Папка ученического самоуправления в школе. Организация самоуправления. Функции согласования программ развития гимназии, расходование финансовых средств

При работе с детским органом самоуправления, педагог должен опираться на ряд нормативно-правовых документов, регулирующих его отношения, в первую очередь, с учащимися, а также с другими участниками образовательного процесса .

Статус общественного объединения в целом закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 01.12.2007)]. - М: Эксмо, 2008. - с. 112 ст. 117. В этом документе подчеркивается принцип добровольности, на основании которого никто не может принудить вступить человека в состав объединения, а также выйти из него без его желания.

Основным гарантом прав учащихся выступает "Конвенция о правах ребенка". На основании этого документа, ребенок обладает правом формулировать и выражать свои взгляды и мнение, правом на свободу мысли, совести, религии и на свободу мирных собраний. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 12-15 Данные права более полно отражаются в Конституции Российской Федерации в 28-31 статьях 2 главы.

"Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  • 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  • 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  • 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

  • 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  • 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Российская Федерация, Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. Г. 2 с. 16-17 ст. 28-31

Направленность образовательного процесса, согласно Конвенции о правах ребенка, отражена в 29 статье. Наряду с обучением ребенка, предполагается всестороннее развитие его способностей, правовое и нравственное воспитание, а также его социализация. Конвенция о правах ребенка. [Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения 12.05.2014 г.) ч. 1 ст. 29

Необходимость разработки и применения методик, согласно которым дети принимают участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы, фиксируется Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70183566/#block_1000 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. VII.

В ФЗ "Об Образовании" создание совета обучающихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 6 с. 33-34 , а также управляющего совета в образовательном учреждении Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 26 п. 4 с. 33, в состав которого входят представители ученической общественности, являются обязательным требованием к управлению образовательной организацией. Обеспечение поддержки ученического самоуправления, как аспекта реализации образовательной программы и социализации школьников, отражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [принят Министерством образования и науки Российской Федерации 07.02.2011 г.] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. IV п. 25 с. 44. Образовательно учреждение не только должно содействовать деятельности общественных объединений учащихся Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 28 п. 3 пп. 3-19 с. 36-37, но и учитывать мнение советов "при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 30 п. 3 с. 41, "при выборе меры дисциплинарного взыскания с учащегося" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 43 п. 7 с. 56-57. "Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения" Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации Об образовании: федер. закон: [В ред. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт URL http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения 12.05.2014 г.) ст. 45 п. 6 с. 60 принимается также с учетом мнения учащихся. Право обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией, состоять в общественных объединениях прописано в 34 статье ФЗ "Об Образовании".

Более подробная деятельность совета учащихся прописана в уставе образовательного учреждения и в положении об ученическом совете, где указываются цель, задачи и функции органа ученического самоуправления, права, порядок формирования совета и его структура.

Н.П. Капустин выделяет 8 принципов, на которых строится ученическое самоуправление в коллективе:

  • 1. "Принцип педагогического руководства" означает, что педагог, курирующий деятельность органа ученического самоуправления, помогает ему развиваться и направляет деятельность коллектива в нужном направлении.
  • 2. "Принцип предметной деятельности" означает построение работы органа ученического самоуправления на основе деятельности и вокруг нее. При этом любая деятельность должна быть направлена на моральное и нравственное развитие учащихся.
  • 3. "Принцип единого планирования" означает, что план работы органа самоуправления один и един. Реализация плана осуществляется непосредственно советом ученического самоуправления.
  • 4. "Принцип выборности и составленности органов самоуправления". В одни органы его члены будут избираться, в другие входить - согласно структуре и функций органов самоуправления" Шамова Т.И. Управление образовательными системами. / Шамова Т.И., Третьяков П.П., Капустин Н.П. - М., 2001. С 222-223..
  • 5. "Принцип сменяемости" означает, что занимать должность руководителя организации учащиеся могут на определенный срок, установленный уставом организации.
  • 6. "Принцип построения самоуправления снизу в вверх" означает, что орган детского самоуправления подчиняется всем высшим структурам.
  • 7. "Принцип участия" означает необходимость развития у всех детей опыта участия в деятельности органов самоуправления" Там же. .
  • 8. "Принцип согласия" означает, что решение каких-либо ситауций осуществляется сообща, а принятое решение обязательно для выполнения всех членов совета самоуправления.

В качестве отчетной документации органа ученического самоуправления ведутся протоколы заседаний или сборов. Каждый сбор содержит в себе информацию о каком-либо предмете, оценку той или иной проблемы и способ ее решения, которые фиксируются в протоколе.

Организуя работу органа ученического самоуправления, необходимо составить план деятельности на учебный год. План работы должен быть утвержден администрацией школы и включен в общий план работы образовательного учреждения. В начале планирования необходимо поставить цели и задачи, реализуемые ученическим советом. В соответствии с поставленными задачами по каждому направлению работы ученического самоуправления планируется комплекс мероприятий, способствующий реализации задач.

Помимо плана работы органа ученического самоуправления необходима программа деятельности организации и пояснительная записка к ней. В пояснительной записке необходимо указать цели и задачи программы, основные методы и формы работы, а также знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе реализации программы. В содержании самой программы указывается тематика направлений, их сущность, а также примерные виды деятельности по направлениям. Кроме того необходимо указать особенности работы по направлениям и перечень вспомогательной литературы.

По всем проведенным школьным советом мероприятиям, необходимо заполнять аналитическую справку. Такие справки позволяют систематизировать информацию, и удобны в использовании при написании годовых или полугодовых отчетов. Аналитическая справка содержит в себе информацию о дате и месте проведения мероприятия, также фиксируется название проводимого мероприятия, его формат, точное время начала мероприятия. Указывается наличие соорганизаторов (если таковые имеются), общее количество участников, в том числе в процентном соотношении указывается количество новых участников и результаты мероприятия.

Согласно решению администрации школы, педагог пишет анализ деятельности органа ученического самоуправления за год или за полугодие. В анализе работы необходимо указать цель и задачи, определенные на учебный год, содержание деятельности ученического совета, в том числе участие детского коллектива в районных, окружных, городских и областных мероприятиях, а также соответствие результатов деятельности заявленным целям. Кроме того, указываются трудности, возникшие при работе, и планы на следующий учебный год. Также необходимо дать качественную характеристику коллектива, оценивая духовно-ценностный уровень, важно исследовать такие факторы, как уровень взаимоотношений в коллективе организации, психологический климат и комфортность, а также привлекательность ученического совета для его членов и других участников образовательного процесса.

Таким образом, орган ученического самоуправления является наиболее эффективным способом реализации прав детей на объединение и выражение собственных убеждений, которые зафиксированы в Конвенции о правах ребенка. В этом же документе говорится о необходимости всестороннего развития ребенка и его социализации в процессе образования. В нашей стране реализация данных прав регулируется Конституцией Российской Федерации, национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и федеральным законом "Об Образовании", которые находят свое отражение в уставах образовательных учреждений и детских организаций. Гражданский кодекс Российской Федерации фиксирует статус общественного объединения.

При работе с органом ученического самоуправления педагогу нужно вести необходимую документацию: план работы органа ученического самоуправления на год, программу деятельности и пояснительную записку к ней, а также вести протоколы всех заседаний и писать аналитические справки проводимых мероприятий. В конце учебного года при анализе деятельности совета, составляется отчет о работе органа ученического самоуправления за текущий учебный год.

Организация самоуправления

1. Структура самоуправления

Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:

Планировании деятельности своих коллективов;

Организации этой деятельности;

Анализе своей работы;

Подведении итогов сделанного и принятии решений.

Цели и задачи самоуправления:

Воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

Дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;

Развивать способности и интересы членов коллектива;

Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Структура самоуправления:

Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.

Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).

Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

Собрание проводится не реже 1 раза в год.

Функции собрания:

Разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;

Определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;

Избирать исполнительные органы самоуправления;

Определить обязанность выборного актива:

Подводить итоги работы коллектива,

Давать оценку деятельности коллектива;

Награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.

Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.

Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.

Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:

Организовать деятельность коллектива,

Обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.

Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.

При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.

Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.

Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.

Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».

Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.

Руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;

Распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;

Организует оформление школы к вечерам и праздникам;

Несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;

Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;

- организует работу библиотечного актива;

Организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;

Отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);

При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.

Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.

За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.

Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.

Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.

Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?

Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.

Микроколлективы формируются на принципах:

Дружбы (кто с кем дружит);

Места жительства (одна улица, один дом);

Интересов (кто чем увлекается);

Характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.

В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.

Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.

Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:

Организовать работу ответственных за дежурство в классах;

Совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;

Организовать контроль за проведением дежурств;

Подводить итоги дежурств классом.

Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.

Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

Преемственность (учет опыта ребенка);

Последовательность (от простого к сложному);

Массовость.

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.

Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.

Коллективное планирование;

Собрание, особенно подготовка к нему;

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ

Этапы создания модели школьного самоуправления

1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).

2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).

3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.

5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление

Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необхо­димо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, при­нимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педа­гогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.

2. Права ученического совета

 знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;

 направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;

 представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

 проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;

 проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;

 создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.

 организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;

 принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;

 пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;

 вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;

 вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;

 опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;

 принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;

 развивать связи и сотрудничества между школьными советами;

 участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;

 представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;

 участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

 осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

3. Организация работы школы актива

Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:

 пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;

 игротека - собираются массовики-затейники;

 штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;

 клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.

Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.

Местного самоуправления. Общие требования

Рассматриваемый стандарт должен помочь органу местного самоуправления определить элементы, необходимые для документирования, внедрения и поддержки в рабочем состоянии системы менеджмента качества, постоянного повышения ее результативности и прозрачности.

Орган местного самоуправления должен определить область применения системы менеджмента качества. При определении процессов, необходимых для достижения запланированных результатов, постоянного улучшения и повышения удовлетворенности потребителей/граждан, поставляемая продукция и предоставляемые услуги должны быть идентифицированы и дифференцированы.

Орган местного самоуправления должен :

a) определять процессы, необходимые для поставки продукции и предоставления услуг, устанавливать критерии приемки (где применимо) и оценивать полученные результаты;

b) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, обеспечивать их совместное, надежное и результативное функционирование;

c) определять последовательность и взаимодействие этих процессов (их взаимосвязь в терминах вход-выход);

d) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

e) обеспечивать доступность ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

f) проводить мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

g) предпринимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Руководство органа местного самоуправления должно нести полную ответственность за процессы, в которых к выполнению работ привлечены третьи лица .

Например, некоторые услуги могут быть предоставлены неправительственными организациями, такими как коммерческие и некоммерческие товарищества.

При планировании документации системы менеджмента качества орган местного самоуправления должен учесть следующие факторы (при необходимости список может быть дополнен):

a) термины и определения, используемые органом местного самоуправления в соответствии с установленными требованиями;

b) политику органов власти различных уровней (включая местную, региональную и государственную политику);

c) применимые законы, стандарты и другие обязательные требования;

d) компетентность служащих;

e) разрабатываемые проекты, поставляемую продукцию и предоставляемые услуги.

Руководство по качеству органа местного самоуправления. Руководство по качеству - документ высшего уровня системы менеджмента качества. Основной его функцией является интерпретация и внедрение требований ИСО 9001 применительно к каждому органу местного самоуправления.


Руководство по качеству должно описывать область применения системы менеджмента качества, процессы органа местного самоуправления и их взаимодействие. Руководство по качеству должно включать в себя все установленные документированные процедуры или ссылки на них, необходимые для результативного функционирования системы менеджмента качества.

Руководство по качеству должно включать в себя:

Документированные процедуры, требуемые ИСО 9001;

Любые документированные процедуры, требуемые в соответствии с законодательством, установленными законодательными и/или обязательными требованиями к поставке продукции и предоставлению услуг (включая проекты);

Документированные процедуры и/или другую документацию, предоставляющие свидетельства прозрачности процессов органа местного самоуправления (например, при закупках).

Управление документацией органа местного самоуправления. Целью управления документацией является обеспечение доступности и сохранности документации системы менеджмента качества. Орган местного самоуправления должен установить документированную процедуру, предусматривающую:

a) обеспечение выпуска, пересмотра и одобрения внутренних документов, включая их идентификацию и статус пересмотра;

b) обеспечение управления внешними документами (например, политика применения юридических документов, действия в случае чрезвычайных ситуаций и другие); эти документы должны быть доступны общественности (при необходимости);

c) обеспечение доступа к документам подрядчиков (и других заинтересованных сторон) органа местного самоуправления, персонала (при необходимости).

Большинство документов, выпущенных органами местного самоуправления, - это общественные документы, поэтому увеличивается потребность в надежной процедуре управления документацией. Для снижения бюрократических процедур документы допускается вести в электронном виде. Документы могут быть в любых формах и на любом носителе: бумаге, видеозаписи, электронных и электромагнитных носителях и др.

Документация, необходимая для определения, руководства и управления поставкой продукции, предоставлением услуг, разработкой и внедрением проектов органа местного самоуправления, также подлежит управлению. Выпущенная ранее внутренняя документация должна быть проанализирована, пересмотрена и одобрена для обеспечения ее адекватности и применимости.

Информация о пересмотре публикаций, инструкций, дополнительных форм или других источников данных, необходимая для предоставления услуг, подлежит управлению и прослеживанию в соответствии с процессом проектирования и разработки или управления изменениями.

Процедуры управления рабочими программами, планами или услугами, применяемые формы для услуг, пропусков или платежей, инструкции по заполнению форм, подготовке отчетов и т.д. следует поддерживать в рабочем состоянии для того, чтобы необходимая документация была актуализирована и доступна в полном объеме.

Все вышеизложенные меры позволяют сократить срок обработки документов (см. Рис. 3.12)

Рисунок 3.12 Сокращение сроков обработки документов

Управление записями в органе местного самоуправления. Запись - специальный вид документа, обеспечивающий информацию о деятельности, выполненной органом местного самоуправления, и обычно сохраняемый как доказательство результатов, полученных на каждой стадии функционирования процессов органа местного самоуправления. Это особенно важно для органа местного самоуправления, который должен демонстрировать прозрачность своей деятельности и нести за нее ответственность перед потребителями/гражданами.

Орган местного самоуправления должен обратить внимание на время задержки и доступность записей, установленные в соответствии с законодательными или обязательными требованиями.

Для органа местного самоуправления может возникнуть необходимость в определении руководящих принципов, ориентированных на обеспечение конфиденциальности записей о некоторых потребителях/гражданах и/или записей других видов (например, пропуска, залоговое удержание, льготы оплаты, штрафы и т.д.).

Примеры записей , которые могут быть частью системы менеджмента качества органа местного самоуправления:

a) данные о потребностях населения;

b) выходные данные процесса проектирования и разработки;

c) заполненные контрольные листки:

Достижения и заключительные отчёты по планам, программам и проектам;

Предоставленные пропуска;

Предоставленные льготы по оплате;

Оценка персонала;

Оценка поставщиков;

Оценка инфраструктуры;

Продвижение работ;

d) оценка влияния деятельности органа местного самоуправления;

e) утеря, порча или неадекватное использование документации;

f) заявления или претензии.

Из опыта муниципального управления г. Шахты известно, что принимаемые меры сокращают рассмотрение заявлений и документов, выполнение топографических работ, подготовку распоряжений их распечатку и подготовку договора аренды


Школьное ученическое самоуправление - это сложная система взаимоотношений, в результате которых развивается способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм.

Самоуправление - это непременный признак развитого детского коллектива.

В нашей школе самоуправление является не целью, а средством воспитания. Это - высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Коллектив каждой школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.

Самоуправление рассчитано на достаточно большой коллектив взрослых, и детей, работающих в тесном сотрудничестве. Работа над поставленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве учителей, учащихся и родителей. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях:

Учеба;


-труд;

Спорт и укрепление здоровья;

Общение;

Общественно-полезная работа и др.

И малыши, и подростки являются равноправными участниками органов самоуправления наряду со взрослыми.

Учет возрастных особенностей осуществляется в ходе

организации и проведения конкретных мероприятий. На время учебного года школа становится маленьким государством - Школьной страной.

Сплочению школьного коллектива способствует не только совместная работа школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в эту работу включаются и взрослые. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, оставляя им ведущие роли.

При целенаправленной работе можно добиться следующих результатов:

Повышение интереса к школьной жизни;

Улучшение взаимоотношений в школьном коллективе;

Рост количества активистов;

Улучшение психологического климата в коллективе.

Утверждаю_______________

Директор МБОУ «Исинская СОШ»

Е.Е. Курбанова


Положение о структурном подразделении Детской школьной организации «Единство»

школьном объединении САМ (Совет активно мыслящих)

Общие положения


    Структурное подразделение детской школьной организации «Единство» школьное объединение Совет активно мыслящих (далее САМ) является массовым и добровольным объединением учащихся 5-7 классов на базе МБОУ «Исинская СОШ» Селемджинского района Амурской области, созданное с целью развития и реализации разносторонних способностей учащихся.

  • САМ осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 21.03.2002г., а так же Устава школы, настоящего Положения.

  • САМ – орган ученического самоуправления школы, деятельность которого направлена на реализацию прав обучающихся, определенных Уставом школы.

  • САМ входит в состав детской школьной организации «Единство» и формируется на принципах равного представительства от обучающихся 5-7 классов на выборной основе.

  • Состав САМ избирается на один учебный год. В сентябре каждого года, путем открытого голосования, на заседании САМ избирается председатель.

  • Координирует работу САМ педагог-организатор.

  • Цель создания САМ – воспитание свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества, активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Взаимодействие с другими организациями
САМ тесно взаимодействует с Советом старшеклассников, другими структурными подразделениями детской школьной организации «Единство», детскими внешкольными спортивными, творческими учреждениями, с объединениями дополнительного образования, педагогами, родителями, библиотекой.
Задачи САМ

Основными задачами САМ являются:


  • составление плана общешкольных мероприятий на учебный год;

  • организация и проведение коллективных творческих дел в сфере досуга;

  • представление интересов классных коллективов на совете школы;

Функции


  • Координация совместной деятельности САМ и органов самоуправления классных коллективов.

  • Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом.

  • Разработка и реализация проектов.

  • Выявление и поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.

  • Организует самообслуживание обучающихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.

  • На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных мероприятий.

  • Заслушивает отчеты о работе органов самоуправления первичных коллективов и объединений обучающихся и принимает по ним необходимые решения.

  • Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.

  • Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.

  • Подводит итоги индивидуального рейтинга учащихся по классам и участвует в организации ежегодного конкурса «Ученик года».

Компетенция и ответственность Детской школьной организации


Обязанности


Права

Ответственность

1. Составление плана общешкольных досуговых мероприятий.

1. Внесение предложений по формированию плана воспитательной работы и уклада жизни обучающихся и детей-инвалидов

1. За реалистичность планируемых мероприятий.

2. Разработка сценариев, формирование механизмов реализации коллективных творческих дел.

2. Постановка вопросов о своевременном обеспечении необходимыми материалами при подготовке КТД перед администрацией ОУ.

3. За качественную разработку и проведение досуговых мероприятий (КТД)

3. Своевременное представление интересов классных коллективов на заседаниях совета.

4. Вносить предложения по жизненно важным вопросам деятельности классных коллективов для обсуждения на классных и педагогических советах.

5. За правомерность и объективность предлагаемых решений, изменений и т. д.

6. Создание условий для творческого роста классных коллективов.

4. Проведение конкурсов, смотров в рамках своих полномочий.

4.За качественную организацию конкурсов и смотров и за объективную оценку творческой деятельности участников этих мероприятий.

7. Ежегодный отчет о проделанной работе

5. Выбор формы отчета (презентация, доклад и др.)

5. За достоверность и полноту представленной информации.

Организация деятельности САМ


  • Заседания актива САМ проводятся не менее одного раза в месяц.

  • Решения актива САМ являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее двух третей и если за него проголосовало не менее двух третей членов организации.

  • Решения, принятые актива САМ, доводятся до членов классных коллективов и являются обязательными для исполнения.

  • Для подготовки коллективных творческих дел могут создаваться временные творческие группы из членов САМ, деятельность которых подотчетна ДШО.

  • Классные руководители помогают учащимся организовывать и осуществлять намеченные дела

Документация и отчетность


  • Обязательным документом, регламентирующим деятельность ДШО, является Положение о Детской школьной организации «Единство».

  • Ответственность за сохранность документации САМ несет педагог-организатор.

Права и обязанности члена САМ

Член САМ имеет право:


  • интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы обучающимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные должности;

  • свободно участвовать в обсуждении вопросов актива САМ и ДШО;

  • предлагать активу САМ и ДШО вопросы для обсуждения;

  • предлагать активу САМ и ДШО свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;

  • при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;

  • открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия активом САМ и ДШО решения по этим вопросам;

  • выполняя поручения Совета старшеклассников, действовать от его имени; от имени Совета принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический совет школы поручил отвечать;

  • в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени САМ (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);

  • представлять САМ в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.

Член САМ обязан:


  • участвовать в работе актива САМ;

  • принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает САМ, и отчитываться за свою работу в них на заседаниях актива СМС или перед ответственными лицами САМ (пред председателем САМ, его заместителем, или руководителем соответствующей рабочей группы);

  • выполнять поручения САМ и своевременно отчитываться за их выполнение;

  • информировать свой класс о работе САМ;

  • представлять на заседаниях САМ мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения САМ все предложения и замечания, которые обучающиеся высказывают в адрес САМ.

Поощрения и взыскания членов САМ
Члены САМ поощряются за:


  • успехи в учебе;

  • победу и участие в учебных, творческих, спортивных конкурсах;

  • общественную деятельность.

Виды поощрений членов организации:


  • объявление благодарности на совете организации;

  • награждение почетной грамотой;

  • направление благодарственного письма родителям.

Виды наказаний членов организации:


  • выговор;

  • обсуждение поступка на совете САМ.

Федеральный закон об образовании

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

Статья 26. Управление образовательной организацией

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее – представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование»

7.2. Подпрограмма «Общее образование»

19. Внедрение моделей взаимодействия государственных общеобразовательных учреждений и общественности, обеспечивающих информационную прозрачность и обратную связь, вовлечение родителей в образовательный процесс и управление государственными общеобразовательными учреждениями.

Реализация данного мероприятия включает в том числе:

Создание и сопровождение деятельности управляющих советов государственных общеобразовательных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт

25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:

формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

поддержку детских объединений, ученического самоуправления ;

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы

VII. Дети – участники реализации Национальной стратегии

2. Основные задачи

v Привлечение детей к участию в общественной жизни.

v Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.

v Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы .

v Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности ); открытость, честность взрослых в общении с детьми …