Политическое поведение: понятие, факторы, виды и формы. Основные элементы политического поведения. Основные формы политического поведения

Cлайд 1

Политическое поведение 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения.

Cлайд 2

Многообразие форм политического поведения. Прочитать пункт 1 стр.173-177 и проанализировать план. 1.Сущность политического поведения: а) политическое поведение как взаимодействие с социальной средой, различными политическими слоями; б) мотивы политического поведения. 2. Формы политического поведения: а) открытые и закрытые; действие и бездействие; б) традиционные и инновационные; в) конструктивные и деструктивные; г) индивидуальные, групповые и массовые; электоральное поведение; д) нормативные и отклоняющиеся; экстремальные; е) протестные; ж) аффективное поведение

Cлайд 3

Политический терроризм. ТЕРРОРИЗМ (террор) (от франц. terreur - страх, ужас), термин вошел в употребление в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Впоследствии приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями. Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Политический терроризм- систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия или угроза применения насилия, причиняющего вред людям имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти.

Cлайд 4

Причины терроризма: Неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; Обострение проблемы бедности; Концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; Усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; Сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности

Cлайд 5

КОНФРОНТАЦИЯ (франц. confrontation), противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов). МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus - крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Cлайд 6

Регулирование политического поведения. Почему необходимо законом установить границы политической свободы? В чем состоит связь между утверждением в общественном сознании демократических ценностей и политическим поведением? Почему наличие политических организаций увеличивают возможность регуляции политического поведения? Почему политические знания и информированность о событиях благоприятно влияют на политическое поведение? Какие качества политических лидеров оказывают воздействие на политическое поведение их сторонников?

Политическое поведение

1. Политическое поведение: понятие, факторы, виды и формы.

Политическое поведение:1) любая форма участия людей в осуществлении власти или противодействие ее осуществлению, которая включает участие в формальных организациях и массовых движениях, вовлеченность в политическую систему или сознательную отрешенность от нее, публичная манифестация взглядов для воздействия на политические взгляды и политические институты, сюда же относим голосование против всех и неявка на выборы. 2) политическое поведение понимается как политическая социализация, то есть усвоение индивидом политических ценностей, норм и традиций общества.

Факторы, влияющие на политическое поведение

1.Психологические- характер индивида, инерционные механизмы его поведения, степень его своды в рамках данных институтов власти.

2.Экономические – степень экономической независимости индивида, интенсивность экономического давления на общество, что проявляется в уровне и качестве жизни. 3.Социальные – характер и интенсивность социального контроля.

4.Характер и интенсивность группового воздействия - каждый индивид принадлежит определенной социальной группе.

5.Степень остроты социального противостояния – октябрь 1993 г. в Москве, смутное время.

6.Ситуационные – особенности внутри политической обстановки, особенности международной остановки, специфика поведения политических организаций и лидеров.

7.Характер и уровень эффективности средств массовой информации – чеченская война.

Цель политического поведения, с точки зрения существующей власти как конструктивная так и деструктивная.

Виды политического поведения

Для 90-х годов ХХ века политическое поведение значительной части населения России можно определить по следующим видам: импульсивное, волевое, суггестивное и принудительное.

Импульсивное поведение: источником является актуальная потребность, начинается импульсом потребности и заканчивается актом ее удовлетворения.

Волевое поведение – человек делает не то, к чему принуждает его актуальная потребность, чего ему хочется, а то, что соответствует его личным интересам (общим интересам его Я как социального индивида).

Суггестивное – человек действует не согласно своей актуальной потребности, не по собственной воле, а под чужим влиянием, и, в тоже время, переживает это и действует по своему желанию, а не чужому велению.

Принудительное поведение – мы действуем, но при этом чувствуем, что выполняем чужую волю, что по своему желанию мы бы за это дело не взялись.

Типы политического поведения:

1.Открытые (политические действия)

2.Закрытые (политическое бездействие)

Выход из сферы политических отношений из-за низкого уровня политической культуры.

Выход из сферы политических отношений как результат заорганизованности политической смстемы, разочарование и безразличие деятельности политическим институтам

Политическая апатия как форма неприятия политической системы

Политический байкот как выражение активной враждебности к политической системе.

Формы политического поведения

1.Индивидуальные – более индивидуализировано поведение в ходе избирательных кампаний, поэтому в развитых странах и России сегодня поведению избирателей уделяется осоое внимание: опросы общественного мнения, выборочные исследования, анализ результатов предыдущих выборов, и то и другое создают империческую базу для выработки модели поведения избирателей на выборах.

Факторы влияния на избирателей

1.Коренные:

Симпатии избирателя к политическим партиям

Совпадение надежд избирателя и программы целей партии

Знание избирателем своих кандидатов

2.Социальные конфликты в обществе, актуальные события в экономической жизни, личность лидера партии, уровень пропаганды, уровень политической культуры избирателей.

Массовое поведение: проявляется на митингах, забастовках, актах гражданской поддержки и гражданского неповиновения, бывает организованным (заявлено организатором, разрешено властью, приняты меры безопасности. Определено мести) и неорганизованным - поведение толпы, и участники организованной демонстрации может превратиться в толпу (Г. Лебон –психологи толпы).

Признаки толпы:

1.Аффективность поведения людей.

2.Отризание ими разумных доводов.

3.Деструктивность поведении, вплоть до погромов.

4.Отсутствие социального ориентира, массовые недовольства.

5.Выбор «врага».

6.Отрицание всяких дискуссий в пользу самых примитивных лозунгов и любой демагогии.

7.Отсутствие всяческой дисциплины.

8.Подчинение лидеру, либо грубой силе.

Предпосылки этого феномена:

1.Социально-экономические и политические кризисы.

2.Длительная терпимость ко всем формам политической, национальной и иной дискриминации, что способствует накоплении. Деструктивной социальной энергии.

4.Толпа обладает способностью лишать людей: классового, национального и религиозного обл потребностейика, она высвобождает подсознательные инстинкты, агрессивность, направление которой непредсказуемо.

2.Основные элементы политического поведения

В современной политической науке, политическом поведении учитывают: внешняя среда, которая посылает стимулы субъекту поведения, потребности индивида или группы, участвующей в деятельности, мотивы, которыми руководствуются субъекты, установки, ценности, ориентации, убеждения и цели, личностные особенности субъектов поведения, действия и поступки, обратная связь между поведением и условиями, которые его сформировали.

Внешняя среда

Поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту внешняя среда:

1.Сама политическая система предъявляет определенные требования к поведению граждан.

2.Учитывается роль и группового климата, воздействие ближайшего окружения на принятие решения.

3.Потребности.

Абрахам Маслоу сформулировал пять видов человеческих

1.Материальные потребности

2.Потребность в безопасности

3.Потребность в любви

4.Потребность в самореализации

5.Потребность в самоактуализации

Маслоу предположил – потребности более высокого порядка мы можем удовлетворить лишь тогда, когда потребности более низкого уровня уже пройдены.

В настоящее время в политологии потребности делят на материалистические и постматериалистические (Американский ученый Инглхарт). Доминирует тенденция к обладанию постматериалистических потребностей. Потребности побуждают человека действовать, но смысл к действию придает лишь особый мотив.

Выделяют три вида мотивов:

Мотив власти-нацеленность на влияние и престиж

Мотив достижения – нацеленность на превосходство и на уникальный результат

Мотив аффилиации – стремление быть с другими.

Три типа причин по которым мотив власти может быть желанным:

1.Желание доминировать над другими и/или ограничивать действия других

2.Желание чтоб над ним не доминировали другие и/или не вмешивались в его дела

3.Желание иметь политические достижения

Политическое поведение охватывает все формы полити­ческой активности личности, ее действия и бездействие.

По своей целевой направленности политическое поведе­ние может быть конструктивным (способствующим нор­мальному функционированию политической системы) и де структивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, груп­повым и массовым. Индивидуальное политическое поведе­ние - это поступки индивида, имеющие общественно-поли­тическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и по­литике). Групповое политическое поведение связано с дея­тельностью политических организаций или стихийно сло­жившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения яв­ляются …
выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведе­нии наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Значительно различаются поведение в организованных и поведение в стихийных формах. Поведение членов органи­зованных политических групп (например, партий) регулиру­ется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные дей­ствия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки от-

Дельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильно­сти и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.

Исследователи говорят и о патологических формах поли­тического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требо­ваниям ситуации или установкам личности. Так, при воз­никновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно про­тивостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.

Психологами обстоятельно описано поведение людей в толпе. Характерные черты толпы - скученность на ограни­ченном пространстве; относительная длительность пребыва­ния в одном месте; разнородность и неустойчивость состава; отсутствие внутренней структуры; анонимность. В «коллек­тивной душе» толпы блокируется способность отклика на логическую аргументацию, зато возможен ответ на эмоцио­нальное воздействие. Толпой управляют инстинкты, ей зна­комы лишь простые и крайние чувства.

] «Люди необразованные в глазах толпы кажутся более;
| убедительными, чем образованные». ]

I Аристотель;

В толпе исчезает чувство ответственности. В полити­зированной толпе вероятны проявления аффективного бес­сознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus - душевное волнение) поведение проявляется в бурно про­текающей реакции субъекта на сильный внешний раздра­житель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полно­стью. Французский ученый Г. Лебон (1841-1931) писал: «…Становясь частицей организованной толпы, человек спу­скается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культур­ным человеком; в толпе - это варвар, т. е. существо ин­стинктивное. У него обнаруживается склонность к произво­лу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражитель­ность, податливость к внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Человек в толпе скандирует те политические лозунги и совершает те дейст-

Вия, которые он бы не совершил, находясь в уравновешен­ном состоянии. Толпа таит в себе опасность агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Агрессивная толпа характеризуется яростью, злобой по отношению к объекту агрессии. Она направлена на причи­нение страдания, физического или психологического вреда другим людям или общностям. За внешне стихийной агрес­сией стоит внутренняя агрессивность, возникающая как ре­акция на переживание социальной обездоленности, недо­ступности каких-либо общественных благ и т. п. Психологи считают, что в формах агрессии, развивающейся в массовых социальных и политических процессах, например в расо­вых, этнических, религиозных, идеологических столкнове­ниях, происходит заражение и взаимная индукция, прояв­ляется значительное влияние стереотипных представлений, предрассудков, особенно образа врага. Если кто-либо воспри­нимается в качестве лидера, направляющего агрессию, власть его над толпой становится неограниченной и возбуж­денная масса слепо следует его призывам.

Поскольку наиболее массовой формой политического уча­стия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчи­вы. От выборов к выборам они голосуют за партию, кото­рую они традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, ко­торые предлагают наиболее приемлемое для них решение су­ществующих проблем. Наконец, имеет место индивидуаль­ная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать. Названные факторы вза­имодействуют между собой, подчас противоречат один дру­гому, а иногда накладываются друг на друга. В связи с этим происходит их ослабление.

Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30-40% голосуют очень редко или никогда не прихо­дят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей со­вершенно не интересуются политикой. Есть страны, где го­лосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского

Слова, буквально означающего «отсутствующий»). Абсенте­изм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут призна­ны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой ин­формации, дающие возможность гражданам получить сведе­ния о политике и различных политических силах, содейст­вующие преодолению равнодушия, политической апатии.

В структуре политического поведения выделяются проте стные формы. Политический протест - это проявление не­гативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политичес­ким решениям в открыто демонстрируемой форме. Протест-ные действия осуществляются как в «мягком» варианте (пе­тиции, воззвания), так и в «жестком» (забастовка). К протестным формам относят также митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Бывают случаи, когда протестное поведение выходит за пределы демократических норм и про­является в бойкотах, занятии административных зданий, перекрытии транспортных магистралей, других насильст­венных действиях. Протестное поведение, как правило, объ­ясняется состоянием недовольства, вызываемым расхожде­нием между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Российская политическая жизнь 90-х гг. XX в. проде­монстрировала и экстремальные формы политического поведения. В самом общем виде экстремизм (от лат. extremus - крайний) понимается как приверженность в по­литике к крайним взглядам и мерам. Конкретные проявле­ния политического экстремизма многообразны. К ним относятся такие действия, как осуществление массовых бес­порядков, хулиганских действий и актов вандализма по мо­тивам идеологической, политической, расовой, националь­ной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; создание незаконных воору­женных формирований; захват или присвоение властных полномочий; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призы­вы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также иные подобные действия.

Как считают эксперты, разновидностям экстремизма при­сущи общие черты: одностороннее восприятие общественных проблем и путей их решения; использование демагогичес­ких лозунгов и призывов, создающих образ врага; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; бездум-

Ное, беспрекословное выполнение приказов руководителей террористических организаций; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды оппонентам; неспособ­ность к толерантности, компромиссам; применение насилия. Экстремизм в современном мире характеризуется ростом масштабности, усилением жестокости и безоглядности дей­ствий, использованием новейших технических достижений. К наиболее опасным проявлениям политического экстремиз­ма относится терроризм (о нем пойдет речь в следующей части учебника).

Существует! И как мало людей про них знает. И это неудивительно - ведь эту тему изучают исключительно социологи и политологи. Но знания в данном случае не помешают и тем, кто желает непосредственно принимать участие в жизни страны. Так что, начинающий политолог, давай будем изучать основные формы политического поведения.

Общая информация

Политическое поведение может принимать форму участия, протеста и абсентеизма. Такое разделение существует из-за ряда особенностей. Как правило, использование определённой формы политического поведения влечёт за собой установление определённого статуса. Наиболее распространённым на данный момент является участие. Но из-за недовольства относительно сложившейся системы постепенно набирает популярность форма протеста.

Альтернативные формы

Следует отметить, что используют различные системы классификации. Одна уже была приведена, давайте ознакомимся с ещё одной, которая подразумевает деление на не/конвенциональные формы. Это нужно для того, чтобы иметь полное представление о предмете статьи. Для начала поговорим про конвенциональные формы поведения:

  1. Абсентеизм.
  2. Ознакомление с политикой посредством средств массовой информации.
  3. Обсуждение политических событий со знакомыми и друзьями.
  4. Голосование на выборах и референдумах.
  5. Агитационная работа по ознакомлению широких масс с политической партией или кандидатом.
  6. Убеждение населения в необходимости им проголосовать (причем каким-то определённым образом).
  7. Участие в собраниях и митингах.
  8. Обращение и взаимодействие с властными структурами, а также их отдельными представителями.
  9. Политическая активность деятеля (выдвижение своей собственной кандидатуры, работа в качестве члена руководящего звена общественной организации или партии, депутата, министра и так далее).

Кроме этого, есть ещё не конвенциональные формы поведения, которые направлены на опротестование сложившегося положения дел. К ним относится:

  1. Подписание петиций.
  2. Физическое присутствие на демонстрациях, которые не были разрешены.
  3. Участие в бойкоте.
  4. Отказ уплачивать налоги в государственную казну.
  5. Захват зданий государственных органов, предприятий, сидячие забастовки.
  6. Блокирование дорожного движения.
  7. Активное участие в стихийных движениях.

А сейчас давайте поговорим более конкретно о том, как различаются формы политического поведения. Будут рассмотрены различные аспекты и особенности.

Политическое участие

Так, под этим понимают активность граждан, которая направлена на то, чтобы сформировать и поддерживать деятельность государственных и общественных институтов. Оно может принимать следующие формы:

  1. Поддержка партий и отдельных кандидатов во время
  2. Голосование за людей и организации на выборах.
  3. Создание и активная деятельность в общественных объединениях, партиях, движениях, группах интересов.
  4. Также сюда относится участие в политических акциях.

Кроме этого, оно может принимать открытую и опосредствованную форму. В первом случае оно выражается в участии в референдумах, работе различных собраний, комитетов и так далее, где человек может участвовать в любой стадии, где необходимо принимать решения. Вторая форма предусматривает конкретному лицу выступать представителем группы граждан в каком-то органе (например, Госдуме). Что можно о них сказать? Считается, что открытые формы политического поведения - это и есть проявление настоящей демократии в государстве. Противники этого тезиса часто указывают на апатию граждан, а также относительно невысокий уровень образованности. Так, негативной стороной открытых форм принято считать, что мнением большинства довольно легко можно манипулировать, создавая необходимую в стране ситуацию.

Активность граждан

Наиболее распространённым в современном мире является так называемое электоральное поведение. Под этим понимают активность граждан, что связана с на представительство отдельным гражданам. На характере и активности электорального поведения могут сказаться такие факторы, как общественное положение человека, образование, религиозность, уровень его доходов, место жительства и прочие подобные факторы. Также в отдельных странах свой отпечаток накладывает система регистрации избирателей, особенности и кроме этого - численность населения страны. Если говорить о массовости, то тут тенденция такова, что наиболее активными считаются жители Европы, а наименее - США. Это связано с тем, что в первой избиратели имеют больше влияния. Кроме вышеперечисленного, следует знать, что участие может быть разделено на автономное и мобилизованное. В первом случае подразумевается, что граждане действуют по собственной инициативе. Мобилизованное политическое участие базируется на манипуляции и принуждении.

Протест

В данном случае понимают активное выражение своего негативного отношения к сложившейся политической системе. Критике может поддаваться или она вся, или отдельные её структуры. В реальной жизни протест выражается как митинг, шествие, демонстрация, забастовка, акция гражданского неповиновения и пикетирование. При обострении противостояния могут произойти групповые, и даже массовые насильственные действия.

Абсентеизм

Так называется ситуация, когда избиратели уклоняются от участия в политической жизни. Как результат - разрушаются связи между и властью. Это ведёт к ослаблению легитимности действующей политической системы. В качестве причины абсентеизма называют апатию, безразличие к происходящим в стране процессам, разочарование во властных структурах, недоверие к институтам. Также он может быть формой пассивной поддержки протестных движений.

Деятельность

Когда кто-то говорит, что демократия - это традиционная форма политического поведения, пример подобран неудачно. Это в немалой степени из-за того, что она используется относительно недавно и ещё не смогла пустить глубокие корни. Но если отдельный индивид может выстроить из своих потребностей, интересов и мотивов стратегию рациональных действий, то он сможет её и осуществить. В современном обществе человек может проявлять своё участие, голосуя на выборах, ходя на митинги и манифестации. При этом, если есть желание, то для него возможным является также и проявление политической пассивности, когда основной массив информации к нему просто не доходит. А те данные, с которыми человек смог ознакомиться, им воспринимаются с определённой долей флегматизма.

Каким бывает политическое поведение?

С точки зрения преемственности выделяют такие формы:

  1. Традиционные. Соответствует устоявшимся политическим представлениям или является типичным для данной территории.
  2. Инновационные. Подразумевается в тех случаях, когда осуществляется создание новых образцов политического поведения или создаются новые черты уже существующих отношений.

С точки зрения целевой направленности выделяют следующие формы:

  1. Конструктивные. Это значит, что проявляемое поведение способствует поддержанию нормального функционирования политической системы, что действует на данной территории.
  2. Деструктивные. Это значит, что политическое поведение человека подрывает установленный на данной территории порядок.

Кроме этого, можно ещё сделать акцент на численности:

  1. Индивидуальное политическое поведение. Сюда относят поступки, которые может совершить одна личность. Они обязательно должны иметь определённое общественно-политическое значение. В качестве примера можно привести публичное высказывание или практическое действие.
  2. Групповое политическое поведение. Сюда относят деятельность стихийно сложившихся групп людей или организаций.
  3. Массовое политическое поведение. Самые численные формы. К ним относят выборы, референдумы, демонстрации и митинги.

Для двух последних характерным является эмоциональное «заражение».

Выборы

Как видите, существуют различные формы и виды политического поведения. Но наиболее массовыми являются выборы. Во время их проведения наибольший интерес для исследователей этого процесса представляет электоральное поведение граждан. Они ищут ответы на такие вопросы: кто за кого; почему; каковы причины отказа от участия? Иными словами, они занимаются выявлением факторов, которые позволили сложиться существующей ситуации. Следует отметить, что электоральное поведение в значительной мере зависит от целого ряда особенностей. Так, в странах, где существует уже давняя партийная система, связи избирателей со своими представительскими группами и отдельными людьми являются довольно устойчивыми. Каждые выборы они голосуют за «своих». Как правило, ориентируются на реальные результаты и то, что партии хотят реализовать. Причем подбираются они таким образом, чтобы их интересы наибольшим образом соответствовали потребностям индивида. Хотя также довольно широка групповая и индивидуальная приверженность. В таких случаях свой голос отдают не столько за идею и программу, сколько за личность. Приведённое может взаимодействовать, противоречить и иногда накладываться одно на второе. Это ведёт к тому, что в странах даже с одинаковыми режимами сложились разные формы политического поведения. Примеры в данном случае - это известные державы вроде США и Великобритании. Так, недавно на "Брексит" пришло 72% жителей Соединённого королевства. Тогда как в США на выборы ходит около трети населения.

Особенности

Довольно популярным среди масс является абсентеизм. Чтобы не допустить попустительства со стороны граждан, многие государства идут на различные меры. Так, в Греции голосование является обязательным, и если кто-то проигнорирует это своё «право», то его ждёт удар по карману. Другие вводят определённую норму (например, 50% или 30% от всего количества избирателей) людей, что должны прийти на волеизъявление для того, чтобы оно считалось состоявшимся. Также для этих целей широко используется механизм средств массовой информации. Благодаря СМИ можно получать сведения об определённом политике (или партии). Кроме этого, занимаются тем, что агитируют граждан преодолеть равнодушие и апатию и пойти на избирательные участки.

Заключение

Вот нами и были рассмотрены формы политического поведения и их характеристика. Предоставленной информации мало, чтобы полноценно разбираться в политической жизни, но вместе с тем, она позволяет создать фундамент формирования будущего успешного государства. Будет очень хорошо, если каждый сможет понять важность голоса для достижения счастливого процветания страны. Учитывая, что у нас приближаются выборы, необходимо воспользоваться хотя бы такой возможностью влиять на избираемую власть. При этом необходимо взвешено подойти к своему выбору и уделить внимание окружным кандидатам. Ведь, по сути, они будут представлять определённую территорию, и защищать её интересы.

Политика есть явление человекомерное, ибо она возникает и проявляет себя лишь в обществе, во взаимодействиях людей, т.е. в социальном мире. Это значит, что она в значительной степени сочетает в себе различные проявления человеческой индивидуальности, связана с внутренним миром личности, с богатством ее чувств, эмоций, осознаваемых и неосознаваемых переживаний, представлений, которые мотивируют выбор и активность политических субъектов. Несмотря на то, что политическая деятельность справедливо рассматривается с позиции главным образом целенаправленных, рациональных, осмысленных проявлений человеческого сознания, направленного на управление общественными процессами, тем не менее, нельзя не учитывать, что в политике не следу­ет пренебрегать действиями, не подчиняющимися правилам логики. Иными словами, политический процесс никогда не сводится только к рациональным началам. Многие социологи, политологи и психологи подчеркивают, что люди в своем поведении руководствуются не только законами логики. Для того, чтобы как-то отразить различие между сознательными политическими действиями и иными формами политической активности, продиктованными неосознанными или частично осознанными мотивами, в политологии выделяется поня­тие «политическое поведение ».

Следует отметить, что категории «политическое действие » и «политическое поведение » дополняют друг друга, грани между ними подвижны, некоторые авторы даже рассматривают их как фактически тождественные. В то же время исследователи предлагают не торопиться их соединять, указывая, что они акцентируют внимание на различных сторонах политической активности индивида и множества субъектов. Дело в том, что в понятие «политическая дея­тельность »входит любая политическая активность, проявляющаяся в сфере политики, – осознанная и неосо­знанная, организованная и спонтанная, индивидуальная и коллективная и т.д., т.е. лю­бая активность людей, обладающая политическим значе­нием.

В свою очередь, понятие «политическое поведение » отражает явления, связанные прежде всего со сложным и комплексным реагированием – как осознанным, так и неосознанным – субъектов политики на предъявляе­мые внешней средой стимулы или требования. Важность для политики такого рода активности несомненна, особенно она ощущается в кризисных ситуациях. Понятно, что неосознан­ные мотивы в поведении людей не всегда можно объяснить путем их простого сопоставления с рациональными моделя­ми действия. Поэтому очевидна необходимость изучения по­ведения людей (в том числе и его нерациональных элемен­тов) в различных политических ситуациях.

Таким образом, ни в том, ни в другом понятии не разделяются различные стороны политической активности субъектов, но фиксируются важные подходы к их рассмотрению. Действительно, достаточно очевидным является тезис о том, что в политичес­ком процессе ключевое значение принадлежит целенаправ­ленным действиям людей. В то же время нельзя не признать наличие проявлений активности в сфере политики, лишен­ной сознательного контроля. Такие поведенческие акты, ко­нечно, казалось бы, нельзя признать в полном смысле слова действием, однако верно и то, что и немотивированное поведение нередко лишь временно лишено сознательных начал. К тому же, согласно теории познания, поведению субъекта – независимо от того, является оно сознательным или нет, – предшествует сложная работа человеческой психики, которая, в свою очередь, обусловлена воздействием внешних, а также внутренних условии. Поэтому политическое действие, выраженное непосредственной реакцией субъекта на предъявленные извне требования, в любом случае фактически с самого начала предопределено его психической активностью. Такого рода действия в целом дополняют закономерности политических явлений и процессов, делают их живыми, подвижными, ситуативными, творческими, оригинальными. Вместе с тем, решающими в конечном счете оказываются не бессознательные поведенческие акты, а сознательные и целе­направленные политические действия и взаимодействия различных социальных субъектов.

Итак, политическое поведение охватывает все проявле­ния человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя, однако не всегда они при этом действуют. Они могут и бездействовать, но это будет одной из форм их поведения. Если это пове­дение имеет осознанный и целенаправленный характер, то оно, несомненно, представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как прояв­ление бессознательного политического поведения. Эти нюансы необходимо учитывать для компетентного и взвешенного анализа тонкостей и хитросплетений политической сферы.

Соответственно этому в политическом поведении принято выделять: 1) формы рациональных политических действий; 2) формы бессознательного политического поведения. Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. При составлении классификаций политического поведения этот основной принцип может сочетаться и с различными другими критериями.

В научной литературе выделяют и другие основания для классификации политического поведения :

1) по субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т. д.;

2) по психическим склонностям и состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

3) по ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4) по организационным формам и нормам поведения – орга­низованные, стихийные, институциональные, неформаль­ные;

5) по характеру отклоняющегося поведения – произ­вольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6) по продолжительности поведения – единичный акт, явле­ние или развивающийся процесс;

7) по остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;

8) по сте­пени целесообразности и успешности – функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, де­структивное, дезинтегрирующее и т. п.

Термин «политическое участие » в политологии использу­ется для обозначения преимущественно рациональных, осо­знанных форм политического поведения. Под политическим участиемпринято понимать деятельность граждан, направ­ленную на легитимацию, т. е. формирование институтов вла­сти, определения содержания проводимой правящей груп­пой политики и осуществление контроля за ее реализацией. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие в обществе отношений господства и подчинения, так и тот факт, что посредством такого рода деятельности управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

Предметом постоянной заботы правящих групп, как известно, является обеспечение легитимности их власти. Этого можно добиться не иначе, как посредством согласия – ак­тивного или пассивного – граждан с политикой правящей группы. Такое согласие может быть выражено со стороны граждан посредством личного участия в определении содер­жания проводимой политики. Поэтому современные демо­кратические политические системы основаны на праве учас­тия масс в политическом процессе.

Формы политического участия, в сущности, есть устой­чивые образцы поведения, совокупность которых составляет политическую культуру. В некоторых источниках их приня­то подразделять на две группы: 1) формы активного учас­тия; 2) пассивные, или иммобильные, формы участия. Осно­ванием для такого деления служит степень активности уча­стия индивидов или социальных групп в политических дей­ствиях. Разброс между крайними значениями политической активности индивидов и других субъектов бывает очень ве­лик и простирается от поведения, практически не отлича­ющегося от политической иммобильности (от лат. immobilis – неподвижный), до форм участия, характеризующихся самой высокой политической инициативностью, энергией и активностью.

Наиболее разработанная классификация активных форм политического участия представлена следующей шкалой интенсивности политических действий :

1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, решения ее институтов или поступки ее представителей, не связанная с необходимостью реализации самостоятельных действий с высокой степенью активности и ответственности;

2) участие в действиях, связанных с делегированием полномочий, решением кадровых вопросов, наделением правом власти и управления – электоральное поведение, участие в выборах;

3) участие в деятельности политических партий и общественных объединений как в статусе лидеров, так и на правах рядовых членов организаций;

4) выполнение значимых функций в рамках утвержденных политических институтов и функционирующего правового поля (реализация совокупности конституционных, политических, гражданских прав личности – свобода выбора своих политических убеждений, участия или отказа от участия в политической жизни, свобода мнений, распространения информации, высказывания и отстаивания своей точки зрения и т.д.), которые утверждают действующую политическую систему или направлены против нее;

5) участие в прямых политических действиях (собрания, митинги, демонстрации, пикеты, сборы подписей и т.п.);

6) активная (в том числе и руководящая деятельностьв неинституциональных (неформальных) политических движениях, направленных как на воспроизведение существующей политической системы, так и добивающихся ее частичного или полного видоизменения.

Политическое бездействие индивидов и других субъектов тоже может быть осознанным и целенаправленным и прино­сить определенные результаты. Поэтому их можно квалифи­цировать как иммобильные формы политического участия . Политическое бездействие может проявляться в следующих формах поведения:

1) неучастие в политической деятельно­сти по причине неразвитости культуры, отсутствия каких-либо стереотипов, примеров для действия (например, иммобильность жи­телей отдаленных населенных пунктов);

2) политическая выключенность как результат заорганизованности, забюрократизированности политиче­ской деятельности в рамках институтов политической систе­мы, разочарования значительной части членов общества в эффективности функционирования, доступности институтов политической системы;

3) политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после чужеземного завоевания и окку­пации, победы революции или контрреволюции, разгрома или подавления политических движений);

4) политический бойкот как выражение враждебности к политической систе­ме и ее институтам.

Из всех форм политического участия – активных и пас­сивных – в условиях демократических политических систем наибольшую значимость приобретает электоральная форма политического участия (от лат. elector - избиратель), связанная с участием в выборах важнейших должностных лиц власти, делегированием им властных полномочий.

Участие в голосовании не такое уж и простое политическое действие, как это может показаться. Для того чтобы гражда­нин смог сделать осознанный политический выбор, он дол­жен обладать высоким уровнем политического сознания и развитой политической культурой. Ему необходимо также хорошо разбираться в программах политических партий, иметь представление о степени надежности различных поли­тических сил. В западной политологии принято считать, что на выбор политических предпочтений граждан влияет сочетание следующих пяти обстоятельств:

· общественное положение;

· уровни доходов и образования;

· местожительство;

· религиозность избирателей;

· идеологический фактор (изначальная симпатия, приверженность тем или иным взглядам, идеям).

В соответствии с этим считается, что люди со скромным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям либерального и левого направления. Они выбирают, например, социал-демократов за их приверженность насущным материальным, социально-экономическим интересам людей наемного труда. Напротив, высокообразованные, со значительным социальным статусом и хорошими доходами граждане составляют электорат партий преимущественно консервативного направления.

Считает­ся также, что более религиозная часть населения отдает симпатии партиям, так или иначе связанным с религией. Однако в настоящее время подобные механизмы образования партийных пристрастий становятся еще более сложными. Граждане все чаще рассматривают политические процессы и собственное участие в них не только исходя из своего общественного положения или традиционной симпатии к доминирующей в их районе партии, а в гораздо более широком идейно-политическом контексте, образуемом насыщенным информационным полем СМИ, активной «наступательной» стратегией саморекламы кандидатов и политических партий. Что же касается отечественных условий, ког­да в обществе еще только формируется как сама многопартийность, так и интерес к ней со стороны избирателей, то можно сказать, что механизмы образования устойчивых партийных предпочтений электората находятся лишь в самом начале своего развития. Отметим, что для такого развития, безусловно, требуется значительное время и целенаправленные усилия органов управления по формированию зрелого и конструктивного гражданского сознания основной части населения.

Социологические и политологические исследования показывают, что поведение граждан во время голосования су­щественно отличается в рамках разных форм политического устройства и среди различных социальных слоев одного и того же общества. Так, в некоторых странах в голосовании участвует немногим более 20 процентов избирателей, но имеются и такие государства, где на избирательные участки является свыше 95 процентов населения, имеющего право голоса. Традиционно наибольшая активность во время выборов наблюда­ется среди зажиточных слоев населения, среди граждан с бо­лее высоким уровнем образования, а также состоящих в по­литических партиях и движениях. В Республике Беларусь в выборах весьма активно участвуют более возрастные категории населения, пенсионеры, что связывается с выработанными и устойчивыми для данных социальных групп мировоззренческими и политическими ориентациями, имеющимся в их распоряжении культурно-историческим опытом. Довольно скромно в соотношении с ними выглядит политическая активность молодежи, которой сложнее определиться в своих политических пристрастиях, произвести взвешенную оценку деятельности политических лидеров.

Почти во всех странах, в том числе имеющих богатые де­мократические традиции, большое число граждан систематически не участ­вует в выборах. Такое уклонение избирателей от голосования называется абсентеизмом (от лат. absentis - отсутствующий). Причины абсентеизма всегда индивидуальны и разнообразны: безразличие к политике, аполитичность некоторой части граждан; недоверие к существующим политическим институтам; убеждение в невозможности повлиять на процесс выработки и принятия политических решений; разочарование избирателей в возможных результатах голосования; бойкот выборов как тактическое действие. Уклонение от голосования в наибольшей мере наблюдается среди молодежи и граждан с низким уровнем образования. Однако во всех случаях абсентеизм есть, в сущности, иммобильная форма политического участия.

Уклонение избирателей от участия в выборах может при­водить к различным политическим последствиям. Если мас­штабы абсентеизма не превышают определенного небольшого порога, то это почти не сказывается отрицательно на функционирова­нии политической системы в целом, более того, это совершенно нормальный показатель. Однако значительное, тотальное неучастие граждан в голосовании может привести к параличу основных институтов политической системы, дестабилизировать ситуацию в обществе, породить «вакуум» власти. Поэтому в де­мократических обществах все политические силы предпри­нимают меры по повышению активности избирателей, в первую очередь, призывая всех, независимо от их политических пристрастий, участвовать в голосовании. В то же время в некоторых странах (Австралия, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия) приняты специальные законы, обязыва­ющие граждан участвовать в выборах. Для уклоняющихся по неуважительным причинам от голосования здесь предусмотрены юридические санкции (штрафы, лишение лицензии на право коммерческой деятельности, ограничения в избрании на административные должности и т.д.).

Увеличение и уменьшение масштабов политического участия граждан, сами возможности, пути проявления политической активности населения в значительной мере определяются степенью развитости систем массовой коммуникации или средств массовой информации (СМИ и СМК). В данном случае информация – это не нейтральный компонент общественного бытия, а важное средство политической борьбы . Она используется, прежде всего, правящими группами для укрепления своей власти, обоснования принятых решений, увеличения поддержки реализуемого политического курса. С этой целью политическая элита всегда пытается контролировать поток политической инфор­мации прямыми и косвенными методами. И это им в значи­тельной степени удается, несмотря на то, что информация многообразна и име­ет разные источники своего происхождения. При этом воз­можности влиять на поток информации неодинаковы в раз­личных политических системах, а тип контроля и распределения информации является чрезвычайно важным показателем для характеристики самих политических сис­тем, как основанных на свободном участии населения в политической жизни, так и сугубо закрытых, авторитарных. В этом смысле политическое поведение становится продолжением свободы слова, доступных и легальных каналов обмена информацией, мнениями, оно предстает как нечто производное от гласности, возможности широкого обсуждения государственной политики, ее критической оценки и выдвижения приемлемых альтернатив, не нарушающих сложившийся баланс политических сил. Вместе с тем предполагается, что такая информация должна быть объективной, лишенной призывов к насильственным и незаконным действиям, оскорбительных выпадов в адрес любых участников политических процессов.

Таким образом, политическое участие в том смысле, в каком оно понимается в современной политологии, предполагает, что важная ин­формация должна быть доступна каждому члену общества. Уже простое обладание сведениями о происходящих полити­ческих событиях делает человека неравнодушным к ним, вы­зывает у него желание повлиять на их дальнейший ход. По­этому развитие системы массовой информации, расширение ее источников и каналов повышают возможности участия масс в политическом процессе. Наряду с этим циркулирование политической информации в обществе требует не только «монолога» СМИ, предлагающих готовые оценки, подходы и решения, но и взвешенного индивидуального, личного взгляда на события политики со стороны каждого гражданина. Только при наличии такого двустороннего взаимодействия политические действия, поведение масс будут обладать необходимым созидательным эффектом, способствовать совершенствованию политической сферы.

Важной частью раскрытия рассматриваемой темы является также анализ условий и форм проявления бессознательного политического поведения, связанного, как мы выяснили ранее, с сознательными политическими действиями. Среди таких условий и факторов бессознательного политичес­кого поведения политологами, прежде всего, называются си­туационный контекст проявления политической активности , а также пси­хические склонности и состояния субъекта . Эти факторы нельзя игнорировать при изучении деятельности субъектов политического процесса, ибо политика предстает как продолжение человеческой личности.

Сказанное, по мнению политологов, означает, что причины бессознательного поведения могут содержаться либо в самом субъекте, либо в ситуации, в которой он нахо­дится, либо одновременно в субъекте и политической ситу­ации.

Рассматривая основания систематизации поведения, мы уже называли типичные ситуационные условия активности субъектов: нормальные или ненормальные (патологические), повторяющиеся или неповторимые, конфликтные или кри­зисные. Психические состояния и склонности индивидов бывают еще разнообразнее. Вот перечень лишь некоторых из них: врожденные или приобретенные невропатологические особенности; состояния заторможенности протекания пси­хических процессов; автоматизация стереотипов поведения, норм и предубеждений; отсутствие вмешательства сознания в момент появления новой ситуации; борьба взаимоисклю­чающих чувств, эмоций, настроений; эмоциональное напря­жение, перерастающее в коллективный психоз; эмоциональ­ное состояние, вызванное дефицитом или избытком инфор­мации относительно непонятной ситуации.

Указанные политические ситуации и психические состо­яния, каждое в отдельности или накладываясь друг на друга в различных сочетаниях, обусловливают проявление бессоз­нательного поведения в той или иной форме. Конкретные проявления бессознательного поведения индивидов или коллективных субъектов нередко образуют случайную вели­чину данных условий. Однако в психологии и политологии общепризнано, что бессознательная активность проявляется главным образом в форме аффективного, патологического и рутинного поведения.

Аффективное (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) поведение проявляется в форме исключительно бур­но протекающей реакции субъекта на сильный внешний раз­дражитель, при которой частично или полностью вытесняет­ся его сознательный контроль за своими действиями. Такое проявление характеризуется случайностью, кратковременно­стью и непредсказуемостью. В основе аффективного поведе­ния субъектов политики могут лежать самые разные причи­ны: психическая склонность к такому поведению самого субъекта (например, впечатлительность, податливость на влияния), неосознанное чувство конфликтной ситуации, очень высокое эмоциональное напряжение, вытекающее из чувства ответственности за принимаемые политические ре­шения и т. д.

Особенно подходящие условия для проявления бессозна­тельного поведения с непредвиденным и аффективным ха­рактером образует политизированная толпа. Еще француз­ский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) описал такие черты толпы, объединяющие ее участников, как вера, цель, эгоизм, коллективное самолюбие, иррацио­нальная подражательность. Другой известный исследователь феномена толпы, французский социальный психолог Гюстав Лебон (1841-1931), описал такие ее свойства, как нетерпи­мость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, склонность к иллюзиям, односторонность чувств и изменчивость.

По сравнению с организованной и стабильной группой и ее формальными структурами в толпе действуют иные механизмы формирования полити­ческого поведения. Эти механизмы опираются в основном на так называемую циркулярную реакцию, проявляющуюся в самостимуляции, произвольности того или иного эмоционального настрое­ния и соответствующего ему поведения. Многократное уси­ление эмоций участников толпы достигается благодаря обоюдонаправленному внушению, при котором отдельная личность как бы растворяется в толпе. Питательным источником эмоциональных реакций людей являются слухи,которые предваряют и сопровождают толпу. Данная самостимуляция может вести к нарастанию эмоционального возбуждения вплоть до неконтролируемых агрессивных действий участ­ников толпы или, напротив, к уменьшению аффективного поведения в результате постепенной разрядки психического напряже­ния.

В современных условиях законы поведения людей в тол­пе являются теми же, что и сотни лет назад, хотя состав участников толпы, ее лозунги, взаимоотношения с лидерами, внешний антураж из­менились весьма существенно. Неизменным остался тот факт, что политизированная толпа не­пременно заполняет возникающий институциональный ва­куум при переходе от одной политической системы к другой. В такие периоды может возникать угроза поглощения тол­пой важнейших форм осознанного политического действия. Однако гос­подство толпы, охлократия (от греч. ochlos – толпа, kratos – власть) - это не есть воля народа и не есть демократия. Подлинно демократический политический процесс развивается преимущественно в институциональных, организованных, правовых формах политичес­кого действия. Иными словами суть демократии, как формы общественно-политической жизни, отнюдь не в том, чтобы вопросы политики решались путем массовых выступлений, шествий и митингов, а в том, чтобы не создавать предпосылок для такого рода критических явлений.

Патологическая форма бессознательного политического поведения внешне наиболее заметно может проявляться в де­ятельности отдельных политических лидеров и функционе­ров. Это поведение болезненное, вытекающее из нарушения способности сохранять индивидом психологическое посто­янство, равновесие. Причиной такого поведения могут быть врожденные или приобретенные физиологические, физичес­кие и психические травмы, часто оставляющие постоянные и неизбежные следы в поведении.

Патологическое политическое поведение может иметь са­мые разнообразные проявления: 1) крайние аффективные состояния; 2) постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме; 3) болезненное и ненасытное стремление к вла­сти; 4) маниакальные политические предубеждения; 5) на­плывы страха и состояние паники в трудных политических ситуациях; 6) мании и ситуационная истерия; 7) неверное отражение политической действительности и искажение ин­формации о ней; 8) паралич памяти и пониженная чувствен­ная впечатлительность; 9) потеря способности к абстрактно­му мышлению; 10) хроническое чувство усталости и раздра­жения. Разумеется, этот перечень является далеко не исчер­пывающим.

Проблематика патологического политического поведения весьма сложна. На эту тему существует богатая научная литература. Многие авторы пытались выявить основания политического властвования, того или иного стиля управления конкретных лидеров на основании анализа их биографий, показывая на основе многочисленных примеров из жизни известных государственных деятелей прошло­го (Гитлера, Сталина, Наполеона и т.д.), как проявляется и к каким зачастую пагубным послед­ствиям для общества может приводить патологическое по­литическое поведение. Однако исследователи данного фено­мена признают, что критерии его клинических форм весьма условны. По этому поводу классик американской политиче­ской науки Гарольд Лассуэл высказал следующее остроум­ное замечание: «Если учесть все сознательные и подсозна­тельные стремления человека в модели политической лично­сти, то психиатр совершенно определенно бы сказал: не су­ществует такой идеальной личности, как гомополитикус, разве что па­ра психопатов».

Рутинное политическое поведение представляет собой ав­томатические, стереотипные и зачастую символические дей­ствия, имеющие политическое значение. Чаще всего оно воз­никает в процессе первоначально сознательных и целена­правленных действий. В результате постоянного повторения они становятся автоматическими, выходят из-под контроля сознания. Несмотря на то что рутинное поведение объектив­но приводит к тем же результатам, что и действия, постоян­но контролируемые сознанием, с точки зрения своей психо­логической природы оно перестает быть действием, пони­маемым как совокупность актов, направленных на осознан­ную цель. Заметим, что рутинное поведение может приво­дить к нежелательным результатам, если оно имело место в обстановке, требующей нестандартных политических дей­ствий.

В заключение подчеркнем, что любое политическое дей­ствие представляет процесс с необычайно сложной структу­рой, которую сознание не в состоянии контролировать во всех деталях. Поэтому даже в структуре политического дей­ствия, которое, как считается, имеет осознанный характер, всегда присутствуют бессознательные акты поведения. В та­ком действии элементы сознательного и бессознательного переплетаются, обусловливают друг друга при доминирую­щей роли сознания.

Отметим, что деятельность и поведение субъектов политики не подчиняются каким-нибудь строгим формулам. В связи с этим существуют известные пределы прогнозирования и регулирования политического пове­дения, ведь политика содержит в себе элемент творчества, новаторства, привнесения свежих креативных идей, взглядов, способных отвечать насущным требованиям времени. Вместе с тем, от всех субъектов политического процесса требуется не только творческий, волюнтаристский, свободный подход при конструировании и реализации мер политики, но и обоснованный, рациональный, взвешенный, социально ответственный анализ, что в совокупности делает политику открытой, плюралистичной сферой согласованных и выверенных решений на пути реализации как общих, так и частных потребностей всех членов общества.

  • Вставьте недостающее слово или завершите фразу. 6.1. Каузальная атрибуция состоит в объяснении действий других либо свойственным им поведением, либо ситуацией
  • Геополитическое положение и административно-территориальное устройство Северо-Западного Федерального округа
  • Геополитическое положение и социально-экономическая ситуация в Беларуси в условиях Первой мировой войны