Становление абсолютных монархий в западной европе. Абсолютная монархия


Становление и развитие абсолютной монархии. XV в. в истории Англии ознаменовались ослаблением королевской власти и усилением явлений децентрализации. Старое дворянство, терявшее свои экономические позиции, стремилось отстоять свою политическую самостоятельность, препятствуя дальнейшей централизации страны. Крупные бароны, имевшие значительный политический вес на местах, подчинили своему контролю не только местное управление, но и, оказывая влияние на выборы в парламент, заполнили нижнюю палату своими ставленниками. На протяжении всего XV в. баронская аристократия вершила судьбы

страны, ввергая ее в феодальные распри и династические войны. В 1399 г. по инициативе баронов северных графств был низложен последний король из династии Плантагенетов. Воцарение новой династии - династии Ланкастеров не исправило положения. В 1455 г. началась феодальная междоусобица, поводом к которой послужил династический спор между правившей династией Ланкастеров и родственниками королевского дома, крупнейшими землевладельцами Англии герцогами Йоркскими. Война, получившая название войны Алой и Белой розы, продолжалась до 1585 г. и закончилась возведением на престол Генриха VII Тюдора представителя младшей ветви Ланкастерского дома.
На протяжении более, чем векового правления Тюдоров (1485-1603 гг.) в Англии сложилась и достигла расцвета новая форма правления - абсолютная монархия.
Начало процесса укрепления центральной власти положил основатель династии - Генрих VII (1485-1509 гг.). Он подавил несколько мятежей знати, распустил феодальные дружины, конфисковал земли непокорных баронов, уничтожил аристократические кланы тех, кто по праву крови мог претендовать на английский престол. Уже в период его правления английский парламент стал послушным орудием королевской власти, с помощью которого король проводил свои основные решения. Это стало возможным в результате политики лавирования между интересами различных социальных групп.
Политику Генриха VII продолжил его сын - Генрих VIII (1509-1547 гг.), в период правления которого абсолютизм в Англии приобрел сложившиеся формы. Отличаясь властным и даже деспотичным характером, Генрих VIII практически добился подчинения парламента королю, преобразовал государственную административную систему, провел церковную реформу, в результате которой главой церкви в Англии стал король. В 1539 г. он добился от парламента признания за королевскими указами - ордонансами- равной юридической силы с парламентскими статутами. Центральным административным органом королевства стал Тайный совет короля, которому была передана исполнительная власть в государстве. Стремясь распространить королевскую власть не только на светские, но и на церковные дела, он провел в Англии церковную реформу, в результате которой английская церковь вышла из под власти римского папы. Поводом к ней послужил отказ папы Климента VII признать развод Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской. В ответ на это под давлением короля английский парламент принял «Акт о супрема- тит (1534 г.), в котором папская власть в Англии отменялась и главою церкви провозглашался английский король. Парламентскими актами 1535-1539 гг. в Англии были закрыты все монасты- 176
ри и предписана секуляризация церковных земель. Конфискация монастырских земель и имущества значительно укрепила экономическое могущество королевской власти.
Пользуясь правами главы церкви, Генрих VIII провел преобразования и самого вероучения, которые привели к появлению особого вероисповедания - англиканства, представляющего собой смесь католицизма и протестантизма. Окончательно основы англиканской догматики и обрядности в целом оформились в период правления его сына - Эдуарда IV (1547-1553 гг.). В результате такой реформации англиканская церковь сохранила католическую обрядность и духовную иерархию, хотя главой церкви стал английский король. В ее доктрине католическое учение о спасающей силе церкви сочеталось с протестантским учением о спасении личной верой и о значении Священного писания как основы вероучения. Церковная реформа Генриха VIII, с одной стороны, усилила и обогатила королевскую власть в Англии, а с другой - создала оппозицию как со стороны английских католиков, так и со стороны английских и шотландских протестантов.
Наивысшего расцвета английский абсолютизм достиг в период правления Елизаветы I Тюдор (1558-1603 гг.), которая довела до совершенства политику лавирования между старым дворянством и буржуазно-дворянским лагерем джентри и городских буржуазных элементов. Однако уже в конце ее правления стали наблюдаться зачатки кризиса абсолютизма. Набиравшие экономическую силу буржуазные элементы активно стремились к перераспределению власти в свою пользу.
Нарастание кризиса абсолютизма связано с правлением первых королей из династии Стюартов, воцарившихся после смерти бездетной Елизаветы I. Пытаясь противодействовать набравшей силу оппозиции, представители этой династии - короли Яков I (1603-1625 гг.) и Карл I (1625-1649 гг.) проявили стремление установить в Англии порядки, присущие абсолютным монархиям континентальной Европы. Так Яков I ознаменовал свое восхождение на трон декларацией, названной им «Истинный закон свободной монархии», где объявил, что «король является верховным властителем над всей страною точно так же, как он является господином над всяким лицом, которое в ней обитает, имея право жизни и смерти над каждым из обитателей». Здесь же было заявлено, что король «выше закона» и «ввиду этого общие законы, выработанные публично в парламенте, по известным королю соображениям в силу его власти могут быть смягчены и приостановлены по причинам ему только известным». Стремлением утвердить в Англии принципы неограниченной и бесконтрольной королевской власти Яков I настроил против себя парламент. Уже первый парламент, созванный в его правление, указал на заблуж-

дения короля, полагавшего, будто «привилегии палаты общин основаны на доброй воле короля, а не на исконных ее правах». Парламентская оппозиция постоянно отказывала королю в достаточном финансировании его начинаний, что вынуждало Якова I искать новые источники пополнения казны. Взяв курс на полное упразднение власти парламента, он, не дожидаясь решения парламента, ввел новые повышенные пошлины, начал торговать землями из королевского домена, дворянскими титулами и патентами на промышленные и торговые монополии.
Политику Якова I продолжил его сын и преемник Карл I. В 1629 г. он вообще распустил парламент. Беспарламентское правление Карла I ознаменовалось нарушением основных английских законов в податном и судебном о1,ношениях. Им была введена новая - корабельная подать, активно заработали чрезвычайные суды по политическим и церковным делам - Высокая комиссия и Звездная палата. Репрессивные мероприятия короля только обострили политическую ситуацию и в конечном итоге привели Англию к революции.
Общественный строй. Изменения, происходившие в экономике, не могли не отражаться на социальной структуре населения. Прежде всего менялся облик английского дворянства. В результате междоусобной феодальной войны (1455-1485 гг.), значительная часть феодальной аристократии была истреблена. Поднялось значение нового дворянства - джентри, ряды которого пополнялись за счет городской буржуазии (ростовщиков, купцов) и разбогатевшего крестьянства, покупавших рыцарский патент и переходивших в сословие дворян. Пытаясь увеличить свои доходы, джентри активно развивали новые капиталистические формы хозяйствования в деревне. В своих поместьях они перешли к товарному производству, разводили овец, торговали шерстью и другими продуктами. Помимо эксплуатации крестьян-держателей они активно использовали труд наемных сельскохозяйственных рабочих, приносивший огромный доход.
Существенные изменения произошли и в составе крестьянского населения. Деление на фригольдеров, превратившихся в собственников земли, и копигольдеров - лично свободных, но поземельно зависимых, сохранялось. Но из числа состоятельных собственников выделилась прослойка йоменов - разбогатевших крестьян, порой пополнявших ряды нового дворянства. В то же время продолжала отслаиваться и группа малоземельных крестьян - коттеров (или коттеджеров), живших в страшной бедности и имевших лишь небольшой приусадебный участок земли и хижину (коттедж). Стремление нового дворянства увеличить производство шерсти порой приводило к расширению скотоводческих пастбищ за счет крестьянских земель. Огораживая пастбища, джентри 178
насильственно сгоняли крестьян с земли, уничтожая целые деревни и вынуждая крестьян превращаться в сельскохозяйственных рабочих. Все это приводило к тому, что английская деревня ранее города становилась базой для развития капиталистических отношений.
Возросшее значение нового дворянства и зарождавшихся буржуазных элементов, заинтересованных в целостности страны и развитии национального рынка, приводило к усилению королевской власти как опоры стабильности в стране. Таким образом, предпосылки абсолютизма коренились прежде всего в социально- экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений.
Государственный строй. По форме правления Англия XV в. - первой половины XVI в. являлась абсолютной монархией. Центральными органами власти и управления были король, Тайный совет и парламент.
Король сосредотачивал в своих руках всю реальную власть, являясь одновременно главой государства и англиканской церкви. Он созывал и распускал парламент, имел право без участия парламента издавать законодательные акты - ордонансы- и налагать вето на любой парламентский акт; назначал на высшие государственные должности; являлся верховным судьей и главнокомандующим вооруженных сил. Однако, в силу островного положения военную мощь страны составлял только сильный флот. Регулярной армии, на которую могла бы опереться королевская власть, в Англии не было. Королевская гвардия, созданная Генрихом VIII, насчитывала не более двухсот человек. В случае необходимости предполагался созыв войск местного ополчения, предназначенных для защиты страны, на содержание которых власть не тратила ни пенса.
В период абсолютизма важное значение приобрел Тайный совет короля - постоянно действующий исполнительный орган королевства. Он был немногочисленным и четко определенного состава не имел. Как правило, в него входили высшие сановники государства: королевский секретарь, лорд-канцлер, казначей и др. В своих действиях Тайный совет подчинялся исключительно королю. Компетенция его являлась довольно обширной, но законодательно неопределенной. Совет участвовал в составлении королевских указов, управлял английскими колониями, занимался вопросами внешней торговли, выполнял некоторые судебные функции и др.
Парламент как орган сословного представительства сохранил важную роль и в период абсолютизма. Структура его не изменилась. По-прежнему он состоял из двух палат - палаты лордов и палаты общин, социальный состав которых претерпел некоторые
изменения. В результате феодальной войны 1455-1485 гг. и преследований сепаратистов первыми королями из династии Тюдоров численность баронской аристократии значительно сократилась. Титул лорда теперь можно было получить за выдающиеся заслуги перед короной. В связи с этим в верхнюю палату порой попадали лица, не являвшиеся представителями родовой аристократии. Возможность купить дворянский титул (рыцарский патент) изменила и социальный состав нижней палаты, основу которой составили новое дворянство и зарождавшаяся буржуазия. Главная же прерогатива парламента - решение вопросов, связанных с налогообложением, сохранилась и в период абсолютной монархии.
Огромную роль в укреплении абсолютизма сыграла несколько преобразованная судебная система. Наряду с традиционными судами общего права появились так называемые суды справедливости (суд канцлера, суд адмиралтейства), решавшие дела, которые не могли быть рассмотрены судами общего права из-за отсутствия в них соответствующих правовых норм. Такие дела возникали на почве развивающегося мореплавания и морской торговли. Первоначально их разбирал сам король «из милости», а когда количество дел выросло, рассмотрение их было поручено канцлеру. При решении дел канцлер руководствовался не только принципами справедливости и доброй совести, но и нормами римского частного права.
Вопреки традиционной судебной системе в период абсолютизма были созданы чрезвычайные суды - Звездная палата и Высокая комиссия. Звездная палата, возникшая еще в период правления Генриха VII, для наблюдения за соблюдением статутов о роспуске вооруженных дружин знати, впоследствии превратилась в суд короля по делам политической измены. Высокая комиссия являлась верховным церковным судом, решавшим вопросы, связанные с вероотступничеством от англиканства.
Система местных органов управления изменилась мало. По- прежнему органы местного самоуправления избирались населением. Однако и здесь власть короля была усилена. Учреждалась должность лорда-лейтенанта, который назначался королем в каждое графство для руководства местным ополчением, а также контроля за деятельностью мировых судей и полиции.
Таким образом, в XV в. - первой половине XVI в. в Англии возникла и получила развитие абсолютная форма монархии. Английский абсолютизм имел ряд специфических черт, отличавших его от абсолютизма классического образца. Во-первых, несмотря на усиление королевской власти в Англии продолжал функционировать парламент, сохранивший свои основные прерогативы. Во- вторых, были сохранены выборные органы местного самоуправ- 180

ления. В-третьих, королевская власть не располагала развитым аппаратом чиновников и не имела в своем распоряжении постоянной армии. В совокупности особенности английского абсолютизма определили его незавершенный характер.

В период позднего средневековья не осталась неизменной и государственная система европейских стран. На смену сословно-представительной монархии, обеспечивавшей определенное равновесие общественных сил в XVI-XVII вв., после подавления сепаратизма феодальной знати, пришла абсолютная монархия.

С конца XV века в Европе идет переход к абсолютной монархии от сословно-представительной, такой форме правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит монарху - королю, императору, царю. Юридическое обоснование своей власти монархи находили в восстановлении нормы римского права, которая была зафиксирована в VI веке в Кодексе византийского императора Юстиниана: «Воля императора имеет силу закона».

Характерные черты периода абсолютизма в Европе:

формирование институтов публичной власти - созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах;

постоянная наемная армия;

налоговая и фискальная система;

аппарат насилия - полиция;

судебная система;

унифицированное государственное право;

Происходит эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти - это Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг в Германии, ригсдаг в Швеции, сеймы в Речи Посполитой, Земские соборы в России; также происходит изменение отношений государства и церкви - государство деспотично подчиняет себе церковь.

Основные причины перехода к абсолютизму в Анrлии и Франции состояли в следующем.

Bo-пepвых, в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Peлигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Bo-втopых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении гocyдарством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

B-тpeтьиx, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась, Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору.



В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торгoвлю.

Становление абсолютистской монархии в Англии связано с правлением Генрuxа VII(1485-1509),во Франции - Франциска I(1515- 1547). Реальная власть сконцентрировалась в руках их ближайших приближенных. В Англии это был тайный совет (в eгo состав входили чиновники высшего paнгa, ответственные перед королем) и Звездная палата (она рассматривала дела о государственной измене и искореняла оппозицию местной феодальной знати). В период устaновления абсолютизма в Англии число лордов, заседавших в парламенте, сократил ось более чем наполовину. Большинство из них были казнены или лишены всех привилегий. Французский король опирался на Большой королевский совет.

Формально opгaны сословного представительства не прекращали свoeгo существования. Однако во Франции во время правления Франциска l генеральные штаты не созывались ни разу. В Англии парламентская система сохранилась, однако роль парламента в политической жизни уменьшилась. И на eгo состав, и на принимаемые законы решающее влияние оказывал королевский двор.

В оппозиции абсолютизму находилась местная феодальная знать, стремящаяся сохранить свои привилегии. Во Франции борьба феодальных кланов за влияние на политику двора обострилась в период религиозныx войн (1562-1594) между католиками, сторонниками контрреформации, и протестантами, которые называли себя гyгeнoтами.

Наиболее известным и подробно описанным в художественной литературе эпизодом этих войн была Варфоломеевская ночь, резня, учиненная католиками в Париже. В ходе нее погибло около 2 тыс. гугенотов.



В Англии сопротивление абсолютизму также приняло религиозную форму.

Тенденции к усилению центральной власти проявлялись в Испании, Австрии, небольших государствах Италии, Германии. Однако сопротивление местной знати и религиозное многообразие огpаничили их проявление.

Большую популярность в Европе приобрели труды флорентийца Н. Макиавелли (1469- 1527). Он обосновывал необходимость в интересах государства и eгo народа правления сильной личности - государя, который действует решительно, рационально, переступая, если необходимо, морально-этические нормы.

В 16 в. во Фр. Появляется мануфактура – это 1-я стадия капиталистического промышленного производства. Бурное развитие капиталистич отношений вызвало важные сдвиги в соц культуре общества. Наряду с феодалами появляется новый класс крупных собственников. С опорой на них и мелкое дворянство королю окончательно удается подавить крупных феодалов и установить абсолютную монархию.

Становление абсолютизма начался с воцарения династии Бурбонов . После победы Генриха 4 им стали проводиться реформы направленные на усиление королевской знати. Убийство Генриха 4 ненадолго приостановило реформы, но затем они были продолжены Кардиналом Ришелье, который подчинил себе сына Генриха 4 – Людовика 13, т. о. мог безраздельно управлять страной. Под его руководством была усилена централизация административного аппарата суда и финансов.Завершил становление абсолютизма Людовик 14. В области гос. Власти и в управлении происходят следующие изменения:

1.Усиливается контроль гос-а над церковью.

2.Гос-енные органы начинают разделяться на две параллельно существующие ветви:

Учреждения наследованные от феодальной эпохи.

Органы созданные абсолютизмом. Данные учреждения назначались правительством, должности не продавались

Гос-енный аппарат получил следующий вид:

Во главе гос-а находился король, который объединял в себе законод-ьную, суд-ную и испол-ельную власти .

В управлении гос-ом королю помогал ГосСовет ранее бывший совещательным органом при короле.

Довольно большое значение имел «Тайный совет» состоящий из приближенных короля.

Функции правительства выполняла канцелярия короля, главным в которой был генеральный контролер финансов.

Канцлеру в управлении помогали 4-е гос. Секретаря.

Центрально–отраслевое управление осуществлялось министерствами.

- Местное управление так же состояло из 2-х органов, которые реальной властью не обладали, а управление осуществлялось феодалами .

Абсол-я монархия во Франции прекратила свое существование в 1710г. в результате начала 2-ого этапа великой французской революции.

ОРДОНАНСЫ.

С усилением королевской власти преобладающее значение переходит к королевским указам – ордонансы. Наряду с ними существовали указы крупных сеньоров. Совместно с обычным правом действовало каноническое право, которое регулировало вопросов организации и деятельности католической церкви, атак же некоторые вопросы гражданского права и все семейное право. В отношении земельной собственности действовал принцип майората, по которому во избежание дробления феода он переходил в наследство только старшему сыну.

В области уг-ных преступлений и наказаний господствовали нормы обычного права, королевские ордонансы лишь дополняли их. Делались попытки разделить преступные деяния по разрядам, так кутюмы Бовэзия различают преступления тяжкие, средние и легкие. Практиковалось деление по объекту преступления. С этой точки зрения суд-я практика различала преступления: против церкви и религии, против гос-а, против частных лиц.



Порядок судопроизводства до 13 в. отличался большим формализмом. Стороны и свидетели должны были произносить формулы, ошибка в которых влекла за собой неудачу в процессе. С 13 в. данное судопроизводство уступает место процессу сложившемуся под влиянием канонического и римского права.

Подготовка к рассмотрению дела производилась лицом назначенным судьей. По уг-ным делам судам постепенно переходят розыскные формы. Суд-ные органы сами возбуждали дела и расследовали, в суд-ном процессе широко применялись письменные доказательства, права обвиняемого были занижены.

Наиболее распространённой формой правления в эпоху позднего Средневековья оставалась монархия, но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену сословной монархии приходит абсолютизм. Расцвет абсолютизма 17 век. Характерными признаками абсолютизма были: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; отсутствие сословно-представительских учреждений; выстраивание иерархической системы органов центральной и местной власти; наличие мощного чиновничьего бюрократического аппарата; регулярная армия. Образцом европейского абсолютизма являлась Франция. При Генрихе 4 (1589-1610) процесс централизации власти усилился. При его сыне Людовике 13 (1610-1643) пост первого министра в течении двух десятилетий занимал кардинал Ришелье, которому принадлежит особая роль в укреплении абсолютизма. В Англии королевская власть тоже значительно усилилась. Английский абсолютизм приобрёл законченные формы при Генрихе 8 Тюдоре(1509-1547) и достиг своего расцвета при его дочери Елизавете 2, которая правила страной 45 лет. Подобную политику продолжил и Яков 1 Стюарт (1603-1625), но он, как и его сын Карл1, свое царствование провёл в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В палате общин большинство составляло купечество, которое пыталось направить политику в свою сторону. Самая деспотичная в Европе – Испания.

9. Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу. Европейские буржуазные революции.

В XVI-XVIII вв. Европа пережила три крупных революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), Английскую (1640-1660 гг.) и Французскую (1789-1794 гг.). Первая в Европе буржуазня революция в Нидерландах во многом была связана с противоречием между феодальной Испанией и находящимися под властью испанской короны Нидерландами, страной нарождающейся буржуазии. Поэтому революция здесь приняла форму борьбы Нидерландов за свою независимость. В итоге Английской буржуазной революции был уничтожен абсолютизм, установилась конституционная монархия, свобода торговли и предпринимательства, ряд политических свобод. Начался процесс формирования правового государства и гражданского общества. Процесс модернизации стремительно развивался и в экономике, завершившись промышленным переворотом конца XVIII в. Великая французская революция смела все сословные барьеры, распродала земли многих дворян крестьянам, ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан.

Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм) отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества – с XVIII в. началось формирование массовой буржуазной культуры.


Больших успехов в этот период достигла наука. Начиная с первой половины XVII в., научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений.

Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения. По всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам.

Таким образом, в период со 2-й половины XVII до конца XVIII вв., феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX в. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства.

С конца XVIII в. начинается становление индустриального общества. Переход к индустриальной экономике включал два этапа. Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII-начале XVIII вв. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть промышленным переворотом. Промышленный переворот начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности и завершался бурным ростом железнодорожного строительства. Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники системой машин. Машинное производство диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни.

Были найдены новые источники энергии и способы ее использования (пар, электричество). Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность.

Большие изменения происходили в организации производства. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах.

К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупную машинную индустрию, современный транспорт, мировой рынок. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы. В конце XIX в. мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США).

Становление индустриального общества сопровождалось резким увеличением народонаселения. и ростом городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах, в 1900 г. - уже 13,6%. Ускорился рост больших городов, появляются города-миллионеры. Растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку. В XIX в. меняется социальная структура населения. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций как исторически сложившихся общностей с единой государственностью, экономической жизнью (национальным рынком) и литературным языком.

Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Лишь немногие страны, например, Испания, вошли в XX в. с монархическим устройством. Многие политические преобразования XIX в. были связаны с социальными революциями и Наполеоновскими войнами. Франция после революции 1789 г. пережила в XIX в. еще три революции. В 1848 г. произошли революции в Германии, Франции, Италии и Испании. Особенность социальных потрясений XIX в. - их синхронность. Противоречивую роль сыграли Наполеоновские войны. Помимо многих их отрицательных последствий продвижение наполеоновской армии по Европе сопровождалось отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства.

Развитие капитализма в различных странах шло неравномерно. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США. Опасным конкурентом для нее стала и Германия, которая совершила грандиозный скачок в своем развитии и заняла лидирующее положение в Европе. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии. Франция, революционизировав всю Европу, в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Испания и Италия заметно отставали в европейской гонке.


1. Родственники Девиса добились выдачи приказа "Хабеас корпус". Арестованный Девис предстал перед судьёй королевской скамьи Блером. Однако последний отказался рассмотреть данное дело, сославшись на то, что наступили осенние каникулы. Правомерны ли действия судьи

Действия судьи не правомерны, т.к. согласно ст. X "Хабеас корпус" 1679г. "будет дозволено всякому заключенному... делать заявления и получать свой... Habeas corpus... из судов,. и если... лорд-канцлер... или судья... откажут хотя бы в вакационное время в каком-либо приказе Habeas corpus, который должен быть выдан согласно настоящему акту,. то они будут каждый в отдельности подлежать штрафу в сумме 500 фунтов в пользу потерпевшего лица... ". Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000.

2. Особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы

Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению “Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!".

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание централизованного аппарат управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должности заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов . Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет: и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы . Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов . Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.

Судебная система. Несмотря на усиливающуюся централизацию судебной системы, она также оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Иногда короли выкупали сеньориальное право суда, как, например в 1674 году в сеньориях, примыкающих к Парижу. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.

Крайне запутанной была и система королевских судов. Низшие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552 году предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Германия.

Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило не - сколько по иному, чем в Англии и Франции. Ни один города Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности. Реформация и крестьянская воина. Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно - вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство. Тридцатилетняя война. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти. По Вестфальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 / под ред. О.А. Жидкова. Н.А. Крашенниниковой. М., 1999. .

Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Княжеский абсолютизм. В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма был результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия. Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически иногда даже не соприкасавшихся друг с другом. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высший орган управления - тайный совет должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян. рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским. Австрийский просвещенный абсолютизм. В XVIII в. в Западной Европе получило развитие "просветительское движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может служить политика Австрии. Австрия представляла собой многонациональное государство, которое в XVIII в. в отличие от усиливающейся Пруссии, переживало сложную ситуацию. Это было связано с борьбой за престол. После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия, но германские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезии пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны Австрийского государства и прежде всего в организации армии, Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военной сферы. Была введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицерских кадров учреждалась военная академия. Было ограничено крепостное право: сокращена барщина, введен контроль со стороны государства за судебной властью помещиков, созданы сборники гражданского и уголовного права. Финансовая реформа выразилась во введении всеобщего подоходного налога на базе всеобщей переписи населения. Значительное внимание уделялось образованию: за счет государства создавались школы, специальные учебные заведения. Все эти реформы сопровождались централизацией государственного аппарата, упразднением остатков сословно-представительной монархии. Продолжателем дела Марии-Терезии стал ее сын Иосиф III, выбранный в 1765 г. императором Германии. Иосиф II отменил крепостное право. Был создан свод законов, воспринявший требования просветителей в области судопроизводства: отменялись судебные пытки, ограничивалось применение смертной казни. Школьному обучению было дано светское направление. Церковная реформа ограничила привилегии католической церкви, был принят эдикт о веротерпимости. Государство оказывало поддержку сельскому хозяйству и промышленности; были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, увеличены пошлины на ввозимые товары; освобождены от налогов на 10 лет новые промышленные заведения. Было введено строго централизованное управление, уничтожены различия между областями. Недовольство методами осуществления реформ со стороны как социальных, так и национальных сил привело к массовым выступлениям против проводимых преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения, которые успели дать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления капиталистических отношений.

Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил в литературе название" "незавершенного". Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение Политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского образца.

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля.

Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Усилившаяся королевская власть не смогла упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003.

Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 года, который приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.

Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлению новых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли.

В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов английская система управления постепенно распространялась на всю Британию. В 1536-1542 гг. в состав английского государства был окончательно интегрирован Уэльс. В 1603 году под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии - Ольстер. С 1603 года в результате династического престолонаследия в личной унии с Англией (под властью одного короля) стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования. .

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия . В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, "беспорядки духовного и церковного характера". Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви - как с католиками, так и со сторонниками наиболее радикальных и демократических форм протестантизма (например пресвитерианства, укоренившегося в Шотландии). Любые три члена комиссии, если среди них был один епископ, обладали правом подвергать наказанию лиц, не посещающих церковь, пресекать ереси, смещать пасторов. В дальнейшем к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд сугубо светских дел - о бродягах в Лондоне, о цензуре и т.п. Реформированная церковь, сохранив немало черт католицизма как в структуре, так и в богослужении, превратилась в орган, одной из задач которого стала пропаганда теории божественного происхождения власти короля.

С установлением абсолютизма система местных органов управления стала более стройной, возросла их зависимость от Центральных органов власти. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы - церковного прихода. Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Приход представлял собой низовую самоуправляющуюся единицу, сочетавшую функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т.п. Кроме того, собрание избирало должностных лиц прихода (церковных старост, надзирателей за бедными и пр). Ведение церковных дел в приходе осуществлялось настоятелем прихода. Вся его деятельность была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов. Четвертные сессии мировых судей превратились в высшие инстанции по всем вопросам, относящимся к делам управления приходами. Собрания графств, еще сохранившиеся от прежнего периода, окончательно теряют свое значение. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М., 1999.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако помимо них создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы ц "мятежных" графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти (первоначально - с непокорными феодалами). Судопроизводство в ней носило в основном инквизиционный характер, а решения выносились по усмотрению судей. Впоследствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось "общественное спокойствие" (Уэльс, Шотландия).

В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели включались в состав суда. Имущественный ценз для присяжных по закону Елизаветы 1 был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.

Основные принципы организации армии изменились незначительно. Во время установления абсолютной монархии Генрих VII (1485-1509 гг.), чтобы подорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.

Упразднение вооруженных сил крупных феодалов в Англии не повлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжала основываться на ополчении в виде отрядов милиции.

Английское государство, занимая островное положение, нуждалось для защиты своей территории в сильном морском флоте. Военный флот стал основой вооруженных сил Англии, орудием господства на морях и колонизации других территорий.

Список использованной литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. М., 1999.

2. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2003.

3. История государства и права зарубежных стран. Ч.1 / под ред. О.А. Жидкова. Н.А. Крашенниниковой. М., 1999.

4. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.

Подобные документы

    Социальные и политические причины усиления абсолютной монархии в Европе. Годы правления Генриха VII, результаты деятельности. Создание первых постоянных английских посольств за границей. Предпосылки усиления абсолютной монархии в Англии при Генрихе VIII.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2014

    Предпосылки возникновения и характерные черты абсолютизма как особой системы властвования в странах Западной Европы. Эволюция абсолютизма в социально-политической системе европейского общества. Специфика французской и английской абсолютной монархии.

    реферат , добавлен 21.06.2015

    Становление Французского королевства после распада империи Каролингов, период сеньориальной монархии. Усиление королевской власти, формирование сословно-представительной монархии XIV-XV вв. Завершение государственной централизации, абсолютная монархия.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2014

    Причины и истоки рецепции, применение "императорской власти" для реализации римской идеи в странах Западной Европы. Начальный этап рецепции (глоссаторы). Деятельность постглоссаторов. Специфика применения римского права во Франции, Англии, Германии.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2011

    Общая характеристика источников феодального права государств Западной Европы. Реципированное римское право. Особенности назначения и исполнения наказаний в Средневековье. Этапы судебного процесса. Специфика судоустройства и судопроизводства в Англии.

    реферат , добавлен 04.06.2014

    Первое упоминание о законах Ману, появление дхармашастр. Суд, его органы и процесс по законам Ману. Суть абсолютной монархии, сложившейся во Франции в период с XVI по XVIII вв. Конституция Франции 1791 г. и 1793 г.: сравнительная характеристика.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2015

    Социально-экономические перемены и развитие буржуазных отношений в Западной Европе как предпосылки возникновения абсолютизма. Торжество неограниченной монархии во Франции. Крестьянские восстания в Англии и Германии, особенности английского абсолютизма.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2011

    Понятие разгосударствления и его основные способы. Формы и принципы приватизации, ее объекты, модели, сроки. Особенности приватизации в России, странах СНГ и Западной Европы. Предпосылки и цели проведения, этапы, итоги и перспективы приватизации в России.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Понятие, сущность и признаки абсолютной монархии, ее исторические виды, достоинства и недостатки. Сравнительный ее анализ с другими формами государственного правления. Исследование абсолютной, дуалистической и парламентарной монархий в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Переход России к абсолютизму. Внутренние и внешние условия, уровень социально-экономического развития страны, хронологические рамки процесса. Особенности абсолютной монархии, ее дворянский характер. Власть императора, изменение порядка престолонаследия.