Система нотариальных органов. Система органов нотариата. правовое положение нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия. IV. Отношения нотариуса и нотариальной палаты

Введение

1.Нотариальные действия

2.Система нотариата

2.1 Федеральная нотариальная палата

2.2 Нотариальная палата. Права и деятельность

2.3 Деятельность государственных и частных нотариусов

3.Оплата нотариальных услуг

4.Лицензирование нотариальной деятельности

Заключение

Литература


Введение

Нотариат в Российской Федерации – орган, призванный обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.


1. Нотариальные действия

Нотариальные действия – юридически значимые действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, должностными лицами местных органов исполнительной власти (при отсутствии нотариуса в данной местности), а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.


2. Система нотариата

2.1 Федеральная нотариальная палата

Нотариат в РФ имеет определенную систему. Возглавляет ее Федеральная нотариальная палата. Она представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правами юридического лица после ее государственной регистрации в Росрегистрации Министерства юстиции Российской Федерации. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица – региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.

Федеральная нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания и сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.

При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не облагается налогом на имущество предприятий. Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного укрепления на закрепленное за ними имущество.

Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третейских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству Российской Федерации и ее уставу.

Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в ее состав, и регистрируется Росрегистрацией Министерства юстиции Российской Федерации.

Изменения и дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей.

Федеральная нотариальная палата может быть ликвидирована только по решению собрания. Оставшееся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ее уставом.

Все члены Федеральной нотариальной палаты имеют равные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все ее выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной палаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.

По своей структуре Федеральная нотариальная палата состоит из собрания (съезда) представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты и ревизионной комиссии.

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание (съезд) представителей нотариальных палат. Собрание (съезд) представителей нотариальных палат созывается не реже одного раза в год. Возможно проведение и внеочередных собраний. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют представители не менее двух третей нотариальных палат. Оно созывается правлением Федеральной нотариальной палаты. Все решения принимаются простым большинством голосов. Порядок и форма голосования определяются непосредственно на собрании.

Внеочередное собрание представителей нотариальных палат созывается по инициативе правления или одной четверти региональных нотариальных палат.

Собрание (съезд) представителей нотариальных палат может принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты. К исключительной компетенции полномочий собрания представителей нотариальных палат относятся вопросы, связанные:

С определением приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты;

С избранием правления, президента и ревизионной комиссии;

С заслушиванием отчетов правления, президента и ревизионной комиссии;

С рассмотрением споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;

С определением размера членских взносов и других платежей;

С приемом в члены Федеральной нотариальной палаты;

С внесением изменений и дополнений в устав;

С принятием решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.

Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членов правления также определяется собранием. Правление правомочно принимать решения, если в его работе принимают участие две трети избранных членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления. Правление нотариальной палаты имеет следующие полномочия:

Созыв собрания представителей нотариальных палат;

Подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания;

Определение конкретных путей реализации требований устава;

Организация выполнения решений собрания и требований устава;

Разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты;

Образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;

Подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;

Повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;

Осуществление взаимодействия с Министерством юстиции Российской Федерации и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;

Проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой;

Организация взаимодействия с международными организациями нотариусов.

Высшей исполнительной властью обладает президент Федеральной нотариальной палаты. Он руководит работой правления, Президент избирается тайным голосованием собранием представителей нотариальных палат на пять лет. В его функции входит представление Федеральной нотариальной палаты в международных организациях нотариусов, органах государственной власти РФ, хозяйственных и общественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты.

Для обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления и президента на собрании представителей нотариальных палат большинством голосов избирается ревизионная комиссия. Кандидаты в состав комиссии делегируются региональными нотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионная комиссия контролирует выполнение уставных требований, оперативную деятельность исполнительных органов Федеральной нотариальной палаты и отчитывается о результатах своей работы перед собранием представителей нотариальных палат.

2.2 Нотариальная палата. Права и деятельность

Промежуточное звено в системе нотариата занимает нотариальная палата. Она является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются во всех субъектах РФ.

3. Система нотариальных органов

Статья 1 Основ о нотариате устанавливает перечень субъектов, составляющих в совокупности систему нотариальных органов. В него входят:

Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

Нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения;

Должностные лица консульских учреждений.

Таким образом, в систему нотариата входят как нотариусы, так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией. Соответственно статус каждого субъекта различается.

Основы о нотариате существенно ограничивают перечень нотариальных действий, совершаемых главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения (при этом называется условие – «в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса»). Законодательными актами РФ на указанных должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Статья 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Основы о нотариате предусматривают нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ. Перечень их полномочий свидетельствует о том, что статус данных должностных лиц наиболее близок статусу нотариуса.

Консульский устав СССР (1976 г) содержит гл. XII «Нотариальные действия». В соответствии с Положением о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений РФ осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени РФ. Консульское учреждение входит в систему Министерства иностранных дел РФ. В государстве пребывания функции координации по отношению к Консульскому учреждению выполняет глава дипломатического представительства РФ, которому также предоставлено право на осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий. Консульское учреждение в зависимости от класса возглавляется соответственно генеральным консулом, консулом, вице-консулом, консульским агентом.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 402. Система таможенных органов 1. Таможенными органами являются:1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)2) региональные таможенные управления;3) таможни;4) таможенные посты.2. Создание,

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

6. Система исполнительных органов власти Для социально-экономической системы России характерно:1. Отсутствие концепции развития страны, отвечающей принципам экономической безопасности.2. Отсутствие эффективной системы управления народным хозяйством.3. Отсутствие

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

§ 4. Основания освобождения от уплаты нотариальных тарифов. Льготы при уплате нотариальных тарифов 1. Категории лиц, имеющих право на льготы при уплате нотариального тарифаВ соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине» и п. 55 Инструкции Госналогслужбы РФ

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

§ 6. Заполнение реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах 1. Заполнение реестров для регистрации нотариальных действийФормы реестров для регистрации нотариальных

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Система государственных органов КНР По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП - пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Система высших органов Болгарии Конституция Болгарии закрепила принцип разделения властей. В соответствии со ст. 8 «государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную». Однако, если о Народном собрании прямо сказано, что оно осуществляет

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более

Из книги Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ автора Морозов Андрей Николаевич

39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

Из книги автора

76. Система государственных органов СНГ Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.По форме правления государства – участники Содружества

Из книги автора

39. Система органов прокуратуры Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» система прокуратуры РФ включает:1. Генеральную прокуратуру Российской Федерации.2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации.3. Приравненные к ним военные и другие специализированные

Из книги автора

29. Система органов государственной власти РФ Конституцией в ст. 10 закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Это влечет за собой создание

Из книги автора

§ 3. Система органов Таможенного союза Система органов Таможенного союза обусловлена тем, что данное межгосударственное объединение создано и функционирует в рамках другого межгосударственного объединения – Евразийского экономического сообщества. В связи с этим у

Из книги автора

§ 7.5. Система органов публичной власти Предложенные выше классификации органов публичной власти систематизируют теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет сделать только теория разделения

1. Система органов нотариата в Российской Федерации.

Как отмечалось ранее, нотариат призван в соответствии с Кон­ституцией РФ, конституциями и уставами субъектов федерации, Основами обеспечивать защиту прав и законных интересов граж­дан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законода­тельными актами.

Нотариат в России представляет собой систему, органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами и иными нормативно-правовыми актами РФ предоставлено пра­во совершать нотариальные действия. В эту систему входят нотариусы, работающие в государственных нотариальных конто­рах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учрежде­ний и другие должностные лица, которые действующим законо­дательством, наделены правом в исключительных случаях, со­вершать нотариальные действия. Административно единство этой системы обеспечивается Министерством юстиции Россий­ской Федерации, министерствами юстиции республик, входя­щих в состав Российской Федерации, управлениями юстиции субъектов Российской Федерации, а, кроме того, нотариальны­ми палатами, действующими как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Полномочия органов, входящих в систему нотариата, раз­личны. В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы как работающие в государственных нотариальных кон­торах, так и частнопрактикующие. Однако следует отметить, что ведение наследственных дел возложено, на государственных но­тариусов и только в случае отсутствия в. нотариальном округе, государственной нотариальной конторы наследственные дела передаются частнопрактикующему нотариусу. Несколько уже круг полномочий должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации. Должностные лица органов исполнительной власти совершают лишь несколько нотариальных действий и только в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами. Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он вхо­дит в состав иерархической пирамиды и является ее нижним и основным звеном. Он находится в трудовых отношениях с соот­ветствующим органом юстиции субъекта Федерации, который устанавливает нотариальным конторам, в том числе и частным, режим работы, утверждает правила трудового распорядка, кон­тролирует соблюдение трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции.



На вершине системы - Министерство юстиции Российской Федерации и министерства юстиции республик, входящих в со­став РФ, а также управления юстиции иных субъектов федерации. В их состав входят отделы нотариата, которые вырабатывают стратегию развития нотариата, разрабатывают методические указания и инструкции по специальным вопросам и осуществля­ют контроль за нотариальной деятельностью.

Особняком стоят нотариальные палаты - некоммерческие организации, членами которых могут быть как нотариусы, так и лица, желающие получить лицензию и заниматься нотариальной деятельностью. В соответствии с Основами функции палат доста­точно широки: и представительство в государственных органах, и разработка методических рекомендаций, и полномочия по конт­ролю за профессиональной деятельностью нотариусов. Система нотариальных палат состоит из региональных палат, образуемых в субъектах федерации, и Федеральной палаты, возглавляющей эту систему и президент, которой представляет интересы частно­практикующих нотариусов всей России во взаимоотношениях с Министерством юстиции РФ другими учреждениями и организа­циями, а также в Латинском нотариате.

2. Лицензирование нотариальной деятельности. В со­ответствии со статьей 3 Основ нотариальная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Поэтому для назначения на должность нотариуса любой гражданин Российской Федера­ции, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее года в государственной нотари­альной конторе или у нотариуса, занимающегося частной прак-1икой, сдавший квалификационный экзамен, должен получить в установленном порядке лицензию на право нотариальной деятельности 1 . Требование о наличии лицензии на право нотари­альной деятельности не распространяется на должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений Рос­сийской Федерации, а также на тех, кому предоставлено право совершать нотариальные действия в исключительных случаях.



Лицензия на право нотариальной деятельности - доку­мент, дающий право, имеющему его лицу быть претендентом на замещение вакантной должности нотариуса и после успешного прохождения конкурса по замещению вакантной должности нотариуса заниматься нотариальной деятельностью. Лицензия выдается соискателю на основе квалификационного экзамена, который проводится соответствующей комиссией, создаваемой при территориальном органе юстиции в субъекте Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Министерством юсти­ции РФ 2 . В состав квалификационной комиссии, который не может быть менее пяти человек, входят на паритетных началах представители этого органа юстиции и соответствующей реги­ональной нотариальной палаты, а также, по согласованию, уче­ные-юристы и представители судейского сообщества.

К сдаче квалификационного экзамена, который проводится два раза в год, допускаются лица, имеющие высшее юридичес­кое образование, полученное в Российской Федерации и под­твержденное документом государственного образца либо полу­ченное в другом государстве и признанное в Российской Фе­дерации в установленном порядке, и прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, зани­мающегося частной практикой 3 . Лицензия на право нотариаль­ной деятельности выдается органом юстиции в течение месяца после успешной сдачи квалификационного экзамена на основа­нии решения квалификационной комиссии. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке в течение месяца со дня вручения решения квалификационной комиссии заинтересованному лицу.

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, до­пускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена не уста­новлены законодательством соответствующего субъекта Россий­ской Федерации. Для сдачи повторного экзамена прохождения дополнительной стажировки не требуется. Основы также требуют повторную сдачу квалификационного экзамена от лиц, полу­чивших лицензию, но не приступивших к работе в должности нотариуса в течение трех лет с момента ее выдачи им. Только после успешной повторной сдачи экзамена такие лица допуска­ются к должности нотариуса. Это требование статьи 3 Основ не распространяется на помощников нотариуса, которые в этом случае повторно экзамен не сдают.

1 Порядок выдачи лицензии на право нотариальной деятельности по результатам квалификационного экзамена утвержден Приказом Ми­нистерством юстиции Российской Федерации от 26 октября 1998 г. № 150. Опубликовано: Российская газета, № 223, 24.11.98.

2 Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельнос­ти, утверждено Приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 32. Опубликовано: Российская газета, № 94, 17.05.2000.

3 О порядке прохождения стажировки см. п. 1 лекции 4 настоящего учебного пособия.

Решение квалификационной комиссии может быть обжало­вано в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения его копии лицу, не допущенному либо не выдержавшему квалификационного экзамена. Апелляционная комиссия созда­ется при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах 4 . Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступле­ния в комиссию. По жалобе заявителя, не допущенного к квали­фикационному экзамену, апелляционная комиссия вправе при­нять решение либо об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы - без удовлетворения, либо об отмене решения квалификационной комиссии и допуске за­явителя к квалификационному экзамену. Рассмотрев жалобу заявителя, не сдавшего квалификационный экзамен, комиссия вправе принять решение либо об оставлении решения квали­фикационной комиссии без изменения, а жалобы - без удов­летворения, либо об отмене решения квалификационной комис­сии и направлении заявителя на переэкзаменовку (при этом по письменному ходатайству заявителя апелляционная комиссия вправе принять решение о направлении экзаменуемого для пе­реэкзаменовки в квалификационную комиссию, созданную в ином субъекте Российской Федерации), либо об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией. Заявителю, направлен­ному на переэкзаменовку и сдавшему квалификационный экза­мен, лицензия выдается органом юстиции, при котором образова­на квалификационная комиссия, проводившая переэкзаменовку. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном главой 24.1 ГПК РСФСР.

3. Порядок учреждения и ликвидация должности нота­риуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекраще­ние его полномочий. В правоприменительной практике исключительную важность имеют вопросы учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также наделения нотариуса полномо­чиями и их прекращения.

Часть 1 ст. 12 Основ устанавливает, что должность нотари­уса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. С этим положением тесно связано требование ч. 2 ст. 12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Несомненно, что число должностей должно строго регулироваться. Если число нотариусов окажется больше необходи­мого, нотариус будет вынужден искать дополнительный заработок, зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом может попасть в зависимость от коммерческих или иных структyp, что, конечно же, недопустимо.

Регулирование числа должностей нотариусов позволяет обеспечить строгое соблюдение законности при совершении ими нотариальных действий, поскольку, дорожа своим местом, нотариус не станет совершать незаконные действия, хотя бы в силу угрозы увольнения от должности.

Точная численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному нотариальному округу. При этом долж­на быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число нотариусов, занимающихся частной практи­кой, и нотариусов, работающих в государственных нотариаль­ных конторах. Такое четкое разграничение необходимо для обеспечения государственных нотариальных контор с определенной штатной численностью.

4 Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. №178. Опубликовано: Российская газета, № 129, 05.07.2000.

При установлении численности нотариусов основным критерием должна быть реальная потребность данного региона в определенном количестве нотариусов, способных обеспечить надлежащее нотариальное обслуживание.

Решение об установлении численности нотариусов должно быть оформлено протоколом совместного заседания органа юстиции и правления нотариальной палаты, на основании кото­рого органом юстиции издается соответствующий приказ.

Количество должностей нотариусов и их соотношение (за­нимающихся частной практикой и государственных) может устанавливаться как на определенный период, так и на неопре­деленный. По мере необходимости, в связи с изменением ситу­ации, такие соглашения могут пересматриваться и устанавли­ваться новые квоты.

Штатная численность нотариусов, работающих в государствен­ных нотариальных конторах, должна соответствовать количеству государственных нотариальных контор (т.е. количество государ­ственных нотариусов, как минимум, не должно быть меньше ко­личества нотариальных контор), в противном случае вопрос дол­жен решаться только в совокупности с решением Министерства юстиции Российской Федерации об упразднении соответствую­щих нотариальных контор в установленном порядке.

Немаловажным вопросом наряду с учреждением должности нотариуса является наделение имеющего лицензию на право нотариальной деятельности лица полномочиями, которое про­изводится на конкурсной основе в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной долж­ности нотариуса, утвержденным приказом Министра юстиции Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97 и согласованным с Федеральной нотариальной палатой. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих глубокие профессиональные зна­ние, а также способных обеспечить правовую защищу охраняе­мых действующим законодательством прав и интересов граж­дан и юридических лиц.

Орган юстиции своим распоряжением объявляет конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов в случае учреж­дения дополнительных должностей нотариусов или освобожде­ния имеющихся не позднее десяти дней со дня открытия вакан­сии. В распоряжении указываются: срок проведения конкурса, место и время заседания конкурсной комиссии, а также срок приема документов на конкурс. В трехдневный срок с момента издания распоряжения орган юстиции извещает о принятом решении региональную нотариальную палату. Дата проведения конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не по­зднее чем через два месяца после объявления конкурса.

Для проведения конкурса приказом органа юстиции созда­ется конкурсная комиссия в составе восьми человек из равного количества работников органа юстиции и членов региональной нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Решения кон­курсной комиссии считаются правомочными, если на ее засе­дании присутствовало не менее пяти членов комиссии.

Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции. Руководитель органа юстиции или его заместитель является руководителем конкурсной комиссии по должности. Для обеспечения работы комиссии: приема и регистрации заявлений, формирования дел, ведения протокола заседаний комиссии и т.п., руководитель органа юстиции на­значает секретаря конкурсной комиссии из числа членов комис­сии, являющихся сотрудниками органа юстиции. Председатель конкурсной комиссии определяет также порядок ее работы.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакант­ной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне до­кументов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариу­са, месте и времени заседания конкурсной комиссии публику­ется органом юстиции совместно с региональной нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотари­альной палаты.

Лица, желающие принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, подают заявление секретарю конкурсной комиссии, которое регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера. Одновременно с подачей заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, обязано представить нотариально удосто­веренные копии диплома о высшем юридическом образовании (полученном в высшем учебном заведении, прошедшем лицен­зирование и аккредитацию), трудовой книжки, лицензии на право нотариальной деятельности, а также листок по учету кадров ус­тановленной формы со своей фотографической карточкой. При подаче заявления обязательно предъявляется документ, удос­товеряющий личность. Кроме того, конкурсант имеет право пред­ставлять другие документы или их нотариально удостоверен­ные копии, характеризующие его профессиональную юридичес­кую подготовку.

Секретарь конкурсной комиссии проверяет представленные документы, возвращая подлинники документов заявителю в день их представления, а их копии формируя в дело. Прием доку­ментов производится только в срок, установленный распоряже­нием органа юстиции, а по истечении этого срока документы на конкурс не принимаются.

На основании представленных и сформированных в деле до­кументов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. При несвоевременном или неполном представлении документов кандидат к участию в конкурсе не допускается. Не позднее семи дней до начала про­ведения конкурса в зданиях органа юстиции и региональной но­тариальной палаты вывешиваются списки лиц, допущенных к участию в конкурсе. К участию в конкурсе допускаются гражда­не Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нота­риальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной но­тариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лица, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должно­сти нотариуса в течение трех лет, могут быть допущены к кон­курсу только после повторной сдачи квалификационного экза­мена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

В ходе проведения конкурса конкурсанты оцениваются на ос­новании представленных ими документов, включая документы о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационно­го экзамена. Конкурсная комиссия имеет право проводить инди­видуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касаю­щимся нотариальной деятельности, в случае возникновения такой необходимости.

При оценке каждого кандидата отдельно, каждый член кон­курсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл по десятибалльной системе, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурс­ной комиссии. В своем бюллетене каждый член конкурсной ко­миссии излагает мотивировку своего решения об оценке ка­честв конкурсанта.

После подсчета набранных конкурсантами баллов комиссия по наибольшему количеству баллов определяет лиц, победивших в конкурсе. При равенстве баллов у нескольких кандидатов на одну вакантную должность нотариуса решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием, а при равенстве голо сов членов комиссии решающим является голос председателя.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии за­носятся в протокол, который подписывается председателем и всеми членами конкурсной комиссии, и на следующий день после окончания конкурса оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе. Всем желающим лицам, участвовавшим в конкурсе, по их просьбе может выдаваться выписка из протокола конкурсной комиссии.

В течение десяти дней после проведения конкурса конкурсная комиссия представляет протокол в орган юстиции, и реше­ние конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лиц, победивших в конкурсе, на должности нотариусов.

Срок хранения всех документов, связанных с проведением конкурса и сформированных в дела по каждому участнику кон­курса, составляет три года.

Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано только в судебном порядке.

Каждый нотариус, впервые назначенный на должность, при­носит присягу определенного содержания, текст которой приведен в ст. 14 Основ: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку». Республики в составе Российской Федерации вправе установить иной текст присяги, чем тот, который предусмотрен ст. 14 Основ. На практике нотариус, принявший присягу, ставит свою и подпись на листе бумаги подтекстом присяги, и указанный лист подшивается в его личное дело, хранящееся в органе юстиции. Основы четко регламентируют основания прекращения нотариусами нотариальной деятельности. В целях защиты нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, Основами предусмотрена возможность его увольнения только в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

ограничения дееспособности или признания недееспособ­ном в установленном законом порядке;

по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, без­вестно отсутствующим).

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой прини­мает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

4. Гарантии нотариальной деятельности. Нотариус в своей деятельности беспристрастен и независим. При выполнении своих функций он руководствуется только Конституцией Рос­сийской Федерации, конституциями республик в составе Рос­сийской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в ее составе, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автоном­ных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга, принятыми в пределах их компетенции, а также междуна­родными договорами.

Следовательно, совершая нотариальные действия, нотари­ус в одинаковой мере обязан соблюдать права любой из обра­тившихся к нему сторон, он не вправе отстаивать интересы кого-либо в ущерб другого. Кроме того, при этом он не может пре­следовать личных целей. Гарантии нотариальной деятельности, установленные в ст. 5 Основ, в то же время являются гарантия­ми соблюдения и защиты прав клиентов нотариуса и дают ему возможность не быть зависимым от давления, воли или жела­ния заинтересованных лиц. При совершении каждого нотари­ального действия нотариус руководствуется только действую­щим законодательством, самостоятельно принимая решения и таким образом одинаково соблюдая интересы любых обратив­шихся к нему граждан и юридических лиц. Никто не вправе вме­шиваться в выполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей.

При совершении нотариальных действий, консультировании по вопросам совершения нотариальных действий нотариусу и ра­ботающим в нотариальных конторах лицам становятся известны­ми различные сведения и документы, касающиеся личных инте­ресов граждан или деятельности юридического лица. Зачастую такие сведения имеют конфиденциальный характер. Основы со­держат прямой запрет разглашать сведения, оглашать докумен­ты, ставшие известными нотариусу в связи с выполнением своих служебных обязанностей, любые сведения о совершенном или находящемся в производстве нотариальном действии. Такой зап­рет распространяется на нотариуса и в том случае, когда он сло­жил полномочия или уволился. Только суд вправе освободить но­тариуса от обязанности хранить тайну; если в его производстве имеется уголовное дело против нотариуса в связи с совершением им нотариального действия. Требование о сохранении тайны нотариального действия распространяется на всех сотрудников нотариальной конторы, которым могут стать известными сведе­ния и документы в связи с выполнением ими своих функций.

Однако, если сведения о совершенных или совершаемых но­тариальных действиях затребованы судом, прокуратурой, органа­ми следствия в связи с находящимися в их производстве уголов­ными и гражданскими делами, арбитражным судом в связи с находящимся в его разрешении спором, то нотариус в установ­ленные законом сроки обязан представить требуемую информа­цию. В связи с этим любые документы из нотариальной конторы могут быть выданы только по запросу названных органов.

Справки о завещаниях выдаются только после смерти заве­щателя. При этом следует иметь в виду следующее: справки о завещаниях должны быть выданы не только наследникам по завещанию или по закону, но и любому лицу, считающему, что завещание могло быть оставлено завещателем в его пользу. Однако выдача такого рода справок может быть произведена строго при предъявлении починного свидетельства о смерти завещателя или нотариально засвидетельствованной его копии сами справки не могут содержать сведений о том, в пользу кого составлено завещание. Содержание завещания может быть ог­лашено только лицу или лицам, указанным в завещании.

Все сведения, касающиеся совершенного или совершаемого нотариального действия, в том числе и оформления наследствен­ных прав, охраны наследственного имущества, нотариальные до­кументы или их копии могут быть выданы только лицам, от имени или по поручению которых эти действия совершались или совер­шаются нотариусом. В том случае, если лицо, совершившее нотариальное действие дает доверенность другому лицу на полу­чение перечисленных сведений в нотариальной конторе, то нота­риус не вправе отказать в ее выдаче доверенному лицу.

В обязанности нотариуса входит обязательное направление в налоговые органы сведений о стоимости имущества, перехо­дящего в порядке наследования или дарения. Закон о налоге на имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования или дарения, а также Инструкция Государствен­ной налоговой службы о порядке исчисления налога с такого имущества предусматривают, что сведения о стоимости пере­ходящего в собственность граждан имущества должны быть представлены в налоговый орган не позднее 15-дневного срока с момента удостоверения сделки в нотариальной конторе. В слу­чае нарушения срока на нотариуса может быть наложено взыс­кание.

5. Нотариальный округ. Статья 13 Основ возвращает из забвения понятие нотариального округа. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соот­ветствии с административно-территориальным делением страны, однако в городах, имеющих районное или иное административ­ное деление, нотариальным округом является вся территория города (например, Москва является единым нотариальным ок­ругом).

Каждый нотариус должен иметь рабочее место (бюро, кон­тору) в пределах своего нотариального округа. Рабочее место нотариуса должно быть доступно для доступа всех граждан, же­лающих попасть к нему на прием. Территория деятельности но­тариуса может быть изменена только совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Каждый гражданин может обратиться к любому нотариусу с просьбой о совершении нотариального действия (за исключе­нием случаев, когда законодательством Российской Федерации или международными договорами строго определено место совершения нотариального действия), однако нотариус не вправе выезжать в другой округ для его совершения. Если же нотариус совершил нотариальное действие за пределами своего нотари­ального округа, то оно имеет юридическую силу; однако, это не правило, а исключение. Необходимость выезжать в другой но­тариальный округ допускается законодательством только в случаях отсутствия в нем нотариуса или крайней необходимости. Так, часть 6 ст. 13 Основ прямо устанавливает, что нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостовере­ния завещания в случае тяжелой болезни завещателя при от­сутствии в нотариальном округе в это время нотариуса,

Нотариальные действия совершаются любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных ст. 36 Основ (выда­ча свидетельств о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества), ст. 47 (нотариус не вправе совер­шать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников: родителей, детей, внуков), ст. 56 (удостоверение договоров о возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества), ст. 62-64 (получение заявлений о при­нятии наследства или об отказе от него, принятие претензий от кредиторов наследодателя и охрана наследственного имуще­ства), ст. 69 (оплата расходов за счет наследственного имуще­ства), ст. 70 (место и сроки выдачи свидетельства о праве на наследство), ст. 74 (выдача свидетельства о праве собственно­сти на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов), ст. 75 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супру­га), ст. 87 (принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг), ст. 96 (предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека) и ст. 109 (международными договорами Российской Фе­дерации могут быть установлены иные правила совершения нотариальных действий), и других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в со­ставе Российской Федерации.

6. Лица, имеющие право совершать нотариальные дей­ствия. В Российской Федерации нотариальные действия со­вершают нотариусы, работающие в государственных нотариаль­ных конторах или занимающиеся частной практикой. Однако, в случаях, когда в населенном пункте отсутствуют нотариусы, обя­занность совершать нотариальные действия возлагается на должностных лиц органов исполнительной власти. При этом совершение нотариальных действий возлагается решением орга­на исполнительной власти на одно из должностных лиц аппара­та этого органа. Круг нотариальных действий, выполняемых ими, значительно уже, чем у любого нотариуса.

На территории других государств нотариальные действия по просьбе российских граждан совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномочен­ные на их совершение. В их компетенцию входит совершение почти всех нотариальных действий.

Инструкция о порядке удостоверения завещаний, утверж­денная Минюстом СССР по согласованию с Минздравом СССР и Минсоцобеспечения СССР 20 июня 1974 г., наделяет правом совершать отдельные нотариальные действия главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей боль­ниц, других санитарно-профилактических учреждений, санато­риев, а также директоров и главных врачей домов для преста­релых и инвалидов. Завещания, удостоверенные названными лицами, приравниваются к нотариально удостоверенным доку­ментам. Завещания вправе удостоверять и командиры воинских частей.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 185 при­равнивает к нотариально удостоверенным ряд доверенностей, удостоверенных должностными лицами. К ним относятся дове­ренности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удосто­веренные начальником соответствующего места лишения победы. Администрация учреждений социальной защиты населения или руководитель (заместитель) соответствующего органа социальной защиты вправе удостоверять доверенности со­вершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в этих учреждениях. Следовательно, руководители этих учреждений так­же входят в систему нотариата.

Организация, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационная организация по месту его житель­ства, а также администрация лечебных стационарных учрежде­ний обладает правом удостоверять доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми от­ношениями, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках, получение корреспонденции, включая денежную и по­сылочную, вознаграждения авторов и изобретателей. Однако названные организации и лица, их представляющие, не входят в систему органов нотариата, так как удостоверенные ими до­веренности не приравниваются к нотариальным.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные структурные элементы системы органов нотариата в Российской Федерации вы знаете?

2. В чем сущность лицензирования нотариальной деятель­ности и каков порядок выдачи лицензий?

3. В каком порядке учреждается и ликвидируется долж­ность нотариуса?

4. Для чего устанавливается порядок определения числен­ности нотариусов и каковы его стадии?

5. Что такое нотариальный округ и какова его территория?

6. При каких обстоятельствах нотариус работает вне нота­риального округа?

7. Какой порядок наделения нотариуса полномочиями уста­новлен в России?

8. При наличии каких оснований прекращаются полномочия нотариуса?

9. В чем заключаются гарантии нотариальной деятельности?

10. Каким должностным лицам дополнительно к их профес­сиональным обязанностям предоставляются полномочия на со­вершение отдельных нотариальных действий?

Введение

Нотариат - это система государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Сейчас нотариатом называют государственный орган, который официально удостоверяет различные юридические акты (договоры, завещания, доверенности), а также обладает правом засвидетельствовать подлинность копий документов и подписей на документах. Нотариат в реальной жизни представляет собой нотариальные конторы, должностными лицами которых являются нотариусы. С февраля 1993 года нотариальное обслуживание населения России осуществляется как государственными, так и частнопрактикующими нотариусами.

Нотариальные органы РФ, их структура

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами о нотариате, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:

  • 1) удостоверяют сделки;
  • 2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  • 3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
  • 5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
  • 6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
  • 7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
  • 8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
  • 9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
  • 10) удостоверяют время предъявления документов;
  • 11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • 12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
  • 13) совершают исполнительные надписи;
  • 14) совершают протесты векселей;
  • 15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
  • 16) принимают на хранение документы;
  • 17) совершают морские протесты;
  • 18) обеспечивают доказательства.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 35 Основ, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, а на территории других государств - должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают следующие нотариальные действия:

  • 1) удостоверяют завещания;
  • 2) удостоверяют доверенности;
  • 3) принимают меры к охране наследственного имущества;
  • 4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
  • 5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации на указанных должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий. Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы -должностные лица, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Охрана прав граждан и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается 20 видов нотариальных действий (ст. 35, 36). Их перечень не является исчерпывающим. Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются следующим образом:

  • - направленные на удостоверение бесспорных прав;
  • - направленные на удостоверение бесспорных фактов;
  • - по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;
  • - охранные нотариальные действия, к которым обычно относят: принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение.

Данная классификация носит условный характер, но она позволяет выделить в единой правоохранительной функции нотариата различные стороны ее осуществления.

Нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении граждан и организаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные или общественные интересы. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в заранее установленной последовательности и по строго регламентированным правилам, отступление от которых ведет к недействительности нотариального акта.

Ряд юридических фактов и обстоятельств, некоторые виды сделок требуют обязательного нотариального удостоверения. Аналогичные требования предъявляются к ряду документов. В других случаях нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов совершаются в зависимости от волеизъявления граждан и организаций. Но в этих случаях они совершаются по общим для всех нотариальных действий правилам, обеспечивающим права и интересы других лиц, законность и правопорядок.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в Российской Федерации частной практики юрисдикционная природа нотариата не изменилась. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба Российской Федерации (ст. 11 Основ) и совершает все предусмотренные законом нотариальные действия от имени государства. В отличие от работающего в государственной нотариальной конторе нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную имущественную ответственность по решению суда в случаях причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством (ст. 17 Основ).

Таким образом, признаком, определяющим правовую природу нотариата, следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию, и, наконец, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы. Нормы, регулирующие организацию и деятельность нотариата, составляют самостоятельную отрасль законодательства, которая самым тесным образом связана с такими отраслями законодательства, которая гражданское, гражданское процессуальное, семейное, земельное, трудовое, жилищное. При совершении нотариальных действий, составляющих компетенцию нотариата, нотариусу приходится применять не только законодательство о нотариате, но и обращаться к нормам указанных отраслей права. Так, при удостоверении договора купли-продажи жилого дома или квартиры нотариус руководствуется целым рядом норм гражданского, семейного, жилищного кодексов, разъясняет их содержание обратившимся к нему гражданам и должностным лицам.

Поэтому твердое знание правовых норм смежных отраслей законодательства составляет обязательное требование для лиц, занимающих должности нотариусов.

В соответствии с Конституцией и Основами законодательства РФ о нотариате нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законодательством РФ.

Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате представлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят: Минюст России; министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации; управления юстиции субъектов РФ; государственные нотариальные конторы; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата.

Во главе системы органов нотариата в Российской Федерации стоят министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации и Минюст России. В них есть управления, в состав которых входят отделы нотариата. Они разрабатывают методические указания и инструкции по различным вопросам нотариата, вырабатывают стратегию развития нотариата и осуществляют контроль за нотариальной деятельностью.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте РФ.

Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и своим уставом.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.

Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

Полномочия нотариальной палаты

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Органы нотариальной палаты . Высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.

Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов нотариальной палаты.

Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Нотариальная палата вправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса.

Должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, основанное на их обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность Федеральной нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом.

Федеральная нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Имущество Федеральной нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.

Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей нотариальных палат и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются Основами законодательства РФ о нотариате, а также ее уставом.

Федеральная нотариальная палата:

  • - осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;
  • - представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;
  • - обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • - участвует в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
  • - обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
  • - организует страхование нотариальной деятельности;
  • - представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

Органы Федеральной нотариальной палаты. Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Размер взносов и других платежей членов Федеральной нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание представителей нотариальных палат.