Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. Право собственности на природные объекты и ресурсы Право собственности на природные ресурсы схема

Под понятием права собственности на землю и другие природные ресурсы, т. е. на природные ресурсы в целом, понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ряде статей Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах.

Исходные положения, регулирующие право собственности на землю и другие природные ресурсы, установлены в ст. 9 Конституции РФ, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Собственность , являясь экономической категорией, представляет собой отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.

Право собственности в самом общем понимании – это единый, комплексный, многоотраслевой институт, который охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам.

Выделяют следующие функции института права собственности:

– устанавливают принадлежность того или иного имущества определенному лицу;

– закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом;

– предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Правомочия владения – основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная, возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (на балансе). Правомочия пользования – основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд). Правомочия распоряжения – возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждений по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. п.).

Как субъективное гражданское право собственности определяется как закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания.

Оно состоит из двух элементов: титульной характеристики, т. е. оно регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные с этим вещные права, которые могут иметь различное – конституционное, административное, гражданско-правовое и иное содержание; самого содержания правомочий.

Право собственности на природные ресурсы – наиболее полное по объему вещное право, которое предоставляет его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования принадлежащего ему имущества, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Конституционно закрепленное ст. 9 право собственности на землю и природные ресурсы является экологическим – оно ставит целостные интересы охраны окружающей среды выше интересов субъекта права собственности как одного из участников правового оборота. Оно предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае.

Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы


В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах*.

__________________________

* См., например, Шемшученко Ю.С. Указ. соч. С. 32; Петров B.В. Экологическое право России: Учебник. С. 122.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека – экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд*. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

__________________________

* Мозолин В.П. Указ. соч. С. 5.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества*. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

___________________________

* Мозолин В.П. Указ. соч. С. 29.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Что касается форм права собственности на природные ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве. Е.А. Суханов считает, что «на самом деле юридически есть лишь одно право собственности, у которого могут быть разные субъекты: физические или юридические лица, государство»*. При реализации такого подхода собственность подразделяется на частную и публичную.

____________________________

* Суханов ЕА. Земля как объект гражданского права // Вестник МГУ. Серия Право. 1992. № 5. С. 34.

До 1990 г. в России была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная (в отличие от таких товарно-материальных ценностей, как предприятия, сооружения, которые как объекты права собственности находились в «простой» государственной собственности). Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Никто иной не мог распоряжаться ими.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий , организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и


Понятие и формы права собственности на природные ресурсы

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе обществен­ных отношений по природопользованию и охра­не окружающей природной среды.

Право собственности как юридическая кате­гория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.

Право собственности в субъективном смыс­ле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ре­сурсами. В объективном смысле право собствен­ности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представ­ляет собой совокупность правовых норм, кото­рые закрепляют принадлежность природных ре­сурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ре­сурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном ко­дексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном ми­ре» (ст. 4) и др.

Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной эко­номики, затрагивают в первую очередь отноше­ния собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федера­ции юридически признаются и защищаются государственная, муниципаль­ная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права госу­дарственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном за­конодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соот­ветствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ * . В частности, такими объектами являются:

* См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»? ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

Земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

Земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

Виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

Месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

Лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

Водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

Естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

Иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной собственности - собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлеж­ностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .

* См. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 № 440, разд. 2.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

Понятие права собственности на природные ресурсы.

Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9).

Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты, законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота.

Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. Наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находиться во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так, земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной – по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. Так, земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - Лесным и т.п.

Право собственности на водные ресурсы.

Итак, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда, регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г.

В соответствии со ст.8 ВК РФ, не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, т.к. понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты (ст.8 ВК), хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты.

Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты, законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

В собственности РФ находятся: поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Признание, управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство РФ в соответствии с КРФ и ВК РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской
Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Управление собственностью субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть полномочий по управлению указанной собственностью на водные объекты органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и ВК РФ могут передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Декларируя преимущество государственной собственности на водные объекты, ВК РФ предоставляет обширные права на пользование лицам, не являющимся собственниками.

Глава 3 ВК РФ определяет права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров (ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ). Предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие Водного кодекса РФ не были приняты решения Правительства РФ или решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в соответствии с ВК РФ (ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).

Право собственности на лесные ресурсы.

В соответствии с Лесным Кодексом РФ (ст. 6) объектами лесных отношений являются леса, которые располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Устанавливая исключительную важность лесов, и дабы не повлечь нерациональное использование, законодатель изъял лесной фонд из гражданского оборота и определил единственного собственника лесного фонда. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

В соответствии с главой 7 ЛК РФ, договор купли-продажи может заключаться только на лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Право собственности на ресурсы животного мира.

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации - неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, в целях наиболее эффективной охраны объектов животного мира законодатель определяет единственным собственником животного мира на территории России государство, как в лице Федерации, так и в лице ее субъектов.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении.

Следует отметить, что объектом животного мира являются дикие животные и их популяции. Не могут быть объектами животного мира домашние животные. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке (например, содержащиеся в зоопарках) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством, указанным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Особенным правовым статусом среди природных ресурсов обладают особо охраняемые территории. Под такого вида природным объектом подразумеваются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, следовательно, они не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение. От этого зависит собственник данных территорий. Территории федерального значения являются федеральной собственностью, регионального значения - собственностью субъектов Федерации и, соответственно, местного значения являются собственностью муниципальных образований. При этом территории государственных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми территориями местного значения (п.7 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ).

Территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов. Территории местного значения определяются в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов РФ.

Субъекты права собственности на природные ресурсы.

Основными субъектами права собственности на природные ресурсы, закрепленными Конституцией РФ, являются государство, в лице Федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, муниципальные образования, а также граждане и их объединения. право собственности каждой из этих групп собственников в равной степени защищается Конституцией, однако наибольшими правами в этой области обладает государство. Это обусловлено тем, что в масштабах страны, при условии, что земля и природные ресурсы являются общенациональным достоянием и охраняются как основа жизнедеятельности народов ее населяющих, невозможно рациональное использование природных ресурсов силами местного самоуправления и тем более отдельных граждан.

Для эффективного управления и использования природных ресурсов государство обладает наибольшим количеством полномочий.

По сути, государство само, путем издания нормативных правовых актов определяет круг своих полномочий по распоряжению природными ресурсами, при этом учитывая рациональность тех или иных видов природопользования. Государство устанавливает также правила природопользования и для остальных субъектов права собственности. Так, например, собственник земельного участка обязан рационально его использовать с учетом целевого назначения.

Государственная собственность на природные ресурсы подразделяется, в свою очередь, на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. Данный раздел собственности происходит, в основном, по значимости объекта.

В соответствии с Конституцией за муниципальными образованиями признается право собственности на природные ресурсы. В данном случае природные ресурсы служат для удовлетворения нужд данного конкретного муниципального образования. И хотя полномочия данной группы собственников сильно ограничены по сравнению с правом государственной собственностью, что связано, прежде всего, с ограниченностью муниципальных образований в финансовом и территориальном отношениях, органам местного самоуправления предоставляются относительно обширные полномочия по распоряжению своим имуществом, в том числе и природными ресурсами.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Рассматривая частную собственность, следует отметить, что частными собственниками, в основном, движут экономические интересы использования своей собственности. К сожалению, в настоящее время у частных землевладельцев присутствует низкая культура землепользования, и многие из них действуют по принципу: “после меня хоть трава не расти”. Во избежание нанесения недобросовестными собственниками непоправимых последствий окружающей среде законодательство максимально возможно регламентирует порядок использования природных ресурсов (рациональное использование в соответствии с целевым назначением) и совершения различных сделок (нотариальное удостоверение, государственная регистрация).

Соответственно объем полномочий по использованию природных объектов у данной группы собственников значительно ниже, чем у государства и муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее время все больше прав на ресурсы окружающей среды появляется у физических лиц. Но необходимо запомнить, что в этом случае необходимо тщательно прорабатывать законодательство и контролировать деятельность физических лиц, связанную с экологией. И хотя сейчас много вопросов уже проработаны, очень многие вопросы остаются непроработанными. Так как прогнозы ведущих экологов мира не утешительны, так как законодательство в этой отрасли становиться все строже, многие уже осознают опасность загрязнения и поглощения окружающей среды, но одного сознания мало – это осознание необходимо воплощать в жизнь.

11.1.Виды собственности на природные ресурсы в РФ. Понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и т.п. Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию - это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и как юридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. О праве собственности на землю и другие природные ресурсы сказано в ст.ст. 9, 36 Конституции РФ. Ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст.36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы (например, заповедники, заказники, национальные парки). Атмосферный воздух объектом права собственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Права собственника от имени государства осуществляет Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

11.1.1.Право частной собственности на природные ресурсы. Земля отличается от остальных природных ресурсов тем, что выступает в качестве средства производства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений земельной реформы в России, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Это право закреплено также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2002 г. Иные природные ресурсы (недра, воды, леса, животный мир) в основном пока образуют общественное достояние.

Согласно Водному кодексу РФ 1995 г., обособленные водные объекты также могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, однако уточняется, что в частной собственности могут находиться обособленные водные объекты, не имеющие гидрологической связи с другими поверхностными водными объектами.

Лесной кодекс РФ 1997 г. также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Представители животного мира (имеются в виду дикие животные, находящиеся в условиях естественной свободы) не могут быть объектами частной собственности (ФЗ «О животном мире»).

11.1.2.Право государственной собственности на природные ресурсы. Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности на природные ресурсы. Конституция РФ разграничивает право государственной собственности на федеральную (т.е. общегосударственную) и региональную (т.е. собственность субъекта федерации - отдельной области или края), что отражено в Федеративных договорах РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Федеративным договором природные ресурсы являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории субъекта Федерации.

Закон предусматривает, что к федеральным природным ресурсам относятся:

1. земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;

2. участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;

3. особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;

4. виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;

5. месторождения полезных ископаемых национального значения;

6. водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;

7. природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;

8. территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.

В собственности субъектов Федерации, согласно Водному кодексу, могут находиться водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории субъекта РФ.

Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г., леса находятся преимущественно в государственной собственности. Закон допускает передачу части лесного фонда в собственность субъекта РФ.

Недра России находятся, в основном, в государственной федеральной собственности, являются общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некоторые месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, могут быть переданы в собственность субъекта Федерации.

Таким образом, все природные ресурсы России, кроме земельных, находятся преимущественно в федеральной и частично в региональной собственности.

11.1.3.Право муниципальной собственности на природные ресурсы. Закон устанавливает, что в состав муниципальной собственности могут входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это могут быть обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд, особо охраняемые территории местного значения (например, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

11.1.4.Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы. Эти основания в значительной мере зависят от формы собственности. Это право может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника, если в течение трех лет он не используется по назначению или его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального природопользования.

Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. В п. 3 той же статьи говорится: «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

11.2.Природопользование в Россию Право природопользования - это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей. В зависимости от объекта различают право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, животным миром, недропользования. По критерию основания возникновения различают общее и специальное природопользование.

Общее природопользование является общедоступным, нацелено на удовлетворение физических потребностей человека и связано с его конституционным правом на чистую, благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Оно не требует особого разрешения со стороны компетентных государственных органов и осуществляется бесплатно. В земельном законодательстве прямо не предусмотрено общее землепользование. Однако в городах, поселках, сельских населенных пунктах предусмотрены земли общего пользования: улицы, площади, набережные. Достаточно четко и полно право общего природопользования выражено в лесном и водном законодательстве.

В Лесном кодексе (имеется в виду Лесной кодекс РФ 1997 г.) установлено, что граждане могут свободно пребывать в лесном фонде. Там же разъяснено, что для собственных нужд можно собирать дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных мероприятиях, заниматься спортом. Однако при этом установлены некоторые ограничения: нельзя собирать дикорастущие растения, занесенные в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащего сырья.

Водный кодекс РФ 1995 г. разрешает общее водопользование без применения технических средств, сооружений и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется при занятиях водными видами спорта, купании, плавании на маломерных судах, водопое скота.

Закон РФ «О животном мире» не предусматривает права общего пользования животным миром. Однако спортивный и любительский лов видов рыб, не отнесенных к ценным, может осуществляться свободно без применения технических средств (к последним относится рыболовная сеть).

Специальное природопользование связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества. Оно сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на окружающую среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, за исключением уже оговоренных случаев общего землепользования в городах и сельских поселениях, все землепользование в России является специальным. Земли предоставляются в пользование либо на основании разрешения (лицензии), выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо на основании договора купли-продажи.

Специальное водопользование - это использование водных объектов с применением технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Особой разновидностью специального водопользования является предоставление прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и быта.

К специальному относится пользование животным миром, за исключением спортивного и любительского лова рыбы без применения технических средств.

Субъектом права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться лесом, водой, землей для удовлетворения своих физических потребностей, собственных нужд, но не для осуществления хозяйственной предпринимательской деятельности.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели, причем юридические лица выступают в двух качествах: как хозяйствующие субъекты, с одной стороны, и как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжаться природными ресурсами, - с другой. Субъекты специального природопользования должны обладать дееспособностью, т.е. иметь права и нести обязанности. Так, право на получение лицензии на специальное природопользование возникает у гражданина с 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.

Объектами права природопользования являются, как правило, природные ресурсы, а также природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания). Предоставляемые в пользование природные объекты могут находиться в государственной, частной или муниципальной собственности.