринства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий и пособий.

Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ)

Российское государство признает частную, государствен­ную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечи­тся их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно; вместе с тем общество и государ­ство, используя законодательство и социальные нормы, мо­гут оказывать на них существенное влияние. Как показывает исторический опыт, существуют две возможные модели эко­номической системы: рыночная и планово-регулируемая.

Составляющими элементами экономических основ кон­ституционного строя являются:

Отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная; все остальные производны от них);

Производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.

Публичная собственность, в отличие от частной, недели­ма. Субъектами права публичной собственности могут быть го­сударство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-тер­риториальные единицы), самоуправляющиеся местные тер­риториальные общности или их органы.

Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.

Частная собственность выступает в различных видах: ин­дивидуальной, групповой, коллективной, солидарной и дру­гих. Субъектами права частной собственности признаются лю­бые физические и юридические лица.

Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, и наоборот - приватизация. Эти сложные процессы связаны с соотношением различных социально-по­литических сил в обществе, сознанием правящими кругами своих подлинных интересов.

Другим важным элементом экономической основы консти­туционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных усло­вий для труда человека.

В основе трудовых отношений лежит право граждан распо­ряжаться своими способностями к производительному и творчес­кому труду. Конституция закрепляет новое для России право - право частной собственности, в том числе и на землю. Одно из важнейших проявлений свободы личности - свобода предприни­мательства, гарантией которой выступает запрет на монополис­тическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ)

Принцип разделения властей воплощен в Российской Фе­дерации в ходе радикальных демократических реформ.

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной вла­сти между самостоятельными органами может быть установ­лен демократический режим правления. Как известно, суще­ствуют три основные функции государственной власти: зако­нодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Фе­дерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе пол­номочия по осуществлению суверенной государственной влас­ти. Речь в данном случае идет только о распределении функ­ций и ответственности между различными государственными органами.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "го­сударственная власть в Российской Федерации осуществляет­ся на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную", предполагает создание органов, представ­ляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указан­ных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "сис­тема сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

Особенность Российской Федерации заключается в том, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одна из важнейших за­дач Президента - координация деятельности всех ветвей вла­сти. Для этого Конституция наделила его различными полно­мочиями как в законодательной, так и в исполнительной и даже судебной области.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть - Федеральное Собрание Российской Федерации; исполнительная власть - Президент РФ (с вышеназванными оговорками), Правительство РФ; судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют органы, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ)

Идеологическое многообразие означает возможность сво­бодного сосуществования в обществе различных политичес­ких взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и органи­заций. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная цен­ность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечи­вается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отно­шению к различным группам в обществе (политическим, со­циальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность - система власти, основанная на взаимо­действии и "противовесах" партий и объединений. Он предпо­лагает возможность борьбы политических сил с помощью легитимных средств, т. е. в рамках Конституции.

Будучи одним из видов общественных объединений граж­дан, политические партии являются тем инструментом, по­средством которого осуществляется социально-политическая активность граждан, их участие в общественной жизни стра­ны. От других объединений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто борются за места в пар­ламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом, и, как правило, большей структурированностью и организацион­ной оформленностью.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий. Партия организуется по ини­циативе учредителей (физические и юридические лица) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами Российской федерации устанавливаются ограничения права на член­ство в политических партиях для судей, работников правоох­ранительных органов, военнослужащих и государственных слу­жащих.

Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия кото­рых направлены на насильственное изменение основ консти­туционного строя, нарушение целостности и подрыв безопас­ности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной вражды.

В настоящее время закон, который бы специально за­креплял основы статуса политических партий в России, еще не принят. Общественные отношения, связанные с создани­ем, функционированием и роспуском политических партий, регулируются Законом об общественных объединениях 1995 года. Подлинная многопартийность у нас только складывается.

Принцип светскости государства (ст. 14 Конституции РФ)

Свобода совести - непременное условие создания свет­ского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений - как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип от­деления церкви от государства означает взаимное невмеша­тельство как государства в дела церкви, так и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государ­ственных институтов в дела религиозных объединений и от­сутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строитель­ства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с частью 2 ста­тьи 14 Конституции РФ отделены от государства и равны пе­ред законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям Российской Федерации.

Целостность и незыблемость основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 15,16 Конституции РФ)

Основы составляют единую систему, где все нормы взаимообусловлены и взаимодополнены. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование кото­рой должно обеспечивать стабильность и устойчивость суще­ствующего конституционного строя и его совершенствование. Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гла­вы 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы при­надлежности власти народу и способы ее осуществления.

Конституция РФ законодательно определяет конституционный строй и те принципы российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права . Обязательными признаками конституционного строя являются следующие: подчинение власти праву (верховенство закона); широкие права и свободы человека, их обеспечение, исключение дискриминации; непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; такая организация власти, при которой исключается ее сосредоточение в одних руках и имеются гарантии от узурпации властных функций.

Первая глава Конституции РФ посвящена основам ее конституционного строя. В нее включены общечеловеческие ценности и цели, провозглашенные в преамбуле (вводной части) Конституции. Среди них ценности демократии - права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России; нравственные ценности, ценности российской государственности, ценности патриотизма и интернационализма, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.

В Конституции России сформулированы принципы конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1). В их содержании отражается как достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следует стремиться. Для России, в которой конституционный строй только утверждается, многие его принципы обращены пока в будущее.

В демократическом государстве одним из принципов конституционного строя провозглашается идея: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Другим принципом конституционного строя России объявляется суверенитет ее многонационального народа. Суть данного принципа - в верховенстве народной власти. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

Референдум - это голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, представляющее собой непосредственное властное волеизъявление народа. Инициатива проведения референдума в России принадлежит, во-первых, не менее чем двум миллионам граждан РФ, причем на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами России не должно проживать более 10% граждан, инициирующих проведение референдума, и, во-вторых, Конституционному Собранию, если оно решит в установленном Конституцией порядке вынести на референдум вопрос о принятии новой Конституции РФ.

Назначает референдум России Президент РФ, принимая по этому поводу указ, в котором определяется дата проведения референдума. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Отличительной чертой референдума является его обязательный характер. Принятое на референдуме решение должно быть обязательным для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления и гражданами.

Выборы как форма прямой демократии означают непосредственное государственно-властное волеизъявление народа по поводу состава государственных органов. Принятое избирателями решение отражает волю большинства участвующих в выборах о составе представительного органа или кандидатуре на избираемую должность, а значит, о программе их деятельности. Таким образом, доверяя своим представителям, народ влияет на осуществление принадлежащей ему власти.

В соответствии с Конституцией РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это основной путь реализации народной власти, именуемой представительной демократией.

Вся система государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных - включается в данный процесс. Но особая роль принадлежит коллегиальным органам народного представительства, сформированным на всеобщих выборах. К ним относятся Федеральное Собрание (парламент) России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

На уровне районов, городских и сельских населенных пунктов проживающие на соответствующей территории граждане участвуют в осуществлении местного самоуправления через установленную систему органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Идея местного самоуправления также формируется в Конституции как принцип конституционного строя.

Принципом конституционного строя России является государственный суверенитет РФ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4). Это означает, что государственная власть в РФ едина, верховная и независима. Единство государственной власти раскрывается в ее распространении на всю территорию России, а также в высшей юридической силе и обязательности Конституции РФ и федеральных законов. Независимость государственной власти состоит в ее самостоятельности по отношению к власти других государств, неприкосновенности территории России.

Следующий принцип конституционного строя - федерализм . Как федеративное государство Россия состоит из имеющих равные права субъектов Федерации, т. е. республик, краев, областей, городов федерального значения. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России (ст. 5).

К основам конституционного строя относится принцип, объявляющий Россию социальным государством (ст. 7). В связи с этим принципом его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В новой Конституции в отличие от ранее действовавших вопросам экономики и организации хозяйственной деятельности уделено особое место . Россия в сфере экономического развития выбрала принципы рыночной экономики : многообразие форм собственности, их равноправие, свобода экономической деятельности. В конституционных нормах это нашло проявление в признании и защите форм собственности, в возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Роль государства в экономике состоит в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8).

Принципом конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). На уровне Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. При этом Президент представлен Конституцией РФ как глава государства. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд относятся к судебной ветви власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем они обязаны взаимодействовать между собой и в этом взаимодействии должны уравновешивать друг друга. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Принципами конституционного строя России являются идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Никакая идеология не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Все общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

Принцип конституционного строя, характеризующий Россию как светское государство, означает, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

Перечисленные основные принципы конституционного строя РФ получают развитие как в самой Конституции, так и в законах, подзаконных актах России.

В конституционном праве устанавливаются основные правила взаимоотношений между государством и человеком. Его нормы закрепляют место человека в различных сферах общественной жизни и определяют его основные права , свободы, обязанности. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6).

Таким образом, складывается институт конституционного права - конституционный статус человека и гражданина. В отличие от регулирования прав человека другими отраслями права конституционное право устанавливает основы его правового положения, что оказывает правовое оформление наиболее существенных и принципиальных связей государства и человека, установление основных прав, свобод и обязанностей гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Объем прав, свобод и обязанностей каждой из перечисленных категорий людей различен. Правовым основанием такого различия является наличие или отсутствие гражданства, т. е. устойчивой правовой связи лица с государством .

Итак, гражданин РФ обладает всеми правами, свободами и несет все обязанности, установленные Конституцией России.