Как открыть фитнес клуб? Гигиенические требования к физкультурно-спортивной зоне общеобразовательных учреждений и спортивным залам

IV. Требования к зданию

<...>

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

Не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

Не менее - 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м 2 .

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м 2 ; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м 2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.<...>

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1–4 классов, и на высоте 0,7–0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5–11 классов.

Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.<...>

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.<...>

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски–- не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – 70–90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. <...>

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22 °С, душевых – 25 °С. <...>

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зале следует прекращать. <...>

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. <..>

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. <...>

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения. <...>

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300–500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300–500 лк, на классной доске – 300–-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради jсвещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

<...>

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. <...>

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. <...>

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. <...>

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. <...>

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. <...>

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. <...>

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций

11.1. Во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. <...>

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации . <...>

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта. Не секрет, что температура воздуха в спортивном зале должна быть безопасной и оптимальной для занятий. Так каковы необходимые нормативы? И какими способами поддерживаются оптимальные параметры в спортзале?

Маленькие залы

Во многих городах часто устраивают маленькие, так называемые домашние спортзалы. В них есть весь необходимый инвентарь и тренажёры. В таких помещениях крайне важно поддерживать нужный температурный режим. Этот фактор обуславливает эффективность спортивных занятий и влияет на здоровье.

Такое помещение можно организовать даже в квартире. Здесь применяются следующие критерии:

  • хорошее проветривание,
  • качественное освещение,
  • тренажёр находится от стены минимум в 30 см,
  • защита от перегрева и излишнего охлаждения.

В случае даже незначительного перегрева, на 3-5 градусов, может произойти лёгочный или сердечный приступ. Температура воздуха и в таком спортзале должна быть контролируемой. Особенно зимой. Согласно СНиП в помещении должны быть показатели от =16 до +18 градусов.

Контроль упростится, если в зале установить специальные датчики. Например, можно устроить технологию ТМ «Enaut».

Нормы СанПин

Прим организации спортзала нужно руководствоваться не только и назначением и параметрами, но и температурными нормами СанПин. Это критерии необходимого температурного режима и влажности.

Температура в тренажерном зале согласно нормам СанПин должна достигать +16- + 18 градусов. Уровень влажности – порядка 35% с погрешностью 1-2%.

В контроле над параметрами есть некоторые отличия. Они связаны с разными физическими нагрузками.

Так, нормы температуры в тренажерном зале, где сосредоточены силовые занятия, достигают +16- + 18 °С. Для йоги оптимальны значения 19-20°С

Температура воздуха в спортивном зале в фитнес клубе, где осуществляются, в основном координационные нагрузки, должна лежать в спектре 18-19°С.

Нормы СНиП

СНиП – это нормативный справочник. В нём есть пункты, касающиеся и температурных норм в разных видах спортзалов.

  1. В видах, где есть зрительские места – норма +18° С
  2. В видах, где нет зрительских мест (за исключением видов, где организуется художественная гимнастика) — +15° С.
  3. В залах для этой гимнастики — +18° С.
  4. В залах для персональных силовых и акробатических занятий – норма +16° С. Этот же показатели применим и для демонстрационных легкоатлетических залов.
  5. В залах в школах и училищах нормативный диапазон: +17-20° С.

Таковы основные нормы СНиП для температуры в тренажёрном зале, а также других видов залов.

Вопрос по вентиляции

В домашних залах обычно задействуют технологии с приточно-вытяжным моноблочным монтажом.

Для больших залов создаётся персональная приточно-вытяжная вентиляция. Она сборная. Образована несколькими модулями.

Чтобы зал вентилировался эффективно и качественно, применяют канальные технологии. Они равномерно распределяют приточный воздух. Устраивают интенсивный воздухообмен. При их наличии в зале не будет сквозняков и по всей его площади сохранится стабильная температура.

Способы подогрева

Обычно в залах ставят приточно-вытяжные технологии, в которых тепло рекуперируется. Уходящий воздух отдаёт тепло приточному воздуху. На нагреве так экономится порядка 70% электричества.

В морозы в такой системе работает специальный догреватель. Он помогает, когда эффекта рекуперации не хватает для должного обогрева.

Способы охлаждения

В небольших залах оптимально ставить автономные устройства – сплит-технологии.

В крупных залах и центрах – мультизональные VRF-технологии. Внутренние кондиционерные комплекты бывают канальными, кассетными или настенными.

Внешние – монтируются на фасадах или крышах здания.

Рассчитывать мощь нужной системы требуется на основе тепловыделений в конкретном зале. Важно учесть и такие факторы:

  1. Число людей, находящихся в зале.
  2. Его планировку.
  3. Его предназначение (для каких видов спорта он создан).

Для расчёта производительности системы с учётом числа людей применяют такую формулу:

L = N * L норм,

N – потенциальное число занимающихся.

L норм – нормативный показатель объёма воздуха на человека.

КПД системы на основе площади высчитывается так:

n – нормируемый воздухообмен.

S – площадь

H – высота.

Если по предложенным формулам получаются различные итоги, нужно взять результат с наибольшим показателем КПД.

Заключение

Нарушение температурных норм в спортзале может серьёзно испортить эффективность занятий. Также это наносит урон здоровью, вплоть до приступов.

В связи с тем, что спорт сейчас набирает популярность и активно пропагандируются различные направления фитнесса, то необходимость в помещениях для спорта возрастает. Это открывает широкие возможности для предпринимательской деятельности. Можно оборудовать помещения и сдавать их в аренду или открыть фитнес центр.

Нормы СЭС для спортивных залов в первую очередь касаются проектирования и внутреннего устройства.
В зависимости от того для каких видов спорта предусмотрен зал, в нем устанавливается соответствующее оборудование.

Требования СЭС к спортивному залу

Независимо от того, для каких занятий будет использован зал, в нем должна быть:
  • Проведена вентиляция (причем, если зал является частью какого-либо помещения, то воздуховод должен быть изолирован от основного здания);
  • Здание должно отвечать пожарной безопасности;
  • Нормам освещенности;
  • Необходима установка кондиционеров;
  • Должна быть проведена канализация и водопровод;
  • При установке тренажёров необходимо учесть площадь, чтобы избежать нагромождения;
  • В помещении производятся дезинфекционные работы и влажная уборка;
  • Для инвентаря предусмотрены подсобные помещения, в которых хранятся дезинфицирующие средства.
Требования СЭС к спортивному залу достаточно высокие, так как в помещениях, где бывает высокая проходимость людей, просто необходимо поддерживать чистоту.

Проверка СЭС спортивных залов

Когда происходит проверка СЭС в спортивных залах, то необходимо учесть, что помещения должны соответствовать системе нормативов для строительства и проектирования.

Плановая проверка производится согласно графикам, что дает возможность устранить недочеты до приезда инспектора.
В случаях внеплановых проверок, необходимо, чтобы проверяющий предоставил удостоверение и соответствующий документ для проверки.
К каких же случаях могут нагрянуть проверяющие органы?
Если были нарушены нормативы при установке или во время проектирования, которые могли повлечь вред здоровью занимающихся людей. В случаях обращения граждан в Роспотребнадзор, через некоторое время на объект направляется проверка, с целью обнаружения и устранения нарушений.

Заключение СЭС для спортивного зала выдается на основе проверки.

Документы СЭС для спортивных залов

Для того, чтобы открыть спортзал с нуля необходимо предоставить ряд документов:
  • У предпринимателя должно быть оформлено ИП или ООО;
  • Программа производственного контроля;
  • Свидетельство о постановки на учет в налоговый орган (ИНН);
  • Далее нужно решить вопрос с помещением, предоставить договор аренды или сертификат о собственности;
  • После установки кондиционеров, нужно заключить договор на его обслуживание;
  • Также нужны бумаги на вывоз мусора;
  • Стирку спецодежды и полотенец;
  • Медицинские книжки для сотрудников с актуальными анализами;
  • Заключения о противопожарной безопасности;
  • Результаты лабораторных исследований о качестве воды;
  • Журналы учета дезинфицирующих средств;
  • Договор с санитарной службой для проведения профилактических обработок;
  • Заключения пожарных служб и планы эвакуации.
Компания «Дез Групп» занимается многопрофильными направлениями в области санитарных работ. Сотрудники компании могут дать рекомендации и ответить на интересующие вас вопросы. Благодаря комплексной работе, можно в течение одного дня провести дезинфекционную обработку и уничтожить насекомых и прочих вредителей. «Дез Групп» предоставит необходимые документы для Роспотребнадзора. Договор СЭС со спортивным залом заключается на длительное время и служит гарантией чистоты помещения для посетителей.

Разрешение СЭС для спортивных залов

Как же получить разрешение СЭС для спортивных залов?

Для приобретения разрешающей документации необходимо соблюсти нормативы и предоставить документы в Роспотребнадзор.
Разрешение получается после уведомления о начале функционирования помещения.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 3 апреля 2003 г. N 27
"О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03"

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2003 г. Регистрационный N 4594

2.4.4. Гигиена детей и подростков

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03
"Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения)"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.)

Утратило силу в связи с отменой с 14 октября 2014 года
СанПиН 2.4.4.1251-03 на основании постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 года N 41

видов деятельности

помещений

разного возраста

по видам спорта

различного профиля

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г., N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации 2002 г., N 7, ст.631), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 (ред. от 22.02.1997) "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 12, ст.1053).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящиеся, реконструируемые учреждения дополнительного образования детей.

1.4. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительного образования, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Изменение функционального назначения помещений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1.5. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и другие виды деятельности.

1.6. В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.).

С учетом направленности программ, дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.

II. Требования к земельному участку

2.1. Расстояния от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей до учреждений дополнительного образования принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительного образования, в том числе включающие зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территориях санитарно-защитных зон не допускаются.

Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации).

Пешеходная и транспортная доступность данных учреждений для детей не рекомендовано превышать 30 мин. в одну сторону.

2.2. Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования детей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительстве учреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданием на проектирование.

2.3. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле 10 лк.

2.4. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2.5. На участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки, в зависимости от их назначения:

Спортивная площадка 0,7 - 1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45x20 м2), две волейбольные (9x18 м2), две баскетбольные (16x28 м2) площадки, либо по одной волейбольной, баскетбольной и одна комбинированная площадка; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

Учебно-опытная зона 0,15 - 0,4 га, включающая участки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

Зона отдыха и аттракционов, площадью 0,15 - 0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

Хозяйственная площадка, площадью 0,05 - 0,1 га;

Зеленая зона должна составлять не менее 50% территории учреждения дополнительного образования детей.

2.6. Зону хозяйственного двора следует предусматривать в глубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

III. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей; 4-этажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

Мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

На первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

На последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В связи с введением в действие с 30 июня 2003 г. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 119 названные Санитарные правила и нормы признаны утратившими силу

3.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных нормам и правилам, утвержденным проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющих отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

4.2. Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного образования должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения, учреждение дополнительного образования необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждения дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений, или выгребами с последующим удалением стоков на очистные сооружения при согласовании с учреждениями госсанэпиднадзора.

4.3. В учреждениях дополнительного образования должен быть организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

4.4. В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кино-фотолабораториях, в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

4.5. В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

V. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности

5.1. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площади минимальный набор помещений для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и санузел, соответствующие санитарным нормам.

5.2. Минимальную площадь помещений для организации различных занятий в учреждениях дополнительного образования детей следует принимать из расчета площади на 1 занимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

5.3. Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

5.3.1. Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4,8 м2 на 1 учащегося, высотой - не менее 3,0 м, высотой подоконников не более - 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно и параллельно окнам.

5.3.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3,6 м, высотой подоконников не более - 1,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.

5.3.3. К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2;

5.3.4. Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции - не менее 4,5 м2 на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства и композиции должны быть кладовая площадью не менее 9 м2, при мастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.

5.3.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.

5.3.6. Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.

5.4. Требования к организации музыкальных занятий.

5.4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

Помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные, духовые, народные), площадью не мене 12 м2;

Помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 м2 и высотой - не ниже 3,0 м;

Помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой - не ниже 4,0 м.

5.4.2. При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов, площадью не менее 10 м2.

5.4.3. Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков # оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды;

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.

5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:

Концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2.;

2 костюмерные для мальчиков и девочек (10 - 18 м2) в удобной связи со сценой,

Комната исполнителей (24 - 36 м2),

Помещения для драмкружка (50 - 70 м2),

Подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

5.7. Требования к организации занятий техническим творчеством.

5.7.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.

5.7.2. Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.

5.7.3. Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

5.7.4. Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90 - 100 см.

5.7.5. Столярные верстаки должны располагаться под углом 45° к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.

5.7.6. Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20-30°, фрезерные - параллельно окнам.

5.7.7. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей ( ).

5.7.8. Все оборудование, являющееся источником пылевыделений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

5.7.9. При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" # .

На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

5.7.10. Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

5.7.11. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии # гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.8. Требования к организации занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.

5.8.1. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.

5.8.2. Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

5.8.3. С детьми, ухаживающими за животными, должен поводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

5.9. Требования к организации спортивных занятий

5.9.1. Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

5.9.2. Набор и состав помещения для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей и должен отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.

5.9.3. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизов; стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1,5 - 2,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрыты решетками. На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может быть спортивный манеж (42 x 18 м2) и спортзал (36 x 18 м2).

5.9.4. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

5.9.5. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежании травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.

5.9.6. Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.

5.9.7. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.

5.9.8. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.

5.9.9. Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травяной покров.

5.9.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

5.9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом и они должны находиться на одном уровне с землей.

5.9.12. Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.

5.9.13. Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

Игровые зоны общей физической подготовки;

Специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений;

Административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля школы.

5.9.14. При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

5.9.15. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в детской юношеской спортивной школе и спортивной детской юношеской школе олимпийского резерва представлен в .

5.9.16. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах - 4-х часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.

5.10. Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны проводиться только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании.

5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать требованиям санитарных норм.

VI. Требования к естественному и искусственному освещению

6.1. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6.2. В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I-го светоклиматического пояса - 5,1%, но не менее 3,8%; для II - 4,1%, но не менее 3,0%; для III - 3,6%, но не менее 2,5%. Такие условия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения мастерских.

В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

6.3. Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при боковом освещении не должна превышать 3:1.

6.4. Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

6.5. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

6.6. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

6.7. Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузноотражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0,8, стен и оборудования - не менее 0,7, пола - 0,4.

6.8. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м.

6.9. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

В учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;

В компьютерных кабинетах - 300 - 500 лк;

В мастерских по обработке металла - 600 лк;

В мастерских по обработке дерева - 500 лк;

В швейных мастерских - 600 лк;

Изостудии, живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;

Концертных залах - 300 лк;

Звукоаппаратной - 150 лк;

Спортивных залах - 200 лк (на полу);

Рекреациях - 150 лк;

В помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.

При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

6.10. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и др. должна применяться система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

6.12. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

VII. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1. В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 7.1.

7.2. Температурный перепад между температурой воздуха внутри помещения и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6°С.

7.3. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года - относительная влажность воздуха - 60-30%, скорость движения воздуха - 0,2-0,3 м/сек; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45-30%, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/сек.

Таблица 7.1

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

7.4. Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

VIII. Требования к режиму деятельности детей

8.1. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

8.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 20.00 ч.

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в # , в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в .

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

8.3. В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1 - 2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

8.4. При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

IX. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

9.1. В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должны проводить дважды: между сменами занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещениях должна проводиться ежедневная, влажная уборка помещений с использованием соды, мыла, синтетические # моющие # средства # и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не менее 3-х раз в год (весной, летом, осенью).

9.2. Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые) необходимо убирать постоянно с использованием дезинфицирующих средств.

9.3. В туалетах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах должны мыться теплой водой с мылом. Раковины и унитазы следует чистить квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материал необходимо погрузить в 0,5% раствор гипохлорида кальция или 1% раствор хлорной извести на 30 мин, затем прополоскать и высушить. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра, туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с дозатором), сушка для рук или разовые салфетки, полотенца для вытирания рук.

9.4. В душевых должна проводиться ежедневная уборка и дезинфекция (помещения, предметы обстановки - скамьи, шкафчики, резиновые коврики).

В душевых необходимо пользоваться индивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

9.5. Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следует проводить следующим образом:

спортивный ковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендовано использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 - 4 раз в месяц;

тренировочные мешки, чучела и переносный спортивный инвентарь протирают влажной ветошью менее 1 - 2 раза в день, а металлические части спортивного инвентаря - сухой тряпкой;

маты должны не реже 1 раза в неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или выколачиваться на открытом воздухе.

Маты, исключая кожаные, должны иметь съемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергаться стирке не реже 1 раза в неделю; кожаные маты протираются влажной ветошью, с использованием мыльно-содовых растворов.

Для детей дошкольного и школьного возраста кожаные маты следует обрабатывать мыльно-содовым раствором ежедневно.

9.6. Гигиенические требования к содержанию и эксплуатации бассейнов для детей должны отвечать санитарным правилам.

9.7. В учреждениях дополнительного образования должны быть предусмотрены отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

9.8. В помещениях уголков живой природы необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть поилки и менять воду.

Раз в две недели клетки, кормушки, поилки необходимо дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку можно заложить чистую подстилку и насыпать корм.

9.9. Санитарные требования к столовым и буфетам принимаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организациям общественного питания.

9.10. На территории участка следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать. XI. Обязанности руководителя учреждения дополнительного образования

11.1. Руководитель учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает:

Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

Выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

Организацию производственного и лабораторного контроля;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

Своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;

Выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

Условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

Эффективную работу санитарно-технического, технологического, и другого оборудования учреждения;

Проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

Организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

11.2. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. ** в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

*** младшая группа первого года обучения.



Тренажерные залы могут быть мини-формата до 150 квадратов и макро-формата от 150 квадратов и более. Какой бы вариант вы ни избрали, нужно подбирать сооружения с высоким потолком, и большими оконными проемами. Предварительно вам следует рассчитать пропускную способность вашего заведения согласно требованиям 5 м 2 на посетителя или 6 м 2 на единицу оборудования. При этом нужно предусмотреть свободное пространство для разминочных занятий.

Нормативные акты

  1. Обустройство канализации и водопроводной системы внутри вашего зала описывается СП 30.13330.2016 (свод правил принят 17 июня 2017 года). Предыдущим документом, по которому организовывались эти системы был СП 30.13330.2012 (актуализация для СНиП 2.04.01-85*). Вероятнее всего, именно этим документом руководствовались строители при возведении/реконструкции приобретенного/арендованного вами здания. Если вы нашли сооружение, "заточенное" под фитнес-услуги (ФУ), согласуйте необходимость внесения изменений с местными органами СЭС. Возможно, они не понадобятся.
  2. Освещение нужно организовывать согласно СНиП 23-05-95 (актуализирован как СП 51.3330.2011).
  3. Шум, в вашем зале должен нивелироваться согласно своду правил 51. 13330.2011 (актуализация СНиП 23-03-2003). Действует с изменениями №1 от 06.11.17 (Приказ Минстроя №770/пр от 05.05.17). ПДК описаны в таблице №1 п. 19.
  4. СП 118.13330.2012 * - актуализация для СНиПа31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2), содержащая описания требований к общественным сооружениям.
  5. В таком помещении, как тренажерных зал (ТЗ) обязательно потребуется система кондиционирования, хорошее отопление и качественная вентиляция. Поможет правильно провести данные системы СНиП 41-01-2003 (в актуализации СП 60.13330.2012).
  6. Взаимоотношения между клиентом и тренажерным заведением определяются ГОСТом Р 52024-2003 по ПП №80-ст от 18.03.03.

Требования СЭС (Роспотребнадзора)

Проверки РПН (Роспотребнадзора) начинаются с требований по соблюдению:

  • ГОСТаР 52024-2003 пункта 5.2.9.1.
  • Статей 9 и 10 ФЗ РФ о ЗоПП №2300-1 .

Подробнее информацию о требованиях этих документов можно прочитать в статье о правилах оформления УП (Уголка Потребителя) и вывески.

Основным требованием в этой части является информирование клиента:

  • об оказываемых услугах, их цене, правилах предоставления;
  • о медицинских противопоказаниях;
  • ФИО тренера;
  • форме и правилах расчета за услуги.

Кроме того, клиенты информируется о правилах ТБ при получении услуг тренажерного зала, и могут получить иную дополнительную информацию. Все инструктора, работающие с клиентами, должны проходить медицинский осмотр и иметь санитарные книжки.

Требования к размещению

Организации спортивного назначения размещают как в отдельно стоящих сооружениях, так и в составе оздоровительных комплексов и даже в жилых домах (цоколь, полуподвал, при надлежащей организации вентиляции, отопления и шумоизоляции).

Требования к помещению

Рекомендуемая высота тренажерного зала 4 м и более. При обустройстве в цоколе и полуподвале жилого дома можно рассмотреть минимальную высоту в 3,5 м. Для каждого клиента должно быть выделено по 5 м 2 пространства.

Набор помещений для такого зала включает:

  1. Рецепцию, если ТЗ не является элементом более крупного спортивного комплекса.
  2. Собственно зал с тренажерами.
  3. Туалетная комната и душ раздельный для мужчин и женщин. Количество туалетных комнат определяется пропускной способностью зала. В мини-"тренажерках" достаточно 2 шт. Если помещение будет по площади более 100 м 2 , санузел обустраивается не далее, чем в 75 м от основного места локализации людей.
  4. Раздевалка предусматривает раздельные комнаты для посетителей разного пола.
  5. Помещение для хранения инвентаря для уборки. Инвентарь маркируется.
  6. Помещения для хранения белья 2 штуки (чистого и грязного), например, полотенец, если это предусмотрено.

Сам зал для занятий тоже желательно зонировать на:

  • грузо-блочную часть (силовые тренажеры);
  • зона работы со свободными весами (гири, гантели, либо штанги).

Помещение ТЗ должно хорошо проветриваться/вентилироваться, иметь отделку, соответствующую санитарным нормам (разрешенную), допускающую регулярную уборку и обработку дезинфектантами:

  • материалы подобные резине, изготовленные на заводе в виде плит либо листов от 1 см толщиной;
  • рулонные материалы для спортивных залов;
  • наливные полы на основе полиуретана.

Покрытие делают в 1-2 слоя поверх бетонной заливки. Допустимы и деревянные полы, но к ним предъявляются особые требования. При этом, если в зале предусмотрены помосты для занятий с серьезными весами, их нельзя выполнять связанно с фундаментом. Полы должны быть ровными и гладкими, без щелей и повреждений.

Стены ТЗ должны быть ровными и гладкими, как минимум на высоту 1,8 метров. Их окрашивают в светлые тона и покрывают легко моющимися материалами. Потолок покрывается не осыпающимися материалами. Освещенность в тренажерном зале выдерживается порядка 150-200 лк.

Требования к микроклимату

Любые помещения, предназначенные для занятий спортом должны быть "сухими". Влажность не должна превышать 60%. Для поддержания влажности требуется провести расчет избытка тепла при тренировке в помещении.

Если глубина зала составляет 6 метров и более, учитывают:

  • количество солнечной радиации;
  • теплоизлучение искусственных осветителей в зоне, расположенной в 6 и более метрах от оконных проемах (освещенность можно принять 200 лк);
  • выделения тепла и влаги людьми.

Таблица показывает выделения тепла и влаги человеком, которые требуется учесть:

Тепло- и влаговыделения от людей

Показатели

Количество теплоты (Вт) и влаги (г/ч) при температуре, °C

Состояние покоя

Теплота явная

Теплота полная

При легкой работе

Теплота явная

Теплота полная

При работе средней тяжести

Теплота явная

Теплота полная

При тяжелой работе

Теплота явная

Теплота полная

Свежий воздух должен поступать:

  • в помещение спортзала из расчета 80 кубов/час на клиента (как минимум) с соотношением приток:вытяжка-2:3;
  • в туалетных комнатах при раздевальне - 50 м 3 /ч на 1 унитаз/писсуар.

Кратность воздухообмена в помещении раздевальни должна быть от 1,5 кубов, в душе не менее 5 кубов. Температурный режим:

  • в раздевальне и душевых в пределах - 22-25 о С;
  • в туалетных комнатах при раздевальнях - 20 о С;
  • в зале для выполнения тяжелых физических упражнений, к каковым относят и ТЗ - 16-18 о С;
  • вестибюль, рецепция - 20-22 о С.

Если зал универсален и в нем проводятся и другие виды занятий, нужно предусмотреть его прогрев в ускоренном режиме. Такие требования выдвигают серьезные запросы к вытяжке и обогреву зала.

Требования к системе отопления и вентиляция

Согласно СП 60.13330.2012 система отопления может быть:

  • воздушная (п.п. 7.1.14 ,7.1.15 и 7.1.16);
  • электрическая или работающая на газу газовая либо с температурой поверхности до 150°С (п.п. 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) либо с высокотемпературным излучателем (п.п. 5.8, 6.2.9, 6.4.11, 6.4.12);
  • водно-радиаторная, водяная с панелями, конвекторами либо гладкими трубами с температурой источника тепла до 150°С;
  • с нагревателями в полах и стенах встроенного типа, работающими как водяная система (п. п.6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8).

Последний вариант считается лучшим. Но чаще используется обычными водяными радиаторами/конвекторами.

Все отопители (при условии, что они не вмонтированы в пол и стены) закрываются решетками для обеспечения безопасности тренирующихся.

Система вентиляции оборудуется по схеме приток-вытяжка с механическим побудителем. Организуется приток воздуха - струями "внастил". Такая система:

  • исключает обдувание приточным воздухом клиентов в период занятий и снижает риск ухудшения их здоровья и жалоб;
  • предотвращает образование зон "застоя" воздушных масс.

Это достигается равномерным распределением приточных решеток по периметру ТЗ.

Соблюдение следующих правил - не является строгим требованием СЭС, но их применение не запрещено санитарными службами и относится к категории мер экономии и энергосбережения:

  • поздней весной, летом и ранней осенью (при благоприятной погоде) можно предусматривать отключение вентиляционной системы и проветривание естественным методом (фрамуги);
  • снижение температурных показателей воздушной среды в нерабочий период с последующим поддержанием температуры на 5 о С во время функционирования.

Если последний метод взят на вооружении, то отопительную систему лучше разработать из 2 групп отопителей:

  • основной (способной поддерживать минимально-требуемую постоянную температуру);
  • компенсационной - обеспечивающей быструю "подгонку" температуры до нужных цифр.

Проектировать систему вентиляции стоит с включением возможностей удаления загрязненных воздушных масс под влиянием:

  • гравитации;
  • давление, создаваемое приточным элементом вытяжки.

Хороший результат дает возможность использования ветра, как доп. побудителя для включения механизма вентиляции.

Водопровод и канализация: основные требования

В любом ТЗ требуется обустройство внутренних систем:

  • доставки воды (холодной и обязательно горячей);
  • организации сбора стоков (канализации).

Вода должна быть питьевой и соответствовать стандартам такой воды. Расход воды рассчитывается по СП 30.13330.2012 , исходя из пропускной способности зала. Этот же свод правил определяет правила подбора диаметра труб для указанных систем.

Если ТЗ обустраивается в не канализованном районе, придется предусмотреть местные очистительные системы. Сброс неочищенных вод в окружающую среду возбраняется. При наличии канализационной сети в населенном пункте, канализация тренажерного зала врезается в эту систему.

Требования пожарной службы

Основной и спорный вопрос по требованиям - это необходимость в автоматизированных системах оповещения о пожаре, управления эвакуацией и его тушения. Очень много зависит от габаритов помещения, количества людей, которое одновременно будет принимать ТЗ и разного рода помещений. Даже если внимательно проштудировать НПБ 110-03 , трудно определиться с тем, что нужно под конкретный спортзал. Придется либо обратиться к опытным проектировщикам, и довериться им. Либо предварительно выяснить вопрос в местных органах пожарного надзора.

Однозначно можно сказать, что:

  1. Любое закрытое спортивное помещение оборудуется средствами первичного тушения пожара:
  • огнетушители не менее 2 шт.
  • пожарный щит.
  1. Систему оповещения. Если будет заниматься не 1-2 человека, а как минимум 15-20 одновременно, нужно будет организовывать и систему управления эвакуацией.

Для спортивных сооружений такого типа требуется система оповещения, независимо от их размеров. Если ТЗ крупный 500-750 м 2 и имеет несколько помещений (например, зал велотренажеров и беговых дорожек, зал силовых тренажеров, разминочная), то выбирается СОУЭ-4 типа. Весь комплекс зонируется, подбор динамиков осуществляется в зависимости от размеров каждой зоны. Проектирование и выбор оборудование остается за проектировщиком. В качестве АУПС можно использовать, при наличии денежных средств, аспирационный извещатель типа VESDA.

Обязательно должен быть выполнен в цветном исполнении план пожарной эвакуации, разработаны инструкции по ППБ и правила поведения при пожаре. Эвакуационные выходы должны открываться в сторону выхода и не должны быть загромождены. Для среднего размера ТЗ обязательно предусмотреть аварийное освещение.

Работники ТЗ должны проходить регулярные инструктажи по ППБ, знать место расположения средств тушения пожара, уметь ими пользоваться. На них возлагается ответственность за помощь при эвакуации клиентам тренажерного зала.

Материалы, которые используются для покрытия стен, полов и путей эвакуации должны быть минимально горючими и разрешенными к использованию в спортивных заведениях. Например, требования к покрытию пола регламентированы СНиП 21-01-97 (пункт 6.25).

В маленьких спортзалах ответственным за ППБ является его владелец или управляющий. В более крупных, директор может назначить такое лицо приказом.