Судебная защита прав хозяйствующих субъектов. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Указания к написанию контрольной работы

Под защитой прав хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс правовых мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав правообладателей, осуществляемых законно установленными способами и в определенных формах.

Действующее законодательство выделяет следующие формы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов:

1. Нотариальный защите прав субъектов хозяйствования.
Этот вид защиты заключается в том, что отдельные соглашения требуют дополнительных гарантий защиты прав собственника, достигается нотариальным удостоверением приобретения и передачи прав собственности. Оно является юридическим фиксацией приобретения прав владельца, которое находится в основе решения судами споров о нарушении такого права.

Согласно Закону Украины «О нотариате» совершение нотариальных действий возлагается на нотариусов. В населенных пунктах, где нотариусы отсутствуют, нотариальные действия совершают уполномоченные на это должностные лица исполнительных комитетов.
По Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины», утвержденной наказом Министерства юстиции Украины 3 марта 2004, нотариусами совершаются такие нотариальные действия в отношении субъектов хозяйственной деятельности:
— Удостоверяются сделки (договоры, доверенность др. .)
— Выдаются свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе;
— Выдаются свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов);
— Выдаются дубликаты документов, хранящихся в делах госнотконторы, частного нотариуса;
— Налагается запрещение отчуждения здания, гаражей, земельного участка, другого недвижимого и движимого имущества, имущественных прав;
— Удостоверяется правильность копий (фотокопий) документов и выписок из них;
— Свидетельствуют подлинность подписи на документах;
— Удостоверяется правильность перевода документов с одного языка на другой;
— Удостоверяют время предъявления документов;
— Передаются заявления юридических лиц другим юридическим лицам;
— Совершаются исполнительные надписи;
— Совершаются протесты векселей;
— Предъявляются чеки к платежу и удостоверяют неоплата чеков;
— Принимаются на хранение документы;
— Удостоверяется подлинность электронной цифровой подписи на документах (при наличии технической возможности работы с электронными документами).

Нотариальные конторы в пределах своей компетенции удостоверяющие договоры, в отношении которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма.

К таким договорам относятся:
1. Договоры об отчуждении недвижимого имущества, вытекающие из договоров купли — продажи, мены, дарения, пожизненного содержания.
2. Договоры о залоге недвижимого имущества, транспортных средств, объектов, товаров в обороте или переработке.
3. Договоры об отчуждении земельных участков, находящихся в коллективной или частной собственности.
4. Договоры купли -продажи имущества государственных предприятий.
5. Договоры поручения.
6. Договоры займа.

Для взыскания денежных сумм или истребования их от должника нотариусы совершают исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Протесты векселей в неплатеже совершаются нотариусами в соответствии с законодательством Украины о переводном или простом векселе. Протесты по ним совершаются по месту нахождения плательщика или по месту платежа.

Нотариальный защите прав субъектов хозяйственной деятельности в отношениях с иностранными партнерами осуществляется путем использования нормы права стран иностранного партнера.

В отдельных случаях Государственная исполнительная служба, в соответствии со ст. 62 Закона Украины «Об исполнительном производстве» может проводить обращения взыскания на здание, помещение, земельный участок, является недвижимым имуществом, в случае отсутствия у должника достаточных средств или движимого имущества. При этом, в первую очередь производится обращение взыскания на отдельный от здания земельный участок, другое помещение, принадлежащие должнику.

В случае обращения взыскания на здание, помещение или земельный участок государственный исполнитель запрашивает соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о принадлежности указанного имущества должнику на праве собственности и его стоимость, а также запрашивает нотариальный орган, не находится это имущество под арестом.

Получив документальное подтверждение принадлежности должнику на праве собственности здания или иного недвижимого имущества, государственный исполнитель налагает на них арест путем описи и оценки по их стоимости на момент ареста и направляет нотариальному органу по месту нахождения имущества требование о регистрации данного факта. О наложении ареста на здание или иное недвижимое имущество, заложенное третьим лицам, государственный исполнитель уведомляет этих лиц.

В случае отсутствия документов, характеризующих объект недвижимости, в связи с чем его невозможно подготовить к реализации, такие документы изготавливаются в установленном порядке за счет средств взыскателя. Если взыскатель в 20-дневный срок со дня получения уведомления государственного исполнителя, а не авансирует расходы на изготовление документов, характеризующих объект недвижимости, арест с него снимается.

Реализация принадлежащих должнику здания и другого недвижимого имущества осуществляется в соответствии с законом путем продажи с публичных торгов.
Полнота нотариального защиты прав субъектов хозяйствования обеспечивается также их правом на обжалование выполненных нотариальных действий или отказе в их выполнении.

2. Административно — хозяйственная защита.
Административно — хозяйственная защита — защита прав, свобод и интересов субъектов хозяйственной деятельности в сфере публично — правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.

Хозяйственное право, регулируя общественные отношения, обязательно взаимодействует с другими отраслями права, позволяет осуществлять надлежащий административный защиту нарушенных прав хозяйствующих субъектов в той или иной области. Так, по распоряжению уполномоченного органа государственного управления один субъект хозяйственной деятельности передает другому часть своего имущества. В данном случае орган управления властным методом регулирует имущественные отношения двух субъектов, то есть хозяйственное право регулирует законность этой сделки, а административное — предусматривает верховенство воли одной стороны над другой.

Виды административно — хозяйственного защиты:
— От посягательств на собственность (ст.ст. 47-51 КоАП Украины);
— При использовании природных ресурсов (ст.ст.52 -92 КоАП Украины);
— При организации производства, строительства и использования топливно — энергетических ресурсов (ст.ст.93 -148 КоАП Украины);
— От злоупотребления монопольным положением (ст. 166 — 1 — 166-4 КоАП Украины);
— При нарушении финансово — кредитных отношений (ст. 166 -5 — 166-6 КоАП Украины);
— При нарушении системы лицензионной деятельности (ст. 166 -12 КоАП Украины);
— При нарушении ценовой политики (ст. ст.156 КоАП Украины);
— При нарушении в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (ст.ст. 167-172 КоАП Украины).

Согласно положениям ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины административно-хозяйственные санкции к субъектам хозяйствования могут применяться в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом закона.
То есть, административная защита прав субъектов хозяйствования предполагает принятие управленческих указаний по совершению в рамках административного законодательства определенных имущественных прав, не противоречащие деятельности упомянутых субъектов.

3. Претензионный порядок урегулирования споров.
Одним из условий защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования является соблюдение до судебного претензионного порядка урегулирования споров. Как правило, спор может быть передано на рассмотрение хозяйственного суда лишь после принятия сторонами мер непосредственного урегулирования конфликта.
Действующее законодательство требует от предприятий и организаций, чтобы они до подачи иска приняли меры по урегулированию хозяйственных споров с другой стороной.
До судебное урегулирование хозяйственных споров — это совокупность мероприятий, подлежащих осуществлению хозяйствующими субъектами, права которых нарушены, для непосредственного решения споров, возникших с предприятиями и организациями, которые нарушили имущественные права и интересы, до обращения с иском в хозяйственный суд. Значение до судебного урегулирования хозяйственных споров раскрывается через функции, которые выполняет эта стадия хозяйственного процесса. Во-первых, до судебное урегулирование призвано обеспечить как можно более быстрое восстановление нарушенных прав предприятий и организаций. Во-вторых, оно способствует выявлению и устранению причин и условий возникновения хозяйственных правонарушений. В-третьих, до судебное урегулирование способствует организации и повышению уровня заключения и исполнения хозяйственных договоров.

Исходя из содержания действующего законодательства можно выделить: общий порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (он регламентирован нормами ст. 5-11 Хозяйственного процессуального кодекса Украины) и специальный порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (определяется нормами других нормативных актов), который применяется для предъявления и рассмотрения претензионных заявлений в органы транспорта.

Учитывая, что порядок заключения хозяйственных договоров ранее уже были рассмотрены, схематически до судебное урегулирование разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении договоров, можно изобразить следующим образом:
а) предприятие, получившее проект договора, при наличии возражений относительно его условий, составляет протокол разногласий и в двадцатидневный срок вместе с подписанным договором (с оговоркой) направляет его автору проекта договора. Предприятие, получившее протокол разногласий, обязано в течение 20 дней рассмотреть его, принять меры по урегулированию разногласий, а не урегулированные разногласия передать на рассмотрение хозяйственного суда;
б) предприятие, считает необходимым изменить или расторгнуть договор, направляет предложения об этом второй стороне договора. Сторона, получившая предложение, должна ответить на нее в двадцатидневный срок. До судебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов предприятия, осуществляется путем предъявления предприятием, понесло убытки, претензии к предприятию-нарушителю. Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок со дня его получения.

Согласно требованиям ст. 222 Хозяйственного кодекса Украины в претензии должны обязательно указываться:
— Требования заявителя;
— Сумма претензии и ее расчет (если она касается денежной форме);
— Обстоятельства, на которых основаны требования;
— Доказательства, подтверждающие законность требований;
— Перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензия может быть отправлена ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также вручаться под расписку лично ответчику. Срок ее рассмотрения равняется 30 дням со дня получения, и результаты должны сообщаться заявителю в письменной форме. В случае отказа в удовлетворении претензионных требований, это должно мотивироваться.
О результатах рассмотрения претензии ее заявителю сообщается в письменной форме (так называемая ответ на претензию). Отправка ответа является обязательным независимо от того, удовлетворяются или нет требования заявителя. За нарушение сроков рассмотрения претензии установлена имущественная ответственность, которую может применить хозяйственный суд при принятии решения — взыскание в доход государственного бюджета с предприятия, организации, допустивших такое нарушение, штрафа в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан.

Вместе с тем следует иметь в виду следующее:
— Дела по заявлению прокурора или его заместителя, Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений нарушаются хозяйственным судом независимо от принятия сторонами мер досудебного урегулирования споров (ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины);
— Требования относительно до судебного урегулирования хозяйственных споров не распространяются на споры о признании договоров недействительными, споры о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, не соответствующих законодательству и нарушающих права и интересы, которые охраняются законом, предприятий и организаций (далее — акты), споры о взыскании задолженности по опротестованным векселями, а также на споры об обращении взыскания на заложенное имущество;
— Правила о до судебном урегулировании споров не применяются в отношении производства по делам о банкротстве, поскольку оно регламентирует условия и процедуру признания юридических лиц банкротами, а не процесс решения споров.

Если в ответе из претензии организация не сообщает о перечислении, заявитель претензии вправе предъявить в банк поручения на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы по начислению пени за превышение срока платежа.

4. Судебная защита прав субъектов хозяйствования.
Обращение субъектов в суд с иском о защите своих прав и законных интересов является на сегодня наиболее эффективной формой установления нарушенных прав. Преимущества судебной защиты очевидны, поскольку суд является независимым и подчиняется только закону.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению хозяйственных дел и разрешения хозяйственных споров развивается в определенной последовательности и состоит из отдельных стадий, основной из которых является возбуждение дела.

Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям:
— Предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом;
— Государственных и других органов, которые обращаются в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
— Прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства. Если прокурор обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении должны быть указаны орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

Хозяйственный суд возбуждает дела о банкротстве по письменному заявлению любого из кредиторов, должника, органов государственной налоговой службы или государственной контрольно — ревизионной службы.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается руководителем предприятия, организации, государственного или другого органа, другим лицом, полномочия которого определены законодательством или учредительными документами, прокурором или его заместителем, гражданином — субъектом предпринимательской деятельности или его представителем. Истец (прокурор) обязан при подаче иска направить сторонам копии искового заявления и приложенных к нему документов, если этих документов у сторон нет. Содержание искового заявления и прилагаемые к ней, определенные в соответствии со ст. 54 и 57 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Из искового заявления, согласно ст. 45 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в хозяйственный суд уплачивается государственная пошлина, размеры которого установлены Законом Украины от 11 июля 1995 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты»:
— С исковых заявлений имущественного характера — 5 % цены иска, но не менее 0,25 не облагаемого минимума доходов граждан;
— С исковых заявлений не имущественного характера — 5 не облагаемых минимумов доходов граждан;
— По заявлениям в преддоговорных спорах — 6 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в Высшем хозяйственном суде Украины, и 5 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в других хозяйственных судах;
— С заявлений о проверке решений — 50 % ставки, подлежащей уплате при рассмотрении дела в первой инстанции, а по спорам имущественного характера — ставки, исчисленной исходя из суммы, оспаривается.
После принятия заявления суд не позднее 5 дней со дня ее поступления принимает решение о возбуждении производством дел, о чем соответствующим постановлением уведомляет истца и ответчика.

Наряду с этим, в соответствии со ст. 83 Хозяйственного процессуального кодекса Украины хозяйственный суд может:
— Признать недействительным предмет спора;
— Выходить за пределы исковых требований в целях защиты интересов истца или третьих лиц;
— Уменьшать размер неустойки, подлежащей взысканию с заинтересованной стороны;
— Взыскивать в доход бюджета со стороны, нарушившей сроки рассмотрения претензии, штраф;
— Взыскивать в доход бюджета штраф в размере 100 не облагаемых минимумов за уклонение от исполнения решений хозяйственного суда;
— Отсрочить исполнение решения.

Вопрос о принятии искового заявления решает судья. При этом при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на иск (они указаны в ст. 62 Хозяйственного процессуального кодекса Украины), судья отказывает в принятии искового заявления. Если заявитель (истец, прокурор) имеет право на подачу иска, но допустил нарушений в его реализации, т.е. не выполнил правил подачи искового заявления, судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему материалы без рассмотрения. Основания для возвращения содержатся в ст. 63 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

Помимо укрепления законности и договорной дисциплины, содействия внедрению рыночных механизмов и принципов в хо­зяйственной деятельности, направленных на повышение эффек­тивности и прибыльности, важной задачей юридических служб должна быть признана защита прав и законных интересов хозяй­ствующих субъектов.

В условиях рыночных преобразований возможности зашиты прав и законных интересов предпринимательских организаций значи­тельно расширились. Получили законодательное закрепление и приобрели важное значение способы защиты интересов хозяйству­ющих субъектов от неправомерных действий со стороны различ­ных органов исполнительной власти: органов управления, нало­говых, таможенных служб, различных контролирующих структур.

Конституция РФ, ст. 13 ГК, Налоговый кодекс РФ, Таможен­ный кодекс РФ, новый АПК РФ и другие законы закрепляют широкие возможности организаций для признания в судебном порядке недействительными нормативных, а также ненорматив­ных актов государственных органов и органов местного самоуп­равления в случаях несоответствия таких актов закону или иным правовым актам и нарушения гражданских прав и охраняемых за­коном интересов организаций. В силу ст. 197-201 АПК РФ субъекты вправе требовать в судебном порядке признания незаконными так­же действий (бездействия) государственных органов, органов ме­стного самоуправления и должностных лиц, которые незаконно возлагают на заявителей какие-либо обязанности, создают другие препятствия для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соблюдение прав хозяйствующих субъектов далеко еще не стало нормой деятельности различных органов исполнительной власти. Да и юридические службы предпринимательских и иных органи­заций пока не накопили достаточного опыта судебной защиты от незаконных действий властных структур. Поэтому юристы и пред­приниматели должны овладевать способами защиты от незакон­ного вмешательства в их деятельность и других нарушений своих прав и законных интересов со стороны государственных органов.


В гражданском законодательстве ведущие способы зашиты прав и интересов лиц перечислены в ст. 12 ГК. Этот перечень - не исчерпывающий, часть способов защиты закреплена в других ста­тьях ГК РФ и других нормативных актах.

Согласно ст. 12 ГК способы защиты прав устанавливаются за­коном. Однако способы защиты выбираются хозяйствующими субъектами по своему усмотрению. Кроме того, ряд статей ГК РФ предусматривает возможность в определенных пределах осуществ­лять договорное регулирование мер защиты. Поэтому корпоратив­ному юристу необходимо знать не только сами способы защиты, но и возможности их трансформирования как правовых средств применительно к конкретным обстоятельствам, а также особен­ности применения каждого из них.


Особое место среди способов защиты занимает возмещение убытков, причиняемых нарушениями со стороны других лиц. Воз­мещение убытков служит общим и универсальным видом ответ­ственности, и эта мера подлежит применению, если законом или договором не предусмотрено ограничение на взыскание убытков.

Возмещение убытков в наибольшей степени согласуется с эко­номическими методами регулирования, поскольку обеспечивает потерпевшему относительно полную компенсацию его потерь и неполученных доходов и формирует такое имущественное поло­жение потерпевшей стороны, как если бы обязательство было ис­полнено. Кроме того, оно причиняет неисправному должнику иму­щественные потери в размере, эквивалентном потерям, причи­ненным им кредитору нарушением обязательства. Не случайно оте­чественная экономическая теория нередко рассматривает возме­щение убытков как экономический, а не правовой инструмент регулирования.

Возмещение убытков оказывает более высокий воздействую­щий эффект, чем применение неустойки и иных мер ответствен­ности. Проводившиеся на практике эксперименты показывают, что взыскание убытков с неисправных должников позволяет в 3- 5 раз сократить число нарушений обязательств по отношению к данному кредитору. Наличие подобных важных свойств резко по­вышает в рыночных условиях роль взыскания убытков для возме­щения потерь от различных нарушений и укрепления договорной дисциплины.

По указанным причинам налаживание возмещения убытков может рассматриваться как важнейшее после обеспечения закон­ности и организации договорной работы направление деятельно­сти корпоративных юристов.

1. Способы и формы разрешения экономических (хозяйственных) споров.

2. Арбитражный порядок защиты имущественных прав.

3. Нотариальный порядок защиты имущественных прав.

В первом вопросе необходимо перечислить способы разрешения хозяйственных споров, дать правовую характеристику каждому из них, в частности, обратиться к ст. 12 ГК РФ, где указано, что защита гражданских прав осуществляется путем:

1. Признания права.

2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

3. Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

4. Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

5. Самозащиты права.

6. Присуждения к исполнению обязанности в натуре.

7. Возмещения убытков.

8. Взыскания неустойки.

9. Компенсации морального вреда.

10. Прекращения или изменения правоотношения.

11. Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

12. Иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем, необходимо указать, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Здесь же дать понятие подведомственности, подсудности, компетенции судов соответствующего уровня, опираясь на нормы процессуального права.

А также указать, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (определить нормативно правовую базу). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Второй вопрос посвящен арбитражному порядку защиты имущественных прав. Здесь необходимо определить, какие дела подведомственны арбитражному суду, субъектный состав, порядок рассмотрения поступивших заявлений, привлечения к участию в процессе третьих лиц, экспертов, свидетелей и др.



Указать, что арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, часть ответа необходимо посвятить специальной подведомственности дел арбитражным судам, раскрыть процессуальные особенности категории дел, в частности дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Третий вопрос раскрывает нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов. Здесь необходимо проанализировать основной нормативный акт, регламентирующий нотариальную деятельность в Российской Федерации – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Указать, каким образом, кем осуществляется совершение нотариальных действий в Российской Федерации, определить, кто имеет право осуществлять нотариальную деятельность. Дать определение и полную правовую характеристику понятия «нотариальной деятельности», в частности указать и пояснить, что:

нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусы не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью (кроме нотариальной, научной и преподавательской), оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

– нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, нотариальная деятельность призвана обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также, как указывалось выше, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопрос для обсуждения: Эффективность рассмотрения экономических (хозяйственных) споров в арбитражном суде. Достоинства и недостатки судебной системы в данной сфере.

Тема для доклада: Способы защиты прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Законодательство:

1. Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч. 1, 2. – М., 1999. – 228 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 29.06.2004г.) // Российская газета. – № 49. – 1993.

Судебная практика:

1. Защита деловой репутации от порочащих сведений (Волклв С. , Булычев В.) // Российская юстиция. – № 8. – 2003.

2. Определение Верховного Суда РФ № 71-ГО»-17 от 16.01.2003г.: В принятии заявления союза предпринимателей об оспаривании нормативного акта отказано правомерно, так как оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку законом не предусмотрено право некоммерческих организаций на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе являющихся членами некоммерческих организаций.

Юрисдикционная – защита прав гос. или уполномоченными государством органами. Порядок защиты:

    общий (судебный)

    специальный (административный) (в виде исключения)

Нотариальная форма :

Предмет – бесспорные дела

Не используется принцип публичности и состязательности

Нотариальные действия совершаются нотариусом единолично

Юр. факты устанавливаются на основании письменных документов

Неюрисдикционная – защита прав самостоятельными действиями субъекта (страхование, охрана). Имеет место при самозащите, применении мер оперативного воздействия.

Действия самозащиты :

    направленные на охрану имущества

    охрана промышленной собственности, коммерческой тайны, защита деловой репутации

    урегулирование разногласий по договорам во внесудебном порядке

    необходимая оборона, крайняя необходимость

Меры оперативного воздействия :

    исполнение обязательства за счет должника

    удержание вещи

    отказ в совершении определенных действий в интересах неисправного контрагента

Способы защиты :

    признание права

    восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

    признание сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки

    признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

    самозащита прав - меры защиты

    присуждение к исполнению обязанности в натуре

Возмещение убытков -

Взыскание неустойки - меры ответственности

Компенсация морального вреда -

    прекращение или изменения правоотношения

    неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону

    иные способы, предусмотренные законом.

49. Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность.

Подведомственность – дела, отнесенные законом к рассмотрению определенной системы судов.

Критерии отнесения дела к определенному суду:

Характер спорного правоотношения

Субъективный состав участников

Экономический спор и спор в сфере ПД

Арбитражные суды рассматривают : (виды эк-их споров)

    споры из гражданских правоотношений

    споры из административных и иных публичных правоотношений:

Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере ПД и иной экономической деятельности

Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере ПД и иной экономической деятельности;

Об административных правонарушениях

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по 1-ой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который д. решить данное дело.

Родовая :

    все дела рассматриваются в арбитражных судах субъектов

    Высший рассматривает по первой инстанции:

Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, СФ и Гос. Думы, Правительства

Экономические споры между РФ и субъектами, между субъектами

Территориальная :

Общая – по месту нахождения ответчика

Альтернативная – по выбору истца (если есть выбор)

Договорная – по соглашению сторон

Исключительная – прописано в законе

(недвижимое имущество, суда – по месту регистрации, перевозчик, банкрот – по его месту,

Действующее законодательство не только провозглашает хозяйственные права субъектов предпринимательской деятельности, но и обеспечивает реальное их осуществление, предоставляет участникам хозяйственных правоотношений возможность фактической реализации прав и их защиту в случае нарушения.

Защита хозяйственных прав – это совершение самим субъектом хозяйствования или управомоченным на то органом действий по предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путем признания судом недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в предусмотренных законом случаях также и нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица; возмещение убытков, причиненных участникам правоотношений государственными органами и органами местного самоуправления; самозащита, сущность которой заключается в совершении действий, направленных на предупреждение или пресечение нарушения гражданских прав самим потерпевшим; применение оперативных санкций, которые применяются непосредственно управомоченным лицом (отказ покупателя от принятия продукции, поставка которой просрочена, односторонний отказ от нарушенного контрагентом договора); применение мер государственного принуждения.

Меры государственного принуждения, применяемые для защиты хозяйственных прав, могут быть правовосстановительными
и штрафного характера, связанные с привлечением лиц, допустивших правонарушение, к гражданско-правовой ответственности. В зависимости от содержания нарушенного права и характера нарушения они могут быть следующими:

– признание права судом или иным органом, осуществляющим защиту хозяйственных прав;

– восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

– признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

– признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

– присуждение к исполнению обязанности в натуре;

– взыскание причиненных убытков, а также предусмотренной законом или договором неустойки (штрафа, пени) и др.

Важная роль в защите прав субъектов предпринимательской деятельности отводится нотариату, задачами которого являются удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, осуществление иных действий, подтверждающих и закрепляющих гражданские права в целях предупреждения их возможного нарушения.

К компетенции нотариусов относится : удостоверение сделок; наложение и снятие запретов на отчуждение имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах; свидетельствование верности перевода с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте; удостоверение времени предъявления документов; удостоверение заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу
и удостоверению неоплаты чеков; принятие на хранение документов; обеспечение доказательств и т. д.

Нотариусы обязаны сохранять тайну совершаемых нотариальных действий. Отдельные нотариальные действия могут совершать при отсутствии в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти. К таким нотариальным действиям относятся: удостоверение завещаний; удостоверение доверенностей;
и т. д. Нотариальные действия от имени Республики Беларусь на территории других государств могут совершать должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь.

9.2. Разрешение споров хозяйственным судом.
Исковое заявление

Применению мер государственного принуждения предшествуют хозяйственные споры. Под хозяйственными спорами понимаются разногласия, возникающие между участниками хозяйственных
(экономических) отношений. По своему содержанию хозяйственные споры подразделяются на споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров; споры, связанные с исполнением договоров и по другим основаниям.

Преддоговорные споры возможны и подлежат рассмотрению
в хозяйственном суде лишь в случаях, когда имеется соглашение сторон об этом (о передаче спора на разрешение хозяйственного суда), либо если это предусмотрено законодательными актами.

В большинстве своем вытекающие из хозяйственных правоотношений обязанности выполняются сторонами добровольно, а споры разрешаются путем переговоров. Однако если разногласия не урегулированы, заинтересованная сторона может воспользоваться предоставленными законом возможностями для защиты своих хозяйственных прав только в пределах установленных законом сроков.

Споры экономических субъектов, как юридических лиц, так
и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, разрешаются, как правило, хозяйственными судами.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

· обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;

· справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:

· правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов как участников хозяйственно-правовых отношений, так
и иных лиц;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; и др. (см. ст. 4 ХПК).

Рассмотрение споров в хозяйственном суде регламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) (от 15декабря 1998 г. в новой редакции от 6.08.2004 г., с изменениями и дополнениями от 8июля 2008г.). Споры в области экономических отношений рассматривают Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска .

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться также третейскими судами и в международном коммерческом арбитраже. Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской Торгово-промышленной палате рассматривает и разрешает международные хозяйственные споры. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» международному арбитражному суду подведомственны споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических связей.

Принципы хозяйственного судопроизводства :

· осуществление правосудия только хозяйственным судом;

· коллегиальное и единоличное рассмотрение дел;

· независимость судей;

· процессуальная экономия;

· законность;

· равенство перед законом и хозяйственным судом;

· разъяснение процессуальных прав и обязанностей;

· уважение достоинства личности;

· равноправие и добросовестность сторон;

· состязательность;

· гласность разбирательства дела (может присутствовать гражданин, достигший совершеннолетия);

· принципы доступности процесса, осуществление судопроизводства в соответствии с законом «О языках в Республике Беларусь»;

· право на юридическую помощь;

· диспозитивность;

· обязательность судебных постановлений и судебных обращений;

· непосредственность судебного разбирательства.

Разбирательство споров в хозяйственном суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны, либо, когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.

Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности судей по разрешению споров не допускается. Каждая сторона по хозяйственному спору должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Состязательность проявляется также в равной возможности сторон отстаивать свою позицию по делу и в поочередном высказывании доводов и возражений (движение процесса осуществляется в форме спора). Стороны имеют право : знакомиться с материалами, делать выписки из них, снимать копии; представлять доказательства; заявлять отводы; принимать участие в осмотре и исследовании доказательств; заявлять ходатайства, давать пояснения, приводить свои доводы по всем, возникающим в ходе разрешения споров, вопросам; возражать против ходатайств и доводов других участников процесса; обжаловать решения, постановления и определения хозяйственного суда; совершать другие процессуальные действия, предусмотренные ХПК.

За защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном ХПК, вправе обратиться:

· юридические лица и индивидуальные предприниматели ;

· в случаях, предусмотренных законодательными актами, организации , не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников);

· граждане , не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

· прокурор , государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Если конкретное лицо имеет право на предъявление иска, то его первым шагом в этом направлении является составление и надлежащее оформление искового заявления .

Исковое заявление подается в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем и с копиями по числу ответчиков направляется в хозяйственный суд.

В исковом заявлении должны быть указаны :

· наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

· имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

· цена иска, если иск подлежит оценке;

· обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

· доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

· расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

· сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

· иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

· перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Форма и содержание искового заявления строго обязательны для всех лиц, обращающихся в суд за защитой, как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса. Право на подписание искового заявления имеют только руководитель организации и его заместители, уполномоченные на это законом или учредительными документами. Все остальные при подписании искового заявления должны приложить к иску доверенность или иной документ, удостоверяющий их полномочия на предъявление иска.

Подсудность ,то есть определение конкретного хозяйственного суда , который должен рассмотреть данный спор , производится в соответствии со ст.ст. 48–52ХПК РБ. По общему правилу иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика, и при любом отклонении от этого правила (договорная подсудность, подсудность по выбору истца и т. д.) необходима ссылка на закон.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции :

· хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

· споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· дела, связанные с государственными секретами;

· дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда.

Кроме того, Высший Хозяйственный Суд имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело. Все остальные споры, подведомственные хозяйственным судам, рассматриваются хозяйственными судами областей Республики Беларусь и города Минска.

Подведомственность разграничение компетенции по решению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел иными органами и организациями.

Хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (см. ст.ст. 39–47 ХПК РБ).

К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры о (об): разногласиях, возникающих при заключении договора, обязанность которого предусмотрена законодательством или соглашением сторон; изменении и расторжении договора; невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств; признании права, в том числе и права собственности; истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения; возмещении убытков; признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении и др.

Стадиями судебного разбирательства дела являются:

1) принятие и подготовка дела к судебному разбирательству (подготовительное судебное заседание); (ст.ст. 168–173 ХПК РБ)

2) судебное разбирательство (рассмотрение дела по существу, исследование представленных доказательств);

3) принятие решения хозяйственным судом (ст.ст. 190–192 ХПК РБ); пересмотр судебных постановлений (ст.ст. 267–318 ХПК РБ);

4) исполнение судебных постановлений.

9.3. Судебные постановления, решения
и определения хозяйственного суда

Хозяйственный суд принимает судебные постановления в форме решения, постановления, определения хозяйственного суда. Судебные постановления, принятые хозяйственными судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных жалоб (протестов) и протестов
в порядке надзора, именуются постановлениями хозяйственного суда. Самостоятельной частью судебного разбирательства является принятие хозяйственным судом решения.

Решение – это судебное постановление, которым спор разрешается по существу. Это означает, что с момента принятия судом решения спорное правоотношение, возникшее между сторонами, становится бесспорным.

Требования к принятию решения :

· законность и обоснованность решения;

· соблюдение порядка изложения и подписания решения, его формы и содержания (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части).

Суд должен :

· оценить доказательства на предмет относимости, допустимости, достаточности;

· определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, следует считать установленными, а какие – не установленными;

· решить, на основании каких законов или иных нормативных актов подлежит разрешению спор;

· установить, каковы права и обязанности лиц, участвующих
в деле;

· решить подлежит ли иск удовлетворению;

· определить, есть ли необходимость дополнительно исследовать доказательства.

Решение хозяйственный суд принимает именем Республики Беларусь. Решение Высшего Хозяйственного Суда – вступает в законную силу с момента объявления в судебном заседании. Решение иного хозяйственного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Отдельные решения и определения хозяйственного суда подлежат немедленному исполнению (см. ст. 205 ХПК).

Определения хозяйственного суда – это судебные постановления, которые выносятся судом, если спор не разрешается по существу: отказ истца от иска; заключение сторонами мирового соглашения; оставление искового заявления без рассмотрения. Определение выносится судом также при принятии дела к производству и судебному разбирательству, отложении рассмотрения дела, о приостановлении производства по делу, об объявлении перерыва в судебном заседании и в других случаях.

Определения делятся на две большие группы :

1) определения, которые выносятся судом в виде отдельного судебного постановления;

2) протокольные определения, которые принимаются устно
и заносятся в протокол судебного заседания (о приобщении к делу доказательства, о разрешении некоторых ходатайств и др.)

Требования к определениям :

· все определения оглашаются в судебном заседании;

· определения в виде отдельного акта выносятся по правилам вынесения судебного решения, то есть в отдельной комнате, подписываются судьей, вынесшим определение;

· протокольное определение объявляется судом устно без удаления из зала судебного заседания.

Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению о взыскании денежной суммы или об обращении взыскания на имущество должника в случаях, если:

– требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

– требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте;

– требование, заявленное взыскателем, которое признается должником;

– заявлено требование о взыскании с должника налогов и сборов, иных обязательных платежей в доход государства;

– требование заявлено соответствующим органом о взыскании расходов по розыску должника или ответчика; и др. (см. ст. 220 ХПК).

9.4. Пересмотр судебных постановлений
и их исполнение

Производство по пересмотру судебных постановлений предназначено для проверки их законности и обоснованности в целях защиты прав юридических лиц и граждан.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие стадии:

1. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции (ст.ст. 267–281 ХПК).

2. Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции (ст.ст. 282–299 ХПК).

3. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора (ст.ст. 300–318 ХПК).

4. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 319–324 ХПК).

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях, вправе подать апелляционную жалобу , а прокурор принести протест на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу в течение пятнадцати дней после его принятия хозяйственным судом.

Кассационная жалоба (протест ) может быть подана в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Хозяйственный суд кассационной инстанции имеет следующие полномочия :

· оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу (протест) – без удовлетворения;

· изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление;

· отменить судебные постановления хозяйственного первой
и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и передать на новое рассмотрение;

· отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство;

· оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора осуществляется хозяйственным судом надзорной инстанции с целью проверки правильности применения и толкования норм права судом первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Надзорными инстанциями по ХПК РБ являются:

· Президиум ВХС РБ в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

· Пленум Высшего хозяйственного суда в отношении судебных постановлений Президиума ВХС РБ.

Вступившие в законную силу судебные постановления хозяйственных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц:

1. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь,
за исключением постановлений Пленума ВХС РБ.

2. Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда
в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС РБ.

Жалоба в порядке надзора на судебные постановления может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

Протест в порядке надзора может быть принесен в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их хозяйственным судом по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора. Заявление может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств . Для принесения представления сроки не устанавливаются. Статьей 319 ХПК предусмотрены основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнение судебных постановлений является завершающей стадией хозяйственного процесса. Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.

К числу исполнительных документов ст. 329 ХПКРБ относит:

· судебные приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании судебных постановлений, решений арбитражных (третейских) судов, в том числе международных, решений иностранных судов;

· определения хозяйственного суда о судебном приказе;

· исполнительные документы иностранных судов;

· постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (финансовых) взысканий; и др.

Хозяйственным процессуальным кодексом установлен шестимесячный срок для предъявления приказа (исполнительного листа)
к исполнению, со дня вступления в законную силу решения суда.
Судебный исполнитель при исполнении исполнительного документа хозяйственного суда вправе:

· вызвать должника или его представителя в хозяйственный суд для ознакомления с исполнительным документом и предложить ему добровольно исполнить исполнительный документ;

· наложить арест на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) у других лиц;

· произвести осмотр помещений и хранилищ должника;

· осуществить в порядке, установленном законодательством, продажу описанного или изъятого имущества должника;

· истребовать от сторон и других лиц устную и письменную информацию, необходимую для осуществления исполнения исполнительного документа хозяйственного суда; и др.

Тема 10
Правовое обеспечение научно-технического прогресса и информации

10.1. Научно-информационная деятельность и научно-техническая продукция как товар.

10.2. Основные направления государственной политики в области научно-технической информации.

10.3. Объекты интеллектуальной собственности. Правовая охрана объектов промышленной собственности: изобретения, промышленный образец, топологии интегральных микросхем, ноу-хау; рационализаторские предложения.

10.1. Научно-информационная деятельность
и научно-техническая продукция как товар

Закон Республики Беларусь «О научно-технической информации» устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением, хранением, обработкой, распространением и использованием научно-технической информации в Республике Беларусь.

Научно-информационная деятельность - совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизациейаналитико-синтетической переработкой, фиксацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации.

Субъектами правоотношений в области научно-технической информации могут быть государство в лице государственных органов, юридические и физические лица.

Субъекты правоотношений в области научно-технической информации могут выступать в качестве:

· правообладателя;

· пользователей (потребителей) научно-технической информации;

· разработчиков научно-технической информации;

· посредников в области научно-технической информации.

Обладатель исключительных прав на объекты научно-технической информации (далее – правообладатель) – государство как субъект правоотношений в области научно-технической информации, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение
и пользование документированной научно-технической информацией, ее ресурсами и системами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пользователь (потребитель) научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, обращающийся к справочно-информационным фондам, системам научно-технической информации или к посредникам для получения необходимой документированной научно-технической информации;

Разработчик научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, уполномоченный автором (соавторами) или правообладателем обеспечивать совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации, выполнять роль посредника между автором (соавторами), правообладателем, пользователем (потребителем) в сфере научно-информационной деятельности.

Посредник в области научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, реализующий научно-техническую информационную продукцию по поручению автора (соавторов) или правообладателя.

Научно-техническая информация – сведения о документах
и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, инновационной и общественной деятельности.

Объектами научно-технической информации являются:

– документированная научно-техническая информация,

– ресурсы научно-технической информации,

– системы научно-технической информации.

Документированная научно-техническая информация – зафиксированная на материальном носителе научно-техническая информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Ресурсы научно-технической информации – документированная научно-техническая информация, организованная в справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. Ресурсы научно-технической информации, созданные на базе государственной и частной форм собственности, являются основой создания в Республике Беларусь единого информационного пространства и реализации государственной политики в области научно-технической информации. Источниками формирования ресурсов научно-технической информации являются справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. В состав ресурсов научно-технической информации могут включаться также ресурсы, сформированные на основе международных договоров Республики Беларусь.

Национальный фонд ресурсов научно-технической информации представляет собой совокупность республиканских, отраслевых и региональных справочно-информационных фондов.

Справочно-информационные фонды – совокупность упорядоченных первичных документов (книги, брошюры, периодические издания, патентная документация, нормативно-техническая документация, промышленные каталоги, конструкторская документация, отчетная научно-техническая документация по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, депонированные рукописи, переводы научно-технической литературы и документации, другие публикуемые и непубликуемые научно-технические документы), зафиксированных на бумажных, аудиовизуальных, машинных
и других материальных носителях, и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

Объекты научно-технической информации являются объектами гражданских прав и выступают в виде научно-технической информационной продукции.

Научно-техническая информационная продукция – материализованный результат информационной научно-технической деятельности, предназначенный для обеспечения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.