Политическое учение жана бодена. Учение о суверенитете Ж. Бодена Концепция верховной государственной власти

«Подобно тому, как корабль, если у него нет киля, носа, кормы и верхней палубы, представляет собой лишь груду дерева, не имеющую формы корабля, так и государство, лишенное суверенного могущества, объединяющего всех граждан и все части оного, все хозяйства и все коллегии в единое целое, не является более государством», – писал Жан Боден. Понятие суверенитета, сформулированное Боденом в его знаменитом труде Шесть книг о республике (1576), стало основой теории государства Нового времени. Власть, суверенитет для мыслителя – не просто атрибут государя, но сама субстанция, само определение государства. И если политическая теория Макиавелли развивается прежде всего в плане факта, то концепция Бодена переносит нас в план легитимности и представляет собой теоретическую систему категорий и понятий, сконцентрированных вокруг понятия суверенитета. Эта система от Гоббса к Руссо, от Локка к Монтескьё будет впредь развиваться и совершенствоваться.

Боден определяет государство (республику) как прямое управление множеством хозяйств и всем, что они имеют общего, при помощи суверенной власти. Данное определение означает следующее:

– во-первых, государство существует только там и тогда, где и когда в качестве его принципа выступает суверенитет. Например, группа разбойников, ведомая предводителем, не является государством. Государство, или республика, существует только там и тогда, где и когда существует юридический порядок (т.е. право управлять);

– во-вторых, суверенитет власти выступает в качестве определения государства или республики. Понятие суверенитета – это принцип государства, задающий форму и структуру его политике. Иными словами, суверенитет является не просто характеристикой власти государя, но самой основой государства.

Таким образом, для существования государства, в котором один закон применим равным образом ко всем, необходимо, чтобы эта политическая форма, характеризующаяся разделением на правителя и управляемых, установилась, сохранялась и поддерживалась. Государство, т.е. форма суверенитета, есть политическая система подчинения множества субъектов единству принципа – личности государя.

Что же такое суверенитет по Бодену? Это «способность повелевать и понуждать таким образом, что тот, кто повелевает и понуждает не является объектом повеления и понуждения со стороны кого бы то ни было». Суверенитет – основа государственной целостности, он связывает все части государства, «все хозяйства, корпорации или коллегии» в единое целое, придавая особую форму государства всем политическим и социальным элементам (Шесть книг о республике , I) . Боден выделяет следующие основные черты государственного суверенитета:



– суверенитет постоянен, т.е. он существует во всех без исключения формах правления, сменяющих друг друга, и независимо от них;

– суверенитет абсолютен, ибо суверен никому не подчиняется, он свободен от всех повелений, кроме тех, что исходят непосредственно от него самого;

– суверенитет неделим: правитель либо обладает суверенитетом целиком и нераздельно, либо не обладает им вовсе. В противном случае мы получаем, по мнению Бодена, беспорядок и хаос смешанного правления.

Каково же содержание этого понятия? Каковы признаки суверенной власти? По Бодену, главным средством правления выступает закон, поэтому и первейшим признаком суверенной власти является способность издавать законы. Остальные признаки тесно связаны с первым и обусловлены им: это право объявлять войну и заключать мир, назначать высших государственных сановников, вершить суд в последней инстанции, чеканить деньги и взимать налоги.

С боденовским определением суверенитета и его сущности тесно связана и классификация форм правления. Поскольку суверенитет неделим, то все смешанные формы правления абсурдны. Подобно хозяйству, в котором попеременно командует то муж, то жена, смешанные формы государственного правления недолговечны. Всякое разделение суверенитета ведет к конфликтам, борьбе, в которой рано или поздно сильнейший одержит победу и завладеет суверенитетом. Отвергает мыслитель и аристотелевскую идею «испорченных» форм правления: в классификации речь должна идти о сущности, а не о качестве режима, которое не изменяет природы вещей. Степень чистоты или испорченности режима не является достаточным основанием для наделения его новым именем. Боден считает, что он впервые раскрыл основное правило, являющееся секретом всей политики: он полагал, что существует различие между государством и правлением, между формой государства, определяемой количеством людей, в чьих руках сосредоточен суверенитет, и тем способом, каким суверенитет осуществляется в каждой из этих форм. Таким образом, если существует всего три формы правления, определяемые тем, кому принадлежит право издавать законы и принимать решения (монархия, аристократия, демократия), если, далее, исключена четвертая, смешанная форма правления, то совсем иначе обстоит дело со способом отправления суверенитета: здесь, напротив, не только возможно, но и предпочтительно смешение различных способов или видов власти, призванное умерить власть и ограничить суверенитет. И вот уже Боден разворачивает перед нами детальную картину возможных комбинаций и сочетаний форм правления и способов отправления власти. Так, например, народное государство может быть с народным правлением (эгалитарный режим, при котором все граждане принимают равное участие как в правлении, так и в распределении благ), с аристократическим правлением (фактически правит небольшое число граждан, например Римская республика и ее Сенат) и с королевским правлением (принципат, основу которого составляет большинство народа при фактическом правлении одного человека – цезарианская демократия). Аналогичным образом и аристократия, и монархия могут быть с народным, аристократическим или монархическим правлением.

Какая же из всех этих разнообразных форм представляется Бодену наилучшей? Вне всякого сомнения, таковой является наследственная королевская монархия, которая одна только и способна создать прочный фундамент для осуществления суверенитета, а он, в свою очередь, способен обрести подлинную точку опоры только в одном правителе. Монархия наиболее естественная и наилучшим образом соответствует целям и задачам государства. Конечно, и монархия несовершенна, и она обладает недостатками разного рода, самый серьезный среди которых – чрезмерное личное влияние одного человека, обращенное к тому же не во благо государства, а на удовлетворение своекорыстных интересов. Но как бы то ни было, негативные моменты монархии несоизмеримы с тем злом, которое несут в себе аристократия и демократия. Королевская монархия представляет собой гармоничное правление, при котором король равным образом заботится о всех своих подданных – дворянстве и крестьянах, бедных и богатых.

Жан Боден считал себя новым Аристотелем, создателем «Политики», углубленной, развитой и исправленной в соответствии с требованиями своего времени. Новая политическая наука, по его мнению, свободная одновременно от макиавеллиевского радикального эмпиризма и идеалистического утопизма Мора, должна следовать божественному закону и закону естественному, широко опираться на исторические факты и давать полную и цельную картину всех политико-правовых знаний. Быть может, чрезмерность претензий мыслителя и способна вызвать улыбку, но его Шесть книг о республике – это море фактов, идей, цитат, комментариев – остаются политико-юридической Суммой своего века, своеобразным политическим компендиумом целой эпохи.


Очерк четвертый

Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что предпочтительнее, как считал Ж. Боден), то Генеральные штаты (парламент) никак не должны препятствовать суверенной воле короля.

Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге - в почитании бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства - крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. «Суверенитет, - утверждает Боден, - есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая, что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с ней.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них - издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй - решение вопросов войны и мира. Третий - назначение должностных лиц. Четвертый - действие в качестве высшего суда, «суда в последней инстанции. Пятый - помилование.

К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например, последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности) законы божественные и естественные. Вместе с тем уверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать (подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство, неделимость суверенитета государственной власти на практике совмещаются с дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Боден строго их различает, снимает их разнокачественность. Право «несет с собой справедливость, а закон- приказ» .

Как глубокий политический мыслитель Боден не мог не «оставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую Часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ», (упоминание тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что

Боден - приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».

Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в пользу монархии. Подобно тому, как во Вселенной над всем властвует бог, а на небе - солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один правитель. Боден - убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает категорическое отрицание им в условиях монархизма отдельных элементов аристократических и демократических форм правления. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.

1.2 Форма государства

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники - "тирания". Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть "аристократия", недовольные ею - "олигархия" и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить "поровну", какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются монархии. Народы востока - ближе к южным, запада - к северным.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ - "зверь многоглавый и лишенный рассудка" - не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). "Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими.

Суверенный монарх - наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми.

Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии:

1. Законная (королевская) +

2. Сеньориальная (основанная на праве завоевания) +

3. Тирания, обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, не имея на престол никаких законных прав, поэтому тирана, в свою очередь, можно низложить и убить.

Монархия существовала в течение тысяч лет человеческой истории, подчеркивал Ж. Боден, и продолжает существовать в большинстве государств мира (так действительно было при его жизни). Особенно монархия необходима обширным государствам.

Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору.

Причиной восстаний Ж. Боден называл резкое имущественное неравенство разлчиных социальных слоев, жестокости и притеснения со стороны сильных мира сего, изменение закона, неудачные войны. Но менее всего подвержены государственным переворотам монархии, продолжал гнуть свое убежденный монархист-роялист Ж. Боден. Однако настоящий политик должен уметь предвидеть и предотвращать перевороты, поэтому иногда королю нужно идти на определенные уступки (например, созвать Генеральные штаты).

Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт - монархии существуют тысячи лет и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один).

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в "законные монархии", в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать "законы бога и законы природы", которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной, тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства. Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве - такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

Глава 2. Государственность

2.1 Концепция верховной государственной власти

Боден впервые сформулировал типичную для Нового времени концепцию верховной власти, которую он определял как «высшую и не ограниченную законами власть над гражданами и подданными»; государственное правление, по Бодену, осуществляет совокупность семейств, находящихся под управлением «высшей и вечной власти». Далее он утверждал: «Сила законов, какими бы справедливыми они сами по себе ни были, зависит только от волеизъявления того, кто является их творцом». Вместе с относительно новыми тезисами в сочинениях Бодена находят выражение и старые взгляды. Боден настаивает на том, что суверен связан естественным правом и своими обещаниями. Государь не может нарушать некоторые фундаментальные законы собственного королевства. Иногда в определение государственной власти Боден включает требование «разумности». Многие примеры он черпает из церковных учений и практики осуществления папской власти. В сущности, Боден предлагал две теории: теорию верховной власти и закона, которая является одной из основ теории абсолютизма, и теорию ограничений верховной власти, которая носит средневековый характер. С развитием теории государства в Новое время учение об ограничениях исчезло, а теория абсолютной верховной власти сохранилась.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».

Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия. В данной связи уместно заметить, что в отличие от Макиавелли, рассматривавшего право преимущественно как средство для достижения тех или иных государственных целей, у Бодена само право выступает целью бытия государства.

Политико-теоретические взгляды Бодена по своему интеллектуальному содержанию и историческому смыслу представляют собой прорыв к горизонтам политико-правовой идеологии Нового времени. Наука о политике, власти, государстве и праве в последующие столетия ушла далеко вперед от рубежей XVI в. Однако в том, что такое движение состоялось, бесспорно велика заслуга Бодена, который в контексте того времени убедительно доказывал необходимость государственного суверенитета и вместе с тем очерчивал пределы деятельности государственной власти и возвышал достоинство права.

Основная заслуга Бодена - в изучении суверенитета как признака государства, главного качества верховной власти. Обоснованное Боденом понятие суверенитета сохраняет актуальность, хотя после XVI в. в отношениях между государствами многое изменилось. К тому же в политико-правовой идеологии и даже в законодательстве ряда стран термин "суверенитет" нередко использовался не как научное, а как идеологическое или даже публицистическое определение (суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет личности, суверенитет закона, суверенитет науки и т.п.). Кроме того, в науке о государстве суверенитет нередко отождествлялся с компетенцией государственных органов, их полномочиями, предметом ведения, источником власти и др.

Наиболее существенным после XVI в. изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя суверенитета, перечисленных Боденом, "права войны", запрещенной в середине XX в. основными документами ООН. Это, однако, не означает изменения содержания понятия "суверенитет", данного Боденом. Как отмечено, суверенитет, по Бодену, - независимость государства от другой власти, но не от власти законов природы; к законам природы (к естественному праву) Боден, вслед за Аристотелем, относил не только физические законы, но и такие социальные явления, как существование семьи и частной собственности. Поэтому получилось так, что неограниченная власть государства над гражданами и подданными оказалась подчиненной естественному закону неприкосновенности частной собственности, чем обусловлено давно замеченное противоречие в политико-правовом учении Бодена: монарх может предписать все, кроме произвольного установления налогов и податей; Генеральные штаты ничего не решают, но без их согласия король не должен взимать подати и налоги.

Уже Боден, вопреки Аристотелю, не считал рабство законом природы и рекомендовал его отмену. По мере развития цивилизации, общей культуры человечества и международных связей были запрещены работорговля, а затем и рабство, пиратство, расовая дискриминация, химическое, бактериологическое и некоторые другие виды оружия, угроза силой или ее применение в международных отношениях, всеми государствами признан режим свободного моря и ряд других обязывающих или запрещающих норм и принципов международного права. Все это, однако, не означает отрицания или умаления суверенитета как признака (качества) независимого государства.

В серьезных теоретических исследованиях, посвященных проблемам суверенитета, говорится об отдаленной перспективе отмирания (исчезновения, но не ограничения) суверенитета вместе с государством в результате создания мирового правопорядка и преодоления разобщенности человечества.

В настоящее время учение Бодена о суверенитете актуально в теоретическом и практическом отношениях.

Во-первых, актуален вывод Бодена о том, что суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Встречающиеся в литературе рассуждения о различиях "власти государственной" и "власти политической" отражают лишь то обстоятельство, что в некоторых государствах, формально конституционных и демократических, реальная власть на самом деле принадлежала не государству, а верхушке правящей партии либо господствующего духовенства, вершивших все дела от имени государства.

Что касается суждений о "суверенитете личности", "суверенитете нации", то это не более чем публицистические метафоры, призванные подчеркнуть, в частности, право личности на индивидуальность и самобытное проявление, на свободу, права и обязанности в рамках закона либо право нации (этноса) на национально-культурную автономию, обеспечивающую сохранение языка, культуры, нравов, верований, обычаев, т.е. всего, что связано с существованием и сохранением данного этноса.

Во-вторых, суверенитет, по Бодену, неограничен. Как независимость государственной власти от всякой другой власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить. Формулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в конституциях СССР и союзных республик, были основаны на смешении понятий "суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о распределении компетенции между государственными органами СССР и союзных республик) и содержали внутреннее противоречие, которое в последнем варианте союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках, согласно которым на одной и той же территории одновременно существуют два суверенных государства - СССР и союзная республика.

В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и конфедерациями как разновидностями сложных государств.

2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформациич.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированнных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия.

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни.

Свое логическое развитие идеи Макиавелли получили в произведениях французского мыслителя, политического деятеля, правоведа и историка Жана Бодена (1530-1596).

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха города Анжер. Начальное воспитание и образование получил в монастыре. Затем учился праву в Академии Тулузы. В 1561 г. он отправляется в Париж, где сближается с группой "Политика", отстаивавшей веротерпимость и сильную королевскую власть.

В мае 1587 г. к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лиона. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лиона, причем на этом посту он продержался два срока подряд.

Известность пришла к Жану Бодену в 1566 г. после публикации "Метода легкого постижения истории". В "Методе" философ не только размышляет над историей развития человечества, но и формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем через 10 лет в "Шести книгах о республике" - главном произведении Бодена.

Новое, что было сделано Ж. Боденом в политической теории, состояло в установлении связи между понятиями "государство" и "суверенитет". Иными словами, была создана теория государственного суверенитета, в центре которой находится мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

В учении Бодена государство отделено от личности властителя, это совершенно самостоятельный общественный институт, который противопоставляется как отдельным гражданам, так и их самодеятельным объединениям. Поэтому Ж. Боден изучает государство в том числе и относительно внешних образований, т.е. других государств, межгосударственных союзов и пр. Он указывает на наличие у государства различных прав и обязанностей, например правомочий собственника имущества. Боден пишет и о договорах между государствами, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми суверенами, об особом международном военном праве. Все это позволяет считать его основателем науки публичного, государственного права как особой отрасли юриспруденции.

Учение о государственном суверенитете, в настоящее время прочно связанное с именем Бодена, начинает свое развитие, конечно, задолго до него, главным образом в виде полновластия правителя в законодательной сфере. Однако, во-первых, данные теории были ограниченными, а во-вторых, они говорили о суверенитете не государства, а государя, т.е. правителя. Боден же, увидевший зарождение государства нового типа, преодолел эту традицию, превратив суверенитет из набора правомочий собственника, господина над государством (населением, ресурсами и прочим), в саму сущность государственности, государственную волю. В этом и заключается его главная заслуга как теоретика государства.

"Суверенитет - наиболее верховная, абсолютная и вечная власть над гражданами и подданными в государстве", - так определял Боден это важнейшее свойство государственности. Такая власть - необходимый элемент государства, проявляющийся через его правителя - суверена, связывающий его с отдельными гражданами - членами государства. Более того, само государство есть прежде всего особый порядок управления народом, обществом. Суверенитет - та объединяющая сила, которая образует государство как социальный институт. Власть связывает индивида и государство через правителя, который является в данном случае посредником и выразителем сущности государства, его воли.

Сувереном, т.е. выразителем суверенитета, полномочным представителем государства, может быть только тот, кому эта власть принадлежит постоянно и непрерывно, она должна быть абсолютной, а значит, безусловной и не ограниченной никаким иным лицом или органом. Изначально носителем власти может быть только народ страны, который затем самостоятельно распоряжается этой властью, возлагая обязанность управления на иное лицо или лица по собственному усмотрению. Боден пишет об этом следующее: "Если такая абсолютная власть была передана властителю совершенно и полностью, не от имени магистрата... или иного выборного органа, это означает, что такая личность может быть названа суверенным властителем" и все население страны должно после этого подчиняться ее власти, потому что в данном случае произошло добровольное перемещение суверенитета.

Следует отметить, что поскольку государственный суверенитет в теории Бодена связывает не граждан в рамках государства друг с другом, а государство как систему и сверхсубъекта с гражданами - его элементами, поскольку суверенные права являются принадлежностью государства, постольку они не могут принадлежать не только единоличному властителю, но и любому другому числу правящих, пусть даже их числе приближается или равно численности населения страны, иначе как на основе передоверия. Поэтому, строго говоря, идея народного суверенитета так же далека от суверенитета государственного, как и учение о полновластии в силу собственного права монарха-суверена. Никто не сможет быть обладателем суверенитета, т.е. государственной власти, кроме самого государства, - ни один человек, ни весь народ. Любой правитель является лишь правителем государства, которому эта власть предоставлена так же, как ею наделяются органы юридического лица, которые своими действиями фактически реализуют не собственную волю, а волю этого лица.

Суверенитет, по Бодену, - власть абсолютная и постоянная, не связанная никакими ограничениями и законами. Выделяются пять отличительных признаков суверенитета: издание законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование.

В то же время суверенная власть должна соблюдать ряд условий: блюсти божественные и естественные законы, не вмешиваться в дела семьи, соблюдать принцип веротерпимости, не взимать подати без согласия подданных.

В целом вся теория Ж. Бодена о суверенитете была направлена против феодального сепаратизма, на обоснование абсолютизма. Отсюда для Бодена наилучшая форма правления - это монархия. По Бодену, там, где властвует один, - порядок. Именно в монархии обеспечены компетентность (советую! многие) и энергичность власти (решает один).

Однако Боден отмечал, что суверенитет беспределен лишь в сфере деятельности государственной власти. Он не распространяется на область отношений, обусловленных божественными и естественными законами и частной собственностью. Частную собственность, семейные отношения, а также некоторые личные права Ж. Боден переносит в сферу божественного и естественного права, перед ними замирает неограниченная власть суверена.

По способу осуществления власти Боден поделил все государства на три вида:

  • 1) законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен - законам природы);
  • 2) сеньориальные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства);
  • 3) тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.

Исходя из концепции суверенитета, Боден различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, так как в ней суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части. Второй вид соединений государств - конфедерация - основан на равенстве, когда каждый из членов сохраняет суверенитет.

Боден подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой, преувеличивая значение географического фактора и выводя из него как биологические и психологические основы поведения, так и многие социальные формы жизнедеятельности народов.

Заслуги Бодена в разработке политико-правовой мысли бесспорны. Доказывая необходимость государственного суверенитета, он одновременно очертил пределы государственной власти, высказал идею "просвещенной" монархии.

Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию, адвокат, бывший коро­левским прокурором в Лионе и профессором права в университете Тулу­зы, затем стал депутатом Генеральных штатов от третьего сословия города Блуа.

В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1576 г.) Ж. Боден обосновал необходимость перехода Франции к абсолютной мо­нархии как средство ликвидации средневекового партикуляризма и анар­хии, как средство формирования национального государства с единым эко­номическим, социокультурным и правовым полем, независимого от вне­шних возмущающих влияний. По его мнению, абсолютная монархия дол­жна была ликвидировать распыление государственной власти среди коро­левских вассалов и других временных диктаторов.

Государство Бодена является «республикой», т. е. «общим делом» граж­дан, отличающимся единым типом социального общения и реализующим свою власть в повседневной жизни через управление на основании спра­ведливости и законов, независимо от конкретных форм воплощения.

Основной характеристикой государства являются параметры власти, которые воплощаются в государственном суверенитете.Боден определяет суверенитет как «абсолютную и постоянную власть» государства над под­данными и гражданами, которая ограничивается только божественным и естественным правом.

Законодательство монарха и его суверенитет ограничены «сверху» бо­жественным суверенитетом, т. е. суверен не имеет права издавать законы, не соответствующие нормам Святого Писания.В то же время его сувере­нитет ограничен «снизу» естественными правами граждан на материаль­ные средства существования и продолжения рода, основанными на зако­нах природы и принципах человеческого общежития.

Государственный суверенитет воплощается в монопольном праве государ­ства на издание и отмену законов на своей территории; в праве объявления войны и заключения мира; в назначении должностных лиц; в осуществлении верховного суда, в частности, в праве помилования; в определении условий экономической деятельности - в чеканке монеты, в установлении размеров податей, мер и весов.

Государство отличается от феодальных квази-государств «баронов-раз- бойников» или от восточных деспотий тем, что оно управляется на основе закона, а не насилия, обеспечивает внутренний мир и безопасность граж­дан, защищая их от внешних вторжений. ГосударствоБодена состоит не из атомизированных индивидов, а из семей как основных ячеек и социальных субъектов.

Боден считает, что государство должно гарантировать стабильность сво­их социальных элементов и с этой целью оно превращает глав социальных групп (семей) в граждан, предоставляя им гражданские права и объединяя единой властью. Граждане вступают в политическое общение, целью ко­торого является установление мира и правопорядка.

Боден исходит из тезисаАристотеля о наличии в семье трех видов влас­тных отношений - супружеских, родительских и господских - и поэтому считает невозможным предоставление равных гражданских прав подчи­ненным членам семьи. В то же времяБоден отрицает рабство и все другие формы личной зависимости человека.

В сравнении сАристотелем уБодена начинается трансформация кон­цепции прямой демократии в концепцию косвенной (представительской) демократии. Он не считает обязательным участие граждан в государствен­ном управлении, предлагая доверить его ответственным должностным ли­цам. Таким образом, мыслитель различает частнуюи публичную сферу де­ятельности гражданина.

Боден возражает против концепции сословного государстваПлатона и Фомы Аквинского. В отличие отПлатона он считает,что частная жизнь не противоречит публичной, а является его основой, а разнообразие прояв­лений частной жизни есть основа общественной гармонии.

Боден различает формы государства по носителю суверенитета как монархию, аристократию и демократию. Он не выделяет правильные и неправильные формы, считая «неправильные» только «состояниями форм», которые возникают при субъективных негативных оценках положения дел в определенном государстве со стороны тех, кто пострадал в нем от каких- то причин. Подобные «неправильные состояния форм» отличаются нерав­номерным распределением богатств, что делает их крайне нестабильны­ми.

Боден выступает против любого распыления суверенных прав монарха в так называемых «смешанных государствах». Это лишит монарха суверен­ной власти, которая является необходимым условием управления на ос­нове справедливости и законов. Все другие виды власти в той или иной форме приведут к произволу и диктатуре.

Боден определяет демократию как «зверя многоглавого и лишенного рас­судка », как государство, в котором власть народа приводит к чрезмерному увеличению законов и властей в ущерб общему делу, к уничтожению луч­ших и к выдвижению худших.

В аристократическом государстве, по мнениюБодена, многочисленные партии (кланы) аристократии скованы страхом народных восстаний и вза­имной борьбой, что замедляет процесс принятия решений и парализует государство.

Оптимальной конкретно исторической формой государства дляБоде­на является наследственная абсол ютная монар хия, т. к. только она спо­собна подавить сепаратизм феодальной аристократии и прекратить рели­гиозные войны. Монархию он считает естественной властью по собствен­ному праву монарха, которое возникает из первоначального захвата влас­ти силой, а затем подтверждается через ее наследование. Отказ от выборов делает невозможным смуты и междоусобицы в момент передачи власти.

Монарх дляБодена является наместником Бога на земле, который имеет исторический опыт длительной стабильной государственной власти и ко­торый окружен многочисленными и компетентными советниками. Мо­нарх единолично принимает решения, что обеспечивает оперативность

государственного управления. В то же время он связан в принятии реше­ний законами природы, собственным словом и заключенными договора­ми, что обеспечивает его подданным естественную свободу.

Чтобы достичь оптимального состояния государства, по мнениюБоде­на, необходимо законодательным путем поощрять благосостояние третье­го сословия, а для этого, в первую очередь, гарантировать неприкосновен­ность частной собственности. Кроме того, необходимо ввести свободу ве­роисповедания, отделить церковь от государства и прекратить религиоз­ные войны католиков и гугенотов. По его мнению, увеличение числа ве­роисповеданий снизит вероятность возникновения влиятельных вражду­ющих групп.

Третье сословие должно иметь возможность влиять на государственное управление через участие в работе Генеральных штатов, которые объеди­нят сословия, улучшЛ управление через передачу компетентных советов монарху без ограничения его верховной власти. Дебаты в Генеральных штатах неизбежно приведут к огласке злоупотреблений королевских чи-yllt Ликов.

Именно этот орган станет гарантом соблюдения естественных прав подданных.

Боден считает, что только Генеральные штаты должны решать вопросы налогообложения, т. к. они затрагивают право собственности. Монарх име­ет право вводить налоги только в чрезвычайной ситуации и"это единствен­ный случай, когда подданные имеют право сопротивляться его произволу.

Политико-правовая концепция Ж.Бодена стала переходным этапом от концепций Возрождения к концепциям Нового времени, дав рациональ­ное обоснование организации абсолютной монархии как формы перехода от средневековых династических к современным национальным государ­ствам.

Религиозные войны во Франции привели к распаду страны на воюющие между собой лагеря. С одной стороны - католики, с другой - протестанты. Междоусобицы мешали нормальной жизни общества. С критикой такого положения и обоснованием абсолютизма выступил в XVI ст. Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию.

Жан Боден родился седьмым ребенком в большой семье в городе Анже. Рос и приобретал знания в монастыре, занимался метафизикой, которая на то время была "царица средневекового знания", но у Бодена это сформировало негативное отношение к ней. Завершил образование в университетах Парижа, Анже, Тулузы. Образование для таких людей - это единственный путь к власти, получить возможность участвовать в судьбе отечества.

Когда Жан учился в Париже, у него сформировалось негативное отношение к католической церкви, после изучения трактатов немецких протестантов, французских гугенотов, Кальвина. Для Бодена авторитет Ветхого Завета выше чем Нового Завета. Наступил период, когда он отказывается от законов жизни монаха, оправдывая свой поступок тем, что был "пострижен", когда ничего не сознавал и был недееспособным.

Право Жан учился в Тулузском университете, который принадлежал до лучших учебных заведений Франции, где обучалось четыре тысячи студентов. Все они были опорой короля Франции. После окончания университета в Тулузе, преподает римское право.

Жан Боден становится великим юристом французского Возрождения, и любовь к Родине приводит его на путь служения королю. Во Франции более 30 лет велись междоусобные религиозные войны. Кровопролитие, особенно в Варфоломеевскую ночь, резня гугенотов католиками в 1572 г. привела страну к упадку. Поэтому самые верные и патриотически настроенные силы стали объединяться вокруг короля Франции, кроме того, они также устали от религиозных войн. Жан Боден чудом остался жив во время Варфоломеевской ночи, убегая через окно своего дома. События во Франции XVI века, которую раздирали религиозные, политические, экономические и правовые противоречия, тысячи убитых людей, вызвали у Бодена большое желание мира, спокойствия, согласия в обществе. Он мечтал о справедливом государстве, где будут существовать правовые гарантии свободы, развития личности. Человек должен быть спокойна за себя, за свое будущее, за свою семью, должны быть защищены ее личные права.

Авторитет Бодена как юриста был огромный. Когда он работал прокурором в Нормандии, то провел около 400 судебных дел, даже против дворянства и представителей высшей знати. В 1571 г. Жан Боден возглавляет партию политиков, которая считала, что главная задача государства - установить порядок, право и мир, а не господствующее положение той или иной веры. То, что он так выступил против религии, вызвало при дворе у многих непонимание, а то и подозрения. Чем больше Боден становился популярным во Франции, тем больше терял поддержку короля. Он вынужден был отойти от политики. Переехал в город Лан, женился на вдове, а после смерти ее брата унаследовал должность королевского прокурора. Умер Жан Боден от чумы во время эпидемии. Так закончилась жизнь великого юриста во времена смуты во Франции и Европе.

Жан Боден написал сочинение "Шесть книг о государстве" в 1576 г. Латыни для всей Европы книга была издана в 1584 г. Основные политико-правовые идеи этой работы следующие: 1. Ж. Боден выступал против феодальной децентрализации. 2. Призвал прекратить религиозный фанатизм. 3. Самая основная и главная идея заключалась в том, что Же. Боден первый в истории политико-правовой мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства. Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными.

Власти государства - постоянная и абсолютная. Это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными государствами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет Же. Боден понимал как независимость государства от Папы Римского, от церкви, от другого государства.

Суверенитет как верховная власть дает права: 1. Издавать и отменять законы. 2. Объявлять войну и заключать мир. 3. Назначать высших должностных лиц. 4. Осуществлять верховный суд. 5. Миловать. 6. Чеканить монету. 7. Устанавливать эталоны меры и веса. 8. Взимать налоги.

Государство Боден определял как правовое управление многими семьями и тем, что в них есть общее, на основе суверенной власти. Государство - это правовое управление согласно со справедливостью и законами природы. Правом оно отличается от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов. Государство - совокупность семей, а не отдельных лиц. Семья - основа и средоточие государства. В семье Же. Боден различает три вида властных отношений: 1. Супружеские. 2. Родительские. 3. Барские.

Рабство Же. Боден не признавал и был против его существования. Он также выступал против различных форм государства, как правильных так и неправильных, и даже смешанных. Надо исходить из того, поучал Боден, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим, большинству.

К демократии Же. Боден относился отрицательно, потому что при демократии много законов, а общее дело в наследственные. Лучшая форма государства - монархия. Монарх, как Бог, без помех правит подданными. Власть передается наследнику, и она существует тысячу лет. Много кто советует, но решает один.

Жан Боден выступил в защиту частной собственности, потому что она связана с законами природы. Природный закон запрещает брать чужое, а имущественное равенство - гибель для государства.

По способу осуществления власти Же. Боден делит все государства на три вида: 1. Законны. 2. Вотчинные. 3. Тиранические. В законных подданные повинуются законам, а сам руководитель только законам природы. В вотчинных - силой, оружием руководитель захватил имущество людей и правит как отец в семье. В тиранических - руководитель презирает естественные законы, распоряжается свободными людьми как рабами, а их собственностью как своей.

В наше время учение Жана Бодена достаточно актуален. Во-первых: Суверенитет присущ только государству, как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Во-вторых: Суверенитет - неограниченный, он или есть, или его нет, его нельзя ограничить. В-третьих: Суверенитет неделим.